546 Фюстель де Кюланж. Германское вторжение и конец империи. СПБ, 1904. Стр. 77. Ср. Гиро. Op. cit. стр. 607. 551 Первичное законодательство императоров-христиан содержится в кодексе Феодосия, а этот кодекс во всех курсах римскаго права, и рассматривается как источник древне-римскаго первый взгляд влияние римскаго права, вполне естественное на Западе, представляется невозможным на Востоке, где жизнь государственная имела свою особую форму и содержание, но факты говорят иное. Со времени завоевания Востока Западом, а в особенности со времени Константина В. открылась широкая дверь для влияния римскаго права; Византия становится вторым Римом, отпечаток римскаго управления, римских идей, воззрений чувствуется и слышится повсюду, где дело касается внешних форм государственной жизни и политики. (Подробно см. Грибовский Op. cit., стр. 55, 66, 72, 81–83, 140–141 и др.). Само собою понятно, что римское право прошло не бесследно и на положении Церкви в Визании: слабые следы чистого Византизма отмечаются только в кодексе Юстиниана. 566 Пользуемся этим термином, заимствуя его у Грибовского (Op. cit. стр. 354 и сл.), как наиболее подходящим по сравнению с понятием “господство”. 578 Попытка познакомиться с Евномием красноречиво свидетельствует о твердости убеждений Феодосия. Ср. Проф. Спасский. История Догматических движений, стр. 570. Сергиев Посад, 1906. 580 Pac. Paneg. VIII (XII Pan. lat.). Ammian. Marcel. Rerum gest. XXIX, 6; XXVII-XXVIII (ed. cit.). 585 Athanasiades. Die Begründung den ortodoxen Staates durch Kaiser Theodosius den Grossen. S. 37. Leipzig, 1897. 594 Broglie (Op. cit. VI, p. 361) смотрит на описание Асхолием состояния восточной церкви не как на ответ Асхолия Феодосию, а как на жалобы со стороны епископа. Такое толкование факта, по нашему мнению, не изменяет существа дела: жалобы епископа именно должны были заставить Феодосия серьезно взглянуть на положение религиозного вопроса в восточной империи. 595 Socr. H. E. V, 6. Cp. Sozom. H. E. VII, 4. Также Василий В. неоднократно свидетельствует, что жители Иллирии пребывают между собою в полном согласии и единении и что у них беспрепятственно возвещается проповедь благочестия (Творения, ч. VI, русск. перев., 1902; Ep. 87, стр. 181; Ep. 149, стр. 274–275; Ep. 159, стр. 292–294. Migne s. gr. t. 32. Ep. XCI p. 475 sq.; Ep. CLIV p. 610–612; Ep. CLXIV p. 634). Cp. Langen. Geschichte der Römischen Kirche. 1881, Bonn, s. 520; Лебедев. Вселенские соборы IV и V вв., стр. 38–39, Серг. Посад, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 Так напр. defenders вместо ulcisci, vindicare встречается в Uip. Dig. 38. 2. 14; 48. 2. 11; defensio в значении ultio, vindicta – Ulp. Dig. 29. 5. 1; transiet вм. transibit Tibull. 1. 4. 23; exiet вм. exibit Tertull. adv. jud. 13; nocere cum accusativo Plaut. Mil. a. 5. v. 18; Seren. Sammon. 46; August, de gest. Pelag. 33; onustatus вместо oneratus, locupletatus Cassiod. 5. Hist. Eccles. 4; opinatus, opinatissimus в значении illustris, celebris, famosus Enn. apud Gell. 11. 4; Ammian. 21. 6; Cassiod. 3; Acron. ad Horat 2 satir. 3. 161; Jul. Valer. 3; Gest. Al. M. 23; praesumentes August. Enarr. 2 in Psalm. 31 n. 18; Claud. Mamert. 1 stat. an. 1; obtinere также употребляется многими писателями в значении vincere, superiorem esse, victoriam reportare, praevalere. См. Totius latinitatis lexic. Aeg. Forcellini, emend. De-Vit, tom. II, pag. 603. 604, 872; tom. IV pag. 280. 411. 419. 829. 368. 33 При этом считаем нужным оговориться, что здесь ответственность падает, может быть, не столько на блаж. Иеронима, сколько на автора халдейского текста, положенного Иеронимом в основу своего труда. 35 Впрочем, слова itaque и igitur иногда, – хотя очень редко, – употребляются в начале ораторских речей Partit. 