Известны и др. чудеса Г., к-рым посвящены греч. тексты: «О быке Феописта» (BHG, N 689-689d), «О видении сарацина» (автор Григорий Декаполит, BHG, N 690-690с), «О пронзенном образе» (BHG, N 690i), «Об убитом воине» (BHG, N 691e), «О пироге» (BHG, N 691g), «О поясе святого» (BHG, N 691i), «О пафлагонском юноше» (BHG, N 691m - 691n) и др. (BHG, N 691u - 691x). Ист.: Cod. Laurent. Plut. X. 31. Fol. 186-189, XV в. [об обращении сарацина]; Cod. Athen. 278. Fol. 283-286, XV в. [о спасении от разбойников]; ActaSS. Apr. T. 3. P. XXXV-XXXIX, XLI, XLV, 143; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 200-216; Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в визант. и славяно-рус. лит-рах. Од., 1909; Aufhauser J. B. Das Drachenwunder des hl. Georg//Byzantinisches Archiv. Lpz., 1911. Hf. 5. S. 52-69, 96-98, 108-110, 119-121; idem. Miracula sancti Georgii. Lipsiae, 1913. P. 2-8 [о колонне вдовы]; idem. Ibid. S. 100-103 [об избавлении из сарацинского плена]; idem. Ibid. S. 18-44 [об избавлении из болг. плена]; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1. (Вып. 49). С. 110-116; Arras V. Miraculorum S. Georgrii megalomartyris collectio altera. Louvain, 1953. (CSCO. Aethiop.; 31-32); Сказание о чудесах св. Георгия инока Христодула//Старата българска, руска и сърбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 80-81 [об избавлении отрока из плена]; ЖСв. Апр. Стб. 376-393; Жития визант. святых/Пер., вступ. ст., прим.: С. В. Полякова. СПб., 1995. С. 391-419. Лит.: Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исслед. лит. истории христ. легенды. СПб., 1879; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 320-322; Бугаевский А. В. , Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия и св. мц. царицы Александры. М., 1998. C. 28-57. О. Н. А. Славяно-русская агиографическая традиция У юж. славян и на Руси были известны переводы как канонических, так и апокрифических житий Г. дометафрастово «Мученичество» (BHG, N 671-672, нормальный текст) представлено в 2 переводах. 1-й (нач.: «Превечное убо царство Господа нашего Иисуса Христа ни начала дьни имать, ни житию коньца имать») приводится в ряде рус. сборников (ГИМ. Чуд. 20, кон. XIV в.) и в Четьях-Минеях митр. Макария (ВМЧ. Апр. Дни 22-30. Стб. 908-924). 2-й перевод (нач.: «Спаса убо нашего превечное царство ниже начело жизни ниже конць имать»), выполненный во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в составе «Студийской коллекции» ( Hannick. S. 207), в рус. списках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/162188.html

17 Δημοσθνους, Α. Βυζαντιν Κπρος (965−1191), λικς κα πνευματικς πολιτισμς. Θεσσαλονκη: κδσεις ρδοτος, 2002. Σ. 77. 18 Teteriatnikov, N. The Relic of the True Cross and Jerusalem Loca Sancta: the Case of the Making of Sacred Spaces in the St. Neophytos’ Encleistra, Paphos, in Hierotopy. Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Medieval Russia/ed. A. Lidov. – Moscow: Progress-Tradition, 2006. – P. 411. 21 Δημοσθνους, Α. Βυζαντιν Κπρος (965–1191), λικς κα πνευματικς πολιτισμς. Θεσσαλονκη: κδσεις ρδοτος, 2002. Σ. 79. 23 Teteriatnikov, N. The Relic of the True Cross and Jerusalem Loca Sancta: the Case of the Making of Sacred Spaces in the St. Neophytos’ Encleistra, Paphos, in Hierotopy. Creation of Sacred Spaces in Byzantium and Medieval Russia/ed. A. Lidov. – Moscow: Progress-Tradition, 2006. – P. 413. 