Народ поклоняется изваянию царя Навуходоносора. Три отрока в пещи огненной. Миниатюра из Беатуса из Сен-Севера. Ок. 1072 г. (Paris. lat. 8878. Fol. 224) Народ поклоняется изваянию царя Навуходоносора. Три отрока в пещи огненной. Миниатюра из Беатуса из Сен-Севера. Ок. 1072 г. (Paris. lat. 8878. Fol. 224) Миниатюры из таких рукописей нач. X в., как Библия из Сан-Педро-де Карденья (Архив собора в Бургосе; 910-914) и Леонский антифонарий (Archivo San Isidoro de León. 8, 915 г.), свидетельствуют о том, что в это время уже наметились основные стилистические особенности испан. миниатюры. В сер. X в. появилась плеяда ярких мастеров, работавших в скрипториях Леона, Кастилии и Ла-Риохи; самые известные среди них - Магио, Флоренсио и Вигила. Им принадлежат наиболее ранние из сохранившихся рукописей «Толкования» (рукописи этого типа также известны под названием «Беатусы»): Беатус из Сан-Мигель-де-Эскалада (NY Morgan. M. 644, ок. 940-945 гг.), Беатус из Жироны (Girona, Museo Diocesano. N. inv. 7(11), 975 г.) и Беатус из Табары (Madrid. Archivo Historico Nacional. 1097B, 970-975 гг.), а также неск. Библий. Библия из ц. Сан-Исидоро (Archivo San Isidoro de León. 2, 960 г.) (1-я Леонская Библия) содержит развитый, подробный цикл полностраничных иллюстраций; миниатюры выполнены мастером Флоренсио. Особенно детально проиллюстрирована ветхозаветная часть, прежде всего, кн. Исход, Книги Царств, Книга прор. Даниила. В миниатюрах, напр. к Книге прор. Даниила, и в образах Адама и Евы много иконографических параллелей с изображениями, украшающими рукописи «Толкования». В них можно видеть иконографические черты раннего происхождения, связанные с иудейской традицией иллюстрирования ВЗ. Возможно, Библия копирует утраченный памятник VI-VII вв. Большинство иллюстрированных рукописей, созданных в сер. X - сер. XI в., содержат текст «Толкования» мон. Беата Лиебанского. В 633 г. на IV Толедском Соборе был установлен обычай читать Откровение Иоанна Богослова между Пасхой и Пятидесятницей, к-рый долго сохранялся в испан. литургической практике. В 776 г. в мон-ре Санто-Торибио-де-Льебана (совр. пров. Кантабрия) Беат, монах и теолог Астурийского королевства, написал «Толкование», текст которого разошелся во множестве копий. Популярность «Толкования» в испан. мон-рях была связана с мусульман. завоеванием, которое христиане И. расценивали как пришествие антихриста, а события Откровения - как описание реальных событий, происходивших на Пиренейском п-ове в VIII в. Текст «Толкования» появился в новых редакциях в 784 и 786 гг. По легенде, 1-я иллюстрированная рукопись «Толкования» была создана мон. Беатом (не сохр.). Всего до нас дошло 34 списка текста, из них 26 иллюстрированных. Самый ранний список - рукопись из Сан-Мигель-де-Эскалада (или Беатус Моргана). Традиция иллюстрирования этого текста сохранялась практически без изменений в течение неск. веков от Беатуса Моргана до нач. XIII в.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Т. о., с кон. VII в. предание о К. и об И. было известно в англосакс. Британии, а в IX в. получило широкое распространение на Западе благодаря сказаниям в мартирологах. Поминовение К. и И. 26 сент. внесено в нек-рые церковные календари эпохи Каролингов (иногда указывалась только память И., а под 25 сент.- вигилия праздника; см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 1324, 1327-1328). К XI в. относятся самые ранние свидетельства литургического почитания мучеников в Риме, поминовение К. и И. указано в коллектарии рим. аббатства св. Анастасия (сер. XI в.), где приведены 2 молитвы мученикам ( Jounel. 1977. P. 45-46, 61, 140, 292). Однако это единичное свидетельство, и наличие памяти мучеников в 2 мартирологах, использовавшихся в Ватиканской базилике (вероятно, XI в.- Ibid. P. 24) и в мон-ре св. Кириака (2-я четв. XI в.