Byzantion – Byzantion. Bruxelles; Paris, 1924–1952. BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, 1892–1943; Munchen, 1944–1991; Leipzig, 1992-. Bd. 1-. CC – Corpus Christianorum/Hrsg. von der Abtei St. Peter in Steenbrugge (Belgien). Tournhout. CCL – Series Latina. 1953-. CCO – Les Canons des Conciles Oecumeniques//Fonti. Ser. I. Fase. 9. T. 1. Pars I. Grottaferrata, 1967. CJ – Codex Justinianus/Ed. P. Krueger. Berlin, 195411 (­ CJC. Vol. 2). CJC – Corpus Juris Civilis/Ed. R. Schoell et G. Kroll. Berlin, 1954. 3 vols. COD – Conciliorum Oecumenicorum Decreta. Bologna; Freiburg, 1962. CPG – Les canons des Peres Grecs//Fonti. Ser. I. Fase. 9. T. 2. Grottaferrata, 1963. CSEL – Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866-.Vol. 1-. CSP – Les canons des Synodes particuliers/Fonti. Ser. I. Fasc. 9. T. 1. Pars 2. Grottaferrata, 1962. CT – Codex Theodosianus/Ed. Th. Mommsen, P. Meyer et P. Krueger. Berlin, 1905. DACL – Dictionnaire d " archeologie chretienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol et H. Leclercq. Paris, 1924-. DDC – Dictionnaire de droit canonique contenant tous les termes du droit canonique/Publie sous la direction de R. Naz. Paris, 1935–1965. 7 t. DHGE – Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastique/Ed. A. Baudrillart etc. Paris, 1912-. T. 1-. DOP – Dumbarton Oaks Papers. Cambridge (Mass.); Washington, 1941-. DTC – Dictionnaire de theologie catholique/Ed. A. Vacant, E. Mangenot, cont. E. Amann. Paris, 1903–1950. 15 t. EO – Echos d " Orient. Paris, 1897–1942. EOMIA – Ecclesiae occidentalis monumenta iuris antiquissima/Ed. C. H. Turner. Oxford, 1899–1939. 2 t. Prisca Gallica Interpretatio Isidori Interpretatio Ingilrami Codex Caeciliani Interpretatio Attici Interpretatio Rufini Interpretatio Gallo-Hispana Interpretatio Dionysii I et II (Fasc. 1. Pars altera.) Fonti – Codicis Iuris Canonici Orientalis Fontes. Pontificia Comissio ad redigendum Codicem Iuris Canonici Orientalis. GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, 1897–1941; Berlin und Leipzig, 1953; Berlin, 1954-.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Систематика Кодекса канонического права 1917 г. по-прежнему тесно связана с классическим трехчастным делением римского права: Personae – res – actiones (лица – вещи – действия) 109 . Однако сегодня такое деление представляется малопригодным для выражения связи между канонической нормой и церковным таинством. Например, тот факт, что юридические нормы касательно таинств отнесены к разделу De rebus (О вещах), уже давно воспринимается как недопустимый. Кроме того, если неверно рассматривать Кодекс 1917 г. просто как юридическую проекцию политической программы централизации власти (программы, направленной на удушение любых форм законного плюрализма в Церкви), то в то же время невозможно отрицать справедливость критического замечания, высказанного Ульрихом Штутцем 110 . C точки зрения протестантского канониста, Codex iuris canonici 1917 г., с одной стороны, находится под столь сильным влиянием I Ватиканского Собора, что может быть назван Ватиканским каноническим правом (Vatikanisches Kirchenrecht). С другой стороны, прилагая к Церкви социо-философское понятие societas perfecta (совершенного общества), законодатель в конечном счете сводит конституционное право к организации публичной церковной власти, а само каноническое право – к праву, существующему почти исключительно для духовных лиц (ein fast