5 Дуцей советует здесь читать: внешнее от внутреннего, согласно с Феодоритом, который в вопросе 6-м на книгу Бытия заимствует все сие место у Св. Василия. 7 Следующие за сим сведенья о реках взяты Св. Василием большею частью из Аристотеля (см. Αριςοτελυς Μετεωρολογικα, lib. 1, с. XIII). 9 Аристотель, в своей Метеорологии кн. 1, гл. 14, говорит, что Сезострис первый из древних предпринял соединить сии моря, но нашел, что море выше земли. Это же впоследствии заставило и Дария прекратить работы. 10 Здесь разумеется соединение Индийского или Южного Океана с Океаном Атлантическим, которое во времена Св. Василия по неизвестности южных стран Африки не было еще ясно доказано, а подлежало догадкам. 13 Μελανα πειρον; это пшеница, родящаяся собственно в Сицилии, но также вырождающаяся и из обыкновенной пшеницы, в употреблении безвредная. 14 У Гезехия читаем следующее объяснение сему слову: Μισχος: так называют то, чем примыкается к растению или плод, или лист. Μισχος, зерно на листе. 16 Плодотворная пыль на дереве мужеского пола, которую некоторые древние естествословы представляли в виде червячков или мошек, к чему привело их, вероятно, наблюдение над смоковничными деревьями. Ибо насекомое, известное под именем орехотворки, гнездясь на сих деревьях и покрываясь пылью из тычинок, переносить сию пыль на женские цветки и оплодотворят их. 17 Из рода вьюнчиков (convolvulus): дает из корня сок острый и молочный, имеющий сильное слабительное свойство, подобно корню ялаппа. 22 В подлиннике дрепаны, которых Плиний пречисляет к безногим птицам, а по переводу Евстафия – мероисы. 24 Св. Василий, вероятно, разумеет здесь Египетского ворона, который в Египте был символом богини-Матери, и вообще женского начала Природы. О сей породе воронов Египтяне думали, что в ней нет мужеского пола. См. Hora Apoll. Lib. I. cap. II. Amm. Marc. XVII. 4, 11. 25 О том, как седевкиды преследуют и истребляют саранчу, свидетельствует Гален, de locis afecmis lib. 6. cap. 3. Евстафий переводит margas (нырок). 26 Салмазий замечает, что название сиры ( σιρες) может принадлежать, как шелковичным червям, так и народу, от которого стал известен первоначально шелк, а именно: китайцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Еще одним спорным моментом в истории раннего монашества являются приводимые в источниках цифры о численности монахов – главным образом, для крупных монастырских центров Египта. Историков давно уже смущает счет на тысячи среди монахов Нитрии или монахов-пахомиан. При этом необходимо отметить, что информацию о численности монахов мы черпаем в основном из двух текстов, вышедших из неегипетской среды – «Истории монахов» и «Лавсаика». В недавней статье Э. Випшицка еще раз внимательно проанализировала все имеющиеся числовые данные и пришла к выводу о том, что относиться к ним следует крайне осторожно и критически, проверяя их по возможности по археологическим источникам и географическим данным [Wipszycka, 2005] 179 . Доверия могут заслуживать лишь цифры до ста человек, да и то, в том случае, если автор лично знал эту общину. Численность монахов в крупных монашеских центрах (Нитрии, Скиту, Келлиях, пахомианких монастырях) должна была быть на порядки меньше тех величин, которые известны нам из источников. Так, например, в главном пахомианском монастыре эта цифра может составлять лишь 600 человек, как сообщает «Послание Амона» (Ер. Amm. сар. 2), а не 1300 или 1400, как указывает Палладий. Цифра в 500 монахов для известного впоследствии монастыря Бауит Випшицкой также кажется преувеличенной, максимальное число монахов, которое там могло находиться в IV в., по ее мнению, не превышало ста человек. Выводы польской исследовательницы представляются интересными, но не окончательными. Нам кажется, что она не учитывает возможную динамику численности монастырей. Так, например, цифра в 1300 монахов, сообщаемая Палладием, может отражать рост численности основного пахомианского монастыря по отношению к тем данным, которые приводятся в «Послании Аммона» 180 . Но интересно, что численность нормального монастырского поселения Випшицка ограничивает сотней человек: наши наблюдения над источниками приводят нас к тому, что цифра в сто человек могла стать тем численным пределом, по достижении которого организационная структура монастыря неизбежно должна была измениться в сторону ее усложнения. Не менее важен и другой вывод польской исследовательницы – о вдумчивой и критической проверке тех цифр, которые вызывают подозрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

