Cl. d. k. Gesellsch. d. Wissensch. zu Göttingen, 28, 1882.    Ioannis Tzetzae epistolae — «Ioannis Tzetzae epistolae», ed. Th. Pressel Tübingen, 1851.    Jaffe, Monumenta Gregoriana. - Jaffe Р., Bibliotheca rerum germanicarum, II, Monumenta Gregoriana/, Berlin, 1865.    Joranson, The spurious letter... - Joranson E., The spurious letter of Emperor Alexius, - AHR, 55, 4, 1950.    Kauchtschischvili, Typicon - «Typicon Gregorii Pacuriani», ed S. Kauchtschischvili, Thbilisiis, 1963.    Kroll, De oraculis chaldaicis — Kroll G., De oraculis chaldaicis, Breslau, 1894.    Kurtz, Unedierte Texte... - Kurfcz E., Unedierte Texte aus der Zeit des Kaisers Johannes Komnenos, - BZ, 16, 1907.    Legrand, Bibliothèque grecque vulgaire - Legrand E., Bibliothèque grecque vulgaire, I, Paris, 1880.    Leib, Alexiade - Anna Comnèna, Alexiade (règne de /етре/rеи/r Alexis I Comnène 1081—1118), texte établi et traduit par B. Leib, I-III, Paris, 1937—1945.    Leo Tact. — «Leonis imporatoris tactica», — PG, 107, 1863.    Lup. Protosp. — Lupus Protospatharius, Rerum in Regno Neapolitano gestarum breve chronicon ab anno 860 ad 1102, - MGH SS, V.    Malat. — Gaufredus Malaterra, Historia Sicula, - PL, 149.    Math. Ed — Récit de la Première Croisade extrait de la Chronique de Matthieu Edesse, et traduit de arménien par M. E. Dulaurier, Paris, 1850.    MGH SS — «Monumenta Germaniae historica. Scriptores», ed. Pertz.    Miller, Fragment inédit... - Miller E., Fragment inédit de Nicetas Choniate relatif à un fait numismatique, - «Revue numismatique», 1866. Μιχα λ κομινατου τ σωζμενα — Μιχα λ κομινατου το Χωνιατου τ σωζμενα, Ι-II, ed. Lampros, Athenai, 1879.    ММ — Mikloschich-Müller, Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana, 6 vol., Vienne, 1860—1890.    Montfaucon, Bibliotheca Coisliniana - Montfaucon, Blbliotheca Coisliniana, Paris, 1715.    Monumenta Asiae Minoris — «Monumenta Asiae Minoris antiqua», VII, Monuments from the Eastern Phrygia, 1956.    Narratio Floriacensis — «Narratio Floriacensis de captis Antiochia et Hierosolyma et obsesso Dyrrahachio», — RHC occ, V.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

2289 Qua ex parte illud est consecutus, ut ab omnibus facillime audiretur, atque publicis frequentibusque acclimabionibus «os aureum» diceretur – s. 691. 2291 Так называет его даже друг и современник его Палладий в своем диалоге (Dialogus historicus s. 7). 2293 Lib. de scriptoribus ecclesiasticis cap. VI. Свидетельство Исидора важно в том отношении, что указывает на существование лат. перевода Златоустовых творений уже в VII в. 2300 Der hl. Chrysostomus in seinem Verhältniss zum bysantischen Hof. Von dr. Ludwig ss. 157–164. Braunsberg 1883. 2303 О жизни Златоуста говорят многие писатели древности. Они почти все перечислены в издании Савиллия, каковы: 1) церковный историограф Сократ; 2) Палладий, епископ Еленопольский; 3) Прокл Константинопольский ; 4) Кирилл Александрийский ; 5) Софроний Иерусалимский ; 6) Иоанн Дамаскин ; 7) Мартирий Антиохийский патриарх; 8) Косма, диакон во время Златоуста; 9) Феодорит, еп. Кирский; 10) Нил великий; 11) Исидор Пелусиот ; 12) Никита Пафлагонянин и др. Сюда следует отнести Феодора Тримифунтского, Георгия Александрийского, Созомена , Зосиму и др. греческих историков. Между всеми этими источниками сведений о Златоусте первое место следует отвести диалогу Палладия Еленопольского . Штильтинг признает диалог первым источником после творений Златоуста. Между всеми источниками сведений о Златоусте, говорит он, первое место несомненно удерживают самые творения Златоуста, недавно тщательно изданные Монфоконом. Второе