991 . . . . . . Франкель. Z eitschrift für die relig . Interess. des Judenth. 1846. Vol. III, s. 441–461. 997 Которые легко находят свое объяснение в том, что те и другие вышли из общей религиозно-национальной жизни, и что тех и других оду­шевляло одно и то же ревностное стремление к благочестию, понимаемому ими в смысле строгого и точного исполнения всех предписаний закона. 998 Относящееся сюда место талмуда, на которое ссылается Деренбург, содержит в себе следующие положения: «различаются у людей, говорится там, четыре характера (относительно понятий о праве собственности; кто го­ворит: мое мое и твое твое, это характер обыкновенный, иные полагают это характер содомитян. Мое есть твое, а твое мое мнение бессмыслен­ной толпы [- ]; мое твое и твое твое, говорит благочестивый [ ]; мое мое и твое мое, говорит нечестивый [ ]». Pirke Aboth. гл. V, 10. См. русс. перев. Левина. С. Петербург. 1868 г. стр. 94. 999 Напротив, положение: „мое есть твое и твое мое“ приписывается бессмысленной толпе. [См. предыдущ. прим.]. 1001 Напр. Jebamoth, IV, 6; Kethuboth, V. 6–7; Gittin, IV, 5 и др. Ср. Ширер. Gesch. d. judischen Volkes. Bd. II. s. 486. 1005 Jebamath, 63, a: [Деренбург. Op. cit. р. 173, примеч.]. Ср. Pirke Aboth, V, 21, где высказывается требо­вание, чтобы каждый иудей, достигший 18 лет, взял себе жену, а также см. Pesachim, 113, ав, где наглядно иллюстрируется воззрение ортодоксальных иудеев относительно рассматриваемого предмета. 1008 Иост. Gesch. des Judenthums und seiner Secten. Bd. I, s. 197–198. Кейм. Gesch. Jesu von Nazara. Bd. I, s. 251 и др. 1012 Мы не берем здесь во внимание других отличий, относящихся к области практических частностей [См. Герцфельд. Gesch. des Volkes Isr. Bd. II, s. 392, § 6], a также и тех довольно существенных черт, присутствие которых в ессенизме, ввиду разногласия ученых, не может быть положительно удостоверено; так, напр., большинство исследователей [и по на­шему мнению, вполне справедливо] утверждают, что ессеи не верили в во­скресение тел, между тем как этот догмат составлял главнейший пункт учения фарисеев; некоторые хотят также приписывать ессеям магические лечения посредством разного рода заклинаний, но последние считались для фа­рисеев столь запрещенными, что раввин Акиба [Sanhedrin, 90, b: или XI, 1] занимающимся таковыми отказывает в вечной жизни. [Herzfeld. Op. cit. Bd. II, s. 393]. Если верить Иосифу, то также и в учении о судьбе ессеи значительно разнились от фарисеев [Antiqu. jud. XIII, 5. 9].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно ли подобное словоупотребление или нет, – это нас не касается. Важно, что это факт, с которым мы должны примириться. Поправки здесь не менее неудобны и неуместны, чем и по отношению к другим произведениям древней и древнехристианской письменности, где по связи понятий мы стараемся угадать мысль автора, не ломая посвоему его языка. И в нашем примере недоразумения не могли быть у читателей, поскольку слишком ясно, что говорится о времени заклания пасхального агнца. И само выражение синоптиков не так уже необычайно по своей невероятности. Мы видели, что в фрагментах «Петрова Евангелия» погребение Господа приурочивается к πρ μις τν ζμων, а оно случилось (ст.22 у Гарнака на стр. 10) около девятого или, по нашему счислению, третьего пополудни (ср. ст.15: ν δ μεσημβρα). Писатель, следовательно, считает с этого времени начало дней опресночных. Во всяком случае верно, что α μεραι τν ζμων и ορτ (του πσχα) у него взаимно заменяют одно другое, как равнозначные (ст.58 на стр. 12). И в неканонических отрывках встречается, что через ποιε ν τν ορτν – τ πσχα отмечается весь день, в который приносилась пасхальная жертва 60 . Едва ли все эти явления случайны. Мы скорее вынуждаемся предположить, что нам сохранен здесь отголосок подлинного словоупотребления, весьма распространённого и оправдывавшегося действительною практикой. И