Если не считать цитату из «Ареопагитик», речь свт. Иувеналия пересказывает известный с V в. апокриф об Успении Пресв. Богородицы, авторство к-рого приписывалось ап. Иоанну Богослову (Ibid. P. 77, N 100), переведенный на лат. язык и к кон. V в. внесенный в Decretum Gelasianum как отвергаемая Церковью апокрифическая книга. Образ И. вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом визант., а впосл. и древнерус. иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Ее тело Христа. Эти сведения нашли отражение и в визант. синаксарях (SynCP. Col. 103), в к-рых память И. помещается 4 окт., на следующий день после памяти сщмч. Дионисия Ареопагита. И., подобно сщмч. Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью ап. Павла и ставший 1-м епископом Афинским. Это противоречит явному указанию сщмч. Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 10; IV 23. 3), к-рый называет 1-м епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях И. приписывается авторство мн. книг, в т. ч. сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об И. как о сочинителе церковных песнопений ( Areop. DN. P. 143), к-рые также не сохранились. Синаксарную традицию переняли и слав. Прологи, на их базе свт. Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях-Четьих. Однако непонятно, на каких основаниях свт. Димитрий называет И. священномучеником: в визант. и слав. синаксарях нет никаких упоминаний о мученичестве И. В XII в., опираясь на синаксарное сказание, Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь И. Имя И. не попало в ранние визант. апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний зап. список Адона Вьеннского (сер. IX в.). Т. о., почитание И. фиксируется только визант. синаксарной традицией с X в. В зап. календарях память И. под 4 окт. появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об И., почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресв. Богородицы,- болландист Корнелий де Бюэй еще в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование И. ( Buyeus C., de. De Sancto Dionysio Areopagita, episcopo martyre, Athenensis in Graecia, Commentarius Praevius//ActaSS. Oct. T. 4. P. 775-779). Этого же мнения придерживаются нек-рые совр. исследователи (MartRom. Comment. P. 434).

http://pravenc.ru/text/293742.html

(ActaSS. Oct. T. 3. P. 897-898; Novembri. 2004. P. 9-10). Однако в др. надписи об освящении храма, расположенной в апсиде базилики и, возможно, восходящей к XI в., о мощах М. не упоминается. Мощи святого названы в описи реликвий и ценностей базилики ( Joppi V. Inventario del tesoro della chiesa patriarcale d " Aquileia fatto tra il 1358 e il 1378//Archivio Storico per Trieste, l " Istria e il Trentino. 1884/1886. Vol. 3. P. 61). Ковчежец с мощами М. был среди реликвариев, вывезенных в Горицию в 1753 г., после упразднения Аквилейского Патриархата. В базилике сохранился саркофаг, в котором, по преданию, покоились мощи М. (XIV в.). Мощи М. находятся также в аббатстве Спасителя на горе Амиата (Аббадия-Сан-Сальваторе, пров. Сиена). Проприй мессы в день памяти М. содержится в монастырском миссале-бревиарии (Roma. Casanat. 1907. Fol. 251r - 252v, 2-я пол. XI - нач. XII в.). В дополнении XIII-XIV вв. к записи об освящении монастырской церкви (13 нояб. 1035) упоминается об алтаре М., расположенном в крипте, в к-ром находились мощи святого, доставленные в обитель при аббате Роланде (рубеж XII и XIII вв.) (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 971-972). Присутствие во время торжеств 1035 г. Аквилейского патриарха Поппона и тот факт, что в алтарь М. были помещены также реликвии римских мучеников Абдона и Сеннена (мощи этих мучеников хранились в алтаре рим. ц. Сан-Марко-Эванджелиста вместе с мощами М.), возможно, свидетельствуют о том, что в 30-х гг. XI в. реликвии М. были переданы из Рима в Аквилею и в мон-рь Спасителя. В 1381 г. главу М. поместили в бюст-реликварий из позолоченной бронзы, который хранится в аббатстве. В обители также находится казула М., изготовленная скорее всего в эпоху Каролингов из расшитой шелковой ткани вост. происхождения (Иран или Византия, VIII-IX вв.; см.: La casula. 1992). После закрытия аббатства в 1782 г. при бывш. монастырской церкви возникло братство во имя М. (1795; монашеская жизнь возрождена в 1939). В 2016 г. в главном алтаре монастырской церкви были обнаружены частицы мощей святых, в т.

