Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 29; Moreschini, Norelli. 2005. P. 417), поскольку уже в окт. 454 г. на Карфагенскую кафедру с дозволения короля Гейзериха, уступившего настойчивым просьбам имп. Валентиниана III , был избран еп. св. Деограций ( Vict. Viten. De persecut. Vandal. I 8//PL. 58. Col. 191). Тело К. было погребено в мон-ре св. Гаудиоза в Неаполе (ActaSS. Oct. T. 11. P. 852). О кончине К. упоминает Адон Вьеннский в своем Мартирологе ( Ado Viennensis. Martyrologium cum additamentis//PL. 123. Col. 405-406). Местное почитание К., как и его друга свт. Гаудиоза, распространилось в Неаполе уже в V в., а оттуда перешло и в Сев. Африку (см.: Fasola U. M. Le catacombe di S. Gennaro a Capodimente. R., 1975. P. 155-160). В древнем Карфагенском церковном календаре (VI в.) память К. помещается под 8 янв. (Kalendarium Antiquissimum Ecclesiae Carthaginensis//PL. 13. Col. 1228), а в Неаполитанском «мраморном» календаре (IX в.) и в Римском Мартирологе (ред. 1922) - под 19 февр. (в старой редакции Римского Мартиролога 1586 г. Ц. Бароний поместил память К. под 26 окт., вероятно стремясь приблизить ее ко дню памяти св. Гаудиоза - 27 окт., см.: Ambrasi. 1968. Col. 1337). День памяти 19 февр. может указывать на обретение мощей К., происшедшее в кон. VIII в. (между 764 и 798), при Неаполитанском еп. Стефане II ( Van Slyke. Quodvultdeus of Carthage. 2003. P. 28). В 1799 г., после пожара в мон-ре св. Гаудиоза, мощи К. были перенесены в капеллу св. Сусанны в кафедральном соборе Неаполя ( Ambrasi. 1968. Col. 1336). Сочинения Судя по сохранившимся сочинениям, К. был хорошим оратором, владел приемами классической лат. риторики, однако не был знаком с греч. лит-рой ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 417). Его гомилетическое наследие состоит из 13 Слов (гомилий), авторство к-рых долгое время приписывалось блж. Августину. Хотя большинство исследователей согласны с их атрибуцией К., убедительно доказанной Ж. Мореном ( Morin. 1914), Д. Франсесом ( Franses. 1920) и Р. Броном ( Braun. 1964), некоторые исследователи приписывают часть этих гомилий блж.

http://pravenc.ru/text/1684079.html

пер.] (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 223–226); Васильев А. А.Житие св. Григентия, еп. Омиритского//ВВ. 1907. Т. 14. С. 59–66; Le Synaxaire éthiopien: Mois de genbot/Éd., trad. G. Colin. Turnhout, 1997. P. 298–303. (PO; T. 47. Fasc. 3. [N 211]); исторические: RIE. T. 1. P. 271– 278, 284–288; T. 2. Pl. 129–132, 143, 144 (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 207–208, 233–234); Procop. Bella. I 20; Ioan. Malal. Chron. P. 433–434, 456–459 (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 246–249); Theoph. Chron. P. 169, 222–223; Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum/Éd. J. B. Chabot. P., 1933. T. 2. P. 54–56, 68–69. (CSCO; 104. Ser. 3. Syr.; 2) (рус. пер. фрагм.: Пигулевская Н. В. Из хроники псевдо-Дионисия Тельмахрского// Она же. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 621–622, 629–630); Cosm. Indic. Topogr. chr. II 71, 33 —76, 25 (рус. пер.: История Африки: Хрестоматия. С. 192–196); Ex historia Nonnosi excerpta// Phot. Bibl. T. 1. Cod. 3; Conti Rossini C. Les listes des rois d’Aksoum//J. Asiatique. Ser. 10. P., 1909. Vol. 14. P. 272, 281, 298, 299, 301The Book of the Himyarites/Ed. by A. Moberg. Lund et al., 1924. P. 6, 45–52 [сир. текст], CIV, CXXXIV–CXXXIX [англ. пер.] (рус. пер. фрагм.: История Африки: Хрестоматия. С. 213–215). Лит.: ActaSS. Oct. T. 10. P. 710-713; T. 12. P. 296-329; Paget F. Elesbaan//DCB. T. 2. P. 70-75; Елезвой//ПБЭ. Т. 5. Стб. 390; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 297-319; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 157-159, 163, 169-171; Irvine A. K., Sergew Hable-Selasse. Kaléb//DEB. Vol. 1. P. 96-97. Pl. 5; Doresse J. Elesbaan//DHGE. Т. 15. Col. 135-143 [Библиогр.]; Elesbaan//BiblSS. Vol. 4. Col. 1002; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. Passim; Kitchen K. A. Documentation for Ancient Arabia. Liverpool, 1994. Pt. 1: Chronological Framework & Historical Sources. P. 41, 230; Robin Ch. J., Beaucamp J., Briquel-Chatonnet F.

