Там же, 35, р.70. 164 Там же, 340, р.70. 165 Сотница III, 28. Frankenberg, p.207. 166 Сотница V,79. Там же, р.355. 167 Сотница VII, там же, р.425. 168 Слово о молитве, 150. Hausherr, RAM, 58, p.166. 169 Сотница VI,56. 170 Antirrhetikos, 475. 171 Сотница III,6. Там же, р.193. 172 Сотница III,88. Там же, р.257. 173 Cap. practica, 59. PC40, col.1236. 174 Сотница V,63. 175 Письмо к Мелании, фрагмент 619. 176 Сотница I,35. Frankenberg, p.79. 177 Сотница II,11. Frankenberg, p.140. 178 Письмо 29. Frankenberg, p.587. 179 Слово о молитве, 114. PG79, col.1192. 180 Слово о молитве, 72–3. Hausherr, p.120s. 181 Беседа 40,1. PG34, col.761. 182 Беседа 7,5–6. Там же, col.527. 183 О свободе ума, 22. PG 4, col.956. 184 Слово о любви, 28. PG34, col.932. 185 Беседа 5,8. PC34, col.513 В. 186 Беседа 1,2. PG34, coll. 449–452. 187 Беседа 2,5, coll.465–468. 188 Беседа 5,4, col.497. 189 Беседа 4,12, col.481. 190 Беседа 34,1, col.724. 191 Беседа 12,6 и 7, coll.560–561. 192 Беседа 49,4, col.816. 193 Беседа 17,4, col.625. 194 Беседа 34,2, col.745. 195 Слово аскетическое, 1. Dialoque de Photice, OEuvres spirituelles. Sources chretiennes 5 bis, p.85. 196 Там же, 91, р.153. 197 Там же, 90, р.152. 198 Там же, 60, р.120. 199 Там же, 94, р.155. 200 Там же, 89, р.149 201 Там же, 40, р.108. 202 Там же, 36, р.105. 203 Видение, 12, р.172. 204 Там же, 14–15, р.173. 205 Там же, 21, р.175. 206 Слово аскетическое, 59, р.119. 207 Cesias Pera. Denys le Mystique et la Θεομαχι α. — «Revue des Sciences phitosophiques et theologiques», 1936, p.62. 208 H.Ch.Puech. La tenebre mustique chez Je Pseudo–Denys I " Areopagite et dans la tradition patristique. — «Etudes carmelitaines», 1938, p.33–53. 209 «О божественных именах», VII, 1. — PG3, col. 868 A. Прим. перев.: В.Н.Лосский использовал здесь как оригинальные святоотеческие тексты на греческом языке, так и их переводы на французский. Для сохранения авторского контекста статьи все цитаты из св. Отцов даются нами в обратном переводе с французского. Современные, более точные переводы греческих текстов см.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., «Глаголъ», 1994 [перевод Г.М.Прохорова]; Творения преп. Максима Исповедника. Книга I. Москва, «Мартис», 1993 [перевод А.И.Сидорова — в частности, «Сотницы (главы) о любви» и «Сотницы гностические» («Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божия»). 210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1795 Adv. Marc. VI 7: De manibus haeretici praecidentis non miror, si sillabas subtrahit, cum paginas totas plerumque subducit. Migne PL., t. 2, col. 548B. 1796 Contra haer III 12 12 Migne, PG., t.7, col. 906A., Сочинения, с. 263. Cfr. III 31 7. 9. Cfr. Tertull. Adv. Marc. IV5: omisis eis (т. е. ев. Мф. Мр. и Ио.). Lucae potius institerit. Migne, PL., t. 2. col. 396B De carne.Chr. cap. 3. PL., t. 2, col. 803B. 1797 Contra haer. I 27 2 . Migne, PG., t.7. col. 688B. Сочинения, с. 96. Gfr. Hippol Philosoph. Vll.31: Μαρκον τν γνεσιν το Σωτρος μν παντιπασι παρητσατο. Migne, PG., t. 16., col. 3335 A. 1798 Подробное исследование отношения Маркиона к тексту Нового Завета и обзор содержания его канона дает Theodor Zahn. Geschichte des neutestamentlichen Kanons, I 2. SS. 585–718. Zahn дает и опыт восстановления Маркионова Нового Завета. Bd. II. 2. SS. 455–529. 