З., что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. На вечерне кафизма не стихословится, отпустительный тропарь И. З. тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, стихиры распределяются в службе неск. иначе, утрене предшествует паннихис с каноном И. З. (плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа); на утрене после 2-й кафизмы - седален И. З., на хвалитех поются стихиры И. З., на стиховне утрени - 2 стихиры Октоиха и самогласен И. З.; на литургии на блаженнах - 3-я песнь канона И. З., после входа - тропарь и кондак И. З. (что является признаком торжественной службы), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой ц. 27 янв. указаны иные стихиры, каноны и кондак И. З., на паннихис назначается «умилительный канон Иоанну Златоусту», в остальном последование совпадает с последованием 13 нояб. Согласно афонской редакции Студийского устава, зафиксированной в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 239), последование И. З. 13 нояб. в целом то же, что и в описанных выше редакциях Студийского устава; служба И. З. частично соединяется с последованием Октоиха (на утрене вместе с канонами И. З. поется канон Октоиха, на стиховне вечерни, если случится «день креста»,- 1 стихира Октоиха, в др. будние дни - все стихиры И. З.). В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 53-54, 114), представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, 13 нояб. поется только последование И. З., увеличивается количество стихир по сравнению с описанными выше редакциями, на вечерне назначаются чтения (нач.: Притч 10. 7; 10. 31; 29. 2). На утрене - праздничные антифоны из Пс 14, 111, 131, степенна 4-го гласа, прокимен из Пс 88, Евангелие Ин 10. 1-9, поется 2 канона И. З.; утреня заканчивается пением великого славословия в к-польской редакции. На литургии на блаженнах назначается 6-я песнь канона И. З., служба та же, что и в Типиконе Великой ц. Последование И. З. 27 янв. то же, что и последование 13 нояб. В различных редакциях Иерусалимского устава память И.

http://pravenc.ru/text/541598.html

На 9-м часе порядок меняется: после Евангелия поется кондак В. п. с икосом, возглашается сугубая ектения, затем следуют стихи часа и проч., в конце часа - просительная ектения и 3 поклона. После 9-го часа Мессинский Типикон указывает стихословить изобразительны (Типикон Георгия Мтацминдели об этом умалчивает). Вечерня В. п., согласно Типикону Георгия Мтацминдели, в соответствии с к-польской практикой того времени переходит в литургию Преждеосвященных Даров; по Мессинскому Типикону, после Евангелия вечерни следуют сугубая ектения, «Сподоби, Господи», главопреклонная молитва и заключение вечерни от «Сый благословен» (т. о., стиховные стихиры отсутствуют, что указывает на то, что обычай не совершать в В. п. литургию Преждеосвященных Даров начал распространяться в монастырях студийской традиции совсем незадолго до времени составления Мессинского Типикона). В обоих Типиконах число стихир на «Господи, воззвах» равняется 6, указаны вход и чтения - те же, что и в Типиконе Великой ц. Повечерие вечером в В. п. по обоим Типиконам - великое; на повечерии поются четверопеснец прп. Андрея Критского (после XI в. этот четверопеснец редко встречается в рукописях и изданиях Триоди; см. ст. Великая суббота , разд. «Византийская гимнография») и тропарь Великой субботы «Благообразный Иосиф». В Типиконах указано читать после кондака на утрене и 3-го, и 9-го часов посвященные Страстям Господним слова святителей Георгия Никомидийского, Прокла К-польского и Афанасия Великого; Мессинский Типикон упоминает также слово свт. Иоанна Златоуста после вечерни (видимо замещающее собой исчезнувшую литургию) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 284-289; Arranz. Typicon. P. 236-242). Положение во гроб. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ЦМиАР) Положение во гроб. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. Ок. 1497 г. (ЦМиАР) В синаксаре Евергетидского Типикона кон. XI в., отражающем практику малоазийского и отчасти к-польского монашества того времени ( Пентковский А.

