Особый мифологизированный образ И. представлен в валлийской традиции. Во 2-й пол. XII в. валлийский интерполятор «Законника Эдуарда Исповедника» (Leges Edwardi Confessoris; сборник 39 законов, составленный ок. 1140 г. и приписываемый кор. Эдуарду Исповеднику) сообщал, что ангел избрал И. королем англов и сделал 1-м правителем всей Британии. И. взял жену из обл. Камбрия по имени Гуала, в честь к-рой область получила название Уэльс. Т. о., И. объединил под своей властью германцев и бриттов. Далее в «Законник...» включена похвала мудрости и справедливости И. Согласно Гальфриду Монмутскому, И. был племянником Алана, правителя бриттов Арморики (ныне Бретань), посланным в Британию для борьбы с англами и саксами. Ист.: Beda. Hist. eccl. IV 15; V 7// Baedae Venerabilis Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 236, 294; The Anglo-Saxon Chronicle/Ed. B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1. P. 64-75. Vol. 2. P. 35-39; Wilhelmus Malmesburiensis. De gestis regum Anglorum. 35-38//PL. 179. Col. 988-994; idem. De gestis pontificum Anglorum//Ibid. Col. 1543, 1619, 1631-1632, 1637, 1644-1645; idem. De antiquitate Glastoniensis ecclesiae//Ibid. Col. 1703-1707, 1724, 1729; Henricus Hantingdoniensis. Historia Anglorum//Ibid. 195. Col. 871-873, 876, 886, 888; ActaSS. Febr. T. 1. P. 905-912. Лит.: [ Stubbs W.] Ine, Ini, Ina//DCB. Vol. 3. P. 236-239; Hodgkin R. H. A History of the Anglo-Saxons. Oxf., 19392. P. 316-321; Stenton F. M. Anglo-Saxon England. Oxf., 19472; Bonser W. An Anglo-Saxon and Celtic Bibliography. Oxf., 1957; Brooke C. N. L. The Saxon and Norman Kings. L., 1963. P. 101-102; Kirby D. P. Problems of Early West Saxon History//EHR. 1965. Vol. 80. P. 10-29; Boyle L. Ine//BiblSS. Vol. 7. Col. 789-790; Wallace-Hadrill J. M. Early Germanic Kingship in England and in the Continent. Oxf., 1971; Folz R. Ina//DHGE. T. 25. Col. 1107-1108; The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England/Ed. S. Keynes, M. Lapidge. Oxf., 1999. P. 251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/389595.html

700) владению, принадлежавшему собственнику невысокого ранга (совпадают размер и техника «сплетения» стен с рамой двери и дубовыми перегородками между постелями, упомянуто о пользовании очагом, амбаром и мельницей). На городище были обнаружены более 80 стеклянных бус, деревянные сосуды, обрезки и обрывки тканей и кожи, остатки пищи, а также все, что окружало человека, вплоть до насекомых и паразитов. Однако свидетельств сельскохозяйственной деятельности (хранилищ для зерна и следов содержания скота) нет. Л. А. Беляев Церковные поселения В VII-XII вв. ирл. церковные поселения выполняли религ. и светские функции, наряду с духовенством и монашествующими в таких поселениях проживали миряне (служители, ремесленники, зависимые крестьяне). Необходимость совместить строения, предназначенные для богослужения, совершения обрядов, проживания разных групп населения, ремесленной деятельности, содержания скота и др., повлияла на планировку церковных поселений. В «Собрании ирландских канонов» (1-я четв. VIII в.- Collectio Canonum Hibernensis. 