Ист.: BHG, N 496-547z; ActaSS. Oct. T. 4. P. 50-209; PG. 104. Col. 104-105; PG. 116. Col. 1081-1426; Tougard A. De l " histoire profane dans les Actes grecs des Bollandistes. P., 1874. P. 8, 80-205; Λγος ες τν μεγαλομρτυρα κα μυροβλτην Δημτριον// Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 1. Σ. 160-215; Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 259-263; Σιγλας Α. Νικτα ρχιεπισκπου Θεσσαλονκης ες τ θαματα το Αγου Δημητρου//ΕΕΒΣ. 1936. Τ. 12. Σ. 329-360; Ιωννης Σταυρκιος. Λγος ες τ θαματα το Αγου Δημητρου/Ed. Ιωακεμ Ιβηρτης//Μακεδονικ. 1940. Τ. 1. Σ. 334-376; Λγος νκδοτος Κωνσταντνου Αρμενοπολου ες τν προερτιον ορτν το Αγου Δημητρου/Ed. Δ. Γκνης//ΕΕΒΣ. 1951. Τ. 21. Σ. 150-162; Ισδωρος Γλαβς, μητρ. Θεσσαλονκης. Ομιλαι ες τς ορτς το Αγου Δημητρου/Ed. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1954. (Ελληνικ; 5); Μακριος Χομνος. Εγκμιον ες τν Αγιον Δημτριον/Ed. Β. Λαορδας//Γρηγριος Παλαμς. Θεσσαλονκη, 1955. Τ. 38. Σ. 347-349; Συμεν, ρχιεπ. Θεσσαλονκης. Ακριβς διταξις τς ορτς το Αγου Δημητρου/Ed. Β. Λαορδας//Ibid. 1956. Τ. 39. Σ. 327-342; Δημτριος Χρυσολωρς. Λγος ες τν μγαν Δημτριον κα ες τ μρα/Ed. Β. Λαορδας//Γρηγριος Παλαμς. 1957. Τ. 40. Σ. 343-351; Βυζαντιν κα μεταβυζαντιν γκμια ες τν Αγιον Δημτριον/Ed. Β. Λαορδας//Μακεδονικ. Θεσσαλονκη, 1960. Τ. 4; Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des slaves dans les Balkans. P., 1979. Vol. 1: Le texte; Συμεν, ρχιεπ. Θεσσαλονκης. Λγος ες τν λαμπρν ορτν το μεγστου ν θλητας γοις θαυματουργο κα μυροχεμονος Δημητρου/Ed. D. Balfour// Idem. Εργα θεολογικ. Θεσσαλονκη, 1981; Тимарион//Визант. сатирический диалог/Изд. подгот.: С. В. Полякова, И. В. Феленковская. Л., 1986; Χρστου Π. Διηγσεις περ των θαυμτων του Αγου Δημητρου. Θεσσαλονκη, 1993; Speck P. De Miraculis Sancti Demetrii qui Thessalonicam profugus venit, oder Ketzerisches zu den Wundergeschichten des heiligen Demetrios und zu seiner Basilika in Thessalonike. Bonn, 1993. (Ποικλα Βυζαντιν; Τ. 12. Varia 4); idem. Nochmals zu den Miracula Sancti Demetrii: Die Version des Anastasius Bibliothecarius. Bonn, 1994. (Ποικλα Βυζαντιν; Τ. 13. Varia 5); Чудеса св. Димитрия/Текст, пер. и коммент.: О. В. Иванова//Свод древнейших письменных известий о славянах: (VII-IX вв.). М., 1995. Т. 2. С. 91-211; Αγου Δημητρου θαματα. Οι Συλλογς του αρχιεπισκπου Ιωννου και Ανωνμου. Ο βος, τα Θαματα και η Θεσσαλονκη του Αγου Δημητρου/Ed. X. Μπακιρτζς. Αθνα, 1997. Σ. 28-47; Житие Димитрия Солунского//БЛДР. СПб., 1999. Т. 2. С. 176-189; Αγιος Δημτριος: Εγκωμιαστικο λγοι πιφανν βυζαντινν λογων. Θεσσαλονκη, 2004; Св. Димитрий//Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники. М., 2006. С. 23-25.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Последование А., помещенное в печатных греч. и рус. Минеях и состоящее из канона Феофана 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρτυρικν σνοδον θεοτερπα μλψωμεν μνοις» (греч.- Мученический собор богокрасно воспоем песньми), стихир на Господи воззвах 1-го гласа со славником 4-го гласа «Ασματικς τν ποιμενρχην σμερον πιστο» (        ), седальна 4-го гласа «Το σταυρο τ δυνμει» (    ), кондака с икосом 4-го гласа, известно по рукописным Минеям как студийской (РНБ. Греч. 227-1. Л. 96-96об., XII в.; ГИМ. Син. 160. Л. 179-185об., XII в.), так и иерусалимской традиций (РНБ. Греч. 523, XIV в.; Стихирарь. БАН. РАИК. 95 и 14. Л. 77об.- 78, XIV в.). Кроме текстов печатных Миней в рукописях сохранились и др. тексты А.: анонимный канон 4-го гласа со 2-й песнью без акростиха (Ταμεον. Ν 137. Σ. 67), иной цикл стихир на Господи воззвах 4-го гласа, сохранившийся в Минеях как студийского (напр., РГБ. Сев. греч. 480. Л. 90-90об., XII в.), так и иерусалимского (БАН. РАИК. 98. Л. 5об., XIV в.) типов, а также 2 седальна, 4-го и 4-го плагального, т. е. 8-го, гласов, сохранившиеся только в рукописях студийского типа. Ист.: BHG, N 166-167; ВНО, N 99-106; ActaSS. Oct. T. 10. P. 721-759; Записки о мученичестве св. Арефы/Пер. еп. Арсения (Иващенко)//Странник. 