Kollwitz, J. Oströmische Plastik der theodosianischen Zeit. Mit einem Beitrag von P. Schatzmann. Berlin, de Gruyter, 1941. IV, 206 S. 7 Bl. Abb., 56 Taf. Niederle, L. Pispvky k vyvoji byzantskych šperk ze IV–X stoleti. Praha, C. Akademie, 1930. 154 p. Peirce, H. and Tyler, R. Three Byzantine works of art. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1941. 26 p., 30 1. ill. (Half title: Dumbarton Oaks papers, 2). Talbot, R. Byzantine glazed pottery, with an introd. by Bernard Rackham. New York, Oxford Univ. Press, 1930. XII, 120 p., 21 pi. Tiby, O. La musica bizantina. Teoria e storia. Milano, Bocca, 1938. VIII, 213 p. 8 tav. Wellesz . E. Tresor de musique byzantine. I. Paris, L’oiseau Lyre, 1934. 22–39 p. Tardo, L. L’antica melurgia bizantina nell interpretazione della Scuola monastica di Grottaferrata. Roma, Coll. Meridionale Editr., 1938. XXI, 402 p. Tillyard. H. J. W. Handbook of the middle byzantine musical notation. Kobenhavn, Levin & Munksgaard, 1935. 50 p. Hoeg, C. La notation ekphonetique. Kobenhavn, 1935. 162 p. Theocharidis, G. J. Beiträge zur Geschichte der Profantheater im IV und V Jahrhundert hauptsächlich auf Grund der Predigten des Johannes Chrysostomos, Patriarchen von Konstantinopel. [Diss.] München, Thessaloniki, 1940. 126 S. Страны, связанные с Византией De Lacy O’Leary, E. The Ethiopian Church. Historical notes on the Church of Abyssinia. London, Soc. for Promoting Christ, knowl., 1936. 79 p. Kraus, J. Die Anfänge des Christentums in Nubien. [diss.] Münster, 1930. VIII, 156 S. Monneret de Villard, U. Storia delle Nubia cristiana. Roma, Pontif. 1st. di Stud. Orient. 1938. 250 p., 1 ill., 10 cart. (Orientalia Christiana Analecta, 118). Oliverio, G. II decreto di Anastasio I sul’ordinamento politico- militare della Cirenaica. Iscrizioni di Tocra, El Chamis, Tolemaide, Cirene. Bergamo, 1st. ital. arti grafiche, 1936. 135–283 p., ill., tav. (Docum. antichi dell’Africa Ital. Vol. II: Cirenaica, fasc. 2). Schwartz, A. Der Kampf der arianischen Vandalen gegen die Kirchenpolitik Roms und Byzanz. Leipzig, Klein, 1938. 77 S.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Impellizeri, S. II Digenis Akritas, l’epopea di Bisanzio. Firenze, Sansoni, 1940. VIII, 189 p. (Studi di lettere, storia et filosofia pubbl. dalla Scuola Norm. Super, di Pisa, 18). Grégoire, H. Digenis Akritas, the Byzantine Epic in history and poetry. With the collaboration of P. Morphopoulos. Forwords by R. Dawkins and G. Cohen... New York, National Herald, 1942. 336 p. 19 ill. Nissen, Th. Die Byzantinischen Anakreonteen. München, Bayer. Akad. d. Wiss., 1940. 81 S. Nonnos. Vol. 1, 2. Transl. by W. H. Denham Rouse. London, Heinemann, 1939. LI, 553 p.; VIII, 556 p. Zilliacus, H. Zum Kampf der Weltsprachen im oströmischen Reich. [Diss.] Helsinki, 1935. 293 S. Foakes-Jackson, F. J. Eusebius Pamphili, Bishop of Caesarea in Palestine, and first Christian historian: the man and his writing’s. Cambridge, Heffer, 1933. 153 p. Laqueur, R. Eusebius als Historiker seiner Zeit. Berlin, de Gruyter, 1929. X, 227 S. Brunet, F. Medecine et therapeutique byzantines. Oeuvres medicales d’Alexandre de Tralles. T. I–III, Paris, Geuthner, 1933–1936. 