1799 Сам Маркион своему Евангелию nullum adscribit auctorem (Tertull. Adv. Marc. IV 2. Migne, PL., t. 2, col. 392C.), но это было именно искаженное Евангелие Луки, о чем у Th. Zahn " a. Geschichte des neutestamentlichen Kanons. 1. 2. SS. 620–622. 1800 Епифаний пишет: «Перейду к тому, что написано Маркионом, или, лучше сказать, подделано (διουργημνα). Ибо он принимает одно только Евангелие от Луки, усеченное в начале (περικεκομμνον π τς ρχ) потому, что повествует о зачатии Спасителя и Его пришествии во плоти. Но не только начало отсек этот, повредивший более себе самому, нежели Евангелию, а и в конце и в середине урезал много слов истины, приложил же иное сверх написанного. И он пользуется одним только начертанием (τ χαρακτρι) Евангелия от Луки. Посланий же святого апостола у него десять; только ими он пользуется, и то не всем, в них написанным, но иные главы в них обсекает, а иные изменяет». Haer. 42 9 . Migne, PG., t. 41, col. 708B. Творения, ч. 2, с. 141. Разбору Маркионова Нового Завета Епифаний посвящает две (Haer. 42 11–12 ) весьма обширных главы. Творения, ч. 2, с. 144–254. 1802 Tertull. De praescr. cap. 38: Alius manu scripturas, alius sensus expositione intervertit. Neque enim si Valentinus integro instrumento uti videtur. non callidiore ingenio, quam Marcion, manus intulit veritati. Migne, PL., t. 2, col. 62C. cap. 17: Ista haeresis... si aliquatenus integras praestat, nihilominus adversas expositiones commentata convertit, col. 35A. De resurr. carnis, cap.63: vel stylo vel interpretatione corrumpens. PL., t. 2. col. 934A. Cfr. Irenaeus. Contra haer. I 3 6 παρατρποντες τς εριαρεας, κα ρδγουργοντες εξηγσεις. Migne, PG., t.7, col. 477A. Сочинения, стр. 29. III.12 12 : Reliqui... Scripturas quidem confitentur, interpretationes vero convertunt. PG., t.7. col. 906B.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем происходит добровольное решение или выбор (proai’prsi_s, h=’goun e=pilogh’), предпочтение одного из двух предлежащих предметов. Потом человек устремляется к действию ( πρς τν πρξιν), и это называется возбуждением ( ρμ=impulsus). Затем пользуется достигнутою целью, и это называется пользованием ( χρσις). После пользования он успокаивается от стремления. De fide orthodoxa. L. II, c. XXII, col. 945AB. Cp. И. Златоуст. In ep. ad Rom. hom. XII, 67 col. 502–603. Из указанных моментов наиболее важное значение в религиозно-нравственной жизни человека имеет γνω’μη – расположение, склонение в чувстве любви к предизбранному и α’ρεσις или προαι’ρεσις – окончательное избрание, соизволение. Именно в этих моментах проявляется активное участие человека в совершении своего спасения. В них – начало и реальное осуществление или преданности благодатному воздействию или противление ему. Эти моменты и являются тем, чего «ожидает» благодать, чего она «не предупреждает». Ср. И.Златоуст. Inloan. hom. XLVI, l.T.LIX, col. 257–258. Hom. I, de verb. apost. habentes eumdem Spir. n. 4, 5, col. 275–276. In ep. ad Rom. hom. XVIII, 2, 3. col. 575. Hom. XIV, 11. col. 540. In ep. ad Ephes. hom. I, 2. T. LXII, col. 12–13. Jn Genes, hom. XXII, 1. col. 187. Hom. LIV, 1, col. 471 и др. По учению того же св. отца, Христос пришел исправить человека именно в этой его способности – προαι’ρεσις. (In ep. ad Rom. hom. XI, 2. col. 468: τν προαι’ρεσιν διορθσαι). Отсюда понятно, почему προαι’ρεσις