Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Роспись ц. Богородицы Евергетиды мон-ря Студеница, Сербия. 1208-1209 гг. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324) 25 янв. указана служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); количество песнопений из Минеи заметно превосходит обычное для будних дней, что подчеркивает праздничность службы. На утрене 1 канон Октоиха и 1 - святого (отсутствующий в совр. книгах). 2-й канон святого помещен 24 янв., что образует своеобразное предпразднство дня памяти Г. Б. На литургии 25 янв. те же чтения, что и по Типикону Великой ц. (со вторыми вариантами прокимна и Апостола). Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. Свт. Григорий Богослов. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316-1321 гг. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 399), относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы 25 янв. в целом сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе. На вечерне ради памяти Г. Б. отменяется стихословие кафизмы, но утреня заканчивается по будничному чину, с пением стихир на стиховне. На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-м вариантом Апостола), на блаженнах - песнь из канона Г. Б. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112-113), принадлежащем к южноитал. ветви студийской традиции, под 25 янв. описана торжественная служба, включающая вход и чтение 3 паремий Г. Б. на вечерне; замену рядовых кафизм праздничными антифонами из Пс 48, 111, 131, прокимен из Пс 48 и Евангелие (Лк 6. 17-23) на утрене; утреня оканчивается по праздничному чину с пением великого славословия . На литургии те же чтения, что и в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. В Иерусалимском уставе , явившемся развитием малоазийской ветви студийской традиции, с XII-XIV вв. принятом в правосл. Церкви повсеместно, память Г. Б. 25 янв. отмечена праздничной службой с полиелеем или даже бдением (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); чтения литургии - как в Типиконе Великой ц. (с 1-ми вариантами прокимна и Апостола), но Евангелие - Ин 10. 9-16. Евангелие утрени - Ин 10. 1-9. В слав. Типиконах XVI в. и в печатных дониконовских изданиях 25 янв. предписано петь службу с полиелеем (встречаются указания, что по желанию настоятеля может петься и славословная служба), а в случае совпадения с воскресным днем - совершаться всенощное бдение. В исправленном московском издании Типикона 1682 г. 25 янв. появляются указания о пении всенощного бдения (с оговоркой «аще хощет настоятель») и соответствующий праздничный знак (крест в полукруге); в издании 1695 г. и в более поздних, вплоть до совр., праздничный знак был заменен на полиелейный (красный крест), но указания о всенощном бдении сохранены.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