ausnahmsloses Geistlichkeitsrecht). Тем не менее достоинства канонической кодификации Пия-Бенедикта таковы, что лишь сорок лет спустя серьезно задумались над его модернизацией. А именно, с тех пор, как 15 января 1950 г. папа Иоанн XXIII объявил о созыве в ближайшем будущем римского диоцезального синода и вселенского собора 111 . б) Кодификация 1983 г. Ровно через двадцать четыре года после этого заявления, 25 января 1983 года, папа Иоанн Павел II принял новый Кодекс канонического права для латинской Католической Церкви. Между этими двумя датами состоялся двадцатый вселенский собор, учение которого вдохновило новую реформу канонического права. Сам Генеральный секретарь Второго Ватиканского собора Перикле Феличе позднее был призван возглавить Папскую комиссию по пересмотру кодекса канонического права (Pontificia Commissio Codici Iuris Canonici Recognoscendo), учрежденную 26 марта 1963 г. папой Иоанном XXIII и первоначально состоящую только из кардиналов .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Аналогичный подход в вопросе возрастных категорий имеет современное каноническое право Римо-Католической и Англиканской Церквей. Согласно действующему Codex iuris canonici Католической Церкви, «пресвитерат можно предоставлять только лицам, достигшим двадцатипятилетнего возраста и обладающим достаточной зрелостью; кроме того, между диаконатом и пресвитератом должно пройти по меньшей мере шесть месяцев. Тех, кто предназначается к пресвитерату, можно принимать в чин диаконата только по достижении двадцатитрёхлетнего возраста» (§1 кан. 1031). В § 2 этого канона проводится разделение между холостым кандидатом на постоянный диаконат и женатым: для первого возрастной ценз составляет 25 лет, для второго - 35 лет. Для пригодности кандидата к сану епископа в CIC 1983г. [xxii] требуется, чтобы кандидат достиг 35-летнего возраста и хотя бы пять лет провёл в сане пресвитера (§1 кан. 378). При этом конференции епископов на местах вправе устанавливать нормы, по которым кандидаты в пресвитеры и диаконы должны иметь «ещё более зрелый возраст», а диспенсация от указанных в §1 и §2 цензов допускается не более чем в один год. Если диспенсация превышает один год, то такой случай рассматривается самим Апостольским Престолом (§3,4 кан. 1031) [xxiii] . Еще один Канонический Кодекс Католической церкви - Codex canonum ecclesiarum orientalium [xxiv] - определяет следующие возрастные рамки церковной иерархии: для епископа - 35 лет [xxv] (кан. 180), пресвитера - 24 года, диакона - 23 года (§1 кан. 759). При этом каждая Церковь своими законодательными актами вправе устанавливать более высокие возрастные цензы для кандидатов в пресвитеры и диаконы, а диспенсация (если более 1 года) от возрастных цензов осуществляется Патриархом или Апостольским Престолом (§2 кан. 759) [xxvi] . Каноны Англиканской Церкви устанавливают минимальный возраст рукоположения для диакона - 23 года, для священника - 24 года, 30 лет - для епископа [xxvii] . Таким образом, современное каноническое право Западных Церквей смотрит на возраст кандидата в священные степени значительно строже, нежели действующий Устав Русской Церкви. Что немаловажно, западное законодательство также сохраняет древний принцип постепенности прохождения различных иерархических ступеней, обращая внимание на сроки служения в каждой из этих степеней. Такой порядок, безусловно, является правильным и полезным для формирования более подготовленного и достойного клира.

