125 Можно ли и в какой степени здесь говорить о древнем языческом культовом представлении и nuditas sacra, на возможность которого мне любезно указал аббат J. Herwegen, исследовано в моей книге о религиозном значении монашеской одежды. Ср.: Oppenheim Ph. Symbolik und religiöse Wertung des Mönchskleides im christlichen Altertum, vornehmlich nach Zeugnissen christlicher Schriftsteller der. Ostkirche. Münster i. W., 1932. S. 1ff. 126 Женщина, которую авва Зосима встретил без одежды в пустыне, бежала от него, и он толко с трудом смог ее догнать (Sophronius. Vita S. Mariae Aegyptiacae Meretricis 8//PL 73. Col. 677 B, C). Похожее рассказывается об одном старце, которые бежал от более молодого отшельника (Verba Seniorum=Vitae Patrum 6. 3. 10//PL 73. 1008); ср. также сообщение Сульпиция 130 Antonius. Regulae et Praecepta ad filios suos Monachos 3//PL 103. Col. 425 A) „neque cubes super eadem storea cum minore te». – Regulae et Praecepta. 7//PL 103. Col. 425A: „nec appropiare sinais ad te mulierem, nec permittas ingredi domicilium tuum...». – Regulae et Praecepta. 48//PL 103. Col. 428B: „si cubaveris in aliquo loco, ne tegas te uno eodemque stragulo simul cum alio». – Ср. это и другое соответствующее предписание в издании A. Ecchellensis//PG 40. Col. 1065–1074 . – Isaias. Praecepta seu consilia posita tironibus in monachatu 1//PL 103. Col. 429A: „Cave ne comedas cum mulfore, aut fraternitatem ineas cum puero, aut dormias cum adolescente super eadem storea. Cum exuis vestem tuam, ne upicias corpus tuum». – Praecepta seu consilia posita. 18//PL 103. Col. 430 A: „ne cubes cum alio sub eodem stragulo. Ora multum ante cubitum, quamvis defatigatus sis ab itinere». – Praecepta seu consilia posita 19/PL 103. Col. 430A: „ne permittas ut quisquam ungat oleo corpus tuum...». – Regula III Patrum ad monachos 4//PL 103. Col. 445AB. – Regula Orientalis 10//PL 103. Col. 478B; 484A: „nemo alteri loquatur in tenebris; nullus in psiatho cum altero dormiat; manum alterius nemo teneat; sed sive steterit, sive ambulaverit, sive sederit, uno cubito distet ab altero». – Похожие предписания также в: Pachomius. Regulae Monasticae 55–57//Albers 34–35; Benedictus. Regula Monachorum 22 и др.; Verba Seniorum=Vitae Patrum V. 5//PL 73. Col. 873 /888. – ср. также: Schiwietz St. Das morgenländische Mönchtum 1. Mainz, 1904. S. 230, 241–254, 267–268. – Idem. II (Mainz, 1913) S. 62–64 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

668 Bohringer. Die alte Kirche. 2-ter Teil. 411; Beuzart Р. Essai sur la thèologie d’Irènee Paris, 1908. Р. 25–26. 672 «Der Gnosticismus verhalt sich in dieser Hinsicht ganz anders, at die modernen Formen der Heterodoxie, welche mit der Ueberlieferung absichtlich brechen. Ritschl. Die Entstehung der altkath Kirche». 338–339. 673 Contra haer. I, 25, 5. PG. Т. 7. CoL. 685A Сочинения. С. 94. Cfr.: Excerp. ех Theod. 66. GrchSck 17. 128, 24–26. 674 Col. 703A Сочинения. С. 107. Cfr.: I, 3, 2; II, 27, 2. PG. Т. 7. Col. 469A, 803C. Сочинения. С. 27, 189. 678 «Βασιλεδης τονυν κα σωpος… φασν εpικναι Ματθαν ατος λγους ποκpφους, ος κουσε παp το Σωτpος κατ δαν διδαεχς». Hippol. Philos. VII, 20. PG. Т. 16. Col. 3302B. Cfr.: Clem. Alex. Strom. II, 9, 45, 4. GrchSch. 15. 137, 2–3. VII, 13, 82, 1; VII, 17, 108, 1. GrchSch 17. 