Известность К. была связана в т. ч. с ирл. обычаями, которые соблюдали монахи Луксовия и Фонтан. В посланиях Римским папам и галльским епископам К. подчеркивал свое ирл. происхождение, представляя себя чужестранцем, явившимся с зап. края мира. Он утверждал, что в Ирландии сохранилась чистая вера и древние обычаи Церкви, тогда как в Галлии церковные традиции были искажены, а евангельские заповеди не соблюдались (см.: Leso. 2013. P. 363-368). Считается, что именно К. ввел в Галлии практику частного покаяния, принятую в Ирландии, и поощрял приватную исповедь, после к-рой кающиеся должны были совершить епитимию. Причиной строительства Фонтан было большое число кающихся (пенитентов), временно живших в Луксовии (ad penitentiae medicamenta plebes concurrere - Ionas. Vita Columbani. I 10). За советом и наставлением к К. обращались даже некоторые галльские епископы ( Columban. Ep. 1. 6). Чинопоследование мессы в мон-ре отличалось от принятого в Галлии наличием большого количества дополнительных молитв (использование особых молитв и литаний, нередко имевших покаянный характер, было характерно для ирл. богослужения и в более позднее время; см. ст. Кельтский обряд ). В трактате о происхождении разных типов оффиция (VIII в.?) утверждается, что ирл. традиция монастырского богослужения благодаря К. стала известна во всем мире (Ratio de cursus//Initia consuetudinis Benedictinae/Ed. K. Hallinger. Siegburg, 1963. P. 90). Жители Галлии обращали внимание на непривычные им благочестивые практики в мон-рях К., напр. на частое совершение крестного знамения, благословение предметов и т. д. ( Ionas. Vita Columbani. II 9). О том, что К. поощрял формы аскетического подвига, характерные для ирл. традиции, свидетельствует намерение мон. Аутиерна отправиться в Ирландию, чтобы стать «паломником» ради Христа (Ibid. I 11). Вероятно, К. поддерживал связи с церковными общинами Ирландии и использовал их, чтобы сохранить независимость от галльских епископов. Известно об ирл. еп. Дагане, посетившем Юж. Британию, вероятно, на обратном пути из Луксовия в Ирландию ( Beda. Hist. eccl. II 4; см.: Flechner. 2005). Алтарь монастырской церкви в Луксовии освятил еп. Аэд, скорее всего прибывший из Ирландии ( Columban. Ep. 4. 4).

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

миссионерам, в результате деятельности к-рых население Нортумбрии приняло христианство. Это способствовало укреплению связей между ирландцами и англосаксами; эти связи не прервались и после Собора в Стренесхальке (Синод в Уитби, 664), завершившего деятельность ирл. миссии. В источниках представлены сведения об отношениях св. Колумбы с пиктскими правителями, которые способствовали формированию церковной организации в стране пиктов (самые ранние упоминания - в «Похвале Колуму Килле»). Адамнан упоминает о путешествиях святого ко двору верховного правителя Бруде. В Житии сообщается о спорах св. Колумбы с пиктскими друидами («магами») и о проповеди христианства среди пиктов, остававшихся язычниками (Ibid. I 37; II 11, 32, 35; III 14), а также о крещении пиктского вождя на о-ве Ски (Скай) (Ibid. I 33). По преданию, приведенному Бедой Достопочтенным, св. Колумба прибыл в Шотландию «в правление у пиктов могущественнейшего царя Бридия, сына Мейлохона, в 9-й год его царствования», чтобы проповедовать христианство сев. пиктам (согласно Беде Достопочтенному, от пиктского правителя он получил в дар о-в Иона - Beda. Hist. eccl. III 4). Однако более подробные сведения о миссии св. Колумбы отсутствуют, что позволило исследователям считать известия о христианизации пиктов легендарными ( Hughes. 1980). Предполагается, что проникновение христианства из Британии в земли пиктов началось в V-VI вв. и завершилось к VIII в. В этом процессе важную роль играли мон-ри, принадлежавшие к конгрегации И. и находившиеся в Дал-Риаде и на зап. пиктских землях. В VII-VIII вв. церковные и монастырские общины возникали в Центр. и Вост. Шотландии, однако вопрос о том, какие из них были основаны клириками «общины Колумбы», а какие - миссионерами из Нортумбрии, остается нерешенным до наст. времени (см.: Carver M. O. H. Portmahomack: Monastery of the Picts. Edinb., 2008. P. 196-198; Fraser. 2009. P. 97-115). В Зап. Шотландии известно о существовании независимых от И. церковных и монашеских общин ( Adamnani Vita Columbae. I 36 - из эпизода следует, что там была и епископская кафедра; ср. сведения о монастыре Апор-Кросан (Эпплкросс), основанном св. Маэлрубой из Беннхора († 722)). Однако, по сведениям Беды Достопочтенного, в VIII в. просветителем пиктов и основателем христ. Церкви в Шотландии считался св. Колумба, что можно объяснить миссионерской деятельностью монахов И. в VII в. Формирование конгрегации И.

