Испан. правители постепенно меняли политику в отношении иудеев. Хотя в отличие от др. европ. стран в Испании в этот период не было массового изъятия Талмудов и процессов по обвинению в ритуальных убийствах и осквернении гостии, власти стали вмешиваться во внутреннюю жизнь иудейских общин. Напр., в 1336 г. кор. Альфонсо XI запретил читать в синагогах молитву Шмоне эсрэ (18 благословений) как содержащую проклятия в адрес христиан. В этот период не только христиане благодаря изучению евр. языка, но и евреи больше узнали о религии, с которой спорили. Напр., в составе апологетического трактата «Эвен бохан» (Пробный камень) Шем Това бен Ицхака ибн Шапрута из Туделы, к-рый он составил в Таррагоне в 1380 г., содержится текст Евангелия от Матфея в переводе на евр. язык. Хорошо знал христ. учение Хасдай Крескас (1340 - после 1410), происходивший из Барселоны. Он написал 2 трактата на каталонском языке, из к-рых сохранился только один в переводе на иврит - «Биттул икрей ха-ноцрим» (       «Опровержение принципов христианства»). В 1391 г. в Андалусии, Кастилии и Наварре были погромы, которые сопровождались массовыми крещениями иудеев. Последний публичный диспут между иудеями и христианами состоялся в Тортозе в 1413-1414 гг. при участии антипапы Бенедикта XIII. От христиан выступал крещеный еврей Херонимо де Санта-Фе (Йехошуа Лорки), а от иудеев - Йосеф Альбо, автор полемического трактата против христиан «Сефер ха-иккарим» (     «Книга принципов»). Главной темой был вопрос о пришествии Мессии. Диспут вели преимущественно на основе изучения мидрашей, официально была признана победа христиан (см.: Maccoby. 1982). В XV в. количество марранов в Испании превысило количество последователей И. р. Нек-рые крещеные евреи достигли высокого положения. Напр., Шломо ха-Леви, принявший в 1390 г. крещение с именем Пабло де Санта-Мария, стал епископом Бургоса и участвовал в Констанцском Соборе. Поскольку в 1481 г. Прованс перешел под власть франц. короны, большой поток евр. беженцев направился в Италию, а оттуда в Османскую империю. В Италии

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Скачать epub pdf События в четвертом столетии второго тысячелетия Енос, сын Сифов, внук Адамов и отец Каинанов , умер в год от начала миробытия – по русским Библиям 1240, а по хронографам в 1340. Всех лет его жизни было девятьсот пять. Кто-либо спросит: откуда у первых праотцев было такое многолетнее здравие и жизнь? Отвечаю: в объяснении сего указываются размышлявшими по этому вопросу различные причины. Первая причина та, что изначала человек был создан Самим Богом с добрым устроением составов, членов и жил тела, с доброю здоровою и кровью, предназначенный (если бы не согрешил) быть бессмертным и жить вечно, как ангелы. Когда же он согрешил, то хотя и погубил бессмертие, однако в нем оставалась еще некая часть прежнего здравия, потом передавшаяся от него и его детям. Вторая причина та, что праотцы жили трезвенно, питаясь умеренною пищею: пьянственных напитков у них не было, а была только вода; не знали они и сладостного объедения, но питались только хлебом, зеленью и овощами (исключаем исполинов). Третья причина та, что они соблюдали себя в целомудрии и чистоте не скоро вступали в брак, хранили в чистоте свое супружество, не часто соединялись и не прикасались к заченшей в утробе жене; ибо они хорошо помнили, что не для блудодеяния и плотской страсти, но только для рождения детей установлено Богом супружество. Чисто и честно они пользовались супружеством, как потом и Товию младшего поучал ангел, говоря: «Приимеши деву со страхом Господним, более плода ради, неже блуда ради» ( Тов. 6:18, 8:7 ). Те же, которые в супружестве несдержанно живут и блуду своему предаются «яко конь и меск, имже несть разума» ( Пс. 31,9 ), те повреждают в себе телесное здоровье и сокращают дни своей жизни, а также (как пишется в Товииной книге) отгоняют от своего