1515. Эти слова, в действительности принадлежащие Рувиму, свт. Амвросий относит к Иуде. 1516. См.: Ин. 19. 23–24. 1517. См. также: exp. Lue. 10. 127; expl. ps. 40, 22; incarn. 5. 36: Iacob I. 6. 25. 1518. См.: Ин. 4. 10. 14. 1519. См. выше 3. 14; ср.: 2Кор. 2. 15–16. 1520. Пусть вознесется молитва моя как фимиам пред Тобою (Пс. 140.2). 1521. Собирательный образ иудеев. Ср.: Iacob 2. 3. 10. 1522. Этих слов (и убери постель… и убрал) нет в Синодальном переводе, хотя они зафиксированы в так называемой Западной версии текста Деяний. — Примеч. ред. 1523. См.: Мф.3.9;Лк.3.8. 1524. См.: Быт. 37. 31. 1525. Ср.: Uh. I. 29; Исх. 12. 4–5. 1526. См.: Лев. 16. 21–22. 1527. См.: Быт. 37. 34–35. 1528. См.: Быт. 37. 34; Мф. 26. 65; Мк. 14. 63. 1529. Ср.: Ин. 11.49–51. 1530. См.: Мф. 12. 25. 1531. Вероятно, речь идет об иудеях, которые не признавали Иисуса Хрис­та Сыном Божиим. Также не исключена аллюзия на антиарианскую полемику. 1532. Искупление мыслится свт. Амвросием как принесение Христом выку­па. Свт. Амвросий пользуется терминами pretium redemptionis (expl. ps. 68, 14), pretium sanguinis Christi, которой куплены (empti) люди (epist. 37, 45), pretium nostrae liberationis (epist. 72, 8). 1533. Поразительно меткая формулировка, предвосхишающая эпоху христологических споров! 1534. Упразднение долговой расписки в произведениях свт. Амвросия рас­сматривается в контексте упомянутого выше учения об Искуплении и на этом акцентируется внимание автора, см.: expl. ps. 40, 1; 48, 22; exp. ps. 118, 8. 23; Iacob 1. 5. 19. 1535. Подробнее о тезисе «познай себя самого» в патриотической мысли см.: Courcelle Р. Connais–toi toi–meme, de Socrate a Saint Bernard. Р., 1974– 1975. — Примеч. ред. 1536. Ср.: patr. 10. 44. 1537. См.: Быт. 41. 41–46. 1538. См.: Быт. 24 1539. См.: Быт. 39. 11. 1540. Infula — шерстяная головная повязка у древних римлян, символ свя­щенства, ее также повязывали участники религиозной церемонии. 1541. См.: Быт. 3. 21. 1542. См.: Дан. 13. 1543. В некоторых рукописях встречается «пение: mulier spadonis («жена евну­ха»), что более соответствует рассказу книги Бытия, в которой Потифар называется «евнухом фараоновым» (σπδοντι Φαρα и ενουχος Φαρα, LXX Быт. 37. 36; 39. 1, в Синодальном переводе «царедворец»). Евнухи использовались для охраны царских гаремов, нередко добиваясь значи­тельного влияния при царских дворах (ср. с евнухом Каллигоном, имев­шим влияние при дворе Валентиннана II). Этим объяснялось расшире­ние сферы их деятельности, а также обобщение самого понятия, которое могло обозначать и других высокопоставленных чиновников. Таким об­разом, Потифар имеет титул евнуха и должностное звание начальника телохранителей. Наличие у него жены можно объяснить или тем, что его титул является только почетным званием, или тем, что он отдавал дань придворному этикету, требовавшему наличие жены или жен.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