- Ibid. P. 49), не столь показательно. В XII в. поминовение К. и И. было включено в нек-рые рим. литургические книги, преимущественно связанные с Латеранской базиликой (напр., в пассионарий XII в. из ц. св. Климента - Ibid. P. 47-48, 76, 152). С этого времени началось богослужебное почитание К. и И. в Риме, однако оно носило локальный характер. Со 2-й пол. XI в. поминовение «епископа и исповедника» К. 26 (или 25) сент. указывалось в календарях и мартирологах из Беневенто, Капуи и Неаполя ( Brown V. A New Beneventan Calendar from Naples: The Lost «Kalendarium Tutinianum» Rediscovered//Mediaeval Studies. Toronto, 1984. Vol. 46. P. 414-415, 434). Примерно с этого же времени почитание К. и И. засвидетельствовано в Сев. Испании. «Мученичество...» включено в легендарий XI в. из монастыря Сан-Педро-де-Карденья (Escorial. b. I. 4). Вероятно, знакомство с этим текстом привело к включению памяти К. и И. под 18 сент. в нек-рые календари XI в. Согласно календарям в «Liber ordinum» из аббатства Силос (Silos. Archivo del Monasterio. 4) и в Леонском антифонарии (León. Archivo de la Catedral. 8), 18 сент. поминалась только И. или И. «с товарищами». Это позволяет предположить, что К. могли отождествлять со св. Киприаном Карфагенским, память к-рого отмечалась 14 сент. ( Vives J. Santoral visigodo en calendarios e inscripciones//Analecta Sacra Tarraconensia. 1941. N 14. P. 23; D í az y D í az M. C. El culto de San Cipriano en Hispania//Pensamiento medieval hispano: Homenaje a Horacio Santiago-Otero/Ed. J. M. Soto Rábanos. Madrid, 1997. T. 1. P. 31-32).

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Большая часть сохранившихся К. относится к XIII-XV вв. К. по-прежнему создавались в значительном количестве в мон-рях и при кафедральных капитулах (к позднему средневековью нек-рые крупные мон-ри и соборы могли иметь до неск. десятков К.). Большое число К. сохранилось в цистерцианских мон-рях, с к-рыми, в частности, связано появление К. на периферии Европы: в Польше ( Горецкий. 2003), в Скандинавии (напр.: Necrologium Ripense e codice coll. Reg. vetust. 849 fol. Bibl. Reg. Haun. phototypice expressum necnon et Avia Ripensis i. e. Ribe Oldemoder e codice Arch. Reg. Haun. eodem more reddita/Ed. E. Buus. Hafniae, 1967). С кон. XII-XIII в. известны К. светских аристократических семейств (см., напр.: Kosto. 2001), городских коммун ( Bourlet. 2008), ун-тов и т. д. Форма и организация материала в К. в целом мало изменялись. Распространение получили оглавления, индексы и др. инструменты, облегчавшие работу с входившими в состав К. документами. Происходила и дифференциация К. по содержанию; составлялись своды, в к-рых были собраны документы, относившиеся к отдельным должностным лицам, к тем или иным категориям держаний и проч. Вместе с тем в повседневной хозяйственной деятельности большее значение стали приобретать другие виды документации (описи, регистры и др.), тогда как К. нередко выполняли роль парадных кодексов. Картулярий из мон-ря Сан-Хуан-де-Каавейро. XII в. (Madrid, Archivo Histórico. National Codices. L 1439) Картулярий из мон-ря Сан-Хуан-де-Каавейро. XII в. (Madrid, Archivo Histórico. National Codices. L 1439) К. являются одним из основных видов источников по истории западноевроп. средневековья. Большинство известных средневек. актов (за исключением нек-рых средиземноморских регионов) сохранились только в виде копий в К. Традиционно историки использовали К. прежде всего для реконструкции утраченных отдельных грамот и архивов. Исследования посл. четв. XX - нач. XXI в. показали, что в состав К. практически никогда не включался весь объем документов, имевшихся на тот момент в соответствующем архиве, напротив, имел место сознательный и часто вполне пристрастный их отбор, а нередко и сознательная фабрикация, преследовавшие определенные цели, поэтому К. сильно различаются по степени репрезентативности и достоверности ( Филиппов. 1988; Geary. 1994; Declercq. 2000; Chastang. 2006). Это позволило рассматривать К. не только как источники по социально-экономической истории, но и как свидетельства средневек. представлений о прошлом, а также как инструменты формирования коллективных идентичностей церковных и светских корпораций.