7); см. Tot. lat. lexic. Forcellini, emend. De-Vit, t. III, p. 364. – Также из канонических книг Ветхого Завета некоторые начинаются соединительными частицами (, κα), напр. Исх., 1 Ездр. и др. 36 Может быть, основание для этого прибавления Иероним видел в праздновании, которое совершалось иудеями в день обновления храма (об этом праздновании будет речь ниже). 37 Acquievi postulationi vestri, immo exactioni, et sepositis occupationibus, quibus vehementer arctabar, huic (libro Judith) unam lucubratiunculam dedi, magis sensum e sensu, quam ex verbo verbum transferens. – Hieronymi Praef. in 1. Judith, in Patrol, curs, compl. latin, tom. XXIX, col. 39. 38 Quia vicina est chaldaeorum lingua sermoni hebraico, utriusque linguae peritissimum loquacem reperiens, unius diei laborem arripui, et quidquid mihi ille hebraicis verbis expressit, hoc ego, accito notario, sermonibus latinis exposui. – Ibid. col. 25–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

атласе Европ. России Потоцкого. СПб. 1823). Epiphanii monachi edita et inedita. Lipsiae, 1846. Известны также давние переводы этого жития — славянский и грузинский с некоторыми дополнениями. Муравьев. Жит. святых Российс. церкви, Ноябр. 30. Летоп. по Лаврент. списку, стр. 4. Москв., 1824. Отрывок этот напечатан при сочинении: Caroli Christ. Woog. Presbyterorum et Diaconorum Achaiae de martyrio S. Andreae epistol., 401–414, Lips. 1749. Лемберга Исследования к объяснению древней Русской Истории, в русском переводе, изд. Кругом, стр. 272. Omnes aquilonis oras... См. выше прим. 23. Ad eam quoque accessit, quae Anthropophagorum dicitur et et ad Scytharum solitudines. Eccles. Histor. II, cap. 39, p. 134, Francof. 1588. См. Географ. Страбона в Археограф. атласе Европ. России Потоцкого. Карамз. Истор. Государ. Росс. 1, стр. 4, СПб. 1842; Plin. Hist. Natural. lib. 4, cap. 12, с примеч. на стр. 218, Paris 1723. Снес. Ammian. Marcell. lib. 31. По соображениям Кеппена, границу земли андрофагов должно искать именно в Могилевской, Черниговской и Орловской губерниях (Древности северного берега Понта, 24–25, Москва, 1828). Паги — IV, стр. 10, под 965 годом; Лубинск. в Жизнеописании Полоцких епископов (Истор. Перв. Церкви у Славян — Мациевского в Русск. перев., стр. 109 и 223, Варшав. 1840). По свидетельству Константина Багрянородного (Memor. popul. Stritteri 11, pag. 982), Адама Бременского (Histor. Eccles. 2, cap. 13) и др. Снес. Нестор, сличен. Шлецером 1, стр. 155–157. СПб. 1809. Только по ходу речи его можно заключать, будто святой апостол отправился в Рим путем водяным — по морю Балтийскому, Немецкому, Западному и Средиземному вокруг Западной Европы. Но это, конечно, произошло от неведения летописца помянутых морей, как справедливо замечают (О происхожд. Руси — Погодина, стр. 5, Москв. 1825): потому-то, может быть, летописец и усумнился ясно выразить свою мысль, как достиг святой апостол от Варяжского моря в Рим, а сказал только: «и иде в варяги и прииде в Рим». «Это только идея о древности христианства в земле славянской,— говорит один из наших писателей,— предание о том, что в глубочайшей древности к киевлянам приходили проповедники Христовы из Греции и что крест водружен был на горах киевских, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Примечание переводчика. 202 Акра, один из семи холмов, на которых построен Иерусалим. Здесь находились дворец Агриппы, публичные архивы и дом, куда собирались сановники Иерусалима. Христиане, завладев этим городом во II столетии, построили на горе странноприимный дом для пилигримов, ходивших в Святую Землю, в котором прислуживали рыцари св. Иоанна, получившие оттого название рыцарей ордена св. Иоанна Акрского (Saint Jean d Acre). Примечание переводчика. 210 Pococke, p. 59; Buckidham " s Palestine, p 137; Mr G. Robinson’s Travels, 1, p. 190; Clarce’s Travels, 2; 645. 258 Is. (Jabinusj) ex urbe Asoro ortus; haec vero sita est super Seme- chonitidemlacum. Jos. Antiq. lib. 5. с. 5. § 1. 259 Stanley’s Sinai and Palestine, p. 383, 389. Здесь есть другие развалины в Палестине, которые носят имя Гацор; но вышеописанное место Гацора, одно только и соответствует древнему Гацору, согласно Иисусу Навину и Иосифу Флавию. 