Первое – способность принципиального согласия или несогласия на что-либо и суждения о своих действиях – неистребимо не только в падшем человеке, но сохраняется даже у грешника в аду и есть само существо человека как «образа» Божия. Последние два – свобода выбора добра и следования этому выбору – человек утерял с грехопадением, утратив тем дарованное ему «подобие» (similitudo). Ср. Е. Gilson. Théologie mystique de St. Bernard. Paris, 1934. 63 Учение Канта о сочетании в человеческой воле эмпирической необходимости с «интеллигибельной» свободой сочетает натуралистическое воззрение с тенденцией протестантской, определенной августинизмом, религиозной мысли. 64 Спиноза, уподобляя человеческие действия падению камня, говорит, что, если бы камень имел сознание, он думал бы, что падает на землю, потому что сам хочет падать. Это утверждение есть образец того, как даже гениальный ум может впадать в явное, легко обличимое заблуждение. Мы не знаем, что думал бы камень, если бы он мог думать; но мы хорошо знаем, что мы сами думаем, когда падаем наподобие камня, т. е. когда сознаем нашу подчиненность силе тяготения. Как известно, мы не думаем при этом, что сами «хотим» падать. 65 Не быть в состоянии (не иметь силы) не грешить ( лат.). 66 В отличие от августинизма, томизм, с присущей ему изумительной уравновешенностью духовных мотивов, допускает, как известно, самостоятельное бытие человеческой природы как некой положительной реальности (например, сферы автономного разума и нравственной воли). Это достигается через учение о разных ступенях бытия и об аналогичном употреблении понятия бытия. И все же учение о радикальном отличии твари от Творца ведет и у него к отвержению творческого начала в составе человеческого существа. А так как понятия творчества и свободного самоопределения, как увидим дальше, неразрывно связаны между собой и совместно образуют конститутивный признак специфически человеческого существа, то автономное человеческое бытие остается и у Фомы лишь некой нейтральной, чисто природной сферой и не достигает значения подлинно сверхприродного бытия. 67 «Жить без тебя не могу, не могу и с тобою» ( лат.). 68 У величайшего мистика ислама, Гуссейна ал-Галладжа (ум. в 922 г.), это сознание достигало такой напряженности, что в моменты экстаза он терял свое чисто человеческое самосознание и, произнося слово «я», воспринимал его, как «Я» самого Бога. Таков смысл его загадочных слов: «Я есмь Истина», в которых он повторил изречение Иисуса Христа. 69

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Древнейшая сохранившаяся нотированная ирландская певческая книга - это Миссал Драммонда (New York. Pierpoint Morgan Library. M. 627; XII в.). Несмотря на то что богослужебные тексты принадлежат к ирландской традиции, невмы в Миссале близки к континентальным образцам ( Casey S. G. «Through a Glass, Darkly»: Steps towards Reconstructing Irish Chant from the Neumes of the Drummond Missal//Early Music. 2000. Vol. 28. P. 205-216). Упоминая о введении в англосакс. Британии по инициативе архиеп. Теодора (668-690) рим. церковного пения, Беда Достопочтенный умалчивал об ирл. пении. Вероятно, он полагал, что ирл. пение значительно уступало римскому: историк утверждал, что до архиеп. Теодора церковное пение якобы знали только в Кенте, а в некоторых церковных общинах, где было сильное ирл. влияние, церковная музыка «исказилась от долгого использования или от небрежения» ( Beda. Hist. eccl. IV 2; V 20// Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 205, 331; T. 2. P. 118-119). Однако даже ненотированные богослужебные книги ирл. происхождения - Бангорский Антифонарий (Ambros. C. 5; кон. VII в.), Миссал Стоу (Dublin. Royal Irish Academy. Ashburnham. D. II. 3, кон. VIII - 1-я пол. IX в.) - позволяют сделать вывод, что в этой традиции, как и в галликанской, пение занимало значительное место и в службах суточного круга, и в литургии. Сохранились гимны и стихотворные молитвы на лат. и ирл. языках, значительная часть к-рых содержится в т. н. Книге гимнов (XI в.; изд.: Bernard, Atkinson. 