Ист.: Ecclesiae Occidentalis Monumenta Iuris Antiquissima/Ed. C. H. Turner. Oxonii, 1899. T. 1. Fasc. 1. Pt. 1; 1904. T. 1. Fasc. 1. Pt. 2; 1913. T. 1. Fasc. 2. Pt. 1; 1939. T. 1. Fasc. 2. Pt. 2; 1930. T. 1. Fasc. 2. Pt. 3; 1939. T. 1. Fasc. 2. Pt. 4; 1907. T. 2. Pt. 1; 1913. T. 2. Pt. 2; 1939. T. 2. Pt. 3; Concilia Galliae, A. 314 - A. 695/Ed. C. Munier, C. de Clercq. Turnhout, 1963. (CCSL; 148-148A); Concilia Africae, A. 345 - A. 545/Ed. C. Munier. Turnhout, 1974. (CCSL; 149); Conciles Gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. (SC; 241); Les canons des conciles mérovingiens (VIe-VIIe siècles)/Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. 2 vol. (SC; 353-354); Die Canonessammlung des Dionysius Exiguus in der 1. Red./Hrsg. A. Strewe. B., 1931; The Irish Penitentials/Ed. L. Bieler. Dublin, 1963; Paenitentialia Franciae, Italiae et Hispaniae, saeculi VIII-XI. Turnhout, 1994. T. 1: Paenitentialia minora Franciae et Italiae, saeculi VIII-IX/Ed. R. Kottje; 1998. T. 2: Paenitentialia Hispaniae/Ed. F. Bezler. (CCSL; 156-156A); Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Aalen, 1963; Collectio canonum in V libris: (Lib. I-III)/Ed. M. Fornasari. Turnhout, 1970. (CCCM; 6); Die Collectio Veronensis/Hrsg. P. Landau//ZSRG.K. 1981. Bd. 67. S. 75-120; Collectio canonum Regesto Farfensi inserta/Ed. T. Kölzer. Vat., 1982. (MonumIC. Ser. B: Corp. coll.; 5); Reginonis abbatis Prumensis Libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis/Hrsg. H. Wasserschleben. Lpz., 1840; Corpus iuris canonici/Ed. E. Friedberg. Lipsiae, 1879-1881. 2 vol.; Friedberg E. Quinque Compilationes antiquae: Nec non Collectio canonum Lipsiensis. Lipsiae, 1882; idem. Die Canones-Sammlungen zwischen Gratian und Bernhard von Pavia. Lpz., 1897. Graz, 1958r; Petri exceptiones legum romanorum=Составленные Петром извлечения из римских законов. Кн. 1-2/Пер., ввод. ст. и коммент.: Д. Ю. Полдников; ред.: Л. Л. Кофанов//Древнее право=Jus anticuum. 2003. Вып. 1(11). С. 216-262; Кн. 3//Там же. Вып. 2(12). С. 212-231; Кн. 4//Там же. 2004. Вып. 1(13). С. 188-207 (парал. лат. текст и рус. пер.); CIC (1917); CIC.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В этот же период М. вторгся в центральные районы Аравии, находившиеся под контролем царства Химьяр , к-рым правил тогда христианин Маадикариб Яфур , однако не сумел там закрепиться. Во всяком случае наскальная сабейская надпись Ry 510, датированная 631 г. химьяритской эры (521 г. по Р. Х.), сообщает, что М. «заключил мир с уплатой дани». После кончины Маадикариба Яфура и вступления на химьяритский престол царя-иудея Йосефа Асара Ясара , учинившего гонения на христиан, М. попытался в янв. 524 г. последовать его примеру, но, встретив решительный отпор со стороны подчинявшихся Лахмидам представителей кочевых араб. племен, исповедовавших христианство, вынужден был отказаться от своего намерения. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. VI в. отмечено противостояние М. и царя Гассанидов аль- Хариса ибн Джабалы , с кон. 30-х гг. они воевали за контроль над т. н. стратой (мощеной рим. дорогой), проходившей несколько южнее Пальмиры. Лахмидско-гассанидская борьба являлась частью военных столкновений Византии и Ирана, как, напр., во время походов Хосрова I в 540-544 гг., однако продолжалась и тогда, когда между 2 державами действовал официально заключенный мир. Особое ожесточение противоборство царей Лахмидов и Гассанидов приобрело после того, как в 546 г. М. захватил одного из сыновей аль-Хариса ибн Джабалы и принес его в жертву аль-Уззе. М. погиб во время похода в пограничные области Месопотамии в битве с гассанидским войском близ Киннесрина. С его смертью завершился период наибольшего военно-политического могущества Лахмидов. Ист.: Procop. Bella. I 17. 