(    , в совр. книгах - на стиховне малой вечерни) не поется, т. к. в ней прославляется Воскресение Христово. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 146-147), представляющему афоно-италийскую редакцию Студийского устава, на вечерне нет стихословия Псалтири; на утрене кафизмы Псалтири заменяются на антифоны из Пс 14, 15 и 33, затем поется 1-й степенный антифон 4-го гласа, прокимен из Пс 88 и Евангелие Ин 12. 24[-36]. В конце утрени исполняется великое славословие , т. е. утреня заканчивается по праздничному чину. На литургии на блаженнах - песнь 6 из канона Г.; чтения литургии - как в Студийско-Алексиевском Типиконе (но Апостол - только Деян 12. 1-11). Также в Типиконе даны указания относительно случаев совпадений памяти Г. с днями подвижного годового круга: если 23 апр. совпадает с Великой пятницей, то последование Г. переносится на Великую среду, с пением на утрене «Аллилуия», если - с Великой субботой, то - на Светлую седмицу. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 239, 261), представляющем также афоно-италийскую редакцию Студийского устава, служба 23 апр. имеет те же особенности, что и по Мессинскому Типикону, но на утрене указаны иные антифоны (из Пс 32, 115, 150), а в конце утрени предписывается пение самогласных стихир святого на стиховне, что подразумевает непраздничное окончание утрени. Чтения литургии - как в Типиконе Великой ц. (но причастен - Пс 63. 11a). Согласно этому Типикону, память Г. отмечается 10 нояб. (предписывается петь то же последование, что и 23 апр.), что является следом древней иерусалимской традиции (ср. с совр. церковным календарем, где под 10 нояб. указана груз. пам. колесования Г.). Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 448-449), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, на вечерне отменяется стихословие Псалтири, соединяются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Тропарь - тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе.

http://pravenc.ru/text/162188.html

167 M. Arranz. Le Tvpicon du monastère du Saint-Sauveur à Messine (­Or. Chr. An. 185) Roma 1969. p. 292. 171 Какой-то ответ на этот вопрос находится в статье G. Winkler. Der geschichtlichc Hintergrund der Präsanktificatenvesper, Oriens Christianus, 56 (1972) p. 184–206. См. и Н.Д. Успенский . Литургия Преждеосвященных Даров, Богословские Труды. 15 (1976) с. 146–184. 174 Cf. Louis Ligier. Pénitence et Eucharistie en Orient. Or. Chr. Per. XXIX (1963) p. 19, 21, 32, 34, 37, 50, 54, 61. См. и наши работы: Le « Sancta Sanctis dans la tradition liturgique des églises. Archiv für Limurgiewissenschafm. 15 (1973) p. 48, 51, 55–56; La liturgie pénitentielle juive après la destruction du Temple. Euntes docete, 28 (1975) p. 419... 175 О распределении антифонов, согласно музыкальному кодексу X1V-XV вв. Афины 2061, ср. гл. II, с. 31 и особенно гл. VII; см. ряд песен: О. Струнк. цит. ст. с. 201. 179 Указание весьма частое в начале Утрени Константинопольскою Типикона; ср. J. Mateos. Le Typicon II, p. 324: M. Arranz. Le Typicon. p. 427. См. гл. VII. 181 F.X. Funk, Didascalia et Constitutiones Apostolorum. 1. Paderborn 1905. p. 546, XXXVIII, 4. См. перевод Н.Д. Успенского. Чин всенощного бдения в греческой и русской Церкви, с. 56. 182 В французском тексте Мол. Веч. 100 досадная рассеянность приписала к книге Второзакония этот текст из книги Чисел. Ошибка исправлена в русском переводе. 185 Цит. соч. с. 190 и слл. Ср. также J. Mateos. Quelques anciens documents sur l " office du soir. Or. Chr. Per. XXXV (1969) p. 366–367. 188 Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока, т. II: Евхологиа. Киев 1901 (сравн. первую часть этой главы, прим. 4); относительно рукописей, хранящихся в России и которые Дмитриевский, по-видимому, не изучал непосредственно в то время, см. его статью «Утренние молитвы», в Руководстве для сельских пастырей. XXXI (1886) 42, с. 180–192. 190 Следует учесть, что все рукописи, которые мы будем приводить – греческие, если только сокрщ. сл. не будет указывать, что они славянские или груз ., грузинские.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученичество Е. лишено всякой исторической достоверности, однако факт существования рим. мучеников Е. и Анфии не вызывает сомнения и подтверждается их почитанием в Риме с древних времен, что зафиксировано в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. IV в.) и рим. итинерариях VII в. В катакомбах «ad clivum cucumeris» на Соляной дороге упоминается захоронение мч. Либерала, о к-ром не сохранилось исторических сведений и к-рому Петр Натальский приписал историю Е. ( Petr. Natal. CatSS. II 20; ср. о Е. IV 61). Такую возможность допускает Делеэ, вслед за Папеброхом считавший, что речь идет об одном и том же мученике, известном под 2 разными именами - лат. Либерал и греч. Елевферий (MartHieron. Comment. P. 197, 207; ActaSS. Apr. T. 2. P. 536). Это подтверждается и общностью места захоронения, указанного в рим. итинерариях. Сохранилось 2 эпитафии мч. Либералу авторства некоего Флора (V в.), в к-рых он назван консулом и упомянуто об осквернении его гробницы врагами (вероятно, при взятии Рима Аларихом в 410). Однако в Мартирологе блж. Иеронима эти мученики различаются: память Либерала дается под 20 или 21 дек. и ничего не говорится об Анфии, к-рая упоминается вместе с Е. В Греции Е. считается покровителем рожениц. Ист.: BHG, N 568-571b; BHL, N 2450-2453; ActaSS. Apr. T. 2. P. 528-530 [Реатская редакция, Эканская частично дана в примечаниях], 976-978 [редакция Метафраста]; SynCP. Col. 307, 831, 834; MartRom. P. 114; MartHieron. Comment. P. 197, 207, 499, 619; Flodoardus. De triumphis Christi apud Italiam. III 9//PL. 135. Col. 643-644. Лит.: D é lehaye H . Saints d " Istrie et de Dalmatie//AnBoll. 1899. Vol. 18. P. 369-411; id em. Origines. P. 312, 457; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219-220, 284; T. 3. C. 506; Poncelet A. La translation des saints Éleithère, Pontien et Athanase//AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 409-426; Lanzoni. Diocesi. P. 268-271; Fasola U. Éleuthère (2)//DHGE. Т. 15. Col. 146. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 132) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, Е. не упоминается, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. T. 3. Ч. 2. С. 37) под 15 дек. указывается память Е. и содержатся посвященные ему канон, цикл стихир и седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 338), который является малоазийской редакцией Студийского устава, 15 дек. совершается служба с «Аллилуия» ; последование Е. включает канон 1-го гласа, составленный гимнографом Иосифом, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), цикл стихир-подобнов и седален. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 70), относящийся к афоно-итал. редакции Студийского устава, упоминает Е. под 15 дек. без богослужебных указаний.

