Лит.: Mujobuч. Менолог. С. 75-76, 349-361; Constantinides E. The Wall Paintings of the Panagia Olympiotissa at Elasson in Northern Thessaly. Athens, 1992. Vol. 1. Р. 90, 103, 105-106, 108, 195-197, 239-240; Vol. 2: Pl. 33, 58-59, 92-95, 102; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990; они же. Рус. житийные иконы XVI - нач. XX вв.: Кат. СПб., 1997; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003; Костромская икона XIII-XIX вв./Сост.: С. С. Каткова, Н. И. Комашко. М., 2004; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи из Архангельского музея изобраз. искусств. М., 2007. 2 т.; Τουτς Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθναι, 2010. Σ. 53, 56, 93, 106, 111, 151, 164, 189, 195, 231, 244, 264, 290, 308, 348, 356, 363, 372, 416, 421; Tomekovi S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011; Иконы Вологды нач. XVII-XVIII вв. Вологда, 2017; Виноградова Е. А., Кознева Л. М., Федышин И. Н. Вологодский иконописец Иван Григорьев Марков: Исслед. и кат. произведений. Вологда, 2018; Рус. икона в собр. Оренбургского обл. музея изобразительных искусств. Оренбург, 2019. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/2580372.html

407 Артур Стенли неточен. Кроме князя Владимира, равноапостольной в Русской Православной Церкви почитается его бабка, княгиня Ольга. (См.: Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий. 1990, с. 91–92. – Ред.). 408 Stanley А. Р. Lectures on the History of the Eastern Church (London: John Murray, 1908), p. 296. Курсив в оригинале. 409 Мы уже говорили о вмешательстве русского правительства в миссионерскую работу в Сибири. Об истории сект в России см.: Bolshakoff S. Russian Nonconformity (Philadelphia: Westminster Press, 1950). 410 Philippides L. The Duty and Possibilities of Evangelizing the Non-Christians//Porefthendes 8 (1966), p. 20–21. 411 Chrysostomos Constantinides. Lord’s Go Ye... ’ and the Theology//Porefthendes 3 (1961), p. 20. 414 См.: Paraskevas J., Frederick Reinstein. The Eastern Orthodox Church: A Brief History (Washington, D. C.: El Greco Press, 1969), p. 113–124, где приводится список именитых православных прихожан. Список не претендует на полноту – он предназначен для того, чтобы в глазах общественности поднять уровень Православия до самых высоких степеней престижности и авторитетности. 415 В оригинале употреблено словосочетание «православные Церкви». Множественное число должно дать представление о ситуации в Соединенных Штатах, где, как и в других местах диаспоры, не существует одной национальной Православной Церкви. Церкви разделены по языковому принципу (во многих пользуются языком своей бывшей родины) и по юрисдикции. Список различных православных Церквей Америки приводится в Paraskevas J. The Eastern Orthodox Church, p. 103–111. Более полный список, включающий сведения о местоположении, можно найти в Parishes and Clergy of the Orthodox, and Other Eastern Churches in North and South America (N. p.: Jount Commission on Co-operation with the Eastern and Old Catholic Churches of the General Convention of the Protestant Episcopal Church, 1963); BespudaA. Guide to Orthodox America (Crestwood, N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1965). Ситуация несколько изменилась с образованием Православной Церкви Америки, объединившей несколько православных Церквей в одну, и, как некоторые считают, эта Церковь некогда охватит всех православных Америки. Учреждение Православной Церкви Америки не вызвало никаких противоречий по поводу ее статуса, причем все стороны заявили о канонической поддержке. См.: St. Vladimir’s Theological Quarterly 15 (1971); Trempelas P. N. The Autocephaly of the Metropolia in America (Brookline, Mass.: Holy Cross Theological School Press, 1973), где представлены противоположные точки зрения. В настоящее время в Америке существует ряд православных Церквей, объединения которых пока не предвидится.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