296 p.; V, 259 p.; IX, 254 p. Искусство L’art by z anti n. 86 heliotypies precedes d’une introduction par A. Grabar. Paris, 1938. Dalton, О. M. Byzantine art and archeology. Oxford, 1929. XIX, 727 p. Byvanck, A. W. Byzantijnsche kunst van Konstantijn de Groote tot Mohammed den Veroveraar. 330–1453. Amsterdam, Paris, 1930. 92 p. Diehl, Ch. L’art chretien primilif et l’art byzantin. Paris, Van Oest, 1928. 64 p., 64 pi. (Bibl. de l’hist. de l’art). Grabar, A. L’empereur dans l’art byzantin. Recherches sur l’art officiel de l’empire d’Orient. Paris, 1936. (Publications de la Faculté des lettres de l’Université de Strasbourg, Fasc. LXXV). Molé, V. Historja sztuki starochrzescijanskiej wczesnobizantynskiej. Lwow, Jakubowski, 1931. 420p. (Lwowska Bibljoteka Slawistyczna, t. 13). Peirce, H. et Tyler, R. L’art byzantin. T. I. Paris, Libr. de France, 1932. 116 p., pi. h. t. Volbach, W., Salles, G., Duthuit, G. Art byzantin. Paris,. A. Levy, 1933. 80 p., 100 pi.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионис : А это кто ж такие? Геракл : Посвящённые. (Цит. по: Аристофан. Избранные комедии/пер. с др.-греч. Адр. Пиотровского. М.: Художественная литература, 1974.) 592 Подробнее см. Lobeck Christian August. Aglaophamus sive de theologiae mysticae graecorim causis, idemque poetrarum Orphicorum dispersas reliquias collegit. Libri tres. Tomus primus. Liber primus. 1829. 594 Пиндар. Ч. IX. Френы (фрагменты), 137//Цит. по: Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. Изд. подготовил М.Л. Гаспаров. М.: Наука, 1980. С. 214. (Выдел. прот. О.К.) 595 Софокл. Фрагменты. Фрагменты, сохранившиеся без названия драм, 473 (837)//Цит. по: Софокл. Драмы/пер. с др.-греч. Ф.Ф. Зелинского. М.: Наука, 1990. С. 430. (Выдел. прот. О.К.) 596 Платон. Федон, 69 с//Цит. по изд.: Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990–1994. 598 Исократ. Панегирик, 28//Здесь и далее цитируется по изданию: Исократ. Малые аттические ораторы. Речи. Письма. М.: Ладомир, 2013. С. 50. 599 Цицерон М.-Т. О природе богов. Книга I, 119//Цицерон М.-Т. Философские трактаты. М.: Наука, 1985. С. 98. 602 Ioannis Stobaei. Florilegium. Recognovit Augustus Meineke. Vol. IV. Lipsiae. Sumptibus et Typis B. G. Teubneri, 1860. P. 107. 603 Подробнее см. Gordon Wasson R., Hofmann Albert, Ruck Carl A. P. The road to Eleusis. Unveiling the secret of the Mysteries. North Atlantic Books, 2008. 604 Hippolytus. Refutatio omnium haeresium V, 7 (34)//Здесь и далее цит. по: Hippolytus. Refutatio omnium haeresium. Ed. by Miroslav Marcovich. Berlin – New York: de Gruyter, 1986. 607 В аграрных (и, вероятно, в пастушеских) сообществах мистическая часть посвящения (в отличие от шаманских демонических инициаций) мыслится как погребение (поглощение, погружение) и восстание (воскресение) в новом качестве. Данный тип посвящения соответствует религиозным традициям аграрной (пастушеской) цивилизации, что может составить отдельную тему исследований. (Ср.: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни ( Рим.6:4 ); То, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное ( 1Кор.15:36, 42–44 ).)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

