«…папа берет от святого Тела частицу и полагает ее в чашу без всяких слов. И затем все причащаются в молчании» (PL 78, 86) (Цит. по: [Карабинов, 1915, 749]). Хотя чин и молитвы, описанные в римском сакраментарии, не содержат особенностей константинопольской традиции, сакраментарий Григория является самым древним свидетельством благословения Чаши погружением Преждеосвященного Хлеба. Вероятнее всего, эта особенность богослужения появляется на Западе из восточной практики, т. к. в древнейших латинских источниках какого-либо чина, подобного восточным, нет. Самое раннее упоминание о свт. Григории как авторе Преждеосвященной Литургии встречается в Константинопольском синаксарии – собрании кратких агиографических заметок, составленном, вероятно, в X в. Под 12 марта в конце жития святителя сообщается о том, что он установил в Римской Церкви практику совершения Литургии Преждеосвященных Даров в седмичные дни Великого поста: «…говорят, что он тот, кто учредил литургию, совершаемую нами в дни поста…» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 48]) Правда, другие рукописи этого же синаксария содержат несколько иной текст: «…говорят, что именно он положил начало совершению полной Литургии в дни поста у римлян…» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 48]). Некоторые выводы 1 . Большинство известных рукописей, отражающих Константинопольскую традицию, либо не упоминают автора Литургии Преждеосвященных Даров (таких манускриптов значительное количество), либо упоминают имена свтт. Василия Великого , Епифаний Кипрского , Германа Константинопольского , Григория Двоеслова , папы Римского 11 . 2 . Византийские комментаторы хотя и упоминают об атрибуции Преждеосвященной Литургии, однако из контекста видно, что они не ставили целью указать автора, а скорее указывали на древность богослужения, и его апостольский авторитет (упоминая имя св. ап. Иакова) или авторитет константинопольской кафедры (упоминая имя свт. Василия Великого ). Некоторые византийские комментарии (напр., у Никиты Стифата , Иоанна Клавдиопольского, Досифея II Нотары, прп. Никодима Святогорца ) имеют выраженный, анти латинский характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно рукописям Типикона Великой ц. и к-польского Профетология, «Д. и. м.» пелось во все дни совершения литургии Преждеосвященных Даров (кроме сырных среды и пятницы и Великой пятницы, когда оно заменялось иными прокимнами - Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 14-15; в совр. практике в эти дни литургия Преждеосвященных Даров не совершается) по окончании ветхозаветных чтений, после диаконского возгласа « Премудрость! » и преподания мира предстоятелем. «Д. и. м.» пел певец с амвона; духовенство в это время (как и во время др. прокимнов) сидело в алтаре; затем следовали ектении литургии Преждеосвященных Даров ( Alexopoulos. P. 213-220). При совпадении праздника Благовещения Пресв. Богородицы с будними днями Великого поста «Д. и. м.» пелось и на полной литургии ( Mateos. Typicon. P. 254). В памятниках студийской традиции указания об исполнении «Д. и. м.» в целом те же, что и в Типиконе Великой ц.,- оно поется в те же дни (включая Благовещение, случившееся в постный день; см., напр.: Arranz. Typicon. P. 132) и в том же месте чина литургии Преждеосвященных Даров, но песнопение перестает восприниматься просто как прокимен, и утверждается практика коленопреклонения во время пения «Д. и. м.» (во время пения стихов певцом колени должен преклонять народ, а во время повторения припева - тот из 2 хоров, к-рый не поет; см., напр.: Ibid. P. 209). Кроме того, появляются (но не повсеместно) обычаи участия в пении «Д. и. м.» священника и совершения в это время каждения ( Alexopoulos. P. 213-221). В современной практике основанной на Иерусалимском уставе (к-рый в свою очередь основан на Студийском уставе), «Д. и. м.» понимается как неотъемлемая часть и уникальное песнопение литургии Преждеосвященных Даров (в т. ч. и потому, что во все те дни, когда древние памятники предписывали заменять «Д. и. м.» иным прокимном, Иерусалимский устав запретил совершение литургии). После окончания 2-й паремии священник говорит чтецу:    , диакон возглашает:   - и начинается пение «Д. и. м.». Первое и последнее «Д.