1898). Об использовании латинских гимнов в богослужении свидетельствует отрывок описания неизвестной службы (вероятно, одного из часов) в Евангелии св. Молинга (ркп. кон. VIII в.; см.: Lawlor. 1897. P. 145-166). Поощрялось также пение гимнов и молитв вне богослужения, считалось, что они обладали чудотворными свойствами. Здесь богослужебная практика смешивалась со светскими певч. традициями, восходившими к дохрист. эпохе. Певцы и музыканты находились на службе у ирл. правителей. Сочиненные филидами поэмы декламировались чтецом (recaire) в сопровождении музыканта (airfitech), как правило, арфиста (cruitt). В раннесредневек. И. были распространены струнные (арфа, лира) и духовые (труба, рог, волынка) инструменты. Идентификация многих инструментов, о которых упоминается в источниках, затруднительна (самая старая ирл. арфа, т. н. арфа Бриана Бору, относится к XV в.; хранится в Тринити-колледже). В кон. XII в. Гиральд Камбрийский писал, что в И. было множество искусных музыкантов, в т. ч. представителей духовенства, игравших на разнообразных инструментах (см.: Buckley. 2005. Vol. 1. P. 759-764).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Артиллерия решает бой На самом деле, никаких здесь не точностей нет, да и быть не может, поскольку именно в 1914 году воевала еще, по сути, кадровая армия Российской Империи. Воевала в массе своей на австрийском фронте против армии австро-венгерской, регулярно проигрывавшей за последние полвека все мыслимые войны, отличные от карательных операций против мятежных балканских и рядом живущих народов. Воевала Русская Армия, артиллерия которой, будучи по качеству подготовки однозначно лучшей в мире, не знала еще недостатка в снарядах. Когда пехота привыкла идти в атаку только за валом огневого прикрытия, о чем с некоторым даже неодобрением пишет в своем труде о снабжении Русской армии в Великую войну генерал Алексей Алексеевич Маниковский, возглавивший в 1915 году Главное Артиллерийское Управление. Генерал Алексей Алексеевич Маниковский В частности, он приводит слова известного русского артиллериста, бывшего начальника Михайловского артиллерийского училища генерала Петра Петровича Карачана, из его отчета по командировке с 28 октября по 22 ноября 1914 года. Целью командировки было выяснить причины большого расхода снарядов в операциях Юго-Западного фронта. «Второй причиной большого расхода выстрелов ген. Карачан считал то значение, какое приобрела в эту войну артиллерия, и вследствие которого она часто была вынуждена стрелять более того, чем это было необходимо. Благодаря огромному могуществу своего огня и отличной подготовке своего личного состава, артиллерия, открывая огонь, достигала быстро блестящих результатов. Противник отдавал должное русской артиллерии, называя ее волшебной. Пехота боготворила свою артиллерию, называя ее своей спасительницей. " Артиллерия начинает бой, она его ведет и решает " , так говорилось в отчете ген. Карачана. Пехота не делала ни одного шага без артиллерийского огня; она требовала беспрерывной стрельбы, даже для морального действия» . Следует учесть еще одно важное и редко упоминаемое свидетельство. Генерал Андрей Евгеньевич Снесарев в своих фронтовых дневниках в записи от 1 декабря 1916 года рассказывает о своем разговоре с английским наблюдателем при Русской Армии Бернардом Пирсом (Bernard Pares): «Сегодня мы с ним много говорили, и он рассказал много любопытного.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/22/...

