Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНТЕРДИКТ [лат. interdictum - запрет, запрещение], каноническое наказание в Римско-католической Церкви, лишающее права или ограничивающее возможность совершения и принятия таинств и др. церковных обрядов (в т. ч. погребения), но, как правило, не связанное с отлучением от Церкви. И. рассматривается как вид «врачующих наказаний или цензур» (poenae medicinales seu censurae - CIC. 1312 § 1. 1), целью к-рых является принуждение к исправлению к.-л. явлений, послуживших причиной наложения И. До введения в 1983 г. ныне действующего Кодекса канонического права (см. Codex iuris canonici ), допускающего наложение И. лишь на отдельное лицо (личный И.), в каноническом праве Римско-католической Церкви также существовало понятие локального, или территориального, И., накладывавшегося на к.-л. территорию (приход, город, еп-ство, провинцию, гос-во). В древнерим. праве и в позднеантичных юридических сборниках понятие «интердикт» в основном обозначало внесудебное адм. запрещение или распоряжение претора, направленное на защиту владения собственностью; одним из видов такого И. был «interdictum prohibitoria» (запрет на совершение к.-л. действий, нарушавших права граждан). Появление понятия «интердикт» в зап. церковном праве стало результатом развития системы канонических наказаний, гл. обр. таких, как отлучение от Церкви (excommunicatio) и запрещение священнослужения (suspensio a divinis). Уже в раннем средневековье прослеживается смешанное употребление понятий «interdictum», «excommunicatio» и «suspensio», что затрудняет разграничение И. и др. канонических наказаний в тот период. С V в. в Зап. Церкви встречается особый вид наказания, к-рый впосл. развился в один из видов личного И.,- запрет на вход в церковь (interdictum ab ingressu ecclesiae), применявшийся к определенному лицу и подразумевавший запрет на совершение общинных богослужений (для клириков) или на их посещение (для мирян) и лишение церковного погребения, но не сопряженный с отлучением от Церкви и с запретом на принятие таинств, а также допускавший возможность посещать церкви для личной молитвы, а клирикам - совершать богослужения в частных часовнях (ораториях).

http://pravenc.ru/text/468843.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛЛЕГИЯ КАРДИНАЛОВ [лат. Collegium Cardinalium], орган верховной власти в Римско-католической Церкви; состоит из кардиналов и возглавляется деканом . Согласно ныне действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici ), кардиналы католич. Церкви составляют особую коллегию, наделенную правомочиями избирать папу Римского, а также оказывать ему помощь в управлении Церковью, «действуя коллегиально», т. е. когда кардиналы «созываются вместе для обсуждения вопросов, имеющих важное значение» (CIC. 349). К. к. избирает папу Римского на конклаве по нормам, установленным апостольской конституцией папы Римского Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» от 22 февр. 1996 г., а коллегиальную деятельность осуществляет преимущественно на консисториях, созываемых Римским папой и под его председательством для обсуждения важных вопросов (CIC. 353). К. к. наделяется чрезвычайными правомочиями по управлению католич. Церковью в период вакации Папского престола (sede vacante; CIC. 359); объем полномочий также установлен конституцией «Universi Dominici gregis». Так, на К. к. возлагаются функции, гл. обр. связанные с подготовкой и проведением конклава, и лишь чрезвычайные обстоятельства, требующие немедленного решения, могут быть обсуждены К. к., если за это выскажется большинство ее членов (Universi Dominici gregis. I 2, 6). В период sede vacante К. к. лишена права вносить к.-л. изменения в каноны и законодательные акты (Ibid. I 4), она не имеет власти или юрисдикции в делах, относящихся к ведению Папского престола (Ibid. I 1, 3). К. к. делится на 3 чина: кардиналов-епископов, кардиналов-пресвитеров и кардиналов-диаконов с титулами пригородных рим. епархий, рим. приходов и диаконий (CIC. 350 § 1-2), что является символом принадлежности кардиналов к римскому клиру. Деление К. к. на 3 чина определяет формальное старшинство кардиналов в структуре коллегии, но не влияет на права и привилегии, к-рыми все кардиналы наделяются в равном объеме (об истории формирования чинов кардиналов и их особенностях см. ст. Кардинал ). Патриархи Восточных католических Церквей, возведенные в достоинство кардинала, включаются в К. к. с титулом своего Патриаршего престола (CIC. 350 § 3). Декан К. к. имеет титул кардинала-епископа Остии (CIC. 350 § 4). Помимо декана в структуре К. к. имеется субдекан, к-рый замещает декана в случае возникновения канонических препятствий. Декан и субдекан избираются кардиналами-епископами и утверждаются папой Римским; они обязаны постоянно проживать в Риме, считаются первыми среди равных и не облечены к.-л. властью управления в отношении др. кардиналов (CIC. 352).