612 Wilson, B.R. The New Religions: Preliminary Considerations/B.R. Wilson//New Religious Movements: A Perspective for Understanding Society. Ed. Eileen Barker. – New York & Toronto: The Edwin Mellen Press, 1982. – P. 16–31. 613 Стоит особо отметить данную статью Уилсона как пример попытки вве­дения в социологию религии чисто богословского термина «спасение» с последующим очищением его от специфического конфессионального содержания. 614 Colpe, C. Syncretism and Secularization: Complementary and Antithetical Trends in New Religious Movements?/C. Colpe//History of Religions. – 1977. – Vol. l7:2. – P. 158–176. 615 С. 24. Bochinger, C. «New Age» und moderne Religion: religionswissenschaftliche Analysen/C. Bochinger. – Götersloh: Götersloher Verlagshaus, 1994. – 695 s. 616 С. 62. Behnk, W Elterninitiative aus kirchlicher Sicht/W Behnk//20 Jahre Eltern- initiative zur Hilfe gegen seelische Abhängigkeit und religiosen Extremismus. – München: Arbeitsgemeinschaft für Religions- und Weltanschauungsfragen, 1995. – S. 61–76. 617 С. 413. Mayer, J.F. New Approaches to the Study of New Religions in North America and Europe/J.F. Mayer//New Approaches to the Study of Religion. Vol. 1: Regional, Critical, and Historical Approaches. Ed. by P. Antes & A.W. Geertz & R.R. Warne. – Berlin & New York: Walter de Gruyter, 2004. – P. 407–436. 618 McCloud, S. New and Alternative American Religions: Changes, Issues, and Trends/S. McCloud//Faith in America. Changes, Challenges, New Directions. Volume 1. Organized Religion Today. Ed. by Lyppy C.H. – Westport & London: Praeger, 2006. – P. 227–247. 619 С. 17. Mueller, K.F. Die Frühgeschichte der Siebenten-Tags-Adventisten/K.F. Mueller. – Hildesheim: Gerstenberg Verlag, 1977. – 207 s. 620 Choi, J. An Interpretation of the «Awakening Period» in New Religious Movements of Korea/J. Choi//Japanese Religions. – 1998. – Vol. 23:1–2. – P. 73–86. 621 С. 169; 173. Gwan-yeon Cho. Die Entstehung und Entwicklung des Volksbuddhismus und der neuen religiösen Bewegungen in Korea und Ihre Wechselbeziehungen/Gwan-yeon Cho. – Köln: Universität Köln, 1995. – 295 s.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

192 По поводу одного из толкований Оригена Poffet (153) замечает: «L’allégorie est alors chrétine parce que christologique», – вывод, основанный лишь на созвучии слов и явно недостаточный, ибо христианство не сводится к одной только христологии. Кроме того, исследователем не определены критерии, согласно которым мы можем назвать аллегорию «христологичной»; ведь механическое отнесение любого образа ко Христу-Логосу еще не означает действительной христологии (точно с таким же успехом безразличное приложение любой аллегории к Спасителю можно характеризовать тяготеющим, скорее, к докетизму). Одной из насущных, по нашему мнению, задач является составление исчерпывающего словаря всех оригеновских аллегорий (с дальнейшим анализом использования их у позднейших византийских и западных авторов), который мог бы многое выявить и прояснить (наши отдельные опыты сплошного анализа некоторых образов у Оригена и Отцов Церкви дали весьма любопытные результаты, о которых здесь не место распространяться). 