104 Brown Р. The World of Late Antiquity: From Marcus Aurelius to Muhammad. London, 1971; Idem. The Making of Late Antiquity. Cambridge (Mass.); London, 1978; Idem. Society and the Holy in Late Antiquity. Berkeley, Los Angeles, 1988 etc. 110 Уколова В.И. Особенности культурной жизни Запада (IV – первая половина VII в.)//Культура Византии IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 78–97; Она же. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – середина VII века). М., 1989. 112 См., например: Díaz у Díaz М. La obra literaria de los obispos visigóticos toledanos: Supuestos y circunstancias//La patrología Toledano-visigoda. XXVII semana española de teología. Madrid, 1970. P. 45–63; Idem. La transmisión de los textos antiguos en la Peninsula Ibérica en los siglos VII-XI//Settimane di studio del Centro italiano di studi sull’alto medioevo. XXII (1): La cultura antica nell’Occidente latino dal VII al XI secolo. Spoleto, 1975. P. 133–175; Gibert R. Antigüedad clásica en la España visigótica.//Settimane di studio... Spoleto, 1975. P. 603 – 652; Collins R. Law, Culture and Regionalism in Early Medieval Spain. Brookfield, 1992; Magallón García A.-I. La tradición gramatical de differentia y etymologia hasta Isidoro de Sevilla. Zaragoza, 1996; Velázquez Soriano I. Hagiografía y culto de los santos en la Hispania Visigoda: Aproximación a sus manifestaciones literarias. Merida, 2005 etc. 113 Подробнее см. Sejourné R Le dernier pére de léglise. Saint Isidore de Séville. Son role dans l’histoire du droit canonique. Paris, 1929. P. 367–447; Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship. London, 1969. P. 27–33 and passim; etc. 114 Fernández Guerra A., Hinojosa y Naveros E. de. Historia desde la invasión de los pueblos germánicos hasta la ruina de la Monarquía visigoda//Historia general de España escrita por individuos de numero de la Real Academia de la Historia./Bajo la dirección del Exmo. Sr. D. Antonio Cánovas del Castillo. T. 2. Madrid, 1890–1891; Pérez Pujol E. Historia de las instituciones sociales de la España Goda. T. 3. Valencia, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

2) «Leges» с подсериями: «Leges» (Законы; 1835-1889. 5 т. in folio); «Leges nationum Germanicarum» (Законы германских народов (варварские правды); c 1892. 7 т.); «Capitularia regum Francorum» (Капитулярии франкских королей; 1883-1897. 2 т.); «Capitularia regum Francorum. Nova series» (Капитулярии франкских королей. Новая серия; с 1996. 1 т.); «Concilia» (Постановления Соборов; c 1893. 8 т.); «Capitula episcoporum» (Епископские капитулярии; с 1984. 4 т.); «Ordines de celebrando concilio» (Чины проведения Соборов; 1996. 1 т.); «Constitutiones et acta publica imperatorum et regum Germaniae» (Постановления и публичные акты императоров и королей Германии; с 1893. 13 т.); «Formulae Merowingici et Karolini aevi» (Формуляры документов эпох Меровингов и Каролингов; 1882-1886. 1 т. в 3 ч.); «Fontes iuris Germanici antiqui. Nova series» (Источники древнего германского права. Новая серия; с 1933. 10 т.); «Fontes iuris Germanici antiqui in usum scholarum separatim editi» (Источники древнего германского права, изданные отдельно для учащихся; с 1869. 16 т.). 3) «Diplomata» с подсериями: «Diplomata» (Грамоты; 1872. 1 т. in folio); «Die Urkunden der Merowinger» (Документы королей из династии Меровингов; 2001. 2 т.); «Die Urkunden der Arnulfinger» (Документы первых майордомов и королей из династии Каролингов; 2011. 1 т.); «Die Urkunden der Karolinger» (Документы королей и императоров из династии Каролингов, начиная с Пипина Короткого; с 1906. 4 т.); «Die Urkunden der burgundischen Rudolfinger» (Документы бургундских королей из династии Рудольфингов; 1977. 1 т.); «Die Urkunden der deutschen Karolinger» (Документы королей немецкой ветви династии Каролингов; 1932-1960. 4 т.); «Die Urkunden der deutschen Könige und Kaiser» (Документы немецких королей и императоров; с 1879/84. 15 т.); «Laienfürsten- und Dynastenurkunden der Kaiserzeit» (Документы князей Священной Римской империи; с 1941. 2 т.); «Die Urkunden der Lateinischen Könige von Jerusalem» (Документы правителей Иерусалимского королевства; 2010. 1 т.).

