3:20). 994 Athanas. de Synod. 8; Socr. 2:36; Soz. 4:17. Объяснение этой уловки, однако же, делается различно. 996 Сульпиций Север говорит, что уполномоченные, избранные православными, были люди молодые, не обладавшие ученостью и осторожностью, между тем как уполномоченные ариан были хитрые и ловкие старцы, пропитанные ядом, коварства. которые вследствие этого легко взяли верх над царем. Hist. Socr. 2:41. 1002 Hard. 1:724, Socr. 2:39, 40. По свидетельству Илария, они сделали это потому что «человеческие уши не могли выносить, таких нечестивых слов», как аномион. См. с. Const. 14. 1004 Hard. 1:724–8; Soz. 4:24; Theod. 2:27. О последующей истории Аеция н Евномия см. Philostorg. 4:12; 5:3; 7:6 и проч. и статью Aetius в Herzog. 1011 Epiph. 73:35; Soz. 4:28. Свидетельством o высоком характере Мелетия, служит то обстоятельство, что ни его православные, ни арианские противники, никогда не возводили на него тех нравственных обвинений, с которыми все партии обыкновенно нападали на своих противников. 1019 Сократ (2:5), говорит что Констанций не отдавал такого приказа, но в то же время и не препятствовал побоищу. 1020 Greg. Naz. Arat. 4:91; Socr. 1:3; Soz. 5:1; Юлиан родился 6 ноября 331 или 332 года. Gibbon 2:270. 1025 Julian ad Athen. pp. 273–6. Ho она противилась его возвышению на степень кесаря. Amm. Marcell, 15:8. 1029 Jul. ad. Athen, pp. 277–83; Amm. Marc. 17:9, 10; Gibbon 2:129–30, 251. Нибур, однако же относит эти ревнивые меры на счет придворных интриг, в которых, по его предположению, Констанций был, вероятно, неповинен. 1038 Слово paganus, вероятно, начало употребляться в религиозном смысле, около этого времени, когда сила древней религии сохранилась в pagi, то есть в деревнях. Первое юридическое употребление его было сделано Валентинианом 1 в 368 году. Cod. Theod. 16, 2:18. 1042 См. напр. его сочинение De Errare profanarum Religionum, c. 17, 19, 30. О его жизни ничего неизвестно. Patrol. 12:974. 1049 Eunap. Vita Maximi, pp. 474–5; Amm. Marcell. 19:2; Greg. Naz. Orat.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Juliani Imp. Ер. 78 (И. 603, ed. Teubn.). 14 Juliani. Ер. 38. 15 Superstitiosus magis quam sacrorum legitimus observator. A mm. Marc. XXV. 4, 17. 16 Epist. 49.17 Epist. 63.18 Epist. 4.19 Epist. 52.20 Epist. 6.21 Epist. 26.22 Epist. 42. 23 Cod. Theod. XIII. 3, 5. Magistros studiorum doctoresque excellere oportet moribus primum, deinde facundia: sed quia singulis civitatibus adesse ipse non possum, jubeo quisque docere vult non repente nee temere prosiliat ad hoc munus, sed judicio ordinis probatus decretum curialium mereatur, optimorum conspirante consensu: hoc emm decretum ad me tractandum refertur ut altiore quodam honore nostro judicio studiis ci vita turn accedat. 24 Migne. Patrol, gr. 76. Col. 510. На него делал возражение Кирилл александрийский: Προς τα του εν Οοις Ιουλιανο. 25 Ibid. Col. 708. 26 Cedreni. I. P. 535. Ed. Bonn. 27 Amm. Marc. XXV. 4. Сноски к главе V 1 Cod. Theod. XVI. 5, 6, а. 381 Jan. 10 (ed. Mommsen-Meyer. I. 856). 2 Hefele-Leclercq. Histoire des Conciles. II. P. 24—25. 3 Superstitio, insania [Cod. Theod. XVI. 10, 2; 10, 3 (a. 341, 346)]. 4 Monum. Germ. Historica Auctor. antiquiss. VI pars. I. P. 280. 5 Sozom. VII. 15. Athanasiades. Die Begriindung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodosius den Grossen. Leipzig, 1902. S. 13—15. 6 Cod. Theod. XVI. l,2;Sozomeni. VII, 4.7 Sozom. VII, 9. 8 Waitz. Leben und Lehre des Ulfila. 1840; BesseL.Leben des Ulfila. 1860. 9 Григорьев. Журн. мин. нар. проев. Март. 1875. 10 Guldenpenning. Geschichte des ostromischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885. S. 91; Kaufmann. Deutsche Geschichte. Leipzig, 1880. I. 289. 11 Getica. P. 86—87. Ed. Μοmmsen; Mon. Germ, historica Auctor. antiquiss. Tomi V. Pars I. Berol. 1882. 12 Mommsen. Das romische Militarwesen seit Diocletian//Hermes. XXIV. 1889. S. 195. 13 Procopii. De bello Persico. II, 15: ξμβολα της αρχς; Theoph. Chro-nogr. Ed. Boor. P. 240: об Арефе, филархе арабском. 14 Agathiae. V. С. 13; Zocimi. P. 206, 12. 15 Иоанн Антиохийский. Р. 611.

