Первоначально письма св. Льва хранились в «архиве Римской церкви». Хранились они довольно продолжительное время. По крайней мере в приписываемом Анастасию Библиотекарю сочинении Historiae de vitis romanorum pontificum, где есть краткая биография св. Льва (написанная по предположению Боллерини в VIII веке. Migne LIV, 554), говорится: «Св. Лев написал сочинение о вселенской вере (tomum fidei catholicae), осуждая (в нем) все ереси. Блаженнейший Лев послал также к архиепископам много писем, касающихся веры, которые теперь хранятся в архиве Римской церкви (quae hodie in archivo Romanae ecclessiae reconditas tenentur). Он часто подкреплял своими посланиями Халкидонский собор; он послал к Маркиану Августу 12 писем, к Льву Августу 13, к епископу Флавиану 8, к восточным епископам 18 писем, которыми он утвердил веру собора (Migne CXXVIII, 302). Анастасий таким образом не упоминает только о 51 письме. Но не трудно заметить почему Анастасий упоминает только об этих письмах и умолчал о других, в том числе и о проповедях св. Льва. Он имел в виду только те письма, которые были написаны по поводу волновавшего тогда весь христианский мир догмата о воплощении Сына Божия. Анастасий упоминает только о деятельности св. Льва, как учителя церкви, деятельности наиболее важной. Но он не упоминает о деятельности св. Льва, как администратора церковного, деятельности менее важной, принесшей пользу не всей вселенской церкви, а только одной римской. Умолчав об этой последней деятельности, Анастасий умолчал и о письмах, относящихся к пей. Он умолчал даже о проповедях, из которых большинство касаются этого догмата, так как эти проповеди имели во время св. Льва только местное значение для одной римской церкви. Свидетельству Анастасия нисколько не противоречит то предположение, что, во время написания биографии св. Льва, в архиве римской церкви хранились, кроме упомянутых Анастасием, другие письма св. Льва, а также проповеди его. Но в виду большой распространенности разного рода сборников, содержащих творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

А. Кордочкин Испано-мосарабскии календарь по рукописи Liber ordinum, Silos, Archivo Monasmico, cod. 4 (fol. L-3v) Условные обозначения: …                  – не читается в рукописи []                  – подразумевается, но отсутствует или не читается в рукописи ()                  – уточнения переводчика Курсив                  – написано между строк или на полях Полужирный            – памяти испанского происхождения ?                   – сведения вызывают сомнения (Л. 1) январь [месяц, дней] 31 1  Обрезание Господне 2  Пост на начало года ... на девятом [часе перед?] мессой 1230 ... 6  Явление Господа ... [нашего Иисуса Христа] 7  [Святых Ю]лиана и Василисы и [прочих] 8  Избиение (вифлеемских) младенцев 9  Святых сорока [мучеников] 10  Святой Серены 11  ... (святого Типасия?) 1231 14  Кончина Юлиана епископа, Толедо 15  Освящение кафедры епископа 16  Кончина епископа Кирика (Квирика) и кончина святого Марцелла (Маркелла) 17  [Престав]ление святого Антония анахо[рета] 18  ... (святого Сульпиция епископа?) 19  Святого Себастиана (Севастиана) и прочих 1232 20  Святой Агнесы и Эмеренцианы 21  Святого Фруктуоза ... Авгурия и Евлогия 22  (Святого Винцентия) из Валенсии 23  (Кончина Ильдефонса) епископа 24  Святого Вавилы епископа 26 Святой Павлы в Вифлееме 1233 ’ 28        Святого Тирса (Фирса)... Февраль месяц, дней 29 2      Очищение святой Девы Марии 5       [Святой А]гаты (Агафии) девы 7       [Святой Доро]теи (Дорофеи) девы 10  ... (?) и прочих 11  ... (?) 