Монашество состоит в том, что человек себя посвящает всецело, со всем, что ему принадлежит, служению Богу и, так сказать, приносит себя в жертву Богу. 228 Св. Бернард говорит: «Внутренний враг причиняет больше зла, чем внешний». Осажденная крепость подвергается наибольшей опасности от внутреннего врага, потому что ей труднее защищаться от него, чем от внешнего. Если это так, то Saint Joseph de Calasanz был прав, говоря: «Не надо считаться с нашим телом больше, чем с кухонной тряпкой». Именно так святые и поступали с собой. Главная забота светских людей доставить телу чувственные удовольствия. Наоборот, души любящие Бога, пользуются всяким случаем, чтобы умерщвлять свою плоть. Saint Pierre d " Alcantara говорил своему телу: «Не беспокойся, в этой жизни я не дам тебе отдыха; от меня ты будешь иметь только мучения»… Будем читать жизнеописания святых, посмотрим, какие эпитемьи они на себя накладывали, и мы покраснеем за нашу изнеженность и за то, как мы щадим себя при умерщвлении плоти. В жизнеописании отцов пустынников говорится о большой монашеской общине, в которой ни одна из сестер не потребляла ни фруктов, ни вина; многие ели только один раз вечером или ели только на второй или третий день после самого строгого воздержания; все носили власяницы и спали на власяницах. 229 Св. Тереза… обращает внимание своих монахинь на следующее: «Скажите себе решительно, мои сестры, что вы пришли умереть за Иисуса Христа, а не для легкой жизни. Если мы не решим раз навсегда принять смерть и потерю нашего здоровья, мы никогда ничего не сделаем. И что из того, если мы умрем? Столько раз наше тело издевалось над нами, не посмеемся ли и мы раз над ним?» Saint Joseph de Calasanz со своей стороны говорит: «Тот монах несчастен, который заботится больше о своем здоровья, чем о святости». Saint Bernard считает, что больному монаху не надлежит принимать дорогие лекарства, но удовлетворяться простыми настойками… Люди, преданные Иисусу Христу, говорит Salvien, — больные и слабые, и они хотят быть такими при хорошем здоровьи не легко достигнуть святости. 230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

A. Boon. Louvain, 1932. P. 3–9; Mierow C. C., ed. Vita Malchi//Classical Essays presented to J. A. Kleist. St. Louis, 1946. P. 31–60; Vita sancti Hilarionis//Vite dei Santi del III al VI secolo/Ed. A. A. Bastiaensen. Mil., 1975. Vol. 4. P. 72–142; письма: S. Hieronymi Epistolae: In 2 vol./Ed. C. Sweynheyn, A. Pannarz. R., 1468; Bruyne D., de. Quelques lettres inédites de S. Jérôme//RBen. 1910. Vol. 27. P. 1–11; Hilberg I., ed. S. Eusebii Hieronymi Epistulae. Vindobonae, 1910–1918. 3 t. (CSEL; 54–56); Morin G., ed. Epistula ad Praesidium//BALAC. 1913. Vol. 3. P. 51–60; рус. пер.: Творения блж. Иеронима Стридонского//ТКДА. 1863–1903; К., 1893–19032. 17 ч.; Письмо 57: К Паммахию о наилучшем способе перевода/Пер.: Н. Холмогорова//АиО. 1995. 4(7). С. 173–187 (переизд.: Патристика. Н. Новг., 2001. С. 98–112). Лит.: Clericus J. Quaestiones Hieronymianae. Amst., 1700; Tillemont. Mémoires. 1707. T. 12. P. 1-356, 616-662; Stilting J. De S. Hieronymo presbytero et doctore Ecclesiae in Bethleem: Commentarius historicus//ActaSS. Sept. 1762. T. 8. P. 418-688; Collombet F.-Z. Histoire de saint Jérôme, Père de l " Église au IV siècle, sa vie, ses écrits et ses doctrines. P., 1844. 2 vol.; Vallarsi D. S. Eusebii Hieronymi Vita ex ejus potissimum scriptis concinnata//PL. 1845. Vol. 22. Col. 5-176; Жизнь блж. Иеронима Стридонского//ХЧ. 1847. 1. С. 62-139; 2. С. 303-324; 3. С. 463-484; 4. С. 119-158; 5. С. 281-311; Rahmer M. Die hebräischen Traditionen in den Werken des Hieronymus: durch eine Vergleichung mit den jüdischen Quellen kritisch beleuchtet. Breslau, 1861. Bd. 1: Die Quaestiones in Genesim; B., 1902. Bd. 2-3: Die Commentarii zu den zwölf kleinen Propheten; Щеголев Н. И. Жизнь блж. Иеронима (Стридонского)//ТКДА. 1863. 1/3. С. III-CLIX; Bernard E. Les voyages de Saint Jérôme, sa vie, ses oeuvres, son influence. P., 1864; Z ö ckler O. Hieronymus, sein Leben und Werken aus seinen Schriften dargestellt. Gotha, 1865; Thierry A. Saint Jérôme, la société chrétienne à Rome et l " émigration romaine en Terre-Sainte.