http://pravenc.ru/text/189731.html

1562). Соч.: De meditatione et oratione libellus aureus. Augsburg, 1843; Œuvres spirituelles de St. Pierre d " Alcantara/Trad. en fr. M. Bouix. P., 1862; Das «goldene Büchlein» des heiligen Petrus von Alkántara über die Betrachtung und das innerliche Gebet/Hrsg. Ph. Seeböck. Würzburg, 1900; A Golden Treatise of Mental Prayer/Engl. transl. G. S. Hollings. L., 1905; Super psalmum miserere//Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 154-159; Vida y escritos de S. Pedro de Alcántara/Ed. R. Sanz Valdivieso. Madrid, 1996; Tratado de la oración y meditación/Ed. E. Bustamante. Madrid, 19994; El tratado de la oración y meditación// L ó pez Ruano R. E. Edición crítica de «El tratado de la oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara: Diss. Cáceres, 2009. P. 147-447. Лит.: Moles J. B. Memorial de la provincia de S. Gabriel, de la orden de frayles menores de observancia… Madrid, 1592, 1984r; San Bernardo J., de. Chrónica de la vida admirable, y milagrosas haçañas del glorioso, y S. Pedro de Alcántara, reformador de la orden seráfica, fundador de los descalços de N. S. P. S. Francisco... Nápoles, 1667; ActaSS. Oct. T. 8. P. 623-809; Lopes F. F. Influéncia de S. Pedro de Alcántara na espiritualidade portuguesa do seu tempo//Revista Portuguesa de História. Coimbra, 1955. Vol. 6. P. 283-347; Sala Balust L. Textos desconocidos de San Pedro de Alcántara y del Beato Diego José de Cádiz//Salmanticensis. 1955. Vol. 2. N 1. P. 151-163; Eug è ne Ch. Saint Pierre d " Alcántara. P., 1959; Estudios sobre S. Pedro de Alcántara en el IV centenario de su muerte (1562-1962). Madrid, 1962. (Archivo Ibero-Americano. Ser. 2; 22); Castro M., de. Algunas ediciones del «Tratado de oración y meditación» de S. Pedro de Alcántara, O.F.M.//Revista de literatura. Madrid, 1967. Vol. 31. N 61/62. P. 105-117; Polo Cordero J. El Extremeño Santo. Madrid, 1969; Jereczek B. Louis de Grenade et le «Tratado de la oración»//RHSp. 1977. Vol. 53. P. 245-260; Gonz á lez Ramos V. Biografía de S. Pedro de Alcántara: Apoyo de la reforma Teresiana.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

