Лит.: Mandalari G. A. Fra Barlaam Calabro, maestro del Petrarca. R., 1888; Успенский Ф. И. Богословское и философское движение в Византии XIV вв.//ЖМНП. 1892. 1. С. 1-64, 348-403; Lo Parco F. Petrarca e Barlaam. Reggio Calabria, 1905; idem. Gli ultimi oscuri anni di Barlaam e la verita storica dello studio del greco di F. Petrarca. Napoli, 1910; Jugie M. Barlaam de Seminara//DHGE. T. 5. Col. 817-834; idem. La controverse Palamite (1341-1368)//EO. 1931. T. 30. P. 397-407, 418; idem. Barlaam est-il né catholique?//Ibid. 1940. T. 39. P. 100-125; Schirò G. Un documento inedito sulla fede di Barlaam Calabro//Archivo storico per la Calabria e la Lucania. 1938. T. 8. P. 155-166; idem. Il paradosso di Nilo Cabasila//SBN. 1957. T. 9. P. 365-388; idem. Ο Βαρλαμ κα φιλοσοφα ες τν Θεσσαλονκην. Θεσσαλονκη, 1959; Meyendorff J. Les débuts de la controverse hésychaste//Byz. 1953. T. 22. P. 88-120; idem. Un mauvais théologien de l " unité au XIVe siècle: Barlaam le Calabrais//1054-1954: L " Église et les Églises. Chévetogne, 1954. Vol. 2. P. 47-65; idem. L " Origine de la controverse Palamite: La Première Lettre de Palamas à Akindynos//Θεολογα. 1954. Τ. 25. Σ. 602-630; idem. Notes sur l " influence dionysienne en Orient//StPatr. 1957. Bd. 2. S. 547-552; idem. Introd. à l " Étude de Grégoire Palamas. P., 1959 (рус. пер.: Мейендорф И. Жизнь и труды свт. Григория Паламы: Введ. в изучение/Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева и В. М. Лурье. СПб., 1997); Loenertz R. -J. Note sur la correspondance de Barlaam, évêque de Gerace, avec ses amis de Grèce//OCP. 1957. T. 23. P. 201-202; Impellizzeri S. Barlaam Calabro//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1960. T. 6. P. 392-397; Beck H. -G. Humanismus und Palamismus//Actes du XIIe Congr. Intern. d " études Byzantines. Ochride, 1961. T. 1. P. 63-82; idem. Kirche und theol. Literatur. S. 717-719; Πολμης Δ. Ι. Η πρς τν Βαρλαμ δινεξις το Γρηγορ//Ελληνικ. 1964. Τ. 18. Σ. 44-72; Αναστασου Ι. Ε. Α προσπθειαι το Βαρλαμ το Καλαβρο δι τν νωσιν τν Εκκλησιν//La Chiesa greca in Italia dall " VIII al XVI secolo.