http://pravenc.ru/text/1841756.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ постоянный коллегиальный орган власти в Римско-католической Церкви, объединяющий епископов отдельной страны или определенной территории. В качестве постоянно действующего канонического ин-та Е. к. получили оформление после Ватиканского II Собора (1962-1965), однако практика собраний епископов отдельных стран для обсуждения религ., политических и социальных вопросов возникла еще в XIX в., заменив древнюю практику национальных или поместных Соборов, к-рые практически не собирались с эпохи средних веков. Впервые национальная конференция епископов была организована в 1830 г. в Бельгии (в Мехелене), затем возникли периодически собиравшиеся Е. к. в Германии (с 1848 в Вюрцбурге, позднее в Фульде), в Австрии (с 1849 в Вене), в Ирландии (с 1854), в Царстве Польском (с 1906 в Варшаве), во Франции (с 1906), в США (с 1919) и в др. странах. К 1962 г. существовало 45 национальных Е. к., 20 из к-рых имело устав, утвержденный Папским престолом. Согласно конституции папы Римского Пия X «Sapienti concilio» (29 июня 1908), все вопросы, связанные с проведением Е. к., передавались в ведение рим. конгрегации Собора. Принятый в 1917 г. Кодекс канонического права (см. Codex iuris canonici ) подтверждал подчиненность Е. к. конгрегации Собора (CIC (1917). 250. § 4) и возлагал на архиепископа (митрополита) или в случае его отсутствия на старейшего из епископов церковной провинции заботу о проведении не реже раза в 5 лет собрания правящих епископов церковной провинции для обсуждения различных вопросов, а также для подготовки поместного Собора (CIC (1917). 292. § 1). В собраниях должны были участвовать главы еп-ств и др. структур, не входящих в состав церковных провинций и подчиненных непосредственно Папскому престолу (CIC (1917). 292. § 2). До II Ватиканского Собора Е. к. имели лишь совещательный характер и не обладали властными полномочиями. Новый канонический статус Е. к. был сформулирован на II Ватиканском Соборе в связи с выработкой учения о коллегиальности епископата (см.

http://pravenc.ru/text/190049.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНСТИТУТЫ ПОСВЯЩЕННОЙ ЖИЗНИ [лат. instituta vitae consecratae], в Римско-католической Церкви сообщества, канонически утвержденные церковной властью и объединяющие верующих, к-рые посредством обетов (или др. «священных уз») добровольно принимают посвященную Богу форму жизни, заключающуюся в следовании «евангельским советам» (обетам) целомудрия, бедности и послушания (CIC. 573 § 1-2). Согласно принятому в 1983 г. Кодексу канонического права (см. Codex iuris canonici ), целомудрие подразумевает обязательство совершенного воздержания в безбрачии (CIC. 599); бедность - зависимость и ограничения в пользовании и распоряжении имуществом, при этом нормы следования обету бедности устанавливаются в каждом И. п. ж. самостоятельно (CIC. 600); послушание обязывает к подчинению законным настоятелям, когда они повелевают согласно конституциям (CIC. 601). Различаются И. п. ж. клириков (clericales), имеющих целью осуществление священнослужения (CIC. 588 § 2), и И. п. ж. мирян (laicales), задачей которых является деятельность, не предполагающая осуществление священнослужения (CIC. 588 § 3). За Папским престолом остается право учреждать новые формы посвященной жизни (CIC. 605). Членами И. п. ж. могут быть как мужчины, так и женщины. И. п. ж. (клириков и мирян, мужские и женские) делятся на институты монашествующих (instituta religiosa) и секулярные институты (instituta saecularia). Институтом монашествующих называется община, члены которой в соответствии с собственным уставом приносят публичные обеты целомудрия, бедности и послушания (постоянные или временные, но возобновляемые по истечении их срока) и ведут совместную общинную жизнь (CIC. 607 § 2). В наст. время существуют институты монашествующих как созерцательной жизни (vita contemplativa, подразумевающая затворничество, отшельничество и др. формы монашеского делания), так и занимающиеся разнообразной деятельностью в миру (миссионерством, благотворительностью, воспитанием и др.), а также институты, совмещающие созерцательную жизнь с апостольской деятельностью.