1972; Boz ó ky. 2005. P. 587). В мон-ре св. К. в Штоккерау растет дерево; на нем, как считается, был повешен святой. По преданию, дерево не умирает, т. к. из старого упавшего ствола всегда появляется новый росток. К. изображали в дорожной шляпе, с посохом паломника и белой веревкой, иногда обвивающей шею, иногда находящейся у него в руке. Известны также изображения К. повешенного или с атрибутами мучеников - щипцами и розгами; реже встречаются изображения К. как пресвитера с манипулом и книгой в руках. Поминовение К. внесено в Римский Мартиролог. Память святого совершается 17 июля, в диоцезах Вена и Айзенштадт - 13 окт. Ист.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 342-362; MGH. SS. T. 4. P. 674-678. Лит.: Urwalek J. Der königliche Pilger St. Colomann. Stockerau, 1880; Newald J. Der Heilige Koloman//Die Kultur. W., 1912. N 13. S. 281-292; Weber F. St. Coloman: Denkschrift zur 9. Jahrhundertfeier des heiligen Schutzpatrones der Benediktinerabtei Melk. Melk, 1912; Juh á sz K. S. Koloman, der einstige Schutzpatron Niederösterreichs//Theologisch-praktische Quartalschrift. Linz, 1916. Bd. 69. N 3. S. 540-560; N 4. S. 777-798; Kenney. Sources. P. 613-614; Gougaud L. Les saints irlandais hors d " Irlande. Louvain; Oxf., 1936; Lechner K. Die Anfänge des Stiftes Melk und des St. Koloman-Kultes//Jb. für Landeskunde von Niederösterreich. N. F. W., 1948. Bd. 29. S. 41-81; Brian F. O. St. Coloman//DHGE. T. 13. P. 256-257; Schreiber G. Coloman//LTK. Bd. 3. S. 7; Sniezynska-Stolot E. Die Bedeutung des Grabmals des heiligen Koloman für die Entwicklung mittelalterlicher Baldachingräber//Österreichische Zschr. für Kunst- und Denkmalpflege. W., 1972. Bd. 26. S. 1-8; Micheau F. Les itinéraires maritimes et continentaux des pèlerinages vers Jérusalem//Occident et Orient au Xe siècle: Actes du IXe Congrès de la Société des historiens médiévistes de l " enseignement supérieur public. Dijon, 1979. P. 79-104; Niederkorn-Bruck M. Der heilige Koloman: Der erste Patron Niederösterreichs. W., 1992; Boz ó ky E. La légende de saint Coloman de Melk, pèlerin martyr//«Scribere sanctorum gesta»: Recueil d " études d " hagiographie médiévale offert à G.

http://pravenc.ru/text/1841780.html

Визант. литургия поддерживалась до XVII в. В наст. время она сохранилась у албанцев Сицилии и Калабрии, появившихся там в XV-XVI вв. Ист.: Vita S. Leonis Lucae abbatis//ActaSS. Mart. T. 1. P. 99-102; Vita S. Vitalis abbatis//Ibid. Т. 2. P. 27-35; Vita S. Zosimi episcopi Syracusani//Ibid. T. 3. P. 835-840; Vita et conversatio S. Patris nostri Eliae Speleotae//Ibid. Sept. T. 3. P. 848-887; Vita S. Lucae abbatis//Ibid. Oct. T. 6. P. 337-342; Βος κα πολιτεα Βαρθολομαου το Νεο//PG. 127. Col. 475-498; Trinchera Fr. Syllabus Graecarum membranarum. Neapoli, 1865; Cusa S. I diplomi greci ed arabi di Sicilia publicati nel testo originale, tradotti ed illusrati. Palermo, 1868-1882. Vol. 1. N 21 (1105). P. 396-400; Orestes, patr. of Jerusalem. Historia et laudes SS. Sabae et Macarii/Ed. G. Cozza-Luzzi. R., 1893; Vita S. Gregorii abbatis//MGH. SS. T. 15. Pt. 2. P. 1187-1190; Vita di S. Luca vescovo di Isola Capo Rizzuto/Ed. G. Schirò. Palermo, 1954; RPR. Bd. 9: [Italia pontifica: Samnium - Apulia - Lucania]. B., 1962; Vita di S. Elia il Giovane/Ed. G. Rossi Taibbi. Palermo, 1962; Vita S. Phantini confessoris ex cod. Vat. Gr. n. 1989 (Basil. XXVIII)/Ed. V. Saletta. R., 1963; Bartolomeo, St. Abbate di Grottaferrata. Vita di S. Nicodemo di Kellarana/Ed. M. Arco Magrì. R., 1969; Βος κα πολιτεα το σου πατρς μν Νελου/Ed. G. Giovanelli. Grottaferrata, 1972; Guillou A. Le brébion de la métropole byzantine de Règion (vers 1050). Vat., 1974; Falkenhausen V., von. La dominazione bizantina nell " Italia meridionale dal IX all " XI sec. Bari, 1978; Acconcia Longo A. La Vita di S. Leone vescovo di Catania e gli incantestini del mafo Eliodoro//RSBN. 1989. Vol. 26. P. 3-98. Лит.: Lenormant F. Le Grande-Grèce. Paysages et histoire. P., 1884. Vol. 2; Gay J. Notes sur la conservation du rite grec dans la Calabre et dans la Terre d " Otrante au XIVe siècle; listes de monastères basiliens//BZ. 1895. Bd. 4. S. 59-66; idem. Étude sur la décadence du rite grec dans l " Italie méridionale à la fin du XVIe siècle//RHLR.

