Данные положения Тридентского Собора получили дальнейшее развитие в Римской Церкви, в т. ч. в апостольской конституции «Speculatores» папы Иннокентия XII от 4 нояб. 1694 г., в постановлениях и инструкциях Конгрегации Собора и Конгрегации пропаганды веры, особенно в отношении вопросов перехода секулярных клириков в монашеские ордены, а также рукоположения пресвитеров для миссионерских целей (ad titulum missionis). В XIX в. понятия И. и экскардинации окончательно вошли в употребление в каноническом праве католич. Церкви применительно к назначению на церковную должность при рукоположении и переходе (переводе) священнослужителей в юрисдикцию др. священноначалия. В то же время на основе «Corpus iuris canonici» появились нек-рые различия и особенности в правилах И. и экскардинации клириков. Так, напр., в регионах, нуждавшихся в активной миссионерской деятельности, получили распространение облегченные условия перевода священнослужителей в пределах провинции при одновременном ужесточении контроля за путешествующими клириками (см. 19-е постановление I Вестминстерского Собора 1852 г.). III пленарный (общеамер.) Балтиморский Собор (1884) разрешил рукополагать пресвитеров для миссионерских целей в количестве, необходимом для нужд не только собственного еп-ства, но и региона в целом, с тем чтобы при необходимости они могли быть переведены в соседние еп-ства (Title 2 «Of Ecclesiastical Persons». § 7). Впосл. эта практика получила санкцию Папского престола. В Кодексе канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ) И. (к-рая также представлена в нем синонимом «adscriptio» - приписывание) и экскардинация в основном регламентировались канонами 111-117. Согласно Кодексу 1917 г., все клирики с момента принятия 1-й тонзуры (т. е. еще до посвящения в низшие церковные чины) приписывались к определенному диоцезу или монашескому ордену и становились подвластны епископу или орденскому начальству (CIC (1917). 111). И. и экскардинация имели бессрочный (perpetua) и безусловный (absoluta) характер; при переходе или переводе клирика из одного диоцеза в другой, вступлении в монашеский орден или выходе из него он получал от своего ординария грамоту об экскардинации (litteras excardinationis perpetuae et absolutae), а от своего буд.

http://pravenc.ru/text/389603.html

184-192 КОВЫЛИН (Кавылин) Илья Алексеевич (20.07.1731 - 21.08.1809), деятель старообрядческого беспоповского федосеевского (старопоморского) согласия 192-194 КОДЕКС ФЕОДОСИЯ один из важнейших памятников постклассического рим. права, первый офиц. сборник конституций рим.Феодосия II императоров 194-202 CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви 202-205 205-213 213-214 КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф 214-215 КОДРАТ (II-III вв. (?)), сщмч. (пам. 21 сент.; пам. греч. 21, 22 сент.), ап. от 70, еп. Магнесийский (Магнезийский) 215-217 КОДРАТ сщмч. (?) (вместе с Феодосием, Мануилом и др. мучениками Анатолийскими; пам. греч. и зап. 26 марта) 217-219 219-220 КОДРАТ мч. Никомидийский (пам. 21 апр.) - см. в ст. Исаакий, Аполлос и Кодрат, мученики Никомидийские 220-221 221-222 КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович (15.05.1852-3.07.1017), философ, религ. мыслитель и историк культуры, почетный член МДА 222-236 236-243 КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед 243-245 245-246 ОТПУЩЕНИЯ (см. также ст. Йом Киппур), одно из 3 животных (овен и 2 козла), предназначенных для исполнения очистительного обряда в День очищения 257-260 246-250 КОЗЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Калужской епархии, названо по г. Козельску (ныне Калужской обл.), существовало между 1924 и 1931 гг. КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина) 250-254 КОЗЕЛЬЩИНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кременчугской и Лубенской епархии УПЦ), находится в пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл. (Украина)