http://pravenc.ru/text/2564140.html

Иез.29:17–21 . Содержится 2-я речь против Египта. Она имеет самую позднюю дату в книге Иезекииля, на 2 года позже его последнего великого видения нового храма ( Иез.40 ). Речь вызвана неудачным или не вполне удачным исходом осады Тира со стороны Навуходоносора. Как мы видели (см. объяснение Иез.26.10 и 14), пророк Иезекииль и не предсказывал, что Тир будет разрушен Навуходоносором, а предсказывал только осаду его им, которая окончится (неизвестно, когда и кем) полным уничтожением Тира. Тем не менее, пророчество могло быть понято (как и теперь понимается рационалистами экзегетами) в смысле предсказания Тиру полного разгрома со стороны Навуходоносора. Настоящая речь и вызвана, может быть, имевшими место или же только возможными толками о неисполнении пророчества Иезекиилева на Тир. Пророк предсказывает Навуходоносору взамен неполной удачи в осаде Тира уже вполне удачный поход в Египет. Но рациональная критика и в этом случае придирается к Иезекиилю, утверждая, что Навуходоносор не предпринимал похода на Египет и что, следовательно, и это пророчество Иезекииля, как против Тира, не сбылось. О походе Навуходоносора на Египет говорят: 1) Бероз у И. Флавия (С. Арр. I, 19), что вавилоняне завладели Египтом, также как Сирией, Финикией и Аравией; 2) Мегасфен у Страбона (XV, 1, 6), у И. Флавия. (С. Арр. I, 20) и Абиден у Евсевия (Praep. evang. IX, 41) говорят о походах Навуходоносора до Ливии и Иверии и о том, что он достигал даже Геркулесовых столбов; 3) И. Флавий (в Antiqu. 10:9, 7) говорит, что Навуходоносор вторгся в Египет, убил фараона Офру, поставил на его место другого, и убежавших туда иудеев отправил в Вавилон. 4) Синкель (Chonogr. I, 453) говорит, что халдеи только из страха пред землетрясением покинули Египет. Сомнение в походе Навуходоносора внушается: 1) молчанием Геродота (II, 161 и д.) и Диодора (I, 68); 2) тем, что И. Флавий там, где он говорит о порабощениях Египта, не упоминает о порабощении его Навуходоносором; 3) что И. Флавий для рассказа своего о походе Навуходоносора в Antiqu.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1 Насколько эта проблема актуальна, показывает доклад G. P. Bognetti на X Междунар. конгрессе историков «I repporti etico-politici fra Oriente e Occidente dal sec. V al sec. VIII». Relaz. X Congr. Intern. Sc. Stor., vol. III, Storia del Medioevo, 65; даю по Byzantinische Zeitschrift, Bd. 48, 1935, H. 2, стр. 465. 2 Sancti Leonis Magni, Romani pontificis-opera, I-III, Venetiis, 1757. 3 De antiquis tum editis tum ineditis collectionibus et collectoribus canonum; Appendix ad S. Leonis opera, t. III. 4 Appendix ad S. Leonis opera. De antiquis collect. canonum, II, cap. 12, cmp. CLVIII и сл. 5 „Iste liber est monasterii Sanctae Crucis fonte Avellane Eughubin(e) dioc(esis)”, - Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 6 „Hunc librum acquisivit domn. Damianus St.”, — Ballerini, ук. соч., стр. CLIX. 7 Fridolin Dressler, Petrus Damianis Leben und Werk, Rom, 1954, 247 стр. (­ Studia Anselmiana, 34); M. H. Löwe, Petrus Damiani, Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, t. VI, 1955, стр. 65—79; P. Jean Gonsette, Pierre Damien et la culture profane, Louvain, 1956; J. Josph Ryan, Saint Peter Damiani and his canonical sources, Toronto, 1956, 213 стр. (­ Studies and Textes, Ν 2). 8 Сирлети был кардиналом во второй половине XVI в. 9 Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Anfange des Mittelalters, von Friedrich Maassen, 1 Band, Gratz, 1870, стр. 787—792. 10 „Über eine Sammlung Gregor " " s I von Schreiben und Verordnungen der Kaiser und Päpste”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Classe der Kaiser. Akademie der Wissenschaften zu Wien, Bd. LXXXV, 1877, стр. 227—239. 11 Sybel " " s Historische Zeitschrift, N. F., Bd. IV. 1885, стр. 154—161. 12 Göttinger Indices scholarum vom Sommer 1888 und Winter 1888 89, Bd. l. стр. 3—18. 13 „Beträge zur Chronologie der Briefe des Papstes Hormisda”, Sitzungsberichte der phil.-hist. Cl. der Akad. der Wiss. zu Wien, Bd. CXXXVI, Abh. XI, стр. 50—68 и 1892 г. Abh. XIX, стр. 1—54. 14 „Die Überlieferung der Sammlung in Sachen des Monophysitismus”, Nachrichten der Göttinger Gesellschaft der Wissenschaften, 1894, N 2, стр. 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3434...

