Ис.51:19 . Тебя по­стигли два бедствия, кто по­жалеет о тебе? – опустоше­ние и истребле­ние, голод и меч: кем я утешу тебя? «Тебя постигли два бедствия... опустошение и истребление, голод и меч». Судя по тем сильным краскам, которыми здесь изображается плачевная судьба Иерусалима, пророчество не столько имеет в виду ближайшее пленение его Навуходоносором, сколько более отдаленное и более грозное разрушение его Титом. Ис.51:20 . Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполнен­ные гнева Го­с­по­да, пре­ще­ния Бога твоего. «Сыновья твои изнемогли и лежат – как серна в тенетах». Повторение все той же мысли о полной растерянности и беспомощности населения Иерусалима. Обращает на себя внимание последнее сравнение, которое по LXX читается совершенно иначе: «как свекла недоваренная». Блаженный Иероним объясняет это тем, что LXX евр. слово «tho» – что значит «серна», перевели сирийским thoveth, что значит " свекла». Но первый перевод правильнее и он имеет аналогию себе у того же пророка ( Ис.13:14 ). Ис.51:21 . Итак выслушай это, страдалец и опьянев­ший, но не от вина. «Итак, выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.» Непосредственное обращение к Иерусалиму, уже испившему чашу страданий. Последний образ – «вы пьяны, но не от вина» – еще раз буквально встречается у пророка Исаии в первой части ( Ис.29:9 ). Ис.51:22 . Так говорит Го­с­по­дь твой, Го­с­по­дь и Бог твой, отмща­ю­щий за Свой народ: вот, Я беру из руки твоей чашу опьяне­ния, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их, Ис.51:23 . и подам ее в руки мучителям тво­им, которые говорили тебе: «пади ниц, чтобы нам прой­ти по тебе»; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для про­ходящих. Как после радостного известия пророк Исаия обычно спешит сделать и предостережение, так после скорбной вести он преподает утешение. Народу израильскому после известного искуса в очищающих его исторических страданиях обещается, во-первых, освобождение от врагов (22 ст.); а во-вторых, даже наказание этих самых врагов (23 ст.). «Враждуйте народы, но трепещите» – восклицал некогда пророк Исаия ( Ис.8:9–10 ), т. е. осуществляйте, пока, – беспрепятственно побуждения вашего злого и испорченного сердца. Но помните, что Бог, Который все ваше зло претворяет в добро, рано или поздно позовет вас к ответу и даст и вам испить фиал ярости Его (ср. 8, 10, 14 и Ис.49:26 гл., а также Откр.16 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.51:6 .  Ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный. «Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив». Глаголами потопными и языком льстивым назвал такой язык, который ложью может погубить совершенно; образ же речи взят с тех, которые погружают в воду и погружаемых ими принуждают оставаться во глубине вод. Так и поступил Доик; потому что лживыми своими словами на Авимелеха совершенно погубил целый священнический город. То же покушался сделать и Рапсак, но не возмог, потому что произносил ложныя обещания стоявшим на стенах, но не уловил добычи. Пс.51:7 .  За то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых. «Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых». Предпочтительно избрав лукавство, говорит Пророк, не избежишь ты определения, произнесеннаго Богом всяческих, ибо вскоре низложит тебя, предаст конечной гибели, исключит из списка живых, и с корнем исторгнув, осудит на смерть. А из сего произойдет весьма великая польза для тех, которые были возмущены благоуспешностию людей лукавых, и увидят их погибель. И Пророк говорит: Пс.51:8 .  Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]. Пс.51:9 .  «Вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем». «Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут»: «Се человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею». Сонм праведных, говорит Пророк, исполнится особеннаго благоговения, увидев праведный суд Божий, в радости и восхищении посмеется безуспешности лукавства и такому прибытку настоящаго благоденствия. Пс.51:10 .  