Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН (кон. V в.), прп. К-польский (пам. 10 окт.). Происходил из Сирии, прибыл в К-поль во время правления имп. Маркиана (450-457). На средства знатных мужей Севера и Иоанна он основал мон-рь в квартале Девтерон недалеко от ц. св. Анны. Под рук. В. эта обитель достигла небывалого процветания - к концу жизни В. в ней подвизалось ок. 300 монахов. Среди духовных чад В. была прп. Матрона (пам. 9 нояб.), подвизавшаяся под видом инока в мон-ре. В. прославился как выдающийся проповедник аскетизма и наставник монахов. Он обладал даром прозорливости и чудотворения и пользовался столь большим почитанием, что имп. Маркиан при жизни преподобного воздвиг в его честь храм. Скончался В. в глубокой старости. Его краткое житие сохранилось в составе Минология имп. Василия II (PG. 117. Col. 101-102) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 127-128). Сведения о святом содержатся также в житии прп. Матроны (BHG, N 1221, 1222). В ряде календарей В. ошибочно назван Василием (напр., в Минее РНБ. Соф. 188, нач. XII в.- Ягич. Служебные Минеи. С. 62). Ист.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 79-85; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 322-323; ЖСв. Окт. С. 241; Ноябрь. С. 159-171. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 420; Janin R. Églises et monastères. P. 60-61; idem. Bassien (4)//DHGE. T. 6. Col. 1274; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 735; Σωφρνιος ( Εστρατιδης ).Αγιολγιον. Σ. 73; Sauget J. -M. Bassiano, archimandrita a Costantinopoli//BiblSS. T. 1. Col. 963. Д . В . Зайцев Гимнография Память В. присутствует в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) и др. обычно без богослужебных указаний. В греч. рукописях встречается канон В. 2-го гласа, творение Иосифа, с акростихом «Βσις πφυκας τν καλν λων, πτερ. Ιωσφ» (Ступень вырастил добрых всех, отче. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωσ ποτε» (        ), нач.: «Βασιλεαν τν ν οραν, μκαρ, πθησας» (Царства небесного, блаженне, возжелал) (Ταμεον. Σ. 57). В слав. октябрьской Минее XII в. (ГИМ. Син. 160 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 18) приведено последование В. (нач. канона: «Отьче святе Василие недомышляюся како исплести слово»). Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/149859.html

В рус. календарях память Ан. и Аф. 9 окт. появляется в кон. XIV - нач. XV в. с распространением Иерусалимского устава : в Уставе (РГАДА. Тип. 45. Л. 159об., кон. XIV в.); в Минее служебной (ЯМЗ. 15466. Л. 36об., кон. XIV - нач. XV в.); в Апостоле (РГБ. Фадеев. 56. Л. 236, ок. 1417 г.). В нестишном и Стишном Прологах житие преподобных отсутствует. В ВМЧ под 9 окт. помещено Слово отца Даниила об Андронике и жене его Афанасии ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 90 (1-я паг.)). Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Прп. Афанасия. Роспись в ц. Св. Креста в Киперунте. 1521 г. Гимнография Последование святых, помещенное в совр. греч. служебной Минее, полностью совпадает с напечатанным в совр. слав., причем в греч. Минее служба святых соединена со службой ап. Иакова Алфеева , празднуемого в этот день, а в слав. Минее помещены тексты службы святых с указанием их пения на повечерии, что предписывает Типикон, принятый ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 205), а также первопечатный рус. Типикон 1610 г., где святым выписан кондак и указано чтение на утрени «Повести об Андронике и жене его Афанасии». В богородичны канона 8-го гласа из указанного последования вписано имя некоего Димитрия (Δημητρου). В греч. печатных Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь святым (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 86). Ист.: BHG, N 120-123i; ActaSS. Oct. Т. 4. Р. 998-1000; PG. 115. Col. 1049-1054; ЖСв. Окт. С. 202-211. Лит.: Clugnet L. Vie et récits de l " abbé Daniel le Scétiote//ROC. T. 5. Col. 370-387; Византийские