свидетель сему современник Евангелистов, иудейский историк Иосиф Флавий, – такой знаток и авторитет в делах закона с юных лет 61 . В своих «Древностях» (II, 15:1) он сообщает 62 : «и мы в течение восьми дней совершаем так называемый праздник опресноков» (ορτν γομεν φ’ μρας κτω τν τν ζμων λεγομνην). Хвольсон старается ослабить силу этого катерического показания разными способами, но не вполне успешно. По его догадке, пиша в Риме, автор говорит о внепалестинском периоде празднования с 15го по 22ое нисана 63 . Откуда это следует и чем подкрепляется? И как опровергнуть справедливое суждение Шюрера 64 , что Иосиф упоминает существующий в его время обычай? И сама речь несомненно убеждает, что передаётся об usus, а не abusus, – о правиле, а не об исключении. Положительно достоверно, что историк ведёт счёт с 14го нисана. По его 65 ясным словам, (De bello judaico II, 1:3), праздником опресноков у иудеев называется пасха (κα δ τς τν ζμων νστσης ορτς , φσχα παρ τος ουδαοιςκαλεται); в другом же месте 66 он замечает (Antiqu. jud. III, 10:5), что именно 14го нисана каждогодно приносится жертва, именуемая пасхой (τ δε μην... Νισ ν... τεσσαρεσκαιδκοτ … τνθυσαν, πσχα λεγομνην, δι’ τους χστου θειν νμισε). В IX, 13:3 Флавий пишет ещё прямее: νστσης δ τς τν ζμων ορτς θσαντες τν λεγομνην φσχα τς λλας τ λοιπν θυσαςπετλουν π μρας πτ 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В этом году, как и в субботнем, страна оставалась в покое, необработанною, и все, что в ней произрастало самородно, составляло всеобщую собственность ( Лев. 25:8–12, 20–21 ). Но существенное отличие юбилейного года от субботнего заключалось в том, что в юбилейные годы каждый израильтянин, почему-либо лишившийся своего земельного участка, на который он имел право по происхождению из известного колена, рода, племени и семейства, вновь получал право возвратиться во владение своим родным участком ( Лев. 25:10 ) 531 . По свидетельству Иосифа Флавия, в юбилейный год прощались также должники (Antiqu. jud. Ill, 12, 3), но это свидетельство не находит себе подтверждения ни в Св. Писании, ни в раввинском предании 532 . Отдел III. Ритуальное очищение. Глава VII. Смысл и виды ритуального очищения и очистительные действия § 140. Смысл ритуального очищения и поводы к нему Потребность в ритуальном очищении для ветхозаветных людей создавалась сознанием ими своего греховного состояния, действия как в них самих, так и в окружающем мире последствий первородного греха. Вследствие греховного состояния и действия первородного греха возникли явления смерти, смертельные болезни, болезни деторождения, волнения похоти и наконец случаи вредного влияния на человека со стороны некоторых тварей ( Быт. 3:14–19 ). Все эти явления, чуждые домостроительству Божию и возникшие вследствие грехопадения людей, привносили как в человеческую, так и в мировую жизнь вообще расстройство и нечистоту, и требовали исправления. А посему законодатель, стремившийся направить жизнь еврейского народа по началам, указанным Творцом, дал ряд постановлений, посредством которых ограждалась жизнь общества израилева от губительного действия греховной скверны и заразы (см. выше § 78). Но не удовольствовавшись одними этими постановлениями, имевшими значение чисто внешних санитарных мероприятий, законодатель в то же время стремился указать на коренную причину внешней скверны и нечистоты, на действие первородного греха, и на внутреннюю необходимость устранения оной, а посему дал ряд постановлений ритуального характера, целью которых служило указать на необходимость внутренней борьбы со грехами и на потребность сверхъестественных средств для возрождения и очищения человека, другими словами на потребность очистительный жертвы Сына Божия, имевшего сокрушить главу виновника грехопадения ( Быт. 3:15 ) и греховной скверны, т. е. диавола ( Евр. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