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

впервые сформулировано в Декрете Грациана, куда было включено определение Иво Шартрского, согласно к-рому Д. есть «временное смягчение строгости закона по необходимости или ради пользы церковной» (Ibid. 57//PL. 161. Col. 236), а также куда было добавлено деление Д. на 2 разновидности (post factum и ante factum) без дополнительных пояснений. Позднее болонский канонист Руфин († 1191) дал определение Д. как частичного ограничения действия церковного закона ради достижения справедливости (Summa decretorum, glossa dict.- Grat. ad Can. 1, q. 73, c. 6). Декреталисты , не меняя существа понятия «Д.», развили его путем сопоставления со смежными понятиями канонического права (льгота, привилегия и др.). На основании их замечаний в декреталиях папы Римского Иннокентия IV получило закрепление различие Д. и освобождения от наказания на будущее. Уже в Декрете Грациана возобладала мысль Иво Шартрского о Д. как об акте законодательной власти, принадлежащей только папе Римскому. Позднее данную позицию отстаивали декретисты , сохранявшие за епископами полномочия давать Д. от законов, действовавших в рамках их еп-ств, а на основании делегирования или обычая - от нек-рых общецерковных законов. Указанный дуализм был причиной дискуссий среди зап. канонистов (Бернардо Бальби, еп. Павии, Петр де Блуа, Лаврентий Испанский, Иоанн Тевтонский). Особую трудность представляло юридическое обоснование полномочий епископов в сфере, объявленной прерогативой Римского папы. Аргумент о принадлежности им права предоставлять Д. в силу их сана, выдвинутый на т. н. Пистойском Соборе (1786), был отвергнут папой Пием VI (1794). В Кодексе канонического права 1917 г. (см. ст. Codex iuris canonici ) право предоставлять Д. от общецерковных законов сохранялось только за Папским престолом, за исключением случаев, когда оно особо даровалось епископам. Епископы также могли даровать такую Д. в чрезвычайных обстоятельствах, при невозможности обратиться непосредственно к Папскому престолу (CIC (1917). 81). При этом за епископами и др. лицами, имеющими ординарную юрисдикцию, признавалось право даровать Д. от действовавших в рамках их еп-ств местных (партикулярных) законов (CIC (1917). 82).

http://pravenc.ru/text/178549.html

Помимо консультаций с епископами и специалистами комиссия должна была учитывать многочисленные изменения канонических норм, которые вносились папой Павлом VI для реализации решений II Ватиканского Собора. К 1977 г. комиссия подготовила рабочий проект C. i. c., направив его для изучения епископским конференциям, генеральным настоятелям монашеских орденов и конгрегаций, в учреждения Римской курии, папские ун-ты, ин-ты и на богословские фак-ты. 29 июня 1980 г. комиссия представила доработанный проект C. i. c., в к-ром весь материал был сведен в единый корпус. Для его изучения папа Иоанн Павел II расширил состав комиссии, включив в нее представителей епископских конференций. 16 июля 1981 г. комиссия выпустила заключение по проекту C. i. c., указав на необходимость внести изменения в отдельные каноны. В окт. того же года комиссия одобрила вариант с внесенными изменениями и 22 апр. 1982 г. представила его папе Иоанну Павлу II, пожелавшему лично изучить окончательный проект C. i. c. совместно со специальной кардинальской комиссией, в состав к-рой вошли кард. Йозеф Ратцингер (в 2005-2013 папа Римский Бенедикт XVI) и госсекретарь Папского престола кард. Агостино Казароли . После внесения некоторых изменений в проект C. i. c. папа назначил датой его офиц. опубликования 25 янв. 1983 г.- в день 24-летней годовщины объявления папой Иоанном XXIII о созыве II Ватиканского Собора. Структура C. i. c. состоит из 7 книг (вместо 5 в C. i. c. 1917 г.), которые включают 1752 канона (вместо 2414 в C. i. c. 1917 г.). В кн. I «Общие нормы» (De normis generalibus; каноны 1-203) 11 титулов, в ней изложены общие принципы и понятия канонического права, его источники (церковные законы, обычаи, генеральные декреты и инструкции, отдельные адм. акты, уставы и регламенты), определения субъектов (юридические и физические лица), рассмотрены отдельные институты (власть управления, церковные должности, юридические акты, срок давности, подсчет времени). Кн. II «Народ Божий» (De populo Dei; каноны 204-746) разделена на 3 части.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

