430 С необходимостью подчеркнуть эту связь и особенную ответственность диоцезального епископа согласны: H. Schmitz, Taufe, Firmung, Eucharistie, op. cit., с. 390; Y. Congar, Der Heilige Geist, Freiburg 1982, с. 458. 431 Другой точки зрения, по-видимому, придерживается F. Holz, Die Sakramente der Eingliederung in ihrer rechtlichen Gestalt und ihren rechtlichen Wirkungen vom zweiten Vatikanischen Konxil bis zum Codex Iuris Canonici von 1983, Regensburg 1988, с. 187. 436 Direttorio per l " applicazione dei principi e delle norne sull " ecumenismo, op. cit., n. 99. 441 Это понятие мирской светскости широко раскрыто в: H.U. von Balthasar, Christlicher Stand, Einsiedeln 1977, сс. 51_314, и E. Corecco, I laici nel nuovo Codice di diritto canonico, в: La Scuola Cattolica 112 (1984), сс. 194_218. 442 Детальный анализ этого перечня в свете соборного учения см. в: E. Braunbeck, Der Weltcharakter der Laien. Eine theologisch-rechtliche Unyersuchung im Licht des II. Vatikanischen Konzils, Regensburg 1993, сс. 133_136 и сс. 262_270. 444 Документированное изложение этого суждения см. в: E. Corecco, I laici nel nuovo Codice, op. cit., сс. 213_218. 445 См. Paolo VI, MP Ministeria quaedam, в: AAS 64 (1973), с. 533 и комментарий H.J.F. Reinhard, в: MK, can. 230/3; P. Kramer, Kirchenrecht I, op. cit., сс. 33_34. 447 См. Tertulliano, De Paenitentia, 7, 10. Особенно показателен способ, каким св. Амвросий выражает связь между крещением и покаянием: «У Церкви нет недостатка воды и слез: воды крещения, слез покаяния» (Epist. 41, 12: PL 16, 1116). О связи между крещением, покаянием и евхаристией см. F. Sottocornola, Penitenza (Sacramento della) в: Dizionario Teologico Interdisciplinare, Torino 1977, Vol. II, сс. 690_706, здесь с. 691. Что касается доктринальной истории таинства, сохраняет свое значение фундаментальный труд B. Poschmann, Paenitentia secunda, Bonn 1940. 449 Анализ LG 14,2f. см. в: F. Coccopalmerio, Sacramento della penitenza e comunione della Chiesa, в: Strumento internazionale per un lavoro teologicö Communio 40 (1978), сс. 54_64.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

635 § 1. Временные блага институтов монашествующих, принадлежа Церкви, управляются предписаниями Книги V-й О временных благах Церкви, если ясным образом не предусмотрено иного. § 2. При этом каждый институт должен установить надлежащие нормы об использовании имущества и распоряжении им, которые содействовали бы присущей ему нищете, защищали её и свидетельствовали о ней. 636 § 1. В каждом институте и равным образом в каждой провинции, управляемой старшим настоятелем, должен иметься эконом, отличный от старшего настоятеля и назначенный согласно нормам собственного права, который под руководством соответствующего настоятеля ведает распоряжением имуществом. Также и в местных общинах, насколько это возможно, назначается эконом, отличный от местного настоятеля. § 2. В установленное собственным правом время и [установленным] образом экономы и другие управители должны представить полномочной власти отчёт об осуществлённом ими управлении. 637 Монастыри sui iuris, о которых говорится в кан. 615, раз в год должны представлять местному Ординарию отчёт о распоряжении имуществом; местному Ординарию, кроме того, принадлежит право ознакомления с экономическими делами обители монашествующих диоцезального права. 638 § 1. Собственному праву в рамках универсального права надлежит определять действия, которые выходят за пределы целей и способов ординарного распоряжения имуществом и устанавливать, что необходимо для действительности актов экстраординарного распоряжения имуществом. § 2. Расходы и юридические действия ординарного распоряжения имуществом, помимо настоятелей, действительным образом производят в пределах своих полномочий также должностные лица, предназначаемые к этому собственным правом. § 3. Для действительности отчуждения и любой сделки, которые могут привести к ухудшению имущественного положения юридического лица, требуется письменное разрешение полномочного настоятеля и согласие его совета. Если, однако, речь идёт о сделке на сумму, размеры которой превышают пределы, установленные Святым Престолом для каждого региона, а также о предметах, по обету дарованных Церкви, или о предметах, ценных с точки зрения искусства или истории, кроме [разрешения Настоятеля], требуется разрешение самого Святого Престола.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