ума и от себя Бога. Воздержание же от плотского совокупления сохраняет человеку здравие и увеличивает дни его жизни. Четвертая причина бывшего долголетия праотцев некоторыми указывается в земной силе: земля первоначально после своего создания от Бога была более способна и сильна производить здоровые плоды, и производимые ею плоды были более способны укреплять человеческое естество и соблюдать жизнь людей, чем нынешние. Когда же потопом была измочена вся земля, тогда уменьшилась ее сила, и производимые ею плоды уже не так стали сильны и действенны для соблюдения здоровья человеческого, как прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Мораннон» по-эльфийски — «Черные Врата»; ср. «Мордор» — «Черная Земля», «Мор-ия» — «Черная Бездна», «Мор-тонд» — «Черный Корень» (название реки). «Рохир-рим» — это эльфийское (гондорское) название народа, который сам себя именовал Всадниками Марки или эорлингами. С ивритом такая форма ничего общего не имеет. В языках эльдар по форме и употреблению различаются «партитивное», или «частичное» множественное число и общее или совокупное множественное число. Таким образом, «yrch» — «орки, несколько орков, des orques » встречается в т. I стр. 359, 402; для обозначения орков как расы или всей упомянутой ранее группы употреблялось бы слово «orchoth». В наречии Серых эльфов общее множественное число очень часто образуется путем прибавления к имени (или географическому названию) какого-нибудь слова, обозначающего «племя, воинство, орда, народ». Отсюда — «харадрим» ( Haradrim), южаки: кв. rimbe, синд. rim, «воинство»; «онод-рим» ( Onod-rim), энты. Слово «рохиррим» ( Rohirrim) восходит к госн(кв. rokko) — «конь», и эльфийской основе kher — «владеть»; отсюда синдарское Rochir — «повелитель коней» и Rochir-rim, «воинство повелителей коней». В гондорском произношении ch (как в немецком, валлийском и т. д.) перешло в h (не немое); и так в Rochann («Гиппия») — на Rohan. Беорн уже умер; см. том I стр. 241. Он фигурировал в «Хоббите». Тогда шел 2940 год Третьей эпохи (1340 по ширскому летосчислению). А теперь У нас — 3018–3019 (1418–1419). Пусть и оборотень, и, вне всякого сомнения, немножко волшебник, Беорн все-таки был человеком. Том Бомбадил — персонаж не слишком-то важный (для повествования). Думаю, он сколько-то значим как «комментарий». Я хочу сказать, так я на самом деле не пишу: он просто выдумка (впервые появившаяся в «Оксфорд мэгэзин» около 1933 г.), и представляет собою нечто, что мне кажется важным, хотя в подробностях проанализировать это чувство я не готов. Однако ж я бы Тома не оставил, не обладай он своего рода функцией. Скажем, так. Повествование основывается на том, что есть сторона добра и есть сторона зла: красота противостоит безжалостному уродству, тирания — королевской власти, умеренная свобода по доброму согласию противостоит принуждению, которое давным-давно утратило какую бы то ни было цель, кроме власти как таковой, и так далее; но обе стороны, в определенной степени, защищают ли они или разрушают, нуждаются в некотором контроле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Тенденции к дальнейшему распространению влияния польского короля на православные земли становились все очевиднее, и к этой угрозе Византия отнеслась серьезно. Поэтому, вероятно, предложенный Казимиром компромисс показался патриарху выходом из создавшегося положения. Конкретные же причины, побудившие патриархат принять решение об отделении га-лицкой митрополии, сообщаются в письме патриарха Филофея к митрополиту Алексию в 1370 году 247 . Во-первых, митрополит Алексий давно не посещал западные русские земли – «оставил без пастырского руководства». Действительно, с конца 1340-х годов мы не имеем данных о пребывании там киевских митрополитов. Последний визит датирован Никоновской летописью 1349 годом: «...