называется ρεξις βουλευτικ τν φ μν ’ βουλευσις ρεκτικη’ τν φ μν (Немезий col. 736B). Кроме того, решение, сопровождающееся сердечным влечением, любовью к избранному предмету, называется γνω’μη (И. Дамаскин. De f. orth. L. H, c. XXII. col. 945AB. Cp. L. III, c. XIV, col. 1045D. Cp. Ириней Л. T. VII, col. 1111. Исидор П. T. LXXVIII, col. 344, 357, 1540). В святоотеческих писаниях προαι’ρεσις считается самою высшею, существенно необходимою способностью человека, в которой иногда прямо и решительно полагается богоподобие человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

279 Аристин, толкуя это Ап. правило, прибавляет в конце толкования: “Но если кто-либо, до принятия христианства ( απιστος ), впал в какой-либо из упомянутых грехов, но затем крестился и после крещения проводил жизнь безукоризненно, — таковой принимается беспрепятственно в клир” (Аф. Синт., II, 79). 280 Между прочими: Трофима, Фортуната, Василида, Марциала. Epist. LII, LV, LXIV, LXVIII. Относительно отпавших от церкви, Киприан писал папе Стефану: contra altare unum atque divinum sacrificia foris falsa ac sacrilega offerre conati sint, eos quoque hac conditione suscipi cum revertuntur, ut communicent laici, et satis habeant, quod admittuntur ad pacem, qui hostes pacis extiterint; nec debere eos revertentes ea apud nos ordinationis et honoris arma retinere, quibus contra nos rebellaverint. Oportet enim sacerdotes et ministros, qui altari et sacrificiis deserviunt, integros atque immaculatos esse [Migne, s. l., t. 3, col. 1049]. 281 Толкование Вальсамона этого правила в Α ф. Синт., II, 80. 282 Tertull., “Apolog.” c. 9 [Migne, s. l., t. 1, col. 314—327]. — Clem. Alexandr., “Paedag.” III, 3 [Migne, s. g., t. 8, col. 577—592]. — Minut. Fel., “Octav.” c. 38 [Migne, s. l, t. 3, col. 355—357]. — Origen., “Contra Cels.” lib. VIII [Migne, s. g., t. 11, col. 1521—1632]. — Euseb., “Hist eccl.” V, 1 [Migne, s. g., t. 20, col. 408—432]. Ο том, что на западе воспрещалось христианам употреблять в пищу morticinia, свидетельствует, между прочим, папа Григорий III (ок. 731 г.), который в своих canones poenitentiales предписывает наказания тому, qui morticinia comederit. См. прим. Беверегия к этому Ап. правилу (II, Annot., ρ . 32). 283 В нашем требнике есть специальная молитва о скверноядших. См. и 131-е правило Номоканона при Б. требнике (изд. А. С. Павлова, стр. 128). 284 Упом. соч., I, 210—211. 285 Согласно с Аф. Синтагмой (II, 81—85), у автора в сербском подлиннике 64 пр. ­­ 65 Книги правил, 65 пр. ­­ 66, 66 пр. ­­ 64. ( Ρ ед.) 286 Ignat, ep. “Ad Philipp” [Migne, s. g., t. 5, col. 1005—1016]. — Epiphan., “Expos. Fidei,” 4, “Haeres.,” XLII, § 3 [Migne, s. g., t. 42, col. 780, 781 и t. 41, col. 697—700]. — Socrat, “Hist eccl.” V, 22 [Migne, s. g., t. 67, col. 625—645]. — Sozom., “Hist. eccl.” VII, 19 [Migne, s. g., t. 67, col. 1473—1480]. — Tertull., “De jejun. adv. Psych.” c. 14 [Migne, s. l., t. 2, col. 973, 974]. — Тот же Тертуллиан в сочинении “De corona militis” говорит об обычае, что по субботам нельзя поститься: harum et aliarum ejusmodi disciplinarum si legem expostules Scripturarum, nullam invenies: traditio tibi praetendetur auctrix, consuetudo confirmatrix, et fides observatrix (c. 4). [Migne, s. l., t 2. col. 80].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3710...