http://pravenc.ru/text/189703.html

308 I. Φουντουλς, Παννυχς (­ Κε μενα Αειτουργικς, 2). Фессалоники 1969; см. гл. IV, с. 177, прим. 26. 309 Н.Д. Успенский , Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви (рукопись), Ленинградская Духовная Академия 1949; гл. III: Панихида, с, 416–467. См. С. 178, прим. 39. См. и. «Богословские Труды», 18 и 19. 310 V. Bruni, I funerali di un sacerdote nel rito bizantino secondo gli eucologi manoscritti di lingua greca, Иерусалим 1972. 312 Текст греческий: Барб. 336 в сравнении с Син. 956: Описание II, с. 13–14; ср. Фунтулис, Παννυχ;. 20, который следует Барб. 336, полностью дополняя возгласы и модернизируя пунктуацию. Греческий текст с французским переводом всех молитв см. в Or. Chr. Per. 40 (1974); M. Arranz, Les prières presbytérales de la «Pannychis» de l " ancien Euchologe byzantin et la «Panikhida» des défunts, p. 316–321. 316 Барб. 336 (Син. 956: Описание, II, с. 15; Фунтулис. с. 29–30). Эта главопреклонная молитва получила здесь исключением номер 107; вообще Барб. 336 объединяет эти молитвы в молитвы отпуста, которые им предшествуют; ср. напр., гл. IV, с. 137, 143, 146, 150. 319 Этот ценный документ, приложение-типикон к Константинопольскому Праксапостолу, мы знаем лишь по выдержкам А. Дмитриевского , Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский, Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви, Киев 1907. с. 330–334; возобновленный как приложение II и переведенный на французский язык X. Матеосом, Le Typicon de la Grande-Eglise, II (­ Or. Chr. Analecta 166) Rome 1963, p. 204–209. Ср. также для описания Дрезден 104: G. Bertoniere, The Historical Development ot the Easter Vigil and Related Services in the Greek Church (­ Or. Chr. An. 193) Rome 1972, p. 114–115. 320 Описание, II, c. 350–351. Эта рукопись полагает, что молитвы читались после антифонов, наоборот тому, что делалось в Константинополе. 322 F.X. Funk, Didascalia et Constitutiones Apostolorum, I, Paderborn 1905, VIII, гл. 37, с. 544. см. с. 39. 323 L. Ligier, Textus Liturgiae Judaeorun (­ Prex Kucharistica, Fribourg 1968, p. 36); Сидур Тефиллат кол пэ, изд. Ешхол, Иерусалим, с. 46, 109; The Authorised Daily Prayer Book of the United Hebrew Congregamion.... Londres 1961, p. 37, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свидетельством о праздновании М. н. в доиконоборческом византийском богослужении является кондак прп. Романа Сладкопевца, тематически соответствующий евангельскому чтению Мф 25. 31-46 (о Страшном Суде), назначаемому в М. н. в к-польском Лекционарии,- 1-го гласа с акростихом Το ταπενου Ρωμνου τ πος (Недостойного Романа творение) нач.: Οταν λθς, Θες, π γς μετ δξης (              ; см.: Romanos le M é lode. Hymnes/Éd. et trad. J. Grosdidier de Matons. P., 1981. Vol. 5. P. 232-266. (SC; 283)). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., отражающему послеиконоборческое кафедральное богослужение К-поля, в М. н. назначается прокимен Пс 146. 5, Апостол 1 Кор 8. 8 - 9. 2, аллилуиарий Пс 49. 2-3, Евангелие Мф 25. 31-46, причастен Пс 148. 