24 Μπαλανς, Δ. Σ. Ο βυζαντινο κκλησιαστικο συγγραφες π το 800 μχρι το 1453. θνα, 1951. Σ. 121. 25 Брезгунов, С. К. Святой Неофит Затворник//Мир Православия. Сборник статей. – Вып. 6. Волгоград, 2006. 119. 26 Издания творений преподобного Неофита: γιος Νεφυτος γκλειστος. Συγγρμματα/κδ. Ν. Ζαχαρπουλος, . Καραβιδπουλος, Χ. ικονμου, Δ. Τσμης. – Πφος: κδοση ερς Βασιλικς κα Σταυροπηγιακς Μονς γου Νεοφτου, 1999. – T. 3. – Σ. 167–211; γιος Νεφυτος γκλειστος. Συγγρμματα/κδ. Ν. Ζαχαρπουλος, . Καραβιδπουλος, Χ. ικονμου, Δ. Τσμης. – Πφος: κδοση ερς Βασιλικς κα Σταυροπηγιακς Μονς γου Νεοφτου, 1998. – T. 2. – Σ. 220–225; γιος Νεφυτος γκλειστος. Συγγρμματα/κδ. Ν. Ζαχαρπουλος, . Καραβιδπουλος, Χ. ικονμου, Δ. Τσμης. – Πφος: κδοση ερς Βασιλικς κα Σταυροπηγιακς Μονς γου Νεοφτου, 2001. – T. 4. – Σ. 61– 68; γιος Νεφυτος γκλειστος. Συγγρμματα/κδ. Ν. Ζαχαρπουλος, . Καραβιδπουλος, Χ. ικονμου, Δ. Τσμης. – Πφος: κδοση ερς Βασιλικς κα Σταυροπηγιακς Μονς γου Νεοφτου, 1996. – T. 1. – Σ. 3–31; γιος Νεφυτος γκλειστος. Συγγρμματα/κδ. . Σακελλαρδου-Σωτηροδη, Κ. Κωνσταντινδης, Ν. Παπατριανταφλλου-Θεοδωρδη, Β. Κατσαρς, Δ. Σοφιανς, . Καρπζηλος. – Πφος: κδοση ερς Βασιλικς κα Σταυροπηγιακς Μονς γου Νεοφτου, 2005. – T. 5. – Σ. 194–212. Переводы творений преподобного Неофита на русский язык с комментариями авторов: Сидоров, А. И. Неофита монаха и Затворника десять слов о заповедях Христовых//Альфа и Омега. – 1998. – 1. – С. 48–78; Архим. Амвросий (Погодин) . Преподобный Неофит затворник Кипрский. О бедствиях в Кипрской стране. Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями и приведена во Святая святых; и свидетельства Священного Писания, говорящие о Ней. Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 г. индикта 3-го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал//Вестник русского христианского движения. – М., 2002. 138. – С. 59–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

В. в К-поль ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. Т. 1. Р. 432). Видимо, перенесение мощей (год этого события точно не известен) было приурочено ко дню преставления А. В. Один из древнейших зап. календарей - Мартиролог блж. Иеронима - содержит память А. В. под 13 окт. (MartHier. P. 555), но эта традиция не получила на Западе дальнейшего развития. Копт. синаксари отмечают «воспоминание чуда, бывшего через святого Афанасия» под 9 пармуте (4 апр.) и «чудо, бывшее десницею Афанасия Апостольского» под 30 тута (27 сент.) (Synax. Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 50-51; Basset R.//PO. 1904. T. 1. Fasc. 3. Р. 309-310). Из богатого агиографического наследия, посвященного А. В., древнейшими произведениями являются: похвальное слово свт. Григория Богослова, произнесенное в 379 г. (BHG, N 186), фрагменты копт. жития и энкомия V в. (энкомий приписывается свт. Кириллу Александрийскому) ( Lemm. S. 11-46; Orlandi T. Testi Copti. Milano, 1968. Р. 18-39) и житие дометафрастовой редакции (BHG, N 185), представляющее собой контаминацию текстов из «Церковных историй» Сократа Схоластика и Геласия Кесарийского, составленную не позднее VII в. (наиболее ранние списки кон. IX в.). В VIII в. создано похвальное слово свт. Андрея Критского (BHG, N 186а), в IX в.