http://pravenc.ru/text/293730.html

Kollwitz, J. Oströmische Plastik der theodosianischen Zeit. Mit einem Beitrag von P. Schatzmann. Berlin, de Gruyter, 1941. IV, 206 S. 7 Bl. Abb., 56 Taf. Niederle, L. Pispvky k vyvoji byzantskych šperk ze IV–X stoleti. Praha, C. Akademie, 1930. 154 p. Peirce, H. and Tyler, R. Three Byzantine works of art. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1941. 26 p., 30 1. ill. (Half title: Dumbarton Oaks papers, 2). Talbot, R. Byzantine glazed pottery, with an introd. by Bernard Rackham. New York, Oxford Univ. Press, 1930. XII, 120 p., 21 pi. Tiby, O. La musica bizantina. Teoria e storia. Milano, Bocca, 1938. VIII, 213 p. 8 tav. Wellesz . E. Tresor de musique byzantine. I. Paris, L’oiseau Lyre, 1934. 22–39 p. Tardo, L. L’antica melurgia bizantina nell interpretazione della Scuola monastica di Grottaferrata. Roma, Coll. Meridionale Editr., 1938. XXI, 402 p. Tillyard. H. J. W. Handbook of the middle byzantine musical notation. Kobenhavn, Levin & Munksgaard, 1935. 50 p. Hoeg, C. La notation ekphonetique. Kobenhavn, 1935. 162 p. Theocharidis, G. J. Beiträge zur Geschichte der Profantheater im IV und V Jahrhundert hauptsächlich auf Grund der Predigten des Johannes Chrysostomos, Patriarchen von Konstantinopel. [Diss.] München, Thessaloniki, 1940. 126 S. Страны, связанные с Византией De Lacy O’Leary, E. The Ethiopian Church. Historical notes on the Church of Abyssinia. London, Soc. for Promoting Christ, knowl., 1936. 79 p. Kraus, J. Die Anfänge des Christentums in Nubien. [diss.] Münster, 1930. VIII, 156 S. Monneret de Villard, U. Storia delle Nubia cristiana. Roma, Pontif. 1st. di Stud. Orient. 1938. 250 p., 1 ill., 10 cart. (Orientalia Christiana Analecta, 118). Oliverio, G. II decreto di Anastasio I sul’ordinamento politico- militare della Cirenaica. Iscrizioni di Tocra, El Chamis, Tolemaide, Cirene. Bergamo, 1st. ital. arti grafiche, 1936. 135–283 p., ill., tav. (Docum. antichi dell’Africa Ital. Vol. II: Cirenaica, fasc. 2). Schwartz, A. Der Kampf der arianischen Vandalen gegen die Kirchenpolitik Roms und Byzanz. Leipzig, Klein, 1938. 77 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как один из многочисленных примеров следует упомянуть здесь идею Бернарда Геринга (Bernard Haring) о новом общественном строе, который поощрял бы и защищал свободу и достоинство людей не только в рамках экономического процветания и политической власти, но и на основе общих ценностей, идей, идеалов и обязательств для общего блага 301 . Этот вид социальной организации, определенный Герингом как социальный персонализм, базируется на восточно-христианском принципе «правильного управления домохозяйством (икономии)» 302 . Для Геринга икономия является скорее практикой управления, чем планом или стратегией; подражая многим православным богословам, он утверждает, что икономия – это скорее призыв 303 . Он утверждает, что по отношению к социальной реальности экономика должна предшествовать политике, так как вопрос о руководстве обществом приходит только после принятия на себя ответственности за его создание; икономия «придает смысл законам и общественным институтам, а не наоборот» 304 . Теория социального персонализма Геринга выражает способ мышления, ориентированного на комплексный субъект «Я-Ты-Мы» 305 . Организованное общество представляется ему продолжением человеческого сообщества, которое, в свою очередь, является проявлением интеграции каждого человека. Улучшение социальных структур не является неизбежной реальностью, которая происходит с людьми. Геринг убежден, что, как любое преобразование, социальные изменения «приводят к сознательной свободе индивидуума и сообщества с глубоким осознанием реальных возможностей» 306 . Такое понимание человеческого вклада в социально-структурную жизнь радикально меняет