легенды. М., 1994. С. 188-192; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 41. О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная Иконография Святые изображаются вдвоем как преподобные, облачены в хитон и гиматий, голова Аф. покрыта платом, подобным вост. головному убору, или мафорием. Представлены: в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в росписи целого ряда кипрских церквей: ц. св. Антония в Келлии, XI в. (?); ц. Панагии Мутулла в Мутулласе, 1280 г.; ц. св. Ираклидия мон-ря св. Иоанна Лампадиста в Калопанайотисе, XIII в.; ц. арх. Михаила в Педуласе, 1474 г.; ц. св. Мамаса в Луварасе, 1495 г.; ц. Панагии Хризелеусы в Эмпе, XV в.; ц. св. Созомена, 1513 г., и ц. арх. Михаила (Пресв. Богородицы), 1514 г., в Галате; ц. Св. Креста в Киперунте, 1521 г.; ц. св. Феодосия в Ахелье, XVI в. (?), и др.; в рус. памятниках: на 2-сторонней иконе-таблетке сер. XVII в. (НГХМ), в гравированных святцах на октябрь, кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА), и др. В подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) память святых и указания об их изображении содержатся под 9 окт. и 6 мая (согласно греч. печатной Минее - Сергий (Спасский).Месяцеслов. Т. 2. С. 134)). Обликом Ан. уподобляется прп. Сергию Радонежскому: «Сед, аки Сергий, риза преподобническая, у мантии испод связан, испод вохра с белилом», а Аф.- прмц. Евдокии Илиопольской (?).

http://pravenc.ru/text/115420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВМЕНИЙ [Евмен, Именей; греч. Εμνης; лат. Hymen(a)eus; араб.  ], еп. Александрийский (130-143). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, Е. стал 6-м епископом после ап. Марка спустя год и неск. месяцев по вступлении на кафедру Телесфора , еп. Римского (128-139), т. е. ок. 130 г. ( Euseb. Hist. eccl. IV 5), что согласуется с указанием «Хроники» того же автора ( Idem. Chron. T. 2. P. 166-167). Е. скончался после 13 лет епископского служения ( Idem. Hist. eccl. IV 11. 6). В «Истории Александрийских патриархов», традиционно приписываемой копт. еп. Севиру ибн аль-Мукаффе (IX-X вв., на араб. языке), сообщается, что это произошло 10-го числа месяца паопе (7 окт.) в 6-й год правления имп. Антонина Пия (138-161), т. е. в 143 г. Тело Е. было захоронено рядом с гробницей ап. Марка в Буколии в Александрии. Почитание Е. существует только в Коптской и Эфиопской Церквах. Первая отмечает его память 9 паопе (6 окт.), как указано в одной из рукописей арабо-яковитского Александрийского синаксаря ( W ü stenfeld. 1879). В эфиоп. версии этого синаксаря и эфиоп. стишном синаксаре XV в. (Agiologium metricum Abissinum), где Е. посвящен 1 салам (стихотворное величание), его память отмечена 10-го числа месяца тэкэмт (соответствует копт. паопе), т. е. 7 окт. В эфиоп. и совр. копт. синаксарях говорится, что Е. был рукоположен во диакона Александрийским еп. Примом и нес служение 10 лет, после чего преемник Прима Иуст поставил его в пресвитеры. Став епископом, Е. проявлял заботу об обращении язычников и защите христ. веры. Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 832; Malan S. C., ed. Original Documents of the Coptic Church. L., 1873. Vol. 2: The Calendar of the Coptic Church. P. 7; W ü stenfeld F., ü bers. Synaxarium, das ist Heiligen-Kalender der Coptischen Christen. Gotha, 1879. Bd. 1. S. 62-63; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts. P., 1904. Vol. 1: St. Mark to Theonas. P. 152. (PO; T. 1. Fasc. 2. [N 2]); The Book of the Saints of the Ethiopian Church/Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 1. P. 135-136; Coptic Synaxarium. Chicago, P. 45. Лит.: Gutschmid A., von. Verzeichniss der Patriarchen von Alexandrien// Idem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 423; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 687; Sauget J.-M. Eumene//BiblSS. Vol. 5. Col. 224-225; Atiya A. S. Eumenius//CoptE. Vol. 4. P. 1069. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.)