- житие, упоминаемое в «Библиотеке» Патриарха Фотия (Cod. 258) (BHG, N 184), к-рое написано на основе несохранившейся редакции дометафрастова жития ( Hägg. P. 51). К X в. относится пространное житие, приписываемое Симеону Метафрасту (BHG, N 183). Его сокращенный вариант помещен в Императорском Минологии XI в. ( Halkin. P. 68) (BHG, N 183а); краткое житие включено в Синаксарь К-польской церкви X в. (BHG, N 185е). Известна ода в честь А. В., написанная Феодором Метохитом (1270-1332) (BHG, N 186b). Икона-мощевик кн. Константина Димитриевича с частицей мощей свт. Афанасия Великого из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XV в. (ГММК) Икона-мощевик кн. Константина Димитриевича с частицей мощей свт. Афанасия Великого из Благовещенского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Еще до составления в IV-V вв. списков апостолов от 70 В. включается в число 70 учеников Спасителя Климентом Александрийским (III в.) в «Очерках» (Hypotyposes VII) и «Строматах» ( Clem. Alex. Strom. II 6. 31; II 20. 116), а вслед за ним и Евсевием в «Церковной истории» (I 12. 1; II 1. 4). Псевдо-Климентовы гомилии (Hom. 1, 9-16; 2, 4) подчеркивают, что В. являлся непосредственным учеником Спасителя. Входящие в состав Климентин «Встречи» (V в.) идентифицируют В. с Матфием, избранным вместо предателя Иуды, т. о. включая В. в число 12 апостолов (Recognitiones. I 60). Кроме Актов В. (BHG, N 225) и Энкомия Александра Кипрского (BHG, N 226) сохранились посвященные апостолу Слово «О мире и о Св. Варнаве» (401 г.), приписываемое Севериану, еп. Габальскому, или, что менее вероятно, Иоанну Златоусту (BHG, N 226 f.) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1891. Т. 1. С. 15-26), Похвальное Слово Леонтия Монаха (VI-VIII вв.) (BHG, N 226d), «Воспоминание», или «Записка» (Υπμνημα) XI в. (BHG, N 226е), житие в составе Императорского Минология XI в. (BHG, N 2057). В кратком житии, помещенном в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 745-746), подчеркивается связь В. с ап. Петром: он принял хиротонию от Петра и назван его спутником. В «Воспоминании» XI в., напротив, В. назван спутником Павла, а также братом ап. Аристовула , чья дочь была женой ап. Петра ( Van Deun. Р. 326). Ист.: BHG, N 204, 225, 226, 226d, 226e, 226 f., 2057; Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237; Franchi de " Cavalieri P. Note agiografiche. R., 1930. T. 6. (ST; 33); Halkin F. Les Actes Apocryphes de St. Héraclide de Chypre disciple de l " Apôtre Barnabé. Appendice: S. Myron évêque de Tamasos en Chypre?//AnBoll. 1964. T. 82. Fasc. 1-2. P. 133-170; Die Pseudoklementinen. Bd. 1: Homilien/Hrsg. B. Rehm, J. Irmscher, F. Paschke. B., 19692. (GCS; 42). S. 23-281; Χατζηωννου Κ. Π. Η ρχαα Κπρος ες τς λληνικς πηγς. Λευκωσα, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. P. 51-70; Van Deun P. Un Mémoire anonyme sur S. Barnabé (BHG, 226e): Éd. et trad.//AnBoll. 1990. T. 108, fasc. 3-4. P. 323-335; Acta Philippi et Acta Thomae. Accedunt Acta Barnabae/Ed. M. Bonnet//ActaAA. 2/2; Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e menologio imperiali deprompta. Vita Sancti Auxibii/Ed. P. Van Deun, J. Noret//Hagiographica Cypria. Turnhout e. a., 1993. P. 208-236. (CCSG; 26); Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 47-91.