( Arranz. Typicon. P. 115-116, 161), представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, память К. и И. отмечается 31 янв. и 28 июня; последование 31 янв. включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов, 3 самогласна, светилен, седален. На литургии прокимен и аллилуиарий те же, что в Евергетидском Типиконе, Апостол 1 Кор 12. 27 - 13. 8, Евангелие и причастен, как в Типиконе Великой ц. 28 июня в Типиконе содержится отсылка на 31 янв. Мученики Кир и Иоанн. Роспись наоса Спа-со-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Между 1136 и 1156 гг. Мученики Кир и Иоанн. Роспись наоса Спа-со-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. Между 1136 и 1156 гг. В различных редакциях Иерусалимского устава память К. и И. также отмечается 31 янв. и 28 июня. Последование 31 янв. включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и 3 самогласна, светилен, седален. В русских редакциях Иерусалимского устава 31 янв. отмечается знаком , которым обозначаются малые праздники (т. н. шестеричный святой, см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Стихиры на «Господи, воззвах» и канон на утрене исполняются на 6, утреня заканчивается по будничному чину. В греч. Минеях могут помещаться стихиры на хвалитех в честь К. и И. На литургии назначаются блаженны с тропарями из 3-й и 6-й песни канона К. и И. (совр. рус. издания с 1682 г.- блаженны Октоиха и из 3-й песни канона К. и И.), чтения - те же, что и в Мессинском Типиконе. 28 июня в Типиконах, как правило, приводится лишь ссылка на 31 янв., за исключением слав. печатных Типиконов 1610 и 1641 гг. и изданий после 1682 г. до наст. времени. Последование 28 июня имеет ту же структуру, тот же праздничный знак, включает тот же отпустительный тропарь, кондак (в Типиконах 1610 и 1641 гг. для 28 июня приводятся особые тропарь и кондак), 3 стихиры-самогласна. Служба на литургии 28 июня та же, что и 31 янв. Последование К.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Можно также отметить, что соединение системы Б. п., кратко, но емко подчеркивающей важнейшие события из Свящ. истории, с монашеским каноном выражает идею созерцания Свящ. истории. Вплетение тропарей канона, посвященных раскрытию содержания новозаветного (в широком смысле слова) события, в Б. п. символически указывает на причастность этого события ко всей Свящ. истории; ирмосы, связывающие тропари и Б. п., служат опорой для аскетического созерцания этого. Возможно, ирмосы и тропари первоначально мыслились создателями жанра канона не как альтернатива припевам к Б. п., а как приложение к песням ( Арранц. С. 130-131), но со временем возникла практика перемежать стихи Б. п. тропарями канонов, предписываемая большинством Типиконов. После Х в. гимнографическим стандартом стал канон без 2-й песни, из-за чего Б. п. из Втор осталась лишь в богослужении редких дней года. Возник также обычай петь песнь Пресв. Богородицы каждый день с постоянным припевом - написанным прп. Космой Маюмским (VIII в.) ирмосом «Честнейшую херувим» (см. также «Величит душа Моя Господа» ); в нек-рые праздники, однако, поются особые припевы, что влечет за собой отмену песней Пресв. Богородицы и Захарии. Несмотря на повсеместное распространение утренних канонов, следы древнего обычая пения Б. п. с краткими припевами сохранились в нек-рых сравнительно поздних (после 1000) памятниках. В одном из приложений к Мессинскому Типикону 1131 г. для 9 Б. п. вместо тропарей канонов указаны постоянные припевы к каждому стиху: для Втор к ст. 1-14 - «Слава Тебе, Боже», ст. 15-21 - «Сохрани мя, Господи», ст. 22-38 - «Праведен еси, Господи», ст. 39-43 - «Слава Тебе, слава Тебе»; для песней Аввакума - «Слава силе Твоей, Господи», Азарии - «Благословен еси, Господи» ( Arranz. Typicon. P. 295-296). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 127 об., 259) и Часослове студийского типа РНБ. Соф. 1052 (Л. 40об.) также указаны припевы к Б. п.: «Вонми небо», «Сохрани мя, Господи», «Праведен еси, Господи», «Слава Тебе» - к Втор; «Слава силе Твоей, Господи» - к песни Аввакума; «Благословен еси, Господи» - к песни Азарии; «Господа пойте дела и превозносите во вся веки» - к песни вавилонских отроков. Отдельные припевы к Б. п. вплоть до наст. времени печатаются в Следованной Псалтири (Т. 2. С. 65-82, помещены в начале песней), но здесь они уже лишены богослужебного значения. Б. п. в современном православном богослужении

http://pravenc.ru/text/149135.html

В южноитал. практике такой важный элемент утрени В. с., как непорочны, мог вообще опускаться - напр., в Мессинском Типиконе сразу после тропаря утрени предписано петь канон (Пс 50 стихословится после кондака и чтения по 6-й песни канона). Еще одна особенность южноитал. памятников - совершение после вечерни, литургии и вкушения пищи сокращенного повечерия в трапезной (его порядок: «Приидите, поклонимся», Пс 90, «С нами Бог», «Пресвятая Владычице» (молебные прошения), Пс 50, «Слава в вышних» и «Сподоби, Господи», тропарь «Благообразный Иосиф» (или воскресный 1-го гласа с богородичном), 12 «Господи, помилуй» и отпуст) ( Arranz. Typicon. P. 242-247; Bertoni è re. P. 191-192). Практика малоазийского и отчасти к-польского монашества кон. XI в., имеющая в своей основе студийскую, но уже удаляющаяся от нее, описана в Евергетидском Типиконе, к-рый в целом соответствует Студийско-Алексиевскому. Различия таковы: канон по Евергетидскому Типикону поется с бóльшими повторениями и катавасией в каждой песни; к утрене присоединяется 1-й час (остальные часы читаются по келлиям); с самого начала вечерня и литургия совершаются с сослужением и в белых ризах; после литургии нет исхождения в трапезную (это главное отличие): хлеб раздается братии в притворе, во время вкушения его читается слово свт. Григория Антиохийского; после вкушения хлеба братия возвращается в храм и поется «паннихис» (букв.- всенощная; в данном случае служба средней продолжительности, примерно соответствующая сокращенной утрене). «Паннихис» состоит из Пс 50, канона «монаха Гавриила» (ирмосы те же, что и у канона утрени В. с.; нач. 1-го тропаря: «Θμβους πληροτο» (Ужасом был наполнен); по 3-й и 6-й песням - только песнопения (те же, что и на утрене), но, если есть время (по Типикону, если не наступил 7-й час ночи, т. е. полночь), после песнопений читается толкование свт. Иоанна Златоуста на пролог Евангелия от Иоанна (т. е. на пасхальное литургийное Евангелие)), Трисвятого, ектении и отпуста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 554-556). Иерусалимский устав

