S. Basnagius. Annales politlco-ecclesiastici. Cit. ed. T, III, XV, 61 p.). Обычно Диодор обвиняется в несторианизме ссылкой на авторитет св. Кирилла Александрийского и, затем, параллелями, приводимыми преимущественно из творений Феодора Мопсуэстийского. [См. например, труды по истории догматов, как старинного Petavius (Theologica dogmata. V t. Paris. MDCCCLXVI. Lib. 5, col. 7 p. 191), так современного Harnack (Dogmengeschichte II, 339 S.), Seeberg (Lehrbuch der Dogmengeschichte Cit. ed. S. 173 ff.), Loofs. (Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Cit. ed S. 281), по истории несторианства – Garnier Dissertatio de haeresi et libris Nestorii PL XLVIII, col. 1145, Doucin. – Histoire du Nestorianisme. Paris, 1712. P. 31. Assemani. – Bibliotheca Orientalis III. 2, 190, 224, Jugie. Nestorius et la controverse nestorienne. Paris, 1912. 21, 139, 145, 201 pp. Walch. Entwurf einer vollständigen Historie der Ketzereien, Spaltungen und Religion Streitigkeiten. V. Th. Leipzig. 1770. SS. 892–95 и др.]. Но такое обоснование, как увидим ниже, не решает ещё вопроса о несторианизме Диодора. Более сдержаннее и объективнее к связи Диодора с несторианством относятся такие церковно-исторические и патрологические труды, как Fabricius – Bibliotheca Graeca. Ed. Harles. Tom. IX, 277 p., Allatius (отчасти) Diatriba de Theodoris – Mai Ang. Biblioth. nov. Patr. VI, 137, Ceillier de Remy – cit. op. VII t., 193 p., Tillemont. Memoires VIII, 235. Basnagius S. Cit. Annales politico-ecclesiastici. Т. III, XV, 61, a также написанные под их влиянием: Venables – DChB I, 836 Ermoni. Diodore de Tarse et son rôle doctrinal. Muséon, 1901. 423 suiv. Kihn. Patrologie B. II Padeborn, 1908. 212 S. Bardenhewer. Patrologie. Freiburg im Briesgau, 1910. 219 S Gesch. der altkirchl. Lit. III, 1912 Freiburg im Breisgau 1912. 304 S. Bickell. Conspectus rei Syrorum Literariae I p. Monasterii 1871. S. 53. Kihn. Bedeutung d. Antiochenischen Schule auf dem exeget. Gebiete. Weissenburg 1866. S. 58. Godeau. Histoire de l’Eglise Paris, 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

209 Bäthgen, Beiträge zur Semitischen Religionsgeschichte, 1888, p. 267 f. Ссылка у Гизебрехта, там же, стр. 114. 211 Schlottman Inschrift Eschmunazars, p. 75; Bäthgen, id.; Orelli , Religionsgeschichte, p. 240. 213 Шесть систем индийской философии, М. Мюллера ; пер. с англ. П. Николаева, М., 1901. Стр. 66, 56–59, 133 и др. 214 Lajard, F. Recherches sur le culte public et les mystères de Mithra en Orient et en Occident, Paris, 1867. P. 37, прим. 1-e. 215 Le Zend-Avesta, trad. nouv. avec comm. historique et philosophique par James Darmesteter, vol. 2//Annales du Musée Guimet. T. XXII, Paris, 1892. P. 502. 217 Das biblische, «Im Namen» . Eine sprachwissenschaftliche Untersuchung über das hebräische und seine griecheschen Äquivalente (im besonderen Hinblick auf den Taufbefehl Matth. 28, 19) von Julius Boëhmer , Giessen, 1898. 238 Гизебрехт , там же, стр. 45–54; вот творцы этих теорий: • Gustav Baur (Riehm, Handwörterbuch, B. II, p. 1053–1055, «Name»). • Herm. Schultz (Theologie des Alten Testaments, 4A. 513). • Riehm (Alttestl. Theologie, S. 281 f). • Dillmann (Handbuch des alttestamentl. Theologie, S. 208). • Cremer (Wörterbuch 7, νομα, p. 676). • Stade (Geschichte Israels II, S. 247 f). • Smend (Alttestamentliche Religionsgeschichte 2, p. 277 f). • Wittichen (Schenkls Bibellexikon, IV, p. 283 ff.). • Jul. Böhmer (Das Biblische «Im Namen», p. 32 ff.). • Необходимо добавить сюда еще: J. Buxtorfius (Lexicon Chald. etc., p. 1204–1214, особ. прим. Фишера ), E. Ferrière (Paganisme des Hebreux, p. 133–161). 244 М. Мюллер . «Наука о мысли»; Овсянико-Куликовский . «Мысль и язык», «Введение в курс лекций по сравнительн. языкознанию» (литогр.); труды Потебни и проч. 254 Данная глава представляет собой самостоятельную работу, занимающую в рукописи отдельную тетрадь. 