43-44//Die irische Kanonensammlung/Hrsg. H. Wasserschleben. Giessen, 1874. S. 198-206) содержатся предписания, касавшиеся возведения церкви (locus, ecclesia). Перед началом строительства проводились обряды очищения территории (ср. рассказ Беды Достопочтенного об основании еп. Кеддой церковного поселения в Нортумбрии (сер. VII в.) - Beda. Hist. eccl. III 23). Границы священной территории обозначались крестами, особое значение придавалось ограде поселения, которая обычно представляла собой деревянную изгородь или обваловку. Как правило, церковное поселение было округлым или овальным в плане, имело несколько оград в виде концентрических окружностей. Согласно «Собранию...», территория поселения делилась на 3 зоны: внешняя предназначалась для мирян, средняя - для духовенства, внутренняя считалась «священнейшей» (terminus sanctissimus). Условный план церковного поселения с 2 оградами и многочисленными крестами, названными в честь Христа, Св. Духа, апостолов, евангелистов и пророков, сохранился в Евангелии св.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Древнейшая сохранившаяся нотированная ирландская певческая книга - это Миссал Драммонда (New York. Pierpoint Morgan Library. M. 627; XII в.). Несмотря на то что богослужебные тексты принадлежат к ирландской традиции, невмы в Миссале близки к континентальным образцам ( Casey S. G. «Through a Glass, Darkly»: Steps towards Reconstructing Irish Chant from the Neumes of the Drummond Missal//Early Music. 2000. Vol. 28. P. 205-216). Упоминая о введении в англосакс. Британии по инициативе архиеп. Теодора (668-690) рим. церковного пения, Беда Достопочтенный умалчивал об ирл. пении. Вероятно, он полагал, что ирл. пение значительно уступало римскому: историк утверждал, что до архиеп. Теодора церковное пение якобы знали только в Кенте, а в некоторых церковных общинах, где было сильное ирл. влияние, церковная музыка «исказилась от долгого использования или от небрежения» ( Beda. Hist. eccl. IV 2; V 20// Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 205, 331; T. 2. P. 118-119). Однако даже ненотированные богослужебные книги ирл. происхождения - Бангорский Антифонарий (Ambros. C. 5; кон. VII в.), Миссал Стоу (Dublin. Royal Irish Academy. Ashburnham. D. II. 3, кон. VIII - 1-я пол. IX в.) - позволяют сделать вывод, что в этой традиции, как и в галликанской, пение занимало значительное место и в службах суточного круга, и в литургии. Сохранились гимны и стихотворные молитвы на лат. и ирл. языках, значительная часть к-рых содержится в т. н. Книге гимнов (XI в.; изд.: Bernard, Atkinson. 1898). Об использовании латинских гимнов в богослужении свидетельствует отрывок описания неизвестной службы (вероятно, одного из часов) в Евангелии св. Молинга (ркп. кон. VIII в.; см.: Lawlor. 1897. P. 145-166). Поощрялось также пение гимнов и молитв вне богослужения, считалось, что они обладали чудотворными свойствами. Здесь богослужебная практика смешивалась со светскими певч. традициями, восходившими к дохрист. эпохе. Певцы и музыканты находились на службе у ирл. правителей. Сочиненные филидами поэмы декламировались чтецом (recaire) в сопровождении музыканта (airfitech), как правило, арфиста (cruitt). В раннесредневек. И. были распространены струнные (арфа, лира) и духовые (труба, рог, волынка) инструменты. Идентификация многих инструментов, о которых упоминается в источниках, затруднительна (самая старая ирл. арфа, т. н. арфа Бриана Бору, относится к XV в.; хранится в Тринити-колледже). В кон. XII в. Гиральд Камбрийский писал, что в И. было множество искусных музыкантов, в т. ч. представителей духовенства, игравших на разнообразных инструментах (см.: Buckley. 2005. Vol. 1. P. 759-764).