http://pravenc.ru/text/1681195.html

неким магистром Григорием, возможно, англичанином по происхождению ( Gregorius Magister. 1970). Широкий характер практика паломничеств в Рим приобрела после введения «юбилейных годов» (см. «Annus Sanctus»). Сохранились описания паломничества во время 1-го «юбилейного года» (1300) итал. горожанина Гульельмо Вентуры ( Ventura G. Chronicon Astense//Rerum Italicarum Scriptores/Ed. L. A. Muratorius. Mediolani, 1727. T. 11. Col. 192) и франц. монаха-бенедиктинца Жиля ле Мюизи ( D " Haenens A. Gilles li Muisis, pèlerin de la première Année Sainte (1300)//Bull. de l " Institut Historique Belge de Rome. Brux., 1957. Vol. 30. P. 31-48). С кон. XIV в. в Зап. Европе получают распространение «Книги индульгенций» (Libri indulgentiarum), в которых перечисляются индульгенции , полагающиеся за посещение различных рим. святынь. Часто к таким книгам прилагались описания «диковин Рима» и маршрутов в Рим из разных частей Европы. «Книги индульгенций» составлялись не только на латыни, но и на национальных языках, напр., среднеангл. текст «Stacyons of Rome» ( Hulbert. 1923). Другие И. Устойчивая традиция составления И. сложилась в Сантьяго-де-Компостела. Древнейший и наиболее авторитетный путеводитель для паломников в Сантьяго-де-Компостела - это заключительная 5-я книга в составе «Книги св. Иакова» (сер. XII в.), сборника текстов агиографического, литургического и псевдоисторического характера (Liber S. Jacobi. 1944). В этом И. перечислены не только основные маршруты в Сантьяго-де-Компостела, но и удобные гостиницы, источники пресной воды, указаны предполагаемые дорожные издержки. Приведена информация о др. христ. святынях, встречающихся по дороге, дано подробное описание кафедрального собора с гробницей ап. Иакова Зеведеева. Большинство сохранившихся до наст. времени описаний паломничества в Сантьяго-де-Компостела датируется кон. XIV-XVIII в. Наиболее интересные тексты принадлежат гасконскому дворянину Номпару II, сеньору де Комону (1417), англ. ученому и клирику Уильяму Уэю (1456), нем. монаху-сервиту Герману Кёнигу (1495) (The Pilgrimage to Compostela. 2000). Начало 5-й кн. «Liber peregrinationis» в составе «Liber S. Jacobi». Сер. XII в. (Santiago de Compostela. Archivo de lo cathedral. Codex Calextinus. Fol. 192)

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Интерес к ротондальным и овальным пространственным решениям характерен для столичной архитектуры И. XVIII в. В виде небольшой ротонды, окруженной открытой колоннадой, была построена придворная ц. Сан-Антонио в Аранхуэсе (пров. Мадрид, 1752-1766, Сантьяго Бонавия). Изысканную форму растянутого в ширину тетраконха получила капелла Богоматери Пилар (1750-1765, Вентура Родригес), встроенная в центральный неф базилики Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар в Сарагосе. Среди провинциальных произведений следует упомянуть 2-башенную ротондальную ц. Вирхе-Перегрина в Понтеведре (1778-1782, Антонио Соуто), отразившую также влияние барокко соседней Португалии. Примером сложного соединения базиликального и ротондального планов стал собор Санта-Крус в Кадисе (1722-1838, Висенте Асеро и мн. др.), стилистический облик к-рого, сочетающий формы барокко и неоклассицизма, отражает долгий процесс его строительства. Фасад собора Санта-Мария-де-ла-Редонда в Логроньо (пров. Ла-Риоха, 1742-1762, Хуан Баутиста де Арбайса) имеет традиц. вертикализированную 2-башенную композицию, сочетая в декоре легкие столичные формы с пышными элементами чурригереско. Лит.: Lampérez y Romea V. Historia de la arquitectura cristiana española en la Edad Media. Madrid; Barcelona, 1930. 