Кинота и трехчленной Комиссии, при содействии греч. Мин-ва образования (в наст. время финансирование осуществляется гл. обр. за счет гос-ва). Среди ее выпускников не только монахи, но и неск. мирян. Лит.: Χρυσστομος ( Παπαδπουλος ), ρχιεπ. Περ τν μετ τν λωσιν Κωνσταντινουπλεως Ελληνικν Ακαδημιν //Πρακτικ Ακαδημας Αθηνν. 1927. Τ. 2. Σ. 200-206; Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. Η σγχρονος Αθωνις σχολ κα ο ν ατ διδξαντες π το 1841 μχρι το 1916. Αθναι, 1930; Δημαρς Κ. Θ. Η Σχολ το Αγου ρδβλθυοτεΟρους στ 1800 //Ελληνικ. 1957. Τ. 15. Σ. 141-171; Ναθαναλ, π. Μιλητουπλεως. ρδβλθυοτεΑθως, Η Αθωνις Σχολ //ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 933-935. Библиотеки Упоминание рус. книг в описи имущества мон-ря Ксилургу. Декабрь 1142 г. (Actes de Saint-Panteleemon. 7. Pl. XV) Упоминание рус. книг в описи имущества мон-ря Ксилургу. Декабрь 1142 г. (Actes de Saint-Panteleemon. 7. Pl. XV) А. известен во всем христ. мире не только как один из древнейших центров монашеской жизни, но и как богатейшая сокровищница старинных рукописей. Первое упоминание о монастырской б-ке на А. восходит к 980 г.; одним из древнейших свидетельств о книжных хранилищах афонских обителей является сохранившийся в акте 1142 г. перечень рус. книг из мон-ря Ксилургу. На А. действовали книгописные мастерские (скриптории). Множество древних кодексов (с X в.), хранящихся в наст. время в различных б-ках мира, написаны монахами-святогорцами. Переписка рукописей считалась делом благочестивым. Немало книг попадало на А. в составе личных собраний приходивших сюда ученых мужей, среди к-рых особенно известны дидаскал Патриаршей академии Феофан Элеавулк († ок. 1555) и Максим Маргуний († 1602). Иллюминованная Псалтирь. IX в. (Cod. Pantokr. 61) Иллюминованная Псалтирь. IX в. (Cod. Pantokr. 61) Богатые собрания монастырских б-к привлекали к А. интерес европ. филологов и любителей древней письменности. Одним из первых среди них был Иоанн Ласкарис, к-рый в 1491 г. приобрел десятки древних манускриптов для флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Между 1540 и 1544 гг. на А. побывал Николай Софиан, доставивший ок. 300 рукописей для посла Карла V в Венеции Уртадо де Мендосы. В сер. XVII в. грек-униат Афанасий Ритор вывез более сотни манускриптов во Францию (большая часть хранится в Нац. б-ке в Париже). Наибольшее число рукописей было вывезено с А. в Россию Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в наст. время в основном они хранятся в собрании ГИМ (см. разд. «А. и Россия»). В XIX в. немало драгоценных афонских рукописей оказались в б-ках Франции, Великобритании и России. Сокровища монастырских хранилищ не только вывозились за пределы А., но и расточались, погибая во время грабительских набегов и разорений или от небрежения. Особенно большой урон наносили пожары, уничтожившие мн. сотни рукописей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго — и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?» Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека — задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь — это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ. Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, — говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы. Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами — своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком — притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»? Иона пророк в чреве кита. Византия. IX в. Псалтирь Пантократора иллюминированная. Athos, Pantokr. 61. Греция. Афон, монастырь Пантократора

http://foma.ru/iona-nepravilnyij-prorok....