С. и своей матери резко изменила прежний светский образ жизни и в течение неск. месяцев практиковала самый суровый аскетизм, подорвавший ее здоровье. Этим воспользовались определенные круги рим. христиан, враждебно настроенных к усилению влияния монашества, для нападок на него и его главного проповедника - И. С. (Ep. 38. 5; 39. 6), к-рый помимо писем к Евстохии и Блезилле еще в 383 г. написал специальный трактат против рим. мирянина Гельвидия, отрицавшего приснодевство Богоматери и ставившего под сомнение монашество и превосходство девства над браком (см.: Adv. Helvid. 1-2; Gennad. Massil. De script. eccl. 32). Самого И. С., проповедовавшего девство и воздержание, стали подозревать в незаконной связи с Павлой, в доме к-рой он часто проводил целые дни ( Hieron. Ep. 45. 1-3). Кроме того, нек-рые консервативно настроенные верующие и клирики были недовольны сделанным И. С. переводом Евангелий, в к-ром они усмотрели отступление от древней лат. традиции (Ep. 27. 1), а также его восторженным отношением к Оригену (Ep. 33. 5). К тому же многие отмечали, что И. С., безжалостно бичуя пороки рим. христиан ( Hieron. Ep. 21. 13; 22. 28; 27. 2; Adv. Helvid. 21), никогда не направлял острия критики в адрес своего покровителя папы св. Дамаса (см., напр.: Amm. Marc. Res gest. XXVII 3. 12-15). И. С. был готов покинуть Рим, но надеялся на покровительство папы св. Дамаса. Однако 11 дек. 384 г. папа умер, на его место был избран отличавшийся простотой и неученостью диак. Сириций , к-рого единогласно поддержали мн. рим. верующие, клирики и имп. Валентиниан II. Сознавая, что ему трудно будет жить во враждебном окружении в шумном столичном городе, И. С. собирался, оставив Рим, предаться любимым занятиям в монастырском уединении. Когда же прошел слух, что вместе с ним в Иерусалим собирается отправиться Павла, это вызвало бурю негодования и слепой ненависти к И. С. со стороны толпы (Ep. 45. 2). Вскоре его вызвали в собрание рим. клириков, где ему были предъявлены обвинения в преступной связи на основании лжесвидетельств, полученных под пыткой от какого-то информатора (Ep.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

(Константина; лат. Constantia, Constantina) (между 308 и 316 - ок. 354, Кен Галликанский, Вифиния), св. (пам. зап. 18 февр.), старшая дочь имп. св. равноап. Константина I Великого и Фавсты. В 335 г. К. была выдана замуж за ее двоюродного брата Ганнибалиана Младшего и получила титул августы. От имп. Константина Ганнибалиану был дарован титул «Царь царей», он держал ставку в Кесарии Каппадокийской и готовил рим. армию к большому походу против Персии, к-рый не состоялся из-за смерти имп. Константина в 337 г. Летом того же года в борьбе за власть между родственниками умершего Константина Ганнибалиан был убит в К-поле. Последующие годы К. жила скорее всего при дворе имп. Констанция II, хотя в источниках ее имя долгое время не упоминается. Тем не менее К. сохраняла высокое положение и в глазах современников выглядела как значительная политическая фигура, поддерживавшая власть правящей фамилии Флавиев. В 350 г. узурпатор Магн Магненций, захвативший Запад Римской империи, вел переговоры с Констанцием II и предлагал ему заключить союз, к-рый мог быть упрочен женитьбой Констанция на дочери Магненция и самого Магненция на К. Однако Констанций это предложение отверг и в 353 г. уничтожил мятежника. В 351 г. Констанций выдал К. замуж за своего двоюродного брата Констанция Галла, который получил титул цезаря и в течение неск. лет управлял Востоком империи из Антиохии. В браке с Галлом у К. род. дочь Анастасия; о ее жизни ничего не известно. По сведениям историка-язычника Аммиана Марцеллина (кон. IV в.), К. отличалась высокомерием и кровожадным характером и неоднократно провоцировала Галла жестоко расправляться с теми, кого подозревали в заговорах ( Amm. Marc. Res gest. XIV 2. 2). В 354 г. имп. Констанций, находившийся на Западе, заподозрил Констанция Галла в стремлении к захвату верховной власти и разорвал с ним отношения. Галл отправил К. ко двору Констанция, чтобы попытаться убедить его в своей лояльности и прекратить конфликт. Однако в пути из Антиохии в Медиолан К. скончалась от внезапной лихорадки. Галл был вскоре смещен с престола и казнен в кон. 354 г. Тело К. было отправлено в Рим и похоронено близ города в мавзолее на Номентанской дороге.

