Время с Казимира Ягелловича до прекращения дома Ягеллонов было цветущим для Бреста. С половины XV в. он сделался одним из главных городов литовских, 64 обогатился и укрепился. Брест часто избираем был для сеймов литовского дворянства. Но русское население этого края скоро ополячилось. Польско-шляхетские роды заселили берега Наревы. Дворянство перешло в католичество. Только простой народ, несмотря на все страдания и гнет Польши и латинства, сохранил народные предания и русскую веру, хотя трудно сказать, как велик этот остаток русского народа против того, сколько перешло из него в латинство. Владимирская земля (Волынь). – По устранении рода галицких князей, Владимирская земля перешла под власть литовского князя Любарта, производившего свое право от брака с русской княжной (Бучею), сестрой последнего галицкого князя Юрия II Андреевича. Польские хроники говорят, что польский король Казимир, овладевший по смерти Болеслава Тройденовича Галицкой землей, овладел в то же время (1340 г.) и Владимирской землей. Папа Бенедикт XIII от 1 августа 1340 г. поощрял польских епископов, гнезненского, краковского и бреславского, помогать Казимиру в его крестовом походе против русских. Но для русских господство его было ненавистно и тягостно. Они стали затевать тайные сходбища, частыми речами и рассуждениями изыскивать средства, которыми бы могли свергнуть наложенное на них иго, клонившееся в то же время к искоренению их обряда; наконец во главе восстания стали князь острожский Даниил (принадлежавший к ветви князей туровских и пинских, владевших удельным Острожским княжеством под верховной властью Любарта) и Дмитрий Детко или Дашко, правивший по смерти галицкого князя Юрия II Галицкой землей с титулом наместника Руси, один из высших сановников княжества. Призвав на помощь татар, они свергли ярмо Польши. 65 Любарт опять стал править на Волыни. В 1349 г. Казимир снова овладел Владимирской землей, взяв Луцк, Владимир, Брест и Холм, но скоро утратил эти приобретения. Русские, вместе с татарами, принудили его отказаться от Волыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

66 ...бысть Орда слыла Златая... – Золотая Орда – феодальное монголо-татарское государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Волжская Болгария, Северный Хорезм, Крым, Северный Кавказ. Столица Золотой Орды – Сарай-Бату, с первой половины XIV в. Сарай-Берке. В XV в. это государство распалось на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства. 67 Повсти отца Пафнутия. – Этот цикл эсхатологических рассказов, читаюшихся и в Волоколамском патерике, и в Житии Пафнутия Боровского, имел самостоятельное бытование и мог быть источником как для Досифея Топоркова – составителя патерика, так и для Вассиана Санина-агиографа. Генетически эсхатологическая легенда восходит к апокрифическому Апокалипсису Петра, от которого пошли разнообразные средневековые «хождения по мукам». Оригинальные русские сказания о хождениях по раю и аду возникли и получили широкое распространение в XV в., что было связано с эпидемией «черной смерти», опустошившей русские города, развитием еретических движений, ожиданием конца света. Эсхатологический цикл рассказов Волоколамского патерика близок к четвертой книге Римского патерика, где, например, «хождение по аду» совершает незадолго перед смертью сенатор Репарат, который видит, как готовятся костры для грешников (гл. 31). Во время моровой язвы 590 г. юноша Арментарий был «внезапно восхищен от присутствующих», побывал на небе, потом «возвратился в себя» и стал предсказывать, кто умрет от болезни в Риме (гл. 26). 68 ...