Gregorii Presbyteri vita... P. 184. Ibidem. P. 188. Первая половина мая 381 г. является общепринятой датой начала Собора. См.: Concilium Constantinopolitanum I – 381/Ed. A.M. Ritter//COGD. T. I. P. 37. Здесь наши выводы совпадают с мнением К.Й. Гефеле, изложенном в его знаменитой «Истории соборов». См.: Hefele C.J. Histoire des conciles d’après les documents originaux: en 4 t. P.: Letouzey et Ané, Éditeurs, 1908. T. 2 (par. 1). P. 8–9. См.: Bibliotheca hagiographica Graeca/Ed. Fr. Halkin. Bruxelles: Societe des Bollandistes, 1957. Vol. 1, 723. P. 235; De S. Gregorio Theologo, Archiepiscopo Constantinopolitano, Nazianzi in Cappadocia//Acta Sanctorum quotquot toto orde coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur/Ed. G. Henschenio et D. Papebrochio. Parisiis et Romae: Victorem Palmé, 1866. Maii tomus secundus. P. 366; Сергий (Спасский), архим. Полный месяцеслов Востока. Святой Восток: в 2 т. М., 1876. Т. 2. С. 22; Житие св. отца нашего Григория Богослова патриарха Константинопольского//Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. М.: Ставрос, 2004. Январь. С. 833; Память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского//Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: в 6 т./Автор-сост. иером. Макарий Симонопетрский; адаптир. пер. с франц. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. Т. 3, январь-февраль. С. 375; Иже во святых отца нашего Григория архиепископа Константиня града, Богослова//Минея январь. М.: Издание Московской Патриархии, 1983. Ч. 2. С. 329. Martroye M.F. Le testament de saint Grégoire de Nazianze//Mémoires de la Société Nationale des Antiquaires de France. P.: C. KLINCKSIECK LIBRAIRE DE LA SOCIÉTÉ. 1924. Vol. 76 (VIII. 6). P. 233–234; 238–239. Daley B. E. Gregory of Nazianzus… Р. 184. Beaucamp J. Le Testament de Grégoire de Nazianze//Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte. Bd. 22. Fontes minores X/Hrsg. von D. Simon. Frankfurt: Löwenklau-Gesellschaft, 1998. P. 30, 38. См.: Ibidem. P. 77–80. Французский ученый отмечает, что с конца XIX века дата 31 мая 381 г. является общепринятой для данного документа, к тому же именно она находит надежное подтверждение в рукописной традиции.

http://bogoslov.ru/article/6170984

1 Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник//Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124–130. 2 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxelles, 1957; Novum auctaiiuin Bibliothecac hagiographicae graecae. Bruxelles, 1984. 3 Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. 5 The Life of St. Nicholas of Sion/Ed. by I- Sevcenko and N.P. Sevcenko. Brooktinc (Mass.), 1984 7 Бугаевский A.B., Владимир (Зорин), архим. Жития свв. прмц. Евгении и Клавдии//ЖМП. 1998. 1. С. 66–80; Бугаевский А.В., Владимир (Зарин), архим. Жития, страдания и чудеса св. вмч. Георгия Победоносца и св. мц. царицы Александры//ЖМП. 1998. 4. С. 65–79. 8 Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Житие св. вмц. Марины. Страдания и чудеса св. вмц. Параскевы. М., 1999; Бугаевский А.В., Владимир (Зорин), архим. Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. М., 2001; Бугаевский А.В. Жития св. преподобных Мартиниана, Зои и Фотинии. М., 2002. 9 Сохранились древние тексты жития свт. Николая Пинарского, восходящие к VI в. Первый из них обнаружен в Ватиканской библиотеке еще в XVII в. кардиналом Фалькони. 10 Антонин (Капустин) , архим. Святой Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский//Тр. Киевской Духовной академии. 1869. II. 6. С. 449; об этом архим. Антонин писал и в другой работе: Еще о свят. Николае Мирликийском//Тр. Киевской Духовной академии. 1873. IV. 12. С. 241 288. 13 Известно сообщение грузинского монаха Ефрема Мцыри, жившего во 2-й пол. XI в. около Антиохии, которое повествует об отставке Симеона Метафраста и damnatio memoriae его корпуса. Прочитанное на службе место из жития св. Феоктисты Лесбийской, написанного Метафрастом, где говорилось об императоре Льве Мудром (886–912) как об «унесшем с собой в гроб счастье ромеев», привело в гнев его честолюбивого внука Василия II (976–1025). Император приказал сжечь все книги Симеона и положил конец его работе по составлению менология.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