106 См. James Drummond, Philo Judaens I, p. 216. Однако к признанию тожества премудрости и духа склоняется и Prof. W. Bousset (Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter, S. 342. 377), допуская даже,что библейско-иудейская концепция «софии» имеет опору чуть ли не в парсизме (S. 490–491), привлекаемом сюда еще у Prof. Otto Pfleiderer’a (Das Christusbild des urchristlichen Glaubens in religionsgeschichtlicher Beleuchtung, S. 16), но на это справедливо замечают (Prof. Dr. Hermann Gunkel, Zum religionsgeschichtlichen Verständnis des Neuen Testaments bForschungen zur Religion und Literatur des Alten und Neuen Testaments herausg. von Prof. W. Bousset und H.Gunkel I [Göttingen 1903], S. 9 Anm. и ср. 26), что еще ранее были подобные религиозные верования, которые мы – в свою очередь – можем считать отголоском изначальных религиозных преданий. 107 А. Edersheim свидетельствует, что раввинские упоминания совсем не указывают на веру в личное достоинство Св. Духа (The Life and Times of Jesus the Messiah P, p. 199 ,1 и по русскому переводу о. М. П. Фивейского I, стр. 252, 4 ), почему «мысль о деятельности последнего во всех великих событиях была в то время знакома Израилю, хотя индивидуальность его не постигалась вполне» (I 2 , р. 152­1, стр. 193). Ср. и ниже на стр. 648, 815 . Уже по одному этому невероятен тезис, будто «ипостатическое понимание Духа Божия (у св. Павла) есть наследие иудейства», откуда делается еще более ложный вывод, что такое учение не согласуется с христианскою идеей Бога и посему не входит с точностью в круг воззрений христианства: См. Mag. d. theol. Emil Sokolowski,Geist und Leben nach den Schriften des Paulus (Heiligenstadt 1903), S. 2: These 10. 108 В этом смысле для ветхозаветного сознания констатируется, что хотя Дух Св. выявляется ранее Слова, но больше в качестве действия Божия, чем ипостаси (Prof. Friedr. Loofs, Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte, Halle a. S. 2 1890, S. 34), каковая настолько подавляется чертами персонификации (L. Hackspil в «Revue biblique internationale» XI, 1 Janvier 1902], p. 69), что «в эпоху Нового Завета доктрина Духа св. была еще в процессе образования» (р. 71). Однако не менее несомненно и то, что уже первенствующие христиане выражали некоторое триединство в божестве (см. у Very Rev. J. H. Bernard, TheApostolic Benediction в «TheExpositor» 1903, XI, p. 374. 375), а св. Апостол Павел, видимо, предполагает различие между превознесенным Христом и Духом (Emil Sokolowski, Die Begriffe Geist und Leben bei Paulus in ihren Beziehungen zu einander, S. 226), почему бесспорно, что и вне субъективности человеческой признается для второго реальность (S. 157), иногда прямо комментируемая в смысле личности (см. Rev. E. Р. Gould, Art. «Spirit» в Encyclopaedia Biblica ed. by Prof. T. K. Cheyne and J. S. Black IV, col. 4753). Уже отсюда естественна наличность идеи троичности в божестве в Н. З.: См. Prof. Dr. Reinhold Seeberg, Lehrbuch der Dogmengeschichte I (Erlangen und Leipzig 1895), S. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Он желает знать официальный текст. В действительности «проповедь,” с которой не соглашался Афу, была, скорее, не обычным поучением, а официальным Пасхальным посланием архиепископа, а значит его сохраняли в архиве епархии. См. Kubler, Bernhard. «Ισον und Απογραφ//Zeitschrift der Savigny–Stiftungfur Rechtsgeschichte. Roman. Abt., LUI. 1933, SS. 64–98; и Lefort 77? «Ισον=Exemplum, Exemplar//Le Musйon. XLVII, 1/2, pp. 57–60. 