http://pravenc.ru/text/578330.html

Павлин, архиеп. Эборака. Витраж в кафедральном соборе Йорка. 1896 г. Мастер Ч. И. Кемп Фото: Jules and Jenny from Lincoln, UK Главный источник сведений о П.- «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного ( Beda. Hist. eccl. I 29; II 9-20; III 14) (ок. 731). Автор основывался гл. обр. на устной традиции, письмах пап Римских, перечнях и эпитафиях английских королей и епископов (см.: Shaw. 2018). Независимая от Беды Достопочтенного версия рассказа о миссионерской деятельности П. в Нортумбрии представлена в Житии свт. Григория Великого (нач. VIII в.; BHL, N 3637), написанном неизвестным монахом или монахиней мон-ря Стренескальк (ныне Уитби). Существует также мнение, что Житие свт. Григория Великого послужило одним из источников для Беды Достопочтенного ( Barrow. 2011. P. 706). Стефан из Уитби в Житии св. Вильфрида рассказывает, как святой восстановил в Йорке церковь, строительство к-рой начал П. ( Aeddius Stephanus. 1927. P. 32). К «Церковной истории народов англов» Беды Достопочтенного восходят сведения о П. в позднейших исторических сочинениях: написанной Алкуином поэме о епископах, королях и святых Йорка (кон. VIII в.), различных списках «Англосаксонской хроники» (IX-XII вв.), письме Симеона Даремского об архиепископах Йорка (нач. XII в.), «Деяниях английских епископов» Уильяма из Малмсбери (ок. 1125), «Хронике архиепископов Йоркских» (вероятно, написана ок. 1141 Альфредом из Беверли, см.: Мереминский С. Г. Беверли и североангл. историописание XII в.//СВ. 2006. Вып. 67. С. 140-163). Посвященные П. памятники житийной литературы немногочисленны и тоже восходят к произведению Беды Достопочтенного. Наиболее ранний из них - краткая анонимная заметка на древнеанглийском языке, добавленная к одной из рукописей агиографического сборника Эльфрика, настоятеля мон-ря Эйншем (нач. XI в., Рочестер; ркп.: Bodl. 342; см.: Sisam. 1931. P. 10-11). Рассказ о П. включил в «Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae» Иоанн из Тайнмута (XIV в.; BHL, N 6553; Nova Legenda Anglie. 1901. Vol. 2. P. 907-910). Краткое анонимное Житие П. также вошло в агиографический сборник из английского женского монастыря Рамси (ркп.: Lond. Brit. Lib. Lansdowne. 436. Fol. 14r - 16v, кон. XIV или нач. XV в.; не опубл.).