VII-VIII в. (Vat. gr. 797. Fol. 292) После очередного упадка Ж. л. в XII - нач. XIII в. в палеологовскую эпоху происходит новое возрождение жанра. Противодействие лат. напору вызвало к жизни появление кружка Феодоры Раулены, ставшей, по-видимому, 1-й женщиной-агиографом. В эту эпоху создавали произведения свт. Григорий II Кипрский , патриарх К-польский, и Константин Акрополит . Ж. л., как и в иконоборческую эпоху, активно использовалась в церковно-политической полемике (Жития Никейского имп. Иоанна III Дуки Ватаца, патриархов К-польских Арсения, Иосифа, Афанасия и др.). Новый импульс к развитию визант. агиографии дало исихастское движение (см. ст. Исихазм ), важными документами к-рого являются Жития прп. Григория Синаита, прп. Ромила и прп. Максима Кавсокаливита, а также Житие свт. Григория Паламы, написанное патриархом К-польским свт. Филофеем Коккином, и др. Тур. завоевание прервало органическое развитие визант. Ж. л. Зарождение научного подхода к исследованию Ж. л. связано с деятельностью болландистов (последователей Ж. Болланда), к-рые в XVII в. предприняли монументальное издание полного годового круга житий святых на лат. и греч. языках под названием «Acta Sanctorum» (продолжалось до сер. XX в., последние тома (янв.-нояб.) вышли в свет в 1940). Помимо издания текстов болландисты сопровождали источники краткими историко-географическими исследованиями. Т. о., ими был выработан особый подход к Ж. л., не только как к душеполезному чтению, имевшему отношение исключительно к церковной сфере, но и как к важным историческим источникам. В кон. XIX - нач. XX в. благодаря работам И. Делеэ , Ф. Алькена , А. П. Рудакова и др. Ж. л. окончательно заняла принадлежащее ей по праву место среди источников по истории и культуре Древнего мира, Византии и средневек. Европы. Делеэ впервые предпринял классификацию Ж. л., применив к ней понятие «жанр» и уделив особое внимание лит. специфике агиографического памятника. Большую роль в систематизации греч. Ж. л. сыграли справочники Алькена (Bibliotheca hagiographica Graeca) и А.

http://pravenc.ru/text/182317.html

παροσα ργαοα περατθηκε μ τν πρθυμη κα νεργ συμπαρσταση το φλου καθηγητ κ. Νικ. Μ. Παιαγιωτκη, στν ποο φελο) κα τν πδειξη το θματος. Το κφρζω κα π τ θση ατ τς θερμς εχαριστες κα τ βαθτατη εγνοιμοσνη μου. Εχαριστ πσης τ σεβαστ καθηγητ κ. Νικ. Β. Τωμαδκη, πο θεσε στ διθεσ μου τν πλουσιτατη βιβλιοθκη του, τν καθηγητ το Πανεπιστημου Θεσσαλονκης κ. Δημ. Τσμη, μ τν πρθυμη βοθεια το ποου μπρεσα ν προμηθευτ φωτογραφες πολτιμων κα πρσιτων χειρογρφων το γου ρους, τν Βολλανδιστ πατρα Fr. Halkin, πο θεσε στ διθεσ μου πολτιμα στοιχεα τς Βιβλιοθκης τν Βολλανδιστν, τν ερομναχο Marco Petta, πο μ συγκινητικ προθυμα μο στειλε φωτογραφες κωδκων τς Κρυπτοφρρης κα τν κλεκτ φλο διδκτορα κ. Στ. Κονροση, γι τν λψυχη συμπαρσταση κα τς χρσιμες ποδεξεις του. ντελς διατερα φελω ν εχαριστσω τν καθηγητ κ. Παν. Χρστου, γι τς συμβουλς του, κα τ Δ. Συμβολιο το Πατριαρχικο δρματος ΙΙατερικν Μελετν γι τν ξαρετικ τιμ ν συμπεριλβει τ ργο μου στ κδοτικ του πργραμμα. ΓΕΝΙΚΗ ΒΙΒΛΙΟΓΡΑΦΙΑ ΣΥΝΤΟΜΟΓΡΑΦΙΕΣ Acta SS .