139 Дриотон также считает беседу состоявшейся прежде этих событий (Op. cit., p. 121). Феликс Хазе, напротив, считает, что разговор произошел вскоре после — kurz nachher. Такое, однако, едва ли возможно. Haase, Felix. Altchristliche KirchengeschichtenachOrientalischen Quellen. Leipzig, 1925, S. 201. 140 Ср. Altaner, Berthold. Patrologie. 5th edition. Munchen, 1958, S. 282; и Quasten, Johannes. Patrology. Vol III. 1960, pp. 386–388. 141 Ср. Crouzel, Henri. Thйologie de Г image de Dieu chez Origune. Paris, 1956, особенно pp. 206–211; краткое резюме этой книги приводится в статье: Crouzel, Henri. L " Image de Dieu dans la mhйologie dOrigиne//Studia Patristica. Vol. II. Berlin, 1957, pp. 194–201. См. также Camelot Th. La Thйologie de l " image de Dieu//Revue des sciences philosophiques et mhйologiques. Vol. XI. 1956, pp. 443–471. 142 Ср. мою статью: The Concept of Creation in St. Athanasius//Studia Patristica. Vol. VI. Berlin, 1962, pp. 36–57 [см. с. 80 настоящего издания]. 143 Ср. Bernard, Rйgis. L " Image de Dieu d " aprus saint Athanase. Paris, 1952, pp. 48–54, 62–79, 131 ss. См. также Camelot Th. Op. cit.; и Gross, Julius. Entstehungsgeschichtedes Erbsundendogmas. Bd. I. Munchen–Basel, 1960, SS. 125–132. 144 Ср. Burghardt, Walter J (S. J). The Image of God in Man according to Cyril of Alexandria. Washington, 1957, pp. 141–159. Следует заметить, что святитель Кирилл продолжил борьбу с египетскими антропоморфитами. Сочинение «Adversus Anthropomorphitas» [Против антропоморфитов] в действительности является более поздней компиляцией писаний святителя, в том числе в нее попали два письма, обращенные к некоему Диакону Тиверию и его единомышленникам. См. критическое издание Пьюзи (Philip ?. Pusey): Cyrilli Archiepiscopi Alexandrini in D. loannis Evangelium. T. III. Oxonii, 1872. 145 Bousseo W. Apophthegmata, Studien zur Geschichte des blmesmen Mфnch–mums. Tubingen, 1923, S. 83. 146 См. мою статью: The Anthropomorphites in the Egyptian Desert//AktendesXI Internationalen Byzantin istenkongresses, Munchen 1958. Munchen, 1960, SS. 154–159 [см. с. 303 настоящего издания]. 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

ч. 3 исследовательских ин-та, 3 изд-ва, 220 клиник, 11 больниц, 81 дом престарелых и др. По данным исследовательского центра при семинарии Св. Духа (Сянган), в «подпольной» Церкви было 138 диоцезов (фактически действовали 116), числились 38 епископов, 1300 священников, 1550 членов жен. конгрегаций, действовали 20 новициатов и 10 семинарий. В гос. статистике (2010) упоминается о 350 членах муж. религ. орденов, хотя в КНР их деятельность запрещена. Лит.: La Servi è re J., de. Histoire de la mission du Kiang-nan: Jésuites de la Province de France (Paris) (1840-1899). P., 1914. 2 vol.; Cathay and the Way thither, Being a Collection of Medieval Notices of China/Ed. H. Yule, H. Cordier. L., 1915-19162. 4 vol.; Chardin P.-M. Les missions franciscaines en Chine: Notes géographiques et historiques. P., 1915; Cordier H. La suppression de la Compagnie de Jésus et la mission de Peking//T " oung Pao. Sér. 2. Leiden, 1916. Vol. 17. P. 271-347; idem. Le Christianisme en Chine et en Asie Centrale sous les Mongols//Ibid. 1917. Vol. 18. P. 49-113; Thomas A. H. Histoire de la mission de Pékin. P., 1923-1925. 