358 У разных богословов по этому поводу могут встретиться разные мнения, что само по себе представляет некоторую трудность. Автокефальной называют Церковь , которая имеет право избирать себе предстоятеля (ей) или епископа (ов). Однако православное учение отвергает католическую точку зрения, согласно которой у Церкви должен быть земной глава, то есть папа: «Господь наш только о Себе Самом говорил как о Пастыре овцам... Это значит, что Церковь , Тело Христово, имеет во главе Христа... а наместника вместо Себя Христос не оставил» (Bulgakov S. The Orthodox Church [London: Centenary Press, 1935], p. 72). Существуют ограничения, в пределах которых глава автокефальной Церкви может действовать самостоятельно. Поскольку, согласно православному учению, вся Церковь является хранительницей и блюстительницей Православия и наделена благодатью Духа Святого, полноту Церкви представляет духовенство вкупе с мирянами. См.: Hamilkar Alivisatos. The Holy Greek Orthodox Church//The Nature of the Church I Ed. R. Newton Flew [London: SCM Press, 1952], p. 53. Поэтому формально некорректно говорить о том, что епископ является главой Церкви, даже если практически это именно так. Легкий протест против злоупотребления епископством звучит у Bulgakov S. The Episcopate//A Bulgakov Anthology/Ed. Nicolas Zernov and James Pain (Philadelphia: Westminster Press, 1976), p. 15–21. Важность епископства в православной традиции яснее обнаруживается в сакраментальном плане. Будучи живым звеном апостольской преемственности, епископ выступает гарантом непрерывности таинственной благодати, необходимой для жизни Церкви. См. главу Sacraments and Hierarchy и Meyendorff J. Orthodoxy and Catholicity [New York: Sheed and Ward, 1966], p. 1–16. 360 «Без языка человеческая культура почти ничто» (Howard, W. Law. [Grand Rapids, Mich.: Wm. B. Eerdmans, 1968], p. 89). 361 Выражение «евангельская нищета» встречается у многих современных авторов. См., например: George Khodre. Church and Mission//St. Vladimir’s Seminary Quarterly 6 (1962), p. 24; Chrysostomos Constantinides. Lord’s Go Ye.., and the Theology//Porefthendes 3 (Apr. – June, 1961), p. 20; Hatzinichalis N. Orthodox Monasticism and External Mission, p. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИАТИПОСИС ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ АФОНСКОГО Диатипосис преподобного Афанасия Афонского, ктиторский Типикон, составленный для устроенной святогорской Великой Лавры . В лит-ре встречается датировка Д. рубежом X и XI вв. (см., напр.: Byzantine Monastic Foundation Documents. P. 271), но, вероятнее всего, его создание связано с ранним периодом деятельности Афанасия Афонского на Св. Горе в 60-х гг. X в. ( Пентковский. Типикон. С. 133). В основе Д. лежит студийский Ипотипосис , текст к-рого был неск. дополнен и отредактирован, а также снабжен начальными главами о монастырских эпитропах и о порядке избрания и поставления игумена. В научный оборот Д. был введен архим. Антонином (Капустиным) , опубликовавшим частичный рус. перевод памятника ( Антонин (Капустин). С. 173-182, 199-212); научное издание по неск. рукописям Великой Лавры и рукописи Ath. Iber. 754, XVI в., было осуществлено Ф. М. Мейером ( Meyer. S. 123-130); текст иверской рукописи был также опубликован А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. С. 238-256). Литургическая часть Д. следует сразу после преамбулы и глав об эпитропах и об избрании и поставлении игумена; ее содержание соответствует Ипотипосису, отличаясь лишь в деталях (см., напр.: Мансветов. С. 65-68); литургические указания начинаются с подробного описания служб в 1-й день Пасхи , далее следуют отдельные предписания о периоде Пятидесятницы и о нек-рых праздниках, изложение завершается указаниями о Великом посте , празднике Благовещения Пресв. Богородицы и дисциплинарных правилах жизни в мон-ре. Д. является важным источником по истории литургической традиции Св. Горы (см. ст. Афон , разд. «Богослужение») и византийского богослужения в целом. Ист. и лит.: Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. горы. К., 1864; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885. С. 65; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XVII-XXXIII, 238-256; Byzantine Monastic Foundation Documents: A Compl. Transl. of the Surviving Founder " s «Typika» and Testaments/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 2000. P. 205-231; Пентковский. Типикон. С. Ю. Акишин Рубрики: Ключевые слова: ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря

