Об интересе гностиков к сакраментологическим теориям можно судить и из творений священномученика Иринея Лионского, который, в частности, впервые упоминает термин «эпиклеза», причем в контексте именно гностического богослужения (Iren. Adv. Haer. I. 7. 1–2, см. также I. 13. 2), и др. Заключение В целом, данные раннехристианских апокрифов подтверждают то значение Евхаристии для церковной общины, о котором говорится в Новом Завете, и сообщают ряд ценных сведений о путях развития евхаристического богослужения в доникейскую эпоху. 1 Acta Thomae (изд.: Klijn A. F. J. The Acts of Thomas: Introduction, Text and Commentary. Leiden, 2003. (=Supplements to New Testament; 108)), §§ 27, 29, 49–51, 120–121, 133, 158. Памятник сохранился в двух версиях — греческой и сирийской; в нашем анализе мы использовали обе. 2 См.: Messner R. Zur Eucharistie in den Thomasakten: Zugleich ein Beitrag zur Frühgeschichte der eucharistischen Epiklese//Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honour of G. Winkler. R., 2000. P. 493–513 (=Orientalia Christiana Analecta; 260); Myers S. Spirit Epicleses in the Acts of Thomas. Tübingen, 2010 (=Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 281) 3 Здесь и ниже все переводы наши. Перевод «Деяний [Иуды] Фомы» сделан с греческой версии памятника. 4 Из прочего контекста памятника понятно, что под этими «близнецами» автор имеет в виду Господа Иисуса (видимо, по человеческой природе) и самого апостола Фому. 5 См.: Rouwhorst G. La célébration de l’eucharistie selon les Actes de Thomas//Omnes circumadstantes: Contributions Towards a History of the Role of the People in the Liturgy: Presented to H. Wegman. Kampen, 1990. P. 51–77. 6 Acta Ioannis (изд.: Junod E., Kaestli J.-D. Acta Ioannis. Turnhout, 1983 (=Corpus Christianorum. Series Apocryphorum; 1), §§ 72, 85–86, 109–110. 7 См.: Junod, Kaestli. Op. cit. P. 119. 8 8 Впрочем, аргумент от умолчания не сам по себе не обладает большой силой. С другой стороны, в позднейшем прибавлении к «Деяниям Иоанна», объединенном в первом издании этого памятника с древнейшими частями (§ 10), упоминается чаша с ядом (φρμακον), о которой апостол Иоанн молится, чтобы она сделалась для него «как Чаша Евхаристии» (ς ποτριον εχαριστας).

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Из средневек. толкований на греч. языке наиболее известны сочинения под именем Экумения ( Oecumenius. Commentarius in Epistulas catholicas Ioannis I-III//PG. 119. Col. 617-704), Феофилакта Болгарского ( Theophylactus Bulgarorum. Expositio in Epistolas S. Ioannis//PG. 126. Col. 9-84) и Евфимия Зигабена ( Euthymii Zigabeni Commentarius in XIV epistolas S. Pauli et VII catholicas/Ed. N. Kalogeras. Athenis, 1887. Vol. 2. P. 590-646). На сир. языке сохранились толкования Дионисия бар Салиби ( Dionysius bar Salibi in Apocalypsim, Actus et Epistulas Catholicas/Interpr. Ed. J. Sedlacek. Louvain, 19542. P. 120-128. (CSCO; 60. Syr.; 20)) и Григория Бар Эвройо ( Klamroth M. Gregorii Abulfarogii bar Ebhroya in Actus Apostolorum et Epistulas Catholicas adnotationes Syriace: Diss. Gött., 1878). Из лат. толкований сохранились 10 проповедей на Первое Послание ап. Иоанна блж. Августина ( Augustinus Hipponensis. In Ioannis Epistulam ad Parthos Tractatus//PL. 35. Col. 1977-2062; SC. 75), составленные в 407 г. (или, по др. расчетам, в 415). Известны также толкования под именем Илария (Tractatus Hilarii in septem Epistolas Catholicas//Scriptores Hiberniae minores/Ed. R. E. McNally. Turnhout, 1973. Pars 1. (CCSL; 108b), Кассиодора ( Cassiodorus. Complexiones in Epistulas apostolorum//PL. 70. Col. 1369-1376) и Беды Достопочтенного ( Beda Venerabilis. In Epistolas S. Ioannis I-III//PL. 93. Col. 85-124; новое издание: In Epistulas septem