А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков. «Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век и в век века». И о себе говорит сие великий Давид, и дает сим урок Езекии: ибо оба они были любители и питомцы благочестия. Пророк же и в первом псалме подвижника добродетели уподоблял древу, насажденному на берегу при водах, всегда зеленеющему и приносящему благовременный плод; и здесь также наименовал праведника многоплодною маслиною, насажденною в дому Божием, как приобретшаго твердое упование на Бога, и ради сего упования решившагося трудиться и приносить многотрудные плоды добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И лика Твоего не отврати, Дай духа Своего благословенье, Простив мне прегрешенья, возврати Былую радость твоего спасенья. Господь спасенья моего и славы, Лишь одного сегодня я хочу: Прочь уведи меня с путей кровавых, И я путям Господним научу Всех грешных, нечестивых и неправых. Тебе хвалу я буду днем и ночью Петь, если Ты уста мне отворишь, Но жертв моих Ты воспринять не хочешь, Ко всесожженью не благоволишь. Но в жертву Господу свой дух упрямый Я усмирю и сердце сокрушу, Так не презри того, что я прошу: Восставь мой град святой и стены храма, Воздвигни вновь, о Боже, и, как встарь, Ты не отвергни жертвоприношенья — И овнов и тельцов, для всесожженья Возложенных на Твой святой алтарь. 51-Й ПСАЛОМ Н. Басовский. 51-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский 51-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Боже, щедростью Твоей одари меня, помилуй! Беззакония мои рвут мне сердце с новой силой. Прегрешения мои осудил я безвозвратно; от греха меня отмой и очисти многократно. Грешен я в глазах Твоих — нет мне, Боже, оправданья: принимаю приговор, принимаю наказанье, ибо я в грехе зачат и рождён, увы, греховно — правосудие Твоё принимаю безусловно. Дай мне мудрость, укрепи в назначении высоком, от греха меня отмой, окропи меня иссопом; буду я душою чист, буду я белее снега, на мою больную плоть благодать прольётся с неба! Для Тебя моя душа пусть вовек не будет лишней — духом щедрости Твоей одари меня, Всевышний! Научу Твоим делам нечестивцев, святотатцев, и грешившие к Тебе непременно возвратятся. Разомкни мои уста — и любовь мою узнаешь; я б и жертвовал, но Ты всесожженья не желаешь. Доброта Твоя навек, мощь Твоя неодолима; Боже, заново отстрой стены Иерусалима! И возрадуемся мы Твоему благоволенью, и угодными Тебе станут наши всесожженья. На Сионе мы тогда песнопения умножим и на Твой святой алтарь мы тельцов своих возложим. ПСАЛОМ 51 Канонический русский перевод 1 Начальнику хора. Учение Давида, 2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха. 3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною; 4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный! 5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду; 6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный: 7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Ис.51:11 . И воз­вратят­ся избавлен­ные Го­с­по­дом и при­дут на Сион с пе­нием, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалят­ся. «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их». Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия – одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе ( Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.11:1 ; Ис.35:10 ; Ис.43:1 ; Ис.44:22 ; Ис.49:7, 26 и др.). Ис.51:12–13 . Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо. Ис.51:12 . Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что бо­ишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, «Я, Я Сам – Утешитель ваш.» Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа ( Ис.49:13 ; Ис.51:3 ); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка ( Ис.11:1–2 ; Ис.48:16 ), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: «утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа. «Кто ты, что боишься человека... и сына человеческого, который тоже, что трава?» Параллелизм образов «человека» и «сына человеческого» очень напоминает подобный же в псалмах Пс.8 и Пс.143:3 . А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов ( Пс.102:15 ), не раз встречается и у самого пророка Исаии ( Ис.37 и Ис.40:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