http://pravenc.ru/text/171945.html

Several officials delivered remarks. Former Governor of New York George Pataki spoke of his resolute commitment from the start to the rebuilding of Saint Nicholas. Architect Santiago Calatrava said that in his design for the new church edifice, his inspiration came from Hagia Sophia, in Constantinople. Senator Charles Schumer said that this day “is a testament to the courage of our spirit.” Patrick Foye, Executive Director of the Port Authority of New York and New Jersey, spoke of the resolve of two men, the Archbishop and the Governor that led to this day of celebration. Metropolitan Methodios of Boston read a letter from His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew. Concelebrating the ground blessing service with Archbishop Demetrios were Metropolitans Iakovos of Chicago, Methodios of Boston, Alexios of Atlanta, Nicholas of Detroit, Savas of Pittsburgh, Gerasimos of San Francisco and Evangelos of New Jersey. Assisting the Hierarchs were Frs John Touloumes and John Romas, Archdeacon Panteleimon Papadopoulos and Deacon Eleftherios Constantine. Also present at the ceremony were the Chancellor of the Archdiocese Bishop Andonios of Phasiane and the Chief Secretary of the Synod Bishop Sevastianos of Zela. Religious leaders included Metropolitan Joseph (Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America), Metropolitan Tikhon (Orthodox Church in America), Bishop Nicholas (Russian Orthodox Church Outside of Russia), Bishop Daniil (Bulgarian Eastern Orthodox Diocese of the USA, Canada, and Australia), Bishop Daniel (Ukrainian Orthodox Church of the USA) and Roman Catholic Bishop Gerald Walsh, representing Cardinal Dolan. Other officials present included former U.S. Senator Paul Sarbanes, Congresswoman Carolyn Maloney and Congressman Jerry Nadler, former Mayor of New York David Dinkins, New York State Senators Dean Skelos and Michael Giannaris; and Assemblywomen Aravella Simotas and Nicole Malliotakis, NYC Public Advocate Letitia James and NY Councilman Costa Constantinides. Greece was represented by Ambassador to the United Nations Michael Spinellis and Counsul General in New York Goerge Iliopoulos. Cyprus was represented by Minister of Health Philippos Patsalis and Consul General Ambassador Vasileios Philippou.

http://pravmir.com/ground-blessing-saint...