На деле поиск доказательств того, что в истории греческого свадебного богослужения священник вопрошал о добровольности брака пришедших в церковь жениха и невесту, был предпринят в своё время Альфонсом Раэсом и не остался безуспешным 51 . Так, в Последовании афонского Cod. Pantokr. 149 (XV в.) говорится: Ε„σšρχεται ¼ τε νÚμφη καˆ Ð νυμφ…ος καˆ ™ρωτ´ αÙτοÝς Ð „ερεÝς ™¦ν θšλV ¹ νÚμφη τÕν νυμφ…ον Ðμο…ως καˆ Ð νυμφ…ος τ¾ν νÚμφην Ðμολογ»σαντες ˜κουσ…ως εÙλογε‹ αÙτοÝς Ð ƒερεÚς Входят невеста и жених и священник спрашивает их, хочет ли невеста (взять) же­ниха, как и жених невесту, и как только они по доброй воле изъявляют своё согласие, священник благословляет их’. Сравнимым образом делает помету в том же месте писец манускрипта Cod. 105 Великой Лавры (также XV в.): δ ƒερεÝς ™ρωτ´ αÙτοÝς λšγων τù ¢νδρ… Θšλεις αÙτ¾ν εÙλογητ¾ν œχειν καˆ παρθηνικ»ν σου γυνα‹κα, καθîς Ðρ…ζει ¹ ¡γ…α τοà θεοà ™κκλησ…α; ™ρωτ´ καˆ τ¾ν νÚμφην 52 Священник спрашивает их, говоря мужу: Хочешь ли ты приобрести эту честную деву себе в жёны, как это предписы­вает Святая Церковь Божия? То же самое он спрашивает и у невесты’. Наконец, составленный в XVI в. Cod. Alex. 207 явно передаёт торжественную языковую формулу вопроса о консенсусе в дословном виде: ‘Eρωτ´ (гов. Ð ƒερεÚς) καˆ λšγει: θšλεις γαμβρ Ðρšγεσαι ¢γαπ©ς ™π£ραι τ¾ν κšρα, ¹ δε‹να, γυνα‹κα ™ν τù φωτˆ τÁς ¹μšρας καθëς γšγονεν ¢π’ ¢ρχÁς κÒσμου; καˆ ¢ποκρ…νεται Ð γαμβρÒς: Ναˆ τ…μιε παρ¦ θεù καˆ ¢νθρèποις. Ετα ™ρωτ´ κα„ τ¾ν νÚμφην καˆ λšγει: Θšλεις, κšρα ¹ δε‹να, ™ν τù φωτˆ τÁς ¹μšρας, καθëς ¢π’ ¢ρχÁς καˆ ¢ρχîν κÒσμου ™γšνετο; Ναˆ ¤γιε τοà θεοà Священ­ник спрашивает (такими) словами: Хочешь ли ты, жених, по любви содержать в чести деву такую-то как супругу в свете дня, как повелось от начала мира? И отвечает жених: Да, досто­чтимый (отче), перед Богом и людьми. Затем спрашивает и невесту, говоря: Хочешь ли ты, дева такая-то, в свете дня, как было изначально и от начал мира? — Да, святой у Бога’. Раэс установил, что вопрошание о согласии такого рода, проводи­­мое до начала последования обручения, содержалось в первых греческих печатных изданиях Требника, которые, как известно, осуществлялись в Венеции по меньшей мере до 1571 г., и было их как минимум пять, — экземпляров первого издания 1522 г., очевидно, уже не найти. Четыре следующие издания, появившиеся между 1578 и 1614 гг., он не смог найти, в то время как в издании 1614 г. это вопрошание и ответ в первый раз доказательно отсутствуют 53 .

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-venchanie...