http://bogoslov.ru/article/314677

208), дан общий перечень прав и обязанностей католика (CIC. 208-223), значительно расширены каноны, касающиеся мирян. Вместо присутствовавшего в C. i. c. 1917 г. представления о Церкви как о совершенном обществе (societas perfecta), имеющем монархическую структуру (institutio) и собственную систему права, C. i. c. исходит из новой модели Церкви, состоящей из общин верующих (communio Ecclesiarum), которые находятся между собой в иерархическом общении; символом их единства является Римский понтифик. В C. i. c. добавлены каноны о коллегии епископов в соответствии с учением II Ватиканского Собора о коллегиальности епископата, изменен взгляд на природу власти правящего епископа как основанную на его сане, а не на должности. Каноны, касающиеся отдельных (поместных) Церквей, предоставляют диоцезам значительную автономию по сравнению с нормами C. i. c. 1917 г. Введенный декретом II Ватиканского Собора о епископах «Christus Dominus» институт епископских конференций получил в C. i. c. каноническое оформление, закрепившее за ними значительные полномочия по изданию местных норм канонического права с учетом специфики каждого региона. В C. i. c. получили отражение все послесоборные реформы, осуществленные Папским престолом к 1983 г. По сравнению с C. i. c. 1917 г. из C. i. c. 1983 г. были изъяты нормы, касавшиеся бенефициев , беатификации и канонизации святых, значительно сокращены каноны, регулирующие деятельность Римской курии. C. i. c. является не единственным источником права в Римско-католической Церкви, т. к. он не затрагивает сферу публично-правовых отношений католич. Церкви, в т. ч. связанных с конкордатами между государствами и Папским престолом. Изъятые из C. i. c. нормы, касающиеся процессов беатификации и канонизации, получили законодательное оформление в апостольской конституции папы Иоанна Павла II «Divinus perfectionis Magister» (от 25 янв. 1983). В ходе реформы Римской курии 28 июня 1988 г. папа Иоанн Павел II издал апостольскую конституцию «Pastor Bonus», регулирующую деятельность подразделений Папского престола (апостольские конституции публикуются в качестве приложения к C.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

4) Определённую трудность для кодификации представляет упомянутая вариативность канонов и их разнообразный состав (правила Вселенских, поместных соборов и Святых Отцов). И. П. Медведев приводит мнение немецкого учёного Г. Бека, который по этому поводу считает, что Трулльский собор, учредив «гетерогенный» корпус канонического права, исключил всякие возможности для византийского права создать свой «Codex iuris canonici» с логически обоснованным распределением материала . Ещё большую трудность представляет проблема объединения в одном тексте канонов и законов, а не простое параллельное их изложение, как это сделано в номоканонах.    Поэтому вместо кодификации история церковного права Византии пошла по другому, более простому пути: составления сборников с аппаратом поиска нужных правил (Номоканоны в 50 и 14 титулах) . Βαρθολομαος Χ. Αρχοντνης, αρχιμ . Περ των κωδικοποησιν των ιερν των καννων κα των κανονικν διατξεων εν τη Ορθδοξω Εκκλησα//Ανλεκτα Βλαταδν. 6. Θεσσαλνικη, 1970. Σ.18. Этот перевод выполнен Н. Заозерским ( Заозерский Н. Происхождение и образование Византийского Номоканона//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1882. Ч. II. С. 107). Подлинник текста вступления см. в: Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum/edid. Vladimirus Beneševi. München, 1937. T. 1. P. 4, 5. См. доклад: Оме Х. Новое издание актов Пято-Шестого Собора для серии «Acta Conciliorum Oecumenicorum» // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: материалы. М., 2005. Т. 1. С. 363–378. Отсутствие чёткой последовательности в изложении тем наглядно видно в обобщениях содержания канонов в книге шведского митрополита Павла ( ΠαλοςΜενεβσογλου, μητροπολτηςΣουηδας . Ιστορικ εισαγωγ εις τους καννας της Ορθοδξου Εκκλησας. Στοκχλμη,1990): в изложении Апостольских правил (ibid. Σ. 121-122), I Вселенского собора (ibid. Σ. 145-146), даже в отредактированных в 419 г. правилах Карфагенского собора (ibid. Σ. 441-442) и т.д. По поводу несистематизированности большинства источников корпуса канонов (правил Вселенских и Поместных соборов) можно предположить следующее. Их каноны (за исключением, пожалуй, правил Гангрского собора) представляют, вероятно, некое отражение происходившего обсуждения злободневных вопросов в том порядке, как это и происходило на заседаниях соборов. Во-первых, вопросы, которые предполагалось выносить на обсуждение, заранее не систематизировались в повестке собора. А во-вторых, решения записывались в том порядке, как принимались. Поэтому тексты канонов соборов, по сути, являются ни чем иным как их «деяниями», протоколами, а не обработанными систематизированными определениями.