См. напр. Ширер. Lehrb. d. neut. Zeitgesch. s. 75; Ruemschi. Herzog’s Real-Encyklop. Bd. IX, s. 324; Люциус. Der Essenismus. s. 80; преосв. Филарет. Начертание церковно-библ. истории, стр. 329. Другие (Герцфельд. Gesch. d. Volkes Israël. Bd. I, s. 203; ср. 218; Гитциг. Geschichte des Volk. Isr. s. 370; Деренбург. Histoire de la Palestîne, p. 49) не соглашаются с этим, высказывая предположение, что в вышеозначенном месте должно читать не Benjamin, а Minjamin (так назывался родоначальник одной из священниче­ских фамилий; ср. 1Пар. 24:9 ; 1Ездр. 10:25 ; Неем. 10:7; 12:5, 17, 41 ), что, впрочем, едва ли вероятно, так как употребленное в 2Мак. 3:4 . слово φυλ служит обычным обозначением 12-ти колен израильских, а не священнических родов. Иосиф, вообще допускающий много историче­ских погрешностей при рассказе о рассматриваемой эпохе, называет выше­означенного Менелая Онию братом первосвященников Онии III-ro и Иасона, (Antiqu. jud. XII, 5. 1), но это очевидная ошибка: невероятно, во-первых, что­бы первосвященник Симон двух своих сыновей назвал одним и тем же именем, а во-вторых, в 2Мак. 4:23 находится ясное свидетельство о том, что Менелай был брат Симона [а равно и Лизимаха, 2Мак. 4:29 ], о котором известно, что он вовсе не принадлежал к первосвящен­нической фамилии ( 2Мак. 3:4 ). 1281 По дороге в Александрию Антиоха встретили послы от римского сената и приказали ему, под угрозой войны с Римом, возвратиться обратно. 1291 Что борьба Маккавеев имела именно такой двойственный характер, об этом ясно свидетельствует весь ход происшествий, а также и то, что только полным истреблением эллинистов закончилась война. 1293 1Мак. 2:42; 7:13 ; 2Мак. 14:6 . В первом месте в нашей русской Библии читается: „множество иудеев», но по общепринятому мнению исследователей, опирающемуся на чтение древних греческих спи­сков и параллельные места, здесь нужно читать: „общество асидеев». (С " р. Кейль. Commentar über die Bücher der Makkabäer (Leipzig. 1875), s. 63. Кроме означенных мест указание на асидеев можно видеть также в 1Мак. 3:13 , где говорится об „κκλησα πιστν».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Терапевты представляли из себя не менее ессеев загадочное об­щество иудейских отшельников, живших в Египте; единственное описание этой секты оставлено нам Филоном в сочинении: De vita contemplativa (Περ βου ϑεωρετικοο); Edit. Francofurti, 889 и след. 326 Время возникновения ессейского ордена Люттербек относит к пер­вой половине II-ro дохристианского века, ссылаясь на первое упоминание Иосифа (Antiqu. jud. XIII, 5. 9) об ессеях при Ионафане, т. е. около 150 г. до P. X. Die Neutestam. Lehrbegriffe von Lutterbeck. Mainz. 1852. В. 1, s. 276. 331 Совершенно произвольно, так как он не приводит никаких доказательств в подтверждение этого тождества, ограничиваясь только следующим голословным и, как увидим ниже, совершенно несогласным с истиной замечанием: „все то, что Филон говорит об египетских терапев­тах самым точным образом (?) согласуется с тем, что Иосиф рассказывает о палестинских ессеях». Ор. cît. Bd. I, s. 275. 332 Люттербек хотя и ставит последний из приведенных вопросов, приступая к изложению своей гипотезы, [Op. cit. s. 276], но он так и оста­ется открытым вопросом, не получающим никакого решения. 333 В виду сказанного мы считаем совершенно излишним в дальней­шем изложении своем останавливаться на разборе этих последних аналогий. 337 Безбрачие у новопифагорейцев являлось только необыкновенным подвигом отдельных лиц. (См. Целлер. Die Philosophie der Griechen. Bd. III, Abth. II, s. 330). Биограф Аполлония Тианского (Philostratus. I, 15. См. у Целлера, ibid. s. 157), прославляя его девство, видит в этом подвиге нечто особенно выдающееся. 346 Ибервег. Grundriss der Geschichte der Philosophie des Alterthums. Berlin. 