1 ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2). В послеиконоборческих монастырских Типиконах студийской традиции в М. н. воскресная служба Октоиха поется вместе со службой Триоди (служба рядового святого присоединяется к ним лишь в случае, если она имеет высокий статус торжественности). Песнопения Триоди преимущественно посвящены теме Второго пришествия Господня, о чем прямо говорится в Типиконах: напр., «канон воскресный и о втором пришествии» (см. в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- Пентковский. Типикон. С. 236); последование Триоди включает канон авторства прп. Феодора Студита (в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. назначается также иной канон авторства гимнографа Иосифа - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 505), кондак авторства прп. Романа Сладкопевца, стихиры (в основном самогласны), ипакои, седален; на литургии чтения те же, что и в Типиконе Великой ц., но иной аллилуиарий - Пс 94.1 (также см.: Георгия Мтацминдели Типикон сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 273; Мессинский Типикон 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 188-189). В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон) - набор гимнографических текстов М. н. незначительно отличается от известного по Типиконам студийской традиции; особенности богослужения связаны с общими отличиями Иерусалимского устава: совершением в воскресный день всенощного бдения и литии на великой вечерне в его составе (указывается дополнительная стихира М. н. для литии) (см.: Lossky. Typicon. P. 239-240; Миркович. Типикон. Л. 125б - 126б). Без существенных изменений, но более подробно устав М. н. зафиксирован и в печатных Типиконах, начиная с первопечатных греч. Типикона 1545 г. и московского Типикона 1610 г. и вплоть до совр. изданий.

http://pravenc.ru/text/2564556.html

Пасхальная хроника и Феофан Исповедник, а вслед за ними ряд поздних стишных синаксарей, в т. ч. синаксари при печатных греч. Минеях, указывают, что вместе с Е. пострадали и др. мученики. Однако фигурирующие в Мартирологе блж. Иеронима после Е. Секунд, Донат, Васса, Максим и Иуст являются Сцилитанскими мучениками, к-рые не имеют к Доростолу никакого отношения и память которых была перенесена с 17 июля (предыдущего дня). Ист.: BHG, N 33-33e; ActaSS. Iul. T. 4. P. 370-376; SynCP. Col. 827; MartRom. Comment. P. 294; MartHieron. Comment. P. 382-383; MartUsuard. P. 271; Euseb. Chron. T. 2. P. 196; Prosper. Chronicum integrum//PL. 51. Col. 580; Theoph. Chron. P. 51; Chron. Pasch. P. 494, 549; Niceph. Callist. Hist. eccl. V 9//PG. 146. Col. 465; Cedrenus G. Comp. hist. P. 234; Mateos. Typicon. T. 1. P. 345; Latyšev . Menol. T. 2. P. 184-186. Лит.: Gaiffier B., de. «Sub Iuliano Apostata» dans le martyrologe romain//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 5-50; Amore A. Emiliano di Durostoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 1189; Janin. Églises et monastères. P. 12-13. Д. В. Зайцев Гимнография Память Е. отмечается 18 июля в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 344) без богослужебного последования. Торжественное богослужение в этот день совершалось в храме Е., находящемся в К-поле ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 275-276). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 472) последование Е. 18 июля включает лишь минимальный набор песнопений (канон, цикл стихир, седален), что говорит о совершении в этот день службы с «Аллилуия» на утрене. В южноиталийском Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 168) в день памяти Е. содержится только указание «Аллилуия». Согласно рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 225), содержащей одну из ранних редакций Иерусалимского устава , Е. назначается общий тропарь Ο μρτυς σου, Κριε (      ).