58, 20–21, 76, 22 (PG. Т. 8. Col. 981A; t. 9. Col. 5l3B, 552B). 679 Hippol. Philos. V, 8: « Τατα, φησν, στ τ το πνεματος ητα μαστpια, μες σμεν μνοι». PG. Т. 16. Col. 3146C–3147A Gfr. Tertull. De praescr. С. 24. «Hos se aliqua haeresis sequi affirmat». PL Т. 2. Col. 43А Iren. Contra haer. II, 30, 7. PG. Т. 7. Col. 819–820. Сочинения. С. 202–203. То же самое свидетельствует о маркионитах армянски писатель V века Езник (Wardapet Eznik von Kolb). См. его сочинение «Против сект», кн. 4, гл. 3. Перевод этого сочинения сделал Ioh. Michael Schmid («Bibliothek der alten arbienichen Literatur in deutschen Uebersetzung», herausgegeben von der Wiener Mechitharlsten-Congregation. Bd. Wien, 1900. 180–181). 681 Clem Alex. Strom. VII, 17, 10, 4. CrchSch 17. 75, 15–18 (PG. Т. 9. Col. 549A). Подробно о тайном предании гностиков см.: Liechtenhan. Die Offenbarung im Gnoticismus. 45–50; Ritschl А. Die Entstehung der altkath. Kirche. 339–340; Thomasius. Dogmengeschichte. 124–125. 683 Tertull. De praescr. С. 6: «Acceptam а Christo disciplinim fideliter nationibus assignaverunt». PL Т. 2. Col. 21А Cfr.: Contra haer. III, 5, 1: «Апостолы чужды всякой лжи, ибо ложь не соединяется с истиною, как тьма со светом, но присутствие одного исключает другое». – PG. Т. 7. Col. 858A. Сочинения. С. 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

78 Один современник Василия Великого , примыкающий к школе сирийской, именно св. Кирилл иерусалимский (315 – 386), а также оставил хорошее описание творения, спокойное и исполненное верных и остроумных замечаний, в своем катехизисе IX. Migne, Patr. gr. t. XXXIII, col. 641 – 656. По самому предмету и по манере, которою излагается это рассуждение, часто приписывали его св. Василию. См. ibid., Praeloquium, col. 635. 83 ω χα . Беседа 1 на Шестоднев, 6. Мы уже видели выше, что слово ω употреблялось для обозначения совместного творения. 84 Hom. I in Hexaem. 7. Ibid., col. 20. Нелишне заметить, что св. Василий, говоря, что стихии были созданы вместе с небом и землей, не включает сюда поименно растений и животных, как это делал позже Григорий Нисский , его брать, о чем будет сказано ниже. 85 Крюпс, в своем Essai critique sur I’Hexameron de S. Basile так именно объясняет мысль св. отца, рр. 50–51. Сма. S. Basile. Hom. IX in Hexaem. IV, col. 37. Это мнение было заимствовано у стоиков, которые, производя от , думали, что сначала мир представлял собою лишь огромное собрание жидких элементов. 86 Hom. II in Hexaem., 8, ibid., col. 49. Св. Василий, хотя и не говорит этого прямо, предполагает, что небо и земля с их формой и четырьмя стихиями были сотворены раньше шести библейских дней творения. Hom. II in Hexaem., 8, ibid., col. 48; Hom. II, 1, col. 52. 87 Быт.1:5 . Семьдесят переводчиков перевели еврейское слово эхад словом вместо , как должно бы перевесть. Уважение, с которым отцы относились к наималейшим словам Библии, побуждало их думать, что и в слове сокрыта какая-нибудь тайна. 93 Это мнение высказывали Эмпедол, около 470 г. До Р. Хр.; Плутарх, Philosophorum placita, 9, p. 518, edit. Reiske; I. Флавий, Ant. jud., 1. I; Севериан Габальский , Orat. II de Creat. mundi, n 3, t. LVI, col. 442; Феодорит Кипрский, Quacst. in Gen. Interr. XI, t. LXXX, col. 91. Амвросий Медиоланский (Hexaem., 1. I, c. VIII, n 28, t. XIV, col. 138) говорить: coelum ut fumus solidatum. Св. Василий, между тем, допускает твердое небо, придавая греческому слову, употребленному 7-ю переводчиками для обозначения тверди, , этимологическое значение, которого в нем нет. Hom. III in Hex., n 4, t. XXIX, col. 60–61. Григорий Нисский поправляет в этом отношении своего брата. Hexaem., t. XLIV, col. 80 – 81.