Анонимные Жития И. З. не представляют исторического интереса: одно из них (BHG, N 874d; изд.: Halkin. 1977. P. 303-383) - т. н. сокращенное Житие, составленное по образцу Жития И. З. Георгия Александрийского; др. Житие (BHG, N 875d; изд.: Halkin. 1977. P. 385-428) скомпилировано из 2 текстов - метафрастовского (BHG, N 875) и анонимного (BHG, N 876) Житий И. З.; еще одно Житие (BHG, N 880h; изд.: Halkin. 1977. P. 443-472) в нек-рых рукописях ошибочно приписывается прп. Исихию Иерусалимскому, подлинный автор неизвестен; текст полон неточностей и грамматических ошибок. К агиографическим источникам относятся также энкомии (похвальные Слова) на перенесение мощей И. З. Энкомий неустановленного автора (BHG, N 878b; изд.: Halkin. 1977. P. 499-523), представленный в рукописной традиции большим количеством списков (издан по десяти), содержит сведения о взаимоотношениях имп. Аркадия и антизлатоустовской коалиции; 5 энкомиев, составленных Космой Веститором (между 730 и 850) (BHG, N 877v-z, 878, 878a), малоинформативны в историческом отношении. Др. энкомии И. З. (отражены в BHG) либо написаны позднее, либо не содержат новых сведений. Житие свт. Порфирия Газского, написанное Марком Диаконом (BHG, N 1570), является древнейшим агиографическим источником, отражающим конфликт между И. З. и имп. Евдоксией. Скорее всего оно было написано в 1-й трети V в., а во 2-й пол. V - нач. VI в. подверглось переработке. Марк Диакон, служивший при свт. Порфирии Газском, рассказывает, как последний, приехав по церковным вопросам в К-поль, был принят И. З. в кон. дек. 400 г. Во время встречи И. З. рассказал, что его влияние на тот момент было сильно подорвано из-за сложных взаимоотношений с императрицей и вкратце объяснил причины конфликта. В Житии важную роль играют второстепенные детали, переданные с большой точностью. Из языческих сочинений интерес представляет «Новая история» Зосима. Рассказ об И. З. и о его противниках автор заимствует из сочинения Евнапия Сардского, к-рый мог быть очевидцем нек-рых описываемых им событий. В «Церковной истории» евномианина Филосторгия приводятся сведения, касающиеся имп. Евдоксии, имп. Аркадия и препозита Евтропия ( Philost. Hist. eccl. XII).