258 Tract. Ros. hashana, цитата из Rabbinische Quellen und Parallelen zu neutestamentlichen Schrifstellen…, zusammengestellt von F. Nork. Lpz. 1839. P. CXCI, 3. 260 Будем держаться главным образом взглядов Фюстель де Куланжа («Древняя гражданская община». Москва 1845, пер. с послед. XIV изд. Н. Н. Спиридонова) и В. Е. Герна (The Aryan Household, its structure and its development. An Introduction to Comparative Jurisprudence by W. S. Haren. Melburn 1879. См. изложение этой книги: П. Аландский, Арийская семья; ее строй и развитие. Университетские известия, г. XX, 6, 1880. Стр. 175–203), хотя полагаем, что в этих книгах совершенно неосновательно опущен тотемистический момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

220 Для иудейских учений о свободе воли см. у Prof. D. W. Lütgert, Das Problem der Willensfreiheit in der vorchristlichen Synagoge в «Beiträge zur Förderung christliclier Theologie» X (Gütersloh 1906), 2, S. 66 ff. 225 См. у нас, в книге: Благовестите христианской свободы в послание св. Апостола Павла к Галатам (Спб. 1902), стр. 116 сл. и в „Страннике» 1902 г., 7, стр. 30 сл. 230 См. о сем Dr. Karl Franke, Stoicismus und Christenthum: eine religionsphilosophische Abhandlung в Programm des stättischen Gymuasiums zu Strehlen Nr. 164, 1876 Jahrh., S. 6. 7–8. 231 Rev. Arthur Carr, The Use of Pagan Ethical Terms in the New Testament в «The Expositor» 1899, VI, p. 447. 232 Albrecht Dieterich, Nekyia: Beiträge zur Erklärung der neutestamentlichen Petrusapokalypse (Lpzg 1893). S. 170 f. 172. 174–175. Ср. Hans Vollmer, Die alttestamentlichen Citate bei Paulus (Freiburg i. B. und Leipzig 1895), S. 83. 234 См. выше 795–796, а равно у нас же в книге: Благовестите христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам. стр. 124 сл. и в „Странник“ 1902 г., 7, стр. 40 сл. 235 Ср. Amédée de Margerie в «Annales de philosophie chrétienne» LXIX (Juin 1899), p. 318, 328. И. А. Невзоров Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 134 сл. 236 Emil Sokolowski, Die Begriffe Geist und Leben паср den Scliriften des Paulus (Göttingen 1903), S. 250. 237 Emil Sokolowski ibid., S. 136 и ср. Prof. Dr. Hermann Cremer, Biblisch-theologische Wörterbuch der neutestamentlichen Gräcität (Gotha 2 1902), S. 397 ff.; Prof. H. J. Holtsmann, Lehrbuch der neutestamentlichen Theologie II (Freiburg i. B. und Leipzig 1897), S. 12; Privatdoz. Johannes Letpoldt в «Zeitschrift für Kirchengeschichte» XXVII (1906), 2, S. 150. Даже о. протопресвитер И. Л. Янышев допускает (Православно-христианское учение о нравственности, 2-е изд., Спб. 1906, стр. 125–126); будто «понятие о совести образовалось у свящ. писателей мало-по-малу под влиянием классической древности, в которой conscientia и συνεδησις употреблялись, как общепонятные термины».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Всё это располагает думать, что в текст анафематизма вкралась ошибка. Но с канонической стороны это не ведёт к важным последствиям: шестой и седьмой вселенские соборы, несомненно, предают анафеме и Оригена 984 . Суждения учёных о доктрине Оригена Вопрос о смысле учения Оригена о Св. Троице с почвы богословских споров перешёл на научную. Наряду с неблагоприятными суждениями об Оригене высказывались и более умеренные: насчитывают до двадцати пяти имён более или менее замечательных богословов VII-XVII веков, которые были более или менее благосклонного мнения об Оригене 985 . Значение этих отзывов невысоко: в то время, когда сочинения Оригена не были изданы с большей или меньшей полнотой, трудно было составить вполне основательное суждение о нём. Больше значения имеют научные труды об Оригене , явившиеся около половины XVII b. Импульс к расследованию вопроса об Оригене дали два сочинения: это были «Annales ecclesiasmici» кардинала Цезаря Барония (Romae. 