1-3, 29-48, 18. 1-12; II 1. 1-15, 3. 31-53, 4. 14-26, 16. 16-19, 19. 26-46, 28. 12-14; Ex historia Nonnosi excerpta// Phot. Bibl. T. 1. Cod. 3; Ioan. Malal. Chron. 2000. P. 363, 386-388, 390, 431; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes: 10ème série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 307-310 [Ry 510]; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 105-109; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 82-85; Caskel W. Gamharat an-Nasab: Das genealogische Werk des Hišâm ibn Muhammad al-Kalbî. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 429; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881-1882. T. 2. P. 900, 958-959, 1025; Chronicon miscellaneum ad annum Domini 724 pertinens/Ed. E.-W. Brooks; interpr. I. Guidi//Chronica minora. P., 1904. Pars 2. [Vol. 1: Textus]. Р. 143; [Vol. 2: Versio]. P. 111. (CSCO; 3-4. Syr. 3; 4); The Chronicle of Pseudo-Zachariah Rhetor: Church and War in Late Antiquity/Ed. G. Greatrex; transl. R. R. Phenix, C. B. Horn. Liverpool, 2011. P. 285-289, 297-298.

http://pravenc.ru/text/2564338.html

51 Pseudo-Ignatius . Epistola ad Philadelphienses. 4. 8.//Monumenta…, p. 33; CA VIII. 25; III. 1. 5; 7. 6; CA III. 1. 4; Did. III. 1. 3. 52 Послание святого Игнатия к филиппийцам. 4.; Ps.-Ign . Ep. ad Tarsenses. IX. 1.//Monumenta…, p. 33. 53 Ps.-Ign . Ep. ad Philippenses. XV. 1.//Monumenta…, p. 33. 54 Лукиан . О смерти Перегрина. 12.// Лукиан из Самосаты . Избранная проза. М., 1991. 55 Orig . Homilia in Lucam. XVII. 10. (2). Origune . Homelie sur S. Luc.//SC 87. Paris, 1962, pp. 260–262. 56 Ориген . О молитве. 28.// Ориген . О молитве и увещание к мученичеству. СПб., 1897, с. 124. 57 Orig . Homilia in Isaiam. VI. 3. Origenes . Opera omnia. T. 3//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Eg. Migne J.–P. (далее PG.). T. 13, cols. 241–242. 58 Климент Александрийский . Педагог. III. 12. 97.// Климент Александрийский . Строматы. Ярославль, 1890, стб. 335. 59 Тертуллиан . Об увещании к целомудрию. 11. 2.// Тертуллиан . Избранные сочинения. М., 1994. 60 Tertullianus . De pudicitia. 13. 7. Tertullien . La pudicimй. T. 1//SC 394. Paris, 1993. 61 Тертуллиан . Послание жене. I. 4. 8; 7. 4.// Тертуллиан . Избранные сочинения. 62 Tert . De virginibus velandis. 9.//Monumenta…, p. 42. 63 Statuta Ecclesiж antiqua, can. 12.//Monumenta…, p. 43. Этот канонический памятник включал в себя постановления 4 Карфагенского собора (398 г.). 64 Canones apostolorum ecclesiastici, can. 21.//Monumenta…, p. 6. 65 Hippolytus . Traditio apostolica, can. 10. 66 Ерм . Пастырь. Подобия. 9. 27. 2. 67 Евсевий Памфил . Церковная история. VI. 43. 11. М., 1993. 68 Ерм . Пастырь. Видения. 2. 4. 3. 69 Marucci O . Epigrafia Christiana. Milano, 1910, 246. 70 Ibid. 490. 71 3 Concilium Aurelianense (538 г.), can. 16. Les canons des Conciles mйrovengiens (VI–VII siucles) T. 1//SC 353. Paris, 1989, p. 246. 72 В традиционном русском переводе необоснованно стоит “жены их (то есть вышеназванных диаконов – А. П .)”. 73 То, что в 11 ст. речь шла о женщинах, исполнявших какие-то диаконическое служение, считали многие исследователи, см., например, Gryson R . Op. cit., pp. 30–31; Kalsbach A. Op. cit., S. 11. Основная аргументация данного мнения: если в 11 ст. упоминаются жены диаконов, то перед этим стихом необъясним пропуск ап. Павлом супруг епископов, а если “жены” — это супруги и диаконов, и епископов, то упоминание их странно, поскольку к ним прилагаются те же эпитеты, что и к диаконам, и наконец, это место будет совсем непонятным, если предположить, что ап. Павел говорил о женщинах вообще.

