Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНА [лат. Germana] († 406), мц. (пам. зап. 1 окт. и 19 янв.), пострадала близ г. Сегессера (Баррум-ад-Альбам, совр. Бар-сюр-Об). Сведения о Г. содержатся в средневек. (не ранее X в.) Житии, к-рое, видимо, опирается на местную устную традицию. Автор называет г. Сегессера Барром и сообщает, что он находился у подножия горы. Согласно Житию, Г. прислуживала при ц. св. первомч. Стефана , исполняя обязанности, близкие к служению диаконисы, и проводя жизнь в аскетических подвигах. Однажды к городу подступил отряд вандалов. В это время Г. спустилась к источнику рядом с городом, где отдыхала группа вандалов, к-рые, увидев девушку, безуспешно пытались ее соблазнить. Решив, что перед ними посвященная Богу дева, они повели святую к вождю. Тот, прельстившись красотой Г., начал домогаться ее, обещая богатые подарки, но Г. оставалась непреклонной. Тогда вождь приказал убить ее, и один из воинов отсек ей голову. Но случилось чудо: когда вандалы ушли, святая встала, взяла в руки отрубленную голову и направилась к ц. во имя св. Стефана, возле к-рой она села, положив голову на колени. В этой позе ее и обнаружили христиане, они позвали пресвитера, и тот повелел похоронить мученицу в ц. св. Стефана (позднее была названа во имя Г.), а гора, где церковь была выстроена, стала называться горой св. Германы. В V в. г. Сегессера был разрушен в период варварских вторжений. Впосл. он возродился под именем Барр у подножия горы, на к-рой от старого поселения осталась только ц. во имя Г. Церковь снесена в 1793 г., во время Французской революции. Впосл. на ее месте возвели небольшую часовню, привлекавшую паломников. Чудеса и исцеления совершались также от источника, возле к-рого вандалы схватили Г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 33-36. Лит.: Prevost A. Bar-sur-Aube//DHGE. T. 6. Col. 549-552; Didier J. -Ch. Germana e Onorata//BiblSS. Vol. 6. Col. 228-229. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/164795.html

Достигнув вершин карьерного роста, Н. осознал, что мирская суета больше не привлекает его, и решил уйти в мон-рь. Однако императоры Никифор I (802-811) и его сын и соправитель Ставракий (803-811) не разрешили ему принять постриг. При имп. Михаиле I Рангаве (811-813) Н. принял постриг ок. 812 г., в возрасте почти 50 лет. Позволив стать монахом, император, однако, не разрешил Н. покинуть столицу и поселил его в мон-ре Хрисоника близ Золотых ворот. Там Н. прожил до воцарения имп. Льва V (813-820), к-рый возобновил гонения на иконопочитателей (815). Н. покинул К-поль и поступил простым монахом в один из пригородных монастырей. Иконоборцы узнали, что у него есть ценная икона Спасителя, приобретенная в Риме, и донесли об этом императору. Тот послал к Н. слуг с приказом отобрать образ Спасителя. Н. отказался отдать икону, однако некий инок выдал императорским слугам местонахождение образа. Те забрали его из одного монастырского храма и надругались над ним, а Н. запретили покидать обитель. О жизни Н. при имп. Михаиле II Травле (820-829), сменившем Льва V, ничего не известно. При имп. Феофиле к Н. вновь пришел посланец из дворца с требованием признать иконоборческого патриарха Антония I Кассимату (821-837?). Но Н. отказался сделать это и гневно обличил ересь иконоборчества. По приказу императора он был изгнан из обители. Взяв с собой 3 иноков, он отправился странствовать. В уединенном месте на берегу Мраморного м. они построили ц. во имя архангелов Михаила и Гавриила, позже на этом месте возник мон-рь. В ссылке, пережив множество бед и лишений, получив откровение о смертном часе, Н. скончался. От его мощей происходили многочисленные чудеса. Житие Н. было составлено, вероятно, вскоре после его смерти одним из монахов основанного им мон-ря во имя св. Архангелов. Память Н. со сказанием вошла в славяно-рус. Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2. С. 41-43). Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 444-450; SynCP. Col. 115-116; Papachryssanthou D. Un confesseur du second iconoclasme: La vie du patrice Nicétas (†836)//TM. 1968. T. 3. P. 309-351; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 340-343; ЖСв. Окт. С. 327-329.

