Кроме исполнения воли Отца в творении, ипостасное свойство Сына, как Бога per quem и Посредника между Богом и человеком, выражается в Его явлениях в Ветхом Завете. Он является в виде Ангела Агари в пустыне, Аврааму в виде человека (De Tr. IV, 24–27), Он одождил дождь от Господа на Содом (ibid. IV, 29), боролся с Иаковом (ibid. IV, 30–31), явился Моисею в пылающей купине (ibid. IV, 32), говорил в пророках о Своем будущем воплощении (De Tr. XI, 15, 18; In Ps. 67, 9, 17–18 ) 102 . Явление Бога Слова в чувственных образах патриархам было прообразом Его действительного воплощения в будущем. Подобно Тертуллиану 103 и другим апологетам, Иларий видит в этих явлениях антипринцип восприятия плоти. «Таинства Закона, – говорит он, – предобразуют тайну евангельского домостроительства, чтобы патриарх видел и веровал в то, что апостол созерцает и проповедует. Так как Закон есть тень будущего, то вид тени обозначает истину тела. В человеке и созерцается и признается и получает поклонение (et videtur, et creditur, et adoratur) Бог, Который по исполнении времен должен был родиться как человек, потому что для видения воспринимается вид преобразуемой истины. Но тогда был только видим Бог в человеке, но не рожден, потом же То, Что было видимо, и родилось. К истине рождения приводит обыкновенность воспринимаемого для созерцания образа внешнего вида. Там воспринимается Богом человек, чтобы быть видимым по немощи нашей природы, здесь ради немощи нашей природы рождается То, Что было видимо. Тень получает (в евангельские времена) тело, вид – истину, видение – природу» (De Tr. V, 27). Из приведенных слов можно заключить, что, по мнению Илария, Слово до воплощения принимало только видимость тела, но в действительности он признает те материальные образы, в которых Сын Божий являлся ветхозаветным праведникам действительными материальными вещами, специально для этих явлений создаваемыми и по миновании в них надобности снова разрешаемыми в то, из чего они был и созданы. Ради этих материальных предметов, в которых являлась Премудрость, Она и названа созданной в пути Божии 104 . В этом случае Иларий идет по пути, указанному Тертуллианом , который признавал формы являвшихся ангелов действительными телами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

911 De opère Monachorum, с. 28: «Tam multos hypocrites sub habitu monachorum [hostis] usquequoque dispersit, circumeuntes provincias, nusquam missos, nusquam fixos, nusquam stantes, nusquam sedentes. Alii membra martyrum, el tarnen martyrum, uenditant». Августин отвергает предполагаемые чудеса донатистов – называя их фокусниками (mirabi-liarii), которые либо обманщики, либо обманывают себя (In Joann. evang. Tract., xiii, §17). 912 De C " wit. Dei, xxii, с. 8: «Cur, inquiunt, nunc ilia miracula, quae praedicatis facta esse, non fiunt? Possem quidem dicere, necessaria fuisse priusquam crederet mundus, ad hoc ut crederet mundus. Quisvis adhuc prodigia ut credat inquirit, magnum est ipse prodigium, qui mundo credente non credit». См. также De util, cred., с. 25, §47; с. 50, §98; De vera relig., с. 25, §47. 913 Ibid.: «Nam etiam nunc fiunt miracula in ejus nomine, Sive per sacramenta ejus, Sive per orationes vel memorias sanctorum ejus; sed non eadem claritate illustrantur, ut tanta quanta ilia gloria diffamentur… Nam plerumque etiam ibi [в том месте, где совершались эти чудеса] paucissimi sciunt, ignorantibus caeteris, maxime si magna sit civitas; et quando alibi aliisque narrantur, non tanta ea commendat auctoritas, ut sine difficultate vel dubitatione credantur, quamvis Christianis fidelibus a fidelibus indicentur». Далее следует рассказ о знаменитом miraculum Protasii et Gervasii и нескольких исцелениях в Карфагене и Гиппоне. Исцеления в Гиппоне были совершены останками святого Стефана и формально подтверждены. 914 См. Fr. Nitzsch (jun.): Augustinus» Lehre vom Wunder, Berlin, 1865, особенно pp. 32–35. (Очень полный и емкий труд.) 915 Например, вспомните Лютера, которому являлся дьявол , или Magnalia (Коттон Мафер), или суды над ведьмами у пуритан, а также современные суеверия, спиритические сеансы и столоверчение, которыми занимались многие выдающиеся и просвещенные люди. 916 Так делают многие католические историки и апологеты, защищая католичество, а Исаак Тейлор – в интересах протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«О крахе Silicon Valley Bank было объявлено 10 марта, а уже 11 марта американский бизнесмен, основатель Tesla и SpaceX Илон Маск допустил покупку обанкротившегося Silicon Valley Bank (SVB). “ Я открыт для этой идеи”, — написал Маск в Twitter. Правда, дальше этого заявления дело не пошло. Более конкретным стало намерение First Citizens, банковской холдинговой компании из Северной Каролины, выкупить обанкротившийся SVB. Bloomberg предположил, что это не единственное предложение о покупке банкрота; заявки от потенциальных инвесторов поступали до конца прошлой недели. 