753 В этом мнении сходятся: F. Coccopalmerio, Il sinodo diocesano, в: Raccolta di scritti in onore di P. Fedele, под редакцией G. Barberini, Vol. 1, Perugia 1984, сс. 406_416, в частности, с. 408, а также P. Valdrini, Les communautes hierarchiques et leur organisation, в: Droit caonique, под редакцией P. Valdrini, Paris 1989, сс. 186_187. В отличие от того, как это происходит с решениями поместного собора (каноны 439_446), декреты диоцезального синода, будучи одобрены епископом, не нуждаются для окончательного получения обязывающей силы в каком-либо дальнейшем recognitio (признании). Они сообщаются Конференции епископов только в целях информирования, а также для того, чтобы содействовать возрастанию общения (кан. 467). См. комментарий к канонам 466_468 в: Codice di diritto canonico. Edizione bilingue commentata, под редакцией P. Lombardia-J. Arrieta, Roma 1986, с. 366. 756 Sinodo dei Vescovi, Documento Ultimis temporibus (30. XI.1971), в: EV, Vol. 4, nn. 1226_1227. 757 О вопросе в целом см. H. Schmitz, Die Konsultationsorgane des Diozesansbischofs, в: HdbKathKR, сс. 352_364, особенно с. 362. 758 См. R. Puza, Mitverantwortung in der Kirche, в: Staatslexicon, op. cit., сс. 1188_1192, особенно с. 1191. 759 В таком толковании сходятся: R. Potz, Bischofsernennungen. Stationen, die zum heutigen Zustand gefuhrt haben, в: Zur Frage der Bischofsernennungen in der romisch-katholischen Kirche, hrsg. von G. Greshake, Munchen-Zurich 1991, сс. 17_50, здесь с. 22; H. Muller, Aspekte des Codex Iuris Canonici 1983, в: ZevKR 29 1984), сс. 527_546, здесь с. 534. 760 См. H. Maritz, Das BischofzwaHlrecht in der Schweiz, St. Ottilien 1977, сс. 47_49; P. Leisching, Kirche und Staat in den Rechtsordnungen Europas. Ein Uberblick, Freiburg I. Br. 1973, с. 83. 761 В этом смысле типичным является случай Coira; см. H. Maritz, Erwagungen zum Churer «Bischofswahlrecht», в: Fides et ius. Festschrift fur G. May, hrsg. von W. Aymans-A. Egler-J. Listl, Regensburg 1991, сс. 491_505. 763 Наиболее убедительными являются модели, разработанные в этой перспективе следующими авторами: E. Corecco, Note sulla Chiesa particolare e sulle strutture della diocesi di Lugano, в: Civitas 24 (1968/69), сс. 616_635 и сс. 730_743; H. Schmitz, Pladoyer fur Bischofs-und Pfarrerwahl. Kirchenrechtliche Uberlegungen zu ihrer Moglichkeiten und Ausformung, в: TThZ 79 (1970), сс. 230_249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

845       См., например: Stickler A.M. Das Mysterium der Kirche in Kirchenrecht//Das Mysterium der Kirche in der Sicht der theologischen Disziplinen/Hrsg. F. Holbock, Th. Sartori. Salzburg, 1962; Heimerl H. Aspecto cristologico del Derecho Canonico//Ius Canonicum. 1966. Vol. 6. 846       Mörsdorf K. Rechtsprechung und Verwaltung im kanonischen Recht. Freiburg i. Br., 1941; Idem. Lehrbuch des Kirchenrechts auf Grund des Codex iuris canonici/Begründet von Eduard Eichmann. Paderborn, 1949–1964; Idem. Zur Grundlegung des Rechtes der Kirche//Münchener Theologische Zeitschrift. 1952. Hft. 3; Idem. Altkanonisches «Sakramentsrecht»? Eine Auseinandersetzung mit den Anschauungen Rudolf Sohms über die inneren Grundlagen des Decretum Gratiani//Studia Gratiana. 1953; Kirchenrecht//Lexikon für Theologie und Kirche. 