традиционное представление о политике и экономике, так как цели людей не являются ни тем, что должно быть достигнуто в будущем, ни тем, что обусловленно только прошлым, но в значительной степени являются неотъемлемой частью настоящего в мире, каким мы его знаем. Что должно быть проанализировано в первую очередь – это фундаментальное стремление человека к общему благу и ответственность каждого в сложносоставных отношениях с социальной средой. Одним из величайших достижений Геринга в этой области является его теория взаимности сознаний, которая «защищает от релятивизма и эгоизма путем создания взаимности, действующей как саморегулирующаяся и реляционно самокорректирующаяся динамика, подобно тому как отдельные личности-в-сообществе стремятся сформировать свое собственное сознание» 307 . По мнению Геринга, такая взаимная связь сознаний должна привести к более здоровым общинам и обществам, которые, в свою очередь, должны способствовать формированию здорового сознания. Сексуальная и семейная этика

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Влияние Абелярда сказалось, прежде всего, на формально-методологической стороне трудов, вышедших из его школы, – в частности, во 1-х, на распределении богословского материала по схеме: Tria sunt, in quibus humanae salutis summa consistit, fides videlicet, charitas et sacramentum (Introd. ad theol. 1, i c. 981C), заявление о каковом распределении Грабманн называет unverkennbare Etikette d. theologischen Schule Abâlards (M. Grabmann. Die Geschichte d scholastischen Methode. 2 B. Freiburg i, B. 1911, 224 s.), и во 2-х на критическом анализе и сопоставлении библейских и святоотеческих текстов, в выяснении необходимости какового анализа Вакандар видит даже le seul grand service, qu’ Abélard ait rendu à la science théologique (E. Vacandard. Vie de saint Bernard, abbè de Clairvaux. 2 t. Paris. 1895. 175–176 p.). Что касается идейного влияния Абелярда на позднейшее схоластическое богословие, в частности на сотериологию, то у крайних его последователей оно выразилось в удержании и даже дальнейшем развитии своеобразных богословско-рационалистических мнений Абелярда, осуждённых церковью, а у ортодоксально-умеренных его учеников – в их стремлении при выяснении тех или других сотериологических вопросов подчёркивать не только объективно-юридическую, но и нравственно-психологическую их сторону, каковая тенденция, как мы увидим ниже, составляет вообще наиболее характерную черту сотериологии Абелярда. Имея в виду отмеченную черту в сочинениях позднейших схоластических богословов, в частности у Петра Ломбарда, А. Ричль находит возможным даже утверждать, что im Mittelalter selbst durch die Autorität von Petrus Lombardus Abälard vor Anselm bevorzugt worden ist (A. Ritschl. Die christlithe Lehre v. d. Rechtfertigung und Versöhnung. 1 B. 4 Aufl. Bonn. 1903. 33 s.). 514 По справедливому замечанию A. Гаусрата, «парадоксы Абелярда по существу были значительно более невинными, чем казались с внешней стороны, и они отнюдь не находились с учением церкви в неразрешимом противоречии» (А. Hausrath.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

644       B частности, работы иезуита Йозефа Штигльмайра (1851–1934), который опубликовал переводы трудов Псевдо- Дионисия Ареопагита ; см.: Des heiligen Dionysius Areopagita angebliche Schriften über Göttliche Namen. Angeblicher Brief an den Mönch Demophilus/Aus dem Griechischen übersetzt von J. Stiglmayr. München, 1933 (Bibliothek der Kirchenväter. 2. Reihe. Bd. II). Исследования o. Штигльмайра (Stiglmayr J. Das Aufkommen der pseudo-dionysischen Schriften. Feldkirch, 1895; Idem. Der Neuplatoniker Proclus als Vorlage des sogenant Dionysius Areopagita in der Lehre vom Übel//Historisches Jahrbuch des Görres-Gesellschaft. 