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

55 Juliani Imp. Ер. 78 (И. 603, ed. Teubn.). 56 Juliani. Ер. 38. 57 Superstitiosus magis quam sacrorum legitimus observator. A mm. Marc. XXV. 4, 17. 58 Epist. 49. 59 Epist. 63. 60 Epist. 4. 61 Epist. 52. 62 Epist.6. 63 Epist. 26. 64 Epist. 42. 65 xai γαρ οιδιδασκειν , αλλ ουχ κολαζειν χρ τους ανητους . 66 Cod. Theod. XIII. 3, 5. Magistros studiorum doctoresque excellere oportet moribus primum, deinde facundiä sed quia singulis civitatibus adesse ipse non possum, jubeo quisque docere vult non repente nee temere prosiliat ad hoc munus, sed judicio ordinis probatus decretum curialium mereatur, optimorum conspirante consensü hoc emm decretum ad me tractandum refertur ut altiore quodam honore nostro judicio studiis ci vita turn accedat. 67 Migne. Patrol, gr. 76. Col. 510. На него делал возражение Кирилл Александрийский: Προς τα του εν αΟοις Ιουλιανο . 68 Ibid. Col. 708. 69 Следует рассказ о том, как Юлиан раз угорел в Лютеции (Р. 438—439. Teubn ). 70 Cedreni. I. P. 535. Ed. Bonn. 71 Amm. Marc. XXV. 4. 72 Cod. Theod. XVI. 5, 6, а. 381 Jan. 10 (ed. Mommsen-Meyer. I. 856). 73 Hefele-Leclercq. Histoire des Conciles. II. P. 24—25. 74 Superstitio, insania. Cod. Theod. XVI. 10, 2; 10, 3 (a. 341, 346). 75 Monum. Germ. Historica Auctor. antiquiss. VI pars. I. P. 280. 76 Намек на императора Валентиниана I и сыновей его Грациана и Валентиниана П. 77 Sozom. VII. 15. Athanasiades. Die Begriindung des orthodoxen Staates durch Kaiser Theodosius den Grossen. Leipzig, 1902. S. 13—15. 78 Cod. Theod. XVI. l,2;Sozomeni. VII, 4. 79 Sozom.VII, 9. 80 Waitz. Leben und Lehre des Ulfila. 1840; BesseL.Leben des Ulfila. 1860. 81 Григорьев. Журн. мин. нар. проев. Март. 1875. 82 По смерти Константина Великого ряд императоров идет в следующем порядке: 1) от 337 до 353 г. сыновья: Константин II (Галлия и Испания), Констант (Италия и Африка), Констанций (Восток); 2) племянники: Далмации (дунайские провинции), Ганнибалиан (Понт). С 353 по 361 г. империя соединена под одною властью Констанция. Следуют: Юлиан (361—363), Иовиан (363—364), Валентиниан I (364—375) на Западе; Валент (364—378) на Востоке; Грациан и Валентиниан II (375—392) на Западе; Феодосии (379—395) на Востоке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

Κα ο τν χρων κενων δαμονες, τς Αραβιης λεγον τν νσχουσαν τατην χρην καλεσθαι δ Μκετα. Так без вариантов в пяти ркп. ABCDL, по которым издан Арриан; и все же Мюллер замечает: Quod Μκετα Arriani attinet, num recte habeat, jure quaeras. Но ведь на аравийском полуострове жили не греки, и об орфографической правильности или неправильности имени Μκετα не может быть и речи. Неарху, вероятно, сказали: этот мыс называется ra’su-l-maъka t h i , и эти негреческие звуки адмирал записал в форме Μκετα, accusatiuus neutri pluralis. 445 Место, откуда Неарх смотрел на этот мыс, неопределимо. Шпренгер сомневается в точности числа 800 (стадий). Разумеется, с такого дальнего расстояния Неарху мыс виднелся в весьма неопределенных очертаниях, и нельзя утверждать, что адмирал видел именно мыс Мусандам; быть может, были видны только Рувайсу-ль-джибаль. И представления Птолемея об этом мысе (он называется в Geogr. 