catholicas/Ed. D. Hurst. Turnhout, 1983. P. 284-334. (CCSL; 121)). В период высокого средневековья на лат. языке были составлены Glossa Ordinaria (Glossa Ordinaria: Epistolae B. Ioannis I-III//PL. 114. Col. 693-706), комментарии Мартина Леонского (1203) ( Sancti Martini Legionensis Presbyteri Expositio Epistolae I B. Ioannis//PL. 209. Col. 253-298), Стефана Лангтона (1228) (не изданы), Николая де Горрана (1295) ( Nicolas de Gorran. Acta Apostolorum et... Ioannis... canonicas epistolas... commentarii. Antw., 1620). Лит.: Комментарии: Westcott B. F.The Epistles of St.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Кира и Иоанна, находящегося в Acta SS 438 . Мы указали только наиболее важные случаи влияния Acta SS. на вторую книгу Четиих-Миней. Можно думать, что недостаток времени не дозволял Святителю использовать новый источник для этой книги так, как бы было желательно. На это указывают некоторые отметки в Прологе. Напр., 5-го января, против памяти преп. Сигклитикии в Прологе есть ссылка на Acta SS. (январь, I, 242) с отметкой «fuse»; однако в Четиих-Минеях мы имеем не пространное, а краткое житие Преподобной, написанное по Прологу. 23-го января Святитель, по руководству Vitae Patrum и Метафраста, дает сравнительно небольшое и бедное содержанием житие преп. Ефрема Сирина , между тем в Acta SS. (февраль, I, 49), которые отмечены в Прологе, имеется богатейший материал о жизни и деятельности Преподобного. Если бы позволило время, Святитель несомненно использовал бы в Acta все, что они давали, и что отвечало целям и задачам его труда. Об этом свидетельствует отношение к Acta и при дальнейшей работе. Не стесняемый временем, Святитель не оставляет теперь Acta до самого окончания Четиих-Миней и, можно думать, чаще обращается к ним, нежели к другим латинским источникам. Особенно это надо сказать о третьей книге Четиих-Миней, на месяцы: март, апрель и май. Здесь Acta Sanctorum занимают исключительно господствующее положение и в течение этих месяцев нельзя указать почти ни одного дня, который бы был написан без них. Об этом свидетельствуют анализ и содержание житий третьей книги и особенно Пролог Святителя, где в марте и апреле ссылки на Acta Sanctorum встречаются не только под каждым числом, но почти при каждой памяти. В четвертой книге Четиих-Миней влияние Acta Sanctorum сказывается уже слабее. Вполне соответствующего материала на месяцы июнь, июль и август они не давали, но все же Святитель и при составлении житий на эти месяцы обильно воспользовался Аста-ми и внес из них немало полных житий в свои книги. Всех, заимствованных из Acta Sanctorum во втором полугодии Четиих-Миней житий святых насчитывается 94 (39 в мартовской и 35 в июньской книге), но это число может быть значительно увеличено. Дело в том, что во многих случаях Acta SS. давали те же редакции житий, что и Сурий или другие источники 439 , и хотя мы подобные жития отнесли к заимствованным не из Acta Sanctorum, но Святитель вполне мог работать в этих случаях и по ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ioannis Philoponi in Aristotelis analytica posteriora commentaria cum Anonymo in librum ii/Ed. M. Wallies. Berlin, 1909. (Commentaria in Aristotelem Graeca 13.3). Ioannis Philoponi in Aristotelis de anima libros commentaria/Ed. M. Hayduck. Berlin, 1897. (Commentaria in Aristotelem Grae-ca 15). Ioannis Philoponi in Aristotelis libros de generatione et corrup-tione commentaria/Ed. H. Vitelli. Berlin, 1897. (Commentaria in Aristotelem Graeca 14.2). Ioannis Philoponi in Aristotelis meteorologicorum librum pri-mum commentarium/Ed. M. Hayduck. Berlin, 1901. (Commentaria in Aristotelem Graeca 14.1). Ioannis Philoponi in Aristotelis physicorum libros octo commen-taria. 