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

Chagiga 78:1) 148 . До какой степени эта ревность шаммаитов не согласовалась с видами Господа храма, видно из того, что Иисус Христос дважды изгнал из храма продавцев жертвенных животных, один раз, в начале своего служения, изгнал волов и овец ( Ин.2:14 ), а другой раз, в конце своего служения, продававших голубей ( Мф.21:12 ), чем вызвал против себя неудовольствие иудеев, вероятно приверженцев той же школы Шаммайи ( Ин.2:18 ). Осквернение храма такою торговлею увеличивалось особенно от того, что, как видно из Зах.14:21 , в этой торговле конкурировали не только иудейские купцы между собою, но и купцы-язычники. Как внешние галлереи храма, так и открытое свободное пространство пред галереями у христианских писателей называется двором язычников, на основании Откр.11:2 , потому что со времени Соломона сюда имели доступ и язычники. Впрочем, появление здесь язычников всегда составляло исключение: главным же образом внешний двор принадлежал тем же иудеям. Иудейские источники называют этот двор горою дома Божия или горою храма, , на основании Ис.2:2–3 и Мих.3:12, 4:1–2 , где говорится о вхождении язычников на гору храма. Но так как в храме Ирода язычники входили только во внешний двор, то отсюда вывели заключение, что и древние пророки, говоря о посещении храма язычниками, разумеют проникновение их в один внешний двор, и что, следовательно, их выражение: гора храма есть специальное название только этого двора. В противоположность дальнейшему внутреннему двору, пространство внешнего двора (templi ambitum) называлось еще мирским, (Thosephta, Pera, 2) и помещалось иудейскими книжниками на третьей из десяти степеней земной святости: первая степень – святость всей вообще обетованной земли, вторая степень – святость города Иерусалима, третья степень – святость горы храма (Kelim, 1, 8; «Bellum Judaicum», V, 5:6). Кроме язычников, сюда могли входить и находившиеся в состоянии нечистоты иудеи и даже подвергшиеся херему или отлучению от сонмища (Ioma, 66; Midd. II, 2). Иосиф Флавий, на основании положения и грунта рассматриваемого двора, называет его внешним святилищем, τ ξω ερν («Bellum Judaicum», VI, 5, 1, VI, 2:7), нижним святилищем, τ κτω ερν («Bellum Judaicum», V, 5:1), первым святилищем, τ πρτον ερν («Bellum Judaicum», IV, 3:12), первым периболом, πρτος περβολος (Antiquitates Iudaicæ», XV, 11, 5. «Bellum Judaicum», IV, 3:12). Так как все пространство двора со всех сторон было окружено колоннадами и портиками, то его называли еще, за неимением соответствующего слова в еврейском языке, гебраизованным греческим словом Istawaanit, место между галереями, στο (Pesach, 13:2). Внутренний двор храма Ирода

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

380 ...поставить одного прокуратора...– Прокуратор – управляющий всем имением и всеми его отраслями; его подручные – люди, ведающие каждый какой-то одной отраслью и не столько работающие сами, сколько в своей области распоряжающиеся: вилик, в ведении которого находится вилла и земли, центром которых вилла является; диспенсатор – раб или отпущенник, ведший приходо-расходную отчетность по имению; старший виноградарь, опытный специалист (Колумелла советовал не пожалеть 8 000 сестерций на приобретение такового (3,3, 8)), распоряжавшийся работами в виноградниках; старший пастух; главный садовник и т. п. 381 ...