1588 sq.) и «De theologicis dogmatibus» иезуита Дионисия Петавия (Paris. 1644–1650). Оба эти католические учёные отзываются об Оригене крайне неблагоприятно; его учение представляется им совершенным арианством. На защиту учения и нравственного характера Оригена выступил литтихский иезуит Петр Галлоа (P. Halloix (Halloxius) leodiensis), издавший в 1648 г. своё сочинение «Origenes defensus», «Защищённый Ориген , или жизнь, добродетели и учение Оригена адамантового, пресвитера, любителя Иисуса». Этот труд имеет своё значение для выяснения нравственного характера Оригена и судьбы его учения; но как опыт защиты учения Оригена о Св. Троице он не имеет никакой цены: автор мог пользоваться сочинениями Оригена только в латинских переводах, и различная степень их достоверности ускользнула от его внимания. В своей защите Оригена в данном отношении он ограничивается тем, что выписывает шестнадцать мест из бесед его в переводах Руфина или Иеронима с содержанием, противоположным тем воззрениям, которые приписывал Оригену Петавий 986 . Никакой попытки выяснить, в какое же отношение должны стать эти цитаты к тем, на которых обосновал своё суждение Петавий, и почему те места, а не эти последние, должны быть положены в основу для оценки учения Оригена , – Галлоа не делает, и однако считает своё положение настолько твёрдым, что неблагоприятные отзывы Юстиниана об учении Оригена о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги, а равно и издание, рекомендуемое заслуженным ординарным профессором В. Соколовым (последнее – если позволит состояние сумм, ассигнуемых ежегодно на выписку ценных изданий и продолжений), и о последующем представить Правлению Академии. XV. а) Представление библиотекаря Академии Константина Попова: „Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1901 год периодических изданий, прилагаемый список которых относится к истекающему 1900 году“. б) Список периодических изданий, высылаемых в академическую библиотеку в 1900-м году. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки на 1901 год следующие издания: —324— А) Иностранные: 1 . Analecta Bollandiana. 2 . Annales de plilosophie chrétienne. 3 . Archiv für slavische Philologie. 4 . Archiv für katholisches Kirchenrecht. 5 . Archiv für Geschichte der Philosophie. 6 . Der Beweis des Glaubens. 7 . Biserica orthodoxa romàna. 8 . The Expositor. 9 . The Guardian. 10 . Jahrbuch des Vereins für wissenschaftliche Pädagogik. 11 . Journal of theological Studies. 12 . Kantstudien. 13 . Theologische Literaturzeitung. 14 . Mind. 15 . Römische Quartalschrift. 16 . Theologische Quartal schritt. 17 . Theologisch–practische Quartalschrift. 18 . The church review. 19 . The english historical review. 20 . Revue de Tart chrétien. 21 . Revue biblique. 22 . Revue des deux inondes. 23 . Revue de l " histoire des religions. 24 . Revue historique. 25 . Revue de Гoriènm latin. 26 . Revue de l " orient chrétien. 27 . Revue philosophique. 28 . Revue des questions scientifiques. 29 . Revue scientifique. 30 . Revue de synthèse historique. 31 . Revue internationale de théologie. 32 . Kirchengeschichtliche Studien. 33 . Philosophische Studien. 34 . Theologische Studien und Kritiken. 35 . Berliner Tageblatt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