http://pravenc.ru/text/150067.html

[лат. Lucas] († 27 февр. 1149), св. (пам. зап. 27 февр.), первый игум. мон-ря Сантиссимо-Сальваторе в Мессине (Сицилия), архим. Сведения о Л. содержатся в Житии св. Варфоломея из Симери (BHG, N 235), а также в предисловии (BHG, N 994m) к Мессинскому Типикону (в составе единственной ркп. Mess. gr. 115), которое было написано Л. от первого лица между маем 1131 г. и июлем 1132 г. ( Arranz. Typicon. P. XXI). По просьбе св. Варфоломея (пам. греч., пам. зап. 19 авг.) король Сицилии Рожер II начал строительство церкви и мон-ря в Мессине на том месте, где его отец в 1094 г. воздвиг храм в честь победы над мусульманами. После этого св. Варфоломей вернулся в основанный им мон-рь Санта-Мария-дель-Патире близ Россано (обл. Калабрия, Италия) и поручил завершить благоустройство буд. обители своему ученику иером. Л., назначив его игуменом. Л. взял у учителя богослужебные книги, церковную утварь и деньги и вместе с 12 др. монахами прибыл в Мессину немного ранее 1130 г. Хотя мон-рь еще не был достроен и заселен монахами, согласно грамоте Рожера II, предположительно датируемой маем 1131 г. (сохр. в 2 поздних списках XVII в. (Vat. lat. 8201. Fol. 128)), обитель в это время получила юридический статус. Вероятно, строительство продолжалось 10 лет, с 1122 по 1132 г. ( Halkin. 1948. P. 295). Став настоятелем обители Сантиссимо-Сальваторе, Л. по воле короля был назначен архимандритом всех греч. мон-рей той области. Он подчинялся непосредственно королю, к-рый принимал участие в избрании архимандритов. В 1131 г. Рожер II просил лат. епископа Мессины Уго отказаться от юридических прав на 30 греч. мон-рей своего диоцеза в пользу архимандрита. Епископ пошел на уступки при условии, что ежегодно в его казну эти обители будут платить определенную сумму денег. После завершения строительства Сантиссимо-Сальваторе Л. как архимандрит отправился осматривать др. греч. мон-ри Сицилии и Калабрии и отметил, что насельники не выполняют правила общежительных греч. мон-рей. В 1133 г. Л. разослал настоятелям обителей составленный им свод постановлений, известный как Ктиторский Типикон св. Варфоломея из Тригоны. Этот свод ежегодно должны были зачитывать монахам. В том же году кор. Рожер установил архимандритию (Vat. lat. 8201. F. 56), в к-рую входило 48 мон-рей: 18 небольших сицилийских и 4 калабрийские обители подчинялись непосредственно архимандриту и управлялись экономом, 13 более крупных сицилийских и 3 калабрийских мон-ря имели игуменов, избираемых монахами, но находились под юрисдикцией архимандрита, к-рый принимал участие в их назначении. Л. установил единые дисциплинарные правила и упорядочил церковный устав во всей архимандритии. Он сделал Сантиссимо-Сальваторе центром духовного просвещения, пригласив туда знатоков церковного пения, лучших учителей, грамматиков, каллиграфов, а также собрав обширную б-ку не только духовных, но и светских книг. Собор в мон-ре Сантиссимо-Сальваторе был богато украшен и имел множество реликвий.

http://pravenc.ru/text/2110804.html

Совр. состав Н. о. складывался поэтапно. Древнейшей его основой, вероятно, является молитва Господня. С апостольских времен она является центральной частью служб суточного круга (ср. Дидахе 8. 2-3); ее присутствие в Н. о. превращает его, по сути, в небольшую самостоятельную службу, подготавливающую молящегося к основному богослужению (такое явление, как подготовительное жертвоприношение, создающее необходимые условия для главного, засвидетельствовано уже в ВЗ; ср. Лев 8-9). На достаточно раннем этапе к ней могло быть прибавлено вступление в виде малого славословия: так, в описании посещения Иоанном Мосхом († 619 или 634) аввы Нила Синайского сообщается, что вечернее богослужение начиналось с пения старцем - т. е. прп. Нилом - «Слава Отцу…» (см.: Успенский Н. Д. Православная вечерня//БТ. 1960. Сб. 1. С. 32). Н. о., состоящее из Трисвятого, «Отче наш» и «Приидите, поклонимся...», зафиксировано в Мессинском Типиконе 1131 г. (см.: Arranz. Typicon. P. XXXV, 196, 199; здесь не вполне ясно, что имеется в виду - только ли Трисвятое в узком смысле слова или весь блок молитвословий от Трисвятого до «Отче наш», т. е. то, что в позднейших Типиконах обозначается как        ). Молитва «Пресвятая Троице, помилуй нас…» предположительно является переделкой 4-кратного «Господи, помилуй». Позднее других частей в Н. о., как уже было сказано, вошли «Царю Небесный» и начальное «Слава Тебе…» (о развитии Н. о. и его частях подробнее см.: Скабалланович. 1913). Согласно совр. уставу, Н. о. используется в начале последований, открывающих ряд суточных служб: в начале полунощницы (к-рая открывает ряд утренних служб: полунощница, утреня, 1-й час), 3-го часа (к-рым открывается ряд дневных служб: 3-й, 6-й час, Божественная литургия), 9-го часа (если он предваряет собой вечерню; на практике, если 9-й час опускается, Н. о. читается в начале вечерни), повечерия (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 1, 16 об., 18 об.; также см.: Никольский. Устав. С. 175-176). Проч. службы внутри каждого такого ряда начинаются сразу с «Приидите, поклонимся...». В тех случаях, когда службы комбинируются как-то иначе, Н. о. читается в начале 1-й из них.