В Часослове Sinait. gr. 868 вслед за молитвой ДоникП4 выписана первая из молитв согласно правилу Никиты Стифата – та, что имеет характер разрешительной. После нее идет еще одна молитва, того же характера: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, едине имеяй власть оставляти грехи…». После Причащения здесь приводится молитва ДоникБ6. В Псалтири Athos. Pantokr. 43 содержится еще одна из первых попыток создать полноценное Последование ко Святому Причащению. Создатель этой рукописи – или ее протографа – пошел путем комбинирования следующих элементов: Пс. 22, 115 и 117 (в общем, те же, что и в правиле Никиты Стифата); две молитвы, позаимствованные из литургий по чину святителя Иоанна Златоуста и по чину святителя Василия Великого ; молитва ДоникП3 из правила Никиты Стифата ; стихотворное наставление «Прежде причастия страшныя Жертвы…». Эту попытку нельзя назвать вполне удовлетворительной: литургийные молитвы не очень подходят в качестве личных молитв причастника, и составитель почему-то не включил в свой чин те описанные нами выше молитвы, которые к концу XI века уже часто встречались в рукописях и были, таким образом, привычными. Вместе с тем, в этой композиции уже угадывается общая структура будущего Последования ко Святому Причащению, а также впервые засвидетельствовано дополнение молитв особыми поучительными стихами, которые впоследствии станут важным строительным элементом, скрепляющим части Последования воедино. Выводы 1. К XII веку набор из некоторого количества молитв (чаще всего – небольшого: одна, две или три молитвы до Причащения и одна-две после) уже достаточно широко распространен в византийской литургической книжности. 2. Однако эти молитвы всё еще не занимают постоянного места в богослужебных книгах (а следовательно, не имеют вполне официального статуса). Более того, их набор существенно меняется от списка к списку. В цельную систему «последования» они, за редкими исключениями, не организованы. 3. Чаще прочих встречается молитва перед Причащением ДоникП4. 4. Также достаточно распространены молитвы перед Причащением ДоникП6 и ДоникП8.

http://pravoslavie.ru/82496.html

Павла, изображен рядом со св. Иоанном Милостивым, раздающим подаяние, и молящимися монахами. Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Fol. 419v) Переход через Чермное море. Миниатюра из Парижской Псалтири. Х в. (Fol. 419v) Лицевые Псалтири с миниатюрами на полях получили наименование «монастырских» и, вероятно, впервые были созданы в Сирии. Редакция Псалтири с маргинальными иллюстрациями возникла в доиконоборческое время и являлась своего рода живописным аналогом толковой книги. Маргинальные миниатюры расположены рядом с текстом по типу лит. толкований. Сохранилось 9 греч. рукописей IX-XIV вв. «монастырской» редакции. Древнейшим и самым знаменитым памятником является Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129д, IX в.), ее миниатюры отличаются ярко выраженной антииконоборческой направленностью. Рукопись была создана в К-поле, в скриптории Студийского мон-ря, но отличается вост. характером стиля и иконографии миниатюр, к-рые были поновлены в XII в. В IX-X вв. были созданы еще 3 иллюминированные рукописи, близкие Хлудовской Псалтири IX в. (Pantokr. 61; Paris. gr. 20; Add. 40731), др. 3 рукописи относятся к XI в. (Add. 19352, 1066 г.; Sinait. 48, 1075 г.; Vat. Barb. Gr. 372, ок. 1092 г.). По образцу рукописей XI-XII вв. была изготовлена Балтиморская Псалтирь (Baltim. W. 733, нач. XIV в.). Рукописи XI-XIV вв. отличаются красотой и изяществом многочисленных маленьких миниатюр, разбросанных по полям. Особенностью миниатюр этой редакции является их широкое разнообразие и творческий подход иллюстраторов к тексту. Среди миниатюр большое число ветхозаветных исторических сюжетов, иллюстрирующих псалмы 77, 104, 105, песни и молитвы Мариам и Моисея, изображения ветхозаветных царей и пророков, а также множество неоднократно повторяющихся евангельских сцен, евангельских притч и изображений Иисуса Христа, Богоматери, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, в т. ч. житийных сцен и иллюстраций патериков, сцен Страшного Суда и аллегорических персонажей. Помимо Псалтирей, украшенных листовыми или маргинальными миниатюрами, выдающимися памятниками художественного оформления этой библейской книги являются рукописи с орнаментальными заставками и фигурными инициалами (напр., РНБ.