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

398 . Trapp E. Critical notes on the biography of John Koukouzeles//Byzantine and Modern Greek Studies. Oxford 1987. 11. 223–230. Симеон Неманя (Хиландарский, Мироточивый); Савва архиеп. Сербский ( ΧΙΙ-XIII вв.); Исаия старец, сербский святогорский монах (XIV в.) См. Разд. 12 . Дамиан Есфигменский BHG 484. Ум. 1280. 399 . АП 8 .314). 1. 254–255. Афонские монахи, убитые латинофилами при Михаиле VIII BHG 2333 400 . АП 8 .314). 1. 233–249. 401 . Rigo A. La «Diégesis» sui monaci athonici martirizzati dai latinofroni (BHG 2333) e le tradizioni athonite successivë alcune osservazioni//Studi veneziani. 1989. 15. 71–106. См. также 8 .163. Афанасий Метеорский BHG 195 Ум. 1383, пам. 20 апр. Ктитор монастыря Преображения в Метеорах 402 . Bees N. A.// Βυζαντς. 1909. 1. 237–260. [Изд. Жития]. Дионисий Афонский BHG 559а XIV в., ктитор Дионисиата 403 . АП 8 .314). 1. 535–548. 404 . Laourdas В. Μητροφνους Βος το σου Διονυσου το θωντου//ArchPont 1956. 21. 43–79. [Текст Жития, 45–68]. 405 . Boberg J. Dionysius vom Athos//LCI 6.61. 406 . Lampsidis Ο. Βιογραφικ τν δελφν Διονυσου, δρυτο τς ν γου ρους μονς κα Θεοδοσου μητροπολτου Τραπεζοντος// ρχεον κκλησιαστικο κα Κανονικο Δικαου. 1963. 18. 101–124. 407 . Rigo A. La Vita di Dionisio fondatore del monastero athonita di Dionysiou (BHG 559a) e alcuni testi connessi//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. 2000. 54. 275–299. Исидор I Вухир См. Разд. 6 . Герман Святогорец BHG 2164 XIV в., св. Житие, написанное св. Филофеем Коккиным: см. 6 .1403–1405. 408 . Laurent V. La vie de saint Germain l’Athonite//REB 1952. 10. 113–123. Григорий Византийский XIV в. 409 . АП 8 .314). 1. 341. Григорий Палама См. Разд. 6 . Григорий Синаит См. Разд. 6 . Косма Зографский (ум. 1422) BHG 393 См. Разд. 11 . Макарий Макрис См. Разд. 6 . Максим Кавсокаливит BHG 1236z-1237f; PLP 7, 16810 XIV в. Строгий анахорет, передвигавшийся от одного уединенного места подвига к другому, при этом сожигая прежнюю келию: откуда и его прозвание (греч. «сгоревшие кельи»). Современник и друг св. Григория Синаита ; авторитетный учитель Умного делания, оставивший свидетельства о его высших ступенях и связывавший Иисусову молитву с почитанием Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Athanasius Alexandrinus episcopus Epistola ad Amunem monachum//PG 26, 1169–1176. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание к монаху Амуну//Творения: в 4 т. – Репр. воспр. изд. 1902–1903 гг. – М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 3. – С. 366–370. Quaestiones ad Antiochum//PG 28, 597–700. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Вопросо-ответы к Антиоху. Epistola ad Dracontium//PG 25b, 523–534. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Письмо к Драконтию//Творения: в 4 т. – Т. 2. – С. 3–11. Apologia contra arianos//PG 25b, 247–410. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Защитительное слово против ариан//Там же. – Т. 1. – С. 287–398. Apologia de fuga sua//PG 25b, 643–680. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Защитительное слово, в котором святой Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом//Там же. – Т. 2. – С. 76–98. De incamacione Domini Jesu Christi, contra Apollinarium//PG 26, 1093–1166. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Против Аполлинария книга первая: О воплощении Господа нашего Иисуса Христа//Там же. – Т. 3. – С. 315–340. Он же. Против Аполлинария книга вторая: О спасительном пришествии Христовом//Там же. – С. 340–361. In passionem et crucem Domini//PG 28, 185–250. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. О страдании и кресте Господа. De sacris imaginibus//PG 28, 709–710. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. О священных изображениях. De sententia Dionysii//PG 25b, 479–522. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. О Дионисии, епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский собор, думает противно арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он единомыслен с ними//Творения: в 4 т. – Т. 1. – С. 444–471. De synodis//PG 26, 681–794. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание о Соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской//Там же. – Т. 3. – С. 92–165. De virginitate//PG 28, 251–282. – Pyc. пер.: Афанасий Великий , свт. О девстве, или о подвижничестве//У истоков культуры святости: Памятники древне-церковной аскетической и монашеской письменности. – М.: Паломник; Сибирская благозвонница, 2002. – С. 131–176. Epistolae heortasticae//PG 26, 1359–1444. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Праздничные послания святого и богоносного Афанасия//Творения: в 4 т. – Т. 3. – С. 376–524. Historia arianorum ad monachos//PG 25b, 695–796. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции (История ариан)//Там же. – Т. 2. – С. 107–176. Orationes contra arianos//PG 26, 11–526. – Рус. пер.: Афанасий Великий , свт. На ариан слово первое. На ариан слово второе. На ариан слово третье. На ариан слово четвертое//Там же. – Т. 2. – С. 176–494. Synopsis Scripturae sacrae//PG 28, 283–438. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Краткое обозрение Священного Писания. Quaestiones in Scripturam//PG 28, 711–774. – Пер. заглавия: Афанасий Великий , свт. Вопросы на Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А. 873 1 Тим. 1:7. 874 Ин 1:18. 875 1 Тим 6:16. 876 См.: 4, 22, 57. 877 напр.: 878 Дан 7:18. 879 Вариант: окончания. 880 1 Сол. 4:17. 881 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС. 882 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А. 883 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB. 884 Ср.: 1 Сол. 5:5; Лк. 16:8. 885 Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140/PG 47, 291–292. 886 Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130/PG 48, 603. 887 Мф. 13:43. 888 Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D. 889 Лк. 17:21. 890 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB. 891 Ср.: 5, 6, 17. 892 Быт. 3:19. 893 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В. 894 Там же, 930CD. 895 1 Петр. 2:9. 896 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 897 Пс. 44:4–5. 898 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 899 Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В. 900 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С. 901 Деян. 9:3. 902 2 Кор. 12:2. 903 Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит». 904 Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ. 905 Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В. 906 Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС. 907 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В. 908 Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12. 909 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A. 910 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ. 911 Мы исходим здесь из значения «τμνω» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…πο μνο ατη αποσπται απ τ φς της αγας Τριδος» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы). 912