место между писателями, которые исследуют жизнь Златоуста заслуживает dialogus historicus Palladii Episcopi Helenopolis cum Theodoro Ecclesiae Romanae Diacono de vita et conversatione beati Ioannis Chrysostomi Episcopi Constantinopolis, изд. греко-лат. в 1680 г. (acta sanctorum t. IV, p. 401). Палладий, биограф Златоуста, – личность спорная. Феодор Тримифунтский называет его мужем достопочтенным (vir spectabilis) и другом Златоуста (Ioanni familiaris fuit); местом его служения признает Вифинию, где он был епископом до времени изгнания Златоуста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕРИЙ [лат. Venerius] († 408), свт. (пам. зап. 6 мая), еп. Медиоланский. Павлин Медиоланский в «Житии Амвросия Медиоланского» сообщает, что В. был одним из диаконов свт. Амвросия , к-рые поддержали в качестве его преемника св. Симплициана . Ок. 400 г., после смерти Симплициана, В. стал 13-м епископом в Медиолане (совр. Милан) и, по свидетельству блж. Иеронима , активным борцом с учением Оригена . Сохранилось послание папы Анастасия I (ок. 400) к Симплициану и В., где тот извещает епископов об осуждении учения Оригена (Apologia adversus libros Rufini 2. 22). По просьбе Карфагенского Собора 401 г. В. направил в качестве своего представителя в Африку диакона Павлина, автора «Жития Амвросия». Как сообщает еп. Еленопольский Палладий , низложенный в 404 г. с К-польской кафедры свт. Иоанн Златоуст искал поддержки у мн. иерархов Италии, в т. ч. и у В. Палладий также упоминает об ответном послании В. к Иоанну Златоусту (Palladius Vita Ioannis Chrysostomi). Сохранилось и послание свт. Иоанна Златоуста 406 г., адресованное непосредственно В. (Epist. 182). Епископство В. совпало с тяжелым временем для медиоланской церкви, испытывавшей значительные материальные трудности после нашествия вестготов в 402 г. В 403 г. имп. Гонорий со своим двором покинул Медиолан и перебрался в Равенну, что также сказалось на материальном обеспечении города и его церкви. В. был погребен в базилике Апостолов (совр. ц. Сан-Надзаро в Милане), где его мощи покоятся до сих пор. В VI в. христ. писатель Эннодий Тицинский посвятил В. одно из своих стихотворений. (Carmina 2, 79). Католич. Церковь проводила рекогницию мощей В. в 1579, 1894 и 1941 гг. Память В. впервые появляется в одном из милан. календарей в XI в. Ист.: Acta SS. Maii. T. 1. P. 494-495. Лит.: Lanzoni Fr. Le diocesi d " Italia. Faenza, 1927. P. 1018-109; Rimoldi A. Venerio//Bibl. SS. T. 12. Col. 1009-1011. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/150235.html

2006. P. 424-427. Однако доказательства Уили зиждутся на отдельных терминах, а не на их совокупности или совпадении отдельных развернутых словосочетаний или фраз. Напр., Уили, ссылаясь на «Греческий патристический словарь» ( Lampe. Lexicon), пишет, что эпитет «врач» относится ко Христу, помимо трактата «О воскресении» и сочинения Ипполита, лишь у сщмч. Игнатия Богоносца и Климента Александрийского ( Whealey. 2006. P. 425. Not. 22), однако в действительности аналогичное словоупотребление наблюдается также у Оригена ( Orig. Fragm. in Ps. 144:15) и в Иоанна деяниях (Acta Ioannis. 22: 5-6), а само восприятие Христа как врачевателя вполне традиционно для христианской лит-ры начиная с библейских текстов (подробнее см.: Ларше Ж.-К. Иисус Христос - Исцелитель/Пер. с франц.: В. Л. Шлёнов//БВ. 2010. 10. С. 200-234; см.: С. 200-211). Сочетание λεθερος κα ατεξοσιος (свободный и самовластный) вообще характерно для античной литературы (см., напр.: Muson. Ruf. Dissert. reliquiae. 16:97; Epict. Diss. 2. 2. 3; Iren. Adv. haer. IV. Fragm. 26; Theoph. Antioch. Ad Autol. II 27; и др.). Проч. доказательства Уили ( Whealey. 