2 vols./Ed. H. Vitelli. Berlin, 1887–1888. (Commentaria in Aristotelem Graeca 16, 17). Ioannis Philoponi (olim Ammonii) in Aristotelis categorias com-mentarium/Ed. A. Busse. Berlin, 1898. (Commentaria in Aristotelem Graeca 13.1). Joannes Philoponus. De aeternitate mundi contra Proclum/Ed. H. Rabe. Leipzig, 1899. [Репринт: Hildesheim, 1963]. Jean Philopon. ha creation du monde/Trad. M. – C. Rosset, M. – H. Congourdeau. Paris, 2004. Joannes Philoponus. Arbiter (Diaitetes)/Text with latin trans. A. Sanda//Opuscula monophysitica Ioannis Philoponi. Beirut, 1930. Lang U. John Philoponus and the controversies over Chalcedon in the sixth century – A study and translation of the Arbiter. Leuven, 2001. Lee T. – S. Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogistik in der Spatantike. Gottingen, 1984. MacCoull L. S. B. Another Look at the Career of John Philoponus//Journal of Early Christian Studies. 3:1, 1995. Pp. 269–279. Pearson C. W. Scripture as Cosmology: Natural Philosophical Debate in John Philoponus’ Alexandria. Harvard, 1999. (Diss.). Philoponus. Against Aristotle on the Eternity of the World/Fragments reconstr. and trans. C. Wildberg. London, 1987. Philoponus. Against Proclus’s «On the Eternity of the World 1–5». Ithaca, 2005. (The Ancient Commentators on Aristotle). Philoponus. Against Proclus’s «On the Eternity of the World 6–8». Ithaca, 2006. (The Ancient Commentators on Aristotle).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Giovanni Duns Scoto, O. Min. (1265-1308)//Ibid. 1966. Vol. 66. P. 303-338; Veuthey L. Il concetto di Dio Uno e Trino nella teologia di Duns Scoto//Ibid. P. 448-474; idem. Jean Duns Scot: Pensée théologique. P., idem. Duns Scot et le mystère de la transsubstantiation//De doctrina Ioannis Duns Scoti. 1968. Vol. 3. P. 461-471; Wetter F. Die Trinitätslehre des Johannes Duns Scotus. Münster, 1967. (Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters; 41/5); Allegra G. Il primato di Cristo in S. Paolo e in Duns Scoto: (Dialogo col P. Teilhard de Chardin, SJ)//De doctrina Ioannis Duns Scoti. 1968. Vol. 3. P. 219-258; Brlek M. De momento Duns Scoti pro iure et iuris formatione//Ibid. Vol. 4. P. 767-816; idem. De potestate autoritatis civilis in vitam hominis ad mentem Ioannis Duns Scoti//Deus et homo ad mentem I. Duns Scoti. R., 1972. P. 417-428; Cardaropoli G. Il cristocentrismo nel pensiero di Duns Scoto e di Teilhard de Chardin//De doctrina Ioannis Duns Scoti. 1968. Vol. 3. P. 259-290; De Doctrina Ioannis Duns Scoti: Acta Congressus Scotistici Intern. Oxonii et Edinburgi 11-17 Sept. 1966 celebrati. R., 1968. 4 vol.; Elorduy E. Duns Scoti influxus in Francisci Suárez doctrinam//Ibid. Vol. 4. P. 307-337; Franchi A. Il «Filioque» al Concilio II di Lione (1274) e il pensiero di Giovanni Duns Scoto//Ibid. Vol. 3. P. 777-785; Giamberardini G. Due tesi scotiste nella tradizione copta: Il primato assoluto di Cristo e l " immacolata concezione di Maria//Ibid. P. 317-384; idem. La predestinazione assoluta di Cristo nella cultura orientale prescolastica e in Giovanni Scoto//Antonianum. 1979. Vol. 54. P. 596-621; Hyginus E. The Significance of the Apostolic Letter «Alma Parens» of Pope Paul VI//De doctrina Ioannis Duns Scoti. 1968. Vol. 1. P. 51-61; La Verdi è re E. Divine Worship and the Presence of Christ in the Eucharist according to Duns Scotus//Ibid. Vol. 3. P. 473-486; Marchesi A. L " autorità politica e la legge naturale nel pensiero di Giovanni Duns Scoto e di S.