193 Вернее было бы говорить о теологумелах Оригена . Из-за встречающихся до сих пор в популярных отечественных работах ошибочных утверждений напомним, что учение Оригена формально было осуждено поместным собором (σνοδος νδημοσα) Константинопольским 544 г. [по Болотову; ныне принимается дата 543 г. – DECA I, 558], одобрившим десять анафематизмов Юстиниана (подлинный текст их см.: Synodus Constantinopolitana et Hierosolymitana anno 536, ed. E.Schwartz, Acta conciliorum oecnmenicorum, vol. 3. Berlin: De Gruyter, 1940 repr. 1965, p. 213–4 и y Dezinger – Schönmetzer " a 36 1973, 403–11; pyc. пер. в «Деяниях...», т. 3. СП6., 3 1996, 536–7: отнесено старыми издателями актов и в русском дореволюционном переводе к материалам V Вселенского собора совершенно произвольно), а не V-м Вселенским 553 г. (ср. также предисловие А.И. Сидорова (1994) к «Творениям аввы Евагрия», с. 46, примеч. 2 и 3 и с. 31). Так утверждает (правда, с осторожностью и оговорками) А.В. Карташев , и эту позицию разделял в свое время B.C.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

прежде всего, в работах П. Скаццозо (P. Scazzoso, " Lo Pseudo-Dionigi nell " interpretatione di Gregorio Palamas " , in: Rivista di filosofia neo-scolastica 59, 1967: 671-699), А. Лаута (Louth A. Denys the Areopagite. Continuum: London - New York, 1989) и А. Голицина (Golitzin A. Et introibo ad altare dei: The Mystagogy of Dionysius Areopagita.  Thessalonika, 1994). Интерес представляют материалы международной конференции, проведенной по инициативе S.I.E.P.M., которая, по замыслу организаторов, была посвящена проблеме статуса средневековой философии (и связанным с ней отдельным частным вопросам): Was ist Philosophie im Mittelalter ? Qu " est-ce que la philosophie au moyen âge? What is Philosophy in the Middle Ages? : Akten des X.Internationalen Kongresses fur mittelalterliche Philosophie der Société Internationale pour l " Étude de la Philosophie Médiévale 25. bis 30. August in Erfurt. Hrsg. von Jan A. Aertsen und Andreas Speer. (Miscellanea Mediaevalia, No 26). Walter de Gruyter: Berlin - New York, 1998. Более определенно проблема статуса средневековой философии обсуждается в статьях Я. Аэрстена (Jan A. Aertsen: " Gibt es eine mittelalterliche Philosophie? " in: Philosophie und geistiges Erbe des Mittelalters , Köln 1994: 13-30) и К. Стила (Carlos G. Steel, " La philosophie médiévale comme expression de son époque " , in: Actualité de la pensée médiévale . Louvain-La-Neuve 1994: 79-93). Комментарии ( 8): иерей Роман 30 октября 2009г. 15:54 Замечательная статья. Спасибо! Ответить В.Семенко, Москва 12 ноября 2009г. 19:21 Не намереваясь столь подробно комментировать статью, как Анатолий (чей пафос я в целом вполне разделяю), скажу кратко. Автор вполне убедителен и высокопрофессионален, когда пишет о Паламе и критикует попытки некорректных аналогий между Паламой и некоторыми западными средневековыми мистиками, в частности, Экхартом, однако его представление об имяславии (если иметь в виду тексты Лосева и отчасти о. Павла Флоренского), а не вульгарные представления некоторых монахов Панталеймонова монастыря, подвергшихся столь суровому " разбирательству " ) далеко от адекватности.