Bijoux byzantins de Chio, etc.//Collection H. Stathatos: Les objects byzantins et post-byzantins. Limoges, 1957; Frolow A. La relique de la Vraie Croix: Recherches sur le développement d " un culte. P., 1961; idem. Les reliquaires de la Vraie Croix. P., 1965; Ross M. C. Metallwork, Ceramics, Glass, Glyptics, Painting. Wash., 1962. (Cat. of Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Coll.; Vol. 1); idem. Jewellery, Enamels and Art of the Migration Period. Wash., 1965. (Ibid; Vol. 2); Писарская Л. В. Памятники визант. искусства V-XV вв. в Гос. Оружейной Палате. Л.; М., 1964; Банк А. В. Визант. искусство в собр. Сов. Союза. Л.; М., 1966; она же. Прикладное искусство//История Византии. М., 1967. Т. 1. С. 467-480. Т. 2. С. 412-420. Т. 3. С. 289-302; она же. Прикладное искусство//Культура Византии: IV - 1-я пол. VII в. М., 1984. Т. 1. с. 596-613; Wessel K. Das Byzant. Emailkunst, vom 5. bis 13. Jh. Recklinghausen, 1967; Buschhausen H. Die spätrömischen Metallscrinia und frühchristl. Reliquiare. Vienna, 1971; Hayes J. W. Late Roman Pottery. L., 1972; Weitzmann K. Ivories and Steatites. Wash., 1972. (Cat. of Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Coll.; Vol. 3); Dodd Cruikshank E. Byzantine Silver Treasures. Bern, 1973; Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произведения визант. худож. ремесла в Вост. Европе X-XIII вв. М., 1975; Grabar A. Les Revêtements en or et en argent des icônes Byzantines du Moyen Âge. Venise, 1975; Piltz E. Trois sakkoi byzantins. Stockholm; Uppsala, 1976; Volbach W. F. Elfenbeinarbeiten der Spätantike und des frühen Mittelalters: Kat. vor- und frühgeschichtl. Altertümer. Mainz am Rein, 1976. Bd. 7; Искусство Византии в собр. СССР. М., 1977. Т. 1-3; Byzantinische Kostbarkeiten aus Museen, Kirchenschätzen und Bibliotheken der DDR: Ausstellung im Bode-Museum/Bearb. u. Red. A. Effenberger. B., 1977; Kent J. P. S. , Painter K. S. Wealth of the Roman World A. D. 300-700. L., 1977; Якобсон А. Л. Керамика и керамическое производство средневек.