1234 12  ... (святой Евлалии девы) 14  Святого Валентина 15  Святого Онисима, ученика святого П[авла] 22  Кафедра святого апостола Петра 23  ... [Святого] Поли[карпа?] епископа 24  Обретение главы святого Иоанна [Крестителя] 25  Святой Перпетуи; пост месяца 1235 27        Святого... (?) (Л. 1, об.) Март месяц, дней 31 1  Святого Никифора 2  Прибавление луны в високосный год 3  Святых Эметерия и Келедония (Еметерия и Хелидония), Калагуррис 5        С этого дня и до четвертых апрельских нон родившаяся луна 1236 начинает пасхальный месяц, согласно латинянам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Flew, Anthony. “Theology and Falsifi cation» In The Philosophy of Religion, ed. Basil Mitchell, 13–15. Oxford: Oxford University Press, 1971. Florensky, Pavel. “Against Linear Perspective» In Utopias: Russian Modernist Texts 1905–1940, ed. Catriona Kelly, 70–75. London: Penguin Books, 2002. – . The Pillar and Ground of the Truth. Translated by Boris Jakim. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1997. Florovsky, Georges. Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View. Collected Works, vol. I. Vaduz: Belmont, 1987. Gall, Robert. Beyond Theism and Atheism. Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1987. Gasche, Rodolphe. “God, for Example.» In Phenomenology and the Numinous. Pittsburgh: Simon Silverman Phenomenology Center, 1988. Gauchet, Marcel. The Disenchantment of the World: A Political History of Religion. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1997. Giakalis, Ambrosios. Images of the Divinë The Theology of Icons at the Seventh Ecumenical Council. Leiden: Brill, 2005. Golitzin, Alexander. “Suddenly Christ»: The Place of Negative Theology in the Mystagogy of Dionysius Areopagites « In Mystics: Presence and Aporia, ed. Michael Kessler and Christian Sheppard, 8–37. Chicagö University of Chicago Press, 2003. Gombrich, E. H. Shadows: The Depiction of Cast Shadows in Western Art. London: National Gallery Publications, 1995. Greene, Brian. The Elegant Universe. New York: Vintage Books, 1999. Gregor, Brian. “Eros That Never Arrives.» Symposium 9, no. 1 (2005): 67–88. Gregory of Nyssa. Gregorii Nysseni Opera. Edited by W. Jaeger. 13 vols. Leiden: Brill, 1960. Greisch, Jean. “The Eschatology of Being and the God of Time in Heidegger» International Journal of Philosophical Studies 4, no. 1 (1996): 17–42. – . “Nomination et revelation» Archivo di Filosofia 1–3 (1994): 577–598. – . “La Pauvrete du ‘Dernier Dieu de Heidegger.» In Post-Theism: Reframing the Judeo-Christian Tradition, ed. Henri A. Krop, Arie L. Molendijk, and Hent de Vries, 397–420. Leuven: Peeters, 2000. Gurtler, Gary М., S.J. “Plotinus and Byzantine Aesthetics « Modern Schoolman 66 (1989): 275–284.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

No debemos terminar este período sin recordar el llamado Líber pontificalis, un libro de capital importancia bajo muchos aspectos, pero sobre todo por el de la historia litúrgica. Es una colección de noticias bibliográficas de los papas hasta después del siglo IX. Las de los más antiguos hasta el papa Silvestre I son muy breves; se indica el nombre, la duración del pontificado, las ordenaciones y algún hecho saliente de su vida. La de los papas de después, de la paz de la Iglesia, oon más abundantes, y para los papas de los siglos VII y VIII se hacen unas largas biografías. El libro contiene diversos escritos de varios autores. Duchesne, que lo ha publicado y comentado, ha demostrado que la primera parte de esta obra y la más importante, que comprende las biografías de los papas hasta el papa Símaco (+ 514), es obra de un autor romano desconocido, que la recopiló durante el pontificado de Hormisdas (514–523). En cuanto al valor histórico de sus referencias es preciso distinguir entre aquellas que él pudo tomar de fuentes probables en el archivo de Roma, estimables, por lo tanto, especialmente si se trata de los papas de después de la paz. Sin embargo, las más antiguas, dando algún valor a las eventuales tradiciones por él recogidas, se