http://pravenc.ru/text/168638.html

  5         See more in (de Trin. XIV.11ff; XV.5; XV. 20),in the former he introduces the most difficult part of metaphor: the celebrated triad, memory, understanding and will.       Expositio rect. Fidei 3. Journal of Theological Studies XLVII (1946): 185-186;57-58        “On St. John 2. 10, 75, 76“.  The Commentary of Origen on Saint John’ s Gospel: The Text Revised  With a Critical Introduction and Indices. Ed. Brooke, A. E.. Wipf & Stock Publishers, 2009        Association is a wording used by me here to denote the patristic idea of a relation resulting from interaction or dependence.     PG 141, 124A. Noteworthy, Xexakes established a new outlook on Basil the Great’s text given in Migne and cited here, after the critical edition of his text created by Sesboué. Xexakes, too, argued that the given idea was inadvertently put in the context of Theologia/immanent theology, while in Basil’ argument it had the function of presenting an argument in the context of Oikonomia (Alexopoulos 130).       Alexopoulos notices that „der Versuch, das Vatersein als grundlegende Eigenschaft der väterlichen Hypostase aufzuzeigen, ist nicht zufällig, sondern erklärt sich im Rahmen einer allgemeinen Tendenz auf Seiten der Filioquisten, die Namen der göttlichen Hypostasen und nicht deren Existenzweisen als Basis für die Unterscheidungen in der Trinität im eigentlichen Sinne die Namen des Vaters, des Sohnes und des Geistes selbst sind“ (Alexopoulos 167)        In fact, the term ‘περιχρησις’ has another, besides co-inherence, accepted equivalent in English, namely circumincession. See, Kattan, A. E., The Christological Dimension of Maximus Confessor’s Biblical Hermeneutics in: Studia Patristica, XLII (2006): 172. The term ‘co-inherence’ seems more visual than the term ‘circumincession’, because of its having a wide range of associations for modern English readers, as Prestige (282) has shown.      George Florovsky explains this accordingly, ‘the ultimate purpose of the Palamite distinction between the “essence” and “energy” in God was exactly to safeguard the Divine freedom and aseity.