– Litterae apostolicae motu proprio datae Pontificalis Domus quibus Pontifacalis Domus ordinatio quadamtenus mulatur, 28 martii 1968; AAS 60 (1968), 305–315. – Litterae apostolicae motu proprio datae Ecclesiae sanctae quibus normae ad quaedam exsequenda ss. Concilii Vaticani II dicreta statuuntur, 6 augusti 1966; AAS 58 (1966), 758–787. – Litterae apostolicae motu proprio datae Apostolica sollicitudo quibus Synodus Episcoporum pro universa Ecclesia constituitur, 15 septembris 1965; AAS 57 (1965), 775–780. – Litterae apostolicae motu proprio datae Ingravescentem aetatem quibus Patrum cardinalium aetas ad maioris momenti munera exercenda statuitur, 21 novembris 1970; in: AAS 62 (1970), 810–813. PIUS PP X, Constitutio Apostolica Sapienti Consiliio de Romana Curia, 29 iunii 1908; in: AAS 1 (1908) 7–108. PIUS PP XII, Litterae apostolicae motu proprio datae Cleri sanctitati – Codex iuris canonici orientalis, De ritibus orientalibus, de personis, 2 iunii 1957; in: AAS 49 (1957) 433–600. Sacra Congegatio pro clericis, Litterae circulares ad Praesides Conferentiarum Episcopalium Presbyteri sacra de Consiliis presbyteralibus iuxtra placita congregationis plenariae die 10 octobris 1969 habitae, 11 aprilis 1970; AAS 62 (1970) 459–465. – Litterae circulares Omnes christifideles ad patriarhas, primates, archiepiscopos, episcopos aliosque locorum ordinarios de Consiliis pastoralibus iuxtra placita congregationis plenariae mixtae die 15 martii 1972 habitae. Sacra Congegatio pro Episcopis, Directorium Ecclesiae imago de pastorale ministerio episcoporum, 22 februarii 1973; Typus Polyglottis Vaticanis 1973, 254 рр. Sacra Congegatio Sacramentorum, Instructio Provida Mater Ecclesia – Servanda а tribunalibus diocesanis pertractandis causis de nullitate matrimoniorum, 15 augustii 1936; AAS 28 (1936) 313–361. Segreteria Di Stato, Regolamento generale della curia romana, 22 febbraio 1968; in: AAS 60 (1968) 129–176. 2. Прочая литература Архимандрит КИПРИАН (КЕРН) – Православное пастырское служение, 2 е изд., Париж 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Стремясь активизировать деятельность католич. Церкви в амер. условиях, Г. в то же время противодействовал идеям т. н. американизма, основоположником к-рого был католич. пресв. И. Т. Геккер . 22 янв. 1899 г. папа Лев XIII направил Г. послание «Testem benevolentiae», осуждающее положения «американизма» (в т. ч. о необходимости приспособления Церкви к современности в области вероучения), но признающее возможность учитывать амер. особенности образа жизни в пастырской практике. В 1903 г. по случаю 25-летия понтификата папы Льва XIII Г. прибыл в Рим с поздравлениями и подарками от президента США Т. Рузвельта. В том же году участвовал в конклаве и содействовал избранию на Папский престол Пия X . В 1914 г. в связи с первой мировой войной Г. прибыл в Рим на конклав уже после избрания папы Бенедикта XV , к-рый пытался через Г. побудить президента США В. Вильсона выступить с инициативой мирных переговоров между воюющими странами. Похоронен в крипте кафедрального собора в Балтиморе. Соч.: The Faith of our Fathers. N. Y., 1871; Our Christian Heritage. Baltimore, 1889; The Ambassador of Christ. Baltimore, 1896. Ист.: Лев XIII, папа. Послание «Testem benevolentiae»//Покров: Альм. рос. католиков. 2002. 14. С. 15-33. Лит.: Smith A. E. , Fitzpatrick V. Card. Gibbons, Churchman and citizen. Baltimore, 1921; Will A. S. Life of card. Gibbons, Archbishop of Baltimore. N. Y., 1922. 2 vol.; Newcomb C. Larger than the sky: A Story of James card. Gibbons. L., 1945; Ellis J. T. The life of James card. Gibbons, Archbishop of Baltimore, 1834-1921. Milwaukee, 1952. 2 vol.; Tehan A. B. , Tehan J. Prince of Democracy, James card. Gibbons. Garden City, 1962; Hierarchia CRMA. Vol. 8. P. 32, 51, 75, 140, 323, 482. В. П. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/text/164945.html