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Она состояла, поэтому, как и подлинно Апостольская, из Евангелий, Деяний какого-либо апостола, посланий и апокалипсисов. Между Евангелиями известны: Первоевангелие Иакова, Евангелие Никодима, Евангелие Фомы, Арабское Евангелие детства Спасителя, Евангелие о рождении Св. Марии (Evangelium de nativitate S. Mariae), Евангелие от Евреев, Евангелие Египтян и Евангелие от Петра 430 . Между апокрифами, носившими название Деяний или Acta, известны: Acta Petri et Pavli, Acta Pavli et Theclae, Acta Andreae, Acta Barnabae, Acta Philippi, Acta Andreae et Matthiae, Acta et martyrium Matthaei, Acta Thomae, Acta Thaddaei, Acta Iohannis. Сюда же относятся: Consummatio Thomae, Martyrium Bartolomaei. Между апокрифами, носившими название посланий, известны: послание апостола Павла к Лаодикийцам, послание апостола Павла к Коринфянам (отличное от подлинного), переписка ап. Павла с Сенекой, два послания ап. Петра к ап. Иакову. Epismola S. Iohannis Apostoli ad Hydropicum. Особенно много было апокрифов, носивших название „Апокалипсис“. Таковы: Апокалипсис Иоанна (отличный от подлинного), другой апокалипсис Иоанна, носивший название: Αποκλυψις το αγου Iωvvoυ το θεολγου κα περ το ντιχρζου, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Фомы, Апокалипсис Стефана. Сюда же относятся: Revelamio Petri Apostoli, a discipulo ejus Clemente in uno volumine redacma и αvαβτικοv ΙΙυλоυ. Хотя вся эта письменность есть письменность подложная, тем не менее не ко всем, составляющим ее, произведениям нужно относиться одинаково. Одни из них отличались большею степенью подложности, а другие – меньшею. В одних, как в Перво-Евангелии Иакова, подложность состояла только в злоупотреблении лицами, от имени которых они выдавались, а в других она явно имела злонамеренный характер и состояла или, как в Евангелии Фомы, в намеренном искажении фактов, или, как в Евангелии от Евреев и в Евангелии Египтян, в намеренном искажении текста подлинных Апостольских писаний. Подложность первого рода исходила единственно из желания дать записи о жизни Христа Иисуса то или другое имя, каковое и давалось от имени Апостола, имевшего к записи то или другое отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

ActaChristoph Acta Graeca Sancti AnBoll I (1882) 122–148. [ante s.XI] ActaCosm L.Deubner, Kosmas und Damian. Leipzig 1907. ActaCypr Acta Cypriani. AASS Septembris VII 222–245. ActaCyrJul Sanctorum Cyriei et Julittae acta graeca sincera. AnBoll 1 (1882) 192–207. [ante s.XI] ActaDem S.Demetrii Mart. Acta. PG 116, 1173–1201, 1377–1397. ActaErasm G.Desantis, Gli Atti greci di S.Erasmo. Vetera Christianorum 25 (1988) 487–555.[s.VII–VIII] ActaHeracl F.Halkin, Les Actes apocryphes de saint Héraclide de Chypre. AnBoll 82 (1964) 133–170. [s.V/VI?] ActaJo Aeta Joannis, bearbeitet von Rh.Zahn. Erlangen 1880. [s.V] ActaMare F.Halkin, Actes inédits de saint Marc. AnBoll 87 (1969) 343–371. ActaMarin H.Usener, Acta S.Marinae et S.Christophori. Bonn 1886 (Index 76–80). [s.IX vel antea] ActaMel Acta fabulosa S.Meletii et sociorum, AASS Mai V 436–467. [ante s.XI] ActaMelJun H.Delehaye, S.Melaniac iunioris acta graeca. AnBoll 22 (1903) 5–49. [s.V] ActaPersMet Les versions grecques des Actes des martyrs persans sous Sapor II, publ. par H.Delehaye, PO II (1905) 405–560 (546–57 metaphr.Vers.). ActaPhil Acta Philoromi et Phileae, ed. F.Combefis, Illustrium Christi martyrum lecti trumphi. Paris 1660, 145–181. ActaTheodDue Acta graeca S.Theodori ducis martyris. AnBoll 2 (1883) 359–367. (ante s.XI] ActaTheognii Acta S.Theognii episcopi Beteliae, ed. [.van den Gheyn. AnBoll 10 (1891) 73–118. [s.VI] ActNicPatr J.Darrouzes, Un faux acte attribué au patriarche Nicolas (III). REB 28 (1970) 221–237. [s.XIII] ADion Actes de Dionysiou. Ed. dipl. par N.Oikonomides. Paris 1968 (Index 217–246). ADoch Actes de Docheiariou. Ed. dipl. par N.Oikonomides, Paris 1984 (Index 341–389). AdscrNaz C.Mace – V.Sommers, Sur la beauté du livre et la contemplation du divin ... Édition et traduction de quelques adscripta métriques des manuscrits de Gregoire de Nazianze, in: Studia Nazianzenica I edita а B.Coulie. Turnhout 2000, 51–68. Aelian II Claudius Aelianus, ed. R.Hercher, II. Leipzig 1866 (335–599: Dem. Pepag., Hierakosophion, Orneosophion, Kynosophion: 603–662=PisidHex).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