hallan tomadas ampliamente a beneficio de inventario, cuando no resultan del todo infundadas. Parte II. Las Grandes Familias Litúrgicas 1. La Formación de los Tipos Litúrgicos La Unidad Litúrgica Primitiva La liturgia cristiana nació esencialmente de la última cena del Señor, renovada por mandato suyo y enriquecida por un servicio eucológico de origen judío. La Coena Dominica o Fractio pañis, desde los primeros días de la Iglesia, se mostró como el rito característico del nuevo culto, el sacrificio de la nueva Ley, que no tenía nada de común con los antiguos ritos sacrifícales del templo. Precisamente por ser original, presenta una línea de admirable simplicidad. Si le precedía algunas veces un convite en común (ágape), se colocaban sobre la mesa del convite el pan y el vino; el presidente de la asamblea recitaba sobre ellos una eulogia o fórmula eucarística del tipo de la pronunciada por Jesús, se partía el pan y se distribuía a los presentes. Este es el cuadro litúrgico que trazan los Hechos y San Pablo de la misa primitiva. No existen todavía determinados formularios; sólo importan el pensamiento y las palabras expresadas por Jesús, que recogieron y transmitieron los apóstoles, que se tradujeron en fórmulas análogas, libres, improvisadas, seguidas por los asistentes y subrayadas por su adhesión con la aclamación amén.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

23 марта 2018 г. к присяге в качестве президента П. был приведен М. Вискарра (род. в 1963), инициировавший ряд мер по борьбе с коррупцией. Лит.: Taylor H. Peru: Its Story, People and Religion. L., 1909; Levillier R. Organización de la iglesia y órdenes religiosas en el virreinato del Perú en el siglo XVI: Documentos del Archivo de Indias. Madrid, 1919. 2 vol.; Страны Лат. Америки. М., 1949; Armas Medina F., de. Cristianización del Perú (1532-1600). Sevilla, 1953; Vargas Ugarte R. Historia de la iglesia en el Perú. Lima, 1953-1962. 5 vol.; idem. Historia de la Compañía de Jesús en el Perú. Burgos, 1963-1965. 4 vol.; Kessler J. B. A. A Study of the Older Protestant Missions and Churches in Peru and Chile: With Special Reference to the Problems of Division, Nationalism and Native Ministry. Goes, 1967; Arévalo J. M. Los dominicos en el Perú: Visión histórica. Lima, 1970; Башилов В. А. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972; Klaiber J. L. Religion and Revolution in Peru, 1824-1976. Notre Dame, 1977; idem. The Catholic Church in Peru, 1821-1985: A Social History. Wash., 1992; idem. La iglesia en el Perú: Su historia social desde la Independencia. Lima, 19963; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке: (1810-1959). М., 1981; Кузьмищев В. А. Царство сынов Солнца. М., 1982; Actas del III Concilio Provincial Limense: (1582-1583). Lima, 1982; Basadre J. Historia de la República del Perú, 1822-1933. Lima, 19837. 11 vol.; Heras J. Los franciscanos y las misiones populares en el Perú. Madrid, 1983; idem. Aporte de los franciscanos a la evangelización del Perú. Lima, 1992; Marzal M. La transformación religiosa peruana. Lima, 1983; Juan Pablo II al Perú: Diccionario temático de los mensajes pontificios al Perú. Lima, 1985; Стингл М. Гос-во инков: Слава и смерть «сыновей Солнца». М., 1986; Triveños Zela H. Historia de la Inquisición: El santo oficio para acatólicos en el Perú. Arequipa, 1986; González Martinez J. L. La religión popular en el Perú: Informe y diagnóstico.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