6, 7, 12 ’А σαβν κρον, конечно, не более определенны. Sprenger, § 143. На русской карте ближайший к Мусандаму пункт противолежащего берега – под φ ­ †26°25»,5 λ ­ 57°5»,3 в расстоянии 25929 саж. (55323 me 37,418 mil. pass) по воздушной дуге в направлении на восток- к-северу (EGN, α­83°19»). 446 Шпренгер, § 161, отождествляет имя Μκαι с арабским «тъкн " ­Ma c ka. Pompon. Mela, 3, 8, 79: [Arabiae] «partem ostio proximam et Carmanis contrariam Macae (cod. Vatic. 4929 magnae, ed. Barbari 1493 macae) tenent». Plin. natur. hist., 6. 23 (26), 98: «inde promontorium Carmaniae est ex quo in aduersam oram ad gentem Arabiae Macas traiectus distat м passuum». Strab. ις 3, 2, 765 Casaub.: φησ δ περ ατς [ τς κατ πρσας θαλττης] Ερατοσθνης ο τως, τι μν στμα φησν εναι στενν ο τως στ ξ Αρμζοντος, τς Καρμανας κρωτηρου, τς Αραβας φορ ται τ ν Μκαις. 447 Cf. Amm. Marc., 23. 6, 10: «et celebre persicum ambiunt mare, cuins ostia adeo esse perhibentur angusta ut ex Harmozonte Carmaniae promuntiorio contra oppositum aliud promuntorium, quod appellant incolae Maces, sine inpedimento cernitur.» Аммиан пользуется или Страбоном, или Эратосееном; но Maces, видимо, есть Μκης ( Μκητος, Μκητα ­ Μκετα?).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

11 Ebersolt. Sainte-Sophie de Constantinople. Paris, 1910. P. 25. 12 Const. A. 535. XIV. P. 71. 13 Вульф. Семь чудес Византии и храм свв. Апостолов//Известия института. I. С. 35. 14 Strzygowski. Die byzantinische Wasserbehalter von K-pel. S. 215. 15 De aedifi. iis. P. 268. 16 Diehl. Justinien. P. 234—5; он же. L " Afrique Byzant. 139. Сноски к главе VII 1 Главные пособия: Η е у d. Histoire du commerce du Levant au Moyen-Age. Edition fran9aise par Turcy Raynaud. I, II. Leipzig, 1885—1886; Zachariae von Lingenthal. Eine Verordnung Justinian " s uber den Seidenhandel aus den Jahren 540—547//Memoires de 1 " Academie Imperiale de St.-Petersbourg. VII serie. T. IX. N. VI, 1865; Gelzer. Byzantinische Kulturgeschichte. Tubingen, 1909. 2 В первый раз Пальмирский тариф открыт и издан князем Абамелек-Лазаревым: Пальмира, археологическое исследование. С.-Петербург, 1884. В Россию тариф перевезен с разрешения султана Абдул-Гамида по ходатайству императорского российского посла в Константинополе и при участии института. См. в моей статье: Археологические памятники Сирии. С. 123//Известия. Т. VII. 3 Amm. Marcellini. XIV, 3; XXIII, 3; Cod. Justinianus IV. 63, de commerciis. «Mercatores tarn imperio nostro quam persarum regi subjectos ultra ea loca, in quibus foederis tempore cum memorata natione nobis convenit, nundinas exercere minime oportet, ne alieni regni scrutentur arcana. Nullus igitur imperto nostro subiectus ultra Nisibin, Callinicum et Artaxata emendi sive vendendi species causa proficisci audeat...» 4 Procopii. Hist. Arcana. C. 25. P. 141: Ατιμενοι μεζον μεν πρτερον εν χρνω τω παρντι υπρ αυτς καταβλλεσ9αι το τμημα Πρσαις, πλεω δε νυν τα δεκατευτηρια εναι εν γη τη " Ρωμαων. 5 Procopii. Histona Arcana. С. 25. P. 138. 6 Migne. Patrologia Graeca. T. LXXXVIII. Col. 72.7 Ibid., col. 445, 449 и др. 8 Cosimo Stornajolo. Le miniature della topografia Christiana di Cosma Indicopleuste. Milano, 1908. P. 6. 9 Migne. Col. 448. 10 Ibid. Col. 73: Δια της ζσης φωνς παραλαβν υπ του 8ειοττου ανδρς και μεγλου διδασκλου Πατρικου...