http://pravenc.ru/text/187222.html

Собрание III (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 190-197; PG. 116. Col. 1383-1398; BHG, N 524-531) составлено во 2-й пол. X в. неизвестным автором. В рукописи Paris. gr. 1517 оно следует за Собранием II и имеет заглавие «Рассказ о чудотворениях, совершенных в разные времена и разных местах святым и всеславным великомучеником Димитрием» ( Lemerle. 1981. T. 2. P. 203). География чудотворений Д. C. в этом собрании значительно расширяется: они происходят в К-поле, во Фракии, в Греции, в Македонии и в Каппадокии (М. Азия). Собрание III содержит 5 коротких рассказов о чудесах. 1. Исцеление слепого в храме Богородицы (называемом «Ойкономион») в К-поле, имевшем мозаичную икону Д. С. 2. Поездка слепого из Адрианополя за исцелением к могиле Д. С. в Фессалонике. 3. Прибытие паломников из Италии в Фессалию, где Д. С. предупреждает их о захвате Фессалоники агарянами, и они идут в К-поль (относится к 904 г., когда город был захвачен арабами). 4. Недалеко от Фессалоники находились источник, к-рый стал целебным, когда вблизи него поселился Д. С., и храм во имя Д. С., именуемый «Источник», или Гермогенис (Ερμογνης). 5. Явление Д. С. крестьянину в Каппадокии и строительство там храма во имя великомученика. Остальные чудеса Собрания III (кроме Чуда 3) трудно отнести к определенному времени. В целом оно свидетельствует о том, что в X в. почитание Д. С. было распространено почти во всех провинциях империи и за ее пределами. Вмч. Димитрий Солунский. Роспись люнеты над порталом собора вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье. 1376–1381 гг. Вмч. Димитрий Солунский. Роспись люнеты над порталом собора вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье. 1376–1381 гг. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. 2-я четв. XV в. (ГРМ) 3 первых Собрания содержат новые чудеса, не повторяя известных, все последующие переписывали и заново редактировали рассказы из первых Собраний, лишь изредка добавляя к ним новые. Из поздних Собраний следует отметить произведение митр. Никиты Фессалоникийского (BHG, N 531m; кон. XI - нач. XII в.), к-рое включает Чудеса из «Мученичества» прп. Симеона Метафраста, Собрание I (кроме Чудес 8 и 11), а также Чудо 6 из Собрания II ( Σιγ λας. 1936. Σ. 329-360). Следующее по времени - Собрание Чудес Иоанна Ставракия, диакона и хартофилакса храма вмч. Д. С. в Фессалонике (BHG, N 532; 2-я пол. XIII в.) ( Ιωακε μ Ιβηρ της. 1940. Σ. 334-376). Иоанн Ставракий собрал наибольшее количество чудес Д. C. К уже известным по «Мученичеству» и 3 первым Собраниям он добавил 4 новых, близких ему по времени: притчу о Виталии (10), Чудо о болг. царе Радомире (14), Чудо о перенесении мантии Мануила Комнина на гроб великомученика в Фессалонику (20) и Чудо о Калояне (21).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ МИДИКИЙСКИЙ († ок. 814), прп. (пам. 26 окт.). Сведения о нем содержатся в житии прп. Никиты Мидикийского , написанном его учеником Феостириктом Монахом в сер. или кон. 30-х гг. IX в. А. М. род. в богатой семье, получил хорошее образование и был отдан отцом на гос. службу (в ведомство логофета). Но юноша пренебрег мирским призванием и тайно ушел в киновию, к-рая называлась Символон (около г. Прусы). Отец, узнав об этом, насильно забрал А. М. из мон-ря, сняв с него иноческое одеяние. Он держал сына взаперти, пытаясь увлечь его мирскими радостями. Когда сын разорвал дорогую одежду, подаренную ему отцом, тот избил его так, что раны от побоев долго не заживали и образовались гнойные волдыри. Врачи с трудом вылечили юношу. А. М. был настойчив, говоря, что готов умереть, если его не отпустят в мон-рь. Видя упорство сына, отец смирился. А. М. ушел в Мидикийский мон-рь в Вифинию, стал диаконом, а затем пресвитером. По желанию игум. прп. Никиты А. М. принял должность эконома и прекрасно управлял делами киновии. Прп. Никита и А. М. являлись «истинными пастырями и испытанными врачевателями душевных недугов»: первый был суровым наставником, второй - кротким и милостивым увещевателем. Они управляли мон-рем «как одна душа и одна воля в разных телах». После кончины А. М. на его могиле вырос кипарис, листья к-рого обладали лечебными свойствами и исцеляли болезни. Память А. М. не указывается в греч. календарях, она внесена свт. Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским, в Минеи-Четии под 26 окт.- день кончины преподобного. Ист.: BHG, N 1341; ActaSS. Apr. T. 1. P. 256-259; Oct. T. 9. P. 963-965; ЖСв. Апр. С. 39-41; Житие преподобного отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., сост., статья Д. Е. Афиногенова. М., 2001. С. 104-107, 114-115. Лит.: Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX вв. Пг., 1914. Ч. 1. С. 349-350; Janin R. Athanase (11)//DHGE. T. 4. Col. 1312-1313. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/77010.html

А. герц. Берри, который до этого безуспешно пытался получить частицу мощей святого у монахов Сен-Дени. По распоряжению короля монахи Сен-Дени устроили процессии с подлинной главой Д. А. по всему Парижскому еп-ству, чтобы показать всем, что подлинная святыня хранится в Сен-Дени. Парижский парламент начал разбирать тяжбу между монахами Сен-Дени и канониками собора Парижской Богоматери. 19 апр. 1410 г. было вынесено окончательное решение о том, что глава Д. А., еп. Афинского, находится в Сен-Дени, а в соборе Парижской Богоматери хранится глава сщмч. Дионисия, еп. Коринфского. Это решение не имело ничего общего с действительностью, однако еще в XVIII в. оно зачитывалось во всех церквах Парижского еп-ства в октаву после дня памяти Д. А. По свидетельству иезуита Аллуа, в XVII в. часть главы Д. А. хранилась также в сел. Эгель в герц-стве Люксембург. Происхождение реликвии неизвестно. Местные жители освящали у части главы Д. А. воду и вино, к-рые считались целебными, избавляя от головной боли. На макушке главы был изображен белый крест, по преданию начертанный ап. Павлом при рукоположении Д. А. во епископа. Часть мощей Д. А. якобы имелась также в сел. Ридрефельд (совр. Ротерфилд, графство Вост. Суссекс, Великобритания). Однако сведения о ней основаны на подложном дипломе герц. Оффы Бертуальда (подделка, возможно, XIII в.). В нем рассказывается о том, как Бертуальд долго не мог излечиться от тяжелой болезни и, узнав, что в Паризиях есть целительные мощи Д. А., отправился туда на поклонение. Получив исцеление, Бертуальд выпросил у настоятеля Фульрада частицы мощей, к-рые поместил в ц. св. Дионисия, построенную им в имении Ридрефельд. С именем Бертуальда действительно связано начало почитания Д. А. в Англии. Основой подложной грамоты Бертуальда стал подлинный диплом кор. Мерсии Оффы (790), в к-ром также сообщается о болезни и исцелении Бертуальда, однако сведения о храме и мощах Д. А. в Ридрефельде отсутствуют (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 939, 945-946). В 1059 г. англ. кор. Эдуард Исповедник упоминал о «славной у нас» (т.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Ист.: BHG, N 2245; ActaSS. Oct. T. 8. P. 53; ЖСв. Окт. С. 122-123; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 287-288. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 171, 309; Т. 3. С. 414-415; Devos P. Commémoraisons de martyrs Persans dans le synaxaire de Lund//AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 146-147; Sauget J.-M. Mamelchta//BiblSS. Vol. 8. Col. 613-614; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 287-288; Fiey J. M. Saints syriaques. Princeton, 2004. P. 132; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Τ. 2: Οκτβριος. Αθναι, 20092. Σ. 57. Иконография Мученичество Мамелхвы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 91) Мученичество Мамелхвы. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 91) Наиболее раннее известное изображение М. (под 5 окт.) находится в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 91, 1-я четв. XI в.). Мученица изображена коленопреклоненной (или ползущей на коленях), на ней светлые одежды, написанные серо-синим тоном, полностью покрывающие ее фигуру: широкий хитон с шитыми вставками у плеча, платье с длинными рукавами, на голове плат. Святая прикрывает левой покровенной рукой голову, из раны на к-рой капает кровь, лик ее обращен к зрителю, а глаза подняты к ране. Два молодых палача, один с мечом в ножнах, камнями побивают мученицу. Фоном композиции служит гористый ландшафт, контуры фигуры М. повторяются в очертаниях горы пурпурного цвета, символизирующего избранность и страдание. В последующих лицевых минологиях образ М. имеет иную трактовку, более традиционную для визант. искусства. Фигура святой появляется рядом с мц. Харитиной, память к-рой приходится на тот же день. Их фигурки в виде маргинальных миниатюр украшают страницы минология в рукописи лицевого Евангелия с Синаксарем (Vat. gr. 1156. Fol. 256v, 3-я четв. XI в.). М. стоит справа от мц. Харитины, имя к-рой упоминается первым, она облачена в синий мафорий и красное платье, в правой руке - белый крест, левая покрыта либо держит камень (так можно атрибутировать небольшое белое пятно). Обеих мучениц изображали в настенных минологиях храмов визант. периода на Балканах, напр. в нартексе ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), с греч. подписью, рядом с М. ошибочно подписана дата - 6, а не 5 окт. В соборе в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) на столбе в сев. нефе храма М. представлена слева от мц. Харитины, обе изображены по колени, на М. мафорий красного цвета, светло-зеленое платье, в правой руке крест, левая под покровом, слав. подпись. В росписи притвора (1561) ц. св. Апостолов (Св. Спаса) в Печской Патриархии воспроизведена композиция, восходящая к Минологию имп. Василия II. На своде центральной травеи вост. нефа изображено побиение камнями М., к-рая стоит на коленях, укрываясь от 2 палачей.

http://pravenc.ru/text/2561784.html

в Болгарии, получило распространение на Руси в составе Четьих-Миней и затем вошло в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1839-1862). На основании этого Жития во 2-й пол. XII в. на Руси было составлено краткое сказание о Е., помещенное в нестишном Прологе под 24 окт., днем памяти мч. Арефы (Там же. Стб. 1836-1837). Впосл. эта дата утвердилась в календаре РПЦ в качестве памяти Е. В проложном сказании эфиоп. царь именуется «блаженным» и его имя передано как Елезвой, хотя в пространном Житии оно транскрибируется как «Елисваан». Из нестишного Пролога сведения о Е. попали в стишной (Там же. Стб. 1863). В рус. традиции Е. воспринимался как образец правителя, с одной стороны презревшего земные блага и ставшего монахом, с другой - покаравшего гонителей христиан. Царь Иоанн IV Васильевич риторически вопрошал в «Послании в Кирилло-Белозерский монастырь»: «А Елизвой, царь Эфиопский, какой суровой жизнью жил?» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. 1986. С. 155). В «Истории о Казанском царстве» описывается стремление царя идти «на безбожную и поганую Казань... мстити крови христианския, яко Елизвои Ефиопский царь на Омирского князя Дунаса жидовина» (ПСРЛ. Т. 19. С. 99). В рус. ономастике имя Елезвой встречается редко. Его носил архитектор эпохи классицизма Е. С. Назаров (1747-1822). Ист.: агиографические: Iobi Ludolfi alias Leutholf dicti ad suam Historiam Aethiopicam antehac editam Commentarius. Fr./M., 1691. P. 416; ВМЧ. Окт. Дни 19–31. Стб. 1834, 1836–1837,1839, 1860–1863; ЖСв. Окт. С. 528, 529, 545–553; Martyrium sancti Arethæ et sociorum in civitate Negran/Ed. E. Carpentier//ActaSS.Oct. T. 10. P. 742–760; Martyrium Sancti et magni martyris Arethæ//PG. 115. Col. 1249–1289; Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab con un cenno geografico e storico dell’Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 401–402, 420–425; Historia dos martyres de Nagran: Versão ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboâ, 1899. P. 79, 80–81, 108–122, 179– 180 [эфиоп. текст], 124–127, 152–165, 181–182 [португ.