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Tunc autem hoc sine labe pacis et unitatis, et sine laesione frumentorum fieri potest, cum congregationes Ecclesiae multitudo ab eo crimine quod anathematur, aliena est. PL., t. 43, col. 92. Cfr. Breviculus collationis cum Donatistis, dies 3, 9, 16 : quamvis debeat vigilare ecclesiastica disciplina, ad eos non solum verbis, sed etiam excommunicationibus et degradationibus corripiendos, tamen non solum in ea latentis nesciantur, sed plerumque propter pacem unitatis etiam cogniti tolerentur. PL., t. 43, col. 632. 3431 Tunc etiam ille et timore percutitur, et pudore sanatur, cum ab universa Ecclesia se anathematum videns, sociam turbam cum qua in delicto suo gaudeat et bonis insultet non potest invenire. Contra epist. Parmeniani. III, 2, 13. PL., t. 43, col. 92. 3433 Contra epist. Parmen. III, 2, 14 : jam propter multitudine non poterant ita corripi, ut ab eorum conjunctione se caeteri continerent, et eos erubescere facerent. PL., t. 43, col. 93. 3435 Contra epist. Parmeniani, III, 2, 15 : Haec qui diligenter cogitat, nec in conservatione unitatis negligit disciplinae severitatem, nec immoderatione coercitionis disrumpit vinculum societatis. PL., t. 43, col. 94. Contra litt. Petil. III, 3, 4. PL., t. 43, col. 349. В Retract. II, 17 Августин на основании греческого текста исправляет данное в Contra epist. Parmen. толкование 1Кор.5:13 : sic potius intellegendum ut homo malus auferatur ex hominibus bonis, quod fit per ecclesiasticam disciplinam. PL., t. 32, col. 637. О церковном отлучении по Августину см. С. Romeis. Das Heil des Christen ausserhalb der wahren Kirche. SS. 40 flgg. 3436 De moribus Ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum lib. I, cap. 34, 76. PL., t. 32, col. 1342. 3437 Contra epist. Parmeniani III, 2, 8 . PL., t. 43, coll. 88–89. Epist. 93, 10, 36: unitatem orbis terrae atque omnium gentium et diligendo tenuit, et disputando defendit. PL., t. 33, col. 339. 3439 Contra epist. Parmeniani III, 2, 11 : Quid eis prodest quod avaros et rapaces, modo se vel non habere in congregatione sua, vel incognitos sibi esse mentiuntur, quandoquidem fuerunt tales in illa unitatis Ecclesia, unde isti exortos se sic jactant, et eam in sua sola societate, id est, in communione Donati remansisse persuadere conentur? Si enim dicunt per talium communionem perire Ecclesiam, cur eam non dicunt jam Cypriani periisse temporibus? PL., t.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Текст: Migne, Patrol. curs. compl., s. 1., t. 42, col. 819–1098.