http://pravenc.ru/text/189945.html

Н. Н. К. Гимнография Во всех известных богослужебных книгах память П. устойчиво отмечается 8 окт. В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. отмечена без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64). В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов служба имеет непраздничный характер. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, описание службы не включает тропарь, зато упоминается самогласная стихира на вечерней стиховне ( Пентковский. Типикон. С. 288). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, указана служба без тропаря, к-рая включает только стихиры плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон и седален; самогласна в последовании нет ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 291-292). В груз. литургическом сборнике XI-XII вв. (Hieros. Patr. iver. 124. Fol. 146, пер. прп. Георгия Святогорца) в службе П. помещены самогласен, канон авторства Георгия и седален ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2011. Т. 5. С. 441). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий южноиталийскую редакцию Студийского устава, указывает рядовую службу П. с общим тропарем преподобной жене плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Εν σο μτερ κριβς (        ) ( Arranz. Typicon. P. 38). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. включает седален, группу из 3 стихир (в ркп. РГАДА. Ф. 381. 89 - 2 группы стихир-подобнов, 4-го и 8-го гласов), стихиру-самогласен и канон, что в целом соответствует описанию Студийско-Алексиевского Типикона ( Ягич. Служебные Минеи. С. 51-56; Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18). В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. (в отдельных списках - до XVII в.) последование П. не включает тропарь, указывается служба с «Аллилуия» (напр., Sinait. gr. 1094, XII в. Fol. 25v; 1096, XII в.- Lossky. Typicon. P. 176; Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 31 и др.). В списках кон. XIV-XVI в. встречается указание о пении или «Аллилуия», или, по желанию, тропаря Εν σο μτερ κριβς (напр., Sinait. gr. 1098 и 2047; Paris. gr. 387); с XV в. в иерусалимских Типиконах обычно прямо указывается пение тропаря, эта традиция закрепилась в печатных изданиях (с издания 1545 г.). Указание петь «Аллилуия» отмечено в слав. списках в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 51а; Романов Типик - РГБ ОР. Ф. 270. Слав. 24), но в русских редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., в тексте «Ока церковного» , и до совр. изданий всегда указывается пение общего тропаря. В греческих и славянских Минеях общий тропарь П. появляется еще раньше (напр., в греч. Минее - Paris. gr. 267, XIV в.; в слав. Минее - НБКМ. Слав. 518, XIII-XIV вв.). Начиная с XV в. списки Иерусалимского устава обычно включают в последование П. кондак 2-го гласа.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРОНИК ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе ап. от 70). Ап. Павел приветствует А. и Иунию в Послании к Римлянам (16. 7) как своих сородичей и соузников, прославившихся среди апостолов и уверовавших во Христа прежде него (среди экзегетов нет единого мнения о том, является ли греч. Ιουναν формой муж. (Ιουνας) или жен. (Ιουνα) имени). Кроме этого короткого приветствия, имя А. в НЗ не встречается. Псевдо- Дорофей сообщает, что А. стал епископом Испании, тогда как сщмч. Ипполит Римский пишет, что он стал епископом в Паннонии. Нек-рые авторы уточняют это сообщение и говорят, что А. занимал кафедру Сирмия (совр. Сремска-Митровица); эта версия отражена в «Повести временных лет» . В каноне Иосифа сообщается, что А. многих обратил ко Христу, разрушал идольские капища, строил церкви, изгонял злых духов из одержимых и врачевал больных. Скончался мирно. Сведения относительно обретения мощей А. в VI в. в районе Евгениевых ворот в К-поле признаны неверными. Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Ап. Андроник. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В отдельных рукописях Типикона Великой ц. IX-X вв. память А. зафиксирована под 22 февр. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 237); в Стишном Прологе Христофора Митилинского XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и в др. источниках (Ibid. Т. 2. С. 146), в т. ч. в студийских и иерусалимских Типиконах,- под 17 мая. Гимнография По Типикону, принятому в РПЦ, так же как и по первопечатному рус. Уставу 1610 г. и по совр. греч. Типиконам, А. полагается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование А., используемое ныне в Русской и греч. Церквах, зафиксировано уже в Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский.Описание. Т. 1. С. 455), в слав. рукописных Минеях XII в., расположенных по Студийскому уставу (ГИМ. Син. 166. Л. 101об.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 63), и др. источниках. Оно включает стихиры , канон Иосифа 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: «Ανον προσοσω τ σοφ Ανδρονκ» - Похвалу принесу мудрому Андронику) и седален 4-го гласа. Мессинский (1131 г.; Arranz. Typicon. Р.152) и иерусалимские Типиконы указывают петь общий отпустительный тропарь апостолам 3-го гласа. Кондак «    » 2-го гласа отсутствует в студийских и в используемых ныне греч. Церквами Минеях.