1961. Vol. VI; Idem. Wort und Sakrament als Bauelemente der Kirchenverfassung//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1965. Bd. 134; Idem. Schriften zum kanonischen Recht. Paderborn; München; Wien, 1989. 847       Edelby V, Jimenez J., Huizing P. Kirchenrecht und Theologie: (Vorwort)//Concilium. 1965. Vol. 1. См. также: Huizing P. Reform des kirchlichen Rechts//Ibidem; Idem. L’ordinamento della Chiesa//MySal. Vol. 8; Idem. Teologia pastorale delLordinamento canonico//Gregorianum. 1970. Vol. 51. 848       С отсылками на Декларацию о религиозной свободе Dignitas humanae и Пастырскую Конституцию о Церкви в современном мире Gaudium et spes (Документы II Ватиканского собора. С. 344–345, 461). 849       С отсылками на Dignitas humanae. Gaudium et spes. Догматическую Конституцию o Божественном откровении Dei Verbum. Декрет об экуменизме Unitatis redintegratio и Догматическую Конституцию о Церкви Lumen gentium (Там же. С. 86–87, 103–105, 181, 288–289, 337–338, 515–516). 850       Krämer P. Theologische Grundlegung des kirchlichen Rechts: Die rechtstheologische Auseinandersetzug zwischen H. Barion und J. Klein im Licht des II. Vatikanischen Konzils. Trier, 1977; Idem. Theologische Grundlagen des kirchlichen Rechts nach dem für katholisches Kirchenrecht. 1984. Bd. 153; Idem. Kirchenrecht. Bd. I: Wort-Sakrament Charisma. Stgt.; B.; Köln, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Appendix. Codex iuris canonici. Canones 1055–1165. De matrimonio) 1055 § 1. Брачный союз, посредством которого мужчина и женщина устанавливают между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства; [этот союз, если он заключается] между крещёными, был возведён Господом Христом в достоинство таинства. § 2. Поэтому между крещёными не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы таинством. 1056 Существенными свойствами брака являются его единство и нерасторжимость, которые в христианском браке обретают особую крепость благодаря таинству. 1057 § 1. Брак создаётся согласием сторон, законным образом выраженным юридически дееспособными лицами; [это согласие] не может быть заменено никакой человеческой властью. § 2. Брачное согласие – это акт волеизъявления, которым мужчина и женщина посредством неотменимого договора взаимно отдают и принимают друг друга, чтобы заключить брак. 1058 Заключить брак могут все лица, которым это не запрещается правом. 1059 Брак католиков, даже если лишь одна сторона принадлежит к католической Церкви, регулируется не только божественным, но также и каноническом правом; при этом уважается компетенция гражданской власти относительно сугубо гражданских последствий такого брака. 1060 Брак находится под покровительством права; поэтому в сомнительных случаях следует отстаивать действительность брака до тех пор, пока не будет доказано обратное. 1061 § 1. Действительный брак между крещёными называется лишь одобренным, если он ещё не стал завершённым; одобренным и завершённым, если супруги по-человечески совершили между собой супружеский акт, предназначенный сам по себе к порождению потомства; к этому [акту] брак направляется по самой своей природе, а супруги благодаря ему становятся плотью единой. § 2. Если по заключении брака супруги сожительствовали, то предполагается, что брак был завершён, пока не будет доказано обратное. § 3. Недействительный брак называется предположительным, если хотя бы одна из сторон заключила его по чистой совести, пока обе стороны не удостоверятся в его несостоятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Caput II : De institutorum regimine – Глава I I: Об управлении институтами Art. 1: De Superioribis et consiliis – Статья 1 : О Настоятелях и советах 617 Настоятели должны исполнять свои обязанности и осуществлять свою власть согласно положениям универсального и собственного права. 