798 Ad Theoph.//GNO. III.1. P. 121.15–16; 122.17–18; In Cant. VIII//GNO. VI. P. 254.14–15; C. Eun. III.4.42.9–10; Or. Cat. 12.9–10. 809 Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 196.3–5; cp. C. Eun. III.4.24.7–25.8; Or. Cat. 24.25–32; Ep. ad Philipp.//PG 46. Col. 1112C: Χριστς δο πρχων φσεις. 816 C. Eun. III.4.29.4–30.1; cp. Or. Cat. 16.9–28; Or. Cat. 26.79–82; De beat. IV//PG 44. Col. 1236D–1237A. 825 Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 160.3–9; cp. P. 146.1; 224.21–27; Or. Cat. 13.22–25; V. Moys. II.216. 826 C. Eun. III.4.28.5–29.4; ср. III.1.93.5; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 145.31–146.1; 224.21–27; Or. Cat. 16.33–34; Ref. conf. Eun. 1.8; In Cant XIII//GNO. VI. P. 391.8–11; Ep. 3.17.4–6; 3.18.1–21.1; 3.22.19–20. 831 Adv. Apoll.//GNO. III. 1. P. 175.10–14; cp. Ep. 3.16.4–7; о нашем преуспеянии в познании Христа См. In Cant. III//GNO. VI. P. 96.8–11. 835 См. Or. Cat. 10.19–33; 11.1–12; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 184.12–15; Eun. III.3.63.12–14; против злоупотребления антропологической аналогией См. Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 205.5–12. 838 Ad Theoph.//GNO. III.1. P. 126.17–21; 127.4–7; cp. P. 128.10–11; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 201.10–24; 222.25–223.11; C. Eun. III.3.34.1–7; III.3.46.1–6; III.3.63.8–12; III.3.68.8–69.8. 839 C. Eun. III.3.34.1–4; ср. III.3.44.5–45.1; Ref. conf. Eun. 179.10–12; Or. Cat. 25.15–17; De tridui spatio//GNO. IX. P. 293.6–7. 841 Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 222.25–29; cp. P. 161.8–11; 221.23–222.2; C. Eun. III.3.43.2–46.6; III.3.60.4–5; III.3.63.4–14; Ref. conf. Eun. 179.1–12; De tridui spatio//GNO. IX. P. 293.6–8; См. также Grillmeier. P. 284. 853 C. Eun. III.2.26.7–27.1; cp. Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 223.25–30; См. также Несмелов. C. 489–491. 871 De tridui spatio//GNO. IX. P. 293.12–19; cp. Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 224.27–225.6; Ref. conf. Eun. 81.1–8. 906 In Cant. VIII//GNO. VI. P. 256.14–20; cp. In Cant VII//GNO. VI. P. 216.3; XIII//GNO. VI. P. 391.8–11; In illud: Tunc et ipse//GNO. III.2. 18.22–23. 909 In Melet.//GNO. IX. P. 442.2; cp. Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 132.24–25; In Cant III//GNO. VI. P. 93.6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

555 Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.18–15.3; cp. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–16; 49.4–7; 50.13–51.6. 569 C. Eun. III.2.36.1–7; cp. Ref. conf. Eun. 101.3–5; 135.6–10; 165.8–166.1; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 100.3–11; De an. et res.//PG 46. Col. 41BC. 572 In Hex.//PG 44. Col. 69A; cp. C. Eun. II.1.228.9–229.6; De an. et res.//PG 46. Col. 124B; In Cant. VIII//GNO. VI. P. 255.13–17. 578 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 100.7–11; cp. Ad Abl.//GNO. III.1. 47.24–48.2; 48.20–49.1; 49.20–50.5; 50.13–51.21; Ref. conf. Eun. 101.3–5. 588 См. De tridui spatio//GNO. IX. P. 286.1–9; In Hex.//PG 44. Col. 85C; 120AB; См. также Несмелов. С. 345–346; 350–353. 602 См. In Hex.//PG 44. Col. 76D; Or. Cat. 6.7–17; C. Eun. I.1.295.1–8; In Cant. VI//GNO. VI. P. 173.7–174.20; De inf.//GNO. III.2. P. 78.2–7. 603 To есть человеческую, См. De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.1–10; De an. et res.//PG 46. Col. 69D–72A; V. Moys. II.209). 621 См. In Cant. VI//GNO. VI. P. 173.7–174.20; C. Eun. I.1.271.1–272.1; 273.1–275.1; De op. hom. 16; Or. Cat. 21.6–10; См. также Несмелов. C. 311–313. 626 См. C. Eun. I.1.306.5; II.1.391.1; III.10.11.4–12.1; De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.25–276.6; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 152.2–4; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–8; Or. Cat. 6.78–79. 