http://pravenc.ru/text/2756776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЭДМОН [Лат. Cædmon] (2-я пол. VII в.), св. (пам. зап. 11 февр.), 1-й известный по имени англ. поэт. Практически все сведения о К. приведены Бедой Достопочтенным в «Церковной истории народа англов» ( Beda. Hist. eccl. IV 24). Его имя кельт. происхождения (вероятно, от бриттского - маленький боевой конь), но, по свидетельству Беды, К. сочинял стихи на родном языке - нортумбрийском диалекте древнеанглийского (in sua, id est Anglorum, lingua). К. был мирянином и жил на земле, принадлежавшей монастырю Стренескальк (ныне Уитби, графство Норт-Йоркшир), к-рый был основан в 657 г. св. Хильдой († 680), родственницей короля Нортумбрии Эдвина (ок. 616-633). К. не знал никаких песен и не умел петь; когда на пирах ему предстояло взять арфу и петь, он вставал и уходил домой. Однажды, покинув пир, К. отправился в хлев, поскольку была его очередь сторожить коров. Уснув, он увидел незнакомца, к-рый обратился к нему по имени и попросил спеть. К. ответил, что не умеет петь. Но незнакомец настаивал, чтобы К. все же спел о «начале творения» (principium creaturarum). И тогда К. неожиданно для себя произнес хвалебный гимн Богу Творцу. Беда Достопочтенный приводит примерный перевод этого произведения на латынь, отмечая, что невозможно передать столь искусные стихи без потери их «красоты и величия» (decoris ac dignitatis). В 21 рукописи «Церковной истории» (в т. ч. в 5 списках ее перевода на древнеангл. язык, сделанного в IX в.) на полях, между строк либо в конце кодекса записан также древнеангл. текст гимна К. (в рукописях древнеангл. перевода «Церковной истории» он помещен в основном тексте). Это короткое стихотворение (9 строк и ок. 40 слов) представляет собой вольное переложение начала кн. Бытие. В 2 самых ранних списках (Cantabr. Kk. 5.16 (т. н. ркп. Мура) и РНБ. Q.v.I. 18, 1-я пол. VIII в.) дан вариант на нортумбрийском диалекте, возможно близкий к тексту, известному Беде. В большинстве др. рукописей «Гимн Кэдмона» приведен в соответствие с нормами уэссекского диалекта, на основе которого в IX-X вв. сформировался лит. древнеангл. язык. Сопоставление различных текстологических семей «Гимна Кэдмона» указывает на то, что в ранний период, по крайней мере до IX в., он бытовал в устной традиции в неск. различавшихся между собой вариантах ( Cavill. 2000). Гипотеза, согласно которой древнеангл. стихотворение было создано позднее путем обратного перевода лат. текста Беды, отвергается большинством исследователей.