http://pravenc.ru/text/115380.html

Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 58) память И. отмечается 21 янв.; последование И. содержит минимальный набор песнопений - канон, цикл стихир и седален. Те же элементы последования И. отмечаются и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 448). Согласно южноиталийскому Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 146), 21 апр. совершается служба с «Аллилуия», последование И. подробно не описано. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. 21 апр. отмечена память И. вместе с памятью ап. Закхея и мч. Кодрата ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 261). В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 210) 21 апр. отмечается только память И., однако в более поздних, напр. в греч. первопечатном Типиконе (Венеция, 1545), добавляется память мч. Феодора Пергийского. В греч. Минеях, начиная с древних и вплоть до совр. изданий, под 21 апр. помещается только последование И., в то время как в слав. Минеях к нему добавляется последование мч. Феодора Пергийского. Последование И. состоит из канона, цикла стихир и седальна. В слав. рукописях и печатных изданиях с XVII в. помещается общий кондак И. и мч. Феодора (см.: Устав. М., 1610; Минея апр. М., 1645 и др.). В редких случаях в рукописях может указываться отпустительный тропарь И. Последование И. в совр. богослужебных книгах включает следующие элементы: общий кондак И. и мч. Феодора 3-го гласа           (только в славянских); канон авторства Иосифа 4-го гласа с акростихом Σστημα τερπνν Μαρτρων παινσω. Ο Ιωσφ (Союз приятный мучеников восхвалю. Иосиф - в слав. Минее акростиха нет), ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Συνν τας στρατιας, τν λων, Αγγλων (          ); цикл из 3 стихир-подобнов; седален. В слав. рукописных Псалтирях с восследованием встречаются песнопения И.: отпустительные тропари 4-го гласа       (РГБ. Троиц. 366),       общий кондак И. и мч. Феодора 4-го гласа         (РГБ. Троиц. 340). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп.

http://pravenc.ru/text/200381.html

Ист.: BHG, N 606-607e; ActaSS. Iul. T. 7. P. 310-314 (лат. пер. метафрастовского жития авторства Сурия); SynCP. Col. 857-858; PG. 115. Col. 487-498; Latyšev. Menol. T. 1. P. 190-197; Лопарев Х. М. Описание нек-рых греч. Житий святых//ВВ. 1897. Т. 4. С. 337-401; он же. Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 199-252 [текст]. Лит.: Лопарев Х. М. Житие св. Евдокима//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 152-198 [исслед.]; он же. Визант. жития святых VIII-IX вв.//ВВ. 1910. Т. 17. С. 114-119; он же. Греч. жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 114-119; Vies des saints et des bienheureux/Éd. J. Dubois, P. Antin. P., 1949. Vol. 7. P. 734-735; Da Costa-Louillet G. Saints de Constantinople aux VIIIe, IXe et Xe siècles//Byz. 1957. Vol. 25-27. P. 783-788; Darrouz è s J. Eudocime//DHGE. Vol. 15. Col. 1337; Celinski H. Eudocimo il Giusto//BiblSS. T. 5. Col. 147; Janin. Églises et monastères. P. 115; Мохов А. С. «Житие св. Евдокима Праведного» как источник по военно-административной истории Византии IX в.//Sacrum et Profanum. Вып. 3: Небесные патроны и земные служители культа: Сб. науч. тр./Ред.-сост.: Н. А. Алексеенко, Ю. А. Бабинов, Х. Хоффманн. Севастополь, 2007. С. 137-146. Ю. А. Казачков Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 354) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава, память Е. не указана. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 477) предписывает совершать в день памяти Е. службу с «Аллилуия» , упоминая посвященные Е. цикл стихир и канон 2-го гласа. Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 173), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, содержит под 31 июля отпустительный тропарь Е. 4-го гласа: Εκ γς καλσας σε (        ) - и указание читать на утрене Житие святого. Различные редакции Иерусалимского устава (в т. ч. и совр.) обычно содержат память Е. под 31 июля и приводят устав соединения вседневной службы Е. и предпразднства Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня.

http://pravenc.ru/text/187053.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010