1873. 6. С. 217-262; La lettera di Simeone vescovo di Beth-Ar s am sopra i martiri omeriti/Publ. e trad. dal socio I. Guidi//Atti della Reale Accad. dei Lincei; ser. 3a: 1881. Vol. 7. P. 488-490 (итал. пер.), 507-508 (сир. текст); Historia dos martyres de Nagran: Vers. ethiopica/Publ. por F. M. E. Pereira. Lisboã, 1899. P. 79-122, 169-185 (эфиоп. текст), 123-165, 175-189 (португ. пер.) (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223-226); ЖСв. Окт. С. 528-553; The Book of the Himyarites/Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 4b, 5a, 8a (сир. текст), CII-CIII, CV-CVI (англ. пер.) (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 211-212); Chronicon anonymum pseudo Dionysianum vulgo dictum//CSCO. Syr. Ser. 3. P., 1927. T. 1. P. 63-65 (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. СПб., 2000. С. 621-630); Shah î d I. The Martyrs of Najrân: New Doc. Brux., 1971. (SH; N 49). P. XI-XIV (сир. текст), 49-51 (англ. пер.).

http://pravenc.ru/text/75906.html

Реликварий с рукой мч. Квинтина в аббатстве Сен-Кантен. 1925 г. Реликварий с рукой мч. Квинтина в аббатстве Сен-Кантен. 1925 г. В 1557 г., во время Итальянских войн (1551-1559), г. Сен-Кантен был захвачен испан. войсками и разорен. Мн. святыни, хранившиеся в коллегиальной церкви, были утрачены, глава К. вывезена в Камбре. Лишь в 1569 г. по настоянию французского кор. Карла IX и его матери Екатерины Медичи святыню вернули в Сен-Кантен, в память об этом событии установлено местное празднование 14 сент. Возрождение почитания К. относится к XVII в. В 1635 г. паломничество к мощам мученика совершил кор. Людовик XIII . В 1642 г. в Сен-Кантен была возвращена нетленная рука К., считавшаяся утраченной (ActaSS. Oct. T. 13. P. 763-764; согласно проведенному в 2008 исследованию, рука принадлежала человеку, жившему на рубеже XV и XVI вв.). В годы Французской революции (1789-1799) капитул храма К. был упразднен. В 1793 г. драгоценную утварь, в т. ч. реликварии с мощами святых, конфисковали, в закрытой церкви устроили храм Разума. Части мощей К. и других святых были спрятаны и возвращены в храм после возобновления богослужений (1803), в 1807 г. мощи освидетельствовал Жан Клод Леблан де Больё, еп. Суасона ( Corblet. 1873. P. 383; об освидетельствованиях мощей К. в XIX в. подробнее см.: ActaSS. Oct. T. 13. P. 755-763). Возрождение почитания К. способствовало развитию паломничества в Сен-Кантен; в 1876 г. бывш. коллегиальная церковь получила статус малой базилики. В следующем году реликварии с главами святых К., Кассиана и Викторика были установлены за главным алтарем храма. Среди святынь базилики был саркофаг К., выдолбленный из мраморной колонны ( Corblet. 1873. P. 400-401; ActaSS. Oct. T. 13. P. 766-768). Почитание К. получило широкое распространение в Сев. Франции и в Бельгии (о посвященных мученику храмах см.: Corblet. 1873. P. 388-390; ActaSS. Oct. T. 13. P. 773-777). День памяти К. (31 окт.) внесен в Римский Мартиролог, местное поминовение мученика совершается в еп-стве Суасон, Лан и Сен-Кантен, а также в еп-стве Аррас.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Находившихся у власти готов, к-рые исповедовали арианство, святой усердно обращал в правосл. веру. Среди обращенных были гот. военачальники Мандриан и Флавиан, к-рые затем стали отшельниками. Они погибли вместе с К. при взятии города лангобардами (556). Эти сведения были отвергнуты болландистами как недостоверные, а документы признаны подделкой (ActaSS. Oct. T. 2. P. 178). На время составления Жития К., обнаруженного в 1374 г., указывают имеющиеся в нем заимствования из стихотворного Жития св. Гонората на окситанском языке, написанного Раймоном Феро (ок. 1300; см.: Lambert. 