http://bogoslov.ru/article/1630224

Лит.: Schulte J. F., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechtes. Stuttg., 1877. Bd. 2. S. 312-313; Schweizer J. Nicolaus de " Tudeschi, Archiepiscopus Panormitanus et S. R. E. Cardinalis: Seine Tätigkeit am Basler Konzil. Strasbourg, 1924; Van Hove A. Prolegomena ad Codicem iuris canonici. Mechliniae; R., 19452. P. 497-498; Lefebvre C. Panormitain//DDC. 1957. Vol. 6. Col. 1195-1215; N ö rr K. W. Kirche und Konzil bei Nicolaus de Tudeschis (Panormitanus). Köln; Graz, 1964; Black A. J. Panormitanus on the Decretum//Traditio: Stud. in Ancient and Medieval History, Thought and Religion. N. Y., 1970. Vol. 26. P. 440-444; idem. Council and Commune: The Conciliar Movement and the 15th-Cent. Heritage. L., 1979. P. 92-105; Vagedes A. Das Konzil über dem Papst?: Die Stellungnahmen des Nikolaus von Kues und des Panormitanus zum Streit zwischen dem Konzil von Basel und Eugen IV. Paderborn, 1981. 2 Tl.; Piana C. L " Università di Parma nel Quattrocento//Parma e l " Umanesimo italiano. Padova, 1986. P. 97-120; Pennington K. Panormitanus " s Lectura on the Decretals of Gregory IX//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 2. S. 363-373; idem. Nicolaus de Tudeschis (Panormitanus)//Niccolò Tedeschi (Abbas Panormitanus) e i suoi commentaria in decretales/Ed. O. Condorelli. R., 2000. P. 9-36; Riedel-Spangenberger I. Nicolaus de Tudeschis//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 696-701; Landau P. Nikolaus de Tudeschis (Panormitanus, 1386-1445)//Juristen: Ein Biographisches Lexikon von der Antike bis zum 20. Jh./Hrsg. v. M. Stolleis. Münch., 1995. S. 458-459; Murano G. Niccolò Tedeschi (Abbas Panormitanus) (1386-1445)//Autographa. Bologna, 2012. T. 1. Pt. 1: Giuristi, giudici e notai (sec. XII-XVI med.)/A cura di G. Murano. P. 192-200. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/text/2565548.html

2. См.: Руководственные для православного духовенства указы. С. 271–272. 3. Там же. С. 301. 4. Там же. С. 299–300. 5. Устав духовных консисторий. СПб., 1843. С. 66. В новой редакции устава, утвержденной 9 апреля 1883 г., текстуально идентичная норма была закреплена в ст. 159 (Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С. 62). 6. Руководственные для православного духовенства указы. С. 285. 7. Там же. С. 323 (в издании указ ошибочно датирован 1873 г.). 8. См.: Указ Св. Синода от 5 апреля 1881 г.//Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода (1867–1900 гг.)/Сост. А.Завьялов. СПб.,1901. С. 171. 9. См.: Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. С. 168–192. 10. Собрание определений и постановлений Св. Собора Православной Российской Церкви. М., 1994 (репр. изд. 1918 г.). Вып. 1. С. 27. 11. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), утв. Архиерейским Собором РПЦ 26 июня 2008 г. [Электронный 12. Латинский текст см., напр.: Codex iuris canonici//Enchiridion Vaticanum. Vol. 8: Documenti ufficiali della S. Sede...: Testo ufficiale e versione italiana. Bologna, 2004. P. 816.   Указ Св. Синода от 22 марта 1800 г. О наблюдении за поведением священников. 5) На последок Св. Синод приемлет в основание самую ставленную священническую, даваемую им от епархиальных Архиереев, грамоту, где сказано: «есть ли иерей начнет жить бесстрашно, или что неприлично священству деяти, упиватися, или кощунствовати, или грабежства, хищения каким либо образом творити, или инако бесчинствовати, или о церкви и о пастве своей не радети, запрещение иерейства да приимет, дондеже исправится, и покажет житие незазорное и благочинное, иереям подобающее. Аще же что содеет возбраняющее священству, извержению сана иерейского да подлежит, в оньже час оное возбраняющее содеет»... Ежели кто из священников, находящихся под следствием по таким делам, за кои подвергаются они своими преступлениями извержению сана своего, до настоящего еще лишения его, между производством следствия, будучи под запрещением священнослужения, а паче обращаясь в пьянстве , умрет,таковые яко оказавшиеся уже недостойными своего сана, и добровольно опорочившие оной, к вящшему убеждению подобных им не будут впредь удостоеваемы и положенного в требнике священнического отпевания, а похороняемы простым мирским погребением.