наследия. В XVI в. значительным событием стало издание протестант. исследователями «Магдебургских центурий» (Centuriae Magdeburgienses, 1559-1574, 13 t.). Издание представляет собой исторический обзор самых разных вопросов от основания христианства до начала Реформации. Вдохновителем выступил Маттиас Флаций Иллирик (1520-1575). Предметная область издания шире одной лишь патристики, однако патристика представлена весьма содержательно: так, глава «О епископах и учителях» 2-го тома 1-го издания центурий, посвященного IV веку, включает обширные сведения о наследии св. отцов той эпохи. Ответом католической науки стали «Церковные анналы» Цезаря Барония (Annales ecclesiastici, 1588-1607, 12 t.), охватывавшие церковную историю от начала до XII в. Кард. Роберт Беллармин (1542-1621) исследовал преимущественно патристическое наследие; результатом его научных трудов стал обзор «О церковных писателях» (De scriptoribus ecclesiasticis, 1613), охвативший авторов от Иосифа Флавия и апостолов до визант. и лат. богословов вплоть до XVI в. Его труд получил продолжение в публикациях Филиппа Лаббе, в частности в соч. «О церковных писателях» (De scriptoribus ecclesiasticis, 1660). Посттридентская эпоха в истории католич. богословия породила новый тип богословского исследования, известный как «позитивная теология» (theologia positiva), в задачу которой входило глубокое изучение «положительных данных» христ. традиции, сохранившихся в основных источниках и носителях Божественного откровения, в частности в патристике. Значительных результатов в обосновании и применении нового типа богословского исследования добились франц. ученые: Л. Э. Дюпен (1657-1719), убежденный галликанист, издатель «Универсальной библиотеки всех церковных авторов» (Bibliothèque universelle de tous les auteurs ecclésiastiques), известной также под названием «История Церкви и церковных авторов» (Histoire de l " Église et des auteurs ecclésiastiques, 1686-1719, 58 t.); Л. С. Тиймон (1637-1698), автор монументального исторического исследования «Материалы к истории первых шести веков» (Mémoires pour servir à l " histoire des six premiers siècles, 1693-1712, 16 t.); бенедиктинец Р.

http://pravenc.ru/text/2579786.html

Примечания: 1 Особенную ценность представляют здесь исследования о. Мартина Жужи (Fr Martin Jugie), выводы которого изложены в работе Le schisme byzantin (Paris 1941), и во многих книгах и статьях Антона Мишеля (Anton Michel), наиболее важные из которых Humbert und Kerullarios I и II, b Quellen und Forschungen der Gorresgesellschaft 21 и 23 (Paderborn 1924 and 1930) — которые здесь и далее сокращенно приводятся как Humbert und Kerullarios. Удобное изложение их находок и подробную биографию написал Ричард Мейн: Richard Mayne, «East and West in 1054», The Cambridge Historical Journal (1954) 133–48, чья постановка вопроса лежит в основе вводных страниц этой книги. 2 L. Bréhier, Le schisme orientate du XIe siècle (Paris 1899); V. Laurent, «Ie schisme de Michel Cerulaire», Echos d’Orient 31 (1932) 97–110; A. Fliche, Réforme Grégorienne I (Louvain 1934); W. Norden, Das Papsttum und Byzan (Berlin 1903). 3 Jugie, Leschisme byzantin, et passim; and Michel, «Von Photius zu Kerullarios,» Romische Quartalschrift 41(1933) 125–62.] 4 W. Holtzman, «Die Unionsverhandlungen zwischen Kaiser Alfltk Papst Urban II im Jahre 1089», Byzantinische Zeitschrifi 2″ (1928) 31 Leib, Rome, Kiev et Byzance à la fin du XIe siècle (Paris 1924); et al. 5 Caesar Baronius, Annales Ecclesiastici, ed Antonio Pagi, vol 17 (Lucca 1745) 99, 101. Боле новая разработка этой же темы представлена в Anton Michel, «Schisma und Kaiserhof im Jahre 1054: Michael Pscellos,» L’Eglise et les Eglises, ed O. Rousseau, I (Louvain 1954) 351–440. 6 E.g., J. Karmires, «The Schism of the Roman Church,» Theologia (1950) 37–67]. 7 Michael Cerularius, Ep. I ad Petrum Antiochenum, ed Cornelius Will, Acta etScripta quae de controversiis ecclesiae graecae et latinae saeculo undecimo composita extant (Leipzig и далее цитируется как Will-pp 174–75. 8 Peter of Antioch, Ep. ad Domenicum Gradensem, Will, 21 If. 9 Humbert, Rationes, в Humbert und Kerullariosl, о Соборе в Бари см. особенно стр. 101, 121. О работе Льва, см. Humbert und Kerullarios II, 191–4.