1886. P. 50-53, 86-87). К легендарным сказаниям принадлежит и подложный акт об обретении мощей К., к-рое якобы состоялось в 1201 г. Согласно этому документу, при разборке примыкавшей к кафедральному собору стены работники обнаружили каменную гробницу, в которой находился деревянный ларец с человеческими останками, на нем была надпись: «Здесь почивает прах блаженных Киприана, Мандриана и Флавиана» (Hic iacent ossa beatorum Cypriani, Mandriani et Flaviani). По указанию еп. Понса Розена (Рансена) мощи святых были перенесены в собор (ActaSS. Oct. T. 2. P. 164; Vienne H. Promenades dans Toulon ancien et moderne: Esquisses historiques. Toulon, 1841. P. 28-29, 204-205). К XVI-XVII вв. относятся более подробные сведения о почитании К., получившем распространение преимущественно в Тулоне и Марселе (ActaSS. Oct. T. 2. P. 164-165). В этот период К. почитался как св. покровитель Тулона; в день его памяти совершалась процессия с его мощами, а также со статуей. По преданию, на одной из городских площадей щека статуи краснела, как якобы воспоминание о пощечине, к-рую нанес епископу некий арианин, разгневанный успешной проповедью К. среди еретиков ( Lambert. 1886. P. 177). По указанию кард. Агостино Тривульцио, апостольского администратора диоцеза Тулон (1524-1535), мощи К. были освидетельствованы, главу святого поместили в серебряный реликварий ( Idem. 1899. P. 83). В 1618 г. использовавшийся в Тулоне оффиций К.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

Макария) создано «Чудо о Калояне (или Аскалоне) царе», включенное в ВМЧ (Окт. Стб. 1900–1902). Оно не является переводом с греческого, как это порой принято считать в лит-ре (Бегунов. 1975. С. 158; Тъпкова-Заимова. 1982. С. 152–153), а представляет комбинацию отдельных дословных фрагментов (с изменением их последовательности в сравнении с источником) из главы «О напрасной смерти Стрезовои» пространного Жития свт. Саввы Сербского , написанного Феодосием (см. выше) и принесенного в Москву с Афона в 1517 г. (похвала свт. Савве из исходного текста в рус. переделке «переадресована» здесь вмч. Димитрию— см.: Турилов А. А. Визант. и слав. пласты в «Сказании инока Христодула»//Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6. С. 96–97. Примеч. 5). На рус. почве с чудесами вмч. Димитрия связан единственный лит. сюжет — редко встречающееся в рукописной традиции «Чудо 1627 г. в новгородской церкви вмч. Димитрия на Славкове улице» (см. выше), записанное, по всей вероятности тогда же в окружении Новгородского митр. Киприана (Бегунов. 1998; СКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 4. С. 270). Молитвословия Тропарь, глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче,/языки побеждающа./Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню,/и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора,/тако, святе Димитрие,/Христу Богу молися//даровати нам велию милость. Кондак мученика, глас 2 Кровей твоих струями, Димитрие,/Церковь Бог обагри,/давый тебе крепость непобедимую/и соблюдая град твой невредим;//того бо еси утверждение. Литература Использованные материалы   ActaSS. Oct. T. 4. P. 50–209   BHG, N 496b; PG. 104. Col. 104–105   BHL, N 2122   BHG, N 496, изд. Delehaye. 1909. P. 259–263   BHG, N 497 и 497b — ActaSS. Oct. T. 4. P. 90–95 и в PG. 116. Col. 1173–1184   BHG, N 498, изд. в ActaSS. Oct. T. 4. P. 96–103 и в PG. 116. Col. 1185–1201   SynCP. Col. 163–166   ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV   Mart Hieron. P. 41, 180   Delehaye. 1909. P. 108–109; Vickers. 1974. P. 349–350   Speck. 1993. S. 387   имеются различные мнения относительно времени ее сооружения   Чудо I, 1//PG. 116. Col. 1217   Чудо I, 5//PG. 116. Col. 1240 Редакция текста от: 30.10.2023 01:28:42 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Михаилу, апостолам Петру и Павлу и Л. (Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 468-471. N 188). Впосл. в мон-ре хранилась голова Л.; чудеса, которые совершались по молитвам перед святыней, описаны мон. Фруландом в Житии Л. (BHL, N 4855). 