2006. P. 427) столь же малоубедительны. В 2001 г. Хаймгартнер приписал трактат Афинагору Афинскому без достаточных доказательств (см.: Heimgartner. 2001. S. 203-232). Эта гипотеза встретила справедливую критику (см. рецензии, ср.: Whealey. 2006. P. 423. Not. 13), развернутое опровержение доводов Хаймгартнера см. в ст.: D " Anna. 2007. Кроме того, стилистические особенности, выявленные Бобишоном, не характерны для стиля Афинагора. Д " Анна отказывает произведению в авторстве И. Ф. на основании различий с подлинными сочинениями И. Ф. в полемических контекстах и терминологии ( D " Anna. 2001. P. 254-257; Idem. 2007. P. 106). Тем не менее исследователь признает близость мыслей двух авторов и даже помещает автора трактата в окружение И. Ф. (быть может, его учеников; аналогичное мнение было высказано ранее: Lona. 1989. P. 756), предполагая, что трактат написан в Риме между 170 и 180 гг.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

4) Определённую трудность для кодификации представляет упомянутая вариативность канонов и их разнообразный состав (правила Вселенских, поместных соборов и Святых Отцов). И. П. Медведев приводит мнение немецкого учёного Г. Бека, который по этому поводу считает, что Трулльский собор, учредив «гетерогенный» корпус канонического права, исключил всякие возможности для византийского права создать свой «Codex iuris canonici» с логически обоснованным распределением материала . Ещё большую трудность представляет проблема объединения в одном тексте канонов и законов, а не простое параллельное их изложение, как это сделано в номоканонах.    Поэтому вместо кодификации история церковного права Византии пошла по другому, более простому пути: составления сборников с аппаратом поиска нужных правил (Номоканоны в 50 и 14 титулах) . Βαρθολομαος Χ. Αρχοντνης, αρχιμ . Περ των κωδικοποησιν των ιερν των καννων κα των κανονικν διατξεων εν τη Ορθδοξω Εκκλησα//Ανλεκτα Βλαταδν. 6. Θεσσαλνικη, 1970. Σ.18. Этот перевод выполнен Н. Заозерским ( Заозерский Н. Происхождение и образование Византийского Номоканона//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1882. Ч. II. С. 107). Подлинник текста вступления см. в: Ioannis Scholastici Synagoga L titulorum/edid. Vladimirus Beneševi. München, 1937. T. 1. P. 4, 5. См. доклад: Оме Х. Новое издание актов Пято-Шестого Собора для серии «Acta Conciliorum Oecumenicorum» // XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: материалы. М., 2005. Т. 1. С. 363–378. Отсутствие чёткой последовательности в изложении тем наглядно видно в обобщениях содержания канонов в книге шведского митрополита Павла ( ΠαλοςΜενεβσογλου, μητροπολτηςΣουηδας . Ιστορικ εισαγωγ εις τους καννας της Ορθοδξου Εκκλησας. Στοκχλμη,1990): в изложении Апостольских правил (ibid. Σ. 121-122), I Вселенского собора (ibid. Σ. 145-146), даже в отредактированных в 419 г. правилах Карфагенского собора (ibid. Σ. 441-442) и т.д. По поводу несистематизированности большинства источников корпуса канонов (правил Вселенских и Поместных соборов) можно предположить следующее. Их каноны (за исключением, пожалуй, правил Гангрского собора) представляют, вероятно, некое отражение происходившего обсуждения злободневных вопросов в том порядке, как это и происходило на заседаниях соборов. Во-первых, вопросы, которые предполагалось выносить на обсуждение, заранее не систематизировались в повестке собора. А во-вторых, решения записывались в том порядке, как принимались. Поэтому тексты канонов соборов, по сути, являются ни чем иным как их «деяниями», протоколами, а не обработанными систематизированными определениями.