635 In Cant. XV//GNO. VI. P. 445.13–446.1; cp. C. Eun. I.1.307.1–4; 310.1–311.6; 313.7–9; In Cant. VI//GNO. VI. P. 182.6–9. 658 Or. Cat. 6.30–42; ср. De or. Dom. IV//Oehler. S. 274.1–23; De inf.//GNO. III.2. P. 78.1–79.2; De op. hom. 2; 8; 16; De an. et res.//PG 46. Col. 60AB; In Cant. II//GNO. VI. P. 333.13–334.2. 668 См. Or. Cat. 5.67; De beat. III//PG 44. Col. 1225D; In Cant.//GNO. VI. P. 448.1–2; De op. hom. 11; 12; 16; См. также Несмелов. С. 384. 672 Or. Cat. 5.66–68; cp. De beat. III//PG 44. Col. 1225D–1228A; V//PG 44. Col. 1253D; In Cant. XV//GNO. VI. P. 448.1–2; De op. hom. 16. 675 См. De op. hom. 4, 5, 9; 11; 16; Or. Cat. 5.100–110; In Cant. II//GNO. VI. P. 55.3–7; См. также Daniélou. 1944. P. 54; Несмелов. C. 385–386. 685 См. De op. hom. 16–17; In Cant. VII//GNO. VI. P. 213.1–9; De virg. IV.8.9–15; подробнее См. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

2055 Cp. Schmidt. В. III, SS. 634–685: φρονεν относится к целому существу чувствующей души, которая различает радость и страдание, сознает сама себе и собственным опытом познает внешние предметы; σωφροσνη означает осторожность, осмотрительность, рассудительность, а также – умеренное поведение. Cp. Suicerus. Lib. cit. р. 1225–1226. 2060 Σφρων εστιν, δστις οκ ν τω κπω, και τω καιρω της πλης και το γνος λγων, οτι παονται ς ατο ο αισχρο λογισμο, λλ’ ος τη αλθεια τς καρδας ατο σωφρονζει τν θεωραν της διανοας αυτο το μ τενσαι ναιδς τοικολστοις λογισμος. 2065 In. illud: propter fornicationes uxorem etc., с. II, T. LI, col. 210. Cp. De continentia. T. LVI, col. 293–294. De virginitate, с. XIX, col. 547. Homil. XLIX in Matth. T. LVIII, col. 582–3. In Ep. ad Ephes. Homil. XX, с. IX, T. LXII, col. 447. In illud: vidi Dominum Homil. IV, с. I. T. LVI, col. 123–124. Expos, in Psalm. IX , с. IV, T. LV, col. 126. Климент A. Stromat. Lib. III, с. VI, T. VIII, col. 1152; ibid., с. XII, col. 1185В. Бл. Августин . Confessionum lib.1V, с. I, n ; 2. T. XXXII, col. 694. Епифаний К. T. XLI, col. 841: о γμος ου πορνεα στν ουδ μυσος ουδ βδλυγμα. 2068 In Ep. ad. Colos. Hom. XII. Τ. LXII, col. 588 – 589. Cp. Климент А. Strom, lab. II с. XXIII, col. 1093BC. 2072 В нашей богословской литературе мысль о возможности и необходимости осуществления безусловного назначения христианина не иначе, как в условиях тварного ограниченного бытия с особенной подробностью и определенностью раскрыта в сочинениях проф. М. М. Тареева . «Божественное» «доступно» человеку именно, «в ограниченности и условности его жизни, и даже только в этой ограниченности. Поэтому божественное, как идеал человеческой жизни, не только не требует механической борьбы с природной ограниченностью, или внешнего расширения границ земного существования, но не мирится и с пас- сивным отношением человека к своей земной судьбе.... Утвердить и проявить божественную славу именно в условиях природной ограниченности и страданий жизни – таково призвание человека; на этом именно пути он имеет великое значение».... Искушения Господа нашего Иисуса Христа, стр. 180–182; ср. стр. 34, 236–237; 333, 141, 280, 138, 162, 127, 173.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Крещение обязывает христианина жить достойно нового имени и больше не грешить (Mand. IV, 3//PG. T. 2. Col. 919–922; р. п.: C. 185); оно бесполезно, если крещённый не усвояет благодатной помощи к разным добродетелям (Vis. III, 8; Sim. X, 15//PG. T. 2. Col. 905, 993–996; р. п.: C. 211:285) и если не надевает их, то есть добродетелей (Sim. IX, 13//PG. T. 2. Col. 991–994; р. п.: C. 271); печать Крещения вовсе нарушается, если крещённый впадает в прегрешения; после этого она может быть восстановлена только покаянием (Sim. VIII, 611 PG. T. 2. Col. 975–978; р. п.: C. 258). 