http://pravenc.ru/text/2564786.html

В. а. же используются Типиконами различных редакций по-разному. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., лучшим образом из сохранившихся памятников отражающем студийскую практику X в., В. а. встречаются лишь в неделю Антипасхи в качестве праздничных ( Пентковский. Типикон. С. 261-262). Студийские Типиконы малоазийской редакции (напр., Евергетидский кон. XI в.) указывают В. а. в качестве праздничных в те дни, к-рые не имели праздничных антифонов в Типиконе Великой ц.: на Воздвижение Креста Господня, на Сретение Господне, на Преображение Господне, на Антипасху ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 274, 407, 481, 566-561). В студийских Типиконах афоно-италийских редакций - Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. книги. С. 228-313), Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon) и др.- В. а. полностью получили статус полупраздничных, они поются по праздникам (кроме тех, что имеют праздничные антифоны) и по воскресеньям (перед литургией могут отдельно совершаться изобразительны). Практика использования В. а. как полупраздничных была известна и на Руси. Иерусалимский устав , напротив, предполагает использование изобразительных антифонов за литургией всегда, кроме дней с праздничными антифонами. Однако даже в эпоху господства Иерусалимского устава во мн. Евхологиях и служебных Апостолах, а также в уставах литургий в качестве обычных антифонов литургии продолжали фигурировать В. а. (совр. рус. служебный Апостол не только приводит полностью текст В. а., но и косвенно предписывает петь их в воскресные дни (с заменой слов         словами      ) - Апостол. С. 525-526). Видимо, разногласием между практикой и уставными указаниями следует объяснять появление в послениконовских рус. изданиях Типикона особой главы о литургийных антифонах (Гл. 21), где В. а. упоминаются наряду с изобразительными и праздничными (впрочем, дни пения В. а. ограничены лишь самыми маловажными - когда нет не только среднего или великого праздника, но и пред- или попразднства и устав не указывает песнь на блаженнах).

http://pravenc.ru/text/вседневные ...

О Н. как кануне всех двунадесятых праздников говорится и в более поздних монастырских Типиконах: напр. в Мессинском Типиконе 1131 г. сказано, что «в Н. (ν τας παραμονας) праздников Господских и Богородицы на вечерне (ες τ σπερινν) не стихословим» (т. е. кафизма отменяется) ( Arranz. Typicon. P. 4). При этом сам термин «Н.» применяется в этих уставах лишь к канунам праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения, когда на вечерне, относящейся к празднику, имеют место свои особенности, в частности совершается литургия. Характерно, что в Иерусалимском уставе всенощное бдение перечисленных праздников начинается с великого повечерия , а не с вечерни (к-рая уже была пропета в предшествующем богослужебном собрании), как в остальные двунадесятые праздники. Богослужение Н. Рождества Христова и Крещения Господня по совр. Уставу имеет ряд отличительных черт. Если Н. совершается в седмичные дни (с понедельника по пятницу), то богослужение начинается во 2-м часу дня (т. е. в 8 ч. утра) с царских часов (эти часы существенно отличаются от повседневных - см. в ст. Царские часы ), затем бывает расход, а в 7-м часу дня (т. е. ок. 13 ч.) совершается вечерня с литургией свт. Василия Великого. Вечерня отличается тем, что на ней имеет место вход с Евангелием (к-рое будет читаться на литургии), а не с кадилом; далее читаются паремии праздника (8 на Рождество и 13 на Крещение), перемежающиеся пением праздничных тропарей; затем следуют малая ектения, возглас «Яко свят еси…» и служится литургия свт. Василия Великого. По окончании литургии в Н. Крещения совершается великое водоосвящение . Если Н. Рождества или Крещения приходится на субботу или воскресенье (т. е. непостные дни), то устав богослужения Н. изменяется. В таком случае царские часы читаются в пятницу и литургия в этот день не служится. В Н., выпавшее на субботу или воскресенье, совершается литургия свт. Иоанна Златоуста, а не свт. Василия Великого, и не на вечерне, а в привычное время. В 7-м часу дня (т. е. ок. 13 ч.) начинается праздничная вечерня с чтением паремий, Апостола, Евангелия, но без литургии (также см. статьи Рождество Христово , Крещение Господне ).