бысть великий моръ, въ лто 6935-го, а мерли болячкою, глаголемою прыщемъ... – В Московском летописном своде XV в. сказано, что в 1427 г. «моръ же бысть великъ въ градх русскых, тогда преставися князь Василей Володимерович и положенъ въ Архаггел на Москв». Судя по описанию болезни, это была бубонная чума. 69 «Вид, – глаголаше, – въ раи князя великаго Ивана Даниловича»; нарицаху же его Калитою... – Иван Данилович Калита (ум. в 1340 г.) – князь Московский с 1325 г., великий князь Владимирский с 1328 по 1340 г., сын московского князя Даниила Александровича. Сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, в собирании русских земель вокруг Москвы. В борьбе с политическими противниками опирался на помощь Золотой Орды, для которой собирал дань. По указанию Ивана Калиты хан Узбек в 1339 г. расправился с тверским князем Александром Михайловичем. Влияние Московского княжества распространялось на ряд земель Северо-восточной Руси (Новгород, Ростов, Углич, Галич, Белоозеро). При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси». «Калитой» («денежной сумой») князь Иван Данилович был прозван за то, что сумел собрать большие богатства, которые использовал для покупки землн в других русских княжествах. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина прозвише князя объясняется, как и в Волоколамском патерике, тем, что Иван Данилович всегда носил при себе мешок с деньгами для раздачи их нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следует отметить при этом, что такой сложносплетённый узор, в отличие от многих других (в том числе, свастических) знаков и узоров, редко встречается на золотоордынских (джучидских) монетах. Из выявленных типов, помимо вышеописанного, известен лишь один, на котором присутствует похожее «сплетение». Это – анонимный (не несущий имени правителя) пул чекана «Азака ал-Джадид» (современный Азов), на котором нет даты выпуска, в другом прочтении определяется предположительно 810 () год хиджры (1407/1408 г.). Причём, в отличие от описанного выше типа монет чекана монетного двора Булгара, овальные концы «лучей» вписанной ярги (свастики) загнуты не вправо, а влево. Описание данного типа, с прорисовкой (восстановлением) аверса и реверса монет, содержатся, в частности, в каталоге Р.Ю. Савосты «Медные монеты Золотой Орды, Западная часть Улуса Джучи» (2013 г.) – в разделе «Чекан Азака» под 38: «А[верс]: Орнамент свастика. Р[еверс]: Чекан Азака/ал-Джадид (810?)» (см.: рисунок 7: а – обратная сторона, б – лицевая сторона) с. 52]. Помимо этого, мной была сделана точная прорисовка содержащей узор стороны монеты этого типа со снимка, размещённого в «Базе данных восточных монет» («Oriental Coins Database») «ZENO.RU» (см.: рисунок 8: а – прорисовка стороны монеты с узором, б – снимок стороны монеты с узором, в – снимок стороны монеты с арабографической легендой) Интересно, что два вышеописанных типа монет относятся к разным эпохам в истории Золотой Орды (Улуса Джучи): времени, когда чеканились монеты первого типа, была свойственна «языческая веротерпимость», а когда бились монеты второго типа – господство ислама, как государственной религии. Содержательно близким узору, помещавшемуся на рассмотренном выше типе анэпиграфных серебряных монет чекана монетного двора Булгара, является, на мой взгляд, узор, изображённый на весьма распространённом и неоднократно описанном типе анонимных медных монет булгарского чекана (с арабографической легендой), который, как принято считать, выпускался при хане Золотой Орды (Улуса Джучи) Узбеке (годы правления – 1313 – 1341) – в конце 1330-х – начале 1340-х гг. или, по другой версии, не ранее 1340 г. с. 47 – 48] Причём, известно достаточно много разновидностей означенного узора, однако различия нельзя назвать существенными (см.: рисунки 9 и 10: а – снимки лицевых сторон, б, в – снимки и прорисовки обратных сторон монет из моего собрания).

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/15/...