 См.: Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founder’s  Typika  and Testaments/J. Thomas, A. Constantinides Hero, eds. Washington (DC), 2000. P. 1710–1711.  Ср.:  Пентковский А.М.  Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 307.  Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 110.  Ibid. P. 226.  Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III: Les regestes de 715 à 1206/Par V. Grumel; 2 ème  éd. par J. Darrouzès. Paris, 1989. P. 478–479. 1021.  Цитата из Вальсамона:  λλης, Ποτλς.  Σνταγµα… Τ. 4. Σ. 419–420; о самом постановлении: Les regestes… P. 531. 1089. Точная дата издания постановления неизвестна; в публикациях могут приводиться даты 1166 либо 1168 г., без убедительных оснований.  См.:  Виноградов А.Ю., Желтов М.,  свящ. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2018 [в печати].   .  Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 1598.   http://uk.wikipedia.org/wiki/Дванадцять_страв .  Это относится и к таинству Брака: в Греции венчания могут совершаться вплоть до 18 декабря, когда начинается предрождественский пост (в настоящее время Элладская Церковь отмечает Рождество по новому стилю).  Интересный материал для истории Рождественского поста могло бы дать изучение древнейших источников о нем у нехалкидонитов. В отсутствие детального исследования этой темы можно отметить лишь следующее. У армян пост перед Богоявлением (которое не отделено от Рождества) продолжается пять дней (с 1 по 5 января н. ст.) – то есть именно столько, сколько указывает Феодор Вальсамон; при этом он предваряется еще двумя постами: с 19 по 23 ноября и с 10 по 14 декабря, первый из которых (если не оба), вероятно, возник в эпоху крестовых походов под прямым влиянием латинского Адвента. У коптов Рождественский пост продолжается 43 дня (с 25 ноября по 6 января н. ст.), причем первые три дня осмысляются как позднейшее прибавление, так что без них продолжительность поста совпадает с православным; имеются данные об установлении сорокадневного поста перед Рождеством коптским патриархом Христозолом в XI веке – возможно, под византийским влиянием. Некогда сорокадневный Рождественский пост практиковался и у сиро-яковитов; впрочем, он был быстро сокращен до 24 или 25 дней, а с 1946 года, по решению сиро-яковитского патриарха Ефрема I Бар Саума, его продолжительность установлена в 10 дней.

http://pravoslavie.ru/108588.html

The deserted villages were plundered and burnt – often before the very eyes of the evicted. On the deportation march, people were treated with utmost cruelty: they did not receive almost any food, were forced to march forward for hours and days on end without rest over the wilderness, under the rain and the snow, so that many of them, unable to endure the hardships, dropped dead from exhaustion and illnesses. The convoy men raped women and young girls, shot people for a slightest reason, and sometimes without a reason at all. Most of the deported died on the way; but even those who survived the deportation march, found themselves in a no better situation – the places of destination turned out to be real “white death” camps. In one of such places, the village of Pirk, the deported inhabitants of the city of Tripoli were kept. According to the reports of the survivals, out of 13.000 Pontians who had been sent to Pirk, only 800 survived.   In 1917, the October revolution took place in Russia, and power was seized by the Bolsheviks. Immediately after the signing of the Treaty of Brest-Litovsk, the Russian troops left Trebizond, abandoning its people to the mercy of fate. The Turkish army and the “chet” (criminal gangs, unofficially encouraged by the Turkish government) poured into the city and the surrounding villages, robbing and killing. To escape death, many Pontian families of eastern Pontus fled to the Caucasus.   But the struggle for independence, once started, could not be stopped. On the Russian territory, in the city of Rostov, the local Pontian activists formed the Central Pontian Committee; people were donating money and weapons for the struggle, while Constantine Constantinides was sending proclamations from Marseille to the inhabitants of Pontus and the leaders of the European states.   In the meantime, the guerrilla resistance movement in the mountains of Pontus gathered force. The regions of Pafra, Sanda, and Ordu became the main centres of the struggle; soon guerrilla troops appeared in Trebizond and Kars, too.