http://pravenc.ru/text/154261.html

Никифора (BHG, N 2297-2298); этот храм упомянут также в Житии св. исп. Никиты, игум. Мидикийского, изданном в переводе Д. Е. Афиногенова (М., 2001)). М. посвящено большое количество лит. произведений разных жанров и композиций. Одним из первых текстов такого рода является Энкомий Хрисиппа (V в.) (BHG, N 1290b; издан А. Сигаласом ( Σιγαλς Α. Χρυσππου πρεσβ., γκμιον ες τν Μιχαλ//ΕΕΒΣ. 1926. Τ. 3. Σ. 85-93)). Похвальное слово начинается кратким вступлением, далее автор переходит к определению ангельской природы и, основываясь на книгах Свящ. Писания, делает вывод, что природа ангелов - это дух и огонь. Затем приведено толкование имени архангела: М. не как Бог (ибо Бог один), и никто не может быть как М. (ибо Михаил как Бог). После этого идет краткий комментарий на Книгу прор. Даниила (Дан 10. 21) и Книгу прор. Иезекииля (Иез 28. 14). Заканчивается Энкомий подробным комментарием на один из апокрифов об успении Моисея. На основании Энкомия можно заключить, что в V в. уже окончательно сформировалось представление о безымянном ветхозаветном Ангеле как о М., к-рый в тексте назван архангелом и главным из ангелов, победителем диавола. Особое значение в истории визант. почитания М. имеет текст «Чудо в Хонех» - самое популярное агиографическое произведение, посвященное М., судя по количеству редакций и списков. В отличие от Энкомия Хрисиппа, основанного на ветхозаветном материале, этот текст повествует о событии визант. истории. К этому сюжету многократно обращались визант. авторы. Всего известно 7 текстов «Чуда в Хонех»: BHG, N 1282-1282c - анонимный текст (изд.: Bonnet. 1889); по мнению издателя, это самая ранняя редакция, все остальные основываются именно на ней; BHG, N 1283 - автор текста - К-польский патриарх Сисиний II (X в.; изд. в ActaSS. Sept. T. 8. Col. 41-47); BHG, N 1283a - автор текста Антоний Монах; BHG, N 1283b - текст, приписываемый прп. Иоанну Дамаскину; BHG, N 1283n - автор текста Никита Пафлагон (IX в.); BHG, N 1284 - автор текста прп. Симеон Метафраст (X в.; изд.: AnBoll.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Преследования христиан при имп. Валериане и Галлиене начались летом 257 г. и проходили в 2 этапа: сначала гонениям подверглись представители духовенства, затем - все остальные христиане. Мученичество Н. имеет 2 редакции, написанные на греческом языке (BHG, N 1331-1332). Более ранняя версия, озаглавленная «Мученичество святого великомученика Никифора и о злопамятстве», сохранилась примерно в 30 рукописях X-XVII вв. (напр.: Ambros. D. 92 sup.; Hieros. Patr. 280) и была впервые издана в составе «Греческой патрологии» Ж. П. Миня по списку X в. (Paris. gr. 1452) с лат. переводом (PG. 114. Р. 1368-1376). Др. редакция, составленная Симеоном Метафрастом (X в.), впосл. подвергалась неск. переработкам (BHG, N 1332b, 1332d, 1333). Ни в одной из этих редакций Мученичества не говорится, что Н. и Саприкий жили в Антиохии Сирийской, вероятно, это указание впервые появилось в версии BHG, N 1333. Еще одна редакция Мученичества Н. (BHG, N 1334), возможно, была написана Иоанном, еп. Сардским (возможно, один из адресатов прп. Феодора Студита, присутствовавший на Соборе 815 г.), на основе более ранней редакции с риторическими добавлениями. В XVII в. эта версия была