http://pravenc.ru/text/468829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ [лат. minister generalis, magister generalis, superior maior, superior generalis, praepositus generalis, vicarius generalis и др.], генерал - обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви. Употребляется в качестве синонима титула глав монашеских структур, должности к-рых в лат. наименовании определяются как «generalis» (генеральный, верховный) и реже как «maior» и «supremus» (высокий, высший, верховный). Особенности наименования Г. н. зависят от уставов и традиций монашеских орденов и конгрегаций: у францисканцев - генеральный министр, у доминиканцев - генеральный магистр, у ассумпционистов , госпитальеров (см. ст. Мальтийский орден ), кармелитов - генеральный приор, у тринитариев , иезуитов , варнавитов , театинцев , редемптористов и др.- генеральный препозит (пробст) или настоятель (супериор), у регулярных каноников и цистерцианцев - генеральный аббат, в нек-рых направлениях бенедиктинцев - генеральный супериор, генеральный аббат, аббат-примас, архиаббат, в рыцарских орденах - великий магистр. Начиная с Нового времени название «генералиса» (superiorissa, antistita generalis), соответствующее Г. н., стало употребляться и по отношению к предстоятельницам жен. монашеских орденов и конгрегаций. В Codex Iuris Canonici (CIC) 1983 г. для обозначения глав орденов и конгрегаций используются термины «supremus moderator», «superior», «superior maior» (лат. верховный управитель, настоятель), для жен. орденов - термин «antistita». Должность Г. н., как правило, является выборной (на неск. лет или пожизненно, как у иезуитов); выборы осуществляются на генеральном капитуле. Кандидатура избранного Г. н. может быть отклонена Римским папой, в этом случае выборы Г. н. проводятся повторно. Г. н. орденов и крупных монашеских конгрегаций обычно проживают в Риме. Объем полномочий Г. н. определяется общими нормами канонического права Римско-католической Церкви, а также правилами каждого отдельного монашеского института. Г. н. могут, исходя из сложившихся традиций, приглашаться для участия в Соборах католич. Церкви. Г. н. орденов, находящихся под непосредственной папской юрисдикцией, обладают в отношении подчиненных им монашествующих теми же полномочиями, что и епископы в отношении клира своего еп-ства. Порядок замещения должности Г. н. и его компетенция регулируются статутами орденов и конгрегаций и общецерковным законодательством: в XII - нач. XX в.- нормами из сводов Corpus Iuris Canonici ; в 1917-1983 гг.- нормами CIC 1917 г.; ныне - нормами CIC 1983 г. Своды Corpus Iuris Canonici содержали конкретные предписания относительно отдельных орденов и конгрегаций; в CIC 1917 и 1983 гг. правовое положение Г. н. монашеских орденов и конгрегаций было в значительной степени унифицировано.