1596 Свят. Кирилл особо подчеркивал, что Бог Слово не воспринял человеческое лицо, но стал человеком: (см.: Epistolae 4 ad Nestorium//Acta conciliorum oecumenicorum. 1965R. T. 1. Vol. 1. Pt. 1. P. 28: «Ο γρ ερηκεν Γραφ τι Λγος νθρπου πρσωπον νωσεν, λλ’ τι γγονε σρξ»). Поскольку отдельного человеческого лица во Христе нет, мы имеем в Нем «общее лицо человечества» (τ κοινν τς νθρωπτητος… πρσωπον) (In Ioannis Evangelium I. 14... Vol. 1. P. 141), «созерцая в человечестве лицо Единородного» (In Ioannis Evangelium XVII. 18, 19... Vol. 2. P. 727), а Сам Христос по человечеству не есть просто один из членов человеческого рода, а начаток обновленного человечества. Согласно свт. Кириллу, невозможно допустить мысль о том, что Единородный Сын воплотился ради спасения только Своего собственного человечества. Напротив, христиане веруют, что Сын Божий сделался во всем подобным нам для того, чтобы в Себе первом, как «в начатке человечества» (παρχ τς νθρωπτητος), приобрести блага для всей человеческой природы» (см.: In Ioannis Evangelium XIV. 20… Vol. 2. P. 483). Ср.: «Вся ведь в нем, как в начатке (ν παρχ) рода, человеческая природа переменилась к новой жизни…» (In Ioannis Evangelium XVII. 18, 19… Vol. 2. P. 723). Протопресв. И. Мейендорф полагает, что мысль свт. Кирилла помогает понять христологическое учение такого автора, как Леонтий Иерусалимский . Когда последний говорил об общей Ипостаси Христа, то хотел сказать, что Христос – это «ипостасный архетип всего человечества», в котором не отдельный человеческий индивид, а все искупленное и обновленное человечество соединяется Богом. Такое соединение возможно только при условии, что человеческая природа Христа не является собственной некоторому обычному человеку (νθρπου ψιλο или γυμνο), но принадлежит Ипостаси, которая свободна от ограничений тварной природы (см.: Иисус Христос в восточном православном богословии… С. 83–84). 1597 Об общем характере соединившихся во Христе природ у свт. Кирилла также см.: Thesaurus XX//PG 75. Col. 329D; In Ioannis Evangelium//PG 73. Col. 696A–C,VII. 39... Vol. 1. P. 694; XVI. 7... Vol. 2. P. 618; XVII. 22, 23... Vol. 3. P. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Один из новых пунктов в Типиконе Константина Мономаха (1045 г.) был посвящен праву монастырей на владение кораблями. Вместимость не больше 30 модиев. Если корабль в целях продажи рукоделий афонских монахов уплывал дальше соседних городов, он отнимался у монастыря в пользу общины (какой?). Исключение, в частности, делалось для монастыря Амальфийцев: он имел право посылать корабль в Константинополь за необходимыми припасами, которые предоставляла амальфийская община из Константинополя. См.: Папахрисанфу. Σ. 276–278. Папахрисанфу. Σ. 276. Значительно позднее, в сер. XIX в. появится специальное выражение – «общежительное подвижничество» (κοινοβιακ σκηση). Acta Monasterii Cutlumusii, Actum Cyrilli VII patriarchae et concilii (a. 1856): 26 (TLG 5308.080). Acta Monasterii Xeropotami.Acta concilii montis Athonis (a. 1314): 20 (TLG 5311.017). Acta Monasterii Xeropotami.  