– Исагогические сведения о сочинении бл. Августина «De Trinitate Dei libri XV» прежде всего см. в Admonitio in libros De Trinitate. Migne, t. 42, col. 815–818 cnfr. Augustini Epist. CLXXIV ad Aurelium. Migne, t. 33, col. 758, а также (в качестве Praefatio) самое соч. De Trinit D. I. I, n. n. 1–6. Migne, t. 42, col. 819–823. Библиографического характера данные о сочинении Августина «De Trinitate» содержатся еще в Augustini Retractat. lib. II, cap. XV, num. 3. Migne, t. 32, col. 635–636. Epist. CLXXIV ad Aurelium. M. t. 33, col. 757–758. Epist. CXX, с. III, n. 13. M. t. 33, col. 459. Epist. CXLIII, n. 4. M. t. 33, col. 586–587. – Позднейшая библиографическая литература о «De Trinitate» бл. Августина: Gennadius. Lib. de Scriptor. eccles. c. 38. Cassiodor. Institut. divin. Litter. c. 16. Cnfr. Maurin. Vita s. Augustini episcopi lib. IV, cap. XII, n. 9. Migne, t. 32, col. 266–268. Migne, t. 47, col. 27 cnfr. col. 520–526. L. S. le N. de Tillemont. Memoires pour servir à l’histoire ecclésiastiques des six premiers ciècles. Paris 1693–1712. Art. CXV, pp. 295–298. Dr. R. Ceillier. Histoire génerale des auteurs sacrés et ecclésiastiques. Paris. 1744. t. XI, § VIII, pp. 652–666. I. Nirschl. Lehrbuch der Patrologie und Patristik. Mainz. 1883. Bd. II, S. 444. J. Fessler – B. Jungmann. Institutions Patrologiae. Oeniponte. 1892. Т. II, 1. Pp. 283–284. Prof. O. Bardenhewer. Patrologie. Fr. im Br. 1910. Aufl. 3. Ss. 418–419. Dr. J. Schwane. Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Münster. 1869. § 20. S. 225. Dr. Ad. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Fr. im Br. 1888. Bd. II. Ss. 295–296. Dr. R. Seeberg. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Leipzig. 1908. Bd. I. XV, 3. § 5. Prof. Th. Gangauf. Des heiligen Augustinus speculative Lehre von Gott dem Dreieingen. Augsburg. 1865. Einleitung. Ss. 1–34. (Cp. Его же. Metaphysische Psychologie des heil. Augustinus. Augsburg. 1852. Gs. 17–18). C. Bindemann. Der heilige Augustinus. Greifswald. 1869. Bd. III. Ss. 709–745. Fr. u. P. Böhringer. Aurelius Augustinus, Bischof von Hippo. Stuttgart. 1878. II. Hälfte. S. 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1Кор.14:32 .Таким образом, богословие должно констатировать тот факт, что в св. Писанин мы не находим данных для учения об экстазе, как состоянии всецелой отрешенности от собственной личности, сопровождающейся полным подавлением деятельности разума и совершенным помрачением самосознания. Епифаний Кипрский , поэтому, справедливо противополагает, так понимаемому, слову ’κστασις термин κατα’στασις, понимая первое в смысле пребывания пророка, получающего откровение, в сознательном состоянии (lib. cit. col. 860А). Такое противопоставление этих понятий встречается и у других свв. отцов и вообще у греческих писателей. Cp. E. А. Sophocles, р. 442. Cnfr. 646.Наиболее близко к духу библейских примеров подходят следующие описанные в памятниках истории аскетизма случаи экстатического состояния. Авва Силуан, сидя однажды с братиею, пришел в экстаз, и пал на лице свое. Вставши, спустя некоторое время, стал плакать. После долгих просьб братии, он объяснил свое состояние так: «я восхищен был на суд и видел, что многие из нашего рода шли в муку, а многие из мирян шли в царствие небесное. Apoplithegm. Patrum, col. 408D § 2. (Cnfr. Verba Seniorum. III. § 15, col. 862CD). В другой раз вошел к нему ученик его Захария и нашел его в экстазе, причем руки его были протянуты к небу. По просьбе ученика, когда это состояние окончилось, авва объяснил ему: «Был я восхищен на небо И видел славу Божию; там Я находился до сего времени, а теперь отпущен». ibid., col. 409A, § 3 (cnfr. Verba Sen. I, 1, col. 993A). Однажды Авва Пимен