http://pravenc.ru/text/387113.html

624 Например: Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Germaniae, Belgii, Angliae/Ed. С. van der Vorst, H. Delehaye. Bruxellis, apud Socios Bollandianos, 1913 (серия: Subsidia hagiographica 13); Henricus Fros. Bibliothecae hagiographicae antiquae et mediae aetatis Novum Supplementum. Brux., 1986 (Subsidia hagiographica 70); Halkin Fr. Bibliotheca hagiographica graeca. Brux., 1957 (Subsidia hagiographica 8a); idem. Auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1969 (Subsidia hagiographica 47); idem. Novum auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1984 (Subsidia hagiographica 65); idem. Manuscrits grecs de Paris; inventaire hagiographique. Bruxelles, 1968 (Subsidia hagiographica 44); idem. Hagiographica inedita decern/E codicibus emit Halkin R Brepols-Leuven, 1989; cm. также: Bibliotheca hagiographica latina antiquae et mediae aetatis/Ed. socii bollandiani. T. 1. A–I. Brux., 1898–1899; T. 2. K–Z. Brux., 1900–1901 (в конце второго тома Supplementum; Supplement editio altera auction Brux., 1911). Адрес болландистов в Интернете: www.kbr.be/socboll/index.html. 625 Из работ Фабрициуса интересны также: Bibliotheca Latina в 3–х т. (1697; изд. Эрнести: Lpz., 1773–1774); Bibliotheca Latina mediae et infimae aetatis в 6–ти т. (1734–1736; 2–е изд. Манси: 1754); Bibliotheca ecclesiastica (1718); Bibliographia antiquaria в 2–х т. (1713; 3–е изд. Шафхаузена: 1760). 626 Nouvelle vie des Saints, pour tous les jours de l’annee, composde sur les mdmoires les plus fideles & les plus veritables de chaque siecle/Par M. l’abbe de Commanville. T. 1. Rouen, 1701. 628 Les vies des Saints Peres des ddserts et de quelques Saintes, escrites par des Peres de l’Eglise et autres anciens auteurs ecctesiastiques Grecs et Latins/Trad, en ffan ois par M. Amauld d’Andilly. 2 vols. Paris, 1653; Vies de plusieurs Saints illustres de divers siecles/Choisies et trad, par Amaud d’Andilly. 2 vols. Paris, 1665. 629 Echte Akten der Martyrer des Morgenlandes. 2 Bde. Innsbruck, 1836. Цингерле издавал также труды отдельных свв. отцов и исследования касательно их жизни и творчества: Ausgew. Schriften des hi. Ephram. 6 Bde. Innsbruck, 1830–1837 изд.: 1845–1846. 3 Bde (переизд.: 1870–1876)]; Leben und Wirken des hi. Simon Stylites. Innsbruck, 1855; Des hi. Jacob von Saruga sechs Homilien. Bonn, 1867; Ephraemi Syri sermones duo. Brixen, 1868; Monumenta Syriaca. Innsbruck, 1869; Chrestomathia syriaca. Rom, 1871; Lexikon syriacum. Rom, 1873.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

E. De Ruggiero. Roma, 1886 ff.; BuchelerF. Carmina Latina epigraphica. Lipsiae, 1895–1897; Inscriptiones Regni Neapolitani latinae/Ed. Th. Mommsen. Lipsiae, 1852; Silvagni A., FerruaA. e.a. Inscriptiones Christianae Urbis Romae, nova series. Romae – In civitate Vaticana, 1922–1985. 1760 Wilmanns G. Exempla inscriptionum latinarum in usum praecipue academicum. 2 Bde. Berlin, 1873. 1761 Aufrecht S.Th., Kirchhoff A. Die umbrischen Sprachdenkmaler: Ein Versuch zur Deutung derselben. 2 Bde. Berlin, 1849–1851. 1763 Fabretti A. Corpus inscriptionum Italicarum antiquioris aevi ordine geographic digestum. Turin, 1867 (supplementi: 1872–1878). 1764 Цветаев И.В. Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием. Киев, 1877 – с приложением атласа Sylloge inscriptionum Oscarum. Petersburg, 1878 (докторская диссертация); idem. Inscriptiones Italiae mediae dialecticae... Vol. Lipsiae, 1884–1885; idem. Inscriptiones Italiae inferioris dialecticae. Mosquae, 1886. 1765 Corpus inscriptionum etruscarum Academiae litterarum regiae borussicae et Societatis litterarum regiae saxonicae munificentia adiutus in societatem operis adsumpto Olavo Augusto Danielsson edidit Carolus Pauli. Lipsiae, 1893–1936. 