2 vol.; Lambert É. L " art gothique en Espagne au XIIe et XIIIe siècles. P., 1931; Weise G. Studien zur spanischen Architectur der Spätgotik. Reutlingen, 1933; idem. Die spanischen Hallenkirchen der Spätgotik und der Renaissance. Tüb., 1953; Contreras y López de Ayala Lozoya J., Peñalosa L. F., de. El arte gótico en España: arquitectura, escultura, pintura. Barcelona, 1935; Selva J. El arte español en tiempo de los Reyes Católicos. Barcelona, 1943. (Speculum artis; 4); Camón Aznar J. La arquitectura plateresca. Madrid, 1945. 2 vol.; idem. La arquitectura y la orfebrería españolas del siglo XVI. Madrid, 1982. (Summa artis; 17); Chueca Goitia F. Sobre arquitectura y arquitectos madrileños del siglo XVII//Archivo Español de Arte. Madrid, 1945. T.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Пророчество о падении Вавилона. (Откр 18. 1–24). Миниатюра из Беатуса из Сан-Андрес-де-Арройо. 1-я четв. XIII в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2290. Fol.166) Пророчество о падении Вавилона. (Откр 18. 1–24). Миниатюра из Беатуса из Сан-Андрес-де-Арройо. 1-я четв. XIII в. (Paris. Nouv. acq. lat. 2290. Fol.166) В основе иконографии нек-рых сюжетов «Толкования» лежат иллюстрации к научным трактатам поздней античности. Среди изображений - одна из самых древних христ. карт мира, выполненная в соответствии с описаниями в тексте «Этимологий» св. Исидора Севильского; в ней используется концентрическая схема из арабских астрономических трактатов. По составу иллюстративных циклов рукописи делятся на 2 редакции. В основе 1-й - несохранившаяся рукопись VIII в.; манускрипты этой редакции создавались в Ла-Риохе и Наварре; ее главные памятники: Беатус из Сен-Севера (Paris. lat. 8878, ок. 1072 г.), Беатус из Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Scorial. II. 5, 2-я пол. X в.), Беатус из Эль-Бурго-де-Осма (Archivo de la Cathedral de El Burgo de Osma. 1, 1086 г.). Вторая редакция была распространена на территориях Леона и Кастилии. Мастер Магио ввел новые элементы в иллюстрации «Толкования» из Сан-Мигель-де-Эскалада: образы евангелистов (видимо, заимствованные из иллюстративного цикла Четвероевангелия), генеалогические таблицы библейских персонажей, а также иллюстрации к Книге прор. Даниила. К этой редакции относятся: Беатус из Ла-Сеу-д " Уржель (Museu Diocesa d " Urgell. 26, посл. треть X в.), Беатус Фердинанда I, или Беатус Факунда (Matrit. Vitr. 14-2, 1047 г.), Беатус из Жироны (Girona, Museo Diocesano. N. inv. 47, 1175-1185 гг.), а также ряд рукописей XII и XIII вв.: из Сан-Педро-де-Карденья (листы в разных собраниях: Madrid, Museo Arqueológico Nacional; Madrid, Biblioteca Francisco de Zabálburu y Basabe; Girona, Museu Diocesà; N. Y., the Metropolitan Museum of Art, 1175-1185 гг.), из Манчестера (Manchester. The John Rylands Library. lat. 8, кон. XII в.), из монастыря Лас-Уэльгас (NY Morgan. M.429, 1220 г.), из Сан-Андрес-де-Арройо (Paris. Nouv. acq. lat. 2290, 1-я четв. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Лит.: Leicht P. S. La chiesa d " Aquileia e l " impero//Studi e Frammenti. Udine, 1903; Richard P. Aquileia//DHGE. Т. 3. Col. 1112-1142; Paschini P. Storia del Friuli. Udine, 1953-19542. T. 1-3; Studi aquileiesi offerti a G. Brusin. Aquileia, 1953; Schmidinger H. Patriarch und Landesherr: Die weltliche Herrschaft der Patriarchen von Aquileja bis zum Ende der Staufer. Graz; Köln, 1954. Bd. 1/1; Brusin G., Zovatto P. L. Monumenti Paleocristiani di Aquileia e di Grado. Udine, 1957; Brusin G. Aquileia e Grado: Guida storico-artistica. Padova, 1964; Zagiba F. Die Missionierung der Slawen aus «Welschland» (Patriarchat Aquileia) im 8. und 9. Jh.