294 Здесь, как и в некоторых других подобных местах этого сочинения, толкование автора неверно и не согласно с толкованием св. отцов церкви. Прим. перев. 311 Relandi Palaestina ex monumentis veteribus illustrata, tom. i- lib. 2 capul 3, 4, 5 p. p. 405, 423. 325 Letter from the Rev m-r Graham, Damascus. Missionari Record of the Free Chureh of Scotland, vol. ii. p. 258. 375 Три ротола с половиной составляют один мауд, а восемьдесят маудов – один гарарас. Один ротол равняется почти пяти с половиной английских фунтов. 415 Sir Stratford Canning to the Earl of Aberdeen. Par. Papers. Corres pondence relative to Syria. Part i. p. 106. 442 Ammian. Marell. lib. 22. cap. I. § 2, 3. Grot, de Ver. etc. Rufini Hist. Eccles. lib. I. c. 37. Socrat. lib, 2. c. 17. Читать далее Источник: Кейт, Александр. Доказательства истины христианской веры, основанные на буквальном исполнении пророчеств, истории евреев и открытиях новейших путешественников/[А. Кейт]; Пер. с 38-го изд. бар. Отто Эльснера. - Санкт-Петербург : тип. А. Моригеровского, 1870. - II, 530 с.; 20. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

атласе Европ. России Потоцкого. СПб., 1823 (100)).    Epiphanii monachi edita et inedita. Lipsiae, 1843 (188). Известны также давние переводы этого жития – славянский и грузинский – с некоторыми дополнениями. Муравьев. Жит. святых Российской Церкви. Ноябрь 30 (74).    Летоп. по Лаврент. списку. С. 4. Москв., 1824 (67).    Отрывок этот напечатан при сочинении: Caroli Christ. Woog. Presbyterorum et diaconorum Achaiae De martyrio S. Andreae epistol. 401—414. Lips., 1749 (275).    Лерберга Исследования к объяснению древней русской истории, в русском переводе, изд. Кругом. С. 272 (65).    Omnes aquilonis oras... См. выше прим. 23.    Ad earn quoque accessit, quae Anthropophagorum dicimurem ad Scytharum solitudines. Eccles. histor. II. Cap. 39. P. 134. Francof., 1558 (237).    См.: Географ. Страбона в Археограф, атласе Европ. России Потоцкого (100).    Карамз. Истор. государ. Росс. 1. С. 4. СПб., 1842 (50); PI in. Hist. natural. Lib. IV. Cap. 12, с примеч. на с. 218. Paris, 1723 (247). Снес.: Ammian. Marcel 1. Lib. XXXI (151). По соображениям Кеппена, границу земли андрофагов должно искать именно в Могилевской, Черниговской и Орловской губерниях (Древности северного берега Понта. 24—25. Москва, 1828 (51)).    Паги. 4. С. 10, под 965 г. (243); Лубинск. в Жизнеописании Полоцких епископов (223) (Истор. перв. Церкви у славян Мацеевского в русск. перев. С. 109 и 223. Варшав., 1840 (72)).    По свидетельству Константина Багрянородного (Memor. popul. Stritteri. 2. Р. 982 (265)), Адама Бременского (Histor. eccles. II. Cap. 13 (148)) и др. Снес.: Нестор, сличен. Шлецером. 1. С. 155—157. СПб., 1809 (80).    «Это только идея о древности христианства в земле славянской, – говорит один из наших писателей, – предание о том, что в глубочайшей древности к киевлянам приходили проповедники Христовы из Греции и что крест водружен был на горах киевских, т.е., что там уже молились истинному Богу пред знамением Спасителя. Имя святого апостола Андрея Первозванного вошло в предание, вероятно, потому, что оно тесно соединено с историею славян, поселившихся в Восточной империи; ибо, по мнению греков, город Солунь (не Солунь, а Патрас) был спасен от славян единственно чудом, сотворенным святым угодником, и побежденные славяне обязались платить дань соборной церкви солунской (патрасской), в которой почивали его мощи (они почивали в это время не здесь, а в Царьграде).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