http://pravenc.ru/text/2565358.html

Память Н. как апостола от 70 и епископа Афин закрепилась в совр. календаре РПЦ (Патриарший календарь. 2017. С. 21, 253) и в богослужебной Минее (Минея (МП). Янв. Т. 5. Ч. 1. С. 110, 111, 134, 147) под теми же датами. Так, в тропаре канона на утрене он именуется «председателем у афинян и насадителем садов красных», освободившим благочестивые души «от лести» (Там же. Т. 2. Окт. С. 829). Представление о Н. как об апостоле от 70, епископе Афин и мученике отражено в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита, где говорится о том, что Н. «за проповедь истинной веры подвергся пыткам и удостоился славной мученической кончины» (Синаксарь/Авт.-сост. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1: Сент.-окт. С. 880). В этом же статусе Н. представлен и в совр. календаре греческих Церквей ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 31-32). Память Н. вместе с другими апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 22 санхми (31 окт.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. Vol. 15. Fasc. 3. P. 402). Никаких следов почитания Н. в зап. традиции не зафиксировано, в 80-е гг. XVI в. кард. Цезарь Бароний внес на основании греч. минологиев его память в Римский Мартиролог под 31 окт. как мученика вместе с апостолами Амплием и Урваном (MartRom. Comment. P. 486-487). Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. C. 90-92; ActaSS. 1883. Oct. T. 13. P. 687-699; Caraffa F. Ampliato, Urbano e Narcisso//BiblSS. 1964. Vol. 1. Col. 1030-1031; Lampe P. Narcissus//ABD. 1992. Vol. 4. P. 1022; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988; Jewett R., Kotansky R. D. Romans: A Соттепт. Minneapolis, 2007. А. Е. Петров Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ЕПАФРОДИТ ап. от 70 (пам. 8 дек. и 30 марта, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. визант. 30 марта, 17 и 18 мая; пам. зап. 22 марта) ЕРАСТ еп. Панеадский, ученик ап. Павла, ап. от 70 (пам. 10 нояб.; 4 янв.- в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 26 июля)

http://pravenc.ru/text/2564686.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ [Авраамий] (VI в.), прп. (пам. греч. 28 окт.), еп. Эфесский. Возглавлял кафедру после еп. Ипатия (с 553; менее вероятно - после еп. Андрея, в 536-552). До этого, по сообщению «Луга духовного» блж. Иоанна Мосха , был настоятелем киновии Пресв. Богородицы Марии «Новой» в долине Иорданской и основателем 2 мон-рей: авраамитов в К-поле у Золотых ворот (в отношении основания им этой обители существует сомнение, т. к. подпись «игумена авраамитов» присутствует уже в актах Собора 518 г.) и византийцев на Елеонской горе . в Иерусалиме. А. прославился также как замечательный проповедник; от его гомилетического наследия остались 2 проповеди, на Благовещение и на Сретение, содержащие уже сформировавшееся и подробно разработанное учение о Пресв. Богородице: в проповеди на Сретение Божия Матерь впервые именуется «честнейшей Херувим и славнейшей Серафим» (ср. ирмос 9-й песни трипеснца Великой пятницы). Мнение, что А. был крещеным евреем, не подтверждается. Соч.: Abramii S. Sermones duo/Ed. M. Krascheninnikov//Acta et commentationes Imp. Univ. Iurievensis. Dorpat, 1911 P. 1-28; Jugie M. Abraham d " Ephèse et ses écrits//BZ. 1913. Bd. 22. S. 49-59; idem. Homélies mariales byzantines//PO. 1922. T. 16. P. 442-554. Ист.: Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 68, 97; ActaSS. Oct. T. 11. Col. 757-769. Лит.: Pargoire J. Les débuts du monachisme à Constantinople//Revue des questions historiques. 