http://pravenc.ru/text/2462375.html

III 23). Среди рукописей, выполненных К., был сборник «гимнов на неделю» (ymnorum liber septimaniorum - Ibid. II 9); согласно позднейшему преданию, папа Григорий I Великий подарил святому гимнарий (immain na sectmaine; см.: The Irish Liber Hymnorum. 1898. Vol. 1. P. 62-63). Вероятно, об установлении К. суточного круга богослужений говорится в поэме «Чудо Колума Килле»: святой определил (установил) псалмы (glinns-ius salmu (§ 54)). В воскресные и праздничные дни в 6-м часу совершалась месса ( Adomnani Vita Columbae. Ibid. II 45; III 23); в праздники монахи присутствовали на мессе в белых одеяниях (quasi die sollempni albati - Ibid. III 12). После чтения Евангелия совершался вход клириков в церковь (ex more post euangelii lectionem eclesiam ingreditur - Ibid. III 17). Согласно «Чуду Колума Килле», К. уделял особое внимание соблюдению поста: «Он не соблюдал пост, которого не было в законе Царя, чтобы не умереть вечной смертью» (Ní-oéned ní ná-bu recht ríg,/nad-etsa bás bíth (§ 97-98)). Адомнан упоминал, что среда была постным днем ( Adomnani Vita Columbae. I 26); по свидетельству Беды Достопочтенного, монахи Ионы постились в среду и пятницу, не вкушая пищу до 9-го часа ( Beda. Hist. eccl. III 5; ср.: Adomnani Vita Columbae. II 13). Поводом для ослабления или отмены поста могло послужить прибытие важного гостя ( Adomnani Vita Columbae. I 21, 26). С особой торжественностью совершалось поминовение усопших: получив откровение о кончине еп. Колмана мокку Лоигсе, К. отменил работы в мон-ре и совершил мессу по чину праздничного дня; подобным образом монахи молились об упокоении св. Брендана Биррского (Ibid. III 11-12). При общежительных монастырях жили «анахореты». Так, мон. Финан вел жизнь «анахорета» (uitam... anchoriticam) близ монастыря Дермаг (Ibid. I 49). Мон. Виргно (Фергна), долго живший «в послушании среди братьев», удалился в «обитель анахоретов» при мон-ре Хинба (in loco anchoritarum in Muirbulc-mar - Ibid. III 23). Ученик К. Кормак Уа Лиатан и его спутники не менее 3 раз отправлялись в плавание, чтобы найти пустынь (desertum, herimum).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Распространение христианства не следует связывать исключительно с иностранными миссионерами: 16 мон-рей Австразии были основаны представителями различных фамилий из числа местной знати. Еп. Мецский Сигибальд (716-724), «заботясь о состоянии души», основал Санкт-Авольд и Нойвайлер (ныне Нёвиллер-ле-Саверн, Франция). Его преемник на кафедре Хродеганг (742-766) заложил мон-рь Горце , где сам желал быть похороненным. Кроме того, он позаботился доставить из Рима реликвии для Горце и аббатства Лорш, основанного родственником епископа гр. Канкором и его матерью Виллизинд. В VIII в. светские власти начали политику ограничения самостоятельности епископов, к-рые к этому времени закрепили сложившуюся ранее практику передачи кафедр своим родственникам. Так, еп-ством Трирским владело австразийское семейство Видонов, укрепившее свое влияние союзом с родом франк. майордомов, а впосл. королей Пипинидов-Каролингов. В Кёльне архиепископская династия не сложилась, что позволило франк. майордомам ставить во главе архиеп-ства своих сторонников, к-рые до назначения на кафедру часто не имели духовного сана. Еп. Трира Милон (717/22-757) получил кафедру как боевой соратник франк. майордома Карла Мартелла, погиб на охоте от клыков кабана и стал объектом критики св. Бонифация как символ нестроений во Франкской Церкви. В кон. VII - IX вв. распространение христианства в Г. (на землях Фрисландии, Гессена, Тюрингии и Саксонии) связано с деятельностью англосакс. миссионеров, прежде всего выходцев из Нортумбрии. Первой, возможно случайной, миссией англосаксов было посещение зимой 678/9 г. Фрисландии по дороге в Рим св. Вильфридом , еп. Йоркским. Ирландцы Викберт и св. Виллиброрд со спутниками с разным успехом пытались просвещать «братские» народы фризов, саксов и бруктеров ( Beda. Hist. eccl. V 9-11). Св. Виллиброрд, высадившись в 690 г. вместе с 12 спутниками во Фрисландии, обратился за разрешением на проповедь (licentia praedicandi) к майордому Пипину II Геристальскому, к-рый в то время вел войну с фризами. Деятельность миссионера по христианизации фризов, впервые ставшая духовной санкцией войны, была одобрена и папской властью (692). В 695 г. папа Римский Сергий I рукоположил Виллиброрда во архиепископа фризов. Проявивший особое почтение к святому тюрингский герц. Хеден в 704 г. передал ему обширные владения в Арнштадте, Мюльберге и Гросмонре, а в 716-717 гг.- в Хаммельбурге с предложением основать там мон-рь. Однако задуманное во Фрисландии архиеп-ство с центром в Утрехте организовано не было, а фризы еще долго сопротивлялись и франкам, и христианству.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ I Архиеп. К-польский (40-е гг. IV в.- янв. 360). О раннем периоде жизни М. практически ничего не известно. На исторической сцене он появляется в 337 г. как один из кандидатов на К-польскую кафедру, ставшую вакантной после смерти свт. Александра I . К этому времени он уже долгое время был клириком К-польской Церкви: по одним сведениям, диаконом, по другим - пресвитером ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7; Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). Конкурентом М. в борьбе за кафедру стал свт. Павел I . В историографии этот раскол интерпретировали как разделение между ортодоксальной, поддерживавшей Павла, и проарианской, поддерживавшей М., партиями, однако нет сведений о том, что борьба между кандидатами сопровождалась богословской полемикой. Судя по всему, и свт. Павел, и М. утверждали, что получили благословение умиравшего свт. Александра занять кафедру. Он якобы выдвинул обе кандидатуры, но противоборствующие партии расходились в том, кому он отдавал предпочтение ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 6; Sozom. Hist. eccl. III 3-4). Свт. Павел был рукоположен в 337 г. присутствовавшими в городе епископами без одобрения Феодора Ираклийского и Евсевия Никомидийского ( Sozom. Hist. eccl. III 3) - епископов соседних с К-полем городов, а также без согласования с императорами ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 7; Sozom. Hist. eccl. III 4). М. обратился с жалобой на свт. Павла к имп. Констанцию II ( Athanas. Alex. Hist. arian. 7). В результате свт. Павел был низложен небольшим Собором и отправлен в ссылку, но на его место по воле императора из Никомидии был переведен влиятельный еп. Евсевий (Ibidem; Socr. Schol. Hist. eccl. II 7; Sozom. Hist. eccl. III 4; Theodoret. Hist. eccl. I 19; Philost. Hist. eccl. II 10). Борьба между М. и свт. Павлом возобновилась в 341 г., после смерти Евсевия. Хронология этого противостояния не вполне ясна в силу противоречивости свидетельств источников ( Bardy. 1927; Telfer. 1950; Dagron. 1974. P. 422-437; Barnes. 1993. P. 212-217). М. был рукоположен во епископа К-поля своими сторонниками Феогнием Никейским, Феодором Ираклийским, Марием Халкидонским, Урсакием Сингидунским и Валентом Мурсийским, к-рые составили небольшой Собор ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 12; Sozom. Hist. eccl. III 7). Противостояние М. и свт. Павла в 342 г. обернулось народным возмущением, в результате к-рого погиб магистр конницы Ермоген, доверенное лицо имп. Констанция. Несмотря на то что император считал главным виновником происшедшего свт. Павла, он возлагал вину и на М. и не одобрял в полной мере его поставления на кафедру ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 13; Sozom. Hist. eccl. III 7).