http://pravenc.ru/text/209475.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лукас Кранах Старший. Иона и кит Пророк Иона: 40 изображений 2 мин., 05.10.2015 История пророка Ионы, бежавшего от Бога и оказавшегося во чреве у кита , - одна из самых популярных тем в мировом искусстве. Предлагаем вам подборку из 40 изображений пророка Ионы - картины, мозаики, книжные миниатюры, витражи, барельефы и гравюры.  Джордж Фредерик Уоттс. Иона Adam Willaerts. Иона и кит James Tissot. Jonah. 1896–1902 Иона во чреве кита. Дерево, масло. Тобольск, XVIII век Лукас Кранах Старший. Иона и кит Jonah and the Whale Jan Brueghel the Elder, 1887 Карло Антонио Тавелла. Иона и кит Complesso di San Sigismondo, Cremona, Lombardy, Italy Альберт Пинкгем Райдер. Пророк Иона. Ок. 1890-х гг. Джотто ди Бондоне. Иона. Фреска. Капелла Скровеньи Oswalt Kreusel. Jona. 1591 Tintoretto. Jonah Leaves the Whale " s Belly. 1577-1578 Микеланджело Буонаротти. Пророк Иона. Фреска плафона Сикстинской капеллы.   Jonas jeté à la mer, Jonas craché par le monstre, Jonas et Dieu, prédication à Ninive. Paris psalter, folio 431v Иона. Миниатюра из Минология Василия II. XI век. Ватиканская библиотека. Рим. Leaf from Bentivoglio Bible, circa 1270 Speculum Humanae Salvationis, Westfalen oder Köln, um 1360. Иона пророк в чреве кита. Византия. IX в. Псалтирь Пантократора иллюминированная. Athos, Pantokr. 61. Греция. Афон, монастырь Пантократора Speculum Humanae Salvationis. Westfalen oder Köln, um 1360 Инициал E. Иона пророк. Германия. Средний Рейнланд, Франкенталь. XII в. Библия Иона во чреве китовом. Молитва пророка Ионы. Иона 2. 3-10. Книга Од. Греция. XI в. Новый Завет с Псалмами Иона и Кит. Лист из Сборника летописей. Jami al-Tavarikh. Иран. XIV в. Иона. Фреска. Катакомбы Присциллы, Рим Иона пророк. Балканы. Сербия. Грачаница. XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Грачаница. Купол, Барабан Иона пророк. Балканы. Сербия. Дечаны. XIV в. Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Купол, Барабан Aquileia - Basilica - Mosaico con Giona ingoiato da mostro marino Пророк Иона. Купол пресбитерия. Центральный неф. Италия. Венеция. Собор Святого Марка. XII в.