http://azbyka.ru/kvasnoj-hleb-i-opresnok...

Boussel P. Les reliques et leur bon usage. Paris, 1971. Bozoky A., Helvetius A-M. (ed.) Les reliques: objets, cultes, symboles. Louvain, 1999. Brown P. The Rise and Function of the Holy Man in Late Antiquity/Hackel S. (ed.) The Byzantine Saint. Oxford, 1981. – The cult of the saints. Its rise and function in Latin Christianity. Chicago, 1981. – Society and the Holy in Late Antiquity. Chicago, 1982. – , The Saint as Exemplar in Late Antiquity/Saints and Virtues/ Ed. John Hawley. Berkeley, 1987,3–14. – , Arbiters of the Holy: The Christian Holy Man in Late Antiquity/ Authority and the Sacred: Aspects of the Christianisation of the Roman World. Cambridge, 1995, 57–78. Chitty D. J. The Desert a City: An Introduction to the Study of Egyptian and Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxford, 1966 (рус. пер.: Читти Д. Град Пустыня. Введение в изучение египетского и палестинского монашества в христианской империи. СПб., 2007). Chrestou P. To Το γιολγιον τς Θεσσαλονκης. Т. 1. Thessaloniki, 1996. – , Μαρτυρολγιον/©HE 8,795–798. Coleman N. The use of dialogue in the Vitae Sanctorum//Journal of Theological Studies 27 (1926), 388–395. Constantinos, metropolites Derkon. Η ναγνρισις γων ν τ ρθοδξ κκλησ/Annales du Foyer des Theologiens de Halki I. Athenes, 1987,225–232. Constantinos, metropolites Serron. Περ vαγνωρσεως τν γων ν τ ρθοδ. κκλησ/Θεολογα 27 (1956), 609–615. Constas N. An Apology for the Cult of Saints in Late Antiquity: Eustratius of Constantinople; On the State of Souls after Death (CPG 7522)/Journal of Early Christian Studies 10 (2002), 267–285. Costa Louillet G. Saints de Constantinople aux VHIe, IXe et Xe s./Byzantion 24(1954), 179–263,435–511. – Saints de Sicile et d’ltalie meridionale aux VIHe, IXe et Xe s./ Byzantion 29–30 (1959–60), 89–173. – Saints de Grece aux VIHe, IXe et Xe s./Byzantion 31 (1961), 309–369. Cox P. Biography in Late Antiquity: The quest for the Holy Man. Berkeley CA, 1983 . Dagron G. L ombre dun doute: L’hagiographie en question, VIe-XIe siecle/Dumbarton Oaks Papers 46 (1992), 59–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 Prof Max Jieinze, Art. «Religionsphilosophie» в RealencyklopAdie von Herzog-Hauck XVI (Lpzg 3 1905), S. 601. 6 Amédée de Margerie, Stoïcisme et christianisme в «Annales de philosophic chrétienne» LXIX (Avril 1899), p. 23. Prof. Paul Feine в «Theologisches Literaturblatt» XXYI, 7 (17. Februar 1905), Sp. 73. 75. Prof. William L. Davidson, The Stoic Creed (Edinburgh 1907), p. 93–94. И. А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 16 сл. См. и выше стр. 400, 1183 . 8 Гастон Буасье, Римская религия от Августа до Антонинов, в переводе Марии Корсак (Москва 1878), стр. 428. И. А. Невзоров, Мораль стоицизма и христианское нравоучение, стр. 14 сл. 9 Б. Н. Чичерин, История политических учений I: Древность и средние века (Москва 1869), стрн. 74. Prof. William L. Davidson, The Stoic Creed, p. 87 sq. 94–95. Здесь с точки зрения своего понимания еще Тертуллиан справедливо подчеркивал сходство стоиков с христианством в учении о душ (Liber de anima. cap. 5: Migne lat. II. col. 653). 