//Cyrillo-Methodiana: Zur Frühgeschichte des Christentums bei den Slawen. Köln; Graz, 1964; Menis G. C. Documenti inediti dell " Archivo Patriarchale di Udine interessanti la storia religiosa degli Sclavi occidentali//Geschichte der Ost- und Westkirche in ihren wechseleitigen Beziehungen/Annales Inst. Slav. Wiesbaden, 1967. Bd. 1-3; Gambler K. Domus Ecclesiae: Die ältesten Kirchenbauten Aquilejas sowie im Alpen- und Donaugebiet bis zum Beginn des 5. Jh.: Liturgiegeschichtlich untersucht. Regensburg, 1968; Mostra di codici liturgici Aquileiesi. Udine, 1968; Hellman M. Bemerkungen zum Evangeliar von Cividale//Siedlung, Macht und Wirtschaft: Festschrift F. Posch. Graz, 1981; Brato R. Kršanstvo v Ogleju in na vzhodnem uplivnem obmoju oglejske cerkve od zaetkov do nastopa verske svobode. Ljubljana, 1986; Cuscito G. Il primo cristianesimo nella Venetia ed Histria: Ipotesi ed indagini. Udine, 1986. (AAAd; T. 28); idem. Fede e politica ad Aquileia: Dibattito teologico e centri di potere (secoli IV-VI). Udine, 1987; Aquileia e Roma. Udine, 1987. (AAAd; T. 30); Tavano S. Aquileia//RAC. 1986. Suppl.-Lief. 4. S. 522-553; idem. Aquileia e Gorizia: Scoperti-Discussioni-Personaggi (1870-1918). Gorizia, 1997; Gli scavi di Aquileia: uomini e opere. Udine, 1993. (AAAd; T. 40); Marcuzzi L., Zanette M. Aquileia und seine Kunstschatze. Aquileia, 1993; Dopsch H. Zur Missionstätigkeit des Patriarchats Aquileia in Kärnten//Stud. zur Geschichte v. Milstatt u. Kärnten. Klagenfurt, 1997; Dale Th. E. A. Relics, prayer, and politics in medieval Venetia: (Romanesque Painting in the Crypt of Aquileia Cathedral). Princeton, 1997.

http://pravenc.ru/text/63826.html

Mérida, 1999. (Memorias de Arqueología Extremeña; 2); López Guzmán R. Arquitectura mudéjar. Madrid, 2000, 20052; Visigodos y Omeyas: Un debate entre la Antigüedad tardía y la alta Edad Media. Madrid, 2000; Claustros románicos hispanos. León, 2003; Repertorio de arquitectura Cristiana en Extremadura: Época tardoantigua y altomedieval. Mérida, 2003; Caballero Zoreda L., Arce Sáinz F., Utrero Agudo M. Á. La iglesia de San Torcuato de Santa Comba de Bande (Orense): Arqueología de la Arquitectura//Archivo Español de Arqueología. 2004. T. 77. P. 273-318; La iglesia de San Pedro de la Nave (Zamora). Zamora, 2004; López Vilar J. Les basíliques paleocristianes del suburbi occidental de Tarraco: El temple septentrional i el complex martirial de Sant Fructuós. Tarragona, 2006. 2 vol.; Utrero Agudo M. Á. Iglesias tardoantiguas y altomedievales en la Península Ibérica: Análisis arqueológico y sistemas de abovedamiento. Madrid, 2006; Escultura decorativa tardorromana y altomedieval en la Península Ibérica. Madrid, 2007; Yarza Luaces J. Arte y arquitectura en España, 500-1250. Madrid, 2007 11; El siglo VII frente al siglo VII: Arquitectura. Madrid, 2009. Зап. фасад собора в Бургосе. XIII в. В 1222 г. была издана папская булла о строительстве собора Санта-Мария в Толедо (1226-1493). Это грандиозный 5-нефный храм, в котором трансепт полностью вписан в основной массив постройки, а хор имеет двойной обход и по первоначальному замыслу был окружен 15 небольшими капеллами. Т. о., здесь больше, чем в Бургосе, прослеживается влияние планов буржского и в меньшей степени парижского соборов. Для того чтобы связать рисунок капелл с опорами, окружающими хор, в рисунке деамбулатория в Толедо было использовано чередование прямоугольных и треугольных пространств, перекрытых нервюрными сводами,- решение, известное по альбому Виллара де Оннекура (2-я четв. XIII в.), а также по деамбулаториям соборов в Париже, Бурже и Сен-Жюльен в Ле-Мане (хор 1220-1254). Перестройки последующих столетий изменили облик ряда капелл деамбулатория и нарушили идеальную геометрию, заложенную в первоначальном плане.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