618 Настоятелям следует осуществлять свою власть, полученную от Бога благодаря их трудам [во благо] Церкви, в духе служения. Посему, послушествуя воле Бога в исполнении своих обязанностей, они должны править подчинёнными как детьми Божиими и, с уважением к человеческой личности способствуя добровольному их повиновению, охотно выслушивать их, а также содействовать их единодушию во благо института и Церкви, причём их власть решать и предписывать, что следует делать, остаётся незыблемой. 619 Настоятелям надлежит усердно исполнять свою должность и вместе с доверенными им членами [института] стремиться к созиданию братской общины во Христе, в которой прежде всего ищут и любят Бога. Посему им следует окормлять монашествующих, часто питая их словом Божиим, и приводить их к празднованию священной литургии. Они должны подавать им пример утверждения в добродетели и соблюдения законов и традиций своего института, подобающим образом приходить на помощь их личным нуждам, заботливо печься о больных и навещать их, порицать нарушителей спокойствия, ободрять робких, ко всем проявляя терпение. 620 Старшими настоятелями являются лица, осуществляющие руководство всем институтом, его провинцией либо приравненной к ней частью или обителью sui iuris, а также их викарии. Сюда же относятся аббат-примас и настоятель конгрегации монашествующих, которые, однако, не обладают всей властью, предоставляемой универсальным правом старшим настоятелям. 621 Объединение нескольких обителей, которое составляет непосредственную часть одного института под властью одного настоятеля и каноническим образом учреждено законной властью, именуется провинцией. 622 Верховный настоятель обладает властью в отношении всех провинций, обителей и членов института, осуществляемой согласно собственному праву; прочие настоятели пользуются властью в пределах своей должности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

K 30-letiyu so dnya konchiny mitropolita Leningradskogo i Novgorodskogo Nikodima (Rotova) [Metropolitan Nicodemus and Pan-Orthodox Unity. On the 30th Anniversary of the Death of Metropolitan Nikodim (Rotov) of Leningrad and Novgorod)]. Saint Petersburg: Knyaz’ Vladimirskyj sobor (in Russian). Vasile M. (2014) Orthodox Canon Law: Reference Book. Brookline: Holy Cross Orthodox Press. Viorel I. (2014) Toward the Holy and Great Synod of the Orthodox Church. The Decisions of the Pan-Orthodox Meetingns 1923–2009. Fribourg: Institute for Ecumenical Studies University of Fribourg. Vranishkovski (2020) Makedonska crkva ne mozhe da sedi na dve stolice [A Macedonian Church Cannot Sit on Two chairs], available at: (16.11.2020) (in Serbian). 1 Сапсай Н. Г. Каноны: между сакральным и действующим правом//Праксис. 2020. 1 (3). С. 243–260. 3 Б. Потреба за и новог канонског зборника православне 1964. 23. С. 7. 4 27 мая 1917 г. папа Бенедикт XV апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» опубликовал Кодекс канонического права – Codex iuris canonici, который стал общеобязательным в Католической церкви и вступил в силу 19 мая 1918 (Keogh A. The Codification of Canon Law//Journal of Comparative Legislation and International Law. 1928. Vol. 10. 1. P. 14–32). 6 Григорий (Матрусов), иерод. Каноны: правила Церкви и правила жизни. Проблемы и практика применения канонов первого тысячелетия в современной жизни Православной Церкви. М., 2017. С. 111–112. 7 Viorel I. Toward the Holy and Great Synod of the Orthodox Church. The Decisions of the PanOrthodox Meetingns 1923–2009. Fribourg, 2014. P. 113. 9 Сорокин В., прот. Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). СПб., 2008. С. 117–132. 11 еп. Нова канона у цркви//Летопис Тимочке 1932. С. 25–34. 14 Б. Потреба за и новог канонског зборника православне 23. С. 8. 15 Б. Потреба за и новог канонског зборника православне 23. С. 8. 17 Задорнов А., прот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nuzhna...