http://pravenc.ru/text/2562198.html

Дама построила для хранения святыни ц. во имя М. близ замка св. Сильвестра. Узнав об этом, рим. каноники пожалели, что не выкупили мощи, и потребовали отдать им святыню, но получили отказ. После кончины владелицы замка ее сыновья восстали против папы Пасхалия II (1099-1118); за это их замок был разрушен, а мощи М. перенесли в замок Юлиан и поместили в приходской ц. св. Вита (quae Ad Pinum dicitur), к-рую освятил епископ Веллетри. После избрания папы Евгения III (1145-1153) римляне подняли мятеж против понтифика, и тому пришлось бежать из города. Местная знать поддержала папу Римского; в ходе военных действий горожане сожгли замок Юлиан. Среди них были прихожане рим. ц. Сан-Марко, к-рые тайно завладели мощами М. и 15 мая перенесли их в свой храм. Далее в сказании описываются случаи исцеления от мощей. Святыня хранилась в главном алтаре ц. Сан-Марко; в 1948 г. при вскрытии алтаря были обнаружены кипарисовый ковчег с мощами мучеников и отдельно - мощи М., вместе с к-рыми находилась мраморная табличка с надписью XII в. Мощи М. почитались также в базилике Сан-Лоренцо во Флоренции. Согласно речи каноника Франческо ди Кастильоне «Похвала церкви св. Лаврентия», произнесенной 19 марта 1465 г. (BHL, N 5297), святыню поместили в храме его основатели, святые Амвросий Медиоланский и Зиновий Флорентийский, к-рые якобы получили ее от папы Дамаса. В речи упоминается о том, что в 1444 г. мощи М. и др. святых были обнаружены при разборке одного из алтарей. Самое раннее свидетельство почитания М. в базилике Сан-Лоренцо относится к XI-XII вв.: в легендарий, к-рый происходит из этого храма, включены Житие М., его послание Афанасию Александрийскому и гимн святому (Laur. Plut. 27. 1. Fol. 130r - 137v); в более поздней приписке сообщается, что св. Амвросий поместил в этом храме мощи М., полученные им от некоего папы Римского (ActaSS. Oct. T. 3. P. 894-897; Novembri. 2004. P. 8-9). Известно о мощах М., почитавшихся в Аквилейской базилике. Согласно надписи на стене храма (XIII-XIV вв.), святыню привезли из Рима кардиналы, которые присутствовали на освящении базилики 13 июля 1031 г.

http://pravenc.ru/text/2562198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТИАН [лат. Donatianus; нидерланд. Donaas] (кон. IV в.), свт. (пам. зап. 14 окт.), еп. г. Ремы (совр. Реймс, Франция). Почитается как покровитель города и еп-ства Брюгге (Бельгия). Сведения о жизни Д. не сохранились. Историк Флодоард Реймсский (894-966) в соч. «История Ремской Церкви» сообщал, что Д. был 7-м епископом г. Ремы. В поздних мартирологах и бревиариях (Реймсский бревиарий, 1630, и Галльский Мартиролог А. дю Соссея, 1637) изложены сведения о Д., достоверность к-рых сомнительна. Д. род. в Риме, впосл. был послан в Галлию и стал преемником епископа Рем свт. Матерниана, занимал кафедру в 360-390 гг. По одним сведениям, мощи святителя были перенесены свт. Ремигием в ц. св. Никазия, по другим - покоились в ц. св. Агриколы. Архиеп. Эбон (816-835, 840-841) передал мощи наместнику Фландрии Балдуину, к-рый перенес святыню в мон-рь Турхольт (Торхаут, совр. Бельгия), затем в построенную им крепость Брюгге, где мощи были положены в часовне Пресв. Богородицы и Д. Нек-рые исследователи связывали перенесение мощей Д. во Фландрию с дарением различных святынь архиеп. Эбоном свт. Ансгару (ActaSS. Oct. T. 6. Col. 493). Гр. Фландрии Арнульф I (918-965) превратил часовню в коллегиальную церковь, основав при ней капитул из 12 секулярных каноников. Он также направил Реймсскому архиеп. Гугону (925-931, 940-946) послание с просьбой прислать Житие Д. В ответном послании архиепископ сообщал, что нашел лишь краткий рассказ о святителе, составленный Ратгером, еп. Льежа, затем Вероны. По просьбе архиеп. Гервасия (1055-1067) гр. Фландрии Балдуин V (1037-1067) выслал в Реймс сведения о чудесах Д., на основании к-рых архиепископ составил проповедь о святителе. В Брюгге были составлены также 6 описаний чудес от мощей Д. В 1096 г. мощи святителя переложены в новую раку и установлено празднование 6 янв., впосл. перенесенное на 30 авг. После основания в Брюгге епископской кафедры (1559) ц. Д. стала кафедральным собором. В 1565 г. еп. Петр Курций поместил мощи святителя в серебряную раку, в к-рой они почивали до разрушения собора в 1799 г., во время революционных войн во Франции. Мощи Д. были спасены и в 1834 г. помещены в ц. Спасителя, к-рая ныне является кафедральным собором.

