Сразу после рождения В. В. был отдан кормилице в семью, получившую в качестве платы неск. рабов. Его молочный брат Дорофей, к к-рому В. В. сохранил теплые чувства, впосл. стал пресвитером ( Basil. Magn. Ep. 36). С самого раннего возраста В. В. отличался чрезвычайно хрупким здоровьем, болезнь сопровождала его неотлучно всю жизнь (Ep. 203. 1). Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от к-рого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров» (Ин 4. 50) ( Greg. Nyss. Or. in Basil. 19). Детство его прошло при бабке Макрине в окрестностях Неокесарии ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3). От Макрины Старшей буд. святитель получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» и «воспитала в благочестивых учениях» (Ep. 204. 6; Pouchet. 1992. P. 591-592). С детства усвоенные понятия о Боге В. В. пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства» ( Basil. Magn. Ep. 223. 3). Образование Согласно античной образовательной традиции ( Марру. С. 200-210), В. В. должен был с 7 лет посещать начальную школу. Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии (возможно, главой школы - Bernardi. 1992. P. 140. Not. 2), желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием. Под его руководством В. В. начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах ( Greg. Nazianz. Or. 43. 12. 2-3). Однако вслед. ранней смерти (1-я пол. 40-х гг.) отец не успел оказать существенное влияние на образование сына ( Bernardi. 1992. P. 140. Not. 2). Ок. 346 г. В. В. отправился для поступления в уч-ще в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук» ( Greg. Nazianz. Or. 43. 13. 1). Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом (Ibidem), ставшим впосл. его близким другом. При всем богатстве внешних впечатлений главными устремлениями В. В. всегда оставались любомудрие (φιλοσοφα δ σπουδ), отрешение от мира (τ αγναι κσμου) и пребывание с Богом (μετ Θεο γενσθαι - Ibid. 13. 5).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

сын, Никифор, умер в раннем возрасте (Ibidem). Имена остальных детей Е. неизвестны. Предполагают, что нек-рые из них впосл. приняли монашество ( Maraval. 1980). По словам свт. Василия Великого, он приобрел верное понятие о Боге от блаженной матери своей и бабки Макрины ( Макрины Старшей ), к-рые воспитывали детей в духе христ. благочестия и добродетели ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3). Особое влияние на семью оказало аскетическое учение Евстафия Севастийского. После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Е. вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в имение Анниса на берегу р. Ирис, в окрестностях г. Ивора (совр. Сев. Турция), и основали там обитель, куда последовали мн. отпущенные ими рабы. Дожив до преклонных лет, Е. умерла окруженная заботой дочери Макрины и сына Петра ( Greg. Nyss. De vita Macr. 13; ср.: Basil. Magn. Ep. 30. 7). Е. была похоронена в ц. Сорока мучеников Севастийских в саркофаге своего мужа. Свт. Григорий Нисский описывает новый саван, к-рым были покрыты тела Е. и Василия Старшего при захоронении Макрины в тот же саркофаг ( Greg. Nyss. De vita Macr. 35). Относительно даты смерти Е. среди ученых нет единого мнения: болландисты считают, что Е. скончалась примерно на 74-м году жизни в 372 г.; франц. исследователи относят время кончины святой к 373 г.; архиеп. Филарет (Гумилевский) полагает, что она умерла 8 мая 375 г. В 1998 г. Элладская Православная Церковь постановила праздновать во 2-е воскресенье янв. память семьи свт. Василия Великого: его родителей Василия и Е., братьев и сестер. В Римском Мартирологе память Е. отмечена под 30 мая. Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 242-246; SynCP. Col. 363-366; Greg. Nyss. De vita Macr.; idem. Traité de la virginité/Introd., texte crit., trad., ind.: M. Aubineau. P., 1966. P. 564. (SC; 119); Maraval P., é d. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine. P., 1971. (SC; 178); idem. Encore les frères et sœurs de Grégoire de Nysse//RHPhR. 1980. Vol. 60. P. 161-166. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 9. P. 1-304, 628-691; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 165-181; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 537; Pfister J. E. The Brothers and Sisters of St. Gregory of Nyssa//VChr. 1964. Vol. 18. P. 108-113; Aubert. R. Emmélie//DHGE. T. 15. Col. 429; Amore A. Basilio ed Emmelia//BiblSS. Vol. 2. Col. 949. П. Б. Михайлов, Э. Ф. Гамаюнова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/189955.html