http://bogoslov.ru/article/1630224

Tommaso d " Aquino//Ibid. Vol. 2. P. 671-682; idem. La dottrina della creazione nel pensiero di Duns Scoto//Regnum hominis et regnum Dei. 1978. Vol. 1. P. 463-475; Migu é ns M. Base escriturística de la doctrina de Escoto sobre el primado de Cristo//De doctrina Ioannis Duns Scoti. 1968. Vol. 3. P. 105-168; O " Connor E. D. The Scientific Character of Theology according to Scotus//Ibid. P. 3-50; B é rub é C. Pour une histoire des preuves de l " existence de Dieu chez Duns Scot//Deus et homo ad mentem I. Duns Scoti. 1972. P. 17-46; idem. La première école scotiste//Preuve et raisons а l " Université de Paris: Logique, ontologie, et théologie au XIVe siècle/Ed. Z. Kaluza, P. Vignaux. P., 1984. P. 9-24; Burr D. Scotus and Transubstantiation//Mediaeval Studies. 1972. Vol. 34. P. 336-360; idem. Eucharistic Presence and Conversion in Late 13th Century Franciscan Thought. Phil., 1984. P. 76-98. (Transaction of American Philosophical Society; 74/3); Corvino F. L " influenza di Giovanni Duns Scoto sul pensiero di Guglielmo d " Occam//Deus et homo ad mentem I. Duns Scoti. 1972. P. 731-748; Deus et homo ad mentem I. Duns Scoti: Acta tertii Congressus scotistici intern. (Vindebonae, 28 sept.- 2 oct. 1970). R., 1972; Bowman L. J. The Development of the Doctrine of the Agent Intellect in the Franciscan School of the 13th Century//The Modern Schoolman. St. Louis, 1973. Vol. 50. P. 251-279; Guzm á n Manzano I. El proceso cognoscitivo en J. D. Escoto//Verdad y vida. 1974. Vol. 32. P. 307-373; Todisco O. Lo spirito cristiano della filosofia di Giovanni Duns Scoto. R., idem. G. Duns Scoto e Guglielmo d " Ockham: Dall " ontologia alla filosofia del linguaggio. Cassino, 1989; idem. Il carattere oggettivo dell " ente scotista nella lettura di M. Heidegger//Quaestio. Turnhout, 2001. Vol. 1. P. 245-273; Manno A. G. Scoto e Kant sul problema di Dio: Un duello a distanza di secoli. Firenze, 1977. (Bibliot. di Studi francescani; 12); Rudavsky T. M. The Doctrine of Individuation in Duns Scotus//Franziskanische Studien.