1895. Bd. 16) и Г. Koxa (Koch H. Proclus als Quelle des Pseudo-Dionysius Areopagita in der Lehre von Bösen//Philologus. 1895. Bd. 54), выявивших независимо друг от друга следы прямого использования в «Ареопагитиках» текстов Прокла, положили начало дискуссии относительно внешних влияний на Псевдо-Дионисия. 645       В серии вышли (годы указаны с учетом репринтов): Leontios’ von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien (1893); Quis dives salvetur?/Clement of Alexandria (1968); Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien: nebst den apostolischen Kanones (1961); De paenitentia; De pudicitia/Tertullian (1968); De praescriptione haereticorum/Tertullian (1968); Quellen zur Geschichte der Askese und des Mönchtums in der alten Kirche (1933); Quellen zur Geschichte der christlichen Gnosis (1932); Dokumente zu Luthers Entwicklung; bis 1519 (1929); Tertullian adversus Praxean (1907); Dokumente zum Ablasstreit von 1517(1902); Die Apologien Justins des Märtyrers (1968); Die Leitsätze der ersten und der zweiten Auflage von Schleiermachers Glaubenslehre nebeneinandergestellt (1968); Vincenz von Lerinum. Commonitorium pro catholicae fidei antiquitate et universitate adversus profanas omnium haereticorum novitates (1968); Ausgewählte Märtyrerakten (1965); Analecta. Kürzere Texte zur Geschichte d. Alten Kirche u. d. Kanons (1968); Ausgewählte Sermone des heiligen Bernhard über das Hohelied/Bernard of Clairvaux (1968); Analekten zur Geschichte des Franciskus von Assisi (1930); Quellen zur geschichte des pelagianischen Streites (1906); De viris illustribus/Jerome (1968).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

273 . Bernard К. «Panégyrique du patriarche Euthyme de Tarnovo» par Grigorij Camblak//Revue des études slaves. 1988. 60(2). 291–312. 274 . Beyer H.-V. Ein heiliger Baum bei Trnovo. Über Heidentum, Heilkunst, Magie und Akindynianismus im Bulgarien des 14.Jahrhunderts//Godishnik na Sofiiskiya Universitet «Kliment Ohridski». lstoricheski Fakultet: Annuaire de l’Université de Sofia «Kliment Ohridski». Faculté d’histoire. 1985. 76(al.77:2) for 1984. 39–46. 275 . Constantinescu R. Euthyme de Tarnovo et la réforme liturgique au XIV е s.//EB 1986. 3. 62–78; 1986. 4. 53–80. 276 . Devos F. La version slave de la vie de S. Romylos//Byz 1961. 31. 149–187. 277 . Dujev I. Un manuscrit grec de la Vie de St. Romile//BSI 1937–1938. 7. 124–128. же: Studia Serdicensia. 1940. 2. 88–92. 278 . Dujev I. Euthyme de Tirnovo//Dictionnaire d’histoire et de géographie écclesiastiques. P. 1964. 16:90. 75–77. 279 . Dujev I. Chilandar et Zographou au Moyen âge//Хиландарски зборник. Београд 1966. 1. 21–32. 280 . Dujev I. Romano (Romilo, Romolo) anacoreta in Bulgaria, santo//Bibliotheca Sanctorum. 1969. 11. 312–316. 281 . Dujev I. La vie de Kozma de Zographou//Хиландарски Зборник. Београд 1971. 2. 59–68. [Парал. греч. и слав. текст, 62–68]. 282 . Gonis D. A commentary on the Encomium to Our Holy Father Euthymius, Patriarch of Turnovo//Cyrillomethodianum. 1984–1985. 8–9. 215–225. 283 . Grabar A. Les fresques d’lvanovo et l’art des Paléologues//Byz 1955–1957. 25–27. 581–590. 284 . Halkin F. Un ermite des Balkans an XIV е sièclë La Vie grecque inédite de St. Romylos//Byz 1961. 31. 111–147. же://Id. Recherches et documents d’hagiographie byzantine. Bruxelles 1971. 166–202. (Subsidia Hagiographica. 51). 285 . Hébert M. Hesychasm, word-weaving, and Slavic hagiography: The literary school of Patriarch Euthymius. München 1992. 534. 286 . Hébert M. The linguistic and literary reforms of Patriarch Euthymius. A return to the sources//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1993. 3. 52–62. 287 . Heppel M. The hesychast movement in Bulgaria. The Turnovo school and its relations with Constantinople//ECR 1975. 7. 9–20.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010