Magn. Hom. 3. 3). Подобное мнение встречается и у свт. Григория, еп. Нисского: «Поскольку устройство человека двойственно, ибо [он состоит из] души, соединенной с телом, то соответственно каждому из двух наблюдаемых в нас [начал] разделяется и вид жизни (τ τς ζως εδος): одна есть жизнь души, а другая - тела; одна - смертная и временная, другая - бесстрастная и невредимая; одна взирает на настоящее, а цель другой простирается в вечность» ( Greg. Nyss. In Eccl.//GNO. T. 5. P. 284). Согласно свт. Иоанну Златоусту , «понятие жизни многозначно… есть эта телесная жизнь, есть жизнь греховная… Есть также жизнь вечная и бессмертная, а после нее - [ жизнь] небесная» ( Ioan. Chrysost. In Philip. 3. 1). При этом если телесная Ж. часто тесно связана с Ж. греховной, то духовная Ж., напротив, рассматривается как «очищение от греха» (κθαρσις/χωρισμς τς μαρτας), «жизнь по добродетели» ( κατ ρετν ζω, νρετος ζω), «уподобление Богу» ( πρς τν θεαν φσιν μοωσις), «причастность Богу» (τ το θεο μετχειν) и т. п. ( Clem. Alex. Strom. IV 3. 12; Orig. Fragm. in evang. Ioann. 39; Basil. Magn. Hom. 8. 8; Greg. Nyss. De infant. abrept.//GNO. T. 3. Pt. 2. P. 79; Areop. EH. II 3. 1, 3. 5; Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 7. 7). По утверждению сщмч. Игнатия Богоносца , вера в Иисуса Христа и любовь к Нему являются «началом и концом жизни» ( Ign. Ep. ad Eph. 14. 1; ср.: Barnaba. Ep. 1. 6). По мнению свт. Григория, еп. Нисского, если «применительно к плоти жизнью называется деятельность и движение телесных чувств… то применительно к духовной природе истинная жизнь есть уподобление Богу» ( Greg. Nyss. Contr. Eun. III 6. 77); поэтому человеку «не следует сосредоточиваться на этой чувственной жизни, которая по сравнению с истинной жизнью является как бы несуществующей и нереальной» ( Idem. In Eccl.//GNO. T. 5. P. 284). В византийском сборнике «Учение отцов» истинная человеческая Ж. определяется как «возникающая добровольно добродетель души» (ρετ ψυχς κουσως ϒινομνη - Doctrina patrum de incarnatione verbi/Ed.

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

Григорий Богослов отмечает в В. В. твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, силу ума, дар учительства, указывает на его умение быть приятным собеседником, выговаривать, не задевая самолюбия (Ibid. 64-65. 1). В. В. не был связан браком, был нестяжателен, «бесплотен и почти бескровен» ( Greg. Nazianz. Or. 18. 35). Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, росла вместе с ним и воспитывала его ( Basil. Magn. Ep. 203. 1), часто служа к духовной пользе ( Basil. Magn. Hex. 2. 5). О своем здоровом состоянии он говорил как о более тяжелом, чем у самых безнадежных больных, так что болезнь стала для него чем-то естественным (Ep. 136. 1). Анализ писем В. В. показывает, что он страдал хронической болезнью кишечника (возможно, болезнью Крона - Drecoll. 1997; ср.: Courtonne// St. Basile. Lettres. Vol. 3. P. 76. Not. 1 - болезнью печени). В возрасте 40 лет В. В. называет себя стариком, цепенеющим от времени, телесной немощи и перенесенных страданий (Ep. 260. 2; ср.: Ep. 9. 3; 176; 278; свидетельства о состоянии здоровья святителя содержат его письма к сщмч. Евсевию Самосатскому). В кон. 373 г. святитель, казалось, находился «у врат смерти» (Ep. 141. 1; ср.: Ep. 161). Кончина Перед самой смертью В. В. нашел в себе достаточно сил, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников ( Greg. Nazianz. Or. 43. 78. 2; ср.: Ibid. 79. 2). Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс 30. 6). Согласно свт. Григорию Нисскому, В. В. умер на 9-м году епископского служения ( Greg. Nyss. De vita Macr. 14). Общепринятая дата смерти В. В.- 1 янв. 379 г. ( Tillemont. T. 9. P. 278). Датировка напрямую зависит от точного времени возвращения из ссылок на свои кафедры епископов, изгнанных имп. Валентом, и времени проведения Собора в Антиохии ( Greg. Nyss. De vita Macr. 15). Пуше предлагает считать датой кончины святителя 378 г. ( Pouchet. 1992). Мараваль полагает, что В. В. умер ок. авг. 377 г. ( Maraval. 1988; 1990. P. 18-20),- такая датировка существенно сдвигает др.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