http://bogoslov.ru/article/4213608

511 Евлогий Георгиевский, митр. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т.Манухиной. Париж, 1947. С.554. 513 Larchet J.-C. Personne et nature: La Trinité – Le Christ – L’homme. Paris, 2011. Р.387–388, n.710. 515 Подробнее см.: Alexopoulos S. Did the Work of Fr.Alexander Schmemann Influence Modern Greek Theological Thought? А Preliminary Assessment//SVTQ, 53 (2009). Р.273–299. 517 См.: Basioudis G.I dynami tis latreias: I symboli tou p.Alexandrou Schmemann sti Leitourgiki Theologia [Сила служения: вклад о. Александра Шмемана в литургическое богословие]. Athens, 2008. Обсуждается в: Alexopoulos S. Did the Work of Fr.Alexander Schmemann Influence Modern Greek Theological Thought? Р.283–284. 518 Другой пример богословия, которое в данном случае основано на литургической жестикуляции, см. У молодого греческого богослова: Andreopoulos А. The Sign of the Cross: The Gesture, the Mystery, the Hismory. Brewster, МА, 2006. 522 См.: Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. Богородице-Сергиева Пустынь, 2007. 523 См.: Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.4. 524 Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.25–26. 525 Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.40. 526 Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.45–46. 527 Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.49. 528 Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви.С.67–69. 529 Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.78–79. 530 См. Гондикакис В., архим. Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви. С.97.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Oriens Christianus Orientalia Christiana Analecta Orientalia Christiana Periodica The Oxford Dictionary of Byzantium Ostkirchliche Studien Orientalia Lovaniensia Analecta Ordo Predicatorum (Орден доминиканцев) L " Orient Syrien Ordo Sancti Benedicti (Орден доминиканцев) Migne, Patrología Graeca Pontificio Istituto Orientale (Roma) Pontificium Institutum Orientalium Studiorum (Roma) Migne, Patrología Latina Proche-Orient Chretien Patristische Texte und Studien Questions liturgiques Revue des Etudes Byzantines Revue des sciences religieuses Studia Anselmiana Société des Bollandistes (Общество болландистов) Sources Chrétiennes Studies in Church History Subsidia Hagiographica Societas Jesu (Общество Иисуса) Studia Liturgica Studi sull’Oriente cristiano Studia Patristica Studi e testi St. Vladimir’s Theological Quarterly Theologische Quartalschrift Travaux et mémoires Theological Studies Theologie und Glaube Vetera Christianorum Variorum Collected Studies Series Woodbrooke Studies Zeitschrift für Kirchengeschichte Zeitschrift für katholische Theologie Анафора Апостолов, сирийская версия Богословские труды Византийский Временник Журнал Московской Патриархии Литургия апостола Иакова Литургия св. Марка Литургия Преждеосвященных Даров архиеп. архиепископ мученик архим. архимандрит патриарх епископ преподобный игумен пресв. пресвитер иером. иеромонах потоиерей инокиня профессор митрополит святой святитель Список трудов, упоминаемых в сокращенной форме ABBOTT=Documents of Vatican II/Abbott W. M. (ed.). New Win Pub, 1966. ALEXOPOULOS=Alexopoulos S. The Presanctified Liturgy in the Byzantine Rite: A Comparative Analysis of its Origins, Evolution, and Structural Components//Liturgia Condenda. Vol. 21. 2009. ANAPHORAE SYRIACAE=Anaphorae Syriacae quotquot in codicibus adhuc repertae sunt cura Pontificii Instituti Studiorum Orientalium editae et latine versae. Vol. I–II. Romae, 1939–1973. ANDRIEU M. IMMIXTIO=Andrieu M. Immixtio et consecratio: la consécration par contact dans les documents liturgiques du moyen âge. Paris, 1924.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Ни одна из сохранившихся рукописей старше XV в. не атрибутирует Преждеосвященную Григорию Двоеслову . Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (+604), – один из великих отцов Церкви. Некоторые исследователи сравнивают его влияние на церковную традицию на Западе со значением свт. Василия Великого в литургических реформах на Востоке. Имя свт. Григория в над писании Преждеосвященной Литургии присутствует в списках начиная с XV в. Позже эта атрибуция утверждается в печатных изданиях. Существует мнение, согласно которому Григорий Великий задокументировал чин Преждеосвященной Литургии в годы своего пребывания в Константинополе в статусе папского легата c 579 по 585гг. (См., напр.: [Hudleston, 1909, 780–787]). В рукописной традиции свт. Василий Великий упоминается в синайском диакониконе – служебнике особого состава, предназначенном для диакона Diakonikon Sinai gr. 1040 (XII в.), в примечании на полях в Ottoboni gr. 344 (1177), а также в армянском переводе Литургии Преждеосвященных Даров, ранних грузинских [Желтов, 2016, 271–272], некоторых сирийских и славянских рукописях 2 . В русских рукописях до XV в. Литургия называется либо «Служба святого поста», либо «постная служба святого Василия». В рукописях XVI в. появляется современная атрибуция, хотя и редко. И лишь после XVII в. авторство Григория становится общепринятым [Желтов, 2016, 271–272]. Византийские комментаторы В византийском литургическом комментарии Protheoria (Протеория), написанном между 1054 и 1067гг., так говорится об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров: «…говорят одни, что она Иакова, называемого братом Господним, иные – Петра верховного апостола, иные – иных» [Феодор Андидский, 1884, 409]. Любопытным является мнение патр. Михаила Керулария Константинопольского (XI в.). Отметив древность Литургии Преждеосвященных Даров и поместив ее во времена «еще до великих мистагогов» – свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста , он замечает, что после принесения Даров к алтарю «произносится тайная молитва святителя Афанасия, патриарха Александрийского… Эта молитва встречается в каком-то древнем Евхологии» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 50]). Он же обращает внимание на то, что во многих современных ему богослужебных книгах свт. Григорий Двоеслов назывался автором Преждеосвященной Литургии, которая совершалась в Риме [Alexopoulos, 2009, 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