http://e-vestnik.ru/church/02_ugolovnoe_...

Аналогичные нормы И. и экскардинации установлены для Восточных католических Церквей и регулируются канонами 357-366 принятого в 1990 г. Кодекса канонов Восточных Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium), где вместо термина «И.» используется термин «ascriptio» (приписывание). Ист.: Corpus iuris canonici/Ed. A. Friedberg. Lipsiae, 1879-1881. 2 t.; Acta et decreta Concilii plenarii Baltimorensis tertii. Baltimorae, 1886; CIC (1917); Документы II Ватиканского Собора. М., 2004. С. 424-425; CIC. Лит.: Puza R. Inkardination//LexMA. Bd. 5. Sp. 424-425; Bondini A. De incardinatione et excardinatione clericorum//Ius Pontificium. R., 1929. N 9. P. 205-213; Creusen J. De excardinatione et incardinatione implicita//Ibid. 1935. N 15. P. 37-40; Schmitz H. Fragen des Inkardinationsrechtes//Ecclesia et ius: Festgabe f. A. Scheuermann zum 60. Geburtstag/Hrsg. K. Siepen. Münch., 1968. S. 137-152; idem. Die Inkardination im Hinblick auf die Konsoziativen Strukturen//Das Konsoziative Element in der Kirche: Akten des VI. Intern. Kongr. f. kanonisches Recht/Hrsg. W. Aymans, K. Th. Geringer, H. Schmitz. St. Ottilien, 1989. S. 701-720; Ribas J. M. Incardinación y distribución del clero. Pamplona, 1971; Colagiovanni E. Incardinazione ed escardinazione nel nuovo Codice del Diritto Canonico//Monitor Ecclesiasticus. R., 1984. T. 109. P. 49-57; Primetshofer B. Inkorporation und Inkardination von Ordensklerikern//Scientia canonum: Festgabe f. F. Pototschning zum 65. Geburtstag. Münch., 1991. S. 323-338; Steinbach J. Das Inkardinationsrecht: Eine rechtsvergleichende Untersuchung der kodikarischen Normen des CIC und des CCEO aufgrund der konziliaren Lehre. Würzburg, 1996; Каноническое право о народе Божием и о браке/Сост.: свящ. И. Юркович. М., 20002. С. 31-32; Mullaney M. J. Incardination and the Universal Dimension of the Priestly Ministry: A Comparison Between CIC 17 and CIC 83. R., 2002. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: АДВОКАТ должность, предполагающая осуществление нек-рых властных полномочий и представительство сторон в суде