10 Prof. Dr. Max Heinze, Art. «Pantheismus» в Realencyclopädie von Herzog-Hauck XIV (Lpzg 3 1904), S. 630. 11 Кн. С. H. Трубецкой, Учение о Логосе в его истории I (Москва 1900), стр. 42 и в «Вопросах философии и психологии» VIII, 36 (кн. 1 за 1897 г.), стр. 114. 12 Prof. Dr. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum в Handbuch zum Neuen Testament herausg. von Hans Lietzmann I, 2, S. 64. 15 Ed. Zeller ibid. III, 1, S. 3 703. М. Гюüо, Собрание сочинений, т. IV (III), Спб. 1900 (1899), стр. 272. 16 Adolf Bonhöffer, Epiktet und die Stoa: Untersuchungen zur stoischen Philosophie (Stuttgart 1890), S. 50, 2 . 17 J. B. Lightfoot, Saint Paul " s Epistle to the Philippians, p. 10 294–296, 319 sqq. A. Chiappelli, I caratteri orientali dello stoicismo, p. 10. Adolf Bonhöffer, Die Ethik des Stoikers Epiktet; Anhang: Exkurse über einige wichtige Punkte der stoischen Ethik (Stuttgart 1894), S. 243. Prof. Francesco Orlando, Lo stoicismo a Roma, p. 144 констатирует у стоиков материализм, динамизм и пантеизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

405 См. у † Prof. A. B. Bruce, St. Paul’s Conception of Christianity, p. 216–217 и в «The Expositor» 1893, XI, p. 356–357. 406 Prof. E. H. Wendt в «Zeitschrift für Theologie und Kirche» IV (1894), 1, S. 61 только допускает у Павла лишь некоторое соучастие порвохристианских традиций и мнений. 410 Prof. Albert Reville, Jésus de Nazareth II (Paris 1897), p. 432, что у Павла «un système théologique étranger aux Évangiles». Dr. E. Grünebaum, Die Sittenlehre des Judenthums andem Bekenntnissen gegenüber (Strassburg 1878), S. 224: «er (Paulus) ist auch der vollendeste Gegensatz gegen das ursprüngliche Christenthum, wie es in den ersten Evangelien niedergelegt ist.» Дальше выводится, что если у Христа было внутреннее противоречие, то еще более несогласия у Павла с Ним (Felix Perles, Bousset’s Religion des Judentnms im neutestamentlichen Zeitalter, 1903, S. 20), напр., о суде Христовом, чего якобы нет у синоптиков (Т. Colani, Jésus-Christ et croyances messianiques de son temps, p. 154–155. 214). 411 Ernest Renan сомневается, была ли в уме Христа идея Церкви (Vorträge, S. 33), поскольку она явилась после – вместе с делом († Prof. F. J. A. Hort, The Christian Ecclesia, London 1897, p. 107 sqq. и cp. Rev. Prof. G. G. Findlay в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III, p. 72) и постепенно возрастает или развивается (см. у Charles Calippe, La de croissance dans l’Église et dans Histoire d’après l’apôtre saint Paul в «Annales de philosophie chrétienne» LXX: Avril 1900, p. 96 suiv.) 412 См., напр., T. E. Huxley, Science and Morals в Collected Essays IX: Evolution and Ethics and Other Essays (London 1894), p. 145: «But there are a good many people who think it obvious that Christianity also inherited a good deal from Paganism and from Judaism; and that, if the Stoics and the Jews revoked their bequest, the moral property of Christianity would realise very little». 413 Cp. еще о сем у Rev. Robert J. Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to the Teaching of Christ, p. 39 и Rev. George Jackson в «The Expositor» 1905, I, p. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010