http://pravenc.ru/text/372678.html

(The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 38-39). В средневек. мартирологах под этой датой указана память св. Колмана, основателя ц. Сенбот (ныне Темплшанбо, графство Уэксфорд), к-рый, как и К., происходил из рода И Фиахрах (Félire Óengusso Céli Dé. L., 1905. P. 219, 228-229; The Martyrology of Donegal. Dublin, 1864. P. 286-287). О торжественном поминовении К. 27 окт. (со строгим постом и вигилией) сообщал также Колган; празднование памяти святого было обязательным для членов рода О " Шонесси, считавших К. своим предком и покровителем ( Colgan. 1645. P. 246-247; Fahey. 1893. P. 101-102). Согласно декрету рим. Конгрегации обрядов от 1 июля 1747 г., дни памяти некоторых местночтимых святых, в т. ч. К., «епископа и исповедника» (29 окт.), в Ирландии получили статус «двойных» праздников (duplex maius). Томас Берк, католический епископ Оссори (1759-1776), составил оффиций в честь К., опираясь гл. обр. на данные, собранные Колганом ( Thomas de Burgo. Hibernia Dominicana, sive Historia provinciae Hiberniae Ordinis Praedicatorum. Coloniae Agrippinae, 1762. P. 23; Fahey. 1893. P. 99-100, 102, 447-450; о днях памяти К. также см.: ActaSS. Oct. T. 12. P. 880-881). В действующем календаре Римско-католической Церкви в Ирландии память К. указана под 29 окт. Об истории ц. Келл-Мек-Дуах сохранилось немного сведений. По нек-рым данным, здесь был похоронен правитель Гуайре (Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. Vol. 1. P. 401; Vol. 2. P. 437) (по более распространенной версии, могила Гуайре находилась в Клуан-Мокку-Носе (ныне Клонмакнойз)). Считалось, что в Келл-Мек-Дуахе были похоронены персонажи ирл. средневек. сказаний - Кано, сын Гартнана (герой «Повести о Кано»), Ку Конгелт (герой повести «Подвиги Келлаха»), Гелгес и Кред, дочери Гуайре (см.: Ó Coile á in S. The Structure of a Literary Cycle//Ériu. 1974. Vol. 25. P. 124). В «Анналах Четырех наставников» сообщается о кончине нек-рых епископов (под 814) и аббатов (под 967) Келл-Мек-Дуаха; под 846 г.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Почитание Г. сложилось к кон. IX в., оно было распространено в Лотарингии, Фландрии, Сев. Франции, а также в Прирейнском регионе Германии. Из Фландрии оно проникло в Англию, из Франции - в Испанию. Память святого зафиксирована в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.) и впосл. в Римском Мартирологе. В 1416 г. в Н. Лотарингии был учрежден рыцарский орден его имени. В 1444 г., после победы над герцогством Гелдерном, герц. Юлихбергский Герхард учредил орден св. Губерта в качестве отличительной награды. Фактически упраздненный в XVII в., орден был возрожден пфальцгр. Вильгельмом в 1708 г., а позже стал одной из высших наград в кайзеровской Германии, просуществовав до 1918 г. Во 2-й пол. XV в. в Льежском еп-стве было учреждено братство св. Губерта. В 1510 г. папа Юлий II одобрил его деятельность. Членом братства был кор. Франции Людовик XIII. Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 759-930; BHL, N 3993-4002; Gesta episcoporum Tungrensium, Traiectensium et Leodiensium. 16//MGH. SS. T. 7. P. 150; PL. 139. Col. 1080; Aegidius Aureaevallensis. Gesta episcoporum Leudiensium. 2. 21-22//MGH. SS. T. 25. P. 42-45; [Vita I]//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 429-432; Iona episcorpus Aurelianensis. Translatio S. Hubesti//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 234-237; Ex miraculis S. Huberti//MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 908-914; Coens M. Une relation inédite de la convérsion de s. Hubert//AnBoll. 1927. Vol. 45. P. 84-92. Лит.: Martin H. St. Hubert. P., 1921; Rejalot Th. Le culte et les reliques de St. Hubert. Gembloux, 1928; Georin M. St. Hubert l " Ardennais. P., 1942; Huyghebaert L. St. Hubertus patroon van de jagers. Antw., 1949; Lehrkamp H. Beiträge z. Geschichte d. Hubertusordens d. Herzöge von Jülich-Berg u. verwandter Gründungen//Düsseldorfer Jb. 1959. Bd. 49. S. 3-40; P é ny F. St. Hubert. Gembloux, 1961; Brouette E. Uberto di Tongres-Maastricht//BiblSS. Vol. 12. Col. 736-743; Hildebrand W. St. Hubertus u. st. Eustachius. Gräfelfing, 1979; Le Folklore de St. Hubert: Actes du colloque de la Commission des arts et traditions populaires de la Fondation Plisnier, St.-Hubert, 14 oct. 1978. Brux., 1979; Cuny J. -M. Les cultes populaires en Lorraine: St. Hubert//Revue Lorraine populaire. Malzéville, 1980. Vol. 37. P. 42-44; Le culte de St.-Hubert au pays de Liège: [Exposition]/Éd. A. Dierkens, J.-M. Duvosquel. Brux., 1991; Villepin P. , de. L " Ordre de St.-Hubert de Lorraine et du Barrois, 1416-1852: Entre chevalerie et vénerie. P., 1999.