http://pravenc.ru/text/150073.html

Праздник продолжается 7 дек., причем Типикон прямо называет этот день «попразднством» памяти Н. В службе этого дня соединяются песнопения в честь Н. и свт. Амвросия Медиоланского ( Arranz. Typicon. P. 66-67). Указания Евергетидского Типикона 2-й пол. XI в., обладавшего большим авторитетом в визант. мире в XII-XIII вв., относительно службы 6 дек. гораздо ближе к оригинальному Студийскому уставу, чем описанный в афонском и южноитал. Типиконах порядок. Память Н. празднуется только 6 дек., без продолжения на следующий день; песнопения Н. звучат вместе с текстами Октоиха. Стихиры и каноны Н. в Евергетидском Типиконе в целом совпадают по своему составу с песнопениями Н. в Студийско-Алексиевском уставе (тогда как, напр., в Мессинском Типиконе набор песнопений Н. значительно расширен); особенностью можно считать лишь дополнительный канон Н. на паннихис - характерной для Евергетидского устава службы ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 332). Согласно ранним редакциям Иерусалимского устава , память Н. 6 дек. совершалась с пением тропаря на «Бог Господь» , но в целом не имела характера праздничной - утреня оканчивалась по вседневному чину, с пением стиховных стихир; рядовые песнопения Октоиха не отменялись. По сути в отношении памяти Н. ранние рукописи Иерусалимского устава воспроизводили указания Студийского устава (хотя в последнем праздничные и будничные службы не различались по типу окончания утрени), в т. ч. замечание о пении 6 дек. катавасии Рождества Христова (см. рукописи Иерусалимского устава: Sinait. gr. 1095, XII в. Fol. 52-52 об.; Hieros. S. Crucis. 41, XIII-XIV вв. Fol. 41 об. и др.). Согласно нек-рым рукописям, служба 6 дек. не только совершалась по вседневному чину, но и понималась как попразднство памяти прп. Саввы Освященного 5 дек., особо значимой для его Лавры, откуда и происходил сам Иерусалимский устав. В этих рукописях память прп. Саввы 5 дек. была отмечена наиболее торжественным богослужением - всенощным бдением , 6 дек. предписывалось петь песнопения Н. вместе с песнопениями прп.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

На вечерни регулярное исполнение 18-й кафизмы является проявлением древнего строя палестинской вечерни. Из отпустительных тропарей самый стабильный и древний тропарь – «Богородице Дево…», который служил отпустительным тропарем вседневной вечерни в VIII–IX вв. Таким образом, великопостное богослужение в современном его исполнении сохранило ряд архаичных черт, что свидетельствует о сугубом сохранении исторической богослужебной памяти в дни Великой четыредесятницы. Уставные элементы, рассмотренные нами и нынче присущие исключительно Великому посту, в древности не ограничивались только постным триодным периодом. Ввиду этого, далеко не о каждой особенности современного богослужения в период Великого поста можно говорить как об элементе, присущем исключительно указанному периоду. Типикон. М., 1954 (репр. воспр. изд.: М., 1906). Л. 407. Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικ. Киев, 1895.С. 531. Arranz M.Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine. P. 130, 222; Кекелидзе К., прот.Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908.С. 256, 280. Перед нами не стояло задачи выявить все аллилуарные службы не в постное время согласно всем использованным уставам. Для исследования нами были взяты два месяца – сентябрь и октябрь, как находящиеся вне возможного триодного цикла и вне времени малых постов. Из этих месяцев мы будем приводить только несколько примеров. Здесь и далее под указанием пения «Аллилуйя» на утреннем богослужении подразумеваются и стихи из книги пророка Исаии. Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. ΙΙΙ. Τυπικ. Пг., 1917.  С. 30-31. В сентябре указано 10 тропарей; в октябре – 10; в ноябре – 11; в декабре – 8; в январе – 11; в феврале – 3; в марте – 3; в апреле – 3; в мае – 6; в июне – 6; в июле – 8; в августе – 9 (БАН. Археогр. Ком. 171. Л. 164-179 об.). РНБ. F. п. Ι-93. Л. 43 об.-53 об. Отсутствие тропарей в честь святых прослеживается и в мае (л. 53 об.-55 об.) это, скорее всего, связано с пасхальной частью триодного цикла.