2 vol.; Wyngaert A., van den. Jean de Mont Corvin, O. F. M., premier évêque de Khanbaliq (1247-1328). Lille, 1924; Moule A. C. Christians in China before the Year 1550. L., 1930; Beckmann J. Die katholische Missionsmethode in China in neuester Zeit (1842-1912). Immensee, 1931; Bernard H. Aux portes de la Chine: Les missionnaires du XVIe siècle (1514-1588). Tientsin, 1933; idem. Le Père Matthieu Ricci et la société chinoise de son temps (1552-1610). Tientsin, 1937. 2 t.; Brandt P. J., van den. Les Lazaristes en Chine (1697-1935): Notes biographiques. Pei-P " ing, 1936; Duhr J. Un Jésuite en Chine: Adam Schall, astronome et conseiller impérial (1592-1666). Brux.; P., 1936; Pelliot P. Les Franciscains en Chine au XVIe et au XVIIe siècle//T " oung Pao. Sér. 2. 1938. Vol. 34. P. 191-222; D " Elia P. M., ed. Storia dell " introduzione del Cristianesimo in Cina, scritta da Matteo Ricci. R., 1942-1949.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Ист.: Cartas que os padres e irmãos da Companhia de Jesus escreverão dos Reynos de Japão et China aos da mesma Companhia da India et Curopa, des do anno de 1549 ate o de 1580. Tokyo, 1972r. 2 t.; Fr ó is L. Historia de Japam/Ed. J. Wicki. Lisboa, 1976-1984. 5 vol.; Rodrigues J. Historia da Igreja do Japão. Macau, 1954-1955. 2 vol.; Valignano A. Sumario de las cosas de Japon (1583), Adiciones del sumario de Japon (1592)/Ed. J. L. Alvarez-Taladriz. Tokyo, 1954; idem. Les Jésuites au Japon: Relation missionnaire (1583)/Trad., presentation et notes de J. Besineau. P., 1990; он же ( Валиньяно А.). Предупреждения и предостережения по поводу обычаев и нравов, распространенных в Японии//Япония как она есть: Страна недоступности. М., 2006. Кн. 1: Книга японских обыкновений/Сост.: А. Мещеряков. С. 251-305; Kirishitan bunko: A Manual of Books and Documents on the Early Christian Missions in Japan/Ed. J. Laures. Tokyo, 19573; Os Portugueses no Japão 1543-1640: Notas e documentos/Ed. L. Norton. Lisboa, 1952; They Came to Japan: An Anthology of European Reports on Japan, 1543-1640/Ed. M. Cooper. Berkeley, 1965; Ксавье Ф. Письмо в штаб-квартиру ордена//Япония как она есть. 2006. Кн. 1. С. 233-250. Лит.: Владимир (Соколовский), еп. Недобрые деяния иезуитов в Японской империи в XVI и XVII в. и до настоящего времени. Воронеж, 1892; Bernard H. Valignani ou Valignano, l " auteur veritable du récit de la première ambassade japonaise en Europe (1582-1590)//Monumenta Nipponica. Tokyo, 1938. Vol. 1. N 2. P. 378-385; Schütte J. F. Introductio ad historiam Societatis Jesu in Japonia: 1549-1650. R., 1968; idem. Valignano " s Mission Principles for Japan. St. Louis, 1980-1985. 2 vol.; Jennes J. A History of the Catholic Church in Japan: From Its Beginnings to the Early Meiji Era (1549-1873). Tokyo, 1973; Satow E. M. The Jesuit Mission Press in Japan: 1591-1610. Tokyo, 1976r; Elisonas J. Christianity and the Damyo//The Cambridge History of Japan. Camb., 1988. Vol. 4: Early Modern Japan. P. 301-372; Elison G.