1871. Bd. I, s. 245. Кстати заметить, что в недавнее время в одном из немецких философ. журн. [Archiv fur Geschichte der Philosophie, 1888. s. 28] помещена была статья Таннера под заглавием: „Sur le secret dans l école de Pythagore», представляющая историко-филологическое исследование оснований для предания [основанного на позднейших греческих источниках о древнем пифагорейсгве] о том, что древние пифагорейцы сохранили в тайне, доступной немногим посвященным, не что иное, как некоторые математические теоремы, открытые Пифагором. Если этот вывод хотя сколько-нибудь верен, то о сход­стве пифагорейцев в данном отношении с ессеями не может быть и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из разных способов представления относительно расположения покровов скинии наиболее близким к буквальному смыслу библейского текста является первый, т. е. традиционный, имеющий для себя опору в представлении Иосифа Флавия. Согласно ему, скиния снаружи имела вид хижины, с плоской крышей, стены которой блестели золотом, а внутри представляла комнату, потолок которой составлял распростертый мишкан, с находящимися над ним другими покровами, стены – украшены спускавшимися полотнищами мишкана, которые на западной стороне доходили донизу, а на северной и южной сторонах не доходили на 1 л., и которые предохранялись от атмосферических осадков и пыли висевшим над ними и примыкавшим к ним покровом огел. § 97 Деление скинии и находившиеся в ней предметы Скиния делилась на 2 части: восточную и западную (ср. § 91). Восточная часть, находившаяся между входом и четырьмя столбами, разделявшими внутреннее пространство скинии, называлась «святое» или «святилище» (кодеш), а западная часть, находившаяся между названными столбами и западной стеной, «святое святых» (кодеш кодашим). Вход во святое, или святилище, закрывался особой завесой (масак), висевшей при входе в скинию, на пяти столбах, (ср. § 96). Эта завеса была сделана из крученого виссона, голубого, пурпурового и червленого цвета, прикреплялась к вершине столбов посредством золотых крючьев ( Исх. 26:36–37; 36:37–38 ), и, по свидетельству Иосифа Флавия, во время богослужения поднималась на половину своей высоты (Antiqu. jud. III, 6, 4). Вход во святое святых закрывался завесой (парокет), висевшей на четырех столбах, разделявших внутреннее пространство деревянного остова скинии. Эта завеса была приготовлена из того же материала и таким же способом, что и покров мишкан (ср. § 92), и прикреплялась к столбам посредством золотых крючьев ( Исх. 26:31–32; 36:35–36 ). Священные предметы скинии составляли: а) во святом святых: кивот завета, с находившимся на нем очистилищем и изображением херувимов и лежавшими в нем скрижалями завета; б) во святилище: стол с хлебами предложения, светильник и алтарь кадильный. Св. апостол Павел помещает во святом святых также золотую кадильницу ( Евр. 9:4 ), но это он делает потому, что изображает нахождение предметов скинии в день очищения, когда золотая кадильница первосвященником вносилась во святое святых ( Лев. 16:12 ); в обычное же время она находилась на алтаре кадильном во святилище ( Исх. 40:26–27 ). Вне деревянного остова скинии находились жертвенник всесожжения и умывальница. § 98 Ковчег завета и скрижали

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

92 Не имеет решительно никаких оправданий та возможность (допускаемая блаж. Иеронимом XVII, стр. 30), что по обращении Павел направился в Иерусалим и уже потом в Аравию или Дамаск, где пробыл три года. 93 По Иосифу Флавию (Antiqu. VII, 6:7; De bello jud II, 20: 2), в Дамаске было гораздо больше 18 тысяч человек еврейского населения, ибо это количество указывается иудейским историком только для избитых Дамаскинцами иудеев при Нероне. 94 Посему мы не можем согласиться и с распределением Reginald L. Collins " а в «The ExpositoryTimes» XV, 8 (May 1904), p. 982–983, что лишь после всех упомянутых Дееписателем Дамасских событий нужно полагать Аравийское удаление, начало коего отмечается в 2Kop. XV, 33 . Все это противоречит и категорическому ευθως Гaл. I, 16 . 