http://pravenc.ru/text/2057142.html

Если же их не было во времена Оригена , то измышлять их в XIX столетии – не следует. 3520 Что действительно 1-е Послание к коринфянам написано св. Павлом из Ефеса, в этом убеждают следующие его места: а) в 1Кор.16 :8сам Апостол яснейшим образом говорит именно об Ефесе, откуда пишет Послание: в Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много; б) в 1Кор. 16Апостол по обычаю шлет приветствие от тех церквей, в которых он находился во время написания Послания и пишет: приветствуют вас церкви Асийские – и дальше – Акила и Прискилла. 3526 Деян.23:11 . – Был у Апостола ранее другой план для своей после ефесской деятельности, а именно, сначала прибыть поскорее в Коринф, оттуда пойти в Македонию, затем снова возвратиться в Коринф и отсюда отправиться в Иерусалим ( 2Кор. 1:15:16 ). Но этот план Апостол в силу каких-то оснований должен был оставить и привести в исполнение вышеизложенный план. 3534 Dio Cass. XXXIX, 20. Diod. Sic. I, 15.Amm. Marcel. (XXII, 13) замечает о философе Асклепиаде, что он, куда бы ни шел, обыкновенно брал с собой подобные амулеты. – В Британском королевском музее в числе многочисленных остатков, привезенных Вудом (Wood) из своего научного путешествия на развалины Ефеса, есть один документ, написанный на стене ефесского театра. Он датируется 104 г. по Р. Х. (т. е. 7-й год царствования Траяна). Это завещание известного Фибия Салютария. В нем между прочим завещается в пользу города масса металлических статуэток Артемиды. – The Expositor. 1890. Т. I, р. 419. 3541 Азиархи по 10 человек на каждый раз выбирались ежегодно из богатых граждан Асии для заведования религиозными празднествами. Страбон. География. XIV, 1, §42. Стр. 663. 3542 В коллекции ефесских мраморов, собранных упомянутым выше (прим. 224) Вудом, есть один мрамор, содержащий в себе декрет об этом праздничном месяце Артемизии. Документ датируется 160 годом по Р. Х. (проконсульство Попилия Каруса Педона, последний год царствования Антонина Пия).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ирак. – иранский копт. – коптский лат. – латинский лив. – ливский лит. – литовский н.-венг. – нововенгерский нем. – немецкий нгр. – новогреческий норман. – норманнский пальмир. – пальмирский полаб. – полабский польск. – польский прагерм. – прагерманский праслав. – праславянский ром. – романский рум. – румынский рус. – русский сев.-семит. – северносемитский серб. – сербский сир. – сирийский слав. – славянский слвц. – словацкий сорб. – сорбский ср.-перс. – среднеперсидский ст.-польск. – старопольский ст.-слав. – старославянский ст.-чеш. – старочешский ст.-шв. – старошведский с.-хорв. – сербохорватский тюрк. – тюркский укр. – украинский франк. – франкский хорв. – хорватский цслав. – церковнославянский чеш. – чешский эст. – эстонский Список сокращенных латинских названий источников АеІ. Var. hist. – Aeliani Variae historiae Amm. Marc.Ammiani Marcellini Rerum gestarum libri Agath. Hist. – Agathiae Myrinaei Historia Anna Comn. Alex. – Annae Comnenae Alexias Anon. Martyr. Petri et Pauli – Anonymum Martyrium Petri et Pauli Anth. Pal. – Anthologia Palatina Appian. Illyr. – Appiani Historia Romana (Illyrice) Arrian. Anab. – Arriani Anabasis Aristot. De anim. hist. – Aristotelis De animalium historia Caes. BG. – Caesaris De bello Gallico Const. Porph. De them. – Constantini Porphyrogeniti De thematibus Corip. Iust. – Flavii Crescontii Corippi In Laudem Justini DA – Procopii Caesariensis De aedificiis Demosth. – Demosthenis Orationes Dio Cass. – Dionis Cassii Historia Romana Diod. – Diodori Siculi Bibliotheca historica Edict. Diocletiani – Edictum Diocletiani Etym. M. – Etymologicum Magnum Euagr. – Euagrii Historia ecclesiastica Flori – Lucii Annaei Flori Rerum Romanarum libri IV Fred. – Fredegari Chronicorum libri IV Greg. Tur. Hist. – Gregorii Turonensis Historia Francorum Hdt. – Herodoti Historia Herodian. – Herodiani Historia Hes. Erga – Hesiodi Erga et dies Hes. Theog. – Hesiodi Theogonia Hist. arc. – Procopii Caesariensis Historia arcana Hom. II. – Homeri Ilias Hom. Od. – Homeri Odyssea