314 Из сочинения Астерия приводятся выписки в первых трех словах Афанасия против ариан. Сочинения Астериевы принадлежат еще к первым годам появления арианства. 316 Из них сохранились только отрывки, особенно у антиохийских писателей. Они собраны Фабрицием. Bibl. Graec. Т. IX. p. 135. 318 Первые три книги против Евномия содержат опровержение его апологии, поданной на константинопольском соборе, 360 г., на котором присутствовал сам св. Василий, Это опровержение явилось не позже 364 г. 319 Orat. 2. contr. arian. p. 410. 412. Or. 3. p. 564. Подобным образом Иларий de S. Trinitate Lib. II. c. 4. 320 Epistol. 1–4. ad. Serapionem p. 647–714. Второе и третье послания содержат в себе сокращенное изложение того, что сказано о Божестве Сына Божия в словах против ариан и в 1 посл. к Серапиону о Духе Святом. Позднее о том же предмете писаны: а) книга «О Троице и Св. Духе», сохранившаяся только в латинском переводе. р. 969– 981 (Patrolog. Т. LXII. р. 307. между соч. Вигилия тапсийского), и б) сочинение против македониан, из которого сохранился только отрывок. Montfau с. collect. Patr. Graec. Т. 11. p. 102. 321 Hist, arian. ad monach. p. 343–395. Начала этой истории не достает. По вероятной догадке издателя, не достает именно того, что подробно изложено во второй части первой апологии св. Афанасия. Может быть, это опущение зависело от переписчиков, которые опустили в истории то, что одинаково изложено в апологии. Montfauc. ad mon p. 398. 324 Ammian Marcell 22, 11, язычник, пишет: professions suae oblitus, quae nihil nisi justum suadet et lene, ad delatorum ausa feralia desciscebat. 325 Hist. aceph. p. 494. Et proposuit (Paulus notarius) imperiale praeceptum pro Georgio et domuit multos ob eius vindictam (23 июн. 359). Аммиан Марцеллин в в том же году упоминает об отправлении нотария Павла в Египет для исследования о злоумышленниках, которые будто бы приходили в один языческий храм, в Абидосе, с тайными вопросами к чтимому здесь божеству. – Одно поручение могло быть соединено с другим. Прибавим к этому, что Марцеллиан описывает нотария самым свирепым человеком. XIX, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

158 Намек на импер. Коммода, убитого во время возвращения из пригородного места. Убийцы напали в то время, когда он проезжал между двумя лавровыми и рощами. 161 Существовало два рода наказаний за грехи у христиан: отлучение от общения и покаяние. При покаянии были три степени: грешник, стоя вне церкви, просил входивших во храм, чтобы они молились за него. Грешнику дозволялось вместе с оглашенными слушать Св. Писание, стоя у входа во храм. Наконец – дозволяюсь войти в церковь , чтобы совершать коленопреклонение пред амвоном, а затем стать вместе с оглашенными. 162 Апатурии – афинский праздник в честь Бахуса. Дионисии – праздник в честь Бахуса, праздновавшийся весною. Аттические мистерии – то же, что Елевсинские мистерии. 164 По свидетельству Плиния, эти острова некогда были под водою и снова появились на поверхности. Plin Hist. Nat. II, 87, и Ammian. Marcell XVII, 7 p. 98. 171 У циников подобное поведение считалось славным. Один из них обругал Нерона, проходившего мимо. 172 Город в Италии. Арнобий, кн. 1, говорит, что Пифагор был сожжен живым вследствие домогательства высшей власти. 173 Есть известие, что Аристотель отнял у своего друга Гермия его наложницу сам влюбившись в нее. Так – La Cerda, ссылаясь на рассказ Аристинна. Migne предлагает чтение: «Hermiam turpiter toro excedere fecït». Прим. 92. 174 Сын Пизистрата Гиппий после убийства своего брага сделался жестоким тираном, был изгнан и бежал к Дарию. Сражался в войске персов против афинян и был убит в Марафонском бою. 176 Намек на то, что люди, убитые молнией, не сжигались, а погребались. Они считались свободными от наказания, потому что уже были наказаны Юпитером. 180 Философ скептик. На пиру Александра В. на вопрос царя, чего недостает им на пиру? – заявил что недостает головы тирана кипрского Никокреона, из которой следовало бы приготовить блюдо. Мстя Анаксарху, он посадил его в ступу и велел толочь философа железными пестами, причем тот успел сказть: пусть его себе дробит мое тело, когда он не в состоянии коснуться моей души!

