Сведения о прославлении Н. Д. П. как святого неоднозначны. Уточнение «во святых» в надписании произведений, принадлежащих Н. Д. П., в рукописях встречаются достаточно часто ( Πασχαλδης. 1999. Σ. 115-116). Однако в литургических источниках сведения о почитании Н. Д. П. практически отсутствуют. Они сохранились только в Дрезденской редакции Типикона Великой ц. (Dresd. A 140. Fol. 160; ркп. XI в. сильно пострадала в годы второй мировой войны и почти не читается - см.: Акентьев К. К. Типикон Великой Церкви Cod. Dresde A 140: Реконструкция текста по мат-лам архива А. А. Дмитриевского. СПб., 2009). В заметке, помещенной под 17 янв., говорится о том, что тело «преподобного Никиты философа Пафлагона» было обезглавлено «безбожными турками» через 170 лет после его кончины и из раны чудесным образом стала бить кровь. Сочинения В самом полном на сегодняшний день перечне сочинений Н. Д. П. учтены более 80 произведений, среди к-рых агиографические (ок. 50), богословские (рассуждение о конце света), герменевтические (проникнутый антифотианским духом комментарий к Псалтири; комментарии к поэмам свт. Григория Богослова) и философские (Пролегомены к философии, Пролегомены и схолии к «Исагоге» Порфирия) труды ( Πασχαλδης. 1999. Σ. 123-288). Многие из них остаются неизданными («Главы о пределе человеческой жизни» в ркп. Ath. Iver. 448. Fol. 299v - 300v; «Увещательный алфавит» - Ibid. Fol. 291-293v). Наиболее важным представляется агиографическое наследие Н. Д. П. Его многолетняя деятельность по переложению житий святых непосредственно предшествовала и заложила основы последующей масштабной унификации агиографической продукции, осуществленной группой редакторов под рук. Симеона Метафраста в 80-х гг. X в. Некоторые агиографические сочинения Н. Д. П. вошли в Минологий Симеона без существенных изменений: Мученичество вмч. Георгия (BHG, N 675z) включено с опущением вступления (оригинальная версия Н. Д. П. не издана); Житие свт. Григория Акрагантского (BHG, N 708) вошло без изменений ( Leontios Presbyteros von Rom. Das Leben des hl. Gregorios von Agrigent/Hrsg. A. Berger. B., 1995. S. 128-131). Как источники Симеоном использовались Похвальные слова Н. Д. П.: вмч. Евстафию Плакиде (BHG, N 643), ап. Иоанну Богослову (BHG, N 930), ап. Луке (BHG, N 993c), мц. Анастасии (BHG, N 78), ап. Филиппу (BHG, N 1530), ап. Матфею (BHG, N 1228), ап. Андрею (BHG, N 100), прор. Даниилу (BHG, N 488b) ( Flusin. 2011. P. 92-93). Кроме того, сами принципы переработки (метафразирования), использовавшиеся Н. Д. П., повлияли на методы работы Симеона Метафраста (Ibid. P. 95-97).

http://pravenc.ru/text/2565402.html

Некие Лаврентий, Босс и Пробиан, жившие по соседству с П. и вместе с ним поучавшиеся премудрости Божией, видели все, что претерпел великомученик, и слышали голос Божий, предрекший ему блаженную участь. Несмотря на повеление императора предавать смерти всех, кто осмелятся написать о мученичестве П., Лаврентий, Босс и Пробиан, рискуя жизнью, запечатлели сказание о святом и др. людях, вместе с ним пострадавших за веру. После того как в городе стало известно об этом повествовании, Лаврентию, Боссу и Пробиану пришлось скрываться в вост. приделах Римской империи. Агиографическая традиция Греч. дометафрастовское Мученичество BHG, N 1412z было издано В. В. Латышевым по рукописи ГИМ. Син. греч. 161. XI в. Л. 135-145 об.- Латышев В. В. Неизданные греч. агиографические тексты//ЗИАН. ИФО. 1914. Т. 12. Ч. 2. С. 40-53. Многие редакции этого Мученичества остаются неизданными (BHG, N 1413b - 1413h). События Мученичества во всех этих редакциях излагаются сходным образом; могут различаться мелкие детали и лит. обработка повествования. Как показала Ф. Потенца, все варианты дометафрастовского Мученичества могут быть сведены к 9 основным редакциям ( Potenza. 2019). Симеоном Метафрастом (X в.) была составлена собственная редакция Мученичества (BHG, N 1414; изд. в PG. 115. Col. 448-477; см. также ее переработку: BHG, N 1414m). На греческом языке сохранилось 7 Похвальных слов в честь святого: Никиты Давида Пафлагона или свт. Андрея Критского - BHG, N 1416 (изд. Латышевым вместе с анонимным энкомием BHG, N 1416b ( Латышев В. В. Неизданные греческие агиографические тексты//ЗИАН. ИФО. 1914. Т. 12. Ч. 2. С. 53-65; 65-75)), Похвальное слово Иоанна Геометра в ямбических стихах (BHG, 1415; см.: Demoen. 2004; Иоанн Геометр. 2016), Константина Акрополита (BHG, N 1418b), Феофана Керамевса (BHG, N 1417) и еще 2 анонимных энкомия - BHG, N 1418, 1418c. Помимо полных текстов Мученичества известны и краткие синаксарные сказания - в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) (SynCP. Col. 847-852), в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 561).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