http://sedmitza.ru/lib/text/442880/

Nic. 2; с. Sardic. 10: с. Laodic. 3). Единственная вещь, по-видимому, делающая честь Нектарию, заключается в том обстоятельстве, что когда Феодосий выступил в поход против Максима, ариане, вследствие ложной вести о его поражении, сожгли дом епископа (Socr. 5:13); но даже и эта заслуга сомнительна, так как еретики, по-видимому, действовали не из личного нерасположения к епископу. 1203 Epiphan Ancoratus, 121 (t. 2, p. 124). Первое упоминание об этих прибавлениях, как сделанных собором Константинопольским, находятся в Деяниях собора Халкидийского, 451 года. Первое появление Filioque в этом символе встречается на соборе Толедском в 589 (Giesel, 2, 1:107). 1204 С. 3. Баронтий (381:35) уверяет, что этот канон, как несовместимый с последними папскими притязаниями, подложный: но это утверждение не выдерживает критики. Последний из семи канонов, приписываемых собору, подложный и позднейшего происхождения, чем 455 г.; пятый и шестой, вероятно, принадлежал собору, состоявшемуся в Константинополе через год после вселенского собора. 1206 Athanas. Ad Epictetum (Opera 2:901 и след.); adv. Appolin. кн. 2 (подлинность которой сомнительна). 1208 Greg. Niss. Antirrhetio. (в Zacagni Collectania Monumentorum, Rom. 1698 год). См. изложение беседы между Епифанием и Виталием, аполлинарианским епископом в Антиохии, в Epiph. 77:3; Theodoret, Haer. Fab. 4:8. 1209 Athanas. C. Appollin. 1, 2, 2:6; Greg. Nyss. 40; Rufin. 20. Иустин- мученик говорит о Спасителе, что он имел хххх (Apol. 2:10). Но смысл, очевидно, здесь не аполлинарийский, так как различие между ХХХХ и ХХХХ, не имелось в виду автором. См. Petav. De Incarn. 1, 6:6, 7, 14. 1214 При одном случае он изломал и продал свое церковное блюдо для выкупа пленных, уведенных варварами. 1233 Socr. 5:24. Случай этот некоторыми писателями (как Феодорит, т, 18) неправдоподобно поставляется в связь с покаянием Феодосия. 1236 Это по самому низкому счету. Theodoret. 5:17. Некоторые писатели считают даже больше 15 000. Gibbon 2:545. 1241 Cod. Theodot. 9, 16:7, 8; Amm.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кто прочтет Amm. Marc., 25, 8, 13–9, 12; Zosim. 3. 32. 33; Chron. Pasch. a. 363, тот поймет, что нисивинцы «обидным миром» называли мир Иовиана с Шапуром II и так глубоко были возмущены образом действий нового римского августа, что учительному Валагашу должно было стоить больших забот – удержать свою паству в сознании верноподданического долга и (как выражается св. Ефрем) «своими молитвами зачинить наши тайные трещины». Следовательно, вопреки Элии и Chronicon Edessenum (Hallier, S. 98), Валагаш скончался не в 361 г., а пережил даже тяжелые дни в августе 363 г., и «Аврам был поставлен после него» – видимо – во епископа нисивинских переселенцев, вероятно, в селении Нисивине, что при Амиде. Одним словом, я думаю, что в нисивинской церкви сохранилось историческое предание о продолжительности правления лишь некоторых епископов (Баву I, Баву II, Валагаша); но писатели «преемства времен» и «истории», видимо, сбитые с пути уже двойством имени Баву, пытались наугад группировать эти цифры [Баву – и 8 и 5 лет, Валагаш – 18? лет] около твердо преданной даты