переведена на лат. язык А. Барвоэтом (ActaSS. Feb. T. 2. P. 285-288). Константин Акрополит (между 1250 и 1255 - до мая 1324) составил Похвальное слово Н. (BHG, N 1334d), сохранившееся в рукописи 1-й четв. XIV в. (Ambros. H. 81 sup. Fol. 103-113v; Delehaye H. Constantini Acropolitae hagiographi byzantini epistularum manipulus//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 266). В рукописи нач. XIV в. (Vindob. Hist. gr. 61. Fol. 153v) содержится сказание «О пресвитере Саприкии» (BHG, N 1334g); в сборнике хронографа, канонов и житий святых XVI в. (ГИМ. Син. греч. 263 (407). Л. 304-319 об.; Владимир (Филантропов). Описание. С. 605) помещена версия Мученичества Н., не учтенная в BHG, инципит к-рой (Καθς νμεσα ες λα τ νθη) отличается от инципитов др. редакций. По мнению И. Делеэ , Мученичество Н. написано в форме «фантастического романа», главный герой которого является вымышленным персонажем. Основная задача такого агиографического произведения - в увлекательной и доступной для простого читателя форме показать важность исполнения заповедей Божиих ( Delehaye. Légendes. P. 59, 109, 113; Idem. Passions. 19662. P. 229).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

Николая Чудотворца (Андрос), Живоносного Источника (Андрос), вмц. Варвары (подворье мон-ря Ставровуни, Кипр), в богословской школе на о-ве Халки (Стамбул) и др. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 195). Сохранились 3 анонимные версии Мученичества И. (BHG, N 766d, 763y, 763z), на последнюю имеется комментарий прп. Симеона Метафраста (BHG, 764). И. посвящены также агиографические произведения: анонимный Диалог И. с ап. Иоанном Богословом об исходе души (BHG, N 765-765b), Похвальное слово свт. Андрея Критского (BHG, N 766), Похвальное слово Никиты Пафлагона (BHG, N 766a), анонимное краткое Житие (BHG, N 766e), комментарий Ипполита Фиванского (BHG, N 766f - 766i). Почитание И. на Западе Из К-поля глава И. была перенесена в Хальберштадт (Германия) (1205), сустав руки - в Намюр (Бельгия) (1218), одна рука - в Эльзас (Германия) (1380), а другая - в Труа (Франция). Части мощей И. хранятся также в Риме, в ц. Двенадцати апостолов и в соборе ап. Павла на Остийской дороге (Краткое описание нек-рых свящ. мест Рима и находящихся в них вселенских святынь//Житие св. вмц. Екатерины. Акафист. В помощь правосл. паломнику. М., 2004. С. 58, 59), в базилике свт. Николая Чудотворца в Бари. В лат. мартирологах и литургических текстах память И., отождествляемого Зап. Церковью с ап. Иаковом Алфеевым, отмечалась 1 мая, в 1956 г. перенесена на 11 мая. Почитание И. в России Частицы мощей и ризы И. хранились в соборе Св. Софии в Новгороде (Описи новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 47-48). В XII в. в Новгороде были построены 2 церкви во имя этого святого - в Неревском конце и в Людине конце (на Добрыне улице). Новгородский посадник Мирослав Гюрятинич (1126-1128, 1135-1136) носил в крещении имя Иаков, о чем свидетельствуют его печати с изображением И. ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси XI-XV вв. М., 1998. С. 128). На Руси имя Иаков часто встречалось как у мирян, так и в среде духовенства, однако оставалось редким у князей (напр., И.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Следы литературного труда Андрея Боголюбского//Археологические известия и заметки. 