1766 Inscriptiones Christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores: nova series/Colligere coepit Johannes Baptista de Rossi; complevit ediditque Angelus Silvagni, A. Ferrua, D. Mazzoleni, C. Carletti. Vol. 1–8, 10. Roma, 1922–1992 ( ICUR) [v. 1. Inscriptiones incertae originis; v. 2. Coemeteria in viis Cornelia, Aurelia, Portuensi, et Ostiensi; v. 3. Coemeteria in Via Ardeatina. Tabulae 1–21; v. 4. Coemeteria inter vias Appiam et Ardeatinam. Tabulae 1–31; v. 5. Coemeteria reliqua viae Appiae. Tabulae 1–39; v. 6. Coemeteria in viis Latina, Labicana, et Praenestina; v. 7. Coemeteria viae Tiburtinae; v. 8. Coemeteria viarum Nomentanae et Salariae. Nova series; v. 10. Coemeteria viae Salariae veteris et viae Flaminiae]; cm. также: Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores/Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

59 Если Иосиф и передает некоторые эпизоды из жизни отдельных членов ессейской секты, относящиеся к давним временам – напр., об ессее Иуде, современнике царя Аристовула (†104 г. до P. X.; см. Antiquit. jud. XIII, 11. 2. Ср. Bell. jud. I, 3. 5), то эти сведения легко могли быть заимствованы им из устного народного предания. 60 В Antiquit. jud. – позднейшем сочинении Иосифа Флавия–мы, действительно, находим некоторые новые черты, недостающие в пространном описании ессеев, помещенном в Bell. jud. II, 8. 2–14; это именно: 1) точное опре­деление числа ессеев – 4000; 2) указание на земледелие, как на преимуще­ственное занятие ессеев; 3) отвержение ими рабства и 4) отвержение храмовых жертв. 61 Так как кое-что в ессенизме он мог, конечно, понять неправиль­но н ложно; о другом он мог высказать только свои догадки, не будучи в со­стоянии узнать истинных воззрений ессеев; наконец, иное он и намеренно мог представить в ложном свете – в целях апологетических. 62 „Περ το πντα σπουδαον εναι λεθερον“ ; в латинском переводе, в котором обыкновенно цитуется это сочинение – „Quod omms probus liber“. Philonis opera omnia. Edit. in Francofurti; pag. 876–879. Edit. Mangey; t. II; pag. 457–459. 63 „ ’Απολογα περ ουδαων“ . Отрывки этой Апологии, содержащие нзвестия об ессеях, сохранены у церковного историка Евсевия. См. Patrologiae Graecae cursus completus. Edit. Migne. t. XXI; pag. 641–644, a также е и отдельное издание – Praeparatio Evangelica graece et latine. Edit. Fr. Vegerus. Coloniae 1688. Lib. , cap. 11 . ( Philonis opera omnia. Edit. Mangey; t. II; pag. 632–634). 64 Из таковых можно указать на Франкеля, Гретца, Тидемана, Кюэнена, Оле и др. См. Lucius. „Der Essenismus“ , стр. 13, а также – Jahrbücher für protest. Theologie. 1887. Heft 2. 65 Le classement des oeuvres de Philon, Massebieau; Paris. 1889. Авторитетность этого ученого, посвятившего много лет на беспристрастное изучение сочинений Филона, в данном случае засвидетельствована одним из серьезнейших современных западных ученых – Ширером, давшим о нем (в Theolog. Literaturzeitung. 1891 г. 4) такой отзыв: „ Massebieau является учителем в этой области, исследовавши сочинения Филона с такой тщательностью и вниманием, как никто до сих пор. Его суждения столь прекрасны, что невольно заставляют согласиться с ними “ . В дополнение к этому можно указать еще на Вендлянда, который в статье, специально посвященной разбору сочинения „Quod omnis probus liber“, опровергая возраже­ния противников, доказывает, что в означенном сочинении нет ничего та­кого, что мешало бы признать автором его не только иудея вообще, но даже самого Филона. См. Archiv für Geschichte der Philosophie. 1888. Heft 4, s. 509. Ср. также заметку того же Вендлянда в Jahrbücher für protest. Theologie. 