того же лета прииде пресвящен-ный Феогнаст митрополит Киевьский и всея Русии, из Волыни» 248 . Но и это указание сомнительно, ибо в более ранних летописях оно отсутствует. Не имеется также сведений о посещении Малой Руси митрополитом Алексием. В 1358 году он побывал в Киеве, в 1362-м – в Литве 249 , но до Галиции не доехал. А после начала в 1367 году московско-тверской войны митрополит вообще отказался от поездок на запад. Во-вторых, галицкие земли стали принадлежать католическому государю, и он мог выполнить свою угрозу – крестить православных в католичество. «Если бы местный государь был православный и нашей веры, тогда бы мы могли бы затянуть и отсрочить это... Но как он не наш, а латинянин, то можно ли было отослать того [епископа Антония] ни с чем? Тогда [король] тотчас бы поставил в митрополиты латинянина, как он и писал и крестил бы русских в латинскую веру» 250 . Эта угроза представлялась патриарху вполне выполнимой, и поэтому он, несмотря на нежелание, пошел на требования польского короля. В соборном деянии (май 1371 года) об открытии га-лицкой митрополии обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. Документ начинается довольно странной фразой: «Священнейшая митрополия галиц-кая уже много лет вдовствует без собственного архиерея» 251 . Этими словами не только упраздняется акт 1347 года, но и ставится под сомнение его правомерность, будто бы галицкая митрополия не закрывалась, а просто долгое время не замещалась. А. С. Павлов считает, что патриарх намеренно «представляет галиц-кую митрополию как все время существовавшую» 252 . Но свою точку зрения исследователь не обосновывает. Очевидно, при прояснении этого вопроса следует более тщательно рассмотреть саму позицию патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в данной ситуации устремления русских великих князей, русского митрополита и Византии совпадали, в результате и появилось постановление о закрытии галицкой митрополии. О положении церкви в галицко-волынских землях в составе киевской митрополии конца 1340-х – начала 1350-х годов мы сведений практически не имеем и можем судить о ее состоянии лишь косвенно, по наблюдениям за происходящими там политическими процессами. В 1349 году началось новое наступление короля Казимира на Малую Русь 225 . В 1350 году между ним и венгерским королем Людовиком был заключен военный союз 226 . И вскоре на западнорусских землях появляется объединенное войско. В связи с этими политическими событиями, очевидно, следует рассматривать и судьбу еще одного церковного образования на территории Малой Руси – литовской митрополии. Она была учреждена где-то в начале XIV века. На патриаршем соборе 1329 года фигурировало имя литовского митрополита Феофила. М. Д. Приселков, ссылаясь на дату, стоявшую на уже упомянутой описи имущества скончавшегося митрополита (по его мнению, именно Феофила), полагает, что тот умер около 1330 года 227 . Далее сведений о литовской митрополии мы не имеем вплоть до 1350-х годов. По мнению П. П. Соколова, она не была упразднена, а лишь долгое время оставалась незамещенной 228 . О ее новом возникновении и о споре между литовским и русским митрополитами излагается в соборном определении 1361 года и в грамоте 1364 года. Рассмотрим ход событий. Согласно определению 1361 года, после отъезда митрополита Алексия из Царьграда туда пришел некий Роман ставиться на литовскую митрополию. И взошедший на престол патриарх Каллиста удовлетворил его притязание 229 . В грамоте 1364 года о присоединении литовской митрополии к киевской (неутвержденной) патриарх объясняет причины своего согласия: «Опасаясь, чтобы не случилось что-нибудь неожиданное, могущее подвергнуть тот многолюдный народ душевной опасности и совершенно отторгнуть его от священного тела церкви, поставил посланного оттуда и признанного достойным в митрополиты той страны, согласно с желанием ее народа, с местными нуждами и видами упомянутого князя» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Олджейту