19 марта Федеральная корпорация по страхованию депозитов США (FDIC) заседала и готовила решение о продаже банка. В другой публикации Bloomberg сообщил, что пока регуляторы США не могут найти адекватного покупателя SVB, а потому приняли решение о распродаже банка по частям. Прием заявок на покупку продлен до конца текущей недели. Пока речь идет о двух частях банка. Первая – SVB Private Bank, который занимается управлением капиталами частных клиентов. Вторая часть – временно созданный FDIC “переходный банк” ( bridge bank), предназначенный для управления активами и обязательствами SVB. Европа на пути обострения экономического кризиса Более или менее определилась судьба другого американского банкрота – Signature Bank. FDIC сообщила, что часть активов указанного банка приобретает New York Community Bank (входит в список крупнейших американских банков; активы на конец 2022 года – 87 млрд долл.). NYCB купит активов банкрота на общую сумму 38,4 млрд долл., в том числе кредитов на 12,9 млрд долл. (покупка последних - с дисконтом 2,7 млрд долл.). Покупателю перейдут 40 отделений Signature Bank. Активы банкрота примерно на 60 млрд долл. останутся пока у FDIC, которая будет проводить их распродажу на конкурсной основе», – говорится в публикации. «Что касается швейцарского банка CS, то за прошедшую неделю назывались несколько вариантов спасения этой знаменитой кредитной организации, которая полтора столетия была на вершине банковской системы альпийской республики вместе с банком UBS. Поначалу главным был вариант дробления CS и его распродажи по частям. Однако от этого варианта отказались. К концу прошлой недели главным стал вариант: Credit Suisse будет выкупаться банком UBS. По сути, речь идет о поглощении, хотя почему-то в СМИ ее называют “слиянием двух банков”.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/22/ba...

В деле исследования спорных вопросов – согласно мысли издателей – должно руководиться приемами научного и примирительного характера, должно не обострять изучаемых вопросов, а выяснять их в целях искреннего серьезного и твердого соединения христианских церквей между собой. Это выяснение должно вестись, как можно более, объективно и должно совершаться на почве исторической, причем с одной стороны должны быть избегаемы как личности, так и вообще произвольные и фантастические приемы, которые только могли бы увеличить существующее разделение, с другой должно быть раскрываемо, каковы были первоначальные христианские догматы согласно всеобщим, постоянным и единодушным свидетельствам истории церкви и богословской науки. Поэтому «Обозрение» и избрало своим девизом и исходным началом объединения известные слова Викентия Лиринского : «Quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est», т. e. (веруем в то), во что веровали всегда, везде и все. Статьи в «Обозрение» могут быть доставляемы и затем печатаемы на французском, немецком и английском языках. Относительно гонорара авторам или переводчикам статей редакция «Обозрения заявляет, что в первые два года она не будет иметь возможности платить такового. Статей на русском языке «Обозрение», не печатает и их нельзя посылать прямо в его редакцию, но ген. Киреев предло- —151— жил свои услуги для перевода русских статей тех русских авторов, «которым, говорит он, почему-либо неудобно самим заняться этими переводами». Обозрение должно выходить 4 раза в год (1 раз в 3 месяца) выпусками в 130–150 страниц in 8°. Цена за годовой абонемент 16 франков. Православным, конечно, нельзя не приветствовать появления богословского журнала на западе, намечающего такие благие цели. На западе не так давно существовал православный журнал «L’union chretiénne», заглавие которого говорило о той же цели. Журнал этот прекратился со смертью издателя его Геттэ. Теперь возник новый журнал, который, правда, нельзя назвать православным, но который высказывает большие симпатии православным, отводит статьям православных богословов значительное место на своих страницах и стремится к теснейшему единению с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Возможно, в состав первоначального сказания о К. входил также рассказ о перенесении мощей святого в Мармутье (копия текста (XV в.) из Кемперского пассионария - Plaine. 1886. P. 154-156; см.: Fawtier-Jones. 