6. Col. 363-388; Auber R. Jaques le Majeur//DHGE. T. 26. Col. 597-603; Chamoso Lamas M. Noticia sobre la importancia arqueológica de Iria Flavia (Padryn-La Согиса)//Archivo Español de Arqueología. Madrid, 1972/1974. Vol. 45/47. P. 125-141; Engels O. Die Anfänge des spanischen Jakobusgrabes in kirchenpolitischer Sicht//RQS. 1980. Bd. 75. N 3/4. S. 146-170; Pl ö tz R. Der Apostel Jacobus in Spanien bis zum 9. Jh.//Spanische Forschungen der Görresgesellschaft. R. 1. M ünster, 1982. Bd. 30. S. 19-145; Herbers K. Politik und Heiligenverehrung auf der Iberischen Halbinsel//Politik und Heiligenverehrung im Hochmittelalter/Hrsg. J. Petersohn. Sigmaringen, 1994. S. 177-275; Herwaarden J., van. Origins of Cult of St. James of Compostela// Idem. Between Saint James and Erasmus: Studies in Late-Medieval Religious Life: Devotion and Pilgrimage in the Netherlands/Transl. W. Shaffer, D. Gardner. Leiden; Boston, 2003. P. 311-354. А. А. Ткаченко, Д. В. Зайцев Гимнография Память И. З. отмечается 29 дек. в памятниках древнего иерусалимского богослужения V-IX вв. вместе с памятью ап. Иоанна Богослова. В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1.] P. 11-12; [Pars 2.] P. 16-17), под 29 дек. помещены тропарь 1-го гласа «Те, кто заповеди Спасителя», прокимен из Пс 95, чтения Деян 12. 1-17, 1 Ин 1. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 84, Евангелие - Ин 21. 20-25, тропарь на умовение рук 2-го гласа «Возвеличил спасение в мире». В древнейшем иерусалимском Тропологии (гимнографическом приложении к Лекционарию) содержатся песнопения в честь апостолов И. З. и Иоанна Богослова, включающие стихиры на «Господи, воззвах» 4-го гласа, тропарь на умовение рук 4-го гласа «Апостоли и мученицы, свидетели страстей Христа», молитву Св. Даров «Лики ангельские Тебе славу возносят»; служба на литургии состоит из прокимна из Пс 18 и аллилуиария со стихом из Пс 46 ( Метревели. Иадгари. С. 29; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 353).

http://pravenc.ru/text/Иаков ...

348 Стр. 265. Post haec dilectum abbatem siium Tuni ad nostrum imperatorem cum magnis muneribus misit. 351 Dugosz, I, стр. 539. Abbates, Sacerdotes, monachos, moniales, et quoslibet Latinos captivat. 356 1254 г. Gothardus (Gerardus) primus Russiae episcopus ordinis Cisterciensis quondam abbas de Opatow. Boguchwaa, у Sommersb. II, стр. 66. 357 1319 г. Ecclesie quondam ad galathas nunc autem Lubusene Capellani. 1385 г. Quoniam ecclesia Lubucensis nobis divinitus commissa quo olim in Rusia sedem habebat cathedralem, et ab inder per paganos et infideles expulsa et crudeliter profugata ab antiquis temporibus quasi navis in maris fluctibus seu procellis nimis diu usque in presentiarum de loco ad locum vagabunda, quod dolenter referimus, fluctuavit. Wohlbrück, Geschichte des ehemaligen Bissthums Leubus. Berlin. 1820. т. I, стр. 48–49. 358 Bzowski, propago D. Hyacinthii. Venetiis. 1006, стр. 11. S. Hyacinthus Archiepiscopum Haliciensibus unum ex suis B. Bernardum, sicut et aliis B. Gerardum primum Episcopum Ruthenorum ab eodem Gregorio IX praefectum aspexit, стр. 55. S. Hyacynthum H. F. Gerardus sequitur natione Vratislaviensis Episcopus Ruthenorum consecratur, circa a. 1234. Proximus huic F. Jacobus Ronianus. Huic Gregorius Nonus committit auctoritatem inquirendi statum Ruthenorum circa creationem Episcopi a. 1232. 362 Sommersb. II, стр. 89. Iste namque Henricus Monasterium Oppatoviense, cujus Monasterii Abbas et Ruthenorum Episcopus pro catholicis ibi (т.е. на Руси, a не близ Опатова) degentibus de novo fuerat creantus, ad ecclesiam Lubucensem transtulit, omnia bona Episcopatus Russie, olim ad Monasterium Oppathoviense pertinencia incorporando Ecclesie Lubuczensi predicto, licet de facto. На основании наших выводов, можно исправить предположения г. Морошкина, в приведенном сочинении, стр. 310, о любушском епископстве. 