http://pravenc.ru/text/471161.html

В К. существовали лат. (католич.), арм. и греч. правосл. общины, доминирующее положение занимали католики. Организация богослужений, строительство и обустройство храмов были непременными условиями существования западноевроп. поселений и факторий на Леванте; эти требования всегда включались отдельным пунктом в договоры с местными правителями. О католич. храмах в К. во 2-й пол. XIII в. известно мало, но уже в это время важную роль в религ. жизни города играли монахи нищенствующих орденов - францисканцы и доминиканцы . К. по своему расположению считалась удобным отправным пунктом для проповеди христианства на территории Золотой Орды. В годы правления хана Менгу-Тимура (1266-1280 или 1282) францисканцы получили разрешение на миссионерскую деятельность (позднее подтверждено ханом Узбеком (1313-1341)). Видимо, в кон. 70-х гг. XIII в. был учрежден францисканский викариат Сев. Тартарии, состоявший из 2 кустодий - Газарии (с центром в К.) и Сарая. С 1290 г. известно о мон-ре францисканцев и госпитале св. Иоанна (обители иоаннитов; см. Мальтийский орден ) в К., не позднее 1298 г. в городе был основан мон-рь доминиканцев. В постановлениях 1316 г. о юридических ограничениях в отношении земельных участков со стоящими на них церквами упомянуты монастыри доминиканцев и францисканцев, госпиталь, обитель бегинов, 2 действующие и разрушенная арм. церкви, 2 греч. храма, «церковь русских» (ecclesia Rossorum), а также ц. Пресв. Девы Марии у крепостного рва (Imposicio Officii Gazarie. 1838. Col. 407-408). Церковь св. архангелов Михаила и Гавриила. 1408 г. Церковь св. архангелов Михаила и Гавриила. 1408 г. В нач. XIV в. К. входила в состав Ханбалыкского (Пекинского) диоцеза Римско-католической Церкви. В город прибыл францисканец Иероним, каталонец по происхождению, рукоположенный в 1311 г. во епископа. Предполагалось, что Иероним отправится в Ханбалык, чтобы стать помощником Иоанна из Монтекорвино , но он остался в Золотой Орде и проповедовал среди татар. Иероним столкнулся с противодействием доминиканцев, недовольных тем, что францисканцы фактически монополизировали миссию в Золотой Орде, а также арм. духовенства ( Richard. 1977. P. 157-159). В 1318 г. папа Римский Иоанн XXII основал в К. подчиненную архиепископу Генуи епископскую кафедру, на которую был назначен Иероним. В юрисдикцию епископа К. перешли земли от г. Варна (совр. Болгария) до Сарая на Волге и от побережья Чёрного м. до русских земель (бреве «Ad universalis ecclesiae» от 26 февр. 1318 - Wadding L. Annales Minorum seu trium ordinum a S. Francisco institutorum. R., 1733 2. T. 6. P. 548-549; Acta Ioannis XXII (1317-1334)/Ed. A. L. Tutu. Vat., 1952. N 8). Впосл. кафедру К. занимали в основном монахи нищенствующих орденов. Основанное в 1333 г. архиеп-ство Воспоро, в числе суффраганов к-рого назывались К. и Херсон, вскоре перестало существовать. В XIV в. в Сев. Причерноморье были созданы др. католич. кафедры, в т. ч. в Солдайе и Чембало.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