=Acta Sanctorum. Antverpiae, Bruxellis, Tongerloae. Parisiis 1643 1940. AHG =Analecta Hymnica Graeca e codicibus eruta Italiae inferioris. Joseph Schirò Consilio e ductu edita. Anal. Boll =Analecta Bollandiana (περ.) Bruxellis I (1882)–96 (1978). Auctarium = Fr . Halkin , Auctarium Bibliothecae Hagiographicae Graecae (=Subsidia Hagiographies 47), Bruxelles 1969. Beck , KTL = H.G. Beck , «Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich» (Handbuch der Altertumswissenschaft XII. 2.1. Byzantinisches Handbuch II, I), München 1959. Bernhard , Rezensionon= P. Ludger Bernhard , Syrische Rezensionen von Kanones des Kosmas Hagiopolites, München 1951 (=Inaugural Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde der Philosophischen Fakultät der Ludwig–Maximilian–Universität zu München) (δακτυλογραφ.) BHG 3 = Fr. Halkin , «Bibliotheca Hagiographica Graeca» (=Subsidia Hagiographica 8a), Bruxelles 1957 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Разделы портала «Азбука веры» Жан-Клод Ларше 25.08.2014 18.04.2023 ( 50  голосов:  4.3 из  5) Оглавление Книга известного православного богослова Жан-Клода Ларше посвящена христианскому опыту исцеления психических болезней. Автор рассматривает физические, психические и духовные аспекты безумия, а также феномен “юродства во Христе” в широком контексте библейского и святоотеческого учения о человеке и данных современной медицины. Книга адресована как специалистам, так и всем, кто вместе с Пушкиным восклицает: “Не дай мне Бог сойти с ума!” По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Издания AnBoll — Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1882. BHG — Bibliotheca hagiographica Graeca/Ed. Fr. Halkin. Bruxelles, 1957. Vol. 1–3. (SH; 8a); Auctarium. Bruxelles, 1969. (SH; 47); Novum auctarium. Bruxelles, 1984. (SH; 65). OC — Orientalia Christiana. Roma, 1926–1934. OCA — Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935. PG — Patrologiae cursus completus. Ser. Graeca/Ed. J.P.Migne. Paris, 1857–1866. 161 t. PL — Patrologiae cursus completus. Ser. Latina/Ed. J.P.Migne. Paris, 1844–1864. 225 t. PO — Patrologia Orientalis/Ed. R.Graffin, F.Nau. Paris, 1903. T. 1. ROC — Revue de l’Orient Chrétien. Paris, 1896. SC — Sources Chrétiennes. Paris, 1940. SH — Subsidia Hagiographica. Bruxelles, 1971. TM — Travaux et Mémoires/Centre de recherches d’histoire et civilisation de Byzance. Paris, 1965. TU — Texte und Untersuchungen zur Geschichte der Altchristlichen Literatur. Leipzig, 1883. Φιλοκαλα — Φιλοκαλα των ιερν νηπηκν. ‘Αθναι, 1957–1963. T. I–V (1974–1976. T. I–V). BB — Византийский временник. СПб.; Пг.; Д., 1894–1928. 25 т.; M., 1947. Т. 1(26). ЖМП — Журнал Московской Патриархии. М., 1931–1935, 1943. ПЭ — Православная энциклопедия/Моск. Патриархия, ЦНЦ “ПЭ”. M., 2000. ТСОРП — Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1891. Названия городов Л. — Ленинград М. — Москва СПб. — Санкт-Петербург Серг. П. — Сергиев Посад Монастырские издательства

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬКЕН [франц. Halkin] Франсуа Жозеф Мари (01.07.1900, Льеж - 25.07.1988), ученый, издатель житий святых; член конгрегации болландистов . Получил классическое образование в иезуитском лицее, продолжил учебу в Риме, Флоренции, Лёвене и Мюнстере. В 1936 г. принял монашество, вступив в орден иезуитов. Подготовил 3-е изд. справочника по греч. житийной лит-ре Bibliotheca Hagiographica Graeca (BHG. Brux., 1957. Vol. 1-3), позже значительно дополнил и уточнил его данные (Auctarium. Brux., 1969; Novum auctarium. Brux., 1984). Составил указатели житийных текстов, содержащихся в рукописных собраниях Национальной б-ки в Афинах (Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliothèque nationale d " Athènes. Brux., 1983) и б-к Парижа (Manuscrits grecs de Paris: Inventaire hagiographique. Brux., 1968). Опубликовал большое число неизданных агиографических памятников. Изд.: Inédits byzantins d " Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963; Recherches et documents d " hagiographie byzantine. Brux., 1971; Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973; Études d " épigraphie grecque et d " hagiographie byzantine. L., 1973; Saints moines d " Orient. L., 1973; Martyrs grecs IIe - VIIIe siècles. L., 1974; Douze récits byzantins sur St. Jean Chrysostome. Brux., 1977; Le Corpus Athénien de St. Pachôme. Gen., 1982; Le ménologe impérial de Baltimore. Brux., 1985; Hagiologie byzantine. Brux., 1986; Hagiographica inedita decem e codicibus. Turnhout, 1989. Лит.: Devos P. François Halkin, Bollandiste//AnBoll. 1988. T. 106. P. V-XLIV [библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова: ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов

http://pravenc.ru/text/114152.html

А.Ю. Виноградов Список сокращений АА – Acta Andreae (CANT 225.1) AAMt – Acta Andreae et Matthiae (BHG 109–110) AAMt1 – Acta Andreae et Matthiae, recensio prior (BHG 109) AAMt2 – Acta Andreae et Matthiae, recensio altera (BHG 110b) arm – Martyrium Andreae armenice (Leloir 1986, 228–257) BHG – Bibliotheca hagiographica graeca/Ed. F. Halkin. 3me ed. Bruxelles, 1957. CANT – Clavis apocryphorum Novi Testamenti/Ed. M. Geerard//Corpus Christianorum. Turnhout, 1996. CCSA – Corpus Christianorum. Series apocriforum. Turnhout. Laudatio – Nicetas Paphlago. Acta Andreae apostoli cum laudatione contexta (BHG 100) MAlt – Martyrium alterum (BHG 97–98) MPr – Martyrium prius (BHG 96) Narratio – Passio sancti Andreae apostoli (BHG 99) NHC – Nag Haurmadi Cjdices. Leiden. SCA – Supplementum codicis apocryphici. Paris, 1895. Григорий – Gregorius Turonensis. Liber de miraculis beati Andreae apostoli (BHL 430) Письмо – Passio Andreae (BHG 93–94) Читать далее Источник: Деяния апостола Андрея/[Предисл., пер. и коммент. А. Ю. Виноградова]. - М. : Индрик, 2004 (ППП Тип. Наука). - 280 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Почюдим же ся, братие, человеколюбию Господа Бога нашего: толь сквернена человека и по смерти помиловалъ. И разумеите, колико могут молитвы святитель его, яко от мукы изяша. И удивимся вере и любви къ Богу блаженыя цариця Феодоры, каку приз скорбь и како печяшеся о спасении мужа своего, не щадащи злата, ни сребра, все раздая убогымъ, дабы от мукы мужа искупити, вся нудящи къ Богу за нь молитися, не токмо святителя, нь и черъноризьчкои чинъ, нь убогыя и вдовыя и сироты, како ти по смерти милостинею от мукы мужа избави. О такых реченых женах, яко и по смерти мужа спасеть, нь не въ мнозехъ женъ таковыя обрести, а сих болши, что не печалятся о смерти мужии, нь токмо яже собе на требу, о том всегда суть же и богобоязнивии жены, яже и не ведущу мужю благая творят и подают Бога ради и мужа своя понуждают. И суть инии, иже бранят мужемъ не даяти, нь се полезнее всем, ко же в животе своем и о спасении своемъ скорбите. Одина ти есть душа и одино житью время. И не уповайте чюжими приновы спаситися. Да се ведуще, потщимся очистити грехы наша въ дни сиа святыя постныя, славяще Отца и Сына и Святаго Духа и святых твоих исповедникъ, всегда и ныне, и присно, и въ векы векомь, аминь. 1. Справочники и словари 1 . Beck H. С. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. Munchen, 1959. 2 . Bibliotheca Hagiographica Graeca/ed. F. Halkin. Bruxelles, 1957. 3 . Ehrhard A. Uberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche, Leipzig 1936–39. 3 Bde. 4 . Hunger H. Die Hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Munchen, 1978. 5 . Kazhdan A. P. A History of Byzantine Literature (650–850). Athens, 1999. 6 . KriaraV E. Lexiko thV mesaiwnikhV EllhnikhV dhmodouV grammateiaV. Qessalonikh , 1980. 7 . Liddel H.G., Scott R., Jones H. S., McKenzie R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1940 etc. 8 . Lampe C. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1968 etc. 9 . Prosopographisches Lexikon der mittelbyzantinische Zeit. 5 Bde. В., 1999. 10 . Sophocles E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine periods (from B.C. 146 to A.D. 1100). Cambridge (Mass.) – L., 1914.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1521 Biblioteca Agiografica Italiana (BAI): Repertorie di testi e manoscritti, secoli XIII–XV. Firenze, 2003. 1522 Ссылаюсь на книгу: Les saints et les stars: Le texte hagiographique dans la culture populaire: Études présentées à la Société d ‘Ethnologie française, réunies par J.C. Schmitt. Paris, 1983. 