http://pravenc.ru/text/178925.html

В Паризиях предание связывало мученическую кончину Д. А. с «горой мучеников» (лат. Mons Martyrum, совр. Монмартр). Сщмч. Дионисий Ареопагит. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. Сщмч. Дионисий Ареопагит. Роспись ц. свт. Николая мон-ря Ставроникита на Афоне. Мастера Феофан Критский и Симеон. 1546 г. В Третьем Житии Д. А. из местного миссионера, просветителя округа Паризиев, превращается в главу апостольской миссии во всех провинциях к западу от Рима. Его деятельность охватывает Арелат на юге Галлии, Аквитанию на западе, Белловак на севере и даже Испанию. Кафедра Д. А. находится в Паризиях, буд. резиденции франк. королей Хлодвига I и Дагоберта I, городе, где в 754 г. новая династия Каролингов получила от папы Стефана II подтверждение легитимности своей власти. В Житии подчеркивается достоинство Римской кафедры, к-рая рассылает миссионеров по зап. провинциям Римской империи. В «сакральной географии» Жития крайними точками являются Афины, откуда происходил Д. А., и Паризии, где он мученически скончался. Центральный пункт его деятельности - Рим, где святой принял епископский сан от сщмч. Климента. Эти мотивы созвучны церковно-политическим устремлениям Римских пап VIII-IX вв., утверждавших, что Рим, расположенный между Востоком и Западом, призван хранить христ. мир, заботиться о благе Церкви и чистоте веры во всей империи ( Gouillard J. Aux origines de l " iconoclasme: le témoignage de Grégoire II?//Travaux et Mémoires du Centre de Recherche d " Histoire et Civilisation de Byzance. P., 1968. Vol. 3. P. 243-307). В Житии нет информации о жизни Д. А. в Афинах до его прибытия в Рим. Для заполнения этой лакуны в Риме было составлено послание к примикирию Онисифору, приписанное некоему греч. хронисту Евгиппию Аристарху (вымышленные лица). Послание представляет собой ответ Аристарха, человека сведущего в древней истории, на просьбу гос. чиновника Онисифора, желавшего узнать подробности жизни и подвигов Д. А. В начале послания описываются географическое положение Афин, легендарная история ареопага, проповедь ап. Павла, совершенные им чудеса и обращение Д. А. в христианство (фрагмент сохр. в составе проповеди о Д. А., Рустике и Елевферии, написанной в Сен-Дени в XI-XII вв.- ActaSS. Oct. T. 4. Col. 403-405; BHL, N 2187). По словам Гилдуина, видевшего произведение целиком, в послании описывалась история Д. А. до прибытия в Рим. Гилдуин считал, что послание переведено с греч. языка.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) [Домнина] († ок. 286), мц. Аназарвская (пам. 12 окт.). Во время правления имп. Диоклетиана (284-305) Д. была схвачена за исповедание христ. веры и предстала перед Лисием, правителем Аназарв в Киликии (область в М. Азии). Ее подвергли мучениям: били воловьими бичами, жгли ноги раскаленным железом, ломали суставы. Затем Д. бросили в темницу, где она скончалась. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) сообщается, что останки мученицы были с честью похоронены, без уточнения места нахождения могилы. В Минее Paris. gr. 243, XII в., и нек-рых визант. синаксарях название города, в к-ром Д. претерпела мученическую кончину, передается как Анабарз. В греч. Минее Д. названа славной победительницей. Это говорит о том, что мученица весьма почиталась на Востоке, откуда ее культ впосл. перешел к слав. народам и на Запад. В Римском Мартирологе память Д. находится под 12 окт. Здесь отмечается, что Д. пострадала в Ликии (область в М. Азии). Возможно, эта ошибка была допущена из-за неправильного прочтения имени префекта Лисия. Ист.: BHG, N 2108; ActaSS. Oct. T. 6. P. 19-20; MartRom. P. 449-450; PG. 117. Col. 105-108; SynCP. Col. 134; AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 251-259 [мученичество]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 334; ЖСв. Окт. С. 301-302. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 316; Т. 3. С. 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnina//BiblSS. Vol. 4. Col. 762-763; Van Doren R. Domnina//DHGE. T. 14. Col. 639; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 119. Иконография Редкость изображений святой, встречающихся, как правило, в минейных циклах, связана с тем, что под 12 окт. предпочтительным для мн. минологиев является изображение мучеников Прова, Тараха и Андроника, память к-рых приходится на тот же день. Тем не менее образ святой представлен на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 111, 976-1025 гг.) -Д. изображена в мучении: ей клещами вырывают ногти и перебивают кости рук. Под 12 окт. в настенном минологии ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), под полуфигурными изображениями мучеников Прова, Тараха и Андроника показана сцена мучения Д.- святая склонилась, руки в молении, воин заносит над ее головой меч. Возможно, Д. (или мц. Домна Никомидийская) изображена в числе 12 св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199) - полуфигура в медальоне в нижнем ярусе росписи, в правой руке Д. держит крест, левая - перед грудью ладонью вовне.