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О личной встрече Варлаама с Паламой см. II 3, 13. 431 Краткая гомилия, предположительно принадлежащая св. Иоанну Златоусту (PG 59, 701–702). 432 Осужденная на одном из соборов секта, практиковавшая непрерывную молитву в ущерб церковной дисциплине и вероучительной догматике. 433 См. II 1, 3; III 1, 7. 434 Кирилл Александрийский. О поклонении в Духе и истине 1: PG 68, 148А. 435 Псевдо–Василий Великий. Против Евномия V: PG 29, 772D. 436 Т. е. Святым Духом. 437 По Паламе, «от Сына» и «через Сына» посылается не Сама третья божественная ипостась (Дух Святой), а ее несотворенная энергия (III 1, 8). 438 Персами византийцы называли турок (ср. II 3, 4). 439 Существует отчет на латинском языке о переговорах Варлаама с папой Бенедиктом XII b 1339 г. (PG 151, 1331–1342). 440 Эта молитва, повторяющаяся в трактатах Варлаама против латинян, позволяет думать, что он сознательно делал текст двусмысленным, допускающим и католическое прочтение. 441 См. I 3, 20; 37; II 3, 37. 442 Феодор — священник влахернской церкви в Константинополе, осужденный при Алексее Комнине. 443 Дионисий Ареопагит. Послания 2: PG 3, 1068–1069. 444 Максим Исповедник. Вопросы к Фалассию о Писании 61: PG 90, 644D. 445 См. III 1, 2. 446 Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Титу 6, 5: PG 62, 696. 447 Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 772В. 448 Максим Исповедник. Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1144С; Пятьсот глав V 85: PG 90, 1384. 449 См. III, 18. 450 О божественных именах II 7: PG 3, 645В. 451 Симеон Метафраст. O возвышении ума 1: PG 34, 889С; Переложение макариевых Бесед V II: PG 34, 516ВС. 452 Там же: PG 34, 517АВ; 892АВ. 453 О божественных именах 1 4: PG 3, 592ВС. 454 Григорий Назианзин. Послание 101, Кледонию: PG 37, 181АВ. 455 Это выражение Платона (Тимей 27d) Варлаам в свое время применял для характеристики созерцаний исихастов. 456 Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG 44, 104С. 457 Григорий Назианзин. Беседы 40, 6: PG 36, 365A. 458 Василий Великий. Против Евномия 5: PG 29, 640АВ. 459 Ексапостиларий, поемый на утрени Преображения Господня 6/19 августа, и последняя стихира вечерни попразднства Преображения 7/20 августа. 460