1899. T. 65. Р. 67-143; Jugie M. La première fête mariale en Oriente et en Occident, l " Avent primitif//EO. 1923. T. 22. P. 129-152; Bardenhewer O. Ein neuer Prediger des Kirchlichen Altertums//ZKTh. 1933. Bd. 57. S. 426-438; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 160, 214, 260, 398-399; Janin. Églises et monastères. P. 4-6. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта) АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/62856.html

Влияние Г. недостаточно изучено. Известно, что нек-рые авторы подражали ему в своих проповедях, напр. Никита , еп. Ремесианы, современник Г. (PL. 52. Col. 847-876). Определенное влияние Г. оказал на свт. Льва Великого. Нек-рые богословские идеи Г. нашли отражение в анонимном соч. V в. «De fide orthodoxa contra Arianos» (О православной вере против ариан), ошибочно приписываемом Оригену . Соч.: Tractatus, vel sermones, qui exstant/Ed. P. Galiardi (Galeardus)//Collectio Veterum Patrum Brixianae Ecclesiae. Brescia, 1738. P. 185-379; Idem//PL. 20. Col. 827-1002; Tractatus/Ed. A. Glueck. W., 1936. (CSEL; 68); I sermoni/A cura di C. Truzzi. R., 1996. Лит.: Brunati G. Vita e gesta di Santi Bresciani. Brescia, 1854. T. 1. P. 307-337; Bossue B.//ActaSS. Oct. T. 11. P. 587-604; Marx F. Prolegomena// Sancti Filastrii episcopi Brixiensis Diversarum haeresion liber. W., 1898. P. VI-VII. (CSEL; 38); Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 763-765; Knappe C. Ist die 21. Rede des hl. Gaudentius echt? Osnabrück, 1908; Birch A. H. A Comparison of the Styles of Gaudentius of Brescia (21 tractates or sermons): The De Sacramentis (ascriber to St. Ambrose) and the Didascalia Apostolorumor Fragmenta Veronesia (E. Hauler). Risca, 1924; Savio. Lombardia. T. 2/1. P. 149-156; Labriolle P. , de, Bardy G. Histoire de littérature latine chrétienne. P., 1947. T. 1. P. 416-434; Lubac H. , de. Histoire et Ésprit: L " intelligence de l " Écriture d " après Origène. P., 1950; idem. Exégèse médiévale: Les quatre sens de l " Écriture. P., 1959. Vol. 1-2; Storia de Brescia. Brescia, 1961. T. 1. P. 341-359, 361-391, 973-976; Brontesi A. Gaudentio di Brescia//BiblSS. T. 6. Col. 47-54; Viard P. Gaudens de Brescia//DSAMDH. T. 6. Col. 139-143. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/161744.html

был отредактирован Антуаном дю Бланом, прево соборного капитула, а затем повторно исправлен, при этом удалена бóльшая часть сведений, восходивших к агиографической легенде XIV в. (о мученической смерти К. и др.). При составлении новой версии чтений использовано Житие свт. Кесария Арелатского и его завещание, изданное Лаврентием Сурием и Винченцо Барралисом, однако были сохранены сведения, не подтвержденные надежными источниками (напр., о присутствии диак. К. на Агатском (Агдском) Соборе (506), о споре К. с кор. Аларихом о правосл. вере, об обращении Мандриана и Флавиана и др.; см.