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

§ 3: – ne quid tam episcopis Gallicanis quam aliarum provinciarum contra consuetudinem veterem liceat sine viri venerabilis papae urbis aeternae auctoritate тептаге. Sed hoc illis omnibusque pro lege sit, quicquid sanxit vel sanxerit apostolicae sedis auctoritas, ita ut quisquis episcoporum ad judicium Romani antistitis evocatus venire neglexerit, per moderatorem ejusdem provinciae adesse cogatur, per omnia servatis, quae divi parentes nostri Romanae «ecclesiae detulerunt – . 1065 Eutrop. 1. c. ad severitatem tamen propensior, si suspicio imperii moveretur cf. Ammian. Marcell. XIV, 5. 1069 Hieronym. adv. Lucif. c. 19 MSL. XXIII, 175. bestia moritur, tranquillitas rediit; Hilar. contra Constant, c. 5 MSL X, 581: Constantius – antichristus; p. 582: Christum confitetur, ut negat c. 7 p. 588: religionem tollis и т. д. 1072 Gust. Krüger, Lucifer, Bischof von Calaris. Leip. 1886 S. 6 anm. 1. J. Hummerus, Die homöusianische Partei bis znm Tode des Konstantius. Leipz. 1900 S. 39. Loofs art. Acacius в RE. Bd. I S. 125. 1073 Cod. Theod. XVI, 2, 16 ann. 361 – суждение: scientes, magis religionibus quam officiis et labore corporis vel sudore nostram rem publicam contineri. 1074 Aurel. Vict. Caes. 42, 23: cibi omnis, libidinis atque omnium cupidinum victor; также Ammian. Marcell. XXI, 16, 6. 1081 Cod. Theod. XVI, 10, 4; для датирования см. V. Schultze a. a. О. Bd. 1 S. 75 anm. 3; cp. Cod. Theod. IX, 16, 6. 1087 Cod. Theod. XIV, 8, 6 ann. 339 cp. Vogelstein und Rieger, Gesch. der Juden in Rom. Berl. 1895. Bd. 1 S. 118 f. 1089 Sozom. III, 19, 5: οδν φελος ν ατ βασιλεας, ε μ συμφνως πρς παντων το θεον θρησκευετο. 1099 Socr. II, 8 Sozom. III, 5 Hieron. chr. 2358 Hilar. ad Syn 18 MSL. 10 502 Athan. de Syn. 25, 22. 23. MSG 26 p. 725. 1118 Loofs RE. Bd.II S. 24. 11 октября Констанций был в Антиохии (С. Theod. XII, 1, 23) – в конце февраля 339 г. в Елиополе у Ливана (ib· VIII, 18, 4). 1120 Socr. II, 9. 10 Sozom. III, 5. 6. Ath. ер. enc. 6. ар. с. аг. 39. 43 h· аг. ad mon. 9. 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

74. 1130 Julii ep. y Athan. ap. c. arian. 30 MSG. XXV, 297 hist. arian. ad mon. 14. ep. encykl. 14, 5 Hilar. fragm. 3, 8 MSL. X, 665. Larsow S. 30. 1132 Socr. II, 11, 6 Sozom. III, 6 Hilar. fragm. 3, 8 MSL. X. 665 Athan. ep. encycl. 7. apol. c. ar. 30. 1144 Julii ер. у Athan. apol. с. arian. 21 sqq. ср. ер. Sardic, у Hilar. fragm. 3, 20 MSL. X, 670. 1160 τ μν ποστσει τρα, τ δ συμφων ν – говорит вторая формула, по указанию собора исходящая от Лукиана ср. Athan. de synod. 22. 23 MSG. XXVI, русс. пер. III, 120 Socr. II, 10. Sozom. III, 5, 9. 1162 Вообще учение Маркелла играло важную роль в символах. В третьей формуле провозглашается: «если кто единомышлен с Маркеллом анкирским – то анафема и сам он и все имеющие с ним общение» (κα πντες ο κοινωνοντες ατ). Athan. I. с. русс. пер. III, 121. 1170 Larsow S. 30. 129. Hieron. Chr. 2355 Athan.ep. encycl. 5 apol. 33 hist. ar. 13. 14. de vita Anton. 86. 