http://pravenc.ru/text/154245.html

Начало 5-й кн. «Liber peregrinationis» в составе «Liber S. Jacobi». Сер. XII в. (Santiago de Compostela. Archivo de lo cathedral. Codex Calextinus. Fol. 192) Мн. европейцы, посещавшие в средние века К-поль в составе дипломатических миссий, по торговым делам или проездом на Св. землю, оставили описания визант. столицы и ее христ. святынь. Лиутпранд Кремонский дважды был в К-поле в качестве посла кор. Италии Беренгара II (в 949-950) и имп. Оттона I (в 968-969). Лиутпранд описал 1-е посольство в хронике «Антаподосис», 2-му посольству посвятил небольшой трактат «Отчет о посольстве в Константинополь» (Relatio de Legatione Constantinopolitana), который является ценным историческим источником, содержащим сведения по визант. истории и культуре. В XI-XII вв. в связи с активизацией паломничества на Св. землю возрос интерес и к святыням К-поля. Так, англ. мон. Иосиф Кентерберийский в поисках реликвий ап. Андрея Первозванного (в его честь был освящен кафедральный собор в г. Рочестер) посетил Иерусалим и К-поль (ок. 1090). Сохранился лишь фрагмент составленного им И.- часть описания К-поля, рассказ об Иерусалиме утрачен полностью ( Haskins. 1910). Во 2-й пол. XI в. (вероятно, до 1099) неизвестный англ. автор перевел с греч. языка на латынь описание храмов и мон-рей К-поля, хранившихся в них святынь и нек-рых связанных с ними чудес ( Ciggaar. 1976). Карта К-поля из кн. К. Буондельмонти «Liber insularum archipelagi». Ок. сер. XV в. (Düsseldorf, Universitäts- und Landesbibliothek. G. 13) Карта К-поля из кн. К. Буондельмонти «Liber insularum archipelagi». Ок. сер. XV в. (Düsseldorf, Universitäts- und Landesbibliothek. G. 13) Достаточно подробно описан Константинополь авторами - хронистами крестовых походов: Фульхерием Шартрским ( Fulcheri Carnotensis Historia Hierosolymitana (1095-1127)/Ed. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913), Одоном Дёйским ( Odo of Deuil. De profectione Ludovici VII in Orientem/Ed., transl. V. Berry. N. Y., 1948) и др. Важные сведения содержатся в сочинениях, посвященных 4-му крестовому походу (1204), к-рый завершился захватом К-поля и образованием Латинской империи: «Завоевание Константинополя» Роберта де Клари ( Robert de Clari. La conquête de Constantinople/Ed., transl. P. S. Noble. Edinb., 2005 (рус. пер.: Роберт де Клари. Завоевание Константинополя/Пер.: М. А. Заборов. М., 1983)), «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна ( Geoffroy de Villehardouin. La conquête de Constantinople/Ed. J. Dufournet. P., 1969 (рус. пер.: Жоффруа де Виллардуэн. Завоевание Константинополя/Пер.: М. А. Заборов. М., 1993)), «Константинопольская история» Гюнтера из Перисса (The Capture of Constantinople: The «Hystoria Constantinopolitana» of Gunther of Pairis/Ed. A. J. Andrea. Phil., 1997) и др.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

148 G. D. Mansi, ibid. col. 1077–1078 sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 77. 153 Johann Elieser Theodor Wiltsch. «Handbuch Der Kirchlichen Geographie Und Statistik» 2 Bänden. Berlin, Verlag von Hermann Schultze. 1846. Bd. 1, § 258. S. 403. 154 G. D. Mansi, t. XII, col. 1081–B: et hic (в послании Адриана к Тарасию) quoque apud Graecos multa substacta sunt, quae tamen, sicut missa sunt, in archivo Romanae reperiuntur ecclesiae. 155 G. D. Mansi, t. XII, col. 1125–1126–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 97. 156 G. D. Mansi, ibid. col. 1119 sqq. Как видно из заявления легатов, слушавших это послание на соборе, письмо Тарасия к Адриану было одинаково с ним по содержанию, ibid., col. 1127–1128–А. 158 Ο ταπεινο κα τν τ ρημον παροικεν φιεμνων σχατοι, как называют они сами себя в послании к Тарасию. G. D. Mansi, t. XII, col. 1127–1128–С. 159 Это показание о стеснениях противоречит показанию Феофана который, по видимому, хочет сказать, что сношения с восточными патриархами не могли представить затруднений, так как „перемирие с Аравитянами еще не кончилось“ («Theophanis Chronographia» v. 1, р. 460–461). Единственное средство устранить это противоречие заключается в предположении, что легаты Тарасия отправились на Восток после августа 785 г., когда умер дружественный с империей халиф Моисей и место его занял сын Аарон, „который причинял великие притеснения христианам“ («Theophanis Chronographia» v. 1, р. 461, cnf. Edouard de Muralt. «Essai de chronographie Byzantine de 395 à 1057». St.