3 . Эсхатологическими вопросами Ерм интересовался в целях мотивации своей проповеди покаяния. Конец мира, по его мнению, весьма близок (Vis. III, 8; Sim. IX, 32; X, 4//PG. T. 2. Col. 905, 1007, 1011; р. п.: C. 211, 282:285): только на короткий срок приостановлено строение башни, чтобы все успели покаяться. Концу мира будут предшествовать сильные гонения (Vis. IV, 3//PG. T. 2. Col. 911; р. п.: C. 179). Участь грешников будет ужасна: все непокаявшиеся язычники и грешники будут брошены в огонь (Vis. III, 7, 2; Sim. IV, 4//PG. T. 2. Col. 905, 959–962; р. п.: C. 210:242) и преданы вечной смерти (Mand. XII, 2//PG. T. 2. Col. 945; р. п.: C. 235). Праведные и, вероятно, почти все христиане (Sim. VIII, 1//PG. T. 2. Col. 971; р. п.: C. 254) спасутся и будут вместе с Ангелами блаженствовать в вечной жизни (Vis. II, 2; 3; IV, 3//PG. T. 2. Col. 897, 911; р. п.: C. 202, 203:217), в особенности Апостолы, учители, епископы и другие верные служители Церкви (Sim. IX, 15; 27//PG. T. 2. Col. 995, 1003; р. п.: C. 273:279). IV. Второе Послание св. Климента, епископа Римского к Коринфяном A. Так называемое Второе Послание Климента к Коринфянам дошло до нас в тех же рукописях, в каких сохранилось и Первое Послание (и вместе с ним). Таковы рукописи греческие: 1) кодекс Александрийский (А), обнимающий, впрочем, только первые 12 глав; 2) кодекс, открытый (1875 г.) Ф. Вриеннием, содержащий полный текст Послания, в 20 главах и 3) сирийский перевод (20 глав). Во всех этих рукописях данное произведение приписывается св. Клименту и (кроме рукописи Вриенния) называется Посланием. Однако это свидетельство рукописного предания нельзя признать правильным. Прежде всего, из самого текста 2-го Климентова Послания видно, что оно вовсе не Послание, а скорее гомилия: в нём нет ни надписания, ни эпистолярных обращений; напротив, автор обращается с речью прямо к слушателям, называет их; «братия» или «братия и сестры», увещевает их не только внимать его наставлениям, но и помнить их, возвратившись из церкви домой (Clem. Rom. 2 Ep. ad Cor. 17, 3//TLG. 1271.; р. п.: С.404) и, наконец, прямо заявляет, что он «читает» слушателям своё увещание и притом «после Бога истины», то есть после обычных богослужебных чтений из Священного Писания (ibid. 19, 1//TLG. 1271; р. п.: С. 405).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Свящ. Писание представляет такое богатство смыслов, что не следует бояться многообразия подходов к его толкованию (In Cant. 2. 4). Некоторые части сочинений Н. А. представляют собой своего рода антологии, подборки библейских цитат на определенные темы: о евангельской безмятежности (Мф 6. 28 - Nil. Ad Agath. 11. 20//PG. 79. Col. 932; Exerc. 6, 67//Ibid. Col. 725, 800); о послушании Авраама (Ad Agath. 11. 6, 12; 12. 10//Ibid. Col. 912, 920, 960; Exerc. 13//Ibid. Col. 733; In Cant. 28. 8; 32. 19); о духовной борьбе, согласно ап. Павлу (In Albian.//PG. 79. Col. 701; Ad Agath. 11. 14; 12. 3//Ibid. Col. 924, 944; Exerc. 63, 66//Ibid. Col. 796, 800; Ad Magnam. 43, 51, 60//Ibid. Col. 1021, 1036, 1049; In Cant. 11. 9). Н. А. нередко приводит библейские сюжеты, на которые обычно мало обращают внимания: ослиная челюсть - оружие Самсона (Суд 15. 15 - In Cant. 12. 3), сон привратника в доме Иевосфея (2 Цар 4. 6 - In Cant. 35. 19). Приступая к толкованию Книги Песнь Песней Соломона, он признаёт, что чтение этой книги, насыщенной образами плотской любви, может послужить соблазном для монаха и стать «приманкой для похоти» (In Cant. 1. 1). Необходимо преодолеть внешнюю видимость образов, чтобы понять истинный смысл Песнь Песней (Ibid. 2. 