http://pravenc.ru/text/389603.html

18 окт. 1990 г. конституцией «Sacri canones» папа Иоанн Павел II обнародовал новый Кодекс канонов Восточных Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium), к-рый наряду с «Codex Iuris Canonici» является основным правовым документом Римско-католической Церкви, но касается только В. к. Ц. (ССЕО. 1). Ввиду обозначения автономной природы В. к. Ц., понимаемых как Церкви «своего права» («sui iuris»; ССЕО. 2, 27), кодекс содержит только те нормы, к-рые являются общими для всех В. к. Ц, что дает им возможность учитывать свои обрядово-канонические особенности (партикулярное право). Схема построения кодекса схожа со структурой «Codex Iuris Canonici», нек-рые положения и каноны «Codex Iuris Canonici» (особенно относящиеся к общим каноническим и юридическим нормам) в Кодексе канонов Восточных Церквей воспроизводятся дословно. Кодекс состоит из 1546 канонов, объединенных в 30 разделов (titulus) и размещенных в порядке важности излагаемого в них материала. После вступительных канонов, относящихся к использованию кодекса и его соотношению с партикулярным правом В. к. Ц., следует описание прав и обязанностей верующих В. к. Ц. (ССЕО. 1), понятие Церквей «sui iuris» и используемых в них обрядов (ССЕО. 2). Одновременно с признанием автономии каждой В. к. Ц. 3-й раздел кодекса утверждает над ними «верховную, полную, непосредственную и всеобщую власть» Римского папы (ССЕО. 3, 43-45) и власть возглавляемой им Коллегии епископов Римско-католической Церкви, к-рая осуществляется только «в торжественном порядке на Вселенском Соборе» (ССЕО. 3, 49-54). 4-6-й разделы кодекса посвящены 3 основным церковным структурам в В. к. Ц.- патриархатам (ССЕО. 4), верховным архиеп-ствам (ССЕО. 5) и митрополиям (ССЕО. 6) - с указанием возможности существования и иных форм церковного устройства для В. к. Ц., не имеющих ни одной из этих структур (ССЕО. 6, 174-176). Кодекс допускает объединение иерархов разных В. к. Ц. в ассамблею или синод (convent), созываемый по мере необходимости папским престолом (ССЕО. 9).

http://pravenc.ru/text/155376.html

1. T. 1); Box H. S. The Principles of Canon Law. Oxf., 1949; Conte a Coronata M. Institutiones iuris canonici. Torino, 1950-1962. 5 vol.; Stickler A. M. Historia iuris canonici: Institutiones academicae. Augustae Taurinorum, 1950. T. 1: Historia fontium; Eichmann E., M ö rsdorf K. Lehrbuch der Kirchenrechts auf Grund des Codex Iuris Canonici. Paderborn, 1953-1954 7. 3 Bde; Mortimer R. C. Western Canon Law. L., 1953; Pl ö chl W. M. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1953-1969. 5 Bde; Ganshof F. L. Recherches sur les capitulaires. P., 1958; Munier Ch. Les Statuta ecclesiae antiqua. P., 1960; idem. L " œuvre canonique de Denys le Petit, d " après les travaux du R. P. Wilhelm Peitz, S. J.//Sacris Erudiri. 1963. Vol. 14. P. 236-250; idem. Vie conciliaire et collections canoniques en Occident, IVe-XIIe siècles. P., 1987; Peitz W. M. Dionysius Exiguus-Studien: Neue Wegener philol. und hist. Text- und Quellenkritik/Hrsg. H. Foerster. B., 1960; Bouscaren T., Ellis A. Canon Law: A Text and Commentary. Milwaukee, 1963; Miquel J. Mechanische Fehler in der Überlieferung der Digesten//ZSRG.R. 1963. Bd. 80. S. 233-286; Legendre P. La Pénétration du droit romain dans le droit canonique classique de Gratien à Innocent IV (1140-1254): Diss. P., 1964; Le Bras G., Lefebvre C., Rambaud J. L " Âge classique, 1140-1378: Sources et théorie du droit. P., 1965. (Histoire du droit et des institutiones de l " Église en Occident; 7); Heimerl H. Aspecto cristológico del Derecho Canónico//Ius Canonicum. Pamplona, 1966. Vol. 6. P. 25-51; idem. Das Kirchenrecht in Neuen Kirchenbild//Ecclesia et Ius: FS A. Scheuermann/Hrsg. K. Siepen. Münch., 1968. P. 1-24; Le Bras G. L " Église médiévale au service du droit romain//RHDFE. Ser. 4. 1966. Vol. 44. P. 193-209; F ü rst C. G. Cardinalis: Prolegomena zu einer Rechtsgeschichte des römischen Kardinalskollegiums. Münch., 1967; Hera A., de la. Introducción a la ciencia del derecho canónico. Madrid, 1967; Bertrams W. Quaestiones fundamentales iuris canonici. R., 1969; Marchetto A.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010