367 In anno vero 1231. Hane Ecclesiam regebant primitus PP. Dominicani Missionarii ut patet ex archivo Illorum. Сказано в рукописях львовской архикапитулы, которые я просмотрел в 1837 году. Пиравский в истории этой архикапитулы (находится еще в рукописи) говорит, что под сею церковью должно понимать церковь св. Иоанна, до сих пор существующую в Львове, которая отобрана доминиканами у базилиан, а в 1372 году возвращена им, при посредстве Владислава Опольчика, управлявшего в то время Чермною Русью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1193 Папа вошел первый в храм и занял свой престол на северной стороне; на южной поместились: император, патриарх, епископы и греч. клир. Среди храма пред алтарем «внесше поставиша святого Петра и Павла, литы серебряные позлащены». Когда водворилось молчание, папа провозгласил: Благословен Господь Бог Израилев! Прочитаны некоторые молитвы. Затем с амвона греческий архидиакон читал воззвание патриарха. «Все знатные лица духовные, короли и герцоги, сказано было в грамоте, должны прислать от себя местоблюстителей и послов, если сами не могут явиться. Кто же не явится к назначенному сроку и потом не примет определений сего собора, тот подвергается церковному отлучению». Потом прочитан декрет папы об открытии в Ферраре вселенского собора. Заседание закончено пением. Горский, 51–52. 1198 Об этих местах и правильном их чтении у Зерникава Tractatus, и Горского, История Флорент. собора 106, 107, 113, 118, 120, примечания. 1201 Виссарион предлагал изложить учение в тех выражениях, в каких изъяснял учение римской церкви препод. Максим в послании к Марину. Другие предлагали выражение Тарасия (от Отца чрез Сына). Марк прямо требовал уничтожения прибавки Filioque. Все это было отвергнуто латинянами. 1202 Латинофроны, предлагая свои формулы и доказывая правильность латинских воззрений, пользовались вообще сочинениями Векка. 1204 В это время император, желая удостовериться в помощи от папы в случае соединения, послал к нему Исидора, который привез трех кардиналов, уверявших, что папа берет на свой счет возвращение греков в отечество, обещает содержать 300 воинов и 2 галеры для защиты Константинополя, в случае нужды готов выслать 20 вооруженных галер на полгода или 10 на год и будет стараться, чтобы западные государи оказывали помощь империи сухопутными войсками. 1205 Оно было редактировано па латинском языке Флорентийским аббатом Амвросием Траверсари, по гречески переведено и редактировано Виссарионом. Подлинных списков его должно быть пять, но их находят латиняне до 10 (Gieseler, Lehrbuch der Kirchengeschichte, II, 4, S. 544). В 1857 г., по случаю пребывания Пия IX во Флоренции, Карлом Миланели был издан текст флорентийского вероопределения с флорентийского оригинала в Archivo storico Italiano. Firenze, Т. 1, p. 210. Заимствуем этот текстъ из Hefele, Conciliengeschichte, VII, 750. Варианты прежних изданий в скобках [].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Тело Господа нашего Иисуса Христа, которое мы приняли, и святая Кровь Его, которую мы пили, вечный всемогущий Боже, да прибудет в нас. 1224 Да не будут они нам в суд или осуждение, но да будут во спасение и исцеление души нашей. Аминь. Возглас : Твоим предстательством, вышний Боже, единый в Троице прославляемый Бог во веки веков. Аминь. Господь да пребудет с вами. Отвечают : И со духом твоим. Диакон : Торжество окончено. 1225 Во имя Господа нашего Иисуса Христа с миром изыдем. Отвечают : Благодарение Богу. Настоящая публикация представляет собой перевод и издание литургического календаря древней Испанской Церкви в том виде, в котором он сложился на севере Пиренейского полуострова к середине XI в. Сохранилось не более десяти рукописей этого времени вв.), в составе которых можно найти богослужебный календарь испано-мосарабского обряда. Базовый набор памятей в этих календарях, как правило, совпадает, однако некоторые праздники и памяти святых являются уникальными и содержатся только в определенных манускриптах. Данное издание не ставит своей целью представить сводный список праздников, содержащихся во всех известных