кончины св. Иакова. В виде простой конъектуры намечаю такую хронологию: Баву I- с 293 по 298г…… 5 лет Иаков- с 298 по 338г…… 40 -″- Баву II- с 338 по 346г…… 8 -″- Валагаш- с 346 по 364г…… 18 -″- 224 Основная часть этого мартирология содержит имена «исповедников» (maudyn’, но в древнесирской письменности это наименование прилагается не к исповедникам в том техническом смысле, в каком это имя μολογητς, употребляется в православном месяцеслове, а ко всем мученикам, начиная с 26 дня кануна первого «по-ионийски», ba-d h -yawnye’, т. е. 26 декабря («исповедник древний, maudynâ qad h myâ, в Иерусалиме Стефан апостол, глава исповедников [ršâ d h maudyn, ρχιμρτυς, первомученик]) и кончая 24 днем тешрина другого, т. е. 24 ноября («в Кесарии каппадокийской Верникиан [brnyqyns]; и в Александрии [велик]ой Петр [епис]коп, исповедник [послед]ний»; в Martyrologium Hieronymianum под viiij k dec ноября!] по cod. Epternacensis [начала VIII в.]: cessa сарро uerociani euticis alaxan petri epi»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

1 Слово Лаборум происходит от латинского labor — труд. Этим именем называлось воинское знамя — вероятно потому, что оно предносимо было трудящемуся войску и тяжесть трудов облегчало своею помощью. 2 Вероятно здесь ошибкою поставлено в Сосфении вместо: в Эстиях; ибо самая глава не упоминает о храме в Сосфении. 3 Это было в 325 году по Р. Хр. в двадцатый год царствования императора Константина. 4 Языческие жрецы, для обмана простого народа, выдавали некоторые кумиры за ниспосланные свыше от Бога (# или #). Таков, например, кумир богини Паллады, который Трояне почитали ниспадшим с неба в храм их крепости, где он и хранился. 5 Здесь говорится об Иберийцах азиатских, которых надобно отличать от Иберийцев испанских, принявших христианскую веру еще прежде, во времена св. Иринея. Irin. Adv. Haeres. lib. 1 cap. 3. 6 В царствование преемника Константинова, Констанция, персидский царь Сапор делал частые набеги на римские восточные владения и между прочим на так называемую страну Завдейскую, где в 360 году завоевал главный город Безавлу и жителей его, вместе с епископами и клириками, отвел в плен в Персию. Amm. Lib. XX. 7 Филумен был мятежник, домогавшийся императорского престола. 8 По прозванию Аркаф, как говорит св. Афанасий во второй своей апологии против ариан. 9 Это случилось в 330 г. по Р. Х. Индийцам еще Пантен проповедовал христианскую Веру (См. Евс. истор. кн. 5, гл. 10); но он не оставил им епископа. Поэтому Фрументий, как первый епископ их, справедливо называется индийским апостолом. 10 Константинопольская Церковь, прежде нежели сделалась партиархиею, принадлежала к округу Ираклеи фракийской, как к своей митрополии; а потому епископ ираклийской мог иметь на нее влияние в делах духовных: но епископ Никомидии, которая принадлежала к другому округу, по законам церковным не имел никакого права вмешиваться в дела ее. См. Сап. IV. Conc. Nicaen. 11 В первых заседаниях этого Собора постановлено несколько правил против православных епископов; между прочими было и то, о котором здесь упоминается. Vid. Bevereg. in Cod. Can. lib. 1. cap. IV. n. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2839...