Худабанда (1304-1316), брат Газана, продолжал его политику, опираясь на Рашида ад-Дина. В детстве крещенный, позднее он стал мусульманином-суннитом. Однако, придя к власти, Олджейту сделал офиц. исповеданием иснаашаритский шиизм, что вызвало протест улемов и сановников. В 1306 г. была восстановлена джизья, которую отменили при первых Хулагуидах. В 1307 г. к ильханской державе был присоединен Гилян, ранее подвластный мелким полусамостоятельным владетелям. В 1305-1313 гг. возобновилась постройка новой столицы - Султании (неподалеку от Казвина). При Абу Саиде Бахадуре (1316-1335) страной фактически правили временщики эмир Чопан и вазир Тадж ад-Дин Али-шах, расправившиеся с Рашидом ад-Дином, его огромные богатства были конфискованы. Непомерное усиление Чопана вызвало возмущение др. нойонов, к-рых возглавили эмиры-несториане из племени кэрэит - Иринчин и Курмиши, восставшие в Азербайджане и разгромленные в 1319 г. Обострились отношения с Джучидами - основные силы ильханства были брошены на отражение войска хана Узбека. Укрепивший свое могущество после 1324 г. Чопан вступил в конфликт с ильханом и в 1327 г. поднял мятеж в Хорасане, но потерпел поражение и был казнен. После смерти Абу Саида страна превратилась в арену междоусобиц тюрко-монг. кланов, выдвигавших в разных областях марионеточных Чингизидов. Сцена из поэмы Низами «Семь красавиц». Каламкар (ковер из ситца). Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМИНВ) Сцена из поэмы Низами «Семь красавиц». Каламкар (ковер из ситца). Кон. XIX — нач. ХХ в. (ГМИНВ) К 1340 г. запад И. поделили между собой племена сулдузов и джалаиров, выдвинувшие соответственно султанские династии Чопанидов и Джалаиридов. В Сев. и Зап. Хорасане от имени боковой ветви Чингизидов властвовали ойраты. В Исфахане и Фарсе самостоятельные султанаты создали арабо-иран. семейства Инджуидов и Музаффаридов. Лурестаном и частью Хузестана управляли местные атабекские роды, в Шебангаре правили Фазлуиды, а в Зап. Гиляне - Исхакиды. Ормузом (с XIII в. главный пункт транзита на путях из Индостана), к-рый в нач. XIV в. стал центром морской державы, раскинувшейся по обоим берегам Персидского зал., правили малики араб. происхождения.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Однако калабрийский философ не сумел поладить со своими коллегами, византийскими гуманистами. Наделенный шумной и честолюбивой природой, он обращался с ними свысока, что только разжигало их зависть. Паламиты и антипаламиты согласно высмеивают его заносчивую манеру держаться. Никифор Григора, вступавший с ним в публичные диспуты на философские темы, изображает Варлаама в своем диалоге Флорентий хвастуном, единственная цель которого — подорвать доверие к другим философам [  ]. По словам Акиндина, Варлаам прибыл в Фессалонику, исполненный высокомерия, как если бы этот город совсем не знал культуры. Филофей Селимврийский, епископ–паламит, также написавший диалог, живописующий историю этого спора, изображает его не столько ересиархом, сколько честолюбцем. Реальность была, вероятно, богаче оттенками, но неоспоримо то, что Варлаам обладал способностью отвращать от себя людское расположение. Так, около 1340 г. на просьбы высказать свое мнение о взаимных отношениях Платона и Аристотеля, адресованные ему Георгием Лапифом, меценатом и ученым с Кипра, он ответил в шокировавшем последнего тоне и, несмотря на советы Акиндина, приобрел себе еще одного врага, хотя в то время он особенно нуждался во всевозможной поддержке: ведь он только что вступил в столкновение с монахами. Его встреча с монахами. Этот конфликт разыгрался в двух планах, первоначально разных, но довольно быстро слившихся: в плане вероучения [  ] и в плане аскетики. В чисто вероучительном плане инициатива спора принадлежала св. Григорию Паламе. В Пятидесятницу 1337 г. он получил в своей пустыни св. Саввы антилатинские произведения, составленные калабрийским