1925. P. 8). Согласно этому источнику, в эпоху нашествия викингов бретонцы, пытаясь спасти мощи святых, поручили французам сохранить реликвии. Врагов удалось остановить, однако «лживые и алчные французы» отказались вернуть святыни в Бретань. Поэтому мощи К. остались в аббатстве Мармутье, но «дух» святого, пребывавший «в Бретани, на епископской кафедре Корнуая», продолжал творить чудеса (Britones... de praesentia spiritus gratulantur... Spiritus enim sancti Chorentini Britanniae et cathedrali sedi Cornubiae presens adesse creditur). В отличие от Плена, к-рый считал реконструированный им текст древним Житием К., составленным в IX в. ( Plaine. 1886. P. 65-69), большинство исследователей признавали невозможность восстановить первоначальное сказание о К. Ни одна из сохранившихся версий не дает полного представления о форме и содержании утраченного текста, за исключением неск. фрагментов в компиляции дю Паза. Возможно, сказание о К. представляло собой сборник чудес ( Fawtier-Jones. 1925. P. 36-37; Bourg è s. 1998) или Житие святого ( Largilli è re. 1925. P. 95, 105). Это произведение скорее всего было составлено в Кемпере не ранее X в., когда мощи святого были вывезены из Бретани, и не позднее 1219 г. (под этой датой впервые упом. часть мощей К., хранившаяся в соборе). По мнению Фавтье-Джонс, сказание о К., созданное в XI-XII вв., возможно, с использованием более раннего Жития, было дополнено ок. 1236 г. ( Fawtier-Jones. 1925. P. 20-23, 33-37). Обвинения агиографа в адрес духовенства (епископы стремились к власти и роскоши, угнетали подчиненных и присваивали налоги; священники пренебрегали пастырскими обязанностями, занимались вымогательством и сутяжничеством, угодничали перед знатью) характерны для авторов XII-XIII вв. (Ibid. P. 17-18). Согласно А. И. Бурже, в прологе были использованы Житие св. Малахии, составленное Бернардом Клервоским (ок. 1150), и письма цистерцианца Адама из Персеня († 1221).

http://pravenc.ru/text/2057260.html

2170 Родом из Малой Азии, Св. Ириней, во дни своей юности (πας τι ν), слушал св. Поликарпа и его предания, согласные с писаниями, как сам Ириней свидетельствует в послании к Флорину. Ириней ссылается здесь на авторитет Церкви (τατα τ δγματα σμφων στι τ κκλησα), на предание бывших прежде него пресвитеров (старцев) и спутников апостольских (τατα τ δγματα ο πρ μν πρεσβτεροι ο κα τος ποστλοις συμφοιτσαντες ο παρδωκαν), – и в частности на предания Поликарпа, который рассказывал народу о своём обращении с Иоанном и с другими очевидцами Господа, – вспоминал слова их, – и о Господе нечто слышал от них, о чудесах Его и учении, – всё это, получив от очевидцев Слова Жизни, Поликарп возвещал согласно писаниям (апостолов и евангелистов. См. Euseb. Н. E. V, 20. §§ 4–6 Hein. р. 246. Отсюда видим, что Ириней был не тенденциозно-догматическим изобретателем в роде новейших Бауров и Гарнаков, но строгим последователем и выразителем предания Соборной Церкви. Ср. Con. Haeres. III. 1–3. Stier. p. 427 sq.; IV, 33. 8. p. 670–671; II. 30. 9. p. 401: Christus revelat, apostoli tradunt, ecclesia credit, и др. мн. Классическим и не подлежащим перетолковыванию свидетельством Иринея о нашем четвероевангелии служит следующее, приводимое и у Евсевия (Η. Е. V, 8. §§ 2–4. Hein. р. 224–225), место (III. 1. 1. Stier. р. 422–423): «Не через кого-другого познали мы домостроительство нашего спасения, но через тех, через которых дошло до нас евангелие, которое (тогда) сначала проповедовали, а после по воле Бога передали нам в писаниях, как долженствующее быть утверждение и столп веры. Не подобает говорить, что они проповедовали прежде, чем получили совершенное знание, как некоторые дерзают говорить, хвастливо выдавая себя за исправителей апостолов. Когда, по воскресении Господа нашего из мёртвых, облекшись силой свыше сошедшего Святого Духа, они были удостоверены касательно всего и получили совершенное знание: тогда они пошли во все концы земли, благовествуя блага нам от Бога и небесный мир возвещая людям, всё равно и каждый из них получив евангелие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Более того: мы не признали террористическими и террористические структуры, специально созданные этим государством для террора – ни ВСУ, ни даже СБУ и ГУР. Террориста, возглавлявшего ГУР, надеюсь, ликвидировали, - а его структуру до сих пор террористической не признали. Знаете, почему? Мне официально отвечают: мы не можем признать террористическим украинское гестапо – СБУ – потому что это орган государственного управления. Ни больше, ни меньше: вот такой бюрократический вывих, который, повторюсь, определяет