http://pravenc.ru/text/674067.html

Колумбы, двоюродного брата верховного правителя Аэда, сына Айнмире. В 575 (?) г. на совещании правителей в Друим-Кете было достигнуто соглашение о том, что флот Дал-Риады должен принадлежать Шотландии, а военная служба - «людям Ирландии». В битве при Дегсастане (603) правитель Дал-Риады Аэдан, сын Габрана, потерпел поражение от Этельфрита, кор. Нортумбрии (Сев. Англия) ( Beda. Hist. eccl. I 34), что положило конец ирл. экспансии в Британию. Об усилении позиций Улада в посл. четв. VI в. свидетельствуют достижения правителя Фиахны, сына Баэтана († 626), из династии Дал н-Арайде, который одержал победу над войском Мумана (597). Успешные военные действия в это же время вел правитель Лагена Брандуб, сын Эоху, которому удалось остановить экспансию И Нейлов. Однако после поражения, нанесенного Брандубу в 605 г., он был устранен верховным правителем Аэдом Уариднахом († 612). Сведения о событиях в Мумане немногочисленны. Власть над провинцией принадлежала правителям из разных ветвей династии Эоганахта, случаи вмешательства И Нейлов и представителей др. ирл. родов в дела Мумана редки (битва при Фемине, 573). В Коннахте первым значимым правителем, о к-ром упоминается в традиц. ирл. генеалогиях и в средневек. художественной лит-ре, был Гуайре Айдне († 663). Гибель в 604 г. Аэда Слане и Колмана Римида, которые совместно носили титул «царь Темры», привела к новым междоусобицам среди разных ветвей династии И Нейл. Данные о преемственности верховных правителей в 1-й пол. VII в. (в анналах, генеалогиях, средневековых версиях перечней «царей Темры») носят противоречивый характер. В результате смут укрепились позиции правителя Улада Конгала Каэха, который принял титул «царь Темры». Действия Конгала вызвали отпор со стороны И Нейлов. Согласно юридическому трактату «Суждения о пчелах», Конгал был вынужден оставить трон, лишившись глаза от укуса пчелы (по ирл. обычаям, правитель не мог иметь физических недостатков - Bechbretha/Ed. T. Charles-Edwards, F. Kelly. Dublin, 1983). В действительности в 629 г.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Ист.: Gildae De excidio Britanniae. Fragmenta. Liber de paenitentia/Ed. H. Williams. L., 1899. P. 22-28; Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды/Пер., вступ. ст., примеч.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003. С. 177, 249-250; Beda. Chronica maiora//MGH. AA. T. 13. P. 295; idem. Hist. eccl. I 7// idem. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. Historia abbatum. Epistula ad Ecgberctum/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 21-22; ActaSS. Iul. T. 1. P. 17-18; MartRom. Comment. P. 264-265; Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина/Изд. подгот.: А. С. Бобович и др. М., 1984. С. 52. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. L., 1907. Vol. 1. P. 101-103; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 322; Levison W. St. Alban and St. Albans//Antiquity. Oxf., 1941. Vol. 15. P. 337-359; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954; Lucchesi G. Giulio, Aronne e compagni//BiblSS. Vol. 6. Col. 1235-1237; Thomas Ch. Christianity in Roman Britain to AD 500. Berkeley, 1981. P. 47-50, 133; Stephens G. R. Caerleon and the Martyrdom of SS. Aaron and Julius//Bull. of the Board of Celtic Studies. Cardiff, 1985. Vol. 32. P. 326-335; Knight J. K. Britain " s Other Martyrs: Julius, Aaron, and Alban at Caerleon//Alban and St. Albans: Roman and Medieval Architecture, Art and Archeology. 2001. P. 38-44; idem. Basilicas and Barrows: Christian Origins in Wales and Western Britain//The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe, AD 300-1300/Ed. M. Carver. Woodbridge; Rochester, 2003. P. 119-126; Sharpe R. Martyrs and Local Saints in Late Antique Britain//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. R. Sharpe, A. Thacker. Oxf., 2002. P. 75-154; Aubert R. Jules//DHGE. T. 28. Col. 471. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237869.html