1895. С.37–49; Воронин Н.Н. Археологические заметки//КСИИМК. 1956. Вып.62. С. 19–22; он же. (прим. 556). С.87; он же. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и праздник Спаса//Проблемы общественно-политической истории (прим. 447). С.88–92; Miller D.B. Legends of the Icon of Our Lady of Vladimir//Sp. 1948. Vol.43. P. 660 f.; Hurwitz E.S. Andrej Bogolubskij (прим. 651) [см. также: Плюханова Μ. (прим. 660). С.52–62. – Прим. изд. (К.А.)]. (Филипповский Г.Ю. “Слово” Андрея Боголюбского о празднике 1 августа//Памятники истории и культуры. Ярославль, 1983. Вып.1. С.75–84 (здесь и изд.); Ebbinghaus А. Andrej Bogoljubskij und die “Gottesmutter von Vladimir”//RM. 1987. T.VI/1. S. 157–183; Филипповский Г.Ю. Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике Спаса 1 августа//СлККДР. Вып.1. С.411 и сл.; он же. Андрей Юрьевич Боголюбский//Там же. С. 37–39; Жучкова И.Л. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери//Там же. С.416–418.) 663 Дело не столько в содержании памятника (едва ли оно может служить аргументом в пользу авторства князя Андрея), сколько в том, что Андрей прямо назван его автором в рукописной традиции: “Слово великого князя Андрея Боголюбского о милости Божией”. (А.Н.) 664 Относительно обвинений Авраамия в ереси перед епископом Игнатием см.: ПСРЛ. Т.1. Стб.425 (под 1206 г.); см. также выше, прим. 275–277. 666 См. прим. 597, а также жития Антония (BHG. 140), Илариона (BHG. Евфимия (BHG. Савы (BHG. Феодосия (BHG. Также упомянутый иерусалимский патриарх Илия (I) († 518 г.) собственного жития не имеет, а фигурирует в Житии Савы. 667 Например, Чтение о Борисе и Глебе, жития Василия Нового (BHG. и Авраамия (BHG. автор – Ефрем), а также Слово о казнях Божиих (см. выше) и Повесть некоего отца духовного к сыну духовному. 668 Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т.2. С. 115–122; он же. Памятники (прим. 651). С. 114–122; Ключевский В.О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Никодима младшего (Нового) (BHG 2307) Hypomnema ad Nicodemum iuniorem monachum Thessalonicae. Ed. princeps: 1413 . Gedeon M.// ρχεον κκλησιαστικς στορας. 1911. 1. 175–185. Крит. изд.: 1414 . Tsamis D. G. T πμνημα το Φιλοθου Κοκκνου στν σιο Νικδημο τ Νο//EEThSTh 1981. 26. 87–100. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 83–93 [=TLG 3251/7]. Слово в честь Онуфрия (BHG 1380) и энкомий свщмуч. Фоке (BHG 1537d) 1415 . Oikonomides Ν. Φιλοθου Πατριρχου Κωνσταντινουπλεως γκμιον ες τν γιον ερομρτυρα Φωκ ν// Νον θναιον. 1963. 4. 83–101. 1416 . Tsamis D., Katsanis Κ. Φιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου Λγος ες σιον νοφριον κα γκμιον ες γιον Φωκ ν//EEThSTh 1982. 27. 373–445. Житие Саввы младшего святогорца (BHG 1606) Vita Sabae iunioris, BHG 1606. Ed. princeps: 1417 . Papadopoulo-Kerameus Α.// νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Petropoli 1898. 5. 190–359. Крит. изд.: 1418 . Tsamis D. G. Φιλοθου Κκκινου Βος γου Σβα το Νου. Θεσσαλονκη 1982. 208. 1985. 43. 279. Φιλοθου Κοκκνου γιολογικ ργα 6 .1402). Θεσσαλονκη 1985. 161–325 [=TLG 3251/9]. 1419 . Филофей Коккин, патриарх Константинопольский. Житие и деяния преп. и богон. о. н. Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося/Пер. с греч. [по изд. А Пападопуло-Керамевса] с введ. и прим. свящ. Полиена Радченко. М. 1915. XXXII, 200. Патриарх Константинопольский кир Филофей. Светило иноческих добродетелей: Житие преп. отца нашего Саввы Нового Святогорца. СПб. 2002. Житие свщмуч. Февронии (BHG 659) 1420 . Tsamis D. Θιλοθου Κωνσταντινουπλεως το Κοκκνου βος κα Μαρτριον τς γας σιομρτυρος Φευρωνας// Κληρονομι. 1987.19. 225–270. Житие Феодора Тирона 1421 . AASS 1925. 4. 76–86. Энкомий трем иерархам (BHG 748) В честь свв. Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Ed. princeps: 1422 . Pontanus l. Philippi Solitarii Dioptra. Ingolstadt 1604. 359–405. 1423 . Ducaens F. Bibliothecae veterum patrum seu scriptorum ecclesiasticorum 2. Parisiis 1624. 313–342 [с лат. пер.]=Magna bibl. veterum patrum 12. Parisiis 1644. 557–586=PG 154, 768–825.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В К-поле во имя И. была воздвигнута церковь в квартале Петрий, в которой совершалась торжественная служба в день памяти этого святого (SynCP. Col. 832). Во многих визант. церквах хранились реликвии, к-рые предание связывало с И. (напр., часть его пояса и милоти в храме Св. Софии в К-поле (Книга Паломник. С. 20)). Расцвета культ И. достиг во время правления Василия I Македонянина (867-886). Существовала легенда о том, что матери буд. императора явился И., предсказал восшествие ее сына на престол и посоветовал отправить его в К-поль ( Theoph. Contin. P. 222). Став императором, Василий в знак благодарности святому отстроил старый храм в Петрии и создал посвященные И. церкви в Большом дворце (т. н. Новую церковь, посвященную Христу, Пресв. Богородице, арх. Михаилу и И., и ц. во имя И. в вост. части дворца), а также храмы в пригороде К-поля Пиги и в Иерии (Ibid. P. 325, 329-330, 337). Были учреждены пышные празднования в честь И., в к-рых должен был принимать участие император. Празднество сопровождалось шествиями, приемами и щедрыми угощениями во дворце ( Const. Porphyr. De cerem. T. 1. P. 106-109). В это время появляются церкви во имя И. и в др. частях империи ( Janin. Grands centres. P. 96, 134). Еще одним подтверждением того, что популярность культа И. возросла во 2-й пол. IX в., является тот факт, что изображения святого часто встречаются на миниатюрах рукописей того времени (LCI. Bd. 1. Sp. 610). Тогда же были созданы Энкомий пророку митр. Иоанна Прототрона (BHG, N 577c) и Похвальное слово, приписываемое Льву VI Мудрому , сыну Василия I (BHG, N 577). И. посвящено значительное число риторических произведений: Слово прп. Ефрема Сирина (BHG, N 574), Песнь о чудесах Илии и Елисея свт. Григория Богослова (BHG, N 577m), 3 Похвальных слова свт. Иоанна Златоуста (BHG, N 576, 577b, 577f), Слово Василия, еп. Селевкийского (BHG, N 575), Слово Мануила Дукаита (BHG, N 577d) и др. Существуют также Слова свт. Иоанна Златоуста, посвященные не одному И., а неск. святым: Слово об ап. Петре и Илии и Слово о Марфе, Марии, Лазаре и Илии. Помимо того, сохранилась Похвала И. на копт. языке, также приписываемая свт. Иоанну Златоусту (BHO, N 267; Budge E. A. W. On the Fragments of a Coptic Version of an Encomium on Elijah the Tishbite attributed to St. John Chrysostom//Transactions of the Society of Biblical Archeology. L., 1893. Vol. 9. P. 357-384).

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010