http://bogoslov.ru/article/4484655

В последовании отмечено неск. самогласнов Димитрия Солунского. Литургийные чтения: прокимен из Пс 63, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Апостол и Евангелие те же, что и по Типикону Великой ц., причастен Пс 111. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 300-301) на память Димитрия Солунского 26 окт. на вечерне отменяется стихословие Псалтири, на «Господи, воззвах» поются стихиры Димитрию Солунскому на 6; на паннихис - канон Димитрию Солунскому; на утрене - «Бог Господь» и тропарь Димитрия Солунского, каноны - Октоиха и 2 Димитрия Солунского; в последовании есть неск. самогласнов Димитрия Солунского; на литургии - блаженны из утреннего канона Димитрия Солунского, чтения те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но причастна 2 - Пс 32. 1 и 111 6b. Устав на память Димитрия Солунского 26 окт. по Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 44-45) имеет больше элементов праздничного богослужения, что может быть связано как с добавлением в службу последования в память землетрясения в Константинополе в 740 г.) так и с принадлежностью этого Типикона к зап. ветви студийской традиции, на формирование которой могла оказать влияние фессалоникийская практика. На вечерне совершается вход, после него читаются 3 паремии землетрясения (Ис 63. 15-19, Вар 4. 5 (озаглавлена как паремия из Иер), Дан 9. 15). Кафизмы на утрене заменены 3 антифонами из Пс 134-135, 15 и 33, после них - 1-й степенный антифон 4-го гласа, прокимен из Пс 88 (видимо, в память землетрясения) и Евангелие Димитрия Солунского - Ин 12. 24-36. Поются каноны трясения и Димитрия Солунского (в честь Димитрия Солунского поется только 1 канон), утреня заканчивается пением великого славословия в кафедральной редакции. Служба на литургии - только Димитрия Солунского, та же, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону, но Типикон разрешает прочитать по желанию и Евангелие в память землетрясения. По афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе в Георгия Мтацминдели Типиконе X-XI вв.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

К XI в. описанная выше литургическая традиция, которую в К-поле называли «чин святоградца», а в совр. лит-ре обычно обозначают как студийская, уже была повсеместно распространена в правосл. мире. Никон Черногорец (2-я пол. XI в.) знал 3 варианта этой традиции: к-польский (Студийский устав), палестинский (Иерусалимский устав) и афонский (Святогорский устав, его следует отличать от позднейших афонских Типиконов, основанных на Иерусалимском уставе, поэтому ниже он будет обозначаться как староафонский). В классификации Никона отсутствует еще один локальный вариант традиции, первоначально возникший, по всей вероятности, на западе М. Азии, но с кон. XI в. благодаря авторитету Евергетидского Типикона ставший наиболее признанным в К-поле и потеснивший старую студийскую практику. Общий строй богослужения П. в этих традициях один и тот же, различаются лишь детали ( Bertoni è re. 1972. P. 157-293). Древнее пасхальное бдение неизменно трактуется как вечерня и литургия Великой субботы, но не самóй П.; кульминацией празднования и наиболее подробно описанным богослужением является утреня П. Основные источники сведений о Студийском уставе известны из студийского «Ипотипосиса» и Студийско-Алексиевского Типикона; староафонская традиция отражена в Георгия Мтацминдели Типиконе (ок. 1042 г.; см. богослужение П.- Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 291-293) и в Типиконах южноиталийских греческих монастырей, древнейшим из к-рых является Мессинский Типикон (1131 г.; см. богослужение П. здесь, а также - Arranz. Typicon. P. 247-252). Евергетидский и Иерусалимский уставы сохранились в первоначальном виде (богослужение П. согласно Евергетидскому Типикону - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 555-560). Иерусалимский устав вошел в состав мн. рукописей и изданий разного времени, имеющих множество разночтений, однако текст главы о богослужении П. отличается стабильностью: ср., напр., рукопись XII в. (Sinait. gr. 1095. Fol. 134v-137v) и печатное греч. издание Типикона (Венеция, 1577. Л. 87-89).