-Petersbourg, 1855, p. 378). Да вероятно и всегда арабы недоверчиво смотрели на сношения своих подданных христиан с христианами империи, придавая этим сношениям политический оттенок ( А. П. Лебедев . «Из истории вселенских соборов». Москва, 1876 г., стр. 279). 160 В описываемое время Антиохийским патриархом был Феодорит, Александрийским– Политиан, Иерусалимским – Илия. Joseph Hergenröther. «Photius Patriarch von Constantinopel sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma» 3 Bänden. Ratisbon, 1867–1869. Bd. I, 5. 248, cnf. Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S. 453, Anm. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

В XIX-XX вв. в ордене К. по-прежнему не существовало единой иерархии: он объединял автономные монастыри, находившиеся под управлением глав провинций францисканского ордена. В сер. XIX в. мн. обители К. обращались к Папскому престолу за разрешением снять обет строгого затворничества ради благотворительной или преподавательской деятельности, попечения о больных и обездоленных. Нек-рые монашеские группы стали заниматься миссионерской практикой. В 1857 г. в Индии появились миссионерские группы К.-францисканок. В 1970 г. их автономные группы были объединены в независимую конгрегацию (Franciscan Clarist Congregation; утверждена Папским престолом в 1973). Монахини руководят школами, детскими приютами, а также занимаются катехизацией. В 2002 г. эта конгрегация насчитывала 6831 чел. в 653 мон-рях. В XX в. также создавались мон-ри К. (прежде всего в Италии и Испании). Мн. общины К. возвратились к уставу св. Клары Ассизской; этот устав приняли и нек-рые мон-ри К.-урбанианок. После второй мировой войны структура ордена изменилась. Согласно апостольской конституции «Sponsa Christi» (1950) папы Пия XII , были созданы региональные и национальные федерации автономных мон-рей К. В 1968 г. ордену принадлежало 590 обителей с 13 тыс. насельниц. В наст. время насчитывается 7171 монахиня-К. (Clarisse) - они соблюдают устав Клары Ассизской и подвизаются в 549 мон-рях; 970 К.-урбанианок (Clarisse Urbaniste) - насельниц 80 мон-рей; 2064 монахини в 151 мон-ре К.-капуцинок (Clarisse Cappuccine); 530 монахинь, проживающих в 44 мон-рях К. постоянного поклонения Св. Дарам (Clarisse Sacramentarie dell " Adorazione Perpetua); 281 монахиня в 21 монастыре К. капуцинок-сакраментинок (Clarisse Cappuccine Sacramentarie) (An. Pont. 2011. P. 1490). Ист.: Bullarium Franciscanum: Romanorum pontificum constitutiones, epistulas ac diplomata/Ed. G. G. Sbaraglia. R., 1759-1904. 7 vol.; Seraphicae Legislationis textus originales. Quaracchi, 1897; Robinson P. Inventarium omnium documentorum quae in Archivo protomonasterii S. Clarae Assisiensis nunc asservatur//AFH. 1908. Vol. 1. P. 413-432; Bihl M. Documenta inedita archivi Protomonasterii S. Clarae Assisii//AFH. 1912. Vol. 5. P. 291-298, 663-697; 1913. Vol. 6. P. 144-155; Regula et constitutiones generales pro monialibus Ordinis S. Clarae. R., 1930; Clare of Assisi: Early Documents/Ed. R. J. Armstrong. N. Y., 1988; Правило св. Клары//Истоки францисканства/Ред.: Э. Кароли; Общ. ред.: А. Вичини, Я. Ан. [Ассизи], 1996. С. 941-960; Завещание св. Клары//Там же. С. 961-969; Fontes Francescani/Ed. S. Brufani, G. Cremascoli et al. Assisi, 1997; Santa Chiara di Assisi: I primi documenti ufficiali. Lettera di annunzio della sua morte. Processo e Bolla di canonizzazione/Ed. G. Boccali. [Assisi], 2002; Chiara di Assisi e le sue fonti legislative: Sinossi cromatica. Padova, 2003; Fonti Clariane: Documentazione antica su S. Chiara di Assisi: Scritti, biografie, testimonianze, testi liturgici e sermoni/Ed. G. Boccali. Assisi, 2013.