http://foma.ru/prorok-iona-40-izobrazhen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН ОЛИМПИОТ [греч. Γερμανς Ολυμπιτης], иером., греч. писатель, переводчик, переписчик певч. кодексов (1688/89-1760). Судя по второму прозвищу - Κρητικς, происходил с о-ва Крит ( Α. Λ. Β. ). Согласно записям, оставленным Г. О. в рукописях, в 1711 г. он пришел на Св. Гору, где в 1718/19 г. начал обучаться грамоте, в 1721 г. поселился в келлии мон-ря Симонопетра ( Герцман. Т. 1. С. 333), впосл. жил в мон-ре Св. Троицы на Олимпе. Написал «Албанскую грамматику» и соч. «О критской музыке», перевел с тур. языка «Грамматику великого везира Ибрагима». Среди сохранившихся певч. сборников, принадлежащих перу Г. О., первое место по числу списков занимает Стихирарь Германа, митр. Нов. Патр. Это датированные рукописи Vatop. 1470 et 1481 (1714 г.), Ivir. 473 (1720 г.), Ivir. 694 (1721 г.), Ivir. 465 (1743 г.), Ivir. 989 (1743 г.; список создан в Литохороне близ горы Олимп, содержит славники и самогласны на литии прп. Евфимию Святогорцу Иверскому - вероятно, ркп. предназначалась для Иверского мон-ря), БАН. РАИК. 50 (1749 г.; кодекс написан в Веррии), БАН. РАИК. 46 (1750 г.; согласно записи, ркп. создана «в монастыре», вероятно Св. Троицы), Patm. 478 (1753 г.), БАН. РАИК. 51 (1754 г.) и недатированная Athen. Ben. T A 105. Из др. типов певч. сборников, выполненных Г. О., сохранились списки: Ирмология Баласиса Chil. 37 (1720 г.) и Athen. Bibl. Nat. 967 (1748 г.), Анастасиматария Хрисафа Нового (часто вместе с Анфологией) - Chil. 67 (1721 г.), РНБ. ОЛДП. О. 117 (1729-1731 гг.), Gregor. 24 и Athen. Bibl. Nat. 2222 (оба - 1736 г.), Meteor. Stephan. 65 (1744 г.) и Athen. Bibl. Nat. 2220 (1745 г.), Анфологии - Pantokr. 242 (1733 г.) и Pantel. 901 (1734 г.), Анфологии литургии - Матиматария - Pantel. 901 (1734 г.; написан вместе со свящ. Афанасием из Галаты). Лит.: Α. Λ. Β. Γερμανς//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 388; Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 2. Σ. 174, 177, 178, 634-635; Τ. 3. Σ. 846; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга: Кат. СПб., 1996. Т. 1. С. 331-332; 1999. Т. 2. С. 174, 177, 178, 221, 242. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель

http://pravenc.ru/text/164807.html

На миниатюрах А. предстает молодым человеком с длинными черными волосами, облаченным в воинские доспехи и плащ. Наиболее распространено изображение его гибели, иконографически точно передающее текст 2-й Книги Царств. Впервые оно было представлено на миниатюре рукописи Титули из б-ки Амброзиана в Милане, IV в. Образ А. нередко появляется в обширных циклах, посвященных истории царя Давида, как в монументальных росписях, так и в миниатюрах: в 8 сценах росписи потолка ц. св. Иоанна в Мюстере (Швейцария), 800 г.; в иллюстрациях к псалмам 3 (Давид, удаляющийся от А.) и 143 (смерть А.) в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Син. Греч. 129. Л. 3, 140об., IX в.) и Псалтири из мон-ря Пантократора на Афоне (Pantokr. 61. Fol. 232, IX в.); на миниатюрах Библии Сан-Исидоро в Леоне (Испания) (Fol. 138v, 139, 960 г. ) и др. Лит.: Богородский Я. М. Еврейские цари. Каз., 1884; Whybray R. N. The Succession Narrative: Study of II Sam. 9-20 and I Kings 1 and 2. Naperville (Illinois), 1968. (StBTh, 2d Ser.; 9); Rost L. The Succession to Throne of David. Sheffield, 1982; Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden et al., 1988. P. 107-109. Иконогр.: Wiss R. L.//LCI. Bd. 1. Sp. 35; Merkle S.//Römische Quartalschr. f. Christl. Altertumskunde u. f. Kirchengeschichte. Freiburg i. Br., 1896. Bd. 10. S. 221; Щепкина М. Ф. Миниатюры Хлудовской Псалтири. М., 1977. С. 3, 140 об.; Ο Θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Αθναι, 1979. Τ. Γ. Σ. 279 Οικ. 232; Neuss W. Die katalanische Bibelillustration um die Wende des 1. Jahrtausends und die altspanische Buchmalerei. Bonn, 1922. S. 72, 82. (Veroffentl. d. romanischen Auslandsinstituts d. Univ.; Bd. 3); Williams J. W. A Castilian Tradition of Bible Illustration//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1965. 28. P. 66. Tab. 8c, d; R é au. Vol. 2/1. свящ. Афанасий Гумеров, Л. А. Беляев, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/62728.html