5. Антиохийский раскол, отношения с Западом. В начале своего архиерейского служения В. В. полагал, что единственная возможность к упрочению Православия на Востоке - единомыслие с Западом (τν παρ τν δυτικν πισκπων σμπνοιαν), средство к достижению к-рого он видел в преодолении вероучительных разногласий в Антиохии (см. в статьях Антиохийская Православная Церковь , Антиохийские Соборы ) ( Basil. Magn. Ep. 66. 1-2; ср.: Ep. 258. 3; Cavallera. 1905). Поставленный на Антиохийскую кафедру в 360 г. св. еп. Мелетий был представителем новой формации правосл. богословов («новоникейцев» - см.: Болотов. Т. 4. С. 91; Спасский. 1914. С. 488), вскоре вобравшей в себя большинство правосл. епископов Востока. Его поддерживал В. В. ( Basil. Magn. Ep. 67), тогда как еп. Павлин (неканонично рукоположенный в 362), сторонник «старших никейцев», пользовался поддержкой Рима и свт. Афанасия Великого, еп. Александрийского. В. В. взялся за дело объединения «старо-» и «новоникейцев» ( Болотов. Т. 4. С. 100-104; Спасский. 1914. С. 533-561). Тщетно попытавшись заручиться поддержкой свт. Афанасия ( Basil. Magn. Ep. 66, 67, 69), он сам обратился (371) к папе Дамасу I (Ep. 70; Amand de Mendieta. 1963). Стремлением В. В. было установление общения Запада со сторонниками Мелетия в целях проведения представительного церковного Собора и создания платформы для окончательной победы Православия над арианством. Реакция Рима была достаточно сдержанной ( Basil. Magn. Ep. 90), тем не менее святитель продолжил борьбу, составив послание, подписанное мн. вост. епископами и направленное к епископам Запада (Ep. 92). Зап. епископы неучтиво вернули письмо, приложив к нему свой текст, к-рый требовалось подписать (Ep. 138. 2). Все-таки дело сдвинулось, и в 376 г. В. В. свидетельствует о любви и расположении Запада (Ep. 253); он просит зап. епископов осудить основные еретические движения и главных ересиархов - Евстафия Севастийского, Аполлинария Лаодикийского и Павлина Антиохийского (Ep. 263). Позже Рим снял обвинения с Мелетия (377), а через 9 месяцев после смерти В. В. в Антиохии состоялся Собор ( Greg. Nyss. De vita Macr. 15), закрепивший успех политики святителя и ставший подготовительным этапом для Вселенского II Собора (381).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Nyss. Apol. in Hex.//PG. 44. Col. 72; ср.: Philo. De opif. 28). Все сотворенное заключается в природе текучего В. ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1. 5; ср.: Maximus Conf. Cap. theol. I 5), «протекает вместе со временем» ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 9. 2). В., согласно блж. Августину , не имеет субстанционального существования и немыслимо вне тварного мира: «Времен не было бы, если бы не было творения... Бог... есть Творец и Устроитель времени» ( Aug. De civ. Dei. XI 6; ср.: idem. Confess. XI 13-14). Поскольку до «начала» не было В., то нелепо говорить, что было тогда, ибо не было и самого «тогда» (Ibid. XI 12-13). Прежде «начала» не было ничего доступного постижению ( Basil. Magn. Hom. 16.//PG. 31. Col. 473), поэтому и 1-й день творения назван в Свящ. Писании не «первым», но «днем одним» (Быт 1. 5), единым, не имеющим предшествующих дней, пребывающим вне длительности, замыкающимся сам на себя. Он символически вмещает все творение, является прообразом нескончаемого, невечернего, «восьмого дня» (ср.: Лев 23. 36), т. е. вечности. «...Назовешь его днем, или веком (греч. ανα - эоном), выразишь одно и то же понятие» ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 2. 8; ср.: Hom. 8.//PG. 31. Col. 324; Philo. De opif. 15, 35). Согласно прп. Максиму Исповеднику , дни творения мира прообразуют его будущее: «Шестой день... доводит до конца [творение] сущих... седьмой - ограничивает движение, свойственное времени; восьмой - обнаруживает способ устроения того, что выше природы и времени» ( Maximus Conf. Cap. theol. I 51). В первый и в «восьмой день» В. сопрягается с вечностью. После Второго пришествия Христа тварь приобщится к вечности. Но сама тварность мира предполагает бесконечный, вневременной процесс совершенствования и восхождения к Богу: вечность мира, разумных существ сотворена так же, как и В. (Ibid. I 48). Так, Крещение человека знаменует начало новой, единственной и неповторимой жизни, направляющее «стрелу» В. за границу земного бытия, к горней жизни ( Greg. Nazianz. Or. 40. 2); опытом приобщения к вечности служат церковные таинства, молитва.