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

выше, с.28, прим.5), но особенно оно было развито св. Мефодием Олимпийским (см. ниже, с.99, прим.6) и преп. Макарием Египетским (в конкретно–наглядной форме, см. гл.«Мистика…», прим. 11, 21, 23, 25), а также (в смысле подражания Христу и перенесения в душу Его духовных сил — созерцаний) св. Григорием Богословом (Ог.37, n.12, PG.36, 297А; р. п. III.3, 85; Or.38, п.1.4,313А,316А; р. п. III, 193. 194; Or.39, р.10,17,31,34, 345В,353С,404В,408В–С; р. п. III,214,220,251,254; см. слова на Господские праздники, где вся евангельская история толкуется в применении к таинственной жизни Господа в душах верующих; ср. гл.«Свв. Григорий Богослов,…», прим. 29). Преп. Максим более всего приближается к св. Григорию Богослову, немного менее к св. Мефодию. 538 Quaest. ad Tahl. XXII, PG.90, 320A, p.45 [р. п. II,76]; schol.3, 321D, p.47 [р. п. II,239] (cap. quing. I,62); LXI,637D, p.220. Ambigua, PG.91, 1385B-C, f.253a; 1084C, f.125b. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.347 [р. п. I,187]. Quaest. ad Theopemptum, PG.90, 1400D, p.640 [р. п. I,207]. Св. Григорий Богослов, Or.38, n.13, PG.36, 325C; р. п. III.3, 202; Or.40, n.45, ibid. 424B; р. п. III,264; cp. or.1, n.5, PG.35, 397C-400A; р. п. I.3,5. 539 Cap. theol. II,11 [р. п.1,236]. 540 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400C, p.91 [р. п. II,126]; XXII,321B, p.47 [р. п. II,77]. 541 Ibid.; Orat. Dom. expositio, PG.90, 889C,897A, p.354,358 [р. п. I,193. 196]. Cap. quing. I,9. 542 Ambigua, PG.91, 1360C. 1364C, f.243b. 245a. 543 Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90,525AB, p.160 [р. п. II,194]. Отсюда никто, согрешая, не имеет права ссылаться на немощь естества, ибо единение с Логосом достаточно укрепляет его: ibid. LIV, schol.31,563A, p.164 [р. п. II,316] (cap. quing. III,46). 544 Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 685C, p.246–247. Учение о Церкви как воплощении Христовом не так развито у преп. Максима, как учение о воплощении в»малой церкви»души каждого верующего (ради которой существует и великая Церковь, resp. храм; ср. Mystagogia 5, PG.91, 681D, p.505 [р. п. I,166]) и даже не так, как у св. Мефодия Олимпийского (Convivium, III,8–9. VIII,6 (Церковь); VIII,8,9. VII,4 (душа), PG.18, 73А-76А, 148АВ; 149В; 152В. 129В–С; р. п.(2 изд.,1905), с.51–53,93–94;95,97,83), которому преп. Максим следует в учении о том и другом воплощении, как и в некоторых других пунктах, например, в истолковании Зах.4:1–3 в приложении к Церкви (Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 665С,677В. 688А, p.235,242,247; cp. Convivium, V, 8. X, 6, PG.18, 112A-B,204A; р. п., с.73,128), в символике чисел (Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 396C, p.89 [р. п. II,123]; LV; 545D, p.171 [р. п. II, 201–202]; cp. Convivium, VIII,11, PG.18, 156AB; р. п., с.99). О церковном устройстве преп. Максим почти не говорит ничего, сосредоточиваясь главным образом на созерцании внутренней стороны жизни Церкви и на истолковании богослужения. 545

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

415 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222—224 PG 3, 592ВС 416 Максим Исповедник, Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165АВ 417 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С 418 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А 419 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы-скептики 420 Эфектиками ( εφεκτικο ) назывались философы-скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст 421 Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 2, 76—77, PG 26, 308B-309B 422 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C 423 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В 424 Ср.: Молитва «Царю Небесный» 425 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC 426 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А 427 Григорий Нисский, Προς Ενμιον αντιρργτικς , 3, PG 45, 604В 428 Палама употребляет здесь каламбур: имя « Ακνδυνος » означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — « πολυκνδυνος » (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3-й тропарь) 429 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 430 Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D 431 Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1, 173 PG 45, 965В 432 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 433 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A 434 Там же, 68С 435 Там же, 65CD 436 Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D —373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С 437 Антирретики, 2, 11, 40—41 438 Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123, 357В 439 См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. - Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