Возможно, в Риме в 1-й пол. IX в. были созданы греч. рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина (Ambros. E 49-50 inf) и Книги Иова (Vat. gr. 749); по стилю миниатюр и особенностям написания текста к ним близок манускрипт Sacra Parallela (Parisin. gr. 923), созданный, вероятно, вскоре после сер. IX в. Кодексы имеют крупный формат и украшены большим количеством миниатюр. Книга Иова и Гомилии свт. Григория Назианзина содержат самые древние из дошедших до нас иллюстративных циклов соответствующих текстов. Иллюстрации Sacra Parallela - сб. цитат из Библии и патристических сочинений, составление к-рого приписывают св. Иоанну Дамаскину,- свидетельствуют о том, что ранее существовало неск. циклов иллюстраций к Библии, не получивших прямого продолжения в дальнейшей иконографической традиции; ряд сюжетов встречается в этой рукописи впервые. В миланском и парижском манускриптах почти все иллюстрации выполнены золотом, поверх к-рого прочерчены контуры и основные детали изображения. Несмотря на использование в них минимума художественных средств, они отличаются внутренней силой. Иконоборцы, замазывающие образ Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Син. греч. 129д. Л.167) Иконоборцы, замазывающие образ Христа. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Ок. сер. IX в. (ГИМ. Син. греч. 129д. Л.167) Вероятно, вскоре после окончания эпохи иконоборчества - в правление Патриарха Мефодия (843-847) или в 1-е правление Фотия (858-867) - были написаны и украшены миниатюрами 3 Псалтири с иллюстрациями на полях: Хлудовская (ГИМ. Син. Греч. 129д), Пантократора (Pantokr. gr. 61) и Парижская (Parisin. gr. 20), от к-рой сохранился лишь небольшой фрагмент. Их иллюстрации по стилю близки друг другу и восходят к традициям раннехрист. миниатюры. В них наряду с буквальными и историческими появляются т. н. типологические иллюстрации, ставящие в соответствие событиям ВЗ события НЗ. Принято считать, что непосредственный прототип Псалтирей с иллюстрациями на полях сложился в кон. VIII - 1-й пол. IX в. в сиро-палестинской среде, а первые Псалтири подобного типа появились во 2-й пол. VI-VII в. Такую редакцию Псалтири, с миниатюрами, комментирующими текст и расположенными только на его полях, иногда называют «монастырской» в противовес «аристократической» редакции с буквальными и историческими иллюстрациями, занимающими отдельные страницы. В дальнейшем обе редакции иллюстрированной Псалтири существовали в Византии параллельно. В Хлудовской Псалтири и в Псалтири Пантократора есть изображения, где показаны иконоборцы, замазывающие икону, иконоборческий Собор 815 г. и защитник иконопочитания Патриарх Никифор I, попирающий своего оппонента патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;  тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. На что здесь обратить внимание «“Ниневитяне”: жители города Ниневии, столицы Ассирийского государства Пророк Иона, по повелению Божию, призывал их к покаянию; они вняли пророческому гласу его, и их искреннее, глубокое раскаяние отдалило на два века погибель города, которою грозил им Бог чрез пророка» (Епископ Михаил (Лузин), 1830–1887). [На притчу о нечистом духе:] «Так бывает и со всяким человеком, если он после покаяния не будет бороться со своими устарелыми греховными привычками: как голодные звери, они после этого накинутся на его бедное сердце с еще большей лютостью» (Архиепископ Никон (Рождественский), 1851–1919). Иона пророк в чреве кита. Византия. IX в. Псалтирь Пантократора иллюминированная. Athos, Pantokr. 61. Греция. Афон, монастырь Пантократора Призыв к решительности в покаянии Мф 18:7–9 Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. На что здесь обратить внимание «Что значит “ отсечь руку ”? Это не значит сделать себе увечье, ибо Господь дал нам тело не для того, чтобы мы его уничтожали, увечили. Это значит духовное отсекание своего зла, болезненное, подобно увечью телесному» (Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, 1896–1966). Призыв не откладывать покаяние Лк 12:58–59 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки. На что здесь обратить внимание

http://foma.ru/chto-evangelie-govorit-o-...

   001    002    003   004