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 166-167; Officia propria Sanctorum sanctae ecclesiae Massiliensis. Massiliae, 1824. P. 404-406). Согласно чтениям в бревиарии еп-ства Фрежюс, К. получил воспитание в аббатстве св. Виктора в Марселе, после чего был принят св. Кесарием в состав клира. Он участвовал во мн. церковных Соборах и успешно боролся с арианской ересью (Breviarium Forojulense: Pars autumnalis. Vesontione, 1833. P. 477-478). В 1660 г. в связи с перестройкой кафедрального собора мощи К. были вновь освидетельствованы и положены в новую раку, помещенную в главном алтаре собора. В указе еп. Пьера де Пингре (1659-1662) отмечалось, что ранее мощи К. хранились небрежно, частицы мощей раздавали частным лицам, поэтому впредь рака должна быть заперта на 4 замка, ключи от к-рых находились бы у должностных лиц капитула и у городских консулов ( Lambert. 1899. P. 396-398). В 1792 г., во время Французской революции, хранившиеся в соборе ценности, в т. ч. серебряный реликварий для главы К., конфисковали. Однако мощи святого были спрятаны католич. духовенством и впосл. возвращены в собор. В 1851 г. в Тулоне основан приход во имя К. (приходская церковь в неороманском стиле построена в 1870-1872). Поминовение святого совершалось также в еп-ствах Марсель и Фрежюс, в состав последнего с 1822 г. вошла территория упраздненного диоцеза Тулон. В наст. время К. почитается как один из покровителей еп-ства Фрежюс-Тулон; память святого под 3 окт.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ НИКОМИДИЙСКИЙ [греч. Ελευθριος; лат. Eleutherius; сир.  ] († 303), мч. (пам. зап. 2 окт.), первым пострадавший в Никомидии после издания имп. Диоклетианом (284-305) указа о гонении на христиан. Церковное предание отождествляет Е. Н. с христианином, о котором рассказывает Евсевий Кесарийский (IV в.): в Никомидии был некий муж самого высокого звания, «движимый горячей ревностью по Боге», он сорвал со стены указ императора о гонении на христиан и порвал его. За это он был подвергнут различным пыткам, к-рые перенес с величайшим мужеством ( Euseb. Hist. eccl. VIII 5). Лактанций (ок. 250-330), так же как и Евсевий, сообщает об этом событии, не называя имени мученика и добавляет, что тот человек высмеивал мнимые победы имп. Диоклетиана над готами и сарматами, за что был схвачен, подвергнут пыткам огнем и принял смерть на костре ( Lact. De mort. persecut. 13). Имя Е. Н. появляется в лат. переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, сделанном Руфином Аквилейским (ок. 345-410) в нач. V в., на основании которого Адон Вьеннский (IX в.) составил жизнеописание этого святого. Древность почитания Е. Н. зафиксирована в Сирийском Мартирологе 411 г. и в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V), где говорится о существовании его Мученических актов. Возможно, редактор имел в виду главы «Церковной истории» Евсевия-Руфина, поскольку сами акты неизвестны. По крайней мере их не было уже в IX в., когда Флор Лионский , составивший свой Мартиролог незадолго до Адона, ограничился воспроизведением заметки о Е. Н. из Мартиролога блж. Иеронима. Кард. Цезарь Бароний поместил в Римском Мартирологе под 2 окт. память Е. Н., к-рый назван воином, пострадавшим в Никомидии в начале гонения (303) при имп. Диоклетиане среди проч. христиан, придворных и евнухов, обвиненных в поджоге имп. дворца. По мнению нек-рых исследователей ( Delehaye. Origines. P. 148), рассказ в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского относится к мч. Евефию, к-рый упоминается в Сирийском Мартирологе в числе др. Никомидийских мучеников под 24 февр. (Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 13). Ист.: ActaSS. Oct. T. 2. P. 321-323; MartRom. P. 430; MartHieron. Comment. P. 538; Un Martyrologe et douze Ménologes Syriac/Ed. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. P. 21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 632, 686; Gaiffier B., de. Palatins et Eunuques dans quelques documents hagiographiques//AnBoll. 1957. T. 75. P. 17-47; Aubert R. Éleuthère (5)//DHGE. T. 15. Col. 147. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/189729.html

Церковь св. Клара в Нанте. 1854–1856 гг. Церковь св. Клара в Нанте. 1854–1856 гг. Сведения о перенесении мощей К. противоречивы. Согласно Ле Бо, мощи святых К. из Нанта и Мелания из Рена были перенесены в Бурж, по более распространенной версии, мощи К. были доставлены в Анже (ActaSS. Oct. T. 5. P. 63; Albert le Grand. 1901. P. 501). Высказывались предположения, что перенесение мощей К. произошло при Карле Толстом (король зап. франков в 884-887), когда Нантский еп. Ландрамн укрылся от норманнов в Анже. По другой версии, реликвии были вывезены из Нанта после смерти короля Бретани Алана Великого (890-907), когда норманны вновь завладели Нантом, а еп. Адальхард бежал в Бургундию ( La Borderie. 1884. P. 17-20). О почитании К. в Анже известно с XI в. Под 1070 г. в Хронике аббатства св. Альбина упоминается о перенесении мощей святых Альбина и К. (Chroniques des églises d " Anjou/Éd. P. Marchegay, É. Mabille. P., 1869. P. 26). В Псалтири XI в. из Анже (Angers. Bibl. municip. 15) приводится гимн К., который назван здесь епископом и св. покровителем Нанта (AHMA. T. 11. N 163). Оффиций К. сохранился в бревиарии XV в. из аббатства св. Альбина (Angers. Bibl. municip. 108. Fol. 357v - 363r) ( Duine. 1922. P. 262; Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. Vol. 1. P. 27-28). В календаре бревиария кроме памяти К. 10 окт. указано перенесение мощей святого 1 марта. Согласно другим источникам, перенесение мощей К. праздновалось в мон-ре 25 окт. Впосл. раки с мощами Альбина и К. были установлены по сторонам главного алтаря монастырской церкви ( La Borderie. 1884. P. 21-22; Auctarium. 1852. P. 24). В годы Французской революции (1789-1799) мощи К., хранившиеся в Анже, и череп святого, почитавшийся в Нанте, были утрачены. По др. версии, мощи (или часть мощей) К. были перенесены в аббатство св. Мартина в г. Тюль (с 1317 епископская кафедра). О том, что в мон-ре почивали останки Клара, Лауда и других святых, упоминается в грамотах X в.; с XIII в. в монастырских богослужебных книгах Клара, почитавшегося в Тюле, отождествляли со св. Кларом , еп. Альби. Согласно документу 1153 г., мощи св. Лауда были доставлены в Тюль из Анже, куда их перенесли из г. Кутанс в связи с нападениями норманнов (Cartulaire des abbayes de Tulle et de Roc-Amadour/Éd. J.-B. Champeval. Brive, 1903. N 614). Т. о., в Тюль из Анже могла быть вывезена также часть мощей К. ( Aubrun M. L " ancien diocèse de Limoges des origines au milieu du XIe siècle. Clermont-Ferrand, 1981. P. 158; Maureille P. La fondation de l " abbaye de Tulle//Lemouzi. 1985. N 96. P. 224-227).