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Византийский податной устав//Сборник статей, посвященный памяти Н.П.Кондакова Recueil Kondakov. Прага, 1926. С. 109–124. Обзор литературы по истории Византии на немецком языке с 1914 г.//SK 1 (1926 (1927)). С. 325–330. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества//Ibid. С. 36–48. Die ländliche Steuergemeinde des byzantinischen Reiches im X. Jahrhundert//Vierteljahresschrift fur Sozial- und Wirtschafts-geschichte 20.1927. S. 1–108. (Отдельное переиздание: Amsterdam: Hakkert, 1968). F. I. Uspenskij//Byzantinisch-neugrichische Jahrbücher 6 (1928). S. 598–600. John B. Bury//SK 2 (1928). S. 329–330. Гносеологические основы византийского спора о свв. иконах//Ibid. С. 47–51. Die Chronologie des Theophanes im 7. und 8. Jahrhundert; Anhang: Die Datierung nach Postkonsulatsjahren in Byzanz//Byzantinisch-neugrichische Jahrbücher 7 (1928–1929 (1930)). S. 1–51,51–56. Gustave Schlumberger//SK 3 (1929). S. 292–294. Die wirtschaftlichen und sozialen Entwicklungsgrundlagen des byzantinischen Reiches//Vierteljahresschrift fur Sozial- und Wirt-schaftsgeschichte 22 (1929). S. 129–143. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. Bre-slau, 1929. (Historische Untersuchungen; 5). ( Amsterdam: Hakkert, 1964). Über die vermeintliche Reformtätigkeit der Isaurier//BZ 30 (1929–1930). S. 394–399. Das Mitkaisertum im mittelalterlichen Byzanz//Kornemann E. Doppelprinzipat und Reichsteilung im Imperium Romanum. Leipzig; Berlin, 1930 (1931). S. 166–178. El relicario de los déspotas del Epiro//Archivo Español de Arte у Arqueología 18 (1930). P. 212–221. (Соавтор: Schweinfurth Ph.). Les débuts de la Querelle des Images//Mélanges Charles Diehl: Etudes sur Phistoire et sur Tart de Byzance. T. Ï Histoire. Paris, 1930. P. 235–255. Les decisions du Stoglav au sujet de la peinture d " images et les prin-cipes de Piconographie byzantine//Recueil Uspenskij. T. I. Paris, 1930. P. 393–411. Das Steuersystem im byzantinischen Altertum und Mittelalter//Byz 6 (1931). S. 229–240.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению Нотена, эти сведения были вставлены в текст, чтобы объяснить непоследовательное отношение легата к Атталу (его не подвергали пыткам, вместо казни провели по амфитеатру с «позорной» табличкой, но впосл. по требованию толпы бросили на растерзание зверям). Возможно, эпизод был выдуман автором послания, к-рый стремился уподобить Аттала ап. Павлу ( Nautin. 1961). Это предположение также не получило поддержки большинства исследователей. С радикальной критикой Послания выступил Ж. Колен. По его мнению, Евсевий ошибочно локализовал гонение на христиан в Галлии; в действительности события произошли на Востоке. В Послании подчеркивается, что нек-рые Л. м. говорили на латыни, но в Галлии использование латинского языка было естественным. Это уточнение, согласно Колену, имело смысл лишь в том случае, если Л. м. пострадали в таких местах, где говорили в основном по-гречески. Исследователь предположил, что описанные события произошли не в Галлии, а в Галатии . Еп. Потин и пресв. Ириней возглавляли христ. общину в г. Неоклавдиополь (Андрапа; ныне Везиркёпрю, иль Самсун, Турция); под Вьенной, упомянутой в Послании, следует понимать Севастополь (ныне Сулусарай, иль Токат). Наместником, возглавившим процесс над Л. м., был Аррий Антонин, к-рого Тертуллиан называл жестоким гонителем христиан ( Tertull. Ad Scapul. 5. 