http://bogoslov.ru/article/494125

При толковании Ветхого Завета Олимпиодор опирался на традиционный для греческих Церквей текст Септуагинты, который был разделен на главы. Но, кроме этого, он использовал и другие греческие переводы, а также имевшиеся у него в рукописях схолии. Текст толкуемой книги разделяется им на главы. Ниже приводится перевод введения и 28 главы «Комментария на книгу Иова», включающий в себя толкование на 38–39 главы этой книги (по указанному выше критическому изданию Д. Хагедорна). Результаты анализа этих текстов позволяют несколько прояснить и личность самого диакона Олимпиодора, прямых сведений о котором сохранилось очень мало. Уже можно полагать, что он прошел все ступени образования того времени. Прекрасное владение самыми разнообразными средствами классического греческого языка говорит о хорошей школе грамматиста, которую он прошел. Активное использование риторических приемов, а также отдельных положений теории красноречия требует соответствующей подготовки. Из содержания же «Комментария» с необходимостью следует, что он прошел и высшую (т.н. философскую) ступень в своем образовании. Олимпиодор осведомлен в орнитологии, компетентен в вопросах астрономии, готов рассуждать на темы атмосферных и других природных явлений. Перевод с древнегреческого языка выполнен К.В. Норкиным под научной редакцией кандидата филологических наук, доцента Н.К. Малинаускене по изданию Hagedorn U. und D. Olimpiodor, Diakon von Alexandria. Kommentars zu Hiob. Berlin: Walter de Gruyter, 1984. Введение По поводу предлагаемой истории у древних было много разных соображений. В частности, выступающие в защиту этого человека говорят, что, родившись до благодати и думая, что ничего не будет после этой жизни, он, естественно, стал досадовать, поскольку был лишен очевидного благосостояния (имущества, детей) и поражен неизлечимой болезнью. Ведь не сознавая за собой ничего нечестивого, он стал приходить в смятение, полагая, что понес несправедливое наказание. И ни в чем он не упрекнул Бога, что именно прежде всего и было предметом стремления диавола; разве только не сохранил к Богу высшего благоговения из-за полного несогласия с Его промыслом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kommen...

Congar Y. Diversité et communion. Paris, 1982; Poupard P. L’Eglise au défi des cultures : inculturation et évangilisation. Paris, 1989; Peelman A . L’Inculturation. Paris, 1988. Andresen C. Logos und Nomos : Die Polemik des Kelsos wider das Christentum. Berlin: Walter de Gruyter,1955. С.Н. Трубецкой. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. СПб., 2009. Holte R. „Logos spermatikos“: Christianity and Ancient Philosophy according to St. Justin’s Apologies//StTh 12 (1958). P. 109–168. Субстантивированный оборот " , следует читать именно так, что — подлежащее, а не так, как в старом русском переводе («явившийся ради нас Христос по всему был Слово, то есть по телу, по Слову и по душе», с. 115). Ср. «Le principe rationnel intégral est devenu le Christ, qui a paru pour nous, coprs, raison, et âme» (пер. Ch. Munier SC 507. P. 349). Здесь уместно затронуть вопрос датировки двух апологий Иустина. Мнение о том, что обе Апологии составляют собой единое произведение, остаются до сих пор лишь неподтвержденными предположениями (см. Pouderon, p. 137–138, Munier, 1994, с. 152–). Даже если принять точку зрения, согласно которой Вторая апология есть продолжение и часть Первой, то, во всяком случае, она была составлена позднее. Это подтверждает и анализ учения о Логосе в двух текстах, который свидетельствует о явном развитии темы. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/1507673