http://pravenc.ru/text/2564574.html

В Евергетидском Типиконе ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 256-589) тропари на Б. для пения на литургии указываются почти каждый день. В непраздничные дни назначаются Б. дня или гласа (т. е. Октоиха). В праздничные дни на Б. обычно назначается 3-я песнь утреннего канона, но в ряде случаев (1, 6, 9, 26 сент., 6, 18 окт., 16, 30 нояб., 27, 30 дек., 12, 25 янв., 24 февр. и 29 июня, а также в Неделю св. отец перед Рождеством Христовым) вместо 3-й песни назначена 6-я. Вместе 3-я и 6-я песни указаны лишь 23 апр., в день памяти вмч. Георгия Победоносца. 26 окт. и в неделю 7-ю по Пасхе указана 1-я песнь; 4 и 27 янв., 12 авг., в субботы мясопустную и сырную - 4-я; 10 авг.- 5-я; 28 и 31 дек., 13 янв.- вместе 5-я и 6-я песни. В период Пятидесятницы (кроме Светлой седмицы) на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня. В неск. местах содержатся указания, что песни утреннего канона на Б. должны предваряться пением ирмоса. Соединение на Б. тропарей праздника и Октоиха дозволяется очень редко. Неск. раз Евергетидский Типикон указывает пение праздничных Б. (на великие праздники или их попразднство: 8, 10 и 15 сент., 8 и 9 янв., 3 и 4 февр., 7, 13, 23 и 29 (в честь Иоанна Предтечи) авг.), а 21 нояб. (Введение Пресв. Богородицы во храм) назначает 3-ю песнь утреннего канона, упоминая при этом практику пения праздничных тропарей. В афоно-итальянских редакциях Студийского устава предпочтение отдается не изобразительным, а кафедральным антифонам на литургии. По Мессинскому Типикону ( Arranz. Typicon. P. 14-66, 113, 259-285), Б. на литургии в праздничные дни бывают не всегда; если они есть, на них поется 6-я песнь утреннего канона. Тропари на Б. праздников и Октоиха никогда не соединяются. В период Пятидесятницы по будним дням на Б. поется 9-я песнь трипеснца дня, а по субботам - 6-я песнь из праздничного канона. Назначение тропарей на Б. иногда сопровождается фразой «ντ τν μακαρισμν» (вместо блаженн), что можно понимать как указание на отмененную практику пения особых праздничных тропарей на Б. Во мн. местах рукописи Мессинского Типикона указания о пении в праздничные дни 6-й песни канона были стерты и позже др. почерком добавлены указания о пении праздничных Б. В южноитал. Типиконе мон-ря Патирион назначено пение праздничных тропарей на Б. в дни Воздвижения Креста, памяти ап. Андрея Первозванного, Богоявления, Введения, памяти ап. Иоанна Богослова, апостолов Петра и Павла, Успения ( Пентковский, Йовчева. С. 47).