1), поскольку человек не в состоянии созерцать глубинный смысл Свящ. Писания, пока не достиг «безмолвия», т. е. свободы от рабства страстей. Духовное руководство Необходимым условием подлинной духовной жизни является послушание, совершенное подчинение воле духовного наставника. Н. А. приводит библейские аллегорические образы пагубности непослушания - это Авель (Быт 4. 8), Дина , дочь патриарха Иакова (Быт 24. 1-2), Гиезий (4 Цар 5. 20) и Иуда Искариот . Авель был убит, а Дина подверглась насилию, потому что предались безмолвию, не достигнув совершенства путем послушания (De mon. praest. 17//PG. 79. Col. 1080; Exerc. 47//Ibid. Col. 777). Гиезий и Иуда пренебрегали своими духовными учителями и неправильно понимали смысл послушания (Exerc. 36//Ibid. Col. 765). Послушание должно быть не просто внешним, а внутренним. Первым нарушил заповедь послушания Адам, к-рый поставил под сомнение абсолютную власть своего Учителя, Бога, оказавшись неспособным отречься от своей воли. Отказ от послушания, по мысли Н. А., означает для монаха падение и неизбежно влечет духовную смерть, если только Бог не вразумит такого человека (Ep. III 304//Ibid. Col. 533). Смертельно опасно пренебрегать даже незначительными требованиями учителя (Exerc. 27//Ibid. Col. 756), не только потому, что это наносит вред самому ученику, но и потому, что «нерадение учеников вводит в опасность учителя, особенно когда ученики ленятся по недостатку сведений у учителя» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

1185 H. I, c. IX, col. 460С. H. XV, c. XX, col. 589В. Григорий H. De perfecta Christiani forma. T. XLVI, col. 285B. Исаак C. Λ. I, σ. 8. «Достодолжные помыслы называются иногда «помыслами десными» logismoì de_ksioi’. Исаак C. Λ. XII, σ. 68). И. Кассиан такие помыслы называет «духовными и святыми» (cogitationes... sanctae et spiritates. Coll. I, c. XVII, col. 507AB. Cp. Verba Sen. X, 86, col. 928C. (Патерик § 117, col. 233). Из других названий встречаются ρθος λογισμο’ς. Василий В. Const. monast. c. XVII.T. XXXI, col. 1380A; γαθο’ς λογισμο’ς. Василий B. Regul. brev. tract. Interr. LXXX. T. XXXI, col. 1137C; καθαρος λογισμο’ς. Исаак C. Λ. XXX, σ. 189; οι’ ψυσικο λογισμοι’. Макорий Е. H. VI, C. III, col. 520CD. 1188 И по учению Евангелия, «злые помыслы», исходящие из сердца, служат не только исходным психологическим моментом, но и главным, существенным содержанием злого, противного воле Божией, направления жизнедеятельности человека. Мф.15:19 ; ср. Мк.7:21–22 . Ср. Ориген. Т. XIII, col. 952. Кирилл И. Т. ХХХШ, col. 656D – 657А. По своему специфическому нравственно-психологическому содержанию оказывается очень близким к понятию πα’θος, каковое, совсем не встречаясь в Евангелии, только три раза употребляется в Апостольских Посланиях. Рим.1:26 : « предал их (язычников) Бог постыдным страстям». Исаак С. Λ. LXXXV, σ. 492. Λ. XXXV. σ. 226. Λ. LXI, σ. 368. Λ. LXVHI, σ. 398. Λ. LXXXV, σ. 505. См. и Suicerus. T. II, cot. 542. Cp. 1Фесс.4:5. В посл. Кол.3 – πα’θος упоминается в числе других проявлений нечестия, как один из видов нравственного зла. Ср. Grimm, р. 329. Cremer. (Biblisch-theologisches Wörterbuch der Neutestamentlichen Gräcität. S.S. 798–799. Επιθυμι’αι означает внутреннее стремление к предмету, но особенно связанное с физическою природою человека и из нее вырастающее, когда, напр., речь идет о пище и питье и половой потребности. Επιθυμι’αι особенно направлены к δοναι’. Schmidt. III.B. 5. 594–595. В Посланиях Апостольских основным, исходным моментом безнравственного, злого дела, которое самым своим проявлением констатирует господство в сфере внутренней личности человека религиозно-нравственного уклонение его от Бога, – представляется уже не logismo’_s, а именно πιθυμι’αι.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010