Tales enim eos esse volumus, quales ex incertis vel nefariis nuptiis procreatos leges definiunt, ut ne naturales quidem aut spurii intellegantur, sed omnino interdicti ab parentum successione indigni neque donationem ab isdem accipere possint neque insi neque rnatres eorum ne per impositos quidem personas, sed ut omnes liberalitates a parentibus in eos collatae perveniant ad sacrosanctam ecclesiam, ad quam pertinent, qui talia commiscrunt. Quod enim sacri canoni prohibent, id etiam nns legibus vetamus. Quod si simulata cautio sub specie mutci vela aliorum contractuum fiat, quae obiget eum. qui tails sturpi particeps fuit et hanc inutilem esse volumus et eusmodi dationem non ad personam quae scriptura continetur, sed ad sacrosanetam ecclesiam pervenire». 399 Liberi naturales (φυσικο) – естественные дети – термин римского права, означающий детей, рожденных от конкубината, внебрачной, но постоянной связи мужчины и женщины, дозволенной законами Iulia и Papia Рорреа. Такие дети до Юстиниана имели лишь право на пропитание от отца, а на наследство права не имели. Юстиниан же в своих новеллах 18 (гл. 5) и 89 (гл. 4) дал им право на некоторую (1/4) часть наследства. От naturales различались spurii (νφοι) – дети не от постоянной, а случайной связи, не имевшие никаких прав на имущество отца. См. Gide, De la condition dé enfant naturel et de la concubine dans la legislation romaine, Paris 1860, p. 20. 400 Codex iuris civilis, III, Novellae recognovit Adolfus Schoell, Berolini 1895. «Neque autem secundas habentem aut eum, qui habnit, nuptias ordinari diaconum aut presbyterum, neque si mulieri coniungitur seinuctae et proprium virum derelinquenti, neque si concubinam habeat, sed et ipsam uxorem si cum castitate et ex virginitate sit. Nihil enim sic in sacris ordinationibus, quam cum castitate viventem, aut uxoribus non cohabitantes, aut unius uxoris cirum qui vel fuerit vtl sit, et ipsam castitatem eligeutem, primum principium et fundamentum manifestum secundum divinas regulas et residue virtutis constitutam.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Wurm H. Studien und Texte zur Dekretalensammlung des Dyonisius Exigius. Bonn, 1939 (перепеч.: Amsterdam, 1964). S. 210–223. Ср.: Jasper. Beginning… P. 50–51. Op. cit. S. 172–175 («Quesnelliana» не служила Дионисию источником), 223 («bewußt Gegensatz»). PL. 56. Col. 359–746. Ecclesiae Occidentalis monumenta iuris antiquissima/Ed. C. H. Turner. Oxf., 1899–1939. T. 1/1/1. P. 37–91; T. 1/1/2. P. 107–110, 155–163, 165–169, 173, 179–239, 275–277; T. 1/2/3. P. 452–486. Concilia Africae. A. 345 — a. 525/Cura et studio C. Munier. Turnhout, 1974. P. 22–49. (CCSL; 149). S. Leonis Magni Opera omnia… T. 2. P. 3–10; PL. 56. Col. 359 A—368A. Указание номера строки здесь и далее имеет большую долю условности, поскольку их счет сбит уже на первой странице публикации. S. Leonis Magni Opera omnia… T. 2. P. 26. Zechiel-Eckes K. Ein Blick in Pseudoisidors Werkstatt//Francia. 2001. Bd. 28. S. 37–90; Idem. Auf Pseudoisidors Spur//Fortschritt durch Fälschungen? Ursprung, Gestalt und Wirkungen der pseudoisidorischen Fälschungen. Hannover, 2002. S. 1–28. (Monumenta Germaniae Historica Studien und Texte; 31). Fuhrmann H. Einfluss und Verbreitung der pseudoisidorischen Fälschungen von ihrem Auftauchen bis in die neuere Zeit. 3 Bde. Hannover, 1972–1974. (Monumenta Germaniae Historica Schriften. Bd. 24/1–3). См.: Gaudemet J. La primauté pontificale dans les collections canoniques grégoriennes//Cristianità ed Europa. Miscellanea di studi in onore di L. Prosdocimi. R., 1994. Vol. 1/1. P. 59–90, а также в более широкой перспективе: Blumenthal U.