http://pravenc.ru/text/178879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРИФРИД Герифрид [лат. Herifridus] († 23 окт. 909), свт. (пам. зап. 23 окт.), еп. г. Осер (Франция). Житие Г., содержащееся в компилятивном памятнике «Деяния Осерских епископов», было составлено вскоре после смерти епископа. Имя Г. дважды упомянуто в Осерском Мартирологе 1-й пол. XI в. в связи с датами его поставления на кафедру и кончины, а также в 2 дипломах кор. Карла III Простого 900 и 902 гг., в к-рых он возвращает Осерской Церкви земельные владения, узурпированные феодалами. Г. посвящена краткая заметка в «Хронографии» Роберта Сен-Марианского (Осерского, нач. XIII в.). Согласно источникам, Г. род. в знатной семье в Шартре. По протекции родственника Гвальтерия, еп. Орлеанского, получил образование при королевском дворе. После смерти еп. Осера Удальриха решением имп. и кор. зап. франков Карла Толстого (885-888) Г. был назначен его преемником. Епископское поставление и рукоположение совершил Гвальтерий , архиеп. Санский, в 887 г. в мон-ре Нель-ла-Репост. В 891 г. присутствовал на Соборе в Мён-сюр-Луар. Деятельность Г. за 22 года его предстоятельства была направлена на восстановление церквей Осера после пожара, уничтожившего почти весь город. Святой дал обет не жить в городе, пока все храмы не будут восстановлены, и довольствовался небольшой келлией за городом; прежняя епископская резиденция так и не была восстановлена при Г. По свидетельству Жития, Г. при жизни сподобился дара чудотворения. Скончался после длительной болезни, погребен в ц. Девы Марии. Почитание Г. фиксируется с XVII в. Ист.: ActaSS. Oct. T. 10. P. 206-214; Gesta pontificum Autissiodorensium. 41//PL. 138. Col. 254-259. Лит.: Bataille G. Erifredo di Auxerre//BiblSS. Vol. 4. Col. 1326. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164691.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.). А. Е. обратил ко Христу множество язычников и иудеев. Приведенный в Адрианополь к начальнику области, он отказался принести жертву идолам, за что и был предан пытке - раздиранию ребер железными крюками. Стойкость А. Е., терпеливо переносившего муки, потрясла воина Ираклия, к-рый уверовал во Христа и был обезглавлен после пыток. Затем А. Е. чудесно исцелился от ран и совершил др. чудеса, чем обратил ко Христу 4 жен: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию; их постигла та же участь, что и Ираклия. Наконец, и сам А. Е. был предан усечению мечом (по Минологию Василия II , еще до мученичества святых жен). Время и место мученичества неизвестны. В визант. эпоху мощи А. Е. и его сподвижников находились в их мартирии близ к-польского храма вмч. Георгия в Кипарисии, где и совершалась их память. Есть предположение, что этот святой епископ тождествен еп. Александру, мч. Бакканскому (пам. зап. 21 сент., 26 нояб.). Краткое житие святых переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие было включено под 22 окт. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109). Иконография В Минологии Василия II представлено мученичество А. Е., Ираклия и с ними пострадавших. В архиерейском облачении, старцем А. Е. изображен в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (поясное изображение). Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 520; MenolBas. P. 130; SynCP. Col. 156; ВМЧ. Окт. С. 1735-1736. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 11)//DHGE. T. 2. Col. 172; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 24; Janin. Églises et monastères. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Стб. 437. Иконогр.: Менолог. С. 265. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64362.