его доход небольшой, но верный. – Колумелла считал самым большим доходом со строевого леса 100 сестерций (3,3, 3). 382 ...я сам не держу колодников, да и никто в окрестности. – Земля, следовательно, сдается небольшими участками в аренду колонам, обрабатывающим ее своими силами и с помощью очень небольшого числа рабов. 383 ...неурожаи снизили доходы с земли и ее цену. – Какой величины было это имение? За югер пахотной земли Колумелла (3,3,8) и Плиний Старший (Ест. ист. 14, 48–52) считают обычной ценой 1000 сестерций и от 2 500 до 3 000 за югер виноградника. Так как виноградники не составляют главной статьи в этом имении, то, положив средней ценой за югер 2 000 сестерций, получим 2 500 югеров. – Жалобы на недостаток и дороговизну свободных рабочих часты у Колумеллы и Плиния: деревня обезлюдела. См. Кол. 2,2,12; 3,15,5; 4,6,3 ; Пл. Ест. ист. 15,11–13. 384 Мезий Максим. – Часть рукописей дает только Максим, без имени. Отождествить с кем-либо из известных нам сенаторов не удается. Высказывалось предположение, что Мезий Максим собирался выставить свою кандидатуру на выборах в сенат. 385 ...споры поднялись вокруг закона о тайном голосовании. – Первоначально в Риме голосование было устным и открытым; но уже во II в. до н. э. народные трибуны, несмотря на ожесточенное сопротивление аристократии, провели законы о тайном голосовании: 1) при выборе магистратов (lex Gabinia, 139 г.); 2) вынесении судебных решений (Lex Cassia, 137 г. lex Caelia, 107 г.); 3) при принятии законов (lex Papiria, 131 г.). Каждый имевший право голоса получал при выборе магистратов одну табличку, покрытую воском, на которой и писал имена своих кандидатов. При проведении законов голосующему давали две таблички: на одной стояла буква А (antiquo – отвергаю), а на другой UR (uti rogas – проси). В судебных заседаниях голосующий получал три таблички: на одной стояла буква А (absolvo – оправдываю), на другой С (condamno – осуждаю) и на третьей NL (non liquet – не ясно). Уже в начале Империи значение комиций было очень умалено: Тиберий в 14 г. передал выборы магистратов сенату.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

7 О традиции «блуждающих монахов» см., в частности: Caner D. Wandering, Begging Monks. Spiritual Authority and the Promotion of Monasticism in Late Antiquity. Berkeley ; Los Angeles ; London: University of California Press, 2002. (Transformation of the Classical Heritage; pt. 33). Рец.: Козлов А. С. Новая книга о ранневизантийском монашестве//Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2010. 3 (79). С. 266–270. 13 Apophthegmata patrum (collectio alphabetica). De abbate Carione. 2 (p. 249.46); Vita Lazari in monte Galesio (sub auctore Gregorio monacho) (p. 510, col. 2). 19 Pseudo-Macarius. Sermones 64 (collectio B). Hom. 54.1.1.3; Theodorus Studites. Με­γλη κατχησις. Cat. 25 (p. 174.7–8). 22 Isidorus Pelusiota. Epistulae de interpretatione divinae scripturae. Lib. 1. Ep. 1.2–7; cf. Nicolaus Catascepenus. Vita sancti Cyrilli Phileotae (e codice Athonensi Caracalli 42). 21.1.15–17. 25 Ephraem Syrus. Ad imitationem proverbiorum (p. 215.8–9); Macarius Macres. Encomium in Gabrielem archiepiscopum Thessalonicae. 