1908. P. 55, 504) (текст 1-й редакции Мартиролога после 25 июля не сохр., но запись о поминовении увенчанных мучеников содержится во 2-й редакции Мартиролога Беды и в более поздних «исторических» мартирологах). По свидетельству Беды, при архиеп. Меллите (619-624) в г. Доруверн (ныне Кентербери) существовал «мартирий» увенчанных мучеников (martyrium beatorum IIII Coronatorum - Beda. Hist. eccl. II 7). В мартирологах, составленных Рабаном Мавром (он опирался на Мученичество «четверых увенчанных» - St. Gallen. Stiftsbibl. 457. P. 159) и Вандальбертом Прюмским (MGH. Poet. T. 2. P. 598), а также в большинстве франк. календарей эпохи Каролингов, восходящих к рим. богослужебной традиции, увенчанными мучениками верно названы Клавдий, Никострат, Семпрониан, Касторий и Симплиций. Однако в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда, а также в некоторых календарях увенчанные мученики отождествляются с 4 мучениками, пострадавшими в Альбане (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1477-1479. (MGH. Libri Memoriales; 2)). По этой причине в средневек. богослужебных книгах встречаются противоречивые сведения об именах и о числе увенчанных мучеников. Частицы мощей мучеников были среди реликвий, подаренных в 1063 г. аббатом Мегингозом мон-рю Бенедиктбойерн (MGH. SS. T. 17. P. 322). С XIV в. известно о мощах мучеников, хранившихся в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763). В позднем средневековье мученики считались покровителями каменщиков, скульпторов и строителей, в основном в Италии, во Фландрии и в Нидерландах. В 1368 г. в кафедральном соборе в Сиене на средства городских каменщиков была устроена капелла во имя мучеников, в Риме члены корпорации каменотесов собирались в ц. Увенчанных мучеников, в капелле св. Сильвестра. В честь мучеников называли профессиональные братства и гильдии, напр. корпорацию каменотесов и кровельщиков в Антверпене (ActaSS. Nov. T. 3. P. 763-765; Beer J., de.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

В 597 г. в королевство Кент прибыли направленные папой Римским св. Григорием I Великим (590-604) христ. миссионеры во главе со св. Августином († 604 или 609). С разрешения кор. Этельберта миссионеры поселились в Дуроверне, главном городе королевства (quae imperii sui totius erat metropolis - Ibidem). По свидетельству Беды Достопочтенного, св. Августин и его сподвижники совершали богослужения в старой ц. св. Мартина, построенной еще в римскую эпоху. Церковь находилась в пригороде Дуроверна, основой для храмового здания мог послужить рим. мавзолей или жилое строение ( Thomas. 1981. P. 170-172; Russo. 1998. P. 107; Karkov C. E. The Art of Anglo-Saxon England. Woodbridge, 2011. P. 15-16). Нек-рые исследователи полагают, что это могла быть ц. св. Панкратия, возведенная в IV в., а ц. св. Мартина, вероятно, была перестроена из римского здания по указанию либо кор. Берты, либо св. Августина. Беда Достопочтенный отмечал, что миссионеры получили от кор. Этельберта разрешение «строить или восстанавливать» христ. церкви ( Beda. Hist. eccl. I 26). После того как кор. Этельберт принял крещение, св. Августин совершил поездку в г. Арелат (ныне Арль, Франция), где архиеп. Этерий рукоположил его во епископа. Исследователи указывали, что Беда Достопочтенный по ошибке принял Этерия, еп. Лугдунского (Лионского), за Виргилия , еп. Арелатского, в то время как Августин скорее всего стал епископом перед путешествием в Британию ( Markus. 1963). Св. Августин отправил в Рим пресв. Лаврентия и мон. Петра. Они сообщили о крещении кор. Этельберта папе Григорию Великому, от к-рого получили подробные инструкции ( Beda. Hist. eccl. I 27). В июле 598 г. св. Григорий Великий писал Александрийскому патриарху Евлогию I о 10 тыс. англов, якобы принявших крещение от св. Августина ( Greg. Magn. Reg. epist. VIII 29// S. Gregorii Magni Registrum epistularum/Ed. D. Norberg. Turnhout, 1982. T. 2. P. 551. (CCSL; 140A)). Летом 601 г. папа Римский отправил в Британию 2-ю группу миссионеров во главе с аббатом Меллитом, вручив им послания св. Августину, кор. Этельберту и кор. Берте, франк. правителям и церковным иерархам Галлии (от 22 июня 601 - Ibid. XI 34-40, 42, 47-48, 50-51//Ibid. P. 922-940, 945-947, 949-951; Beda. Hist. eccl. I 