http://pravenc.ru/text/168227.html

в катакомбах Калеподия были выполнены росписи на сюжет Мученичества святого. Несмотря на плохую сохранность росписей, определяются сцены казни и погребения К. ( Nestori. 1971; Idem. 1972; Verrando. 1984. P. 1077-1083; Jessop. 1999. P. 272-278). К 1140-1143 гг. относятся мозаики в конхе апсиды ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, где Христос и Богоматерь, восседающие на престоле, изображены в окружении святых. С левой стороны представлены ап. Петр, Римские папы Корнелий и Юлий I и св. Калеподий, с правой - К., св. Лаврентий и папа Иннокентий II. К. представлен в рост, фронтально. На святом епископское облачение, правой рукой он благословляет, в левой руке закрытая книга. Подложные послания К. к некоему еп. Бенедикту и к епископам Галлии сохранились среди Лжеисидоровых декреталий , созданных ок. сер. IX в. в Сев. Франции (Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lipsiae, 1863. P. 135-142). Ист.: Hippolytus. Refutatio omnium haeresium/Ed. M. Marcovich. B.; N. Y., 1986. P. 349-357, 403-404; Idem/Ed. P. Wendland// Hippolytus Werke. Lpz., 1916. Bd. 3. S. 245-252, 283-284; Euseb. Hist. eccl. IV 23; V 28; Hieron. Chronicon/Hrsg. R. Helm// Eusebius Werke. Lpz., 1913. Bd. 7. Tl. 1. S. 214-215; Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 268-271, 634-635; LP. T. 1. P. XCII-XCIII, 4-5, 62-63, 141-142; ActaSS. Oct. T. 6. P. 401-448; BHL, N 1523-1525; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam. IV 8//PL. 135. Col. 655-660; MartHieron. P. 131-132; MartHieron. Comment. P. 555-556; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 378; MartUsuard//PL. 124. Col. 573-576; MartRom. Comment. P. 452-453; Corpus orationum/Ed. E. Moeller e. a. Turnhout, 1992-2004. T. 1-14. (CCSL; 160-160M); Deshusses J. Le Sacramentaire Grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits: Éd. comparative. Fribourg, 19923. T. 1. P. 282, 663; Liber Sacramentorum Gellonensis/Ed. A. Dumas. Turnholti, 1981. Vol. 1: Textus. P. 202. (CCSL; 159); Liber Sacramentorum Augustodunensis/Ed.