н. корпусу ветхозаветных псевдоэпиграфов, созданных в период 200 г. до н.э. – 200 г. н.э., т.е. в период времени, когда каноны книг Ветхого и Нового Заветов еще формировались и не были закрыты. Псевдоэпиграфическая ветхозаветная литература проникнута влиянием Ветхого Завета, что указывает на его значение в формировании богословских идей и понятий этих текстов и, вообще, иудаизма I-ro в. по Р.Х. Полный список псевдоэпиграфов (всего 65 книг) можно найти в издании Charlesworth J. The Old Testament Pseudeipgrapha/Ed. by Charlesworth J. H., NY–L–Toronto–Sydney–Auckland, 1983, 2 vols. Корпус ветхозаветной псевдоэпиграфической литературы не включает в себя рукописи Мертвого моря (за исключением тех текстов из списка указанного издания, которые были найдены в пещерах Кумрана), писания Филона Александрийского, Иосифа Флавия и раввинистические тексты. 212 Charlesworth J.H. The Portrayal of the Righteous as an Angel//Ideal Figures in Ancient Judaism: Profiles and Paradigms/ed. by J.J. Collins and G.W.E. Nickelsburg. Chico, CA, 1980, p. 135–51. 216 Согласно 2 Бар умерший праведник воскреснет в том образе, котором он был похоронен (гл. 50), затем его слава изменится и он преобразиться в величие ангелов (51:1,5), в тот образ, который пожелает, в том числе и как-бы в ангельский (51:10) или даже выше ангельского: «и господство праведного будет больше ангельского» (51:12). 217 После обращения Асенеф и бесед с небесным мужем, в тексте следует описание преображения Асенеф в небесную красоту (Иосиф и Асенеф 18:1–11), ср. также: «И увидели Асенеф, будто облик света, и была красота ее, как красота небесная» (Иосиф и Асенеф 20:6). 218 «На шестой день Я заповедал Моей премудрости создать человека из семи составляющих… и на земле Я назначил ему быть вторым ангелом, почитаемым, великим и славным» (2Ен.30:8–11а), ср. «когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Притч.8:29–31 ) и «Премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд!» ( Прем.9:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Одним словом, пророк умоляет Господа возвратить пленение людей Своих. На первый взгляд такая молитва просто непонятна: ведь в 554 г. исполнилось только 33 года со времени сожжения храма, а не 70 лет, и верующему иудею оставалось, по-видимому, только смириться под крепкую руку Божию и ждать еще 37 лет. Но дело в том, что тот же пророк Иеремия, который предрек, что опустошение Иерусалима продлится 70 лет,– предсказал и о мщении Вавилону за храм иерусалимский (50, 28). И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе (51, 24). Два исторические признака указаны для определения момента этого воздаяния. а) Историческая миссия халдеев кончится. Ты – у меня молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы, и тобою разорял царства. Вот, Я – на тебя, гора губительная (51, 20. 25). б) Вавилон будет взят и разорен царями мидийскими (51, 11). Тогда пробьет и час освобождения плененных, и они скажут: Оставьте Вавилон, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес. -Господь вывел на свет правду нашу; пойдем и возвестим на Сионе дело Господа, Бога нашего (51, 9. 10). В 554 г. Вавилон еще не пал, еще не был взят царями мидийскими. Но царь мидийский уже был и царем халдеев и титулярным царем вавилонским. Когда же этот титул превратится в действительность? вот вопрос. Но пророк понимал ясно, что первый признак уже наступил: владычество халдеев, волею Божиею повелителей иудейского народа сменилось владычеством мидийским, и Вавилон представляет собою теперь такое безсилие, что молотом назвать его можно было только в саркастическом смысле. Что наступило начало конца, это ясно было для государственнаго мужа; что время плена в принципе кончилось, это издалече постигалось боговедением пророка (Ср, Дан. 11, 1 и Delitzsch, Dan. 474. 475 ). И неотразимо поднималась мысль в душе Даниила: самое определение Божие о 70 годах запустения не было ли условным? этот совет Божий не поставлен ли в зависимость от раскаяния иудейского народа, от его нравственного исправления ? И это наступление предвестников избавления за 37 лет до истечения 70-летнего срока не есть ли масличный лист во рту у голубя,– выразительный символ, что Господу угодно сократить лета пленения людей Своих; что Он благоизволил услышать, простить, совершить и не умедлить-ради Себя Самого?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