Новый том «Православной энциклопедии» содержит большое число статей на тему библеистиеки. Прежде всего, стоит обратить внимание на статью «Колоссянам послание», посвященную одному из посланий св. апостола Павла. Помимо этого, следует отметить такие публикации, как «Колена Израилевы», «Ковчег завета», «Козел отпущения», «Книжники». Интересующимся вопросами византологии и канонического права издатели рекомендуют ознакомиться со статьями «Кодекс Феодосия» и «Кодекс Юстиниана». В статье «Codex iuris canonici» представлена информация о Кодексе канонического права Римско-католической Церкви. Статья «Книга канонов» рассказывает о сборнике канонического права Армянской Апостольской Церкви . Продолжая тему Римско-католической Церкви, стоит упомянуть такие статьи, как «Коллегии папские», «Коллегия кардиналов». Вопросы, касающиеся сферы литургики, представлены в новом томе такими статьями, как «Кондак» и «Книга общих молитв». В последней идет речь о процессе создания и развитии основной богослужебной книги Англиканской церкви. Не обойдены вниманием темы, посвященные различным религиозным движениям, которые могут представлять интерес для специалистов, изучающих вопросы, связанные с историей Западной и Восточной Церквей, религиоведам. В частности, 36-й том «Православной энциклопедии» содержит такие статьи, как «Ковенанторы» (движение в Шотландии, представители которого выступали против епископальной системы управления Церковью), «Comunione e liberazione» («Общение и освобождение» — относительно молодое итальянское католическое движение, которое провозглашает своей целью свидетельство о Христе во всех сферах жизни современного общества), «Колливады» (движение, зародившееся в среде афонского монашества XVIII века). Также всем интересующимся историей Реформации рекомендуем статью «Коллоквиумы». Как и предшествующие тома, 36-й том «Православной энциклопедии» содержит статьи, посвященные епархиям, монастырям и святыням Русской Православной Церкви. В данном томе можно найти такие статьи, как «Козельская и Людиновская епархия» и «Коломенская епархия».

http://patriarchia.ru/db/text/3949964.ht...

Новый том «Православной Энциклопедии» содержит большое число статей на тему библеистиеки. Прежде всего, стоит обратить внимание на статью «Колоссянам послание», посвященную одному из посланий св. апостола Павла. Помимо этого, следует отметить такие публикации, как «Колена Израилевы», «Ковчег завета», «Козёл отпущения», «Книжники». Интересующимся вопросами византологии и канонического права рекомендуем ознакомиться со статьями «Кодекс Феодосия» и «Кодекс Юстиниана». В статье «Codex iuris canonici» представлена информация о Кодексе канонического права Римско-католической Церкви. Статья «Книга канонов» рассказывает о сборнике канонического права Армянской Апостольской Церкви. Продолжая тему Римско-католической Церкви, стоит упомянуть такие статьи, как «Коллегии папские», «Коллегия кардиналов». Вопросы, касающиеся сферы литургики, представлены в новом томе такими статьями, как «Кондак» и «Книга общих молитв». В последней идёт речь о процессе создания и развитии основной богослужебной книги Англиканской церкви. Не обойдены вниманием статьи, посвящённые различным религиозным движениям, которые могут представлять интерес для специалистов, изучающих вопросы, связанные с историей Западной и Восточной Церквей, религиоведам. В частности, 36-й том «Православной Энциклопедии» содержит такие статьи, как «Ковенанторы» (движение в Шотландии, представители которого выступали против епископальной системы управления Церковью), «Cmunione e liberazione [Общение и Освобождение] (относительно молодое итальянское католическое движение, которое провозглашает своей целью свидетельство о Христе во всех сферах жизни современного общества), «Колливады» (движение, зародившееся в среде афонского монашества XVIII века). Также всем интересующимся историей Реформации рекомендуем статью «Коллоквиумы». Как и предшествующие тома, 36-й том «Православной энциклопедии» содержит статьи, посвящённые епархиям, монастырям и святыням Русской Православной Церкви. В данном случае обращаем внимание читателей на такие статьи, как «Козельская и Людиновская епархия» и «Коломенская епархия».