http://pravenc.ru/text/блаженны.html

Мессинский Типикон (1131), являющийся италийской редакцией Студийского устава, назначает петь А. Богородице за 5 дней до праздника Благовещения на утрене (Arranz. Typicon. P. 223-224). Почти дословно совпадающее описание содержится в Студийском Типиконе италийской редакции XIII в. мон-ря Мили, за тем исключением, что служба совершается в субботу А. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 878). С Мессинским Типиконом согласуется Триодь италийского происхождения (Crypt. Δ. β. IV. X в.), где указано, что «канон Пресвятой Богородицы поем с Акафистом за пять дней до Благовещения». Др. к-польский Типикон Студийского типа - Евергетидский (1056) - ничего не говорит о пении А. Богородице накануне праздника Благовещения, а на сам праздник поется только кондак «    » после 6-й песни канона, но если праздник совпадет с субботой А., то канон А. и первые 12 икосов А. Богородице поются на паннихис, оставшиеся 12 икосов - на утрене после 6-й песни канона (Дмитриевский. Описание. Т. 1. C. 421, 537). В совр. богослужебной практике А. Богородице используется по-разному. По принятому в правосл. Церкви Иерусалимскому уставу, наиболее распространенной редакции, А. Богородице, разделенный на 4 части, поется на утрене в субботу А. (субботу 5-й седмицы Великого поста). Каждая из 4 частей А. Богородице начинается и заканчивается пением проимия «    », последний икос «      » исполняется трижды, после него вновь поются 1-й икос «    » и проимий (Типикон. [Ч. 2.] С. 884-885; Триодь Постная. Л. 323 об.- 330). По принятому в греч. Церквах варианту Иерусалимского устава - Типикону Виолакиса (см. Виолакиса Типикон ) 4 части А. Богородице поочередно поются на повечерии в пятницы 1, 2, 3, 4-й седмиц Великого поста, в субботу А. полностью поется А. Богородице на повечерии или на утрене. Эта практика является поздней традицией, самые ранние сведения о ней содержатся в Афонских Типиконах XVIII-XIX вв. (Типиконы Афонских мон-рей Ксенофонта 1798 г., Костамонита 1854 г., Ивирона 1879 г.- Дмитриевский. Описание. Т.

http://pravenc.ru/text/63814.html

( Пентковский. Типикон. С. 298), содержащем самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 25 нояб. соединяются богослужебные последования К., сщмч. Петра Александрийского и Октоиха. Богослужебное последование К. включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       кондак, канон 4-го гласа, 2 цикла стихир-подобнов, седален - такой набор песнопений К. подтверждается и слав. рукописными Минеями XI-XII вв. (см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 446-456; также см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 32); по 9-й песни канона назначается светилен     который, согласно Студийскому уставу , является особенностью средних праздников; на литургии указания те же, что и в Типиконе Великой ц., за исключением аллилуиария - Пс 131. 9. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 325-326), отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, указания для 25 нояб. в целом те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 63-64), представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, 25 нояб. отмечаются сразу неск. памятей: К., сщмч. Петра Александрийского, вмц. Екатерины и мч. Меркурия; составитель Типикона упорядочил уставные указания на этот день так, чтобы за богослужением прозвучали в той или иной степени песнопения в честь каждого из празднуемых святых; упоминается общий канон перечисленным святым (полный текст этого канона см.: AHG. T. 3. P. 490-505); указания для литургии в этот день те же, что и в др. Типиконах студийской традиции. Согласно Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 242), представляющему афонскую редакцию Студийского устава, 25 нояб. соединяются последования К., сщмч. Петра Александрийского и мч. Меркурия; указан отпустительный тропарь «Уподобился еси делом...», хотя неясно, кому именно из упомянутых святых он посвящен; др. особенностей богослужебного последования К., отличных от уже известных по предшествующим источникам, не зафиксировано.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Благовещение. Икона-тетраптих «Двадцать праздников». XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Соответствуя друг другу в целом, разные редакции Студийского устава - такие, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества кон. XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Георгия Мтацминдели Типикон (отражает афонскую практику сер. XI в.; выписки см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144), Николо-Казолянский Типикон (отражает южноитал. (точнее, отрантскую и гроттаферратскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830),- отличаются целым рядом подробностей: 1) корпус стихир и седальнов в различных студийских Типиконах примерно один и тот же, но распределены они по дням и службам различным образом; 2) 24 марта, согласно Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам, службы Триоди и предпразднства Б. соединяются со службой сщмч. Василия, что выражается в прибавлении стихир святого на «Господи, воззвах» на вечерне и канона святого на утрене (в афонском и итал. Типиконах службы святого нет); 3) Евергетидский Типикон кроме тропаря праздника использует для прославления события Б. 2 воскресных богородична (4-го гласа «        » и 1-го гласа «    »), указывая 1-й для повечерия под 24 марта и утрени 24 марта, а 2-й для утрени 26 марта (на обеих утренях - на Аллилуия; согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, здесь поются обычные постовые троичны; согласно афонскому и итал.- тропарь праздника «    » (но Мессинский Типикон для Аллилуия утрени 24 марта имеет особый тропарь Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009