Титульный лист «Мусикийской грамматики» Н. П. Дилецкого из рукописи 1679-1680 гг. (ГИМ. Барс. 1340. Л. 79) Титульный лист «Мусикийской грамматики» Н. П. Дилецкого из рукописи 1679-1680 гг. (ГИМ. Барс. 1340. Л. 79) - самое достоверное свидетельство о состоянии укр. и рус. муз. культуры в 70-80-х гг. XVII в. С одной стороны, этот трактат соответствует практике хорового пения в новом стиле, утвердившейся с нач. XVII в. на Украине и стремительно распространявшейся в Московской Руси. С др.- он отражает европ. муз. теорию своего времени и содержит сведения о монодической традиции. Автор пишет: «Избрах ю («Грамматику».- Н. Г. -П.) от многих искусных художников тако церкви православныя, якоже и римскиа, и от многих книг латинских яже о мусикии» (Идеа грамматики мусикийской. С. 269). Д. подчеркивает, что его «Грамматика» - высший уровень обучения, предполагающий предварительную подготовку. Приоритет отдан музыке звучащей: «...воспети [есть] паче нежели писати, понеже вся [музыка] тростию написуется, пением же вконец совершается» (Там же). Обучение объединяет теорию не только с исполнительской практикой, но и с собственно творчеством: «В ней же известно и совершенно изъявляю мусикии художество и поучаю... многих мусикии числ и обучений, иже есть не токмо пети, но и творити пения» (Там же). Сочинение преследует цель раскрыть смысл текста, исходя, в частности, из определяющего для Д. принципа деления музыки на «веселую», «печальную» и «смешанную». Построенная по законам риторики, разделенная на части (5 или 7, в зависимости от полноты редакции), «Мусикийская грамматика» охватывает широкий круг проблем - от нотной записи и сольмизации до вопросов формы. Приведем неполные названия разделов: «1. О мусикии; 2. О писмах основателных; 3. О конкорданциах; О диспозиции; 4. О творении; 5. О контрапункте; 6. О способствующих [мелодических интервалах]; 7. О вещах забвенных; О инвенции; О диспозиции; О ирмологиону известие; О ексордии; О амплификации; О тонах; О тонах бемолярных; К читателю; Образ поучения майстром к пению детищ; О творении падежь [кадансов]; Образы хоралныя».

http://pravenc.ru/text/172032.html

«Аккерманская крепость». Материалы, объединенные под таким общим заглавием (Оп. 1. Ед. хр. 25–29), включают в себя: дневниковые записи о работе на крепости (Аккерман – Монкастро – Белгород Днестровский) в сентябре 1947 г., альбом с натурными зарисовками крепости, сделанными Е. Ч. Скржинской, и фотографии планов и видов крепости; выписки из источников и литературы и списки библиографии; рукопись описательной части (первой главы) предполагавшейся монографии «Аккерманская крепость (разбор ее частей и описание памятника в целом)», подготовленной в 1948 г.; рукопись введения и план второй главы «Белгород-Днестровский, Монкастро – Аккерман»; подготовительные материалы к третьей главе «Эпиграфика», в том числе этюд «о пропавшей греческой надписи из Аккермана с начальным словом «τελος " », которую исследовательница датирует 1397 г. «Портрет Данте». Сообщение под таким названием было сделано Е. Ч. Скржинской 31 марта 1965 г. на заседании группы по изучению истории Италии ЛОИИ АН СССР. Текст сообщения в архиве отсутствует, но, судя по подготовительным материалам, построено оно было главным образом на произведении Джованни Боккаччо «Жизнь Данте» (Оп. 1. Ед. хр. 96). В папке с материалами сохранилась тетрадь с многочисленными выписками под заглавием «Dante [trasumanar l’umanità] 1927–28», в которую вложен конспект статьи В. Ф. Шишмарева «Рукописный отрывок «Комедии» Данте Музея Палеографии Академии наук», датированный «23.11.1929 суб.», что свидетельствует о давнем интересе к этому сюжету. Это подтверждается и карандашной пометой «портрет», сделанной вверху того листа тетради, на котором находится выписка соответствующего места из сочинения Дж. Боккаччо (Там же. Л. 64). «Pegolotti». Под таким названием в архиве исследовательницы хранятся набросок плана «Для доклада по Бальдуччи Пеголотти», датированный 1.IV.1946, и черновая рукопись подготовленного в 1947 г. доклада о трактате о торговле флорентийского купца Франческо Балдуччи Пеголотти, составленном в 1310–1340 гг. (Оп. 1. Ед. хр. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1339 23 июня 1908 г. Айналов советовался с Жебелевым: «У Кузьмича большая библиотека, и некоторые вещи можно было бы приобрести в наш музей. Его жена хочет составить каталог, и я поддерживаю эту мысль. Хочу поднять вопрос о приведении в порядок и наличность (sic!) его библиотеки на Съезде, тем более что у него остались разные древние рукописи и иконы из разных мест, которые надо спасти». 1340 Возникла даже идея учреждения премии. 10 февраля 1910 г. Сумцов писал Сперанскому: «В последнее время мне удалось устроить несколько публичных лекций с назначением сбора на премии имени Е. К. Редина за лучшие сочинения по истории искусства и археологии. Министерство крайне урезало нас, ограничив сборы лишь Харьковским университетом, который и дал всего 120 руб., а нужно 2500 руб.; вдова пожертвовала 200 руб., а затем я привлек несколько лиц для чтения лекций, и теперь мы уже собрали 1050 руб.». 1341 Наконец, в 1913 г. вышел 19-й том «Сборника Харьковского Историко-филологического общества», посвященный памяти Редина: некрологи, речи, ритуал похорон, воспоминания, несколько научных исследований, письма Редина к Сумцову за 1898–1905 гг. и заметка Сумцова «Amicus Plato, sed arnica magis veritas», которая сегодня кажется лишней. 1342 В 1916 г., к юбилею Московского археологического общества, под редакцией Айналова вышла 1-я часть «Христианской топографии Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам». 1343 В предисловии Айналов описывает трудности, которые испытал как человек, оказавшийся за чужим рабочим столом: «Не имея подписанных рисунков, я принужден был заняться общим их изучением по редакциям рукописей, чтобы быть в состоянии обозначать их правильно по стилю, древним надписям и другим чертам исполнения. Преодолев в общем эти затруднения, я все же должен заявить, что некоторые рисунки помещены мною под знаком вопроса. За неимением подлинных фотографий с надписями, сделанными самим Е. К. Рединым, я не мог прибегнуть к иному способу определения сомнительных рисунков. Для того, чтобы привести их в полную известность, понадобилось бы пересмотреть все те многочисленные рукописи, которые изучал Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1338 Ipse enim pater Deus, et origo, et principium rerum, quoniam parentibus caret, τττωρ atque μτωρ a Trismegisto verissime nominatur, quod ex nullo sit procreatus, dcirco etiam filium bis nasci oportuit, ut et ipse fieret τττωρ atque μτωρ. In prima enim nativitate spiritali μτωρ fuit, quia sine officio matris a solo Deo Patre generatus est. In secunda vero carnali πτωρ fuit, quoniam sine patris officio virginali utero procreatus est, ut mediam inter Deum et hominem substantiam gerens, nostram hanc fragilem imbecillemque naturam quasi manu ad immortalitatem posset educere. Factus est et Dei filius per spiritum, et hominis per carnem; id est, et Deus et homo. Dei virtus in eo ex operibus, quae fecit, apparuit; fragilitas hominis, ex passione quam pertulit. 1339 Bis enim natus est. Primum de Deo in spiritu ante ortum mundi, postmodum in carne ex homine, Augusto imperante; cujus rei praeclarum et grande mysterium est, in quo et salus hominum, et religio summi Dei, et omnis veritas continetur. 1340 Ergo (ut coeperam dicere) cum statuisset Deus doctorem virtutis mittere ad homines, renasci eum denuo in carne praecepit, et ipsi homini similem fieri, cui dux, et comes, et magister esset futurus. Sed tamen quoniam clemens est et pius erga suos Deus, ad eos ipsos eum misit, quos oderat, ne illis in perpetuum salutis viam clauderet; sed daret his liberam facultatem sequendi Deum, ut et praemium vitae adipiscerentur, si secuti fuissent, quod plurimi eorum faciunt, atque fecerunt, et culpa sua in poenam mortis incurrerent, si regem suum répudiassent. Apud illos igitur, et ex eorum semine regenerari eum jussit, ne, si fuisset alienigena, justam possent excusationem de lege praetendere, quod eum non suscepissent. 