философом после переговоров с папскими легатами, прибывшими в Константинополь в 1333–1334 гг. Варлаам, основываясь на апофатическом богословии Псевдо–Дионисия, воспользовался в своих произведениях оригинальным доводом: так как Бог непознаваем, латиняне должны оставить претензии доказать верность своего учения об исхождении Святого Духа. Действительно, как можно доказывать что–либо о Том, Кто находится за пределами всякого человеческого восприятия и разумения? Латиняне и греки должны довольствоваться обращением к святым Отцам, которым дано было о Боге особое откровение. Но ведь и сами Отцы не всегда ясно выражаются; стало быть, остается лишь отнести учение об исхождении к области частных богословских мнений, не представляющих препятствия к единству Церкви. Так номиналистский агностицизм Варлаама приводил к вероучительному релятивизму [  ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

В имеющихся на сегодня СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» нет ни слова о нормативах непрерывной работы с интерактивными ЖК-панелями, там сказано лишь об экранах-источниках отраженного света (то есть экранах для проекторов), а также обычных школьных досках. Также очень интересует вопрос безопасности огромных ЖК-экранов с т.з. электромагнитных полей. Никаких итогов масштабных продолжительных исследований, свидетельствующих о безопасности для здоровья школьников постоянного нахождения в зоне работы пересекающихся друг с другом мощных источников неионизирующей радиации, родительской общественности предоставлено не было. Тем не менее, цифровая школа продолжает охватывать собой всю страну… Олег Григорьев: В принципе, в общем вы правы, но надо уточнить детали. Оборудование МЭШ – импортное (см. его описание на официальных ресурсах проекта), поэтому оно должно проходить сертификацию на соответствие Единым санитарным требованиям Евразийской экономической комиссии. Компьютерное оборудование отнесено к разделу 7, в котором оно классифицировано как производственное, соответственно – не предназначенное для использования в школах. Тут не может быть двойного толкования. Вопрос разбирался на комиссии по программе многоцентровых исследований, в прошлом году в научно-практическом рецензируемом журнале выходила большая статья на эту тему («Вопросы школьной и детской медицины и здоровья», 2-2019, стр. 4 «О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий»). То же самое касается точек Wi-Fi – в соответствии с нормативными документами их даже формально нельзя использовать в учебных организациях. Что касается СанПиНов на видеодисплейные терминалы (ВДТ), это слепок со шведского технического стандарта MPR, когда-то его пролоббировал профессор Литвак в надежде заработать на сертификации ВДТ на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ) в конце 90-х годов прошлого века.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/05/cherez...

Юргенсон был одним из немногих издателей, кто учитывал свою печатную продукцию в специальных амбарных книгах, ставших основой его каталогов. В каталогах фирмы наиболее полно представлена персональная и тематическая (жанровая) нотография. Списки уже изданных или готовящихся к изданию духовно-муз. сочинений публиковались как в виде отдельной брошюры, так и на 4 сторонах обложки нотных изданий. Каталог духовной музыки входил в общий издательский каталог фирмы (где занимал самостоятельный 45-й отдел) или печатался отдельным выпуском: «Каталог духовно-музыкальных сочинений» (1887-1914/1915). Помимо каталогов собственных изданий Юргенсон выпустил ряд каталогов под общим заглавием «Всеобщий каталог музыки всех стран» (франц. Catalogue général de musique de tous les pays), к-рые фиксировали наличие на торговых складах изданий почти всех рус. и зарубежных фирм. Подобно «Всеобщему каталогу музыки всех стран» Юргенсон составил и с 1894 г. издавал «Всеобщий каталог духовно-музыкальных