нашу политику скоро уже 10 лет. А террористическое государство Украина мы не можем признать террористическим государством, - если резюмировать то, что мне в ответ на мои предложения понаписали, - потому что тогда бюрократия отечественной сборки не сможет проводить свою политику " здесь воюем – здесь торгуем " . Или, по крайней мере, будет вынуждена ограничить гешефтмахерство с врагом, - не могу назвать это честным словом " торговля " , - и перестать оплачивать прибыли симпатичных себе структур кровью лучших сынов и дочерей нашей Родины». Депутат признался, что «когда читаешь официальные ответы, возникает твердое ощущение, что критически значимая часть российской власти до сих пор рассматривает события после фашистского переворота на Украине, да и все президентство Владимира Владимировича Путина, как некое недоразумение, которое надо просто переждать, чтобы все вернулось на круги своя – в благословенные для них и кровавые для всех остальных 90-е годы, когда Россия была колонией не только экономически, как сейчас, но и политически-административно». Он привёл информацию для справки: экономическая колония – страна, которая вывозит сырье, а ввозит продукцию его переработки, оставляя хозяевам добавленную стоимость. Аналитики Credit Suisse посчитали, что Россия поставляла Германии сырья на 20 млрд.евро, а та производила из него продукции на 2 трлн.». «Это могли быть наши деньги, это должны быть наши деньги, - но кабальные соглашения ВТО, которые наши либералы подписали на условиях, намного хуже китайских, не дают нам массово развивать свою промышленность, - посетовал экономист. - 2% экономического роста, о которых мы грезим, - это меньше, чем ни о чем, это в пределах статистической погрешности, это значит, что мы не просто планируем снижение своей доли в мире, но и мечтаем об этом снижении, как об идеальном для себя варианте.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/23/po...

Рескрипт Траяна имеет, таким образом, две стороны. Одной стороной он ограничивал преследование христиан. Ответ императора состоял в признании, что общей формы в суде над христианами быть не может, что процесс против христиан в общем должен быть coërcitio, т. е. процессом, сообразующимся с обстоятельствами. Но Траян в то же время ограничил применение coërcitio тем, что запретил принимать безыменные доносы и разыскивать христиан. Этим ограничивалась инициатива президов. Указано было на то, что преследование должно приближаться к уголовному судебному процессу, в котором должно быть названо обвиняющее лицо, обвиняемый, его преступление. Как известно, уголовный процесс в то время производился обвинительным порядком. Римское право не знало учреждения, вполне аналогичного с нашим прокурорским надзором, который, ex professo, по должности, преследует судом известные преступления. Лишь в исключительных случаях (в преступлениях или слишком важных или слишком возмутительных) обязанность вести обвинение возлагалась на должностное государственное лицо. Обыкновенно же дело могло начаться только тогда, когда какое-нибудь частное лицо выступало в качестве обвинителя. Инициатива («возбуждение») уголовного процесса принадлежала тогда не государству, а обществу, именно отдельным частным лицам. Основное юридическое правило гласило: «accusator ubi non est, ibi non est judex», «где не выступает обвинитель, там не может быть и судебного процесса» 18 . Обвинитель признавался такой необходимостью для процесса, что его нельзя было вести не только по безыменному доносу, но даже по коллективному заявлению толпы, если никто из нее не хотел выставить себя лично в качестве обвинителя. «Innocens creditur cui defuit accusator, cum non defuerit inimicus» 19 . Следствия этого положения ясны. Христиан мог обвинять всякий (не infamis) даже по личной вражде к ним, но и всякого другого мог обвинять всякий: положение пред законом равное. Риск обвинения до известной степени ограничивал число обвинителей. Раз nomen delictum было произнесено, обвинитель становился доносчиком, а эта профессия процветала только при худших государях, после кончины которых обыкновенно кричали, приветствуя нового императора: «Доносчиков палкой!» Естественно, что выступать доносчиком было рискованно. При nominis reception некоторых мог отстранить сам судья. От безыменных доносов и «воплей толпы» христиане были (de jure) защищены, потому что поставлены под действие общих законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Гражданское право доискивается, не симулировано ли действие, т. е. не прикрыто ли действие с определенным содержанием формой другого действия, не