-R. The Papacy and Canon Law in the Eleventh-Century Reform//Catholic Historical Review. 1998. Vol. 84. P. 201–216. См., напр.: Fuhrmann H. Über den Reformgeist der 74-Titel-Sammlung//Festschrift für H. Heimpel. Göttingen, 1972. Bd. 2. S. 1110, 1117–1120. Название «Декрет», утвердившееся за сборниками Бурхарда и Грациана, имеет позднее происхождение. Оно связано с термином «decreta» (мн. ч., обычно в сочетании liber, codex, corpus, opus, volumen decretorum), которым в средневековых университетах обозначали тексты источников канонического права, собранные в различных сборниках, точно так же, как «sententiae» означали богословские тексты, см.: HeyerF. Namen und Titel des Gratianischen Dekrets//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1914. Bd. 94. S. 503–504.

http://bogoslov.ru/article/2240142

§ 2. Для увольнения монашествующего, принявшего временные обеты, достаточно наличия менее серьёзных причин, определённых в собственном праве. 697 В тех случаях, о которых говорится в кан. 696, если старший Настоятель, выслушав мнение своего совета, сочтёт необходимым начать процесс по увольнению, он должен: 1-е собрать или дополнить доказательства; 2-е письменно или в присутствии двоих свидетелей предупредить монашествующего, указав ему на то, что, если он не одумается, последует увольнение, ясно обозначив причину увольнения и предоставив ему полную возможность защищаться; если предупреждение окажется безрезультатным, Настоятель выносит второе предупреждение, не ранее, чем через пятнадцать дней после первого; 3-е если и это предупреждение останется тщетным, и Настоятель со своим советом сочтёт неисправимость монашествующего вполне очевидной, а его доводы в свою защиту неубедительными, по безрезультатному истечению пятнадцати дней после последнего предупреждения все документы, подписанные старшим Настоятелем и нотариусом вместе с ответами монашествующего, подписанными им, должны быть отправлены верховному Настоятелю. 698 Во всех случаях, о которых говорится в канн. 695 и 696, за монашествующим остаётся нерушимое право сообщаться с верховным Настоятелем и представлять доводы в свою защиту непосредственно ему. 699 § 1. Верховному Настоятелю со своим советом, который для действительности должен состоять по меньшей мере из четырёх членов, следует приступить к коллегиальному рассмотрению доказательств, аргументов и положений защиты, тщательно их взвешивая, и, если тайным голосованием будет принято такое решение, вынести постановление об увольнении, для действительности которого нужно – по крайней мере, обобщённо – изложить юридические и фактические мотивы [решения]. § 2. В монастырях sui iuris, о которых говорится в кан. 615, право выносить решение об увольнении принадлежит диоцезальному Епископу, которому Настоятель должен представить документы, утверждённые его советом. 700 Постановление об увольнении не имеет силы, если оно не было утверждено Святым Престолом, которому должны быть направлены постановление и все документы; если речь идёт об институте диоцезального права, то утверждение входит в полномочия Епископа того диоцеза, где расположена обитель, к которой приписан монашествующий. При этом, чтобы быть действительным, постановление должно указывать на право обжалования перед полномочной властью, которым уволенный может воспользоваться в течение десяти дней по получении извещения. Жалоба приостанавливает действие постановления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010