сочинений», где были представлены издания не только фирмы Юргенсона, но и др. российских изд-в. Напр., в 10-м издании каталога (1912) указаны издания, напечатанные и/или поступившие на склад изд-ва в 1911 г. В нем представлено 3722 названия сочинений, из к-рых 2382 выпущены фирмой Юргенсона, 1340 - др. издательствами (Гутхейля, Придворной певческой капеллой, Селиверстова, Леопаса, муз. магазином «Нотно-книжное дело» и проч.), 888 - за счет авторов, 65 - без указания издательства. Данные каталога показывают очевидное преимущество фирмы Юргенсона в деле печатания и продажи нот духовно-муз. произведений. В каталоге указаны фамилии композиторов, названия сочинений, издатели, при необходимости приводятся тональность, состав хора и уточняющие сведения о гласах и распевах. В отличие от других реестров и каталогов предшествующего времени в каталоге Юргенсона всегда указаны вид издания («партитура» или «голоса») и номер издательской доски. Эти характеристики важны при идентификации изданий. Юргенсон издал сочинения почти 140 известных и малоизвестных композиторов, среди них: прот. Димитрий Аллеманов, А. С. Аренский , Архангельский, Балакирев, Бортнянский, А. Е. Варламов , прот. Михаил Виноградов, Воротников, М. И. Глинка , Гречанинов, А. П. Есаулов , В. А. Жданов , прот. Василий Зиновьев , М. М. Ипполитов-Иванов , В. С. Калинников , Кастальский, Н. И. Компанейский , прот. Михаил Лисицын, Л. Д. Малашкин , прот. Василий Металлов , Никольский, В. М. Орлов, М. А. Остроглазов , Петрушевский, В. И. Ребиков , Рахманинов, А. Рождественский , Ю. С. Сахновский , Н. Н. Толстяков , прот. Петр Турчанинов, Чайковский, Н. Н. Черепнин , А. Г. Чесноков, П. Г. Чесноков, К. Н. Шведов и др.

http://pravenc.ru/text/293876.html

пост алкательный, воздержание несладостное, бдение терпеливое, коленопреклонение утомительное, стояние неподвижное, молитву непрестанную, смирение непритворное, сокрушение и воздыхание постоянное, молчание мудрое и во всем терпение. Труды добродетелей твоих снеси, говорит Писание (Пс. 127, 2); и еще: нудящихся есть царствие небесное (Мф. 11, 12). Кто всеусильно тщится каждодневно совершать сказанныя делания, тот с Богом соберет и плоды от них в свое их время.         НИКИФОР УЕДИНЕННИК . Краткое о нем сведение. (из Греч. Добротолюбия). Никифор преподобнейший отец наш, поприще своих аскетических подвигов совершивший на святой горе Афонской, скончался немного прежде 1340 года. Он был наставником и руководителем в изучении высшаго любомудрия аскетическаго для Григория Солунскаго (Паламы), как тот сам об этом негде свидетельствует. В безпопечительном безмолвии себе единому внимая и в себе неизреченно соединившись с премирным Богом, блаженное в сердце своем восприял он просвещение благодати. Сам, богато вкусив сего божественнаго дара, и нас отечески руководит к тому настоящим своим свитком, в коем, собрав из писаний и житий святых отцев места о трезвении, внимании и молитве, а в конце приложив и от своего опыта совет, всех приглашает путем умносердечной молитвы восходить к преискреннейшему общению с Господом. НИКИФОРА УЕДИНЕННИКА Слово о трезвении и хранении сердца многополезное. Вы, которые желаете улучить благолепное божественное просвещение Спасителя нашего Иисуса Христа, — которые ищите восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь, — которые тщитеся ощутить опытом и чувством примирение с Богом, — которые для того, чтобы обрести сокровище, сокрытое на поле сердец ваших и стяжать его, оставили все мирское, — которые желаете. чтоб душевныя свещи ваши еще отныне светло засветились, и для того отреклись от всего настоящаго, — которые хощете сознательно и опытно царствие небесное сущим внутрь вас познать и приять, — приидите, и я повем вам науку вечнаго небеснаго жития или лучше метод, без труда и пота вводящий действующаго по нему в пристань безстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010