28-32). Миссионеры привезли в Кент церковную утварь, облачения и богослужебные книги, а также реликвии св. апостолов и мучеников. Передав с миссионерами св. Августину архиепископский паллий, св. Григорий Великий велел основать митрополии с центрами в Лондинии и Эбораке (ныне Йорк) - крупнейших городах в рим. Британии, при каждой должны были состоять 12 епископов-суффраганов. Однако положение дел в англосакс. Британии не благоприятствовало этому намерению, поэтому Августину пришлось утвердить архиепископскую кафедру в г. Дуроверн. Архиеп-ство Йорк было основано значительно позже (в 735 архиеп. Эгберт получил паллий от папы Римского Григория III ).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

После синода в Стренескальке (ныне Уитби) (664) и отъезда в Ирландию св. Колмана, еп. Линдисфарнского, ирл. церковная орг-ция потеряла свое значение. По свидетельству Беды Достопочтенного, король Нортумбрии Освиу (642-670) и король Кента Эгберт (664-673) обратились к папе Римскому Виталиану с просьбой рукоположить избранного на Дуровернскую кафедру пресв. Вигхарда ( Beda. Hist. eccl. III 29; IV 1). Поскольку Вигхард скончался вскоре после прибытия в Рим, понтифик предложил занять кафедру св. Адриану Кентерберийскому († 709/10), аббату Нириданского монастыря близ Неаполя. Св. Адриан отказался в пользу ученого греч. мон. Теодора (Феодора) из Тарса, жившего в Риме. После рукоположения архиеп. Теодор (668-690) прибыл в Британию в сопровождении Адриана, к-рый стал аббатом мон-ря св. апостолов Петра и Павла в Дуроверне. Теодор провел реформу церковного устройства Британии. Собор в Хартфорде (672 или 673) принял ряд дисциплинарных постановлений: об увеличении числа еп-ств, о регулярном проведении Соборов, о невмешательстве епископов в дела др. епархий и др. Архиеп. Теодор совершал визитации диоцезов, рукополагал епископов, способствовал распространению правовых норм, отраженных в «Дионисиевом собрании» (Collectio Dionysiana; см. ст. Каноническое право ), следил за тем, чтобы богослужение совершалось в соответствии с рим. обрядом. На Соборе в Хатфилде (679) англосакс. епископы одобрили и приняли постановления Латеранского Собора 649 г., осудившего ересь монофелитства . Упрочение позиций Дуровернской кафедры привело к конфликту архиеп. Теодора со св. Вильфридом , еп. Эборакским (Йоркским), возглавлявшим церковную организацию Нортумбрии. В 678 г. Вильфрид был смещен; он отправился в Рим подать апелляцию папе, а его диоцез был разделен на 2 еп-ства. Усилиями архиеп. Теодора было закреплено положение Дуроверна как главенствующей кафедры в Британии. По словам Беды Достопочтенного, при этом архиепископе Церковь в Британии достигла значительного духовного развития (profectus spiritualis - Beda. Hist. eccl. V 8). Мн. церковные деятели, к-рые жили в этот период, впосл. почитались как святые: Линдисфарнский еп. св. Кутберт († 687), св. Этельтрита († 679), основавшая мон-рь Или , св. Бенедикт Бископ († 690), основатель мон-рей Вермут и Ярроу. К этому времени относится начало деятельности англосакс. миссионеров на континенте - св. Виллиброрда († 739) во Фризии, позднее св. Бонифация (Винфрида; † 754) в Германии и др. В Дуроверне было основано уч-ще, пользовавшееся известностью и ставшее одним из крупнейших центров образования на лат. Западе ( Lapidge. 1986). В уч-ще велись занятия по грамматике, экзегетике, метрике, астрономии и греч. языку ( Beda. Hist. eccl. IV 2). К кон. VII в. население Дуроверна существенно выросло, город стал крупным торговым центром и королевской резиденцией. Здесь чеканилась золотая монета (thrymsa), с посл. четв. VII в.- серебряный пенни (pening, sceat; имел хождение до XIV в.).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