25 авг. в обители совершали память ослепления Л. ( Pellechet. 1883. P. 295-296; см. также: ActaSS. Oct. T. 1. P. 434-440; Pitra. 1846. P. 506-524). Под влиянием традиции мон-ря почитание святого получило распространение в Эльзасе и в соседних регионах. Так, между 1182 и 1230 гг. по инициативе насельников Мурбаха была возведена романская ц. во имя Л. в Гебвиллере. В 1759 г. монахи переселились из Мурбаха в Гебвиллер, забрав с собой святыни и ценности. В наст. время частицы мощей Л. хранятся в приходских храмах в Гебвиллере (напр., в ц. Нотр-Дам - реликварий с нижней челюстью святого). С XIII в. Л. почитается как покровитель Люцерна (до 1178 город принадлежал аббатству Мурбах). В честь святого освящен главный католический храм города (коллегиальная ц. Санкт-Леодегар-им-Хоф; существующее здание возведено в 1633-1639). После закрытия в 1798 г. жен. аббатства Масмюнстер (ныне Мазво, Эльзас) в Люцерн была доставлена хранившаяся в обители голова Л.; в наст. время серебряный бюст-реликварий со святыней находится в ризнице церкви. Частицы мощей Л. хранились во многих церквах и мон-рях Франции и соседних стран (см.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 457-463; Pitra. 1846. P. 409-411, 435-443; Camerlinck. 1910. P. 170-171). Большая часть реликвий была утрачена во время религиозных войн во Франции и Французской революции. В аббатстве святых Андрея и Л. в Мемаке (совр. деп. Коррез) хранился серебряный реликварий с мощами святого; в наст. время в бывшей монастырской церкви находится деревянный бюст-реликварий с фрагментом его черепа. Неск. фрагментов черепа Л. хранятся в кафедральном соборе в Аррасе, в раке св. Виндициана (см.: Van Drival E. Le trésor sacré de la cathédrale d " Arras. Arras, 1860. P. 136-139). В средние века почитание Л.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Однажды Л., отправившемуся посетить др. обители, явился ангел и предвозвестил скорую кончину; святой тотчас вернулся в свой мон-рь, чтобы проститься с братией. Он скончался 13 окт. 984 г. (в лат. Житии ошибочно указан 993) и был похоронен св. Саввой (по мнению болландистов, речь идет о настоятеле мон-ря св. Филиппа и 1-м духовном наставнике Л.). В рукописи, датируемой нач. XIV или нач. XV в. (Marc. lat. IX 20 (2947). Fol. 226r - 229r), содержится легендарий Пьетро Кало с др. редакцией сказания о Л. (см.: AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 129). В XI в. в Арменто была построена ц. во имя Л., куда положили его мощи. В 1947 г. церковь была разрушена; заново возведена в 1957-1959 гг. Мощи святого хранятся под алтарем церкви. В Карбоне (пров. Потенца) находится приходская ц. во имя Л. В действующем Римском Мартирологе Л. упоминается под 13 окт. как местночтимый святой (MartRom (Vat.). P. 538). Ист.: BHL, N 4978; Caietanus O. Vitae Sanctorum Siculorum. Panormi, 1657. T. 2. P. 96-99; ActaSS. Oct. T. 6. P. 337-342. Лит.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 332-336; Costa-Louillet G., da. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siècles//Byz. 1960. T. 29/30. P. 142-146; Russo F. Luca//BiblSS. Vol. 8. Col. 187-188; ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 390; Hester D. P. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks//Analekta Vlatadon. Thessal., 1992. T. 55. P. 78, 175-177, 180; Acconcia Longo A. Santi monaci italogreci: alle origini del monastero di S. Elia di Carbone//BollGrott. 