http://pravenc.ru/text/1841245.html

Поздняя легенда XII в. относит время жизни Г. к I в. и связывает его с ап. Трофимом , к-рый, согласно зап. традиции, был первым епископом Арелата. По этой легенде, Г. род. в семье знатного грека в г. Микены на Пелопоннесе в правление имп. Клавдия (41-54). Его мать была христианкой, и презид (правитель) пров. Ахайя, узнав об этом, требовал от нее отречься от Христа и угрожал смертью. Тогда по повелению ангела Божия она покинула родину и переселилась с сыном в К-поль (анахронизм), а оттуда - в Галлию, в г. Арелат (совр. Арль, Франция), где присоединилась к ап. Трофиму, к-рый крестил Г. Однажды матери Г. во сне явился ангел и повелел ей вместе с сыном идти в Арверн к св. Серенату, у к-рого близ Тигернской крепости скрываются от гонений мн. христиане. Св. Серенат предсказал Г. мученическую кончину. Вскоре Г. был схвачен язычниками, его пытали, требуя отречься от Христа, а также выдать место, где скрывается св. Серенат. Однако Г. стойко переносил мучения, остался верен Христу и никого не выдал, за что и был обезглавлен. Согласно этой легенде, Г. было 18 лет. Базилика, выстроенная, по преданию, свт. Авитом в честь Г. в 575 г., была реконструирована в 1007 г. виконтом (вице-комитом) Тьерна (старофранц. название Тьера) Гвидоном II, к-рый учредил при ней общину каноников и добился в 1016 г. от франц. кор. Роберта II (996-1031) и папы Бенедикта VIII привилегий и донативов в пользу капитула каноников Г. Позже по просьбе декана капитула Конрада эти привилегии были подтверждены на вечные времена кор. Франции Генрихом I (1031-1060). Сохранилась составленная вскоре после этого «Заметка об основании и о восстановлении церкви св. Генесия в Тьерне», подробно рассказывавшая об этих событиях. Ист.: ActaSS. Oct. T. 12. P. 543-547; Greg. Turon. Glor. martyr. 67//PL. 71. Col. 765. Лит.: Viard P. Genes de Thiers//DHGE. T. 20. Col. 416-417; Griffe É. La Gaule chrétienne à l " époque romaine. P., 1947. T. 1. P. 94-96; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 348; Male E. La fin du paganisme en Gaule. P., 1950. P. 200.

http://pravenc.ru/text/162020.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЯ [греч. Ετροπα] († ок. 250), мц. Александрийская (пам. 30 окт.). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) содержатся сведения, согласно к-рым Е. жила в Александрии и посещала темницы, ухаживая за узниками-христианами. Узнав об этом, наместник Апеллиан повелел схватить ее и бросить в тюрьму. На суде мученица смело исповедовала Христа. Тогда ее подвесили и жгли тело факелами, но Е. не чувствовала огня, а говорила: «Как холодна льющаяся на меня вода!» Воскликнув, что видит грозного мужа, подобного Сыну Божию, Е. предала дух Господу. Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) Мученичество св. Евтропии Александрийской. Миниатюра из Минология василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 149) В Житии мч. Епимаха Нового (BHG, N 593) содержится рассказ о страданиях Е., весьма схожий с синаксарным. Епимах, присутствовавший при казни Е., слышал, как она смело порицала Апеллиана. В гневе наместник приказал палачам увеличить жар, решив, что они льют на Е. воду. Однако собравшиеся видели, что не мучители, а предстоящий деве ангел Божий охлаждает огонь. Это чудо многих повергло в изумление, и они прославили Господа. Кончина Е. еще больше укрепила Епимаха в его намерении пострадать за Христа. Прп. Никодим Святогорец писал, что за насмешки над Апеллианом и идолами Е. был отрезан язык. В нек-рых греч. календарях сообщается, что Е. была усечена мечом, память мученицы отмечена в них 25 мая. ВМЧ, составленные митр. Макарием, включают сказания о Е. из стишного и нестишного прологов с некоторыми расхождениями: по одной версии, воины также видели некоего грозного мужа, предстоящего Е., по др.- нет (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 2042, 2045). Ист.: ActaSS. Mai. T. 6. P. 26; Oct. T. 13. P. 712-715; MartRom. Comment. P. 485; PG. 117. Col. 136 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 179; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 452-453; ЖСв. Окт. С. 633. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337; Ετροπα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Eutropia//BiblSS. Vol. 5. Col. 342-343; Van Doren R. Eutropia (2)//DHGE. T. 16. Col. 86; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 154. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/187616.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010