The confusion behind this issue was huge and not easy to dissipate, because, by saying the Holy Spirit came into being only from the Ousia of the Father, someone could imply the abrogation of the homousion, since the Son, too, partakes in the divine Ousia. Alternatively, to say that the Holy Spirit proceeds solely from the hypostasis of the Father as opposed to the common Ousia, provided that the divine hypostases are distinct, could imply, however, the impermissible rationale of tritheism, because, for the early theologians hypostasis could not exist apart from the Ousia and vice versa. The Patriarch Gregory the Cyprius conceptualized the way the Holy Spirit is to be associated with the Father and the Son by using two terms: to have the existence ( παρξιν χει) and to exist ( πρχει) (Alexopoulos 192-193). The first term conveys the idea that ‘the Holy Spirit has his existence solely from the Father (the item of origin), while the second term advances the idea that the Holy Spirit, too, exists from the Son, as the latter makes the Spirit to emanate, appear and to come into the world; the Holy Spirit rests in the Son and is permanently founded in him by virtue of their common essence and co-inherence’ ( De processione Spir. Sancti, PG 142, 275C). Yet, was this emanation of the Holy Spirit his own hypostasis or the grace of God? For the followers of Photius, i.e., Gregory the Cyprius and Gregory Palamas it was the common grace of God that was bestowed on human beings and not the hypostasis of the Holy Spirit as Konstantinis Melitiniotis, the Patriarch John Bekkos, George Metochitis, and others claimed (Alexopoulos 182-185). The argumentation provided by the opponents of the filioque was developed on the ground of differentiation between the divine essence and divine actions. 4.1 The statement of the problem The differentiation between divine essence and divine actions implied a contentious axiom, namely the idea that in communicating with God there should be a difference between the imparticipable ( μεθεκτν) and participable existence ( μεθεκτν) (Savvatos, θεολογικ, 80).

http://bogoslov.ru/article/4213608

The first Divine Liturgy in the newly consecrated church followed with Archbishop Demetrios presiding. His Grace Bishop Andonios of Phasiane, Chancellor of the Greek Orthodox Archdiocese concelebrated assisted by eight priests and two deacons. They were Fr. Steven (Sergios) Zorzos, the dean of the Cathedral, the V. Rev. Archimandrite Joachim Cotsonis, Fr. William Bartz, Fr. Konstantinos Pavlakos, Fr. Dimitrios Antokas, Fr. Michael Eaccarino, Fr. Stephanos Alexopoulos, Fr. Dimitrios Lee and Archdeacon Panteleimon Papadopoulos and Deacon Eleftherios Constantine. Former dean of the Saint Sophia Cathedral Fr. John Tavlarides was prayerfully attending in the altar. Archbishop Demetrios in his homily to the congregation commended the community of Saint Sophia for its steadfast Christian Orthodox witness in the Nation’s Capital for over a century. He said that the consecration of a church invites us also to be consecrated anew in our faith and in the teachings of our Lord and His Gospel. At another point, His Eminence said that we also pray for Cyprus, that it will be united again and will be renewed in the same spirit after more than 40 years of occupation. Finally, Archbishop Demetrios conveyed the Patriarchal blessings, love and best wishes of His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew, on whose request, as he said, he bestowed the offikion of Protopresbyter of the Ecumenical Patriarchate to the dean of the Cathedral, Rev. Dr. Steven Zorzos. After the dismissal of the Divine Liturgy, His Eminence distributed as a blessing to all in the congregation, a piece of the white linen garment worn by the hierarchs over their vestments, during the service of the consecration. Saint Sophia’s Consecration weekend began Saturday, May 9, 2015. His Eminence Archbishop Demetrios met with groups of children of the community, in the church sanctuary and their classrooms, in the adjacent Frosene Education Center. He observed the various activities and learned of the many programs that flourish in the parish. Later in the afternoon, Archbishop Demetrios of America and Bishop Andonios of Phasiane presided at the service of the preparation of the Holy Relics and the festal and panegyrical Archieratical Vespers. In the sermon, offered by Bishop Andonios of Phasiane, His Grace spoke about the historical basis of the service of Consecration and about the lives of the Saints, whose relics were to be used for the consecration. He said, the Consecration of the Cathedral of Saint Sophia gives us all the opportunity to consecrate ourselves as well, to re-baptize, renew and rededicate ourselves, just as in the Holy Sacrament of Baptism. In the evening, a celebratory grand banquet followed in Washington’ s Ritz-Carlton Hotel.

http://pravmir.com/archbishop-demetrios-...