http://pravenc.ru/text/2561500.html

Сохранившиеся в источниках свидетельства не позволяют определенно ответить на вопрос, был ли свт. Павел в 342 г. отправлен в ссылку и затем вернулся на какое-то время на кафедру, или же он продолжал несколько лет после мятежа занимать епископский престол ( Dagron. 1974. P. 432). М. все это время находился в городе и совершал богослужения в храме, в котором он был рукоположен ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 13). Между 344 и 350 гг. свт. Павел был взят под арест, выдворен из К-поля и отправлен в ссылку ( Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 3; Idem. Hist. arian. 7; Socr. Schol. Hist. eccl. II 26; Sozom. Hist. eccl. IV 2; Theodoret. Hist. eccl. II 5). После этого М. смог окончательно утвердиться на кафедре. Во время его интронизации, организованной префектом Филиппом, произошли новые кровавые столкновения между народом и воинами ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. III 9). Епископское правление М. имело важное значение в истории К-польской Церкви. М. смог заручиться поддержкой епископов близлежащих к К-полю городов ( Sozom. Hist. eccl. IV 2) и рукоположить своих сторонников на ряд малоазийских кафедр. Так, епископом Никомидии был поставлен его диак. Марафоний, на кафедру Кизика - Елевсий ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20). В целом именно с правления М. начался процесс подчинения епископата провинций Фракии и сев.-зап. части М. Азии К-польской кафедре ( Dagron. 1974. P. 438; о преобладании в этом регионе сторонников М. см.: Sozom. Hist. eccl. IV 27; VI 10). С именем М. связано также создание в К-поле нескольких первых монашеских общин, как мужских, так и женских. Ответственным лицом, призванным надзирать за ними, а также за богоугодными заведениями, был диак. Марафоний. Лидером же к-польских монахов стал Евстафий (позднее епископ Севастийский; Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20, 27). Монашество было важнейшей опорой М. ( Sozom. Hist. eccl. IV 2). Богословская позиция М. в арианских спорах не вполне ясна. Церковный историк Филосторгий (нач.