http://pravenc.ru/text/155438.html

его близкие и друзья, гл. обр. младший брат свт. Григорий Нисский и свт. Григорий Богослов, старались вообще не упоминать о Евстафии Севастийском и его влиянии на жизнь свт. Василия, приписывая святителю и его семье инициативу создания и организации аскетического движения в Каппадокии и Понте. Как и общины Евстафия, монахи свт. Василия составляли братство, т. е. новую семью, живущую по заповедям Евангелия (Ibid. 10. 2; Greg. Nyss. De vita Macr. 16. 2), состоявшую из раздельно живших мужчин и женщин ( Basil. Magn. Asc. fus. 33), к-рые составляли вместе «двойной» мон-рь. Каждая из 2 частей мон-ря находилась под руководством настоятеля-пресвитера (προεστς, πρεσβτερος) или настоятельницы-пресвитериссы (προεστσα, πρεσβυτρα), которые являлись духовным отцом и матерью соответственно муж. и жен. половины общины. Управление всем мон-рем могло быть возложено как на мужчину, так и на женщину ( Idem. Ep. 173). Члены братства были обязаны оказывать настоятелю и настоятельнице полное послушание, отрекаясь от собственной воли ( Idem. Asc. fus. 24; 28; 41), открывали им помыслы (Ibid. 26). Начальственные лица опирались в управлении мон-рем на заместителя (τερος, Ibid. 45), а также на советы «мудрых», т. е. старших и более опытных братьев (Ibid. 48). Между различными братствами не существовало иерархии. Они составляли скорее федерацию общин, т. к. все общие вопросы решались собранием настоятелей, к-рое могло в т. ч. избирать новых глав общин (Ibid. 43; Idem. Asc. br. 303). Тем не менее некоторые мон-ри (мон-рь прп. Макрины в Понте и «дом бедных» в Кесарии), видимо, пользовались особым влиянием и авторитетом. Членами общины могли быть как взрослые, так и дети, в т. ч. из состоятельных семей ( Idem. Asc. fus. 10; Idem. Ep. 277. 8-10). В евстафианской традиции было принято посвящать детей Богу с самого рождения (PG. 31. Col. 625A), и сам свт. Василий отцом был посвящен Богу с младенчества ( Greg. Nyss. In Basil. fratr. 19. 1-5). Новоначальные проводили свою жизнь отдельно от общины, проходя подготовительный период послушничества, занимаясь изучением Свящ. Писания ( Basil. Magn. Asc. fus. 45) и привыкая к правилам, подобно тому как Евстафий и Аэрий в свое время учились в школе с аскетическим уставом. Принятие в общину сопровождалось принесением в присутствии епископа обетов безбрачия (Ibid. 15), бедности и уходом из семьи (Ibid. 14). Содержание монашеской жизни в общинах свт. Василия состояло в 3 видах деятельности: изучении Свящ. Писания, которое для свт. Василия и Евстафия Севастийского являлось единственным истинным правилом и нормой аскета (Ibid. 5. 3), физическом труде и молитве, гармонично сочетавшихся.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Если страсть Г. отвергнет внушения рассудка и овладеет душой человека, то он перестает быть собственно человеком, говорит свт. Василий Великий, но становится зверем, «они бесятся, как псы, бросаются, как скорпионы, угрызают, как змеи» ( Basil. Magn. Hom. 10. 1//PG. 31. Col. 353; ср.: Ис 56. 10; Мф 23. 33). От раздражительности и Г. человек совершает убийство; от Г. братья не узнают друг друга, родители и дети забывают узы природы; душу, приведенную в бешенство Г., почти так же трудно удержать, как человека, одержимого бесом; Г. возбуждает ссору, ссора - драку, драка - раны, что нередко приводит к смерти ( Basil. Magn. Hom. 10. 1//PG. 31. Col. 356; ср.: Greg. Nazianz. Carmina moral. 