http://pravenc.ru/text/162014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла CORPUS IURIS CANONICI Титульный лист изд. «Corpus iuris canonici». Venetiis, 1591 Титульный лист изд. «Corpus iuris canonici». Venetiis, 1591 Офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII в 1582 г. и действовавший до выхода Кодекса канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ). Термин «corpus» (лат.- «совокупность», букв.- «тело») часто применялся для обозначения различных правовых и канонических сводов, а сочетание «corpus iuris canonici» могло использоваться в названиях разных сводов канонического права (напр., один из комментаторов XII в. называл так Декрет Грациана (см. ст. Грациан )), однако после появления «римского издания» (editio Romana) 1582 г. под C. i. c. подразумевается именно совокупность конкретных канонических книг Римско-католической Церкви. В состав C. i. c. вошли важнейшие источники средневек. католич. канонического права, имевшие общецерковное значение и использовавшиеся в ун-тах и правовых школах при изучении канонического права: Декрет Грациана (1-я пол. XII в.), своды декретального права «Liber Extra» (1234; см. Декреталии Григория IX ), «Liber Sextus» (1298), «Clementinae» (1317), «Extravagantes Joannis XXII» (1325 или 1327; см. в ст. Иоанн XXII ), а также наиболее авторитетные комментарии этих сводов - ординарные глоссы (см. Glossa ordinaria ). «Extravagantes communes» - последний по времени возникновения свод канонического права, вошедший в C. i. c., был составлен в нач. XVI в. франц. лиценциатом рим. и канонического права Ж. Шаппюи на основе 2 анонимных декретальных сборников XIV-XV вв., включавших в себя 74 декреталии 13 Римских пап. В кон. XV - нач. XVI в. парижскими издателями У. Герингом и Б. Рембольтом была проведена ревизия текстов основных сводов и их публикация. В 1504 г. Шаппюи и В. де Теб, предпринявшие сверку и исправление текстов, впервые объединили эти своды в рамках 3-томного издания под названием «Corpus iuris canonici glossatum».

http://pravenc.ru/text/2458739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРМЧАЯ КНИГА название сборников, основную часть к-рых составляют правила Апостольские, Вселенских, Поместных Соборов, отцов Церкви, переведенные с греческого на слав. языки Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник

http://pravenc.ru/rubrics/122820_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Юридические науки КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КИРИБАТИ [Республика Кирибати], островное гос-во в юго-зап. части Тихого океана, на пересечении экватора и линии перемены дат КИТАЙ [кит. Чжунго, букв.- Срединное государство], Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Вост. и Центр. Азии КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви КОДЕКС ФЕОДОСИЯ один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим.Феодосия II императоров CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОМОРЫ [Коморские Острова, Союз Коморских Островов (СКО), гос-во близ вост. побережья Африки, расположенное в Индийском океане, в сев. части Мозамбикского прол., между Мадагаскаром и Мозамбиком КОНКУБИНАТ в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком

http://pravenc.ru/rubrics/122804_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАЦИАН Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) [лат. Gratianus], создатель первого общего свода канонического права католич. Церкви - т. н. Декрета Грациана. О жизни и деятельности Г. сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с сер. XII в. в болонской школе права, приписывает создание Декрета «магистру Грациану». Точное имя его неизвестно (по нек-рым версиям - Иоанн или Франциск Г.). Согласно традиции, Г. был монахом ордена камальдулов из мон-ря святых Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение Декрета для развития канонического права обусловило закрепление за Г. в кон. XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права). В историографии Нового и новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Г. с тем или иным лицом, биография к-рого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения. Декрет Грациана (Decretum Gratiani, Decretum) - важнейший средневек. памятник зап. канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в 1-й пол. XII в. с добавлениями во 2-й пол. XII-XIII в. Не прояснен вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу Декрета Иво , еп. Шартрского, и ставшее общепринятым уже к кон. XII в. Декрет Грациана не был офиц. законодательным сводом католич. Церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и др. церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание Папского престола он получил в 70-80-х гг. XII в., что выразилось в ссылках на Декрет Грациана в папских декреталиях. До XVI в. являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утвержденного Римским папой Григорием XIII собрания законов католич. Церкви «Corpus juris canonici» , действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права (см. ст. «Codex juris canonici» ).

http://pravenc.ru/text/166407.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010