был в экстазе. Присутствовавшему здесь Авве Исааку он, по окончании этого состояния, объяснил: «Помысл мой был там, где св. Мария Богородица стояла и плакала при кресте Спасителя». Lib. cit., col. 357В, § 144. В памятнике, известном под именем Pratrum spirituale, не раз описываются аналогичные случаи, причем они обозначаются выражением: repente fieri in cxstasi (c. XIX. col. 129ABC); in excessu mentis effieri, c. XLIV, col. 142D; c. LXV, col. 149D; c. LXVI, col. 150A; c. CV, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

in Ps. 7//PG. 29. Col. 237). Святитель описывает судилище (δικαστριον) Христово: на престоле сядет всеобщий Судия (κριτς) (с Ним будет судить и Св. Дух - De Spirit. Sanct. 16. 40), перед Которым предстанут все живые существа (πσα κτσις), свидетельствуя о содеянном. К согрешившим будут приставлены страшные ангелы, грешники попадут в пропасть и глубокую тьму, где их будут пожирать черви, а они будут мучиться муками вечного позора и стыда (Hom. in Ps. 33//PG. 29. Col. 369-372). При этом Суд учтет разные обстоятельства: так, по-разному будут судимы иудей и скиф (Hom. in Ps. 7//PG. 29. Col. 240), рассматриваться будут не отдельные события, но вся жизнь (Hom. 20//PG. 31. Col. 536). Суд воздаяния (δικαα κρσις τς νταποδσεως) справедлив (Moral. reg. 1. 2) и милостив (Hom. in Ps. 32//PG. 29. 332). Однако приговор Судии не будет отменен - нет прощения тем, кто не раскаялся (De jud.//PG. 31. Col 672), а наказанию подлежит не только содеянное зло, но и несодеянное добро (Ibid. Col. 673) - они лишатся Св. Духа, души их навсегда (ες τ παντελς) будут находиться в отчуждении (λλοτρωσις) от Него (De Spirit. Sanct. 16. 40). От всех наказаний за грехи нет избавления после смерти (Ep. 46. 5), наказания же эти будут разного рода (Asc. br. 267//PG. 31. Col. 1265). В мучениях грешников В. В. усматривает не только душевные, но и телесные мучения ( Макарий (Оксиюк). 1914. С. 236). 3. Жизнь вечная. Праведников, согласно В. В., ожидает награда - восстановление (ποκατστασις) в раю, дерзновение (παρρησα) именовать Бога своим собственным Отцом (De Spirit. Sanct. 15. 36), лицезрение Бога (Hom. in Ps. 33//PG. 29. Col. 377), совершенное знание Его (Adv. Eunom. III 7); жизнь будет единообразна (μα ζω κα μοντροπος - Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 492). Святитель называет вечную жизнь по-разному: блаженное пребывание (μακαρα διαγωγ - Hom. in Ps. 48//PG. 29. Col. 432), вечный покой (νπαυσις αωνα - Hom. in Ps. 114//PG. 29. Col. 492; ср.: Moral. reg. 10. 2). Прообразом (προδιατπωσις) этой жизни является Евангелие (De Spirit.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

259  Занятия Евсевия Эмесского математикой, истолкованные эмесянами ложно, как μρος ποτελεσματικν τς στρονομας, т. е. в смысле занятия его гаданием по звёздам, было причиной возмущения их против него – Sozom. Hist Eccl. III, 6 . PG LXVII, col. 1045; русский перевод 174 стр. Подробнее см. Augusti I. PG LXXXVI. 1, col. 473–478. 260  Zeller Ed. Die Philosophie der griechen in ihrer geschichtl. Entwicklung III Th. 2 Abth. Leipzig. 1868. 633–635 SS. 264  Источники не представляют данных, чтобы более или менее точно определить, когда началось епископство Силуана. Известно, что в 351 году он уже подписал сирмийскую формулу, как епископ, и был преемником по кафедре Антонию, учителю Аэция (Philostorguis III, 15. Ed. Bidez 45–46; русский перевод 347). 