25: Adv. iram.). Свт. Тихон Задонский считает Г. «мучительной и лютой страстью», к-рая «сокровенна быть не может». В отличие от др. страстей, имеющих возможность оставаться скрытыми, Г., переполнив сердце, извергается наружу (Т. 2. С. 177). Крайний предел Г.- когда человек и наедине гневается ( Ioan. Climacus. 29. 10; 8. 13). Стремление отомстить обидчику, дать ему почувствовать боль от нанесенной им обиды признается основной причиной возникновения Г. ( Basil. Magn. Hom. 10. 1//PG. 31. Col. 356; Greg. Nazianz. Carmina moral.//PG. 37. Col. 816; Greg. Nyss. De anima et resurr.//PG. 46. Col. 56; Evagr. De octo vit. 6//PG. 40. Col. 1273). Г. является извращением естественной силы души (θυμς). Г.- принадлежность не естества, поясняет свт. Феофан Затворник, а следствие испорченности его; побеждающий Г. «не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин» (Письмо 565). Г. есть воспоминание ненависти, памятозлобие, зложелание. Соответственно безгневие - это победа над естеством и нечувствительность ко всякого рода досаждениям ( Ioan. Climacus. 8. 2; 8. 5). Нередко Г. порождает печаль ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. IX 4; Collat. V 11). Она возникает по причине неудовлетворенности или неполного удовлетворения страстного желания. Другая причина может заключаться в том, что чувственный эгоизм человека в Г.

http://pravenc.ru/text/165179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКРИНА СТАРШАЯ [греч. Μακρνα Μεγλη] (до 270 - ок. 340, диоцез Понт (совр. Турция)), исп. (пам. зап. 14 янв.), бабка по отцу святителей Василия Великого , Григория , еп. Нисского, Петра , еп. Севастийского, и прп. Макрины Младшей , к-рая названа в ее честь. О М. С. известно из упоминаний в письмах свт. Василия Великого ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3), из «Послания о жизни прп. Макрины» свт. Григория Нисского ( Greg. Nyss. De vita Macr. 2) и из «Надгробного слова Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской» свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7). Точных дат жизни М. С. источники не сообщают. Время рождения устанавливается относительно даты смерти ее учителя свт. Григория Чудотворца , которая в свою очередь также неточна (270-275); датировка кончины М. С. связана и с возрастом ее внуков - святителей Василия Великого (род. в 329/330) и Григория Нисского (род. в 331/335). М. C. весьма чтила «апостола Неокесарии», ученика Оригена , свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского, к-рый способствовал широкому распространению христианства в Понте. Свт. Василий Великий, чье детство прошло в тесном семейном общении с бабушкой, пишет, что от нее услышал и запомнил наставления святителя, к-рым она сама следовала. Кроме того, М. С., по его словам, воспитала его «в благочестивых учениях» и передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» ( Basil. Magn. Ep. 204. 6; 223. 3; Pouchet. 1992. P. 591-592). Свт. Василий Великий сообщает также, что именно от М. С., а также от своей матери, прп. Емилии , он воспринял первое представление о Боге ( Basil. Magn. Ep. 223. 3). Во время гонения имп. Диоклетиана (у свт. Григория Богослова - Максимина, очевидно имп. Максимина Дайи ) у М. С. и ее мужа (имя неизв.) за исповедание Христа было отнято имущество, и они были вынуждены ок. 7 лет скрываться в понтийских лесах. Свт. Григорий Богослов рассказывает, как по их молитве Бог послал им для пропитания оленей, указывает на мужество людей, привыкших к достатку, но ради исповедания веры отказавшихся от удобств городской жизни и удалившихся в дикие леса ( Greg. Nazianz. Or. 43. 4-7).