1). Когда Аррий Антонин был проконсулом Асии, он приговорил к смерти некоего Аттала, за что впосл. был также осужден по ложному обвинению (Scr. hist. Aug. Commod. 7. 1). По мнению Колена, Аттал - мученик из Пергама, о к-ром говорится в Послании. Сведения о Л. м. впосл. были положены в основу предания о Севастийских мучениках ( Colin. Martyrs grecs de Lyon. 1964). Против гипотезы Колена высказались почти все авторитетные исследователи (рец.: Dubois J.//RHEF. 1964. Vol. 50. N 147. P. 138-142; Marrou H.-I.//RBPH. 1965. T. 43. Fasc. 3. P. 1028-1030; Dani é lou J.//RechSR. 1969. Vol. 57. N 1. P. 84-86; Bl á zquez M.//Archivo Español de Arqueología. 1967. Vol. 40. P. 30-31; см. также: Halkin. 1965; Jouassard. 1965; Demougeot. 1966; Barnes. Pre-Decian. 1968. P. 517). Одновременно с Коленом критическое отношение к Посланию выразил А. П. Каждан , который считал, что текст был составлен в III в. в М. Азии. Исследователь пришел к выводу, что Послание «изобилует нелепостями и противоречиями»; в нем содержатся «невероятные чудеса», а «картина реальной действительности... извращена» ( Каждан. 1965). Эта гипотеза также не получила признания. К 1800-летию гибели Л. м. в Лионе была проведена научная конференция (20-23 сент. 1977), участники к-рой поддержали традиц. т. зр. на датировку и обстоятельства гибели мучеников (см.: Mond é sert C. Conclusions//Les martyrs. 1978. P. 311-321). Другие источники. Список мучеников

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Ист.: Libro de los privilegios del almirante don Cristóbal Colón: (1498)/Ed. C. Pérez-Bustamante. Madrid, 1951; Pleitos colombinos/Ed. A. Muro Orejón e. a. Sevilla, 1964-1989. 5 vol.; Cartas de particulares a Colón y relaciones coetáneas/Ed. J. Gil, C. Varela. Madrid, 1984; Historie del S. D. Fernando Colombo: Nelle quali s " ha particolare et vera relatione della vita et de " fatti... Christoforo Colombo.../Ed. G. Bellini. R., 1992; Colección documental del Descubrimiento (1470-1506)/Ed. J. Pérez de Tudela. Madrid, 1994. 3 t.; Christopher Columbus and His Family: The Genoese and Ligurian Documents/Ed. J. Dotson, A. Agosto. Turnhout, 1998; Documentos colombinos en el Archivo General de Simancas/Ed. C. Varela, J. Gil. Madrid, 2006. Лит.: Vignaud H. Histoire critique de la grande enterprise de Cristophe Colomb. P., 1911. 2 vol.; Lollis C., de. Cristóforo Colombo nella leggenda e nella storia. Mil.; R., Morison S. E. Admiral of the Ocean Sea: A Life of Christopher Columbus. Boston, 1942. 2 vol.; он же (Морисон С. Э.) Христофор Колумб, мореплаватель. М., 1958; Магидович И. П. Христофор Колумб. М., 1956; Rumeu de Armas A. La Rábida y el descubrimiento de América: Colón, Marchena y Fray Juan Pérez. Madrid, 1968; idem. Nueva luz sobre las Capitulaciones de Santa Fe de 1492 concertadas entre los Reyes Católicos y Cristóbal Colón: Estudio institucional y diplomatico. Madrid, 1985; Свет Я. М. Колумб. М., 1973; Taviani P. E. Cristoforo Colombo: La genesi della grande scoperta. Novara, 1982; Milhou A. Colón y su mentalidad mesiánica en el ambiente franciscanista español. Valladolid, 1983; Ланге П. В. Великий скиталец: Жизнь Христофора Колумба. М., 1984; Gould A. Nueva lista documentada de los tripulantes de Colón en 1492. Madrid, 1984; Espinel Marcos J. L., Hern á ndez Mart í n R. Colón en Salamanca: Los dominicos. Salamanca, 1988; Varela C. Colón y los florentinos. Madrid, 1988; eadem. La caída de Cristóbal Colón: El juicio de Bobadilla. Madrid, 2006; Manzano Manzano J. Cristóbal Colón: Siete años decisivos de su vida: 1485-1492.