168 Th. Zahn, Gesch. d. ntl. Kanons, I, 898, Anmerk. 1. Cp. в Cod. Toletanus X в.: Hoc igitur evangelium post apocalypsin scriptum manifestum et datum est ecclesiis in Asia a Iohanne adhuc in corpore constituto sicut Papias nomine Iheropolitanus episcopus Iohannis et carus in eiotericis suis id est in extremis quinque libris retulit, qui hoc evangelium Iohanne subdictantc conscribsit (См. y Ad. Harnack , Chronol, d. altchristl. Litterat., I, 664). 169 Cp. Acta Ioannis, edit. Th. Zahn , p. 155, 8, где Апостол Иоанн говорит Прохору: περ κοεις π το στματς μου, κατγραφε π τος χρτας. 174 Th. Zahn, Apostel und Apostelschüler in der Provinz Asien, S 142–143 Einleit, in d. N. T, II, 205. 178 Adv. haer. II, 22. 5 (M. gr. VII, 785): πντες ο πρεσβτεροι μαρτυροσιν ο κατ τν σαν ωνν τ το Κυρου μαϑητ σομβεβληκτες. V, 30, 1 (Μ. gr. VII, 1222): ο πρεσβτεροι λγουσι. V, 36, 2 (Μ. gr. VII, 1223): dicunt presbyreri. 179 Подробнее см. у Heinr. Poggel , Der 2 и. 3 Briefe des Apostels Iohannes, S. 42–51. Cp. Th. Zahn , Apostel und Apostelschüler in der Provinz Asien, S. 140–141, Ф . В . Фаррар , Первые дни христианства, стр. 804. 182 Этой неуверенности относительно места погребения Апостола Иоанна, по-видимому, не было еще во время Поликрата, ок. 190 г. ( Euseb ., H. E. V, 24. 3: М. gr. XX, 493). 183 Hieron., De viris illustribus, с. 9 (M. lat. XXIII, 623): scripsit autem (Ioannes) et unam epistolam, cuius exordium est: quod fuit ab initio etc. Reliquae duo. Ioannis presbyreri asseruntur, cuius et hodie alterum sepulerum apud Ephesum ostenditur, etsi nonnulli putant duas memorias eiusdem Ioannis Evangelistae esse . 189 Euseb., H. E. III, 28: λλ κα Κρινϑος, δ ποκαλψεων ς π ποστλου μεγλου γεγραμμνων τερατολογας μν ς δ γγλων ατ δεδεγμνας ψευδμενος κτλ. Из этого можно видеть, что и монтанист Прокл, против которого направлены приведенные слова Кая, апокалиптика Иоанна считал великим Апостолом. Ср. Th Zahn , Einl. in d. N. T. II. 449, Apostel und Apostelschüler in der Provinz Asien, S. 207.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

111 Iren, Adv. haer., II, 22. 5: М. gr. VII, 785; V, 30. 1: М. gr. VII, 1203, V, 33 3: M. gr. VII, 1213. 113 Euseb., H. E. III, 23.3 (M. gr. XX, 257): κα πντες δ ο πρεσβτεροι μαρτοροσιν ο κατ τν σαν ωνν τ το Κυρου μαϑητ συμβεβληκτες παραδεδοκναι τατα τν ωννην παρμεινε γρ ατος μχρι τν Τραιανο χρνων. Cp. Iren , Adv. haer., II, 22. 5: M. gr. VII, 785. 786. 114 Iren., Adv. haer, III, 1. 1 (M. gr. VII, 845): πειτα ωννης, μαϑητς το Κυρου, κα π τ στϑος το Κυρο ναπεςν κα ατς ζδωκε τ εαγγλιον ν φς τς σας διατρβων. Euseb ., H. Ε. V, 8 Μ., gr. XX, 449. 116 ωννου δ παραμεναντος ατος μχρι τν χρνων, μρτυς ληϑς στι τς τν ποστλων παραδοεως. Euseb ., H. E. III, 23. 4. Μ. gr. XX, 257. 117 Iren, Adv haer, III, 3. 4 (Μ. gr. VII, 854– 856): λλ κα ν φσ κκλησα, π Παλου μν τετελειωμνη, Iren, Fragm epist. ad Florin M. gr. VII, 1228, Euseb ., H. E. V, 20. M. gr. XX, 484–486. 120 Euseb., H. E. V, 24, 3 (М. gr XX, 493) τι δ κα ωννης π τ στϑος το Κυρου ναπεσν, ς γενϑη ερες τ πταλον πεφωρηκς κα μρτυς κα διδσκαλος· οτος ν φσ κεκομηται. 124 Euseb., H. Е. III, 23 6 (М. gr. XX, 257 сл.) κουσον μϑον ο μϑον, λλ ντα λγον περ ωννου το πσστλου παραδεδομνον κα μνμ πεφυλαγμνον πειδ γρ το τυρννο τελεοτσαντος π τς Πτμου τς νσου μετλϑεν ες τν φεσον, πει παρακαλομενος κα π τ πλησιχωρα τν ϑνν, που μν πιοκπους καταστσων, που δ λας κκλησιαςρμσων, που δ κλρ να γ τινα κληρσων τν υπ το Πνεματος σημαινομνων. 