609. 28 Historia monachorum in Aegypto. Proem. 20–21; Neophytus Inclusus. Το Βιβλον τς Θεοσημεας (p. 358.91–92). 33 Philotheus Coccinus. De expugnatione Heracleae. 31, 692; Vita Sabae iunioris. 32.14; Vita Isidori patriarchae. 25.30; Encomium Gregorii Palamae. 15.78; 24.41; 37.45; 41.3. 36 Sancti Pachomii vita quarta (e codicibus Monacensi gr. 3 et Athoo Lavrensi E 182). 8 (p. 413. 2). 42 Иногда оно может означать смерть. Synaxarium Ecclesiae Constantinopoleos. Synaxarium mensis Decembris. Dies16.7.91. 44 Idem. Asceticon magnum sive Quaestiones (regulae fusius tractatae) (PG 31 col. 920); cf. Joannes Chrysostomus. Ep. ad monachos [Sp.]. 142–145. 50 Theodorus Studites. Μεγλη κατχησις. Cat. 61 (p. 432.17); Cat. 95 (p. 685.9); Sermo­nes Catecheseos Magnae. Cat. 48 (p. 132.34–35); Cat. 60 (p. 167.3); Cat. 92 (p. 65.11); Parva Catechesis. Cat. 37.8. 54 Joannes Climacus. Scala Paradisi. Or. 1 (col. 633); cf.: Joannes Damascenus. Vita Barlaam et Joasaph [Sp.] (p. 178.23).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Ист.: BHG, N 868-869h; BHO, N 498-499; AcmaSS. Ian. T. 1. P. 1031-1039; PG. 114. Col. 568-581; Vita S. Iohannis Calybitae, interp. latina auctore Anastasio Bibliothecario//AnBoll. 1896. Vol. 15. P. 257-267; SynCP. Col. 393; Le synaxaire Ethiopien: Les mois de sane, hamle et nahase/Éd. I. Guidi//PO. 1911. Vol. 7. Fasc. 3. P. 324-327; Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 71, 81; SynAlex. 1915. Vol. 11. Fasc. 5. P. 607-609, 621; 1923. Vol. 17. Fasc. 3. P. 659-661; Bayan G. Le synaxaire arménien de Ter Israel: Mois de Aratz//PO. 1926. T. 19. Fasc. 1. N 91. P. 37-41; Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. T. 2. P. 523; T. 4. P. 1122-1124; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 11-24. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 1029-1031; Amiaud D. La légende syriaque de St. Alexis L " Homme de Dieu. P., 1889; Poncelet A. La Légende de St. Alexis//La Science Catholique. 1889/1890. T. 4. P. 269-271, 632-645; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15; Т. 3. C. 25-26; Hermann L. Qui est Saint Alexis?//L " antiquité classique. 1942. T. 11. P. 235-241; Gaiffier B. De Intactam sponsam relinquens: A propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Kaster G. Johannes Kalybites (der Hüttenbewohner)//LCI. Bd. 7. S. 139-140; Calio G., Sauget J.-M. Giovanni Calivita//BiblSS. Vol. 6. P. 640-643; Janin. Églises et monastères. P. 270-271; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сир. агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93). С. 78-81; Orlandi T. John Calybites//CoptE. Vol. 5. P. 1357; Van Esbroeck M. La Vie de Saint Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//Oriens Chr. 1998. T. 82. P. 153-183; Aubert R. Jean Kalybites (516)//DHGE. T. 27. Col. 171-173. А. Б. Ванькова Гимнография Память И. К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 198) 15 янв. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 321) память И. К. также отмечена 15 янв., служба подробно не описана. В рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 46) содержится последование И. К., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален.