http://pravenc.ru/text/1841804.html

Hisp. De eccl. offic. II 13), но он не сохранился. Liber canticorum Поскольку важное место в богослужении И.-м. о. занимали библейские песни , они часто выписывались в порядке литургического года в отдельном сборнике или в приложении к Псалтири. Наиболее важные рукописи: Matrtit. Acad. Hist. Aemil. 64bis, X в. (из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья); Tolet. Archivo de la Parroquia de Santa Eulalia. s. n., XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 30.845. Fol. 173-177, X в. (из аббатства Санто-Доминго-де-Силос). Фрагменты сохранились в Lond. Brit. Lib. Add. 30.844, X в. (вероятно, также из Санто-Доминго-де-Силос). Liber hymnorum представляла собой собрание гимнов оффиция. Образцов Гимнария почти не сохранилось. Помимо Гимнария в составе рукописи Matrit. Bibl. Nac. 10.001 (IX-X или XII-XIII вв.) известны фрагменты рукописи Tolet. Museo de Santa Cruz. 1352-2 (ранее Museo de San Vicente. Fragm. 3), X в. (из приходской ц. святых Иусты и Руфины), и рукописи Matrit. Acad. Hist. 118 (14), XI в. Возможно, появление этого типа книги в И.-м. о. связано с влиянием др. зап. обрядов, хотя репертуар испан. Гимнария оригинальный. Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Лист Леонского Антифонария. X в. (Léon. Arch. catedral. 8. Fol. 1v) Antiphonarium содержит все песнопения мессы и праздничных служб оффиция, расположенные в порядке литургического года. В приложении к нему обычно помещаются общие службы святым, вотивные мессы и проч. Единственная полная рукопись - Леонский Антифонарий из мон-ря Сан-Сиприано-дель-Кондадо (León. Arch. Catedr. 8, X в. (в колофоне на вставных листах указан 1066 г.); изд.: [Serrano L., Rojo C., Prado G.], ed. 1928; факсимиле и дипломатическое издание: Brou, Vives, ed. 1953-1959). Начинается с праздника св. Ацискла (17 нояб.) и заканчивается службой De quotidiano dominicale. Сохранились также фрагменты: 4 листа рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 11.695, IX-X вв. (из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос); 2 листа рукописи Paris. Nouv. acq. lat. 2199, кон. IX-X в.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1956. Т. 1. С. 445-448; Saralegui L. La pintura valenciana medieval: Los discipulos de Marzal de Sas. Miguel Alcaniz//Archivo de arte Valenciano. Valencia, 1956. Vol. 27. P. 3-41; 1957. Vol. 28. P. 3-24; Camon Aznar J. La pintura medieval española. Madrid, 1966; Sricchia Santoro F. Sul soggiorno spagnolo di Gherardo Starnina e sull " identità del Maestro del Bambino Vispo//Prospettiva. Firenze, 1976. N 6. P. 11-29; I disegni antichi degli Uffizi: I tempi del Ghiberti: Cat. Exp. Firenze, 1978; Gudiol J., Alcolea i Blanch S. Pintura gótica catalana. Barcelona, 1987; Каптерева Т. П. Искусство Испании: Очерки. М., 1989; она же. Испания: История искусства. М., 2003; Azcarate J. M. Arte gótico en España. Madrid, 1990; Yarza J. Arte y arqitectura en España, 500-1250. Madrid, 1990 6; Kanter L. Italian Paintings in the Museum of Fine Arts, Boston. Boston, 1994. Vol. 1: 13th - 15th Century. P. 130-136; Aliaga J. Els Peris i la pintura valenciana medieval. Valencia, 1996; Historia del Arte