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

14 . Океан – здесь Балтийское море. 15 . proprius (см. Введение, § 7.3). 16 . Чтение рукописи Q applicauere снимает сомнения относительно реконструкции этого слова (разночтения см. MJ, ad loc). 17 . Значение этого репе-раепе (см. Введение, § 7.1) «чуть ли не» нелегко понять, так как из § 121 видно, что Филимер был именно пятым королем. 18 . Слова post Berig надо понимать как «начиная с Берига». Об именах Филимера и Гадарига см. MJ, 149. 19 . consilio=consilium (Введение, § 7.1). Выражение sedit имеет параллели, указанные Моммзеном (MJ, 175): nobis sedit consilium – Amm. Marc. XVII.7.6; cui... sententia sedit – Get. 153. Хотя nobis у Аммиана ненадежно засвидетельствовано традицией, не подлежит сомнению, что конструкция требует косвенного дополнения в дативе. Поскольку Filimer filio (Gadarigis) не может быть искомым dat., продолжая abl. abs. (rege regnante), приходится допустить, что здесь имеет место перемена конструкции, возможно облегченная тем, что filio могло восприниматься и как dat., и как abl. 20 . locaquae=locaque (Введение, § 7.1). 21 . Старая этимология Oium из гот. (уже Мюллен-хофф: MJ, 163) как «страна, изобилующая водой», кажется весьма правдоподобной в отличие от индоарийских построений О.Н. Трукчева (см. его работы: О синдах, 58; Периферия, 20–21; Лингвистическая периферия, 394–395). В статье В.Н. Топорова (Топоров. Oium) рассматриваются варианты локализации этой местности, однако не учитывается сопоставление топонима с др.-сканд. Arheimar «речная область», в которой находился пресловутый Danparstair скандинавских саг (Браун. Разыскания, 245 и сл.). Предлагаемые В.Н. Топоровым семантические сопоставления с рус. вырей и родственными словами вряд ли могут быть признаны правдоподобными. Тот же корень, что в Oium, не без основания видят в слове Gepidoios у И. (см. коммент. 169); ср. нем. Aue. Что же касается локализации Ойума, то здесь мы имеем дело скорее не с реальным, а с эпическим пространством (как и в случае с Arheimar), которое связано с действительным лишь опосредованным образом. В следующих комментариях мы подчеркнем некоторые явные непоследовательности «переселенческой саги». Вместе с тем сама «переселенческая сага», пусть в переработанном фантазией сказителей виде, отражает, очевидно, движение готов в Причерноморье. Оно привело в конечном счете к формированию там черняховской культуры, судьбы которой так или иначе связаны с древнейшей историей славянства (Щукин. К предыстории; Топоров. Древние германцы).