http://pravenc.ru/text/471337.html

8 . Nikiprowetzky V. Le commentaire de l’ecriture chez Philon d’Alexandrie. Lille, 1974. 9 . Runia D.T. Philo in early Christian literature: A survey Assen; Minneapolis, 1993 (Compendia Rerum ludaicarum ad Novum Testamentum; Sect. 3, Jewish traditions in early Christian lit.; Vol. 3). 3 . По образу и подобию Библиография 10 . Sieben H.J. Exegesis Patrum, Saggio bibliografico sull’esegesi biblica dei Padri della Chiesa (Sussidi Patristici 2), Inst. Patr. Augustinianum. Roma, 1983, 60–80. Сборники ( катены ) святоотеческих толкований 11 . Petit F. La Chaîne sur la Genèse: Édition intégrale, ch. 1 à 3. a. Louvain, 1992 (Traditio Exegetica Graeca 1), 127–62 ( Быт 1:26 ); 195–223 ( Быт 2:7 ). Общие работы 231 12 . Лосский В. Богословие образа. Перев. с франц. В.А. Рещиковой. – В кн.: On же. По образу и подобию [сб-к статей]. M., 1995, 117–28 [впервые: Sobornost, series 3, N° 22, Winter 1957–8]. 13 . Он же. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Глава VI: Образ и подобие (впервые на русском языке в БТ 8, есть отд. изд., а также в сб-ке «Мистическое богословие». Киев, 1991, с. 168–82 с сокращенными примечаниями). 14 . Wilson R.Mc L. The early history of the exegesis of Genesis I, 26 . – StPatr 1 (=TU 63), 1957, 420–37. 15 . Jervell J. Imago Dei. Gen, 1, 26 f. im Spätjudentum, in der Gnosis und in den paulinischen Briefen. Gott., 1960 (Forschungen zur Reli­gion und Literatur des Alten und Neuen Testaments 58). 16 . Alexandre M. Le commencement du livre Genese I–V: la version grecque de la Septante et sa réception. P., 1988 (Christianisme Antique 3). 17 . Strucker A, Die Gottesebenbildlichkeit des Menschen in der christlichen Literatur der ersten zwei Jahrhunderte. Münst., 1913. 18 . Schwanz P. Imago Dei als chrislologisch-anthropologisches Problem in der geschichte der Alten Kirche von Paulus bis Clemens von Alexandrien. Halle, 1970 (Arbeiten zur Kirchengeschichte und Religionswissenschaft 2). 19 . Idem. Der Wandel in der Gotteseben bildlichkeits-Vorstellung vom Neuen Testament zur frühen Patristik. – Kairos 16, 1974, 268–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

Des miracula inédits de S. Géraud d " Aurillac († 909)//AnBoll. 2000. T. 118. P. 47-141). Тем не менее текст 1-го пространного Жития явно представляет собой развитие первоначального сочинения, т. к. пролог 4-й книги в действительности является заключительной главой 3-й книги (Transitus), в которой повествуется о смерти Геральда. Четвертая книга (Miracula post transitum) посвящена посмертным чудесам св. Геральда. Пространному Житию предпосланы письмо с посвящением Аймону, аббату мон-ря Сен-Мартен в Тюле (впосл. аббат мон-ря Сен-Марсьяль в Лиможе), и общее предисловие, в к-ром О. объясняет, что составил Житие по просьбам Аймона и его брата Турпиона, еп. Лиможского. Считается, что О. работал над Житием в 927-930 гг. Первое пространное Житие - самый ранний пример почитания нового типа святости, в к-ром монашеская аскеза сочетается с жизнью в миру и обладанием светской властью (впрочем, степень новаторства автора Жития св. Геральда ставится под сомнение ввиду укорененности сочинения в свойственных предшествующей агиографической традиции житийных топосах, подробнее см.: Арнаутова Ю. Е. Caritas св. Геральда: К проблеме авторских интенций в Vita S. Geraldi Одо Клюнийского//Долгое Средневековье: Сб. в честь проф. А. А. Сванидзе. М., 2011. С. 225-256). Вероятно, до 972 г. (год освящения ц. во имя Геральда в Орийаке) и, возможно при участии самого О., в Клюни была составлена новая редакция пространного Жития в 3 книгах: значительно ослаблены выпады против нерадивых монахов, отсутствует противопоставление плохих клириков хорошим мирянам, подчеркивается мирской характер святости Геральда. Наибольшую трудность для интерпретации представляет краткое Житие. По мнению большинства исследователей, оно составлено на основе 2 пространных редакций, возможно, до 972 г. в Лиможе ( Facciotto P. La «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny, un problema aperto//Studi Medievali. Ser. 3. 1992. Vol. 33. P. 243-263). Полного критического издания этой редакции нет. Основная часть (BHL, N 3412) издана по 1 рукописи (с учетом еще 2) (Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saeculo XVI qui asservantur in bibliotheca nationali parisiensi. Brux., 1890. Vol. 2. P. 392-401). Часть «Transitus» (BHL, N 3412a) издана по 1 рукописи, но в сопоставлении с 3-й книгой пространного Жития ( Fumagalli V. Note sulla «Vita Geraldi» di Oddone di Cluny//Bull. dell " Istituto Storico italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano. R., 1964. Vol. 76. P. 217-240). Часть «Miracula post transitum» (BHL, N 3413-3414) опубликована с учетом 3 рукописей, но без применения научной критики (Vita S. Geraldi brevior// Bouange G. Histoire de l " abbaye d " Aurillac (894-1789). P., 1899. Vol. 1. P. 361-389).