1341 Sed illum Filium suum primogenitum, illum opificem rerum, et consilia torem suum delabi jussit e caelo, ut religionem sanctam Dei transferret ad gentes, id est, ad eos, qui Deum ignorabant; doceretque justitiam, quam perfidus populous abjecerat... simul, ut nulla omnino gens esset in terra, cui spes immortalitatis negaretur (11)... ut universis gentibus, quae sub caelo sunt, singularis et veri Dei sanctum mysterium revelaret (12). Подобно Тертуллиану (см. выше, глава II § 9.3) и Киприану (см. глава III § 8), Лактанций полагает, что иудеи не различали двух Пришествий Христа – первого, когда Он придет возвестить народам о едином Боге, и второго, когда Он придет, чтобы царствовать, – и верили только во второе (Nam cum ita sit a Deo constitutum, ut idem Christus bis adveniat in terram, semel, ut unum Deum gentibus nuntiet, deinde rursus, ut regnet: quomodo in secundum ejus adventum credunt, qui in primum non crediderunt? Div. Inst., IV.12).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

«Время упадка схоластики. 14 в. Эпоха номинализма. Universalia sunt post rem Связь веры и знания, богословия и философии нарушается. Церковное учение и Аристотель не сходятся в истине. Церковные догматы сохраняют значение не подлежащих сомнению, но недоказуемых из разумных оснований истин. Более основательное изучение Аристотеля приводит к познанию его истинных взглядов, отклоняющихся от того, что в них вкладывать Фома. Поворот к изучению природы —710— 2) Обоснование номинализма Вильгельмом Оккамом (францисканец. † 1347. Doctor invincibilis, venerabilis inceptor) 3) Судьба номинализма Томисты и скотисты (Фома Брадвардин Кентерберийский и Вальтер Охфордский) полемизируют с номинализмом. В 1339 г. за прещение Парижского университета читать по руководствам Оккама. Многие францисканцы, доминиканцы (Арманд Бове † 1340 и Роберт Голькот † 1342) и августинцы (Фома Страсбургский † 1357, Григорий Ри- —712— минский) следуют новому учению. Эдикт Людовика XI в 1473 г. клятвенно обязывает всех профессоров Парижского университета держаться реализма 1481 г. – начало терпимости к номинализму в Париже. Выдающиеся номиналисты 14 в.: Иоанн Буридан (Supra summulos, pons asini gen.), Марсилий Ингенский. Номиналисты, наскучив стеснением умов, стремятся к основанию новых университетов Буридан и основание Венского университета в 1865 г. Марсилий соучастник в основании Гейдельбергского университета (1392 г.). Последний номиналистической схоластик Габргель Биль в Тюбингене Его Коллекториум отпечатан в 1512 г.». Схемы философского развития в средние века составлены автором по Эрдману (Grundriss der Geschichte der Philosophie) и Прантлю (Geschichte der Logik im Abendlande). Переходим к последнему намыленному примеру из новой философии. «Рационализм во Франции и Нидерландах. 17 столетие. Общие данные: Ничтожное развитие реформации во Франции. Кальвинизм и Янсенизм. Большое влияние сочинений Августина. Религиозный индифферентизм и светский скептицизм. Громадное влияние математики на философию. в) Гносеологическое обоснование системы: Dubito de omnibus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рис. 382. Зубцы оборонительной стены Херсона. Реконструкция (по Г. Д. Белову) Архитектурный комплекс фемного претория в «цитадели» Активизация строительных работ военно-административного характера наиболее наглядно прослеживается в конце IX в. – первой половине X вв. в юго-восточной оконечности города, так называемой «цитадели» Херсона. В ходе раскопок здесь накоплены убедительные данные о возведении оборонительного рубежа с восточной стороны во второй половине IX в. 1340 21 куртина была усилена за счет новой кладки на известковом растворе. Тогда же на западной стороне была надстроена 19 куртина, совершены мощные, высокие подсыпки земли и