http://pravenc.ru/shop/1817562/

о. – отец ОВЦС – Отдел внешних церковных связей ОКЖГ – Объединение католических женщин Германии Ос. – Книга пророка Осии Пар. – Первая книга Паралипоменон преосв. – преосвященный Притч. – Притчи Соломона прот. – протоиерей протопр. – протопресвитер прп. – преподобный Пс. – Псалом или Псалтырь РБО – Российское библейское общество РГАДА – Российский государственный архив древних актов РГБ – Российская государственная библиотека Рим. – Послание апостола Павла к Римлянам РПАЦ – Российская православная автономная церковь РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь РПЦ – Русская православная церковь РПЦЗ – Русская православная церковь заграницей св. – святой, святая св. – священное свт. – святитель свящ. – священник ССПЦ – Свободная Сербская православная церковь СТСЛ – Свято-Троицкая Сергиева лавра сщмч. – священномученик Тит. – Послание апостола Павла к Титу ™ – товарный знак (товарная или торговая марка) УПЦ – Украинская православная церковь Фил. – Послание апостола Павла к Филимону Флп. – Послание апостола Павла к Филиппийцам Ц. – Церковь Числ. – Числа ЭПЦ – Эстонская православная церковь ABCFM – The American Board of Commissioners for Foreign Missions Antiquit. – Josephus Flavius. Antiquitates Judaicae APSA – Administratio Patrimonii Sedis Apostolicae, итал. Amministrazione del Patri- monio della Sede Apostolica ASALA – Armenian Secret Army for the Liberation of Armenia Aug. De civ. Dei. – Augustinus. De Civitate Dei CCE – Catechismus Catholicae Ecclesiae CCIA – Commission of the Churches on International Affairs CELAM – Conselho Episcopal Lamino Americano CIC – Codex iuris canonici Claud. – Gaius Suetonius Tranquillus. Vita Claudii De bei. Iud. – Josephus Flavius. De bello ludaico EFAMA – European Fund and Asset Management Association FSSPX – Fraternitas Sacerdotalis Sancti Pii X IOR – Istituto per le Opere di Religione OAMDG – Omnia ad majorem Dei gloriam RN – Rerum novarum SJ – Societas Jesu WCC – World Council of Churches YMCA – Young Men’s Christian Association

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

i. c.). В C. i. c. не отражены литургические нормы католич. Церкви. Действие C. i. c. распространяется только на католич. Церковь лат. обряда, для католиков вост. обрядов в 1990 г. был издан Кодекс канонов Восточных Церквей (см. ст. Восточные католические Церкви ). С момента принятия в C. i. c. было внесено неск. изменений. 18 мая 1998 г. motu proprio «Ad tuendam fidem» папа Иоанн Павел II внес в него норму, обязывающую всех католиков принимать как «торжественное», так и «обычное учительство» Папского престола (CIC. 750 § 2), а также уточнил каноны относительно наказания для тех, кто упорно его отвергают (CIC. 1371). Опубликованным 15 дек. 2009 г. motu proprio «Omnium in Mentem» папа Бенедикт XVI внес изменения в каноны 1008 и 1009, разграничивающие священническое служение епископов и пресвитеров и диаконское служение, а также в каноны 1086, 1117 и 1124, уточняющие аспекты брачного права католической Церкви (удалена фраза о формальном акте отступничества от католич. веры как условия недействительности брака между крещеными и некрещеными лицами). В отличие от C. i. c. 1917 г. новый C. i. c. разрешено переводить на национальные языки, но с обязательной авторизацией перевода местными церковными властями (рус. перевод: Кодекс канонического права. 2007). Ист.: Codex iuris canonici auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatus//AAS. 1983. Vol. 75. Pt. 2; Codex iuris canonici auctoritate Ioannis Pauli PP. II promulgatus, fontium annotatione et indice analyticoalphabetico auctus. Vat., 1989; Кодекс канонического права/Пер. с лат.: А. Н. Коваль. М., 2007. Лит.: La nuova legislazione canonica: Corso sul Nuovo Codice di Diritto Canonico. R., 1983; D " Ostilio F. La storia del nuovo Codice di diritto canonico: Revisione, promulgazione, presentazione. Vat., 1983; Ochoa X. Index verborum ac locutionum Codicis iuris canonici. Vat., 19842; Corecco E. Théologie et droit canon: Écrits pour une nouvelle théorie générale du droit canon. Fribourg, 1990; Kanonisches Recht: Lehrbuch aufgrund des Codex iuris canonici/Bearb. W. Aymans. Paderborn; Münch., 1991-201313. 4 Bde; Джероза Л. Каноническое право в католич. Церкви/Пер. с ит.: Г. Вдовина. М., 1999; Юркович И., пресв. Каноническое право о народе Божием и о браке. М., 20002; Beal J., Coriden J., Green T. New Commentary on the Code of Canon Law. N. Y., 2000; Coriden J. A. Canon Law as Ministry: Freedom and Good Order for the Church. N. Y., 2000.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010