3 . Проблема авторства Литургии Преждеосвященных Даров требует дополнительных комментариев относительно предмета изучения. – Если говорить о создании общественного богослужения, которое включает совместное причащение, но при этом исключает евхаристическую молитву общины, мы вряд ли сможем назвать определенно автора такого установления. Причины появления Литургии Преждеосвященных Даров на Востоке и ее широкое распространение в восточных поместных Церквях требуют особого исследования. – Можно говорить об авторстве молитв. Центральных священнических молитв Литургии, которые формируют ядро формуляра, семь: об оглашенных, о готовящихся к Просвещению, 2 молитвы верных, молитва перед «Отче наш», главопреклонная и благодарственная. К сожалению, кроме некоторых косвенных данных, которые требуют дополнительного исследования, у нас нет определенных свидетельств, указывающих на авторство молитв Литургии Преждеосвященных Даров. Этот вопрос остается открытым. – Если говорить о ключевом элементе константинопольской Литургии, то самое древнее свидетельство о благословении Чаши погружением в нее Преждеосвященного Хлеба встречается в сакраментарии Григория. Нам известны западно-сирийские чины Литургии Преждеосвященных Даров, сохранившиеся в рукописях X века и позже, которые описывают практику «знаменования чаши [Телом Христовым]», когда при осенении чаши частицей Тела Христова предстоятель изображает частицей знамение креста, обмакивая при этом частицу в вино [Желтов, 2016, 266] 12 . Восточно-сирийский обряд указывает отшельнику осенять чашу Святым Хлебом с молитвой, не погружая святой Хлеб в вино [Желтов, 2016, 267]. В египетской традиции также известно существование чина освящения чаши «посредством Преждеосвященной Частицы» [Alexopoulos, 2009, 114–117]). Итак, в сакраментарии Григория Великого встречается самое древнее свидетельство о чине погружения Евхаристического Хлеба в вино на Литургии Преждеосвященных Даров. Так что поминовение святителя Григория Великого , папы Римского, на отпусте Преждеосвященной Литургии вполне оправдано. Источники и литература

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исследователи выдвинули различные предположения относительно причин приписывания Л. П. Д. папе Римскому Григорию - латиноязычному автору, не связанному с к-польской богослужебной традицией (см.: Малиновский. 1850. С. 61-75; Смирнов-Платонов. 1850. С. 53-70; Μωρατης. 1955. Σ. 26; Желтов. 2004; Alexopoulos. 2009. P. 52-55; Parenti. 2010). Появлению его имени в рукописях и изданиях Л. П. Д. предшествовала достаточно длительная агиографическая традиция, начавшаяся с размещения в житийной справке о нем под 12 марта в Синаксаре Великой К-польской ц. сведений о том, что он установил в Рим. Церкви практику совершения полной литургии (т. е. мессы) в будние дни Великого поста. Эта информация отсутствовала в первоначальной редакции Синаксаря, поскольку ряд рукописей ее не содержит; равным образом близкий к Синаксарю Минологий Василия II также не упоминает об этом (PG. 117. Col. 349). Но не позднее 2-й пол. XI в. она была добавлена: в частности, она вписана в рукопись Paris. gr. 1617, 1071 г. (SynCP. Col. 531-534: в разночтениях). Источником для появления этой информации послужило, вероятнее всего, офиц. «Разъяснение» (Δλωσις), данное патриархом К-польским Михаилом II Оксеитом (1143-1146) по запросу императора (RegPatr, N 1021). Сама по себе эта информация была достаточно корректна - во всяком случае, она имела основания в лат. традиции ( Parenti. 2010. P. 84) - и должна была пояснить визант. аудитории, почему лат. христиане служат полную мессу в дни Великого поста, в то время как правила древних Соборов запрещают совершение в эти дни полной литургии. Однако в более поздних редакциях Синаксаря - напр., в рукописи Berollin. SB. gr. 219, XII-XIII вв., легшей в основу издания И. Делеэ,- сообщение о введении свт. Григорием полной литургии в будние дни Великого поста для лат. христиан превратилось (возможно, из-за разрыва византийцев с последними) в информацию об установлении им «той литургии, которую мы [византийцы.- Авт.] совершаем в постные дни» (SynCP. Col. 532), т. е. Л. П. Д. Это самое раннее упоминание о свт. Григории Двоеслове как создателе Л. П. Д.

http://pravenc.ru/text/2110603.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010