269  Тип миссионера-монаха особенно был дорог св. Иоанну Златоусту . Он сам был таким, и других поощрял к такой же деятельности – см., например, письма его к пресвитеру Николаю (Epist. 69. PG LII, col. 646; русский перевод III. 2, 670), к пресвитерам и монахам, проповедующим в Финикии веру язычникам (Epist. 123. PG LII, col. 676–677; русский перевод II, 2. 729). 271  Из фрагментов его – Contra fatum. PG CII, col. 829–877. Ср. отзывы о Диодоре – Harnack, DG. II, 1165, ср. его же – Diodor von Tarsus. Vier pseudojustinische Schriften, als Eigentum Diodors (Texte und Untersuch. B. VI, 4 H. S. 239), Дюшен Л. Ист. древней Церкви. Русский перевод цит. изд. 404 стр. Ermoni V. Diodore de Tarse et son role doctrinal. Le Muséon 1901. 433, 435 p. 274  Поборником истины называет св. Евстафия св. Афанасий – Hist. arian. 4. PG XXV, col. 697–698; русский перевод ч. II, 108 стр. Причина удаления Евстафия заключалась в его мужественной защите никейской веры – об этом мы можем видеть свидетельства – Athan. Hist. arian 4. PG cit. loc; Sozom. H. Eccl. II, 19 . PG LXVII, col. 981–982; русский перевод 121; Socr. I, 23–24. PG LXVII, col. 141–144; русский перевод 94–95; Theodoretus. H. Eccl. I, 21 . Ed. Parmentier 70–72 S; русский перевод 85–87 стр. Philostorgius. H. Eccl. II, 7 . Ed. Bidez 19 S; русский перевод 325 стр. Ср. Hieronymus. Apol. contra Ruf. III, 42. PL XXIII, col. 488; русский перевод ч. V, 142 стр. Правда, мотивом изгнания св. Евстафия выставляются и другие мотивы, например, оскорбление царской семьи (Athan. Hist. arian. 4 cit. loc.), тиранию Евстафия (apud. Theodoretum I, 21. Ed, cit. 72 S; русский перевод 86), но подлинная причина изгнания Евстафия – мужественная борьба его с арианами. Подробный разбор указанных причин изгнания Евстафия не входит в нашу задачу – об этом см. Cavallera. Cit. op. Le Schisme d’Antioche pp. 36–40; 58–64. Salaville S. Eustathe d’Antioche – DCT (Vacan – Mangenot). V v., col. 1556 – 1561. Loofs Eustathius RE 3 B. V, 626; Ср. Venables DChB. II v., 382–383 p; Спасский A. A. Цит. соч. Ист. догм. движений в эпоху всел. соб., стр. 296. Н. Кудрявцев. Евстафий Антиохийский  – Богословский Вестник. 1900, II т. стр. 66–74.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Поел. 56. PG. 77. Col. 320.    Ссылки см. выше.    Слово 82, 2. PL 54. Col. 423.    Ibid. 3. Col. 424. Понятие «главы мира» (caput mundi или caput orbi) в применении к Риму является обычным римским выражением, часто употреблявшимся св. Львом.    Ер 24 (Ер 2 в Acta conciliorum oecumenicorum (далее: АСО). T. II. Vol. 4. P. 2).    «Через святую кафедру блаженного Петра, ты (о Рим) поклонением Богу достиг более обширной власти, нежели посредством земной власти». Sermo. 82, l, PL 54. Col. 423A.    Sermo. 3, 3, PL 54. Col. 146B.    Ullmann Walter. The Growth of Papal Government in the Middle Ages. A Study of the Ideological Relation of Clerical to lay Power. London, 1955. P. 3; ср. также: Idem. Leo I and the theme of Roman Primacy//Journal of Theological Studies (далее: JTS). 11. London (1960). P. 25—51.    Sermo. 4, 4. PL 54. Col. 152A.    