С учётом отмеченных разночтений текст Ис. 51:5–6 по Великому свитку может быть переведён на русский язык следующим образом: 4 Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов. Правда Моя близка; спасение Мое восходит. И мышца Его будет судить народы, острова будут уповать на Него и надеяться на мышцу Его . Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: и посмотрите, кто создал все это! [ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда,] и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет. Указанная в данном тексте в третьем лице Личность отлична и от Господа (Ягве), Которому изначально принадлежат правда и спасение, и от народа Израилева, к которому адресовано это послание («Послушайте Меня, народ Мой и племя Мое, приклоните ухо ко Мне!»). Очевидна параллель деятельности этой Личности и Слуги Ягве из первой песни: здесь «мышца Его будет судить народы» (51:5 по lQIsª), там – «Его суд (Он) возвестит народам» (42:1 по lQIsª); здесь сказано, что «острова будут уповать на Него и надеяться на мышцу Его» (51:5 по lQIsª), там – что «острова наследуют закон Его» (42:4 по lQIsª). В силу приведённых параллелей можно, вслед за У. X. Браунли, 462 утверждать, что в тексте Ис. 51:4–6 согласно Великому свитку речь также идёт о Слуге Ягве, и выделить данный фрагмент в отдельную песнь Слуги. 6.5.2 «Спасение» как ветхозаветный титул Мессии Чтобы объяснить кажущееся грамматическое несоответствие текста 51:5 по lQIsª, где местоимение «Его» появляется, на первый взгляд, неожиданно, вполне можно принять истолкование У. X. Браунли: 463 в данном стихе в Великом свитке Исайи слово «Спасение» ( , «йеша») является мессианским титулом , т.е. указывает непосредственно на Мессию. Тогда общий смысл текста 51:5 по lQIsª таков: « правда Моя близка. Спасение Мое ( " йеши») [= Мессия Мой ] восходит, и мышца Его будет судить народы, острова будут уповать на Него и надеяться на мышцу Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Что же, скажешь, жившие до того времени разве не были научаемы Богом? Что же здесь особенного? То, что тогда люди научались божественным истинам при посредстве людей, а теперь научаются чрез единородного Сына Божия и Духа Святого. Далее Христос присовокупляет: " это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога " , разумея здесь эти слова ( есть от Бога ) не о причине бытия, но о свойстве существа. Если бы Он разумел ту мысль, то в чем бы тогда состояло преимущество Сына и его отличие от нас? И мы ведь все от Бога. Для чего же, скажешь, Он не выразил этого яснее? Ради немощи иудеев. Если они так соблазнились и словами: " Я сшел с небес " , то что было бы с ними, если бы Он присовокупил и это? А хлебом животным называет Себя потому, что от Него зависит наша жизнь и настоящая и будущая. Оттого и присовокупил: " ядущий хлеб сей будет жить вовек " (ст.51), разумея здесь под хлебом или спасительные догматы и веру в Него, или Свое тело, потому что и то и другое укрепляет душу. Хотя в другом случае при Его словах: " кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти " (Иоан.8:51,52) иудеи соблазнились, но теперь ничего такого не случилось, вероятно, оттого, что они еще уважали Его, ради чуда над хлебами. 2. Заметь еще и то, откуда Он выводит различие между этим хлебом и манною: из следствий употребления той и другой пищи. Показывая, что манна не принесла никакой особенно пользы, Он присовокупил: " отцы ваши ели манну в пустыне и умерли " (ст.49). Потом представляет убедительнейшее доказательство тому, что они удостоились несравненно большего дара, чем отцы их, намекая на бывших при Моисее тех дивных мужей. Поэтому, сказав, что евшие манну умерли, Он прибавил: " ядущий хлеб сей будет жить вовек " (ст.51). И слово: " в пустыне " Он употребил не без цели, но чтобы дать заметить, что манна и продолжалась недолго и не перешла в обетованную землю; а этот хлеб не таков. " Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира " (ст.51). Справедливо здесь может кто-нибудь в недоумении спросить: благовременно ли было говорить эти слова, когда они отнюдь не послужили к назиданию и не принесли никакой пользы, а напротив даже повредили тем, которые были уже наставлены? " С этого времени " , сказано, " многие из учеников Его отошли от Него " (ст.66), говоря: " какие странные слова! кто может это слушать " (ст.60)? Ведь можно было это преподать одним ученикам, с которыми, как заметил Матфей, Христос и беседовал особо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