P. 188). В 1205 г. крестоносцы перенесли из одной из к-польских церквей в Хальберштадт часть мощей Г. Б. В соборе св. Петра в Риме долгое время пребывала еще одна часть мощей святителя, привезенная из визант. столицы крестоносцами после 1204 г. и до 1580 г. хранившаяся в ц. св. Григория мон-ря Санта-Мария ин Кампо Санто. 27 нояб. 2004 г. по решению римского папы Иоанна Павла II эта святыня вместе с частью мощей свт. Иоанна Златоуста была возвращена К-польскому патриарху Варфоломею I (в Ватикане были оставлены небольшие частицы мощей святителей). 30 нояб. мощи торжественно доставили в кафедральный собор К-польского патриархата во имя вмч. Георгия в Фанаре. Агиография В VI-VII вв. кесарийским пресв. Григорием было написано Житие Г. Б. (BHG, N 723; новейшее критическое издание - Gregorius Presbyter. Vita Sancti Gregorii Theologi/Ed. X. Lequeux//CCSG. 2001. N 44 [CN; 11]), включенное затем в состав Минология прп. Симеона Метафраста. Сохранилась арм. версия этого Жития (BHO, N 358). Сведения о Г. Б. из «Книги о знаменитых мужах» блж. Иеронима Стридонского (PL. 23. Col. 747-748) были переведены на греч. язык свт. Софронием, патриархом Иерусалимским (BHG, N 730i). В честь Г. Б. были написаны похвальные слова мон. Феодулом (BHG, N 724), Никитой Пафлагоном (BHG, N 725), Иоанном Геометром (BHG, N 726), Феодором Метохитом (BHG, N 726b) и др. Сохранилось также т. н. Древнее слово (BHG, N 726а). Михаил Пселл написал слово о характере Г. Б. (BHG, N 729) и слово в честь святителей Г. Б., Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Нисского (BHG, N 2176). Празднику Трех святителей также посвящен ряд сочинений: Похвальные слова Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского, свт. Филофея Коккина, патриарха К-польского, Матфея Камариота, Николая Кавасилы, Филофея, еп. Силимврийского, и др. (BHG, N 746х - 748w). Ист.: Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens chr. 1970. Bd. 54. S. 188; Sauget J. -M. Gregorio di Nazianze//BiblSS. Vol. 7. Col. 199-204; Majeska G.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Большой отрывок о поклонении образам был зачитан из 5-й кн. «Апологии против иудеев» Леонтия, еп. Неаполя Кипрского (CPG, N 7885). При чтении послания прп. Нила к епарху Олимпиодору с рекомендациями по росписи храма (CPG, N 6043) оказалось, что оно зачитывалось на иконоборческом лжесоборе с купюрами и исправлениями,- это позволило ввести многих в заблуждение. Выяснилось, что епископам не показывали сами книги, но зачитывали выписки по каким-то табличкам (πιττκια). Поэтому на сей раз отцы обращали особое внимание, чтобы при чтении демонстрировались книги, а не отдельные тетради и чтобы важнейшие тексты совпадали в разных кодексах. В связи с отрывком из «Лимонаря» свт. Софрония (об авве, нарушившем клятву, но не отступившем от почитания иконы Богородицы - BHG, N 1442) вспомнили о клятвах епископов, дававшихся против икон, что вызвало новую волну раскаяний; представитель «восточных» Иоанн выразил желание подробнее расследовать этот вопрос, но свт. Тарасий предложил не отклоняться от намеченной темы. Многочисленные отрывки были посвящены чудесам, связанным с иконами: из Жития и Чудес мч. Анастасия Перса (BHG, N 84, 89g); из Слова о чуде иконы Христа в Берите, приписываемого свт. Афанасию (BHG, N 780-788b=CPG, N 2256); из Жития и Чудес мучеников Кира и Иоанна свт. Софрония Иерусалимского о чудотворной иконе в Александрии (BHG, N 478; Фома, представитель Востока, подтвердил, что эта икона продолжает исцелять болезни); из Чудес святых бессребреников Космы и Дамиана (BHG, N 387, 389h); о чудесах от икон прп. Симеона Столпника (BHG, N 1789; в связи с этим кипрские епископы рассказали Собору о недавних случаях чудесного наказания осквернителей икон); из Жития патриарха К-польского свт. Иоанна IV Постника, написанного Фотином (BHG, N 893); из Жития прп. Марии Египетской (BHG, N 1042); из Мученичества св. Прокопия (BHG, N 1577); из Жития прп. Феодора Сикеота (BHG, N 1748). Важное догматическое значение для опровержения обвинения почитателей икон в «раздвоении» Христа имели отрывки о тождестве поклонения образу и первообразу из творений святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Великого и Василия Великого («честь изображения переходит к первообразу» - Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 18. 45) и из Послания к схоластику свт. Анастасия I, патриарха Антиохийского («поклонение есть обнаружение почтения» - CPG, N 6954).