1174 Athan. apol. c. ar. 32 MSG. XXV, 301 (русс. пер. I, 326): μολογ τ γεναενα οχ ερνης λλ σχσματος προφσεις εσν. 1182 Socr. II, 13 Soz. III, 7; IV, 3 Momms. Chr. I, 236 Hier. Chr. 2358 Ammian. XV, 10, 2 Hilar. frag. 3, 2. 1198 Дата эта твердо установлена после издания в 1848 г. пасхальных посланий Афанасия вместе с их κεφλαια. До этого времени все ученые, кроме Mansi Coll. сопс. III, 90 в диссертации De epochis sardiceneis et sirmiensium conciliorum в 1748 г., вслед за Сократом (II, 20, 4,5 ) в Созоменом (III, 12, 7) относили его к 347 г. На этом же стоит и Hefele в 1-м изд. своего CG. I, 534. ср. Gutschmid Kl. Schrift. Bd. 2 S. 344 Seeck PW. 4, 1 S. 1057. 1204 Soz. 11 Athan. ар. 48. Воззрение Сократа 20, 9, 22) на филиппопольский собор совершенно неправильно. (Loofs RE. Bd. 2 S. 27). То послание, которое этот историк приписывает филиппопольскому собору, было составлено в Сардике. Впрочем, Лоофс ныне признает, что филиппопольский собор вообще следует выбросить из достоверной истории. Loofs RE. 26 Мы опираемся на Созомена, следуя Зееку Pauly-Wissowa Bd.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Tot. I k. 50. Sdz, i Piotr S. roku 42 po Chrystusie zaoy swoi stolic w Rymie, przybywszy tam dla walczenia przeciw Symonowi Magowi i zostawiwszy po sobie nastpc w Antiochii, gdzie mia stolic przez lat siedem. – 64 do 68 o pierwszem Koncylium – 195. utrzymuie si, e Linus by biskupem Rymskim, ieszcze za ycia Piotra przez iedenascie at, podug tego iak apostoowie wszdzie naznaczali biskupów, którzy pod niemi rzdzili – 492. S. Klemens ganicych maestwo zbiia midzy innemi przykadem S. S. apostoów Piotra i Filipa, który on i dzieci mieli. – Tom. II. 179. daie si imie Papy S. Cyprieanowi, z uwag i wówczas takowe imie dawao si wszystkim biskupóm. – Zakonnicy winni swóy pocztek naywicey przesladowaniom. Tom. III. 125. Koncylium Niceskie I. odrucio propozycy wzgldem wzbronienia y z onami przed wywiceniem mianemi kapanów, i zostawiono zwyczaie kadego w tym wzgldzie Kocioa, tak e nawet czsto biskupi ony i dzieci mieli – 368. Liberiusz papie podpisuie ariask formu, sprzykrzywszy wygnanie. – Papiee przeciwili si naywicey Konstantynopolitaskim patriarchóm, z boiazni aeby ci iako naczelnicy nowey stolicy nie wzili góry nad naczelnikami Rymu. – Tom. IV. 152. iu w poowie czwartego wieku papiee takie mieli bogactwa z ofiar bogatego Rymu, i ich ycie poczytywao si za pysznieysze i wytwornieysze od królewskiego ycia; zróbcie mnie (mówi prefekt Rymu do Damaza papiea w 366 roku) papieem, i ia zaraz zostan chrzescianinem; Ammian Marcellin (poganin) porównywa takowe ycie ze witym i skromnym yciem niektórych wieyskich praatów, i nagania std papieów – w tyme czasie Walentinian rozrdzi, aeby biskup Rymu ze swoiemi kolegami sdzi sprawy innych biskupów, i eby w ogólnoci swieccy nie miei wpywu do sdzenia ich, lecz eby biskupi sdzili biskupów – 162. iu w czwartym wieku obiór biskupów przez naród wychodzio z uywania; sobor Laodyeeski wyranie tego zakazuie, a porucza ie mieyscowemu metropolicie z ssiedniemi biskupami – 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003   004     005