Единственная сохранившаяся работа Симоне Мартини в области книжной иллюстрации - лист из «Трудов Вергилия» (Ambros. S. n., 1340 г.). Работы Симоне Мартини вдохновили одного из лучших миниатюристов XIV в.- «мастера кодекса св. Георгия» (Vat. S. Pietro. 129, 2-я четв. XIV в.). Иллюстрация «Битва св. Георгия с драконом» (Fol. 85), возможно, является копией фрески Симоне Мартини для ц. Нотр-Дам в Авиньоне (утрачена). Никколо ди Сер Соццо (Никколо Тельяччи) - мастер книжной миниатюры, находившийся под влиянием братьев Лоренцетти, украшал в основном литургические книги. Одно из лучших его произведений - сцена «Вознесение» в рукописи «Caleffo bianco» (Siena. Archivo comunale. S. n., 1336-1338 гг.). Ему же принадлежит Градуал из Сан-Джиминьяно (Siena. Museo d " Arte Sacra. Cor. LXVIII, I, 2-я четв. XIV в.). Болонские мастера с кон. XIII до сер. XIV в. следовали византинизирующему стилю и только в сер. XIV в. перешли к новому художественному языку; одними из первых были Андреа ди Бартоли и Николо ди Джакомо. Первому принадлежат иллюстрации рукописи «Canzone delle Virtu» (Песнь Добродетели) (Chantilly. Musée Condé. 599), посвященной Бруцио Висконти. Второй создал иллюстрации к большому числу рукописей разного содержания (напр., к «Фарсалии» Лукана (Milano. Bibl. Trivulziana. 691, 1373 г.)), а также к литургическим книгам. Двор миланских герцогов Висконти был тесно связан с франц. двором, под влиянием к-рого в Милане приобрели популярность Часословы. В 1-й пол. XIV в. были выполнены для Аццо Висконти иллюстрации к «Пантеону» Годфрида из Витербо (Paris. lat. 4895, 1331 г.). Иллюстрации этой рукописи выполнены 2 мастерами. Стиль миниатюр первого мастера (первые листы книги) связан со стилем произведений болонской школы, второго - представляет собой интерпретацию искусства Джотто. В 70-х гг. XIV в. начался расцвет миланской рукописной школы. Мастеру Джованни Бенедетто да Комо приписывается Часослов Бланки Савойской (Monac. Clm. 23215, до 1378 г.). Др. художнику принадлежат иллюстрации 2 Часословов (Paris.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Madrid, 1978-1980. 3 vol.; Stierlin H. Le livre de Feu: L " Apocalypse et l " art mozarabe. Gen., 1978; Grizzard M. F. M. Bernardo Martorell: Fifteenth-Cent. Catalan Artist. N. Y.; L., 1985; Gudioly Ricart J., Alcolea i Blanch S. Pintura gótica catalana. Barcelona, 1986; Barral y Altet X., Liaco Mart í nez E., Sureda Pons J. Cataluña. Madrid, 1987. Vol. 1: Tarragona y Lerida. (La Espaca gótica; 2); Alcoy Pedrys R. Ferrer Bassa y el italianismo: Revisiones sobre la trama de un nuevo catálogo//Antichità viva. Firenze, 1991. Vol. 30. N 1/2. P. 5-16; Planas Badenas J. Bernat Martorell y la iluminación del libro: Una aproximación al Libro de Horas del Archivo Histórico Municipal de Barcelona//Boletín del Museo e Instituto Сатуп Aznar. 1991. N 46. P. 115-142; Dodwell C. R. The Pictorial Arts of the West 800-1200. New Haven; L., 1993; Ibarburu M. E. Los scriptoria de Ripoll, Vic i Gerona: Un posible estilo catalán de ilustración de manuscritos//Lambard: Estudis d " art medieval. Barcelona, 1993/1994. Vol. 7. P. 157-171; eadem. El esplendor del gótico catalán: La miniatura a comienzos del siglo XV. Lleida, 1998; Cathalonia: Arte gótico en los siglos XIV-XV. Madrid, 1997; Molina Figueras J. Arte, devoción y poder en la pintura tardogótica catalana. Murcia, 1999; L " art gòtic a Catalunya. Barcelona, 2002; Espa ñ ol F. El gótic camala. Manresa, 2002; Ruiz Quesada F. Bernat Martorell, el Mestre de Sant Jordi. Barcelona, 2002. В 30-х гг. XIII в. экономические причины способствовали развитию наименее затратных видов искусства, таких как декоративно-прикладное и миниатюра. Ко 2-й пол. XIII в. существовало много школ миниатюры при монастырских скрипториях, появились придворные школы, которые активно впитывали тенденции развития живописи др. стран. В 3-й четв. XIII в. отдельные испан. миниатюристы подражали франко-бургундскому стилю, что заметно в миниатюрах из манускриптов, выполненных для короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого. Наиболее значительным стало влияние рукописей, привезенных из мастерских Англии.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

  001     002    003    004    005    006