бутового камня с ее внутренней стороны, дабы обеспечить доступ к двум новым боевым калиткам, разрушено, очевидно, погибшее при большом пожаре общественное здание VI–VII вв. вдоль куртины, от которого остался зафиксированный раскопками 1926 г. сплошной слой горения 1341 , и отчасти на его месте был возведен обширный комплекс построек и помещений, интерпретируемый в целом как фемный преторий. Упоминание о его существовании донесла строительная надпись, вырезанная на части большого мраморного карниза грубой отделки, о сооружении для претория «железной двери» (egenontoai pormai tou praitoriou siderai), тο есть двери, скорее всего, оббитой железом, по повелению стратига Херсона и Сугдеи патрикия Льва Алиата в апреле 1059 г. (см.: рис. 175) 1342 . Раскопки последних десятилетий, ведшиеся И. А. Антоновой и продолженные мной, позволяют составить сравнительно полное, почти целостное представление о том, как стала выглядеть большая часть «цитадели» в фемный период Херсона. Она действительно отразила зримые изменения, которые претерпел город после водворения в него стратига. Поэтому было бы целесообразно подвести некоторые итоги, обобщить полученные материалы и создать связную картину того, что было воздвигнуто здесь херсонитами под руководством их фемных властей и архиепископа. Рис. 383. Мерлон от зубца оборонительной стены (по Г. Д. Белову) Монументальный общественный архитектурный комплекс, где размещался штаб стратига, его резиденция, а, возможно, хранилища, сокровищница, помещения для воинов, суд и тюрьма 1343 , занял почти целиком северную половину каре, образуемого 18–21 куртинами оборонительных стен (92 х 54 м) (см.: рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Северное и Восточное Причерноморье – регионы, которые равным образом принадлежат и христианской и византийской археологии. Херсонес, самый крупный византийский город в Крыму, изучается уже свыше 170 лет, и в последние годы христианские памятники исследуются очень активно 1339 . В Восточном Причерноморье христианская и византийская археология значительно моложе 1340 . Конечно, раскопки и исследования византийских памятников на территории самой Византии и соседних стран, как и музейных коллекций, ведутся давно, однако становление византийской археологии как самостоятельной области исторического знания – процесс медленный 1341 . Несмотря на большое количество конкретных работ, статус византийской археологии отличается неустойчивостью 1342 . Сама природа византийской археологии как академической дисциплины остается «плохо определенной», и археологи часто сетуют на равнодушие историков к их работам; некоторые даже считают византийскую археологию «сиротливой ветвью периферийной дисциплины» 1343 . Первая попытка создания учебного пособия по византийской археологии – книга итальянского археолога Э. Дзанини, который осторожно определяет эту дисциплину как «молодую отрасль постклассической археологии». Она только в последние два десятилетия нашла свой «дисциплинарный статус» и «институциональное признание» 1344 . Название работы Дзанини «Введение в византийскую археологию» очень схоже с названием книги Дайхмана «Введение в христианскую археологию». Но это сходство ограничивается только названием. Читатель работы Дзанини – студент младшего курса, который не готовится стать археологом, тогда как труд Дайхмана – капитальный компендиум, адресованный осведомленному специалисту. Еще один деликатный вопрос – о разграничении сфер исследования между византийской археологией и историей искусства. В западноевропейской традиции этой границы практически не существует, обе сферы, – они действительно тесно связаны и переплетены, – обычно охватываются широко понимаемым термином «археология». Примером может служить изданная в энциклопедической серии «Всемирная археология» книга проф. Антуана Бона об археологии Византии, где кратко изложены основные проблемы истории византийского искусства 1345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010