http://pravenc.ru/text/293585.html

отцов. В философии и теологии средних веков термин «Д.» означал то же самое, что логика. Превращению философского термина «Д.» в одно из привычных слов для образованного человека периода средних веков способствовали сложившиеся в поздней языческой античности принципы гуманитарного образования, к-рые предполагали изучение философии и Д.; они были унаследованы сначала Византией, где вместе с Д. изучались метафизика и «первая философия» (богословие), а затем начиная с IX в. использованы в лат. монастырских школах Зап. Европы: в тривиуме (trivium), включавшем изучение «словесных наук» - грамматики, Д. (на основе лат. перевода «Категорий», «Об истолковании» Аристотеля и «Введения к «Категориям» Аристотеля» Порфирия) и риторики, и в квадривиуме (quadrivium), науках о числе - арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Концепцию «семи свободных искусств» как философского восхождения к Богу развивал в эпоху т. н. Каролингского возрождения Алкуин . «В XI в.,- писал Э. Жильсон,- философия сводилась к «диалектике» Аристотеля. Ни физика, ни антропология, ни метафизика, ни чисто рационалистическая мораль не были известны людям той эпохи. Понять священный текст означало прежде всего найти его смысл с помощью ресурсов, которыми владел диалектик» ( Жильсон. 2004. С. 183). Представитель ранней схоластики Беренгар Турский , склонный к рационализму, с помощью диалектического анализа пытался толковать таинство Евхаристии и был дважды осужден Соборами католич. Церкви. П. Абеляр , стоявший на т. зр. концептуализма в разгоревшемся споре о природе универсалий, в соч. «Диалектика» обсуждал логическую проблематику, в основном связанную с «Категориями» Аристотеля и комментариями Порфирия и Боэция; в трактате «Возражение некоему невежде в области диалектики» Абеляр обосновывал правомерность использования Д. как метода исследования Свящ. Писания ссылками на блж. Августина и толкованием евангельского стиха «В начале было Слово...» (Ин 1. 1), в к-ром усматривал оправдание Д. как причастной к Самому Слову Божию и Премудрости Божией. Любовь к Д. Абеляр обнаружил и в антитетической по своему характеру кн. «Sic et non» (Да и нет). Бернард Клервоский , один из суровых критиков богословских заблуждений Абеляра, осуждал его за пристрастие к «игре в диалектическое искусство» ( Bernard. Clar. Contr. Abaelard. I 1). Господство Д. в схоластике, несмотря на критику рационализма в мистике, продолжалось в различных формах по XIII в. включительно.

http://pravenc.ru/text/171919.html

2. В 1988 г. в связи с предстоявшим юбилеем 1000-летия Крещения Руси усиленно распространялись слухи о предстоящих еврейских погромах. В редакции многих газет, руководимых евреями, было разослано письмо организации " Память " с угрозами расправы над евреями. Главный редактор журнала " Знамя " еврей Г.Бакланов воспроизвел письмо в журнале, растиражировав его во всесоюзном масштабе. Вскоре выяснилось, что письмо провокационно написал и рассылал еврей Норинский, чтобы дать повод для преследования " Памяти " (См.: Знамя. М., 1988. N 10; Московские новости. 1998. N 43. 23 окт.; Правда. 1988. 19 нояб.; Комсомольская правда. 1988. 24 нояб.; Огонек. 1989. N 9.). - М.Н. 3. " Завтра " , 2006, N 3, 18 янв. 4. Точная цитата из книги этого еврейского историка: " Поскольку враги евреев принадлежали к самым различным расам, проживали в землях столь далеких одни от других, поскольку ими управляли самые различные законы, основанные на совершенно противоположных принципах, поскольку они не имели ни сходных нравов, ни одинаковых обычаев, вдохновляясь совершенно несхожими идеями, не допускавшими одинаковых суждений о всех вещах, - приходится признать, что общие причины антисемитизма всегда заключались в самом Израиле, а не в тех, кто с ним боролся " (Lazare, Bernard. L’Antisemitisme, son histoire et ses causes. Paris, 1894, p.2). - М.