1995/1996. Vol. 49/50. P. 132-138; Caruso St. Sicilia e Calabria nell " agiografia storica italo-greca//Calabria Cristiana: Società religione cultura nel territorio della Diocesi di Oppido Mamertina-Palmi. Soveria Mannelli, 1999. Vol. 1. P. 572-581; idem. «Crucisque signo munitus»: Luca da Démena e l " epopea antisaracena italo-greca//Byz. 2003. T. 73. P. 319-338; Borghese G. Luca di Armento, santo//DBI. 2006. Vol. 66. P. 247-249; Re M. I miracoli nella «Vita» di s. Luca da Demenna//Monachesimo basiliano nei Nebrodi: Atti del Conv. (Torrenova, 29 giugno 2006)/Ed. R. Fachile. Messina, 2008. P. 53-62; Efthymiades St. Les saints d " Italie Méridionale (IXe-XIIe s.)//Byzantine Religious Culture: Studies in honor of A. M. Talbot/Ed. D. Sullivan, E. Fisher, S. Papaioannou. Leiden, 2012. P. 356-357. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон

http://pravenc.ru/text/2110784.html

И. В., сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят» (Ibid. 39), бежал ок. 365 г. на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя 2 года Исихий нашел ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов к-рых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в к-ром обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась И. В., и он провел там последние 5 лет жизни (Ibid. 43). Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре св. Илариона близ Газы. И. В. предсказал ему избрание архиепископом Кипрским (Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). Перед смертью И. В. распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти И. В. Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увез тело И. В. в Палестину, в мон-рь св. Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса ( Hieron. Vita Hilar. 47). Ист.: BHG, N 751-756n; BHO, N 380-382; BHL, N 3880; PL. 23. Col. 29-64; PG. 65. Col. 164, 241; ActaSS. Oct. T. 9. P. 43-59; Rossi F. Vita di St. Ilarione e Martirio di St. Ignazio vescovo d " Antiocha: Transcritti e tradotti dai Papiri Copti del Museo di Torino//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Torino, 1888. Ser. 2. Pt. 38. P. 7-52, 75-94; Житие прп. отца нашего Иллариона Великого/Пер.: И. Помяловский//Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 4; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 5. Σ. 82-136; Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. P. 192-193; Т. 3. P. 12-13. Лит.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 16-43; Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в.//ППС. 1896. Т. 15. Вып. 2(44). С. 4-23; Nau F. St. Jérôme hagiographe//ROC. 1900. Vol. 5. P. 654-659; Winter P. Der literarische Character der «Vita beati Hilarionis des Hieronymus». Zittau, 1904; Labriolle P., de. Vie de Paul de Thèbes et vie d " Hilarion. P., 1907; Strout R. F. The Greek Versions of Jerome " s Vita Sancti Hilarionis//Studies in the Text Traditions of St. Jerome " s Vitae Patrum/Ed. W. A. Oldfather et al. Urbana, 1943. P. 312-332; Gordini G. D. Ilarione//BiblSS. Vol. 7. Col. 731-733; Camelot P.-Th. Hilarion de Gaza//DHGE. T. 24. Col. 471-472.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Житие лишено исторической достоверности: в нем практически полностью отсутствуют топонимы (за исключением Месопотамии, Иерусалима, Персии, Индии), время событий не указано. Вопрос М. Р. о преследовании сарацинами христиан, обращенный к монахам в лат. версии Жития, имеет общий характер и не способствует установлению датировки текста. Т. о., реальное существование М. Р. ставится исследователями под сомнение (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564). Почитание Память М. Р. под 19 янв. отмечена в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) вместе с памятью прп. Макария Великого. Позднее в рукописных греч. Синаксарях (Paris. gr. 1582) и Минеях (Basil. A III 16) XIV-XV вв. память святого и краткие заметки о нем были обозначены под 23 окт. Под этим же числом сказание о М. Р. вошло в греч. печатные Минеи (Минея, Венеция, 1592). Рассказ о путешествии к святому 3 монахов, изначально служивший предисловием к сказанию, приводится здесь отдельно. На груз. языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития М. Р., составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской Патриархии и Цагерского краеведческого музея (НЦРГ. А 199. Л. 28-33, XII-XIII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 459-471, XIII в.; Hieros. Patr. 36. Fol. 129v-135, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. georg. 