82 Migne, SG., t. 96, 1201. 1264 n. 12:  Γαλλον –  κασαρα – ν τ Σιρμ προχειρισμενος – Κωνστντιος – κα ρχοντας ατ δδωσιν ατς καταστσας’ – Θαλσσιον μν ποστειλας παρχον πραιτωρων Μντιον δ,  π τν βασιλικν πραγμτν,  ο ς κοιαστωρας ατος νομζειν φλον,  μα κα πατρκιον ατν ποιησμενος. Думаю, что следует читать,  πατρικους ατος: окончания слов в рукописях писались аббревиатурами которые нередко смешивали переписчики; между тем не совсем вероятно, чтобы в патриции был пожалован только квестор Монтий, а высший его по рангу префект Фалассий не удостоился этого отличия, n. 13: цезарь Констанций  τν τε πραιτωρων παρχον  Δομετιανον ( γρ Θαλσσιος τεθνκει),  κα τν π το κοιαστωρος Μντιον, – – μφοτρους πεκτεινεν. Cf. Amm. Marc 14, 7, 9–17. Abmop Passio hecoмhehho имел в своем распоряжении церковные исторические памятники, более полные чем история А. Марцеллина; напр. п. 13 fin., nn. 16–18. 20 et seq. Но вместе с тем его пп. 14. 15 походят на сокращенное извлечение из Amm. Marc. 14, 11, 6 19. 20 21; 15, 8, 1–4 18. Следовательно показание о Фалассий по всяком случае очень важно, извлечено ли оно из Amm. Marc. 14, 7, 9 (и следовательно подтверждает npabuльhocmьobisse) или взято ив другого – несомненно хорошего – источника. 83 Чmehue quem movisse iam conpererat, lege communi scribens ad Caesarem Manilius (c запятою npeд ’ege) защищается в комментарии Годфруа k Cod. Theod. 16 8, 7, который понимает его так: Констанций узнав, что Фалассий уже выступил [в поход против персов, – о чем однако Марцеллин не говорит], писал к цезарю ласково lege communi, i. e. familiarimer, kak родственник. – Всякий видит, до какой степени ухищренно это толкование. 85 Cod. Theod. 16, 8, 7= Cod. Iu t. 1, 7, 1, зakoh Siquis lege venerabili [kohфuckobamь имущества христиан, совратившихся в иудейство, – преступление, довольно попятное на востоке] носит haдnucь: «Imp. Consmanmius Aem Iulianus C. ad Thalassium Pf. P.» (ms. Lugduno-Bamav. u Cod. Insm. em Iulianus C. om u noдnucь: «Dam. v.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

115 Soz. V, 9 к концу Иулиан сменил Губернатора за то, что он посадил в тюрьму некоторых из числа виновников убийств в Газе. 117 О Св. Муч. Вавиле и прот. Иулиана, стр. 574. Ср. Его же – о Сав. Муч. Иувен. и Макс. Орр. t. 2, сряду после Слова о Св. Вавиле. 122 Επροτος – могущий быть легко расколотым, удоборассекаемый. (qui facile secatur. Lex. Budae). 130 Антиохийцы, видя, что Иулиан, желая умилостивить богов для содействия ему в войне против персов, и ничего более не делает, как закалает тысячи животных, говорили, что в Империи скоро не останется ни одного вола. Amm. Marcell. XXV, 4. 132 «В Антиохии мужи и жены, даже и девы, оставив внутренние чертоги, вышли в сретение Мученику, когда несли его из Дафн». Св. Злат. Сл. о Св. Муч . Вавиле. t. II . 535 . 133 Св. Отцы и Церк. Историки, говоря об отпадениях в царствование Иулиана, отличают павших: а) по корыстолюбию (Гр. Наз. Ог. IV, с. 11. Св. Астерий, в слове de aarimia, Combef. collecm. Sr. Iat. Ратг. Paris. 1648. t. 1 р. 56); б) по честолюбию (Гр. Наз. IV. 11); в) вообще по всегдашней привязанности к временному счастию (κα οσον ευρε τθ καιρθ δελον κα πτε κα πτερον) Гр. Наз. (Ibid. с. 63); г) по слабости веры, легкомыслию их. и т.п (Гр. Бог. Ibid. II.Cb. Кир. Алек. д) по слепому повиновению воле властителя (Григ. Наз. Or. IV. с. 112: νμον ενα γινσκων μνον ιν τσ Βασιλως βολησιν); с) вследствие обманов Иулиана и принуждений, или по простоте (πλτητι), страху (Григ. Наз. Ibid.rл. 65, 83, 63). См. Ruff. Н. Eccl. X, 32. Последние скоро возвращались к Христианству, в полном сокрушении и раскаянии (Григ. Наз. Ог. IV, 83, 84). 136 Liban, ср. 1057. Александр был человек жестокий и своенравный. Иулиан дал его Антиохии из мести за ее привязанность к Христианству, сказав: «если Александр не стоит такого места, то Антиохии стоит такого Префекта.» Понятно, почему Христиане иногда приносили жертву, повинуясь Александру. 141 Иовиан вызвал также ко двору многих из разбежавшихся Философов и оставил за Максимом, Приском и их друзьями должности. Eunap. in vita Max. р. 478. О свобод вероиспов. См. Фемистия в приветств. речи Иовиану (Or. 5). Cod. Theod. IX, 16, 9.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010