– Здесь и далее примечания переводчика. 10 Сокращенная версия §31.3 (“Gottes Ewigkeit und Herrlichkeit”) из Церковной догматики (Kirchliche Dogmatik I I/1, S. 733–751). 18 Metropolitan Kallistos of Diokleia, “Beauty will save the world”, in: Sobomost, Vol. 30 (2008), 7–20. 21 “Religion and Art”, in E.L. Mascall (ed.), The Church of God, An Anglo-Russian Symposium by Members of the Fellowship of St. Alban and St. Sergius (London: SPCK, 1934), 175. 25 On the Divine Names 4:7, PG 3:704A; ed. B.R. Suchla, Corpus Dionysiacum I, Patristische Texte und Studien 33 (Berlin/New York: Walter de Gruyter,1990), 151–152; tr. Colm Luibheid and Paul Ro- rem, Pseudo-Dionysius: The Complete Works, The Classics of Western Spirituality (New York/Mahwah: Paulist Press, 1987), 77. 26 In Librim Beati Dionysii De Divinis Nominibus Expositio, ed. Ceslaus Pera (Turin/Rome: Marietti, 1950), §349, 114. 32 Victor Bychkov, The Aesthetic Face of Being: Art in the Theology of Pavel Florensky (Crestwood, NY: St Vladimir’s Seminary Press, 1993), 18. 35 On the Celestial Hierarchy 3:2, PG3:165B; ed. G. Neil and A.M. Ritter, 18; tr. Luibheid and Rorem, 154 36 8 November, Great Vespers, sticheron 2 on Lord, I have cried, tr. Isaac E. Lambertsen, The Minaion of the Orthodox Church, vol. 3, November (Liberty, T.N.: S tjohn of Kronstadt Press, 1998), 59 37 Цит. no: Archimandrite Lazarus Moore, St Seraphim ofSarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), 144. 38 The Russian Primary Chronicle, tr. S.H. Cross and O.P. Sherbowitz-Wetzor (Cambridge, MA: Mediaeval Academy of America, 1953), 111. 43 Letters and Papersfrom Prison: The Enlarged Edition, ed. Eberhard Bethge (London: SCM Press), 282. 44 См.: Kallistos Ware, “La transfiguration du Christ et la souffrance du monde”, Service Orthodoxe de Presse 322, (November 2007), 33–37. 45 Фрагмент из книги: Дэвид Харт, Красота бесконечного. Эстетика христианской истины, М.: ББИ, 2010. С. 2243. 46 См., например: Mikel Dufinenne, Phenomenologiedel’experienceestketique, 2nded., 2 vols.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Цитата из стихотворения Ф. Шиллера «Элевзинский праздник» в переводе В.А. Жуковского (Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7–ми тт. М., 1955, с. 295). В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» это стихотворение читает Дмитрий Карамазов (Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12–ти тт. М., 1982, т. 11, с. 126). 350 «Левиафан» — название трактата Т. Гоббса, сравнившего государство с библейским царем гордости из книги Иова (гл. 41). См.: Гоббс Т. Сочинения в 2–х тт. М., 1991, т. 2, с. 249. Ср. со словами Ф. Ницше («Так говорил Заратустра»): «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ползет из уст его: “Я, государство, есмь народ” Это — ложь!» (Ницше Ф. Сочинения в 2–х тт. М., 1990, т. 2, с. 35). 351 См. прим. 330 на с. 916. 352 Хомяков А.С. Сущность западного христианства. Монреаль, 1974, с. 155 (цитируется не вполне точно). 353 См. прим. 55 на с. 894. 354 Hayek F. Road to serfdom. [Хайек Ф.А Дорога к рабству//Вопросы философии. 1990, 10–11]. 355 Fromm £. Espace from freedom. New York: Rinehart inc., 1941 [Фромм 3. Бегство от свободы. М., 1990]. 356 См. прим. 58 на с. 894–895. 357 Букв.: позволяйте делать кто что хочет (фр.); здесь — «принцип невмешательства». 358 Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. Berlin: de Gruyter Verlag, 1931. [Духовная ситуация времени//Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 288–418]. 359 Ortega у Gasset The rebellion of the masses. [Ортега–и–Гассет. Восстание масс//Вопросы философии. 1989, 3–4]. 360 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1974, т. X, с. 180: «Шатов уверяет, — рассказывает Петр Верховенский Николаю Ставро–гину, — что если в России бунт начинать, то чтобы непременно начать с атеизма. Может, и правда. Один седой бурбон капитан сидел, сидел, все молчал, ни слова не говорил, вдруг становится среди комнаты и, знаете, громко так, как бы сам с собой: “Если Бога нет, то какой же я после того капитан?” Взял фуражку, развел руками и вышел. — Довольно цельную мысль выразил, — зевнул в третий раз Николай Всеволодович». 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010