http://pravenc.ru/text/189731.html

F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 202). Ист.: BHO, N 509; ActaSS. Oct. T. 8. P. 44-48; Περ το ββ Ιωννου το Κολοβο 1-40//PG. 65. Col. 204-220; Περ το ββ Ιωννου το Θηβαου//PG. 65. Col. 240; Περ το ββ Αμμη 1, 3//PG. 65. Col. 125, 128; Περ το ββ Ποιμνος 46, 74, 101//PG. 65. Col. 333, 340, 345 [алф. собр. «Apophthegmata Patrum»]; Evagr. De orat.//PG. 79. Col. 1192; Древний патерик. 18912; Zacharie. Vie de Jean Kolobos//Histoire des monastères de la Basse Egypte/Ed. E. Amélineau. P., 1894. P. LIV - LXIII, 316-410; Les fragments sahidiques//Ibid. P. 414-425; SynCP. Col. 208; SynAlex. Vol. 1. P. 350-355; Vol. 5. P. 766-769; Nau F. A propos d " une edition des oeuvres de Schenoudi: La version syriaque des prieres de Schenoudi de Jean le Nain de Macaire l " Egyptien et de Serapion//ROC. 1907. T. 12. P. 313-328; idem. La version syriaque de l " histoire de Jean le Petit//Ibid. 1912. T. 17. P. 347-389; 1913. T. 18. P. 53-68, 124-133, 283-307; 1914. T. 19. P. 3-57; Le Synaxaire Éthiopien/Ed. I. Guidi, S. Grébaut//PO. 1913. T. 9. Facs. 4. P. 250-253, 418-422; SynAlex (Forget). T. 1. [Textus]. P. 69-72; T. 2. [Textus]. P. 293-296; Guy J. C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 23-24. (SH; 36) [фрагм. из сист. собр. Apophthegmata Patrum]; Достопамятные сказания. 1993p. С. 38, 77-85, 141, 145, 148; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109, III 16. P. 156-157, IV 20. P. 194-195, V 3. P. 242-243, VII 12. P. 342-343, IX 12. P. 436-437; Vol. 2. X 36-37. P. 34-37, XI 37, 39-42, 44. P. 152-157, XIII 17. 244-249, XIV 4. P. 254-257, XV 34-36. P. 308-311, XVI 4-5. P. 394-395; Vol. 3. XVII 10. Р. 16-17, XVIII 10. P. 50-53; ЖСв. Нояб. С. 181-186; Изречения египетских отцов. 20012. С. 42, 54-55. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 39-44; Evelyn-White H. G. The Monasteries of the Wadi " n Natrun. N. Y., 1932. Vol. 2; 1933. Vol. 3; Draguet R. А la source de deux apophthègmes grecs//Byz. 1962. Vol. 32. P. 53-61; idem. Les formes syriaques de la matière de l " histoire Lausiaque. Louvain, 1978. P. 240. (CSCO; 399); Sauget J.-M. Giovanni Colobo//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 666-669; Guy J. C. Jean Colobos ou le Petit (saint) moine de Scete//DSAMDH. 1972. T. 8. P. 390-392; Regnault L. Le vrai visage d " un père du Désert, ou Abba Jean Colobos à travers ses apophthègmes//Mémorial André-Jean Festugière: Antiquité Païenne et Chrétienne/Ed. E. Lucchesi, H. D. Saffrey. [Gen.], 1984. P. 225-234; idem. John Colobos: Coptic Tradition//CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1359-1361; Van Esbroeck M. John Colobos: Arabic Tradition//Ibid. P. 1361-1362; Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 66-68.

http://pravenc.ru/text/471308.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010