1888. Heft 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды ученики Иисуса Христа обратили внимание своего Учителя на необыкновенную величину камней в стене храма: «Учитель, посмотри, какие камни!» ( Мк.13:1 ). Так как это указание на камни сделано при выходе Иисуса Христа из храма на Елеонскую гору, то здесь имеются в виду камни восточной стены мола. По свидетельству кн. 3 Царств, камни, употребленные Соломоном на постройку, имели около 8 и 10 локтей длины (12–15 футов). Это свидетельство подтверждается измерениями камней, доселе сохранившихся в стенах мола. Наибольший из измеренных доселе камней мола имеет без малого 14 еврейских локтей длины и около 2 локтей высоты, так что вся масса этого камня равняется почти 60 кубич. локтям. Самый высокий камень в стене мола имеет 3½ еврейских локтя высоты, но его длина только 7 локтей; следовательно, он содержит 50 кубических локтей. Но Иосиф Флавий, привыкший все возвышать в степени для усиления впечатления на своих римских читателей, доводит камни ветхозаветного храма до невозможных размеров, 45 локтей длины, 6 локтей ширины и 5 локтей высоты («Bellum Judaicum», V, 5:6). В другом сочинении Иосиф так определяет величину камней храма: 25 локтей длины, 20 локтей ширины и 8 локтей высоты («Antiquitates Iudaicæ», XV, 11:3). Так как один кубический центиметр местного камня весит три грамма, то один камень Иосифа давал бы массу в 27,000 килограммов. При такой величине камней, вся длина мола (по Иосифу: стадия) слагалась бы всего из девяти или десяти камней, а вся высота мола, если она была даже 100 локтей, слагалась бы всего только из 12 рядов таких камней. Но подобные камни в десять раз превышают меру действительных камней, доселе сохранившихся и измеренных. Подобных камней нет нигде, за исключением одного Баальбека и одной притолоки в Карнаке 193 . Во всяком случае, камни храмового мола, хотя и не достигавшие указываемых Иосифом размеров, были весьма велики и их добывание было связано с огромными трудностями. В 1Макк.10:11 («Antiquitates Iudaicæ», XIII, 2:1) эти большие камни называются λθοι τετραγνοι.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

71 Обо всем этом см. Rev. Thomas B. Strong, Art. «Ethies " в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings: I, (Edinburgh 1898), p. 785, not 1. 73 Christian Rogge, Die Auschanungen des Apostels Paulus vou dem religiös-sittlichen Charakter des Heidentums auf Grand der vier Hauptbriefe, S. 33ff. 74 D. Paul Wurm Religionsgeschichtliche Parallelen zum Alten Testament в «Beiträge zur Fünderung christlicher Theologie» III, 3 (Gütersloh 1899), S. 13ff. 75 Christian Rogge, Die Auschanungen des Apostels Paulus vou dem religiös-sittlichen Charakter des Heidentums auf Grand der vier Hauptbriefe, S.34. 76 Paul Wurm Religionsgeschichtliche Parallelen zum Alten Testament в «Beiträge zur Fünderung christlicher Theologie» III, (1899), 3, S.10. 81 † F. Godet, Introduction au N.T.– particuliére I: Les épitres de Saint Paul (Neuchâtel 1893), p. 144. 83 Paul Wurm в «Beiträge zur Fünderung christlicher Theologie» III (1899), 3, S 10. Ср. и A. Dufieux, Le sentiment religieux dans l " antiquité: le christianesme avant le Christ (Paris 1904), p. 384: «le paganisme, ce grand crime de l " antiquité, nest qu un oubli, l " oubli de la condition première de l " humanité» 84 Christian Rogge, Die Auschanungen des Apostels Paulus vou dem religiös-sittlichen Charakter des Heidentums auf Grand der vier Hauptbriefe, S.2. 87 Так Prof. J. Welhausen, Geshichte Israels I (Berlin 1878), S. 442. (по 5-му изданию под заглавием Prolegomena zur Geschichte Israels, S. 430. 93 Ed. Grafe в Theologische Abhadlungen C. v. Weizsäcker gevidmet, S. 286. Ср. и Arthur Titius, Die neutestamentliche Lehre von der Seligkeit II, S. 29, 2 95 Ср. и Edm. Pfeiderer: Die philosophie des Heraklit von Ephesus im Lichte der Mysterienidee, S. 314.Heraklitische Spuren auf theologischem. Insbesondere artchristlichen Boden inner – und ausserhalbder kanonischen Literatur в «Jahrbücher für protestantische Theologie» XIII (1887), 2, S. 207. 97 См. и Edm Phleiderer: Die Philosophie des Heraklit von Ephesus S. 317, и в «Jahrbücher für protestantishe Theologie» XIII (1887), 2, S. 207–209 с указанием первоисточника о Гераклите.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010