http://pravenc.ru/text/2578219.html

65 Здесь автор, преподаватель, имеет в виду изучаемый предмет- " Священное Писание Нового Завета». «Особая специальная дисциплина», -прибавляет он в Глубоковский-1907. -Ред. 66 Глубоковский упоминает Галилео Галилея, конечно, лишь как пример человека, оказавшегося в конфликте с церковными властями: в отличие от Бруно, ученый не был казнен. -Ред. 69 В указанной ниже книге Глубоковского приведен источник этой цитаты: Theodoretus Cyrrhensis. Commentarii in Psalmos, in 118, 34, PG 80, 1832. -Ред. 71 Так у Глубоковского в изданиях 1899 и 1907 гг. Быть может, римской «II» автор обозначает второй раздел в приведенной им структуре изучаемого предмета – раздел «История текста и Библии». -Ред. 72 Hausrath A. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Teil 1–4. Heidelberg, 2 1873–1877, 3 1879 (Teil 1); Schürer E. Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi. Bd. 1–2. Leipzig, 2 1886–1890; Bd. 2–3. Leipzig, 3 1898; Holtzmann O. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Freiburg im Breisgau-Leipzig, 1895. 73 Вероятно, имеются в виду следующие исследования: Raumer, К. G. von. Palästina. Leipzig, 4 1860; Neubauer A. La géographic du Talmud. Paris, 1868; Robinson E., Smith E. Biblical Researches in Palestine and the adjacent regions. Vol. 1–3. Boston, 1856; Smith G. A. The Historical Geography of the Holy Land, especially in Relation to the History of Israel and of the Early Church. London, 2 1894. Kiepert Н. Atlas antiquus. Berlin, 3 1863; Riess, R. von. Bibel-Atlas in zehn Karten. Freiburg im Breisgau, 3 1895; Ramsay W. M. The Historical Geography of Asia Minor. London, 1890; Idem. The Cities and Bishoprics of Phrygia. Being an Essay of the Local History of Phrygia from the Earliest Times to the Turkish Conquest. Vol. 1–2. Oxford, 1895– 1897. -Ред. 74 Глубоковский приводит конкретные работы последнего авторä Wieseler К. Chronologische Synopse der vier Evangelien. Hamburg, 1843; Idem. Chronologie des apostolischen Zeitalters bis zum Tode der Apostel Paulus und Petrus. Gottingen, 1848. Что касается остальных ученых, по всей видимости, подразумеваются труды: Ideler L. Handbuch der matematischen und technischen Chronologie. Bd. 1–2. Berlin, 1825–1826; Clinton H. F. Fasti hellenici. The Civil and Literary Chronology of Greece, from the Earliest Accounts to the Death of Augustus. Vol. 1–3. Oxford, 1834; Idem. Fasti romani. The Civil and Literary Chronology of Rome and Constantinopole, from the Death of Augustus to the Death of Juistin II. Vol. 1–2. Oxford, 1845–1850; Lewin Th. An Essay on the Chronology of the New Testament. Oxford, 1854. -Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010