http://sedmitza.ru/text/758863.html

VI в.), Феофана Исповедника (нач. IX в.), Георгия Монаха (сер. IX в.), Георгия Кедрина (рубеж XI и XII вв.), Иоанна Зонары (сер. XII в.). Наряду с историческими трудами здесь регулярно появляются фрагменты из агиографии: Житий Эфесских отроков (BHG, N 1594), св. Евфимия Великого (BHG, N 649), прп. Авксентия (BHG, N 199), гомилии Иоанна Дамаскина об Успении Богородицы (BHG, N 1097), написанных Симеоном Метафрастом Житий пресв. Маркиана Иконома (BHG, N 1034), прп. Даниила Столпника (BHG, N 490), Феодоры Александрийской (BHG, N 1730), св. Арефы (BHG, N 167); Житий прп. Саввы Освященного (BHG, N 1608), Марии Египетской (BHG, N 1042). Некоторые фрагменты истории Н. К. К. находят параллели в других его сочинениях, в т. ч. в рассказе об основании к-польского монастыря «Живоносный Источник» иконы Божией Матери (XV 25-26). В 18-й книге среди источников Н. К. К. появляются «История» Феофилакта Симокатты, а также трактат «Сокровище Православия» Никиты Хониата (нач. XIII в.), к-рый Н. К. К. использует для экскурса в историю ересей в Византии в период между Вселенскими IV и V Соборами (451-553; XVIII 45-54). Исторический труд Н. К. К. не имеет заключения и, судя по всему, остался незавершенным. В конце каждой книги Н. К. К. приводит хронологию ее важнейших событий. При этом различные даты не согласуются друг с другом и не образуют единой эры. Во мн. отношениях, в т. ч. по количеству привлеченных источников и общему объему информации, сочинение Н. К. К. превосходит все предшествующие ему визант. церковно-исторические труды. Вместе с тем в соответствии с традициями своей эпохи Н. К. К. создавал «Церковную историю» как единый авторский лит. текст и, за редким исключением, не называл своих источников. Их определение до наст. времени представляет собой значительную проблему. Огромный вклад в эту работу внесли Г. Генц и Ф. Винкельманн ( Gentz, Winkelmann. 1966), однако до сих пор происхождение части фрагментов текста Н. К. К. остается загадкой; мн. рассказы Н. К. К. о тех или иных событиях либо их детали уникальны.

http://pravenc.ru/text/Никифор Каллист ...

Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд.: Halkin. 1977. P. 303-383) - т. н. сокращенное Житие, составленное по образцу Жития И. З. Георгия Александрийского; др. Житие (BHG, N 875d; изд.: Halkin. 1977. P. 385-428) скомпилировано из 2 текстов - метафрастовского (BHG, N 875) и анонимного (BHG, N 876) Житий И. З.; еще одно Житие (BHG, N 880h; изд.: Halkin. 1977. P. 443-472) в нек-рых рукописях ошибочно приписывается прп. Исихию Иерусалимскому, подлинный автор неизвестен; текст полон неточностей и грамматических ошибок. К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд.: Halkin. 1977. P. 499-523), представленный в рукописной традиции большим количеством списков (издан по десяти), содержит сведения о взаимоотношениях имп. Аркадия и антизлатоустовской коалиции; 5 энкомиев, составленных Космой Веститором (между 730 и 850) (BHG, N 877v-z, 878, 878a), малоинформативны в историческом отношении. Др. энкомии И. З. (отражены в BHG) либо написаны позднее, либо не содержат новых сведений. Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в., а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью. Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского, к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия ( Philost. Hist. eccl. XII).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Апокрифическое Мученичество К. и И. сохранилось на греч. языке в неск. редакциях (BHG, N 313y, 313z не опубликованы, за исключением молитвы К.- Gressmann. 1921. S. 24-26). Этот апокриф упомянут в приписываемом папе Римскому Геласию I (492-496) «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (окончательная редакция этого каталога относится к нач. VI в.). Апокрифическое Мученичество получило широкое распространение и было переведено на латинский (BHL, N 1802, изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 28-33; BHL, N 1803-1808), сирийский (BHO, N 194; Bedjan. Acta. T. 3. P. 254-283; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты. 2009), коптский ( Husselman. 1965), армянский (BHO, N 193), арабский ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 500-501; Catalogue des manuscrits arabes. P., 1972. Pt. 1: Troupeau G. Manuscrits chrétiens. T. 1. N 148, 286; 1974. T. 2. N 4775), эфиопский (с прибавлением описаний 9 чудес К. и кратких молитв-величаний в честь К. и И.: Gr é baut. 1912. P. 113-121), согдийский ( Sims-Williams N. Cyriacus and Julitta, Acts of//EIran. Vol. 6. Fasc. 5. P. 512), славянский ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 582-583) и др. языки. В 1-й пол. VI в. Иконийский еп. Феодор по просьбе еп. Зосимы, недовольного содержанием апокрифа, начал разыскивать подлинное Мученичество Кирика и Иулитты, но не нашел его. Со слов старожилов Маркиана и Зинона, слышавших рассказ о К. и И. от их родственников, еп. Феодор записал сведения об этих мучениках и включил их в свое Послание, к-рое известно в неск. редакциях: BHG, N 315 (изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 201-207), BHG, N 315b, BHG, N 316 (изд.: Mai. NPB. Vol. 6 (2). P. 417-418; PG. 120. Col. 165-172), BHG, N 317 (изд.: Combefis F. Illustrium Christi Martyrum Lecti Triumphi. P., 1660. P. 231-241; ActaSS. Iun. T. 3. P. 25-28). Это послание было переведено на латынь (BHL, N 1801; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 23-24), славянский ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 312 (2-я паг.)), грузинский и др. языки. На основе Послания еп. Феодора Иконийского было составлено Мученичество Кирика и Иулитты (BHG, N 314, изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 194-200), к-рое в свою очередь стало источником Мученичества (BHG, N 318e) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изд.: Laty š ev. Menol. Fasc. 2. P. 173-176). Кроме того, К. и И. посвящены Похвалы (BHG, N 318 и BHG, N 318b), написанные Никитой Ритором (изд.: Halkin. 1987/1989) и Сисинием, патриархом К-польским.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

Известно, что почитание Пресв. Богородицы было особо развито в визант. столице и, вероятно, сознательно поощрялось гос-вом и Церковью. К-поль считался городом, к-рый находился под покровительством (под покровом) Пресв. Богородицы. Н. К. К. своими сочинениями внес заметный вклад в развитие почитания Пресв. Богородицы в К-поле. Большинство агиографических работ Н. К. К. посвящены святым, почитание к-рых было тесно связано с К-полем. К циклу сочинений о монастыре «Живоносный Источник» относятся: «О храме Богородицы Живоносный Источник» (BHG, N 1073; Πμπερης. 1802. Σ. 1-99), «Эпитома о святыне Живоносного Источника» (BHG, N 1074; Lambecius P., Kollarius A. F. Comment. de augustissima biblioth. caesarea Vindobonensi. Vindobonae, 1782. T. 8. P. 120-123). Повесть о чуде Пресв. Богородицы (BHG, N 1076f; PG. 147. Col. 393-396). Похвальное слово св. Марии Магдалине (BHG, N 1162; PG. 147. Col. 539-576; Fasciculus rerum graecarum ecclesiasticarum/Ed. A. M. Bandini. Florentia, 1763. P. 36-73). Житие св. Евфросинии Младшей (BHG, N 627; ActaSS. Nov. T. 3. P. 858-889). Сочинение Н. К. К.- единственный известный греческий пространный вариант Жития этой святой. Повесть о чуде св. Евфимии Всехвальной при имп. Маврикии (BHG, N 624n; PG. 147. Col. 389-392). Краткая повесть о чуде св. Гликерии (BHG, N 699m; PG. 147. Col. 392-393). Краткое Житие св. Романа Сладкопевца (BHG, N 2382; Papadopulos-Kerameus A. Mitteilungen über Romanos//BZ. 1893. Bd. 2. S. 601-603; Grossdidier de Matons J. Romanos le Mélode et les origins de la poésie religieuse à Byzance. P., 1977. P. 193-194). Чудеса свт. Николая Чудотворца (BHG, N 1361; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 357-366); стихотворный парафраз из неск. более ранних Житий святого, в т. ч. утраченных. Поэзия По мнению исследователей, на поэтическое творчество Н. К. К. наибольшее влияние оказал свт. Григорий Богослов , к-рому Н. К. К. подражал ( Sinko. 1906; Sajdak. 1914. P. 191-198). Наиболее значительные поэтические сочинения Н. К. К.- серия из 9 тропарей в честь Богородицы ( Jugie.