http://pravmir.com/article_978.html

Münch., 1977. S. 124-173; idem. Griechische Theologie. S. 38-41; idem. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien 865-1459. Münch., 2000. Passim; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 236-237, 455; Γνης Δ. Π. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980. Passim; Medvedev I. P. Neue philolosophische Ansätze im späten Byzanz//JÖB. 1981. Bd. 31. S. 529, 532, 543; он же. Особенности филос. мысли в Византии XIV-XV вв.//Культура Византии. М., 1991. T. 3. С. 243-250; он же. Ренессансные тенденции поздневизант. культуры//Там же. С. 226-228; Constantinides-Hero A. Some Notes on the Letters of Gregory Akindynos//DOP. 1982. Vol. 36. P. 221-226; Darrouz è s J. Lettre anonyme au Patriarche contre Akindynos (1341-1342)//Δπτυχα. 1986/87. T. 4. P. 1-4; Talbot A. -M. , Constantinides-Hero A. Akindynos, Gregory//ODB. Vol. 1. P. 45-46; Гукова С. Н. Естественнонаучные знания в палеологовский период//Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 364-368; Киприан (Керн), архим. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. С. 29-55, 63-66, 300, 314; Flogaus R. Der heimlische Blick nach Westen: Zur Rezepzion von Augustins De trinitate durch Gregorios Palamas//JÖB. 1996. Bd. 46. S. 277, 297; Δημητρακπουλος Π. Αγουστνος κα Γρηγριος Παλαμς Τ προβλματα τν ριστοτελικν κατηγοριν κα τς τριαδικς ψυχοθεολογας. Αθναι, 1997; Васильев. История. C. 372, 374-378, 436-442; Μσχος Δ. Ν. Πλατωνισμς Χριστιανισμς; ο φιλοσοφικς προποθσεις το Αντιησυχασμο το Νικηφρου Γρηγορ (1293-1361). Αθνα, 1998. Σ. 15-110, 133-141, 166-185, 199-272; Барабанов Н. Д. , Коновалов Г. А. Григорий Акиндин и Варлаам Калабрийский: метаморфозы отношений//АДСВ. 1999. Вып. 30. С. 294-302; Морозова К. И. Григорий Акиндин: диалог с колеблющимся//Там же. С. 303-307; Oberdorfer B. Filioque. Geschichte und Theologie eines ökumenischen Problems. Gött., 1999. S. 210, 217; Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Вост. Европе в XIV в.// Он же. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.

http://pravenc.ru/text/166796.html

     “After I discovered iconography it was double, how do you say, two things at once,” Diamantopoulos said. “I am in love with the church. Also, I am in love with art.” Now, 40 years later, he’s a world-renowned iconographer with works in churches all over the globe. He travels whenever he’s not working in one of his studios to meet with churches and install the icons. After he’s done in Dallas he has appointments in London and Barcelona. “I feel a great responsibility through the iconography here to [pass down] faith for the next generations,” Diamantopoulos said. “I don’t call this a business. It’s a ministry.” He mainly works with Greek Orthodox sanctuaries but has also installed icons for Serbian, Antioch, Ukrainian and an Indian Orthodox church in Chicago. One of his largest works, the Assumption of the Theotokos Cathedral in Denver, features huge images of Christ, the Virgin Mary and dozens of saints. It’s been compared to the Sistine Chapel, Diamantopoulos said. “Of course, I’m no Michelangelo,” he said, “but I’m doing my best.” Orthodox iconographers work within the confines of strict dogmatic rules. The style of the art is set. The brush techniques and installation have been passed down for centuries. Even the placement of the icons in the church has to be regulated. For example, in the apse — the rounded alcove behind the altar — of the sanctuary there must always be a large image of the Virgin Mary. In the dome of the church, there must be an image of Christ, surrounded by saints or angels. Diamantopoulos meets with church officials to take measurements and plan the icons. He offers suggestions which are usually adopted, he said, “because I’m the expert in this kind of work.”      He’d been to Holy Trinity before and had installed the first phase of iconography in the mid-1990s when the church first opened. As the church approached its 100th anniversary, Constantinides had a specific vision for how he wanted the sanctuary to look. In the back of the church, over the choir loft, he wanted Old Testament stories like Noah’s ark. He wanted the stories to depict the New Testament down the main aisle, with the Passion and Crucifixion at the front in the transepts. Then, in the apse, Constantinides wanted to see stories about the Resurrection.

http://pravoslavie.ru/82449.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вы искали: «Constantinides». Такого документа нет в нашей базе данных. Возможно, он ещё не опубликован. Попробуйте воспользоваться полнотекстовым поиском . Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Constantinides ...

   001    002    003    004    005    006   007     008