http://pravenc.ru/text/2561532.html

Ряд сочинений свт. Василия Великого содержит нек-рые данные о Д. и полемику с духоборцами. 3-я кн. трактата «Против Евномия» (Adversus Eunomium) посвящена учению о Св. Духе и опровержению еретических мнений по этому вопросу. Первым духоборцем свт. Василий называет Евномия ( Basil. Magn. Adv. Eunom. II 33), поскольку тот учил, что Сын - творение Отца, а Дух - творение Сына ( Eunomius. Apol. 25). В 374 г. свт. Василий приступил к составлению обширного трактата «О Святом Духе» ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct.) против еретических взглядов Евстафия , еп. Севастийского; трактат включает многочисленные сведения о Д.; получил распространение лишь после 376 г. Кроме того, теме Д. и его основным действующим лицам посвящен ряд писем свт. Василия. Евстафия Севастийского он называет главой духоборцев (πρωτοσττης στ τς τν Πνευματομχων αρσεως - Idem. Ep. 263. 3) и описывает долгий путь его богословских исканий, закончившийся оформлением новой ереси - Д. ( Idem. Ep. 244. 9). Свт. Григорий Богослов многократно вступал в открытую полемику с духоборцами, в особенности в к-польский период (379-381). Этому посвящены целиком Слово 5 о богословии ( Greg. Nazianz. Or. 31) и отчасти Слово на Пятидесятницу ( Idem. Or. 41. 6-7). Свт. Григорий Нисский составил трактат Против македониан о Св. Духе ( Greg. Nyss. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto), в к-ром подробно излагается учение Д. и приводится развернутое опровержение доводов еретиков. Свт. Григорию также принадлежит письмо, дошедшее в корпусе писем свт. Василия, где кратко представлена суть Д. ( Basil. Magn. Ep. 189. 4). В 376 г. в Иконии свт. Амфилохий Иконийский при поддержке свт. Василия Великого провел церковный Собор, который предал учение Д. анафеме. По окончании Собора он составил послание, отражающее учение Собора, а также основные положения осужденного учения ( Amphilochius Iconiensis. Epistula synodalis//Opera/Ed. C. Datema. Turnhout, 1978. P. 219-221). Александрийский дидаскал Дидим Слепец уделил немало внимания учению о Св. Духе, к-рое начало формулироваться в результате богословской полемики с еретиками. Этой теме посвящен отдельный трактат Дидима ( Did. Alex. De Spirit. Sanct.; до 381). В нем приводятся важные свидетельства об особенностях аргументации сторонников Д., хотя автор не ставит перед собой задачи последовательно изложить содержание учения духоборцев. В трактате «О Святой Троице» (De Trinitate) Дидим помещает пространный фрагмент диалога между македонианином и православным, где также приводится подробная богословская аргументация еретиков ( Did. Alex. De Trinit. 8//PG. 39. Col. 604-605). Феодор Мопсуестийский в 392 г. принял участие в богословском диспуте со сторонниками Д. в сир. г. Аназарв и оставил подробный отчет об этом состязании, из к-рого вышел победителем ( Theod. Mops. Controvers.//PO. T. 9. Fasc. 5. Col. 637-667; Barhadb. Hist. eccl. 19//Ibid. Col. 506-507).

http://pravenc.ru/text/180631.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010