Español. Barcelona, 1996. T. 5: La época de las catedrales/Ed. J. Sureda; De Marchi A. Gherardo Starnina//Sumptuosa tabula picta: Pittori a Lucca tra Gotico e Rinascimento: Cat. Exp. Livorno, 1998. P. 260-265; L " Artista-Artesá medieval a la Corona d " Aragó: Actes/Ed. J. Yarza et al. Barcelona, 1999; El Arte en el Mediterráneo en la época de las cruzadas. Barcelona, 2000; Каганэ Л. Л. Вновь определенная картина Мигеля Алканьиса в собр. Эрмитажа//Сообщ. Гос. Эрмитажа. СПб., 2001. Т. 59. С. 3-5; La clave flamenca en los primitivos valencianos/Dir. F. Benito Doménech, J. Gómez Frechina. Valencia, 2001; El Renacimiento Mediterraneo/Ed. M. Natale. Madrid, 2001; Franco A. Arte Leonés fuera de León, siglos IV-XVI. León, 2010. Бартоломе де Карденас, более известный под прозвищем Бермехо (Рыжий), является не только одним из наиболее влиятельных мастеров испано-фламанд. стиля, но и первым испан. художником, к-рый использовал технику масляной живописи.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

1562). Соч.: De meditatione et oratione libellus aureus. Augsburg, 1843; Œuvres spirituelles de St. Pierre d " Alcantara/Trad. en fr. M. Bouix. P., 1862; Das «goldene Büchlein» des heiligen Petrus von Alkántara über die Betrachtung und das innerliche Gebet/Hrsg. Ph. Seeböck. Würzburg, 1900; A Golden Treatise of Mental Prayer/Engl. transl. G. S. Hollings. L., 1905; Super psalmum miserere//Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 154-159; Vida y escritos de S. Pedro de Alcántara/Ed. R. Sanz Valdivieso. Madrid, 1996; Tratado de la oración y meditación/Ed. E. Bustamante. Madrid, 19994; El tratado de la oración y meditación// L ó pez Ruano R. E. Edición crítica de «El tratado de la oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara: Diss. Cáceres, 2009. P. 147-447. Лит.: Moles J. B. Memorial de la provincia de S. Gabriel, de la orden de frayles menores de observancia… Madrid, 1592, 1984r; San Bernardo J., de. Chrónica de la vida admirable, y milagrosas haçañas del glorioso, y S. Pedro de Alcántara, reformador de la orden seráfica, fundador de los descalços de N. S. P. S. Francisco... Nápoles, 1667; ActaSS. Oct. T. 8. P. 623-809; Lopes F. F. Influéncia de S. Pedro de Alcántara na espiritualidade portuguesa do seu tempo//Revista Portuguesa de História. Coimbra, 1955. Vol. 6. P. 283-347; Sala Balust L. Textos desconocidos de San Pedro de Alcántara y del Beato Diego José de Cádiz//Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 151-163; Eug è ne Ch. Saint Pierre d " Alcántara. P., 1959; Estudios sobre S. Pedro de Alcántara en el IV centenario de su muerte (1562-1962). Madrid, 1962. (Archivo Ibero-Americano. Ser. 2; 22); Castro M., de. Algunas ediciones del «Tratado de oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara, O.F.M.//Revista de literatura. Madrid, 1967. Vol. 31. N 61/62. P. 105-117; Polo Cordero J. El Extremeño Santo. Madrid, 1969; Jereczek B. Louis de Grenade et le «Tratado de la oración»//RHSp. 1977. Vol. 53. P. 245-260; Gonz á lez Ramos V. Biografía de S. Pedro de Alcántara: Apoyo de la reforma Teresiana.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

   001    002   003     004    005    006