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Мотив переодевания монарха с целью тайного посещения им врагов встречается неоднократно как в римской, так и в персидской позднеантичной литературе. Например, предшественник Прокопия Кесарийского Аммиан Марцеллин рассказывает о том, как цезарь Констанций Галл, в 351–354 годах бывший правителем римского Востока, по совету своей жены, августы Константины, дочери Константина Великого (306—337), последовал примеру императора Галлиена (253—268). Он переодевался в одежду простого обывателя и, скрывая под одеждой оружие, вместе с товарищами шатался вечерами по харчевням и злачным местам Антиохии, пользуясь знанием греческого языка и подслушивая антиправительственные разговоры декурионов (Amm. Marc. XIV. 1. 8–10). В Сасанидском Иране существовал эпический роман о Шапуре II (309—379), в котором сообщалось, что этот персидский царь совершил путешествие в Рим incognito, но был предан персидским эмигрантом, разоблачен и по приказу римского императора зашит в ослиную шкуру. Затем Шапур был спасен рабыней-персиянкой, узнавший о его царском происхождении, и бежал вместе с ней на родину. Позднее, в эпоху Хосрова II Парвиза (591—628), этот роман был инкорпорирован в состав позднесасанидской придворной хроники «Khwady-Nmag», а в конце X века художественно переработан Фирдоуси . Возможно, Прокопий, рассказывая о тайном посещении императором Майорианом Гензериха, просто пересказал литературное произведение, которое представляло собой вариацию банального сюжета. Однако эпизод, связанный с пришедшим в движение римским оружием из карфагенского арсенала, позволяет обнаружить более глубокие истоки истории путешествия Майориана к вандалам. Как показал Жорж Дюмезиль, древнеримская религия была пропитана представлениями о знамениях богов. Например, из рассказа Тита Ливия известно, что в 172 году до Р.Х., накануне Третьей Македонской войны против царя Персея (179—168 до Р.Х.), молния во время ночной грозы расколола ростральную колонну, воздвигнутую в период Первой Пунической войны в честь победы над карфагенским флотом при Коссире (254 год до Р.Х.).