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 26-27) 16 сент. последование Е. В. соединяется с последованием попразднства Воздвижения Креста Господня (в этом Типиконе попразднство Воздвижения продолжается до 21 сент.; в более архаичных студийских книгах празднование Воздвижения завершалось 15 сент.). В честь Е. В. исполняется сразу 2 тропаря: общий мученице 4-го гласа Η μνς σου Ιησο (      ), 2-й тропарь - Τν νυμφον σου (тот же, что в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах). На утрене по 6-й песни канона поется кондак Креста или Е. В. На литургии служба та же, что и в Типиконе Великой ц., за исключением аллилуиария, совпадающего с приведенным в Евергетидском Типиконе. В Типиконе Георгия Мтацминдели (ок. 1042) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 234) устав службы Е. В. в целом такой же, как в Мессинском (см. ст. Георгия Мтацминдели Типикон ). В Иерусалимском уставе , начиная уже с древнейших редакций, служба Е. В. соединяется с попразднством Воздвижения Креста Господня. В рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 169), последование Е. В. включает тропарь Η μνς σου Ιησο (      ), к-рый употребляется и во всех остальных редакциях Иерусалимского устава 16 сент. На вечерней стиховне поются самогласны Е. В., на утренней стиховне - стихиры праздника, кроме того, еще 3 самогласна святой поются на «Славу» в разных местах службы. Утреня заканчивается по будничному чину. На литургии блаженны из канона Воздвижения (песнь 3) и Е. В. (песнь 6); чтения полностью совпадают с приведенными в Мессинском Типиконе. В последующих редакциях Иерусалимского устава самогласны Е. В. переносятся с вечерней стиховны и включаются в число хвалитных стихир (на стиховне поются стихиры праздника), число славников-самогласнов увеличивается до 4. На утрене по 3-й песни канона назначается кондак Креста, по 6-й - кондак Е. В. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) на утренней стиховне указаны стихиры Октоиха, что отличает его от др.

http://pravenc.ru/text/187812.html

п.: «        », др. хор повторяет тот же текст, но слово «  » заменено на «  », а окончание «            » - на «            »; во 2-ю половину В. п.: «                                  » дважды; оба - 4-го плагального (8-го) гласа); канон утрени состоит только из трипеснца Триоди, в конце к-рого поются «обычные ирмосы Богородицы» (вероятно, «Величит душа Моя Господа» ) и обычный светилен Октоиха; вседневное славословие поется, в конце его (перед «Сподоби, Господи») произносится сугубая ектения, а после «Сподоби, Господи» - просительная (необычно употребление сугубой ектении за постовой службой). Все часы однопсалмные, с кафизмами (в Мессинском Типиконе, как и в Евергетидском, отмечено, что кафизмы поются на глас тропаря часа) и ектениями. После повечерия совершается чин 12 псалмов (в среду и четверг 5-й седмицы В. п. из-за Великого канона бывает иначе: на повечерии среды поются только 6 псалмов из 12, а в четверг - др. 6) ( Arranz. Typicon. P. 186-225). Особенности седмичных служб В. п. в Иерусалимском уставе Структура подготовительного периода к В. п. и самого В. п. в Иерусалимском уставе та же, что и в Студийском, с небольшими отличиями: не указана память св. пророков в неделю Торжества Православия (хотя песнопения в честь пророков сохраняются); во 2-ю неделю (воскресенье) В. п. после XIV в. может указываться память свт. Григория Паламы (по аналогии с Торжеством Православия; на Руси утвердилась только со 2-й пол. XVII в.); в 4-ю неделю указывается память прп. Иоанна Лествичника (по аналогии с памятью прп. Марии Египетской в 5-ю неделю; встречаются указания оставлять последования этих святых в дни их памяти по Месяцеслову (30 марта и 1 апр.) и петь их в соответствующие воскресенья поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 113); кроме того, мн. Типиконы разрешают петь в эти дни при желании последование рядового святого; в рукописных и старопечатных Триодях последования преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской не приводятся, лишь дается ссылка на Минею). На литургии суббот и воскресений и на 6-м часе и вечерне будних дней В.

http://pravenc.ru/text/150109.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009