книгах. Для публикации выбран конкретный литургический календарь из мосарабской рукописи Liber ordinum, Silos, Archivo Monasmico, cod.4, представляющий автохтонную северную богослужебную традицию древней Испании накануне официальной отмены испано-мосарабского обряда и замещения его римским обрядом. Рукопись Liber ordinum (досл. Книга чинов) происходит из монастыря св. Пруденция в Монте-Латурсе (San Prudencio de Monte Laturce, La Rioja) и датируется 1052 г. В настоящее время рукопись хранится в монастырском архиве бенедиктинского аббатства Санто-Доминго-де-Силос (Santo Domingo de Silos, Burgos). Она написана аккуратным и красивым почерком на хорошо подготовленном пергамене с широкими полями. Нынешний переплет выполнен в XIX в., объем рукописи – 346 листов. не считая дополнительных, размер пергамена – примерно 29,5 х 21,5 см. В верхнем правом углу в XVIII в. чернилами была нанесена пагинация, которая содержит ошибки, позже была добавлена правильная пагинация карандашом в нижнем левом углу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Shkarovsky M.V.:  Por supuesto, hay, y bastantes. Esto se debe al hecho de que el verdadero estudio científico de la Iglesia Ortodoxa Rusa no comenzó sino hasta 1990, y más exáctamente, hasta fines de los años 90. Propiamente, sólo entonces apareció la primera buena colección de documentos, aparecieron las primeras monografías serias, y desde esos diez años que han pasado hasta ahora, creo yo, se han hecho sólo las primeras aproximaciones al tema. Existen serios problemas para el posterior desarrollo de la historia de la Iglesia, y uno de los más importantes, es que hasta ahora siguen siendo inaccesibles muchos documentos de diferentes archivos, incluso, en los años 90, los archivos eran mucho más accesibles para las investigaciones de lo que son actualmente. Esto se refiere a los archivos presidenciales, a los archivos de la seguridad del estado, a algunos archivos estatales, en particular, a los antiguos archivos del partido, de los cuales fueron cerrados algunos fondos que eran accesibles en los años 90. Desafortunadamente, esta tendencia a restringir el acceso de investigadores, incluyendo a los de la iglesia, a los materiales de archivo continúa evolucionando, y está tomando ahora algunos nuevos síntomas negativos: por ejemplo, en estos momentos, en la ciudad de Arjángelsk, está teniendo lugar un proceso jurídico en contra de uno de los historiadores de esta ciudad, que es el jefe de la cátedra de historia de la Universidad de Pomorje, Mijaíl Suprun, el cual estudiaba materiales sobre las represiones a los alemanes, que fueron asentados en la región de Arjángelsk. Se le acusa de violar la ley sobre la conservación de la privacidad, que se adoptó en la década de los años 2000, y que en mucho restringe el acceso a los materiales de los sometidos a represión. Pero no están disponibles, no sólo una parte de los materiales sobre las represiones, sino también una parte de las directivas de los órganos del partido, de los órganos de la seguridad del estado en relación hacia la iglesia, y esto se refiere incluso a la década de los años 1920. Haré mención sólo una historia - las conversaciones con el mitropolita Sergio (Stragorodsky), que entonces era el suplente del mestoblyustitel ( El que ocupa el puesto del patriarca en ausencia de éste último. Not. Trad.) del trono patriarcal, antes de su liberación en 1927: ¿bajo qué condiciones él fue puesto en libertad?, ¿qué tipo de política, en relación a esto, más tarde se vió obligado a realizar?. Todo esto aun en gran medida no está claro. Temas que aun quedan sin investigar, y que son claves para la historia de la Iglesia Ortodoxa del siglo XX, por desgracia, todavía son bastantes.

http://bogoslov.ru/article/2813964

   001    002    003    004   005     006