96 Посему нельзя согласиться, что Апостол пошел в Аравию для проповеди, «предлагая благовествование не сподобившимся еще боговедения» (блаж. Феодорит, Творения VII, стр 380; см. и блаж. Иероним, Творения XVII, стр. 28–29), а еще менее можно считать «совершенно произвольною догадку» о внутренних мотивах и духовных плодах Аравийского уединения св. Павла, как делает еп. Феофан (стр. 2104–105), подозревающий тут непременно рационализм. 97 См., напр., „Neue Kirchliche Zeitschrift» 1902, VIII, S. 608. Le P. M.-J. Lagrange, допускающий интересы проповедничества (p. 16–17). И св. Иустин (в Dial. с. Tryph. 78 s. fin.), говорит иудеям: «никто из вас не станет отрицать, что Дамаск был и есть принадлежность Аравийской земли, хотя ныне (вероятно, по Адриановскому распределению) причисляется к Сиро-Финикии». Сходно Тертуллиан : Adv. Jud. 6 и Adv.Marc. III, 13. 98 Нашими соображениями достаточно объясняется, почему избрана была Савлом именно Аравия, а потому нет даже и нужды в произвольной (Prof. С. Clemen, Palus I, S. 44) догадке D. S. А. Fries’a (Was meint Paulus mit ραβα Gal. I, 17 ? в «Zeitschrift fur die neuetestamentiiehe Wissenschaft» II (1901), 2, S. 150–151), будто воригинале первоначально читалось ραβα, под которым (суля по варианту Jos.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   1) Die göttliche Sendung Jesu aus seinen Weissagungen erwiesen. von Dr. Sandermann, in Frints theol. Zeitschrift, 1821, IX Jahr. 11, В. I. H; 2) Jesus, der göttliche Prophet..., von Stäudlin, Göttingen. 1824.    Antiqu. XX, cap. 2; de bello Judaico II, cap. 23.    См. у Ориген. contra Celsum lib. I, n. 17.    Flavii Antiqu. XX, cap. 5 et 8.    Tacit. Hist. I, c. 2; Plin. Hist. Nat. II, c. 84 seu 86.    Antiqu. XX, cap. 3.     Joseph. Flav. De bello Judaico VI, c. 46.     Tacit. Hist. I, c. 2; Plin. Hist. Nat. II, c. 84 seu 86.     Joseph. Flav. De bello Judaico VI, cap. 31; Tacit. Hist. V, cap. 13.    De bello Jud. V, cap. 13.    De bello Jud. lib. VII.    Hist, Eccles. III, cap. 5.     Flav. De bello Jud. V, cap. 12.    Lib. V, cap. 27     Flav. De bello Jud. Lib. VI, et VII.    Lib. VII, cap. 1.    Lib. VI, cap. 45; V, cap. 27.    Lib. VI, cap. 45; VII, cap. 2.    Златоуст, против Иудеев о том, что И. Христос есть Бог, п. 16; Исидор. Пелус. кн. IV, письм. 74 и др.    1) История воскресения Христова, Хр. Чт. 1833, 11, стр. 19; 2) Доказательство, признаки и следствия воскресения И. Христа, там же стр. 42; 3) Les témoins de la résurrection de J.-C., examinés et jugés selon les règles du barreau, par Scherlock, trad, de l’anglais. Hag. 1732; 4) Humfredi Ditton — Veritas religionis Christianae ex resurrectione Jesu Christi, demonstrativa methodo comprobata per Georg. Franck. Presburg. 1811; 5) Observations de Gilbert West sur l’histoire et sur les preuves de la résurrection de Jésus-Cbrist, trad, par 1’аввé Guenée, Paris, 1757.     Иустин. Разговор с Трифоном п. 108.    «Если бы Апостолы хотели украсть, говорит св. Златоуст, то не нагое бы украли тело,— не потому только, чтобы тем не нанести бесчестия, но и потому, чтобы, раздевая его, не разбудить тех, которые могли встать и схватить их. А снять одежду с тела было трудно, и требовалось на это много времени, потому что смирна прилипла к телу и одежде, как клейкое вещество». Беседа на Евангелие Матвея ХС.    См. Хр. Чт. 1835, 11, стр. 297—312: Мысли учителей Церкви о первых Богомудрых проводниках Евангельского слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Paris, 1843, и 2) Villiam Paley – в немецком переводе под заглавием: Übersicht und Prüfung die Beweise und Zeugnisse für das Christentum, mit Caner Vorrede von Nässelt, Leipzig. 1792, th. II, cap. 6. 433 Antiqu. lib. XVIII, cap. II, sect. 2, cap. V, sect. 3. Также De bello Judaico lib. II, cap. 20. 