http://bogoslov.ru/article/6175610

389 Где египетские маги взяли воды для обращения в кровь, когда Моисей обратил уже всю воду в кровь? (epist. 143). Можно ли епископу ходатайствовать пред судом за подсудимого? (epist. 152). Имеет ли душа тело после смерти? (epist. 158). Какого рода был голубь, под видом которого Дух Св. сошел на Христа? (epist. 169). Имеют ли какое-нибудь понятие о Боге утробные дети? (epist. 187). 394 Hieron. epist. 22: Clerici ipsi, quos in magisterio esse oportuerat doctrinae pariter et timoris, osculantur capita matronarum, et extenta manu, ut benedicere eos putes velle, si nescias, pretia accipiunt salutandi Illae interim, maritorum expertae dominatum viduitatis praeferunt libertatem, castae vocantur, et post coenam dubiam Apostolos somniant. Conf. epist. 52. 398 Aug. Serm. 15 – Enar. in psal. 30: Quam multos putatis velle esse christianos, sed offendi malis moribus christianorum. – Contra Faust. XIII, 16. Christiani boni in comparatione multitudinis malorum pauci sunt. 399 III, 9. Quid est alind paene omnis coetus christianorum, quam sentina vitiorum? VII, 23. Barbari castiores ac puriores sunt, quam Romani.... Ut rem dicamus novam, rem incredibilem, rem paene etiam inauditam, castos etiam Romanos esse fecerunt Wandali….. Sola nos morum nostrorum vitia vicerunt. 400 Hier. t II, Lib. contr Joh. Hierosol.. Facite me romanae urbis episcopum, et ero protinus christianus. Conf. Amm. Marcel. XXVII, 9. 401 Herzog. Real – Encycl.: Bonifacius, Eulalias – Dupin. Nour. bibl. des aut. eccl. t. III, p. 260. 402 Подробное изложение состояния манихейства и пелагианства в это время не входит в пределы нашей задачи. 408 Caes. de bell. gall. I, 12: Omnis civitas Helvetia in quatuor pagos divisa est. Tacit. German. 429 Civ. Dei. I, 1. В этом месте Августин разумеет, кажется, как язычников, так и слабых верою христиан. Читать далее Источник: Красин М. Творение Блаженного Августина De Civitate Dei, как апология христианства в его борьбе с римским язычеством Исследование. – Казань : В Унив. тип., 1873. – 392 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Непосредственной причиной войны стала попытка римлян посадить на армянский престол своего ставленника – Трдата III (298-330) , представителя парфянской династии Аршакидов. Шах Нарсе (293-303) – сын грозного Шапура I (240/243-272/272) еще задолго до захвата иранского престола истребил большую часть Аршакидов в Армении, которая была завоевана персами в 252/253 гг. и была уделом Нарсе. На рубеже 280-290-х годов Нарсе, по всей видимости, был вовлечен в междоусобную борьбу за власть в Иране и активно использовал военные ресурсы Армении для победы над конкурентами. В 293 году, после смерти Бахрама II, Нарсе смог захватить иранский трон и умертвил своего внучатого племянника, юного Бахрама III, носившего титул «царя Сакастана» . После этого узурпатор начал готовиться к войне с римлянами, которая началась в 296/297 годах. Диоклетиан направил против персов армию под командованием Галерия, которому теперь предстояло стяжать лавры Домиция Корбулона. Первоначально, в 297 году, боевые действия складывались для римлян крайне неудачно. Галерий был разбит между Каррами и Каллиником (согласно другой версии, в двух битвах при Каррах, затем под Каллиником) и вынужден отступать из Армении. В наказание за этот разгром, как отмечает Евтропий, Диоклетиан заставил Галерия бежать в парадных доспехах за своей колесницей ( passuum milia purpuratus tradatur ad vehiculum cucurrisse ) [Eutr. IX, 24]. Этот же эпизод упоминается Евсевием ( Galerius Maximianus victus a Narseo ante carpentum Diocletiani purpuratus cucurrit ) [Euseb. Chron. 300] и Аммианом Марцеллином ( Augusti vehiculum irascentis per spatium mille passuum fere pedes antegressus est Galerius purpuratus ) [Amm. Marc. XIV, 11, 10]. « Purpuratus » означает в данном контексте не только пурпурный плащ цезаря, в который был облачен бегущий Галерий, а весь парадный доспех командующего, включавший мускульную кирасу, пышные птерюги, поножи, а возможно и шлем с маской. В эту эпоху армия сасанидского Ирана, вероятно, мало изменилась со времен Арташира I Папакана (224-241). Главной силой персов по-прежнему была тяжелая конница, формировавшая дружины знатных князей, а также конные подразделения, состоявшие из иранских кочевников. Эти кочевники являлись на службу по призыву шаха. В подобных иррегулярных конных частях служили не только мужчины, но также женщины, а воины этих частей были с детства приучены сидеть верхом и проводили на коне большую часть жизни [Herodian. VI, 5, 3-4] . Это обстоятельство свидетельствует о том, что персидская армия при ранних сасанидах, как и в Парфии, состояла преимущественно из иррегулярной конницы. Эта конница комплектовалась не только из тяжеловооруженных парфянских и персидских азатов, но в значительной степени из дружин тех или иных сакских и сарматских вождей, присягнувших шаху. Подобное предположение подтверждается тем, что в этой коннице женщины служили наравне с мужчинами, что соответствует известным пережиткам матриархата у сарматов и в целом у иранских и тюрко-монгольских кочевников.

http://bogoslov.ru/article/6175962

   001    002    003   004     005    006    007    008