совершено ли действие in fraudem legis или in fraudem creditorum. Даже Геринг, с воззрениями которого мы достаточно познакомились, убежден в необходимости внутреннего настроения для права. Рабочий, который работает только ради вознаграждения, а не ставит свою честь в том, чтобы хорошо работать, будет работать худо, насколько это не повредит ему; должник будет отрицать свой долг, лишь только узнает, что кредитор потерял его долговую расписку; один из врагов, встретивший другого в уединенном месте, воспользуется отсутствием свидетелей и убьет его и т. д. Но и с уголовной, и с гражданской точки зрения оценке подлежит прежде всего самое действие, как факт, совершившийся во внешнем мире. С другой стороны, и при моральной оценке также прежде всего обращается внимание на действие, в котором выразилось внешним образом то или другое настроение Напр. нашей оценке подлежит какое либо действие, имеющее признаки благотворения. Оно могло проистекать из чувства христианской любви, но могло быть внушено и тщеславием и корыстными расчетами. Смотря по различию мотивов, мы оцениваем данное действие так или иначе; но оценке нашей подлежит именно действие. Безнравственная мысль, греховное намерение, существования в душе человека, но добровольно оставленные им, не приведенные в исполнение, сами по себе безнравственны, но не только не подвергают нравственному осуждению человека, имевшая подобное намерение и оставившая его, а скорее, напротив, должны послужить поводом к нравственному одобрению. Но в разбираемом взгляде есть правильная мысль, только недостаточно развитая, что с точки зрения морали обсуживается действие человека не в отношении его к другим людям, а в отношены к нему самому. Об этом будет сказано ниже. 4 . Некоторые (как напр. Штейнберг) 8 стараются найти отличительный признак, разграничивающий одну группу норм от другой, в психологии самого сознания лица принуждаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2140 См. Ios. Petri Kollii – Intr. in hist. et rem histor. Slavorum, Serm. de sacra coena. S. Ephr. Syr., col. 373–377. В латинском переводе Ассемана (S. Ephr. opera, graece et lat., t. III, Romae, 1746), col. 608: – Ne putes quem hic panem, quodque vinum vides, eadem haec existere. Minime frater: nolito hoc credere. Precibus sacerdotis, sanctique spiritus adventu panis fit corpus, vinum sanguis. Neque enim ut alius cibus sese habet in hominibus, ita hic quoque. Sed quemadmodum candelam ceveam ita exedi ac consumi flamma vides, ut nullae particulae in cera reliquantur: sic cum hoc mysterio quoque comparatum est. Totum enim in totum corpus (scit, hominis) abit (se digerit) nique ejus substantiam quasi resolvitui. 2141 Assem. Bibl. orient. t. I, col. 97, cp. S. Iohan. Chrysost. op. t. II, 1 de poenitentia, hom. IX, col. 345. 2142 S. Ephraem Syri op. graec. et. lat., t. III, col. 608–609. Corporibus caventes Seraphim ardentibus carbonibus Isaiam sanctificabant. Ignis vero non unam habet naturam sed duplicem, ligno enim constat et flamma. Non aliter sacer panis non una dauca natura cotnsat, et flamma. Non aliter sacer panis non una panea natura constat, sed et divina. Corpus enim (scilic. Christi) quod unius naturae est cum divina, non una natura gadet, sed duplici. 2143 Такое понимание слов св. отца устраняет всякую мысль о его неправости, даже еретичестве, вытекающем из слов, что «плоть Христа одного естества с Божеством», как это показалось Ассеману, для которого настоящее место, между прочим, служит одним из доводов считать рассматриваемую речь не принадлежащею св. Ефрему. 2144 S. Ephraem Syri opera, graec. et lat., t. III, col. 609… Cumque pluvia in terram decidente, gramen reviresctat; tum vero et spiritualis haec pluvia hoc est spiritus sanctus, sacerdotis precibus ipsiusque efficacia accedens panem hunc corpus et vinum sanguinem aperte efficit. Quemadmodum emin Deus principio quoque creans, spiritus sancti virtute ea procreavit, ita et hodienum omnia virtute spiritus sancti supernaturali modo facit, quod nemo tamen nisi per fidem intelligit. Dicente enim ad Archangelum sancta Virgine, quomodo hoc mihi eveniat, quae nullius viri notitiam habeo? respondebat Gabriel, spiritus sanctus in te superveniet, virtusque altissimi te obumbrabit. Similtier quaerens jam quomodo panis corpus Christi fiat? en sic habeto. Spiritum sanctum adventu suo hoc efficere, quod humana mens capere non potest. Immo vero, fratres mei, non aliter, mihi credite, accipiumus sanctissimum Christi corpus, ac si ora nostra ad costas Domini admoventes ex iis bibamus.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010