http://pravenc.ru/text/Никифор Каллист ...

Диоклетиана . Однако, на основании свидетельства большинства текстов наиболее вероятна дата 306 г. Во многих греч. текстах, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины В. назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек )); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.)), в Мартирологах Узуарда и Адона , архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) - Рим или Антиохия. Неясными остаются обстоятельства обращения В. в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца В. познакомилась с некими христианками и приняла Крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших Житиях В., ее учителем был Ориген . Вмц. Варвара. Роспись ц. Панагии Мутулла на Кипре. 1280 г. Вмц. Варвара. Роспись ц. Панагии Мутулла на Кипре. 1280 г. В. не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов Жития В. восходят к VII в. Известны акты В., приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782-814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c-e, 215, 216 b-c). Сохранилось житие В., написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301-316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a-218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218е), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др. На Руси получило распространение житие В. (BHG, N 215) ( Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/154091.html

398 . Trapp E. Critical notes on the biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studies. Oxford 1987. 11. 223–230. Симеон Неманя (Хиландарский, Мироточивый); Савва архиеп. Сербский ( ΧΙΙ-XIII вв.); Исаия старец, сербский святогорский монах (XIV в.) См. Разд. 12 . Дамиан Есфигменский BHG 484. Ум. 1280. 399 . АП 8 .314). 1. 254–255. Афонские монахи, убитые латинофилами при Михаиле VIII BHG 2333 400 . АП 8 .314). 1. 233–249. 401 . Rigo A. La «Diégesis» sui monaci athonici martirizzati dai latinofroni (BHG 2333) e le tradizioni athonite successivë alcune osservazioni//Studi veneziani. 1989. 15. 71–106. См. также 8 .163. Афанасий Метеорский BHG 195 Ум. 1383, пам. 20 апр. Ктитор монастыря Преображения в Метеорах 402 . Bees N. A.// Βυζαντς. 1909. 1. 237–260. [Изд. Жития]. Дионисий Афонский BHG 559а XIV в., ктитор Дионисиата 403 . АП 8 .314). 1. 535–548. 404 . Laourdas В. Μητροφνους Βος το σου Διονυσου το θωντου//ArchPont 1956. 21. 43–79. [Текст Жития, 45–68]. 405 . Boberg J. Dionysius vom Athos//LCI 6.61. 406 . Lampsidis Ο. Βιογραφικ τν δελφν Διονυσου, δρυτο τς ν γου ρους μονς κα Θεοδοσου μητροπολτου Τραπεζοντος// ρχεον κκλησιαστικο κα Κανονικο Δικαου. 1963. 18. 101–124. 407 . Rigo A. La Vita di Dionisio fondatore del monastero athonita di Dionysiou (BHG 559a) e alcuni testi connessi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 2000. 54. 275–299. Исидор I Вухир См. Разд. 6 . Герман Святогорец BHG 2164 XIV в., св. Житие, написанное св. Филофеем Коккиным: см. 6 .1403–1405. 408 . Laurent V. La vie de saint Germain l’Athonite//REB 1952. 10. 113–123. Григорий Византийский XIV в. 409 . АП 8 .314). 1. 341. Григорий Палама См. Разд. 6 . Григорий Синаит См. Разд. 6 . Косма Зографский (ум. 1422) BHG 393 См. Разд. 11 . Макарий Макрис См. Разд. 6 . Максим Кавсокаливит BHG 1236z-1237f; PLP 7, 16810 XIV в. Строгий анахорет, передвигавшийся от одного уединенного места подвига к другому, при этом сожигая прежнюю келию: откуда и его прозвание (греч. «сгоревшие кельи»). Современник и друг св. Григория Синаита ; авторитетный учитель Умного делания, оставивший свидетельства о его высших ступенях и связывавший Иисусову молитву с почитанием Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010