выше, с.25, прим.8), которой преп. Максим не разделяет. 498 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 700B, p.254; XXII,320A, p.45 [р. п. II,76]. 499 Cp. Ambigua, PG.91, 1309B-C, f.223a-b; 1384C. 1385A, f.252b; 1280D, f.212a. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 9. 25, PG.25, 112A. 140C-D; р. п. I,202,223. 500 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 721C, p.267. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a; ср. 1321А, f.228a. Cap. quing. I,11. — Как видим, у преп. Максима намечается три искупительных момента, подобно тому, как и у св. Афанасия тоже указывается три: избавление от нетления через соединение с Богом (обожение), воссоздание образа Божия (научение), уплата долга смерти (восприятие нашего осуждения — тления и смерти) (De incarnatione Dei Verbi 20. 54, PG.25, 129D, 192B; р. п. I, 216. 260). У преп. Максима, впрочем, содержание каждого момента раскрывается полнее; кроме того, обожение понимается в истолковании Леонтия Византийского (см. гл.«Полемика с монофизитами», прим. 42–53), т. е. приурочивается ко времени после воскресения. 501 Ambigua, PG.91, 1280А. 1320А, f.211b-212a. 227а–в. 502 Ibid. 1333С, f.233b; 1361A,1365C, f.245a,246a. св. Григорий Нисский, Or. cat. 35, PG.45, 88A; р. п. IV, 89. — св. Григорий Богослов (Or.40, n.2, PG.36, 360В-361А; р. п. III, 224–225) различает три рождения: плотское (рабское и страстное), в крещении (свободное и истребляющее страсти) и при воскресении, и говорит, что все эти три наших рождения почтил Господь. Учение о трех рождениях (в ειναι, ευ ειναι, αει ειναι) разделяет и преп. Максим (Ambigua, PG.91, 1325В, f.230a). 503 Ad Thomam, PG.91, 1044A, f.108a-b. Liber ascet. 1, PG.90, 912C, p.368 [р. п. I,75]. Cp. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346 [р. п. I,187]; Ambigua, PG.91, 1348C-D, f.239a. 504 Ambigua, PG.91, 1308D-1312A, f.223a-224a. 505 Disputatio, PG.91, 325А, p.180. Tomus ad Stephanum Dor., PG.91. 156C, p.82. Cap. XIII de vol.13, Прилож., с.65.23–25. См. выше, с.89, прим.1. 506 См. гл.«Тайна боговоплощения», прим. 60. 507 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400С, p.91 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Еф. 2:12. 328 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. В оригинальном тексте Слова: «исполняющий мир по сущности». 329 Деяния поместного собора против мессалиан (390) не сохранились. 330 Григорий Богослов, Слово 30, 21 — Barbel 214/PG 36, 132В. 331 1 Тим 6:15–16. 332 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 1, 4, op. Cit., 4, 32/PG 94, 800ВС. 333 Григорий Богослов, Песнопения таинственные, Слово 4, 84, PG 37,422А. 334 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 335 Молитва «Царю Небесный». 336 Ср.: Рим. 1:20. 337 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 338 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1268D. 339 Он же, Против Евномия, 11 — Jaeger 1, 180/PG 45, 416ВС. 340 1 Тим 6:16. 341 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, Jaeger 8, 1, 187–188/PG 46, 264D. 342 Григорий Богослов. Слово 30,18, Barbel 206/PG 36,125С. 343 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3,15 — PG 94, 1056С, Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 15, op. Cit., 59, 128–134. Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341 ABC. 344 Он же, Против Евномия, 1, 8, PG 29, 528ВС. 345 Ин. 5:17. 346 Афанасий Александрийский, Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.], PG 28, 924B. 347 Анастасий Синаит, " Οδηγς, 2, PG 89, 53C. 348 В греческом издании указан источник цитаты: «Григорий Нисский, К Авлавию, о том, что не три бога 3,1 — Jaeger 46/PG 45, 124D–125A», но ни в указанном месте, ни в каком–либо другом у св. Григория Нисского, мы приведенных слов не нашли. Часть фразы кажется заимствованной из 30–го Слова св. Григория Богослова, а остальное — неизвестного происхождения. 349 Цитата также не поддается идентификации. 350 Исх. 7:1. 351 Василий Великий, Письмо 189, 7–8, Courtonne 2, 140/PG 32, 693С–696А. 352 Григорий Нисский, Contra Eunomium : Book 2, chapter 1, section 499, line 3–8. 353 Там же, section 501, line 1 — section 503, line 7. 354 Иустин Философ (псевдэпиграф). Христианские вопрошания к эллинам, 3, 2 — PG 6, 1433В. 355

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010