Н. 5. Г-н Барщевский не позволил мне закончить определение национальности. Продолжение должно было быть следующим: В еврействе, впрочем, очень важно и возведено на религиозный уровень объединение единой племенной принадлежностью, для русских же более важно объединение единой исторической судьбой, единым замыслом Божиим о них - что с православной точки зрения является определяющим для принадлежности к русскому народу. - М.Н. 6. См. в статье " Убит Семен Кизельштейн " - http://www.russia-talk.com/rf/kizel.htm. 7. Г-н Барщевский совершенно непростительно для юриста в столь высокой должности путает разные понятия. В западных языках это слово означает " гражданство " , принадлежность к государству.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

уч. степ. канд. филос. наук (специальность 09.00.03). М., 2001 (=Бугай 2001). Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя/Пер. с англ. О. В. Алиевой. М., 2014 (=Йегер 2014). Пролыгина И. В. Технический инструментарий позднеантичной риторики в текстах Иоанна Златоуста . Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. (специальность 10.02.14). М., 2008 (=Пролыгина 2008). Фокин А. Р. Св. Григорий Нисский //Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 480–522 (=Фокин 2006). Aeschylus. Agamemnon/Text, translation and commentary by E. Fraenkel. Oxford, 1950 (=Fraenkel 1950). Alcinoos: enseignement des doctrines de Platon/Whittaker J. (ed). P., 1990 (=Whittaker 1990). Alexandre M. La culture grecque, servante de la foi. De Philon d’Alexandrie aux Pères grecs//Les chrétiens et l’hellénisme: identités religieuses et culture grecque dans l’Antiquité tardive/Éd. par A. Perrot. P., 2012. P. 31–59 (=Alexandre 2012). Alieva O. Origen’s protreptics to philosophy: the Testimony of St. Gregory Thaumaturgus in the Oratio Panegyrica, VI//Origeniana Undecima: Origen and Origenism in the History of Western Thought/Ed. A.-C. Jacobsen. Leuven, 2016 (=Alieva 2016b). Courcelle P. «Connais-toi toi-même », de Socrate à Saint Bernard. T. 1. P., 1974 (=Courcelle 1974). Chiesa M. C. Le problème du langage intérieur dans la philosophie antique de Platon à Porphyre//Histoire Épistémologie Langage. Vol. 14 (2). 1992. P. 15–30. Dawson J. D. Allegorical Reading and the Embodiment of the Soul in Origen//Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community/L. Ayres, G. Jones (eds). London; N.Y., 1998. P. 26–43 (=Dawson 1998). Dillon J. M. The Middle Platonists: A Study of Platonism, 80 B.C. to A.D. 220. London, 1977 (=Dillon 1977). Dörrie H. Porphyrios’ «Symmikta zetemata», ihre Stellung in System und Geschichte des Neuplatonismus nebst einem Kommentar zu den Fragmenten. München, 1959 (=Dörrie 1959).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Также известно, что у женщин, регулярно принимающих препараты группы каннабиса, появляются стойкие нарушения овуляции При этом острая интоксикация вследствие приема каннабиса способствует снижению у потребителя концентрации женского полового гормона пролактина, вырабатываемого в клетках гипофиза, а хроническое потребление может служить причиной повышения его концентрации и привести к галакторее у женщин (самопроизвольному не связанному с процессом кормления ребенка истечению молока из молочных желез) и гинекомастии у мужчин (увеличению грудной железы и окружающей жировой ткани) 42]. Седьмое. Каннабис, влияя на сенсорное восприятие, приводит и к визуальным искажениям. Именно это является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий. Французские исследователи из университета Клода Бернара в Лионе (Universite Claude Bernard Lyon 1) пришли к выводу, что люди, управляющие транспортным средством под воздействием каннабиноидов, имеют в 2 раза больше шансов погибнуть в автомобильной