Ср. со знаменитыми словами св. Иринея (Против Ересей III, 3, 2), которые, будучи переводом с греческого, могут просто означать «древность» (principium — ρχ; principalitas — ρχαιτης). Во всяком случае, здесь вряд ли предполагается власть юрисдикции.    Неудивительно, что имперская канцелярия, сильно благоволившая папе Льву, даже когда двор был в Равенне, избегала все же употребления термина principatus в обращении к нему (ср.: Ullmann. Ibid.).    A domino acceperit principatum. Ер 9. Praef, PL 54. Col. 625A; термин principatus был уже присвоен Римской церкви Бонифацием I в 422 г. (ср.: PL 20. Col. 778), но его употребление было исключением.    Sermo. 4, 2. PL 54. Col. 149—150; в письмах и проповедях Льва есть много параллельных текстов. Он даже говорил о «полноте власти» (plénitudepotestatis) папы (Ер 14, 1. PL 54. Col. 671), что было ключевым выражением в позднесредневековых определениях папской власти; ср.: Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. London, 1941. P. 64—85.    См. мой обзор таких текстов у греческих авторов: Meyendorff J. et al. The Primacy of Peter in the Orthodox Church. London, 1963 (статья St. Peter in Byzantine theology).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Г. И. Беневич, кратко рассмотрев аргументы Д. Краусмюллера и П. Грея, имеющие, как было отмечено, церковно-исторический и стилистический характер, приходит к заключению, что «вопрос датировки жизни и деятельности Леонтия Иерусалимского можно считать на настоящий день в патристике открытым. Аргументы Краусмюллера пока не заслужили окончательного признания» 1725 . Однако, если принять во внимание также и аргументы богословского характера, то вероятность признания гипотезы Д. Краусмюллера представляется величиной исчезающее малой. Список источников и используемой литературы I. Источники 1 . Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. 2 . Anastasius Antiochenus. Oratio III de divina oeconomia, id est incarnatione//PG 89. Col. 1335B-1348D. 3 . Anastasius I. von Antiochien. Jerusalemer Streitgesprach mit einem Tritheiten//Traditio. 1981. Bd. 37. S. 79–108. 4 . Anastasius Sinaita. Viae dux/K.-H. Uthemann, ed. Turnhout; Leuven, 1981. 5 . Antiochus Monachus. Homilia 130//PG 89. Col. 1841A-1849B. 6 . Cyrillus Alexandrinus. De Sacrosancta Trinitate [dubia]//PG 77. Col. 1119A- 1173D. 7 . Ephraem Antiochenus. Apologia concilii Chalcedonensis ad Domnum et Ioannem//PG 103. Col. 988С-1008А. 8 . Eulogius Alexandrinus. Contra Severum et Timotheum haereticos//PG 103. Col. 940B-949D. 9 . Eulogius Alexandrinus. Contra Theodosium et Severum//PG 103. Col. 949D- 953A. 10 . Eulogius Alexandrinus. Invectiva oratio//PG 103. Col. 953A-956D. 11. Eustathius Monachus. Epistola ad Timotheum Scholasticum de duabus naturis adversus Severum//PG 86. I. Col. 901C-941B. 12 . Georgius Pisida. Contra impium Severum Antiochiae//PG 92. Col. 1621A- 1676B. 13 . Georgius Pisida. De expeditione Heraclii Imperatoris contra Persas//PG 92. Col. 1197A-1260A. 14 . Ioannes Damascenus. De haeresibus compendium unde ortae sint et quomodo prodierunt//Die Schriften des Johannes von Damaskos/P. B. Kotter, Hrsg. B.: De Gruyter, 1981. Bd. 4. S. 19–67. 15. Iohannes Caesariensis. Capitula XVII contra Monophysitas//Opera quae supersunt/M. Richard, ed. Turnhout; Leuven, 1977. Vol. 1. P. 61–66 (Corpus Christianorum, Series graeca; 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010