http://pravenc.ru/text/2561500.html

Было объявлено о низложении Петра, а Л. был возведен на престол. Петр по примеру свт. Афанасия отправился искать поддержки в Риме ( Rufin. Hist. eccl. XI 3; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 21; Sozom. Hist. eccl. VI 19; Theodoret. Hist. eccl. IV 20-21). Находясь в Александрии, Л. в 376 г. при помощи военных пытался насаждать арианство. Монашеские общины Нитрии, где находились наиболее известные сторонники никейцев, подверглись погромам; часть монахов бежала в пустыни, некоторые погибли. В это время прп. Макарий Великий в числе других анахоретов был сослан под надзор на остров в дельте Нила. 126 клириков и 11 епископов были высланы в Кесарию Палестинскую (CTh. XII 1. 63; Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 698-699; Rufin. Hist. eccl. II 3; XI 3-4; Palladius. Lausiac. 101; Oros. Hist. adv. pag. VII 33; Socr. Schol. Hist. eccl. IV 22, 24; Sozom. Hist. eccl. VI 19; Theodoret. Hist. eccl. IV 21-22). Однако в 378 г. политическая ситуация в империи изменилась и Л. был смещен с кафедры. Весной 378 г. имп. Валент объявил о реабилитации ранее низложенных епископов, противников арианства. 30 мая архиеп. Петр II вернулся в Александрию, а Л. в очередной раз вынужден был покинуть город. Он отправился в К-поль, где в то время находилась ставка имп. Валента ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 37; Sozom. Hist. eccl. VI 39). В последующие годы Л. возглавлял арианскую общину К-поля совместно с еп. Димофилом . По приказу имп. Феодосия I 24 нояб. 380 г. у ариан Димофила и Л. городские храмы были конфискованы и переданы православным, а им самим было запрещено собирать своих сторонников в пределах стен К-поля ( Philost. Hist. eccl. IX 19; Socr. Schol. Hist. eccl. V 7; Sozom. Hist. eccl. VII 5; Marcell. Com. Chron. AD 380; Chron. Pasch. P. 561; Theoph. Chron. P. 68). Лит.: Bardy G. St. Athanase (296-373). P., 19253; Hagel K. Fr. Kirche und Kaisertum in Lehre und Leben des Athanasius. Lpz., 1933; Martin A. Athanase d " Alexandrie et l " Église d " Égypte au IVe siècle (328-373). R., 1996; Haas Ch. Alexandria in Late Antiquity: Topography and Social Conflict. L., 1997. P. 85-86, 242, 267, 333. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.),

http://pravenc.ru/text/2110861.html

Hist. eccl. II 18; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 59). После этого начинается открытая вражда между Е. и свт. Афанасием. По приглашению Е. в Никомидию прибыла делегация егип. мелетиан с жалобами на деятельность свт. Афанасия. На Соборе в Никомидии ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 60; Philost. Hist. eccl. II 9) обвинения против Афанасия были приняты к сведению, а архиепископ был вызван в Никомидию для отчета. Однако Афанасию удалось успешно оправдаться и даже заслужить уважение императора, назвавшего его «Божиим человеком». Тем не менее обвинения против него не прекращались. Весной 334 г. по инициативе сторонников Е. для нового разбирательства был назначен Собор в Кесарии Палестинской, но свт. Афанасий на Собор не явился ( Theodoret. Hist. eccl. I 26; Sozom. Hist. eccl. II 25). Е. воспользовался этим, чтобы опорочить Афанасия. В 335 г. Собор в Тире состоял гл. обр. из сторонников Е., председательствовал еп. Евсевий Кесарийский. Против Афанасия был выдвинут ряд обвинений, большинство ему удалось опровергнуть. Не дожидаясь решения Собора, свт. Афанасий направился ко двору в К-поль с жалобой на суд церковных иерархов. Это послужило поводом к тому, чтобы объявить, что Афанасий признал свою вину, и Собор поспешил осудить его ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 77-83; Socr. Schol. Hist. eccl. I 32; Sozom. Hist. eccl. II 28; Theodoret. Hist. eccl. I 26-28). Филосторгий сообщает, что на Тирском Соборе свт. Афанасий, видя, что ему не избежать осуждения, решил скомпрометировать Е. Он подкупил некую блудницу, чтобы она пустила слух, будто забеременела от Е. Однако, приведенная на Собор, она заявила, что не посмеет обвинять никого из почтенных епископов в таких преступлениях, и рассказала правду ( Philost. Hist. eccl. II 11). После Тирского Собора сторонники Е. возобновили попытки возвращения Ария в церковное общение. Решение об этом было принято на Иерусалимском Соборе в дек. 335 г. ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 22, 84-86; Socr. Schol. Hist. eccl. I 28-36; Sozom. Hist. eccl.

http://pravenc.ru/text/187343.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010