катастрофе по сравнению с трезвыми водителями С хроническими потребителями каннабиса вследствие ошибочной оценки расстояний и замедления реакции на внешние раздражители, а также отсутствия критического отношения к реальным опасностям, часто происходят несчастные случаи. Нарушение функционирования некоторых сфер психомоторного восприятия, дисфункция моторной координации, восприятие внешних импульсов и способность наблюдения за внешним объектом зависят от размеров дозы. Следует отметить, что все эти нарушения нервной и психической деятельности после приема препаратов конопли присутствуют в любом случае. Что может быть объяснено и на физиологическом уровне. Клинический психолог Т. Лундквист с соавторами (2001) определял скорость кровотока в сосудах головного мозга в среднем через 1,6 суток после прекращения его употребления Исследование выявило значительное сокращение уровня кровотока в полушариях и во фронтальной части головного мозга в сравнении с контрольной группой у лиц, принимавших каннабис, что, вследствие развивающегося при этом в дальнейшем кислородного голодания может быть дополнительной причиной ослабления моторных и сенсорных функций.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Татба . Taken from MSE (1653) «B. Maria Virgo», No. 43 «B. Maria custodem factione diaboli in furto deprehensum, & incarceratum, a carcere & infamia mirifice liberavit» (pp. 472–4). At 4 cols, the exemplum is rather too long to transcribe here. Терп е ние . Taken from Faber, In Festo S. Stephani Protomartyris, No. 3 «Fructus dilection is inim icorum », sect. 2 «Amicum reddit»: «Amicum ex inimico facit, adeoque inim icum vincit absque caede et sanguine, medio suavissimo.» Терп е ние 3 . Taken from Faber, In Festo Matthiae Apostoli, No. 5 «Commendatur Mansuetudo et Humilitas», sect. 2 «A sui pulchritudine». 11. 1–12 cf Faber: «Cum humilibus ludit Deus sicut lusit Ioseph cum Beniamin, Genes. quern initio quasi furem premere ac vincire se velle simulavit; postea vero totum hoc ioco factum osiendit, eum que am plexans caeteris fratribus praetulit.» 11. 13–16 cf Faber: «Ita Deus humiles contemni, affligi, vexari sinit; sed si hoc patienter et humiliter ferant, blandietur eis, ac tanto magis exaltabit eos, quanto magis fuerint depressi.» Терп е ние 5 . Taken from Voragine, cap. 95 «De sancto Christoforo»: «Tunc vnus ex iudicibus in faciem eum percussit. Cui Cristoforus vultum disco operiens dixit, Nisi christianus essem meam protinus iniuriam vindicassem» (fol. 18 l v). Титлы Христовы . Taken from Faber. In Festo Nativitatis Christi, No. 2 «Tituli Salvatoris nati», sect. 6 «Princeps pacis». 11. 1–6 sum marise the titles of Christ that form the section headings of the sermon: «Admirabilis, Consiliarius, Deus, Fortis, Pater futuri saeculi, Princeps pacis». 11. 7–18 cf Faber: «Hi sunt tituli honorum, Salvatori nato debiti, quos breviter complens S. Bernard, serm. 10. inter parvos, ait: Admirabilis est in Nativitate, consiliarius in praedicatione, Deus in operatione, fortis in passione. Pater futuri saeculi in resurrectione, princeps pacis in perpé tu a beatitudine. " Тма . Taken from Faber, Dominica 19 Post Pentecosten, No. 2 «Supplicia damnatorum capitalia», sect. 2 «Tenebrae tartareae»: «Horribiles erant illae tenebrae, quibus Aegyptum puniverat Dominus, Exod. 10. Erant enim tam densae, ut palpari possent, Scriptura teste: nemo tunc movebat se loco suo, quasi omnes essent vinculis constricti, ut habetur Sap. c. 17.[Wisdom 17.2]. Nemo etiam audebat loqui prae pavore, comedere, аит e cubili surgere, sed per silentium fame cruciabantur, nulli vacantes sensui, nisi ut praesens malum vidèrent, ait Philo. multo horribiliores erunt tenebrae infernales; quia ibi castigat Deus Iudex, hic ut Pater.»

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010