126 Euseb., H. E. III, 1. 1 (М. gr. XX, 214–216, cp. III, 23, 1–2: М. gr. XX, 256–257): Θωμς μν, ς παρδοσις περιχει, τν Παρϑαν εληχεν, νδρας δ τν Σκυϑαν, ωννης τν σαν, πρς ος κα διατρψας ν φσ τελευτ. 127 Lipsius K. A., Apocryphen, Apostelgeschichten und Apostellegenden, Bd. I, 1883, S. 352–353, cp. Th. Zahn , Acta Ioannis, p. XXXIX-XLV. 131 Впрочем, в послании Игнатия к Ефесянам необходимо обратить внимание на следующие слова: να ν κλρ φεσων ερεϑ τν Χριστιανν, ο κα τος ποστλοις πντοτε συνσαν ν δονμει ησο Χριοτο (XI, 2) Здесь ясное указание на то, что кроме Апостола Павла в Ефесе имел более или менее продолжительное пребывание, по крайней мере, еще один Апостол. А предание свидетельствует, что этим Апостолом был Иоанн и не называет никого другого из Апостолов, кроме св. Павла ( Th. Zahn , Apostel und Apostelschuler in der Provinz Asien, S. 193–194).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

2. Supervenerunt Corintho viri duo, Simon quidam et Cleobius, qui corundam (sic) fidem pervertunt verbis adulteris, – 2. Два мужа пришли в Коринф, Симон и Клеовий, кои веру некоих сильно колеблют посредством нечестивых учений, – Св. Ефрем: Clobius. Vet после: два приб: некие, – после: Симон приб: по имени. – вместо: сильно переводит: сильно – сильно, – вместо нечестивых учении так: лживых и нечестивых слов, – Car пред: посредством приб: соблазняя их. Вместо: колеблют, как в WSZ – в Р: поколебали, др.: разрушили. В WSZ. Klobäus, – V 1. 5: Kleobus, – P2 V7: Klebeus, – P1. Klemens. Два – нет в WSZ. πλθον ες Κρινθον ο νδρες δο, Σμων (τις) κα Κλεβιος, ο τινων τν πστιν διαστρφουσι τος ρμασι μοιχιδοις (κιβδλοις). К Арм: «посредством лживых и нечестивых слов» ср. 1Тим. 1:9 , – 4:7, – 6:20, – 2Тим. 2:16 , – Тит. 1:16 . О Симоне см. Деян. 8:9–24 , – Ирин. 1. 23. 2. р. 238, – Епиф. XXI. 1 и 4. р. 6 и 10, – Игн. Ант. к Трал. XI. Funk, 2, 74 (распространенная редакция), – Иустин, Apol. 1. XXVI. 1. 1. р. 76, – Терт. De praescr. haer. XXIII. р. 32, и др., – Псевдо. – Терт. 1. р. 753, – Ипполит, VI. 7–20 р. 3206 sq., Феодорит, 1. 1. col. 342 sq., – Евсевий, II. 1. 11, – II. 15. 3 sq. IV. 7. 9 и 11 2 и др. Егизипп у Евс. IV. 22. 5. р. 187–188. Об Элиме маге как противнике Ап. Павла в учении о всемогуществе Божием упоминается также в De divinis nominibus Дионисия Ареопагита , VIII. 6. ed. Migne, Part. gr. t. 3. col. 893. О Клеовие или Клеовуле еретике, упоминаемом большею частью вместе с Симоном, см. Егезипп ib. Игн. Бог. ib. Епаф. LI. 6. р. 456–457, – Феод. 1. 1. 345, В, – Апост. Пост. VI. 8 и 18, – Сир. Дид. VI. 8, – Acta Ioannis, ed. Zahn, LXIII sq. и Append. к твор. Златоуста ed. Montfaucon, t. VI. p. CXCIX (Cleonius?). 3. quod tu proba. 3. о каковых (словах или учениях) ты должен узнать. Em: quae verba tu ipse debes dissolvere,– но Ev: von deren Reden musst du selber Kunde erhalten, – Ek; erkennen sollst. (κα) σ δοκμασον (или λεγξον), – Арм: κα σ γνρισον. Чтение L: proba есть быть может неудачный перевод греч: γνρισον. Em: dissolvere=κατλυσον (?) или λεγξον, – а Ev и Ek как Арм.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010