1523 Первым трудом стала: Bibliotheca Sanctorum: 14 voll. Roma, 1961−1970; за ней последовала: L’Histoire des saints et de la sainteté chrétienne: 10 vol. Paris, 1986−1988, на итал. яз.: 1991; и: Il Grande Libra dei santi. Dizionario Enciclopedico: 3 voll. Cinisello Balsamo, 1998. 1524 Впервые это было предложено в цитированной выше антологии «Agiografia altomedievale» 1976 г.; потом в кн.: Saints and their Cults: Studies in religious Sociology, Folklore and History. Cambridge; London; New York, 1983. Серьёзное развитие исследований началось после обобщающего обзора: Boesch Gajano S. Il culto dei santi: filologia, antropologia e storia//Studi Storici. 1982. 1. P. 119–136. О некоторых его чертах см.: Boesch Gajano S. Cenni di storiografla//La santità. P. 119−130, с соответствующей библиографией. 1525 Graus F. Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger: Studien zur Hagiographie der Merowinger Zeit. Praha, 1965. 1526 Orselli A.M. L’idea del santo patrono cittadino nella letteratura latina cristiana. Bologna, 1965 (переизд.: Orselli A.M. L’immaginario religioso della città medievale. Ravenna, 1985. P. 3−182. 1527 De Martino E. 1) La terra del rimorso: Contributo a una storia religiosa del Sud. 3 ed. Milano, 1976; 2) Il mondo magico: Prolegomeni a una storia del magismo. Torino, 1997. Отсылаю к последнему изданию за библиографическими сведениями. 1528 De Certeau M. Hagiographie//Encyclopaedia Universalis. Paris, 1968. Vol. 8. P. 207−209 (переизд.: De Certeau M. L’écriture de l’histoire. Paris, 1975; на итал. яз.: La scrittura deila storia. Roma, 1977. P. 298−300). Мишель Де Серто упоминается и ниже. См. примеч. 41. 1529 Patlagean E. A Byzance: Ancienne hagiographie et histoire sociale//Annales: E.S. С 1968; на итал. яз. см. в изд.: Agiografia altomedievale. P. 191−213. Стоит упомянуть ещё одну работу этого автора: Patlagean E. Santità e potere a Bisanzio. Milano, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Bibliotheca Sanctorum. 1963. Vol. 3. Col. 1179−1181; Boesch Gajano S. Terreurs et tourments: Formes d’érémitisme en Italie centrale entre le II. e et le XIII. e siècle//Le choix de la solitude: Medievales. Langue textes histoire. 28 (Printemps 1995). P. 11−23. 1467 Процесс канонизации св. Лаврентия был проведён в 1244 г. по поручению папы Иннокентия IV. См.: Bibliotheca hagiographica latina antique et mediae aetatis. Vol. II. P. 712, сн. 4792. С этим процессом связаны два анонимных жития (Ibid, сн. 4793:4794), изданные Питером Ван ден Боше (Pieter Van den Bossche): Acta Sanctorum: Augusti III. Venezia, 1752. Vol. 3. P. 304−308; см. также: Benedetto XIV. Opera omnia. Prato, 1840. Vol. 3. P. 662−693; Cignitti B. Lorenzo Loricato//Bibliotheca Sanctorum. 1966. Vol. 8. Col. 136−141. 1469 О начале этого явления см.: Репсо G. L’eremitismo irregolare in Italia nei secoli XI–XII//Benedictina. 1985. Vol. 32. P. 201−221. 1470 Для первого знакомства, помимо приведённых «Atti del Convegno su Monteluco e i monti sacri», см. упомянутый труд «Itinerari del sacro in Umbria» (Firenze, 1998), особенно статью: Susi Ε. Luoghi e figure dell’eremitismo umbro. P. 139−160; a также: Sensi M. 1) Eremitismo nello spirito benedettino e francescano, un itinerario//Ibid. P. 161−181 ; 2) Le osservanze francescane nell’Italia centrale (secoli XIX–XV). Roma, 1985. P. 75−96, 137−170; Casagrande G. Religiosité penitenziale e città. P. 40−47. 1471 Указания в моих работах: Send M. 1) Storie di bizzoche. P. 163−207; 2) Documenti e approcci per i clareni della Marca anconetana//Picenum Seraphicum. Vol. 16 (1981−1983). P. 195−220; 3) Comunità penitenziali fra Due e Trecento tra Umbria e Marche//Sanutà femminile nel Duecento: Sperandia patrona di Cingoli: Atti del Convegno di studi, Cingoli 23−24 ottobre 1999. Ancona, 2001. P. 165−207. 1472 См. об этом точные наблюдения: Bronzini G.B. Transumanza e religione popolare//La cultura della transumanza: Atti del Convengo promosso dal Comune di Santa Croce del Sannio, 12−13 novembre 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010