Athanasii I patriarchae catechesis (a. 1303–1309): 12 (TLG 5311.035). Acta Monasterii Lavrae, Chrysobullum sigillium Andronici II Palaeologi (a. 1302): 7 (TLG 5309.094). Acta Monasterii Docheiarii, Testamentum Neophyti ad monachos (p. a. 1118): 110 (TLG 5307.006). Acta Monasterii Dionysii, Chrysobullum Alexii III Magni Comneni (a. 1374): 84 (TLG 5305.004). Acta Monasterii Lavrae. Donatio Philothei patriarchae (a. 1367): 4 (TLG 5309.144). Acta Monasterii Cutlumusii, Diploma de donatione possessionum Theodorae Cantauzenae (a. 1338): 31 (TLG 5308.018). Υποτπωσις 14. Σ. 222. См.: Lerou. P. 118–119. Анонимное житие св. Афанасия Афонского 21:42–48. ИАБ 8. 411. τς καθαρς προσευχς κα νοερς συχας τν πιστμην τος νταθα τρανοντος Macarius Macres. Vita seu laudatio Maximi Athonitae 27:507–508 (TLG 3211.011). Житие 4, 27:21–25 (Σ. 541–542). Житие 4, 11:1–6 (Σ. 529–530). Житие 4, 14:11–12 (Σ. 531). Житие 4, 19:73–77 (Σ. 537). Житие св. Максима, составленное прп. Никодимом Святогорцем (Σ. 345). Житие 3 (Σ. 160). Житие 4, 71:75–76 (Σ. 568). Житие 4, 71:85–90 (Σ. 568). Житие 2, 32:28–30 (Σ. 104). Μοναχο Μωυσως Αγιορετου 2003. Σ. 716.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2484

Переходим к рассмотрению второго «Ответа». Вышеуказанный лютеранский трактат был получен Герлахом в Константинополе 31 декабря 1577 г. и, конечно, передан в патриархию. В начале следующего года (8 января) этот трактат был отдан на рассмотрение Митрофану, митрополиту Веррийскому. Затем все известия о дальнейшем ходе дела для нас исчезают. 409  Известно только, что второй «Ответ» носит на себе такую дату: май 1579 г. Содержание второго «Ответа» такое. Сначала идет изложение учения «об исхождении Св. Духа» (Acta. P. 200–224; Пер. С. 162–200); затем рассуждение «о свободе воли» (Acta. P. 224–228; Пер. С. 200–208); далее исследуется вопрос «об оправдании и добрых делах» (Acta. P. 229–237; Пер. С. 208–222); после этого излагается учение «о Св. Таинствах» (Acta. P. 238–242; Пер. С. 222–230), еще далее — учение «о призывании святых» (Acta. P. 242–256; Пер. С. 230—252), в заключение идет богословское рассуждение «о монашеской жизни» (Acta. P. 257–264; Пер. С. 252–264), рассуждение, по нашему теперешнему пониманию, из области нравственного богословия, с точки же зрения составителей «Ответа» — из области православной догматики, ибо они, согласно Дионисию Ареопагиту, относят монашеское посвящение к числу внеседмеричных Св. Таинств (см. начало статьи «О монашеской жизни» во втором «Ответе»). Изложение содержания этого «Ответа», как и первого, покоится на авторитетах. Мы встречаем здесь места из свв. Василия Великого, Златоуста, а также из Дионисия Ареопагита, изредка из сочинений греческого богослова XIV в. Иосифа Вриенния (из этого последнего, например, Acta. P. 231–234, Пер. С. 211–217; Acta. Р. 234, Пер. С. 217 и т. д.). 410 Что касается отдельных мыслей, находимых в «Ответе» и заслуживающих внимания, то здесь много глубоких суждений по вопросу о почитании святых. В «Ответе» между прочим читаем: «Вы говорите, что вы отвергаете почитание святых, боясь того, чтобы чести, которая принадлежит одному Богу, не перенести на тварей». Составители «Ответа» считают нужным опровергнуть это последнее предположение и говорят: «Мы должны чтить Богородицу 411  не как Бога, но как подлинно Матерь Божью. Пророка Иоанна как предтечу и крестителя, Апостолов как очевидцев Самого Господа, мучеников как воинов Христовых, испивших Его чашу. Будем ревновать их жизни, дабы вместе с ними быть общниками и венцов славы. За то, что мы поклоняемся и их иконам, никто не должен порицать нас, потому что мы кланяемся и друг другу». И несколько ниже здесь же читаем следующее: «Нет у нас другого Бога, кроме единого в Св. Троице познаваемого и поклоняемого. Ибо хотя мы говорим: " Св. Иоанне, моли о нас, и Пресвятая Богородице, и св. Ангелы " , но прежде всего мы взываем: " Господи сил, с нами буди, иного " и пр.» (Acta. P. 242, 244 246; Пер. С. 230, 232–233, 235).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010