120. Fol. 94-101v, XIV-XV вв.; НЦРГ. Н 972. Л. 468-472 об., XVI в.; НЦРГ. А 691. Л. 198-215, XVII в.; Цагер. 1. Л. 38-44 об., XVIII в.; НЦРГ. А 649. Л. 94 об.- 99, 1785 г.; НЦРГ. S 300. Ч. 2. Л. 235 об.- 239 об., 1779 г.; 3 рукописи XIX в.; Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2. С. 50-63). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М. Р. отсутствует. В XVI в. кард. Цезарь Бароний также не внес имя святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноименным персонажем, упоминаемым у Палладия, еп. Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Р. 264-269). Согласно Палладию, ок. 413 г. Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впосл. ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о М. Р. известно, что он покинул Рим, будучи еще совсем юным (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564). Почитание у южных славян и на Руси

http://pravenc.ru/text/2561458.html

Мучение святых Зиновия и Зиновии. Миниатюра из Минология Василия II. 976 -1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.150) Известно арм. сказание об этих святых, близкое к повествованию в греч. синаксарях (ActaSS. Oct. T. 13. P. 264). Напротив, позднее эфиоп. Мученичество (Ibid. P. 271-273) значительно отличается от греч. традиции. В нем Зиновия - имя матери, а не сестры Зиновия, отец Зиновия назван Менофилом, брат - Неоном. Святые пострадали при рим. имп. Клавдии II (268-270) и наместнике Лукиане. В традициях эфиоп. житийной литературы повествование изобилует описаниями мучений и чудес: святых подвесили за волосы и били палками, распинали на крестах, затем бросили в колодец с нечистотами и посадили в горящую печь, но всякий раз Господь спасал их. После казни мучеников прогремел гром, полил дождь и погибли 500 мужей и жен, а правитель уверовал во Христа. В эфиопском Синаксаре (не ранее XV в.) память святых отмечена 7-го числа месяца хедара (3 нояб.), имя матери Зиновия передается как Зибия, родиной святых названа Фиваида. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) указано, что богослужение Зиновию и Зиновии совершалось в ц. сщмч. Зиновия, находящейся в к-польском квартале Иустинианы. Известно также, что вблизи К-поля, в месте, называемом ныне Галата, был монастырь св. Зиновия ( Janin. Églises et monastères. P. 134). И. Делеэ предположил, что история Зиновия и Зиновии возникла в результате компиляции, выполненной неизвестным древним агиографом. Он мог взять некоторые фрагменты из Жития Космы и Дамиана , мучеников Аравийских (Киликийских), и добавить их к немногочисленным свидетельствам о Зиновии , сщмч. Антиохийском, почитавшемся в г. Эги, но не имевшем своего жития; однако эта гипотеза представляется малоубедительной. На Западе мученики были неизвестны до кон. XVI в.: 1-е упоминание о них содержится во 2-м издании Мартиролога Узуарда (1573), откуда оно попало в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония (1586). Ист.: BHG, N 1884-1885; ActaSS. Oct. T. 13. P. 253-273; Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. F. Graffin. Turnhout, 1988. P. 264-267. (PO; T. 44. Fasc. 3); PG. 115. Col. 1309-1317; 117. Col. 135-136 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 177-178; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 450-451; ЖСв. Окт. С. 629-633.

http://pravenc.ru/text/199829.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010