http://pravenc.ru/text/1320099.html

В Житии святых Елены и Агриция, написанном в сер. XI в. каноником трирского собора или монахом связанного с архиепископом аббатства св. Евхария, строительство базилики, куда поместили принесенные из Фригии мощи П., впервые связывается с деятельностью еп. Феликса. Согласно Житию, Феликс освятил базилику в честь Пресв. Девы Марии и Треверских мучеников, убитых Рикциоваром, префектом имп. Максимиана Геркулия (Trierer Geschichtsquellen. 1889. S. 189-191). Упоминание о гонениях на христиан, предпринятых Рикциоваром в Треверах, автор Жития заимствовал из Мученичества Фусциана, Викторика и Гентиана (BHL, N 3224-3227, см. в ст. Квинтин ). Он также использовал сведения из Жития св. Хильдульфа (BHL, N 3945). В нач. 1072 г. каноники ц. Пресв. Девы Марии и П. с разрешения архиеп. Удона из Нелленбурга (1066-1078) переместили главный алтарь и открыли доступ в крипту, где обнаружили гробницу П. и 13 позднеантичных саркофагов. Согласно надписи на свинцовой пластине, якобы найденной в крипте (BHL, N 8283), в саркофагах находились мощи Тирса, одного из командиров (duces) Фиванского легиона (см. в ст. Маврикий ), а также 12 именитых граждан г. Треверы (консул Пальмаций, сенаторы Максенций, Констанций, Кресцентий, Юстин, Леандр, Александр, Сотер, «светлейшие мужи» (viri clarissimi) Хормизда, Папирий, Констант и Иовиан), казненных префектом Рикциоваром за отказ принести жертвы языческим богам. Сама пластина не сохранилась, но ее текст приводится в неск. сочинениях, в т. ч. в «Истории Треверских мучеников» (BHL, N 8284; ActaSS. Oct. T. 2. P. 373-382), написанной одним из каноников, вероятно, летом или осенью 1072 г. Рассказ о вскрытии крипты и найденных там мощах привел и архиеп. Удон в письме своему брату Бурхарду ( Holder-Egger. 1892). На основании стиля и содержания текста исследователи однозначно признают пластину подделкой, изготовленной канониками незадолго до вскрытия крипты. Представленная в ней история была сфабрикована на основании материала из Жития святых Агриция и Елены и Мученичества св. Маврикия. С помощью поддельной пластины каноники стремились утвердить статус ц. Пресв. Девы Марии и П. как главного места паломничества в Трире в противовес соседнему аббатству св. Максимина, к-рое в XI в. претендовало на обладание мощами св. Бонифация, еще одного мученика из Фиванского легиона (эти мощи в Трир из мон-ря Муайенмутье в Лотарингии якобы перенес в VII в. хореп. Хильдульф - см. в ст. Максимин ). Кроме того, пропаганда культа Трирских мучеников могла быть вызвана и соперничеством с Кёльном , где тоже почитались мощи мучеников из Фиванского легиона во главе со св. Гереоном .

http://pravenc.ru/text/2756885.html

32. N 2. P. 75-76). На тождество К. и Кеннета могут указывать такие топонимы как Килкеннет (Килхенних; о-в Тайри) и Килмеханнахе (Kilmechannache, ныне сел. Килкензи (обл. Аргайл); эта форма использована в грамоте кор. Роберта I Брюса (1306-1329), см.: Watson W. J. The History of the Celtic Place-Names of Scotland. Edinb., 1926. P. 188, 276). В литании из Данкелда, к-рая, возможно, восходит к X в., К. назван среди св. аббатов (Cahinninach - Forbes. 1872. P. LIX). В глоссах к Мартирологу Оэнгуса упоминается о церкви (reclés) во имя К. в Кеннригмонаде (Сент-Андрус). Память К. 11 окт. указана в календаре Арбутнотского миссала (1491) ( Forbes G. H. Liber Ecclesie Beati Terrenani de Arbuthnott: Missale secundum usum ecclesiae sancti Andree in Scotia. Burntisland, 1864. P. CXII) и в Абердинском бревиарии (1510) (Breviarium Aberdonense. L., 1854. Vol. 1: Pars estiva. Fol. 125). Лит.: BHL, N 1519-1521; ActaSS. Oct. T. 5. P. 54-56, 642-646; Ledwich E. A Statistical Account of the Parish of Aghaboe, in the Queen " s County, Ireland. Dublin, 1796; Graves J., Prim J. G. A. The History, Architecture, and Antiquities of the Cathedral Church of St. Canice, Kilkenny. Dublin, 1857; Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 106, 121, 214, 241, 295-297; Carrigan W. The History and Antiquities of the Diocese of Ossory. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 26-52; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 56-61; Plummer C. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography// Idem. Miscellanea hagiographica Hibernica. Brux., 1925. N 91, 107, 222. (SH; 15); Kenney. Sources. P. 394-395, 437-439; Loth J. Saint Doccus et l " hagio-onomastique//Mémoires de la Société d " Histoire et d " Archéologie de Bretagne. Rennes, 1929. T. 10. Pt. 1. P. 1-12; Mostardi F. Cainnech//BiblSS. Vol. 3. Col. 645-646; Ó Riain P. Towards a Methodology in Early Irish Hagiography//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 148-159; idem. Cainnech alias Colum Cille, Patron of Ossory//Folia Gadelica: Aistí ó iardhaltaí leis a bronnadh ar R.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010