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУММАР Гуммар [Гунтмар; лат. Gummarus, Guntmarus] († ок. 775), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель общины каноников в Нивесдонке (совр. Лир, Бельгия). Помимо краткого упоминания в «Камбрейской хронике» Бальдериха из Камбре, еп. Нуайонского, сохранились 2 Жития, в стихах и прозе, составленные мон. Теобальдом в 1-й пол. XII в. Существует также сказание о чудесах, происшедших при открытии мощей Г. в 1475 г. Г. род. в поместье Эмблехем (ныне Эмблем, близ Лира) во Фландрии, принадлежал к франк. аристократии, с юности воспитывался при дворе майордома Пипина Короткого . По настоянию последнего Г. женился на Гриммаре, жадной и жестокой женщине. С 752 по 768 г. Г. сопровождал Пипина в военных походах. В это время жена, к-рая осталась управлять хозяйством в Эмблехеме, довела поместье до полного упадка, перессорилась со всеми родственниками мужа, жестоко обращалась с рабами и крестьянами. Когда Г. вернулся в имение, его встретил бывш. раб, избитый Гриммарой. Г. сдержал гнев, но, как сообщает Теобальд, решил покинуть Гриммару, избрав путь целомудрия. Он хотел отправиться в паломничество в Рим и уже тронулся в путь, однако во время первой же стоянки ему явился ангел и повелел основать ц. апостолов Петра и Павла. Г. построил небольшую деревянную церковь в мест. Нивесдонк, при к-рой подвизался, раздавая милостыню. Позднее он учредил здесь общину каноников. Ведя подвижнический образ жизни, Г. не принял монашеский обет. Святой был погребен в Эмблехеме, вскоре его тело было перенесено в Нивесдонк и погребено в основанной им церкви. Между 835 и 837 гг., когда территория Фландрии часто подвергалась нападениям норманнов, вожди Регинар и Реольф пытались сжечь церковь, где хранились мощи Г. Однако по заступничеству святого огонь погас. Впосл. церковь была разрушена и восстановлена в 891 г. гр. Фландрии Арнульфом. В XIV в., во время перестройки храма, мощи Г. были обнаружены нетленными. В 1475 г. их перенесли в новую коллегиальную церковь в Лире, где они хранились до 2-й пол. XVI в., когда были частично уничтожены кальвинистами. Почитание Г. было широко распространено в Нидерландах и Прирейнском регионе Германии уже к XIII в. Ист.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 682-697; BHL, N 3694-3699. Лит.: Paaps T. De heilige Gummarus in de literatur, de liturgie en de volksverening: Crit. studie. Antw, 1944; D " Haenens A. Gummaro//BiblSS. Vol. 7. Col. 521-524. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/168320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАТ (VII в.), свт. (пам. зап. 8 окт.), еп. г. Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон, Франция). «Житие св. Грата» создано не ранее X в. Имя Г. также упоминается в актах Собора 650 г. в Кабиллоне, проходившего в ц. мч. Викентия, и Собора 654 г. в Клиппиаке (совр. Клиши). Подпись Г. поставлена под привилегией того же года, дарованной Ландерихом, еп. Паризиев (совр. Париж), мон-рю св. Дионисия (совр. Сен-Дени). Согласно Житию, Г., став епископом, продолжал жить уединенно возле ц. мч. Лаврентия на острове, названном в Житии Мартир-Матон (совр. Сен-Лоран, в черте г. Шалон-сюр-Сон), напротив Кабиллона на р. Арар (совр. Сона). Однажды после совершения литургии в кафедральном соборе ап. Петра Г. возвращался в свою келлию и на мосту, соединявшем Кабиллон с островом, услышал голоса ангелов, укорявших его за плохое пастырское служение. Г. тут же снял с себя епископское облачение, бросил его в реку и отказался от кафедры, несмотря на просьбы паствы не оставлять их. Однако, согласно Житию, через 7 лет некий рыбак выловил сетью из реки епископское облачение и вернул его Г., к-рый воспринял это событие как знак, что Господь вновь призывает его к служению. Г. был погребен у ц. мч. Лаврентия. В VII в., когда епископам в королевстве франков часто приходилось участвовать в политических делах, мн. благочестивые предстоятели слагали с себя епископский сан и становились отшельниками, что описано в совр. Г. Житии св. Бонита. Вхард, еп. Шалонский, в хартии 1070 г. сообщает, что Г. основал мон-рь мч. Лаврентия. Факт основания этого мон-ря в VII в. подтверждают акты Собора 873 г. в Шалоне (Кабиллоне). Мощи Г. вместе с останками др. Кабиллонских епископов были перенесены в кафедральный собор Шалона в 878 г. св. Гербольдом при участии находившегося здесь проездом папы Иоанна VIII. В 971 г. гр. Шалона Ламберт передал мощи Г. основанному им мон-рю Паре-ле-Моньяль. Ист.: ActaSS. Oct. T. 4. P. 281-288. Лит.: Aubert R. Grat (3)//DHGE. T. 21. Col. 1222; Gras P. Chalon-sur-Saone//Ibid. T. 12. Col. 298. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/166387.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010