434 Antiqu. lib. XVII, cap. 8, sect. I, et cap. 13, sect. I; lib. XVIII, cap. 5, sect. 6, et cap. 6, sect. 1 et 4. 436 Productique onmes, virgisque caesi ac securi percussi... Tit. Liv. lib. XI, cap. 15; Joseph, de bello Jud. pag. 1247, edit. Huds. 439 Eo pius, ut etiam vetus veterrimumque supplicium patibulum, et cruribus suffringendis, primus removerit. Aur. Vict. Ces. cap. 42. 444 ’ θος ν τo ς Γαλιλιοις ν τ ις ωρτας ις τ ν ερν πλιν παραγενομνοις δυειν δι τς Σαμαρων χρας, κα καθ’ δν υτδις κμης τς Ναιλεγομνης. Antiqu. lib. XX, cap. 6. 448 В этом, как известно, укоряют даже Квинта Курция и Тита Ливия. Тит, например, забывши различие времён и обстоятельств, смешивает древнюю географию с новой, и говорит о Синуессе, Пренесте и Арпии, называя их новыми именами, употреблявшимися в его время, тогда как следовало бы называть их Синопом, Аргосом-Гиппиумом и Стефанией. Таким же точно образом открыт обман Филострата, описавшего жизнь пресловутого Аполлония Тианского. Это жизнеописание, уверяет Филострат, составил он по памятным запискам Дамиса, неотлучного спутника Аполлония во время его путешествий, между тем на каждом почти шагу в своём повествовании противоречит тогдашнему состоянию мест, где Аполлоний и Дамис путешествовали. Так, он приводит своего героя в Вавилон, и описывает этот город великим и цветущим, между тем как в эту пору Вавилон представлял собой только обширную развалину и пустыню, изображает также Спарту городом вольным в то время, как она находилась под игом Римлян (Vit. Apollon. Thyan. per Philostrat. Lemm. Sen. lib. I, c. 18 et lib. IV, c. 2). 450 См. особенно вышеуказанное свидетельство об этом св. Иринея – Contra haeres. lib. III, с. XI, n.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

v. Em. Schbrer, s. 418. Иосиф Флавий так говорит об этом первосвященнике Анне: «об этом старейшем Анне говорят, что он был счастливейший из людей, потому что имел у себя пятерых сыновей, из которых каждому досталось служить Богу в чине первосвященника, кроме того, что сам он долгое время носил этот сан. Такого счастия не удостоился ни один из первосвященников, бывших прежде него». Antiqu. XX, 9, 1. 183 – так называется это судебное учреждение в Мишне, – Middoth c. V. n. 3 (Surenh. pars V, pag. 378); иногда просто – дом великого суда или – великий синедрион. Sanhedr. XI, 2, 4. Horaioth. I, 5. (Surenh. pars IV, pag. 494). 187 См. Lehrbuch d. Neutest. Zeitg. v. Schürer, s. 408. Handwörterbuch d. bibl. Altert. v. Aug. Riehm. B. II, 1884, s. 1595. Real-Encyklop. v. Herzog und Plitt. B. XV, 1885, s. 101. 189 Sanhedr. с. I, n. 6: Synedrium magnum septuaginta et unum judices habuit: minus tres et viginti. Unde constat LXXI fuisse istius synedrii judices? Ex eo, quod dicitur: Num. XI, 16 . Congrega mihi septuaginta viros ex senioribus Israelis. His Moses junctus erat. En tibi LXXI. (Surenh. pars IV. pag. 214) Сравн. c. I, n. 5 (ibid., p. 213) Schebuiot c. II, n. 2 (ibid., pag. 296); Echa Rabbati 59, 2. 191 Bell. jud. II, 20, 5. Сравн. Neutest. Zeitgesch. v. Hausratb. Th. I, s. 69. Characterbilder aus d. heil. Schrift V. Grube. Th. I. Leipzig. 1853, s. 405–406. Bibl. Realwurterbuch v. Winer. 1848. B. II, s. 551. Real-Encyklop. V. Herzog und Plitt. B. XV s. 102. Bibel-lexicon v. Schenkel, B. V, s. 447. Handwurt. d. bibl. Altert. v. Riehm. B. II, s. 1596. 193 В Iadaim III, 5 число 72 названо определенно: dixit R. Simeon filius Azai, ego accepi ex ore septuaginta et duorum seniorum, eo die, quo R. Eleazarem filium Azariae in seuatum cooptarunt, quod canticum canticorum et Ecclesiastes pollu- ant manus (Surenh. pars VI, pag. 487). Сравн. c. IV, n. 2 (ibid., pag. 488). См. также Handbuch d. bibl. Alterth. v. lli- oli, B. I, s. 36. Archaeologia biblica a Joh. Jahn. § 244, pag. 343 или на немецком языке его же Biblische Archäologie Th.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010