5. А ты просишь себе великаго: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь; а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь. Тяжелое безпокойство, душевные волнения, соединенные с ожиданием исполнения пророческих угроз, не давали Варуху покоя ни днем, ни ночью. Когда он высказался в таком смысле пред пророком Иеремиею, – последнему внушено было успокоить его. Се, же азъ соградихъ, азъ разорю… (ср. Иер. 1 :10а). Угрозы Иеремии должны сбыться; и Варух не должен ожидать себе в будущем чего-то великого. Такое ожидание не могло бы оправдаться и своею безплодною продолжительностию только отягчало бы и без того тяжелое душевное настроение пророка. В то время, как Господь «наведет злая», именно голод, меч и чуму (ср. Иер. 16:4 ), «на всю землю свою»=на всю Иудею, в то время как большая часть народа («всяка плоть» – гиперболическое выражение) погибнет, Варух должен считать для себя приобретением, если Господь сохранит его жизнь. Дамъ дш твою в корысть (ες ερημα=правильнее: «во обретение»), ср. тожественное по евр. тексту выражение Иер. 21:9 . к реклъ ес… ст. Иер. 45:3 . Первое слово (τι) долженствовало бы соединять настоящий стих с следующим; но следующий стих не только не имеет в своем начале соответствующей частицы, но и слова «рцы ему» обращены к другому лицу, чем к кому относятся слова «рекл еси». Соответствующей слову «яко» частицы нет не только в евр. тексте, но и в сирско-гекзаплском переводе. Предварительные замечания к толкованию глав 46–51 Главы 46–51 содержат пророчества о языческих народах. Пророк Иеремия, многократно именем Божиим угрожая еврейскому народу нашествием иноплеменников, не представляет и этих последних правыми пред Богом. Эти орудия суда, наказания Божия, совершенного над народом еврейским, были виновны именно в том, что поядали Израиля ( Иер. 2:3 ). Господь прольет Свой гнев на народы, которые, не зная имени Господня, пожрали Иакова и жилище его (=землю его) опустошили ( Иер. 10:25 ). Из чаши гнева Божия должны пить не только иудеи и весь Израиль, но и все народы (см. Иер. 25:16  и сл.). Пророк Иеремия подает эту чашу иудеям, т. е. возвещает им наказание Божие, в первых 45 главах своей книги. Предвестие наказания другим народам содержится в гл. 46–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   Пророка Иеремии 50 гл., ст. 41—46. О падении Вавилона. Чудная, державная речь Господа Саваофа, Владыки всей твари, 44 ст.: «Кто подобен Мне? И кто требует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?..»ст. 46: «От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышан между народами.» Гл. 51, ст. 1—2: «Так говорит Господь: Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия напа дут на него со всех сторон» (нач. гл. 51). 51 гл., 20 и 21 ст.: «Ты у Меня» — «молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее» и прочее.    Католики виноваты между прочим тем, что несправедливо считают нас еретиками и схизматиками, ругают и проклинают нашу святую, непорочную кафолическую и апостольскую Церковь; не хотят проследить наше православное учение, наши Богослужебные книги, каноны, иерархию; по презорству, гордости и отвращению не хотят вступить даже ногою в нашу церковь, считая это осквернением. Ненависть сатанинская!    Я должен буду скоро оставити землю — прочь пристрастие нелепое, мертвящее ко всему земному; да возлюблю «единое на потребу» (Лк. 10:42), да возлюблю единого Господа, мое Сокровище жизненное, неистощимое.     «Нечестивии не узрят славы Твоея, Христе,» то есть неверующие, неправо верующие, католики злые, лютеране богохульники и реформисты, евреи, магометане, все буддисты, все язычники. А мы узрим ли? Это зависит от нашей жизни, веры, благочестия. Если мы имеем Дух Христов (Рим. 8:9), если мы будем «новою тварью во Христе» (2 Кор. 5:17), то, несомненно, увидим славу Христову и вечно будем наслаждаться ею. Кто мудр и поймет это? — Кто понудит себя к достижению Царствия Божия (Мф. 11:12)?    Удивительное существо — душа человеческая, созданная «по образу и подобию Божию» (Быт. 1:26-27), хоть и падшая. Ибо какова она бывает во святых, усердно послуживших Господу в жизни сей временной? Сколь она бывает предана Богу любовию и самоотвержением, молитвою, воздержанием, зрением непрестанным к Богу! Сколь чиста, светла, тверда, благоуханна! Да и самые тела святых издают благоухания. А кончина какова? Сколь мирна, славна, светла, свята!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010