После кончины св. Августина (между 604 и 609) Л. стал его преемником на кафедре Дуроверна. По сообщению Беды ( Beda. Hist. eccl. II 4), Августин лично совершил рукоположение Л. незадолго до кончины по примеру ап. Петра, к-рый рукоположил в качестве своего преемника свт. Климента , еп. (папу) Римского. Однако в «Житии папы Григория» утверждается, что Л. был рукоположен Меллитом, к-рого Августин ранее назначил епископом Лондиния. Августин был похоронен рядом с недостроенной монастырской ц. святых Петра и Павла; после завершения строительных работ и освящения храма Л. поместил его останки в капелле в сев. части церкви (согласно поздним источникам, это произошло в 613 - Historiae Anglicanae. 1652. Col. 1767; Thomas of Elmham. 1858. P. 131-133). Во время пребывания Л. на архиепископской кафедре действовавшие в Британии рим. миссионеры впервые установили связь с представителями ирл. Церкви. Беда привел цитату из письма Л., Меллита и Иуста , еп. Дуробрив (совр. Рочестер, графство Кент), епископам и аббатам Ирландии ( Beda. Hist. eccl. II 4). В ней упоминается, что аббат Колумбан из Галлии (вероятно, св. Колумбан ) и некий еп. Даган, встречавшиеся с рим. миссионерами, отказались вступать с ними в общение. Встреча Л. с Колумбаном могла произойти во время его путешествия в Рим или обратно. По-видимому, еп. Даган посетил Дуроверн и отказался принимать пищу даже в одном доме с Л. Такое поведение могло свидетельствовать об отлучении рим. миссионеров ирл. священнослужителями в связи с разногласиями о времени празднования Пасхи. Еп. Даган упоминается в ирл. Мартирологах IX в. под 13 сент. и 12 марта; неясно, идет ли речь о 2 лицах или о различных традициях, связанных с одним и тем же человеком ( Flechner. 2005). По свидетельству Беды, Л. и др. епископы также направили послание бриттским епископам, побуждая их к «католическому единству» (unitate catholica), т. е., очевидно, к вверению рим. пасхалии и принятию тонзуры, но не достигли успеха. Еп. Меллит участвовал в Соборе в Риме, созванном папой Бонифацием IV (608-615), на к-ром были приняты постановления о правилах монашеской жизни (не сохр.). Папа Бонифаций передал Меллиту послание для Л. (не сохр.; в кон. XI или нач. XII в. текст этого письма был сфабрикован в Кентербери, см.: Southern R. W. The Canterbury Forgeries//EHR. 1958. Vol. 73. N 287. P. 193-226).

http://pravenc.ru/text/2462451.html

Ep. 4//PL. 50. Col. 434), рукоположению епископа должно было предшествовать официальное обращение жителей местности, куда он назначался. О том, что П. был назначен епископом именно в Ирландию, а не к ирландцам, жившим в Британии (в нек-рых районах совр. Уэльса и в области Дал-Риада на западе совр. Шотландии), свидетельствует утверждение в соч. Проспера Аквитанского «Против Собеседователя» (ок. 434) о том, что трудами Келестина I Британия была очищена от ереси, а жители другого, «варварского», острова (т. е. Ирландии) приняли христианство (ordinato Scotis episcopo, dum Romanam insulam studet seruare catholicam, fecit etiam barbaram Christianam - Prosper. Contr. Collat. XXI 2//PL. 51. Col. 271). Возможно, на христианизацию Ирландии, никогда не входившей в Римскую империю, ссылался и папа Римский св. Лев I Великий в Слове на праздник апостолов Петра и Павла (441), утверждая, что благодаря проповеди христианства Рим стал господствовать над территорией, превышающей ту, к-рую он завоевал силой оружия ( Leo Magn. Tract. Vol. 1. P. 509). Отсылкой к миссии П. может быть фраза из письма св. Колумбана папе Римскому Бонифацию IV (ок. 612-615) о том, что ирландцы всегда хранили «кафолическую веру, которую первоначально получили от вас, преемников святых апостолов» (Ep. 5. 3). Из «Хроники» Проспера сведения о рукоположении П. заимствовал Беда Достопочтенный в сочинениях «Об исчислении времен» (после 725; Beda. De temporum ratione. 66// Bedae Opera de temporibus/Ed. Ch. W. Jones. Camb., 1943. P. 516) и «Церковная история народа англов» (ок. 731; Beda. Hist. eccl. 1. 13, 5. 24), а также многие другие позднейшие средневек. историки. Вопросы о происхождении П. и об обстоятельствах его миссии остаются дискуссионными. Высказывалось предположение, что он был диаконом Церкви Автиссиодура, которого Герман направил в Рим, чтобы получить санкцию папы Римского на поездку в Британию. Однако более вероятно, что П. принадлежал к римскому клиру. Слова Проспера указывают на достаточно высокий статус П., выступающего как папский советник.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010