Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ († ок. 306), вмч. (пам. 26 окт.), один из наиболее чтимых святых в правосл. мире, покровитель г. Фессалоника (слав. Солунь). Греки именуют Д. С. Мироточцем ( μυροβλτης/μυροβλτης), т. к. его мощи источали миро, а в визант. текстах великомученик часто называется Победоносцем, поскольку большинство чудес Д. С. связано с оказанием военной помощи. На Руси особо почитается как покровитель воинов и защитник отечества. После Куликовской битвы установился обычай поминовения погибших воинов в ближайшую субботу перед празднованием памяти Д. С. Позже эта традиция распространилась на всех усопших православных, и день стал называться Димитриевской родительской субботой. «Мученичества» Сохранившиеся «Мученичества св. Димитрия» дошли до нас в текстах не ранее IX в. Болландист К. Биэй (де Би) (ActaSS. Oct. T. 4. P. 50-209), а затем И. Делеэ разделили их на 3 редакции, представляющие собой разные стадии формирования агиографической традиции, каждая из к-рых развивает и обогащает предыдущую. Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий Солунский. Икона. XVI в. (ГТГ) Вмч. Димитрий перед имп. Максимианом. Роспись Нового кивория базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. Кон. XX в. Вмч. Димитрий перед имп. Максимианом. Роспись Нового кивория базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. Кон. XX в. В основе т. н. Passio prima Д. С. («Первого Мученичества»), относящегося к IX в., лежит древнее несохранившееся сказание о великомученике. Это «Мученичество», ставшее источником всех последующих, представлено в 3 версиях: в «Библиотеке» К-польского патриарха Фотия Cod. 255 (BHG, N 496b; PG. 104. Col. 104-105), в лат. переводе Анастасия Библиотекаря 876 г. вместе с рядом посмертных чудес Д. С. (BHL, N 2122), в кратком «Мученичестве» (BHG, N 496, изд. Delehaye. 1909. P. 259-263). Согласно Passio prima, Д. С. был ревностным учителем христ. веры в Фессалонике. С прибытием в город рим.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Чет. Минея от Метафраста. Пролог от преп. Даниила. (Surios ad 27 febr. Act SS. oct. IV. 997). Март. Р. Есть канон на повечерии. Св. праведного Авраама праотца, и Лота, племянника его. Быт. 11–23 . (Act SS. ост. IV. р. 371–697). Март. Р. Свв. мучч. Еввентия и Максима, воинов. См. сведение о мучч. Иувентине и Максиме 5 сент. Св. Попли u , диакониссы Антиохийской церкви. Овдовев после кратковременного супружества, от которого родился св. Иоанн пресвитер, собрала лик дев, и служила Богу. Однажды, когда мимо дома ее шел со своей свитой Иулиан Отступник, св. Поплия (Публия) с девами пела: »Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих; подобни им да будут творящии я«. Царь приказал бить ее по лицу. Скончалась мирно. Пролог. (Оеодор. кн. 3. гл. 17. Act SS. oct. IV. 993). Март. Р. Мес. Вас. Преп. Петра. Галатянин, в мире Леонтий и саном комит. Постригшись в иноки, странствовал к святым местам и в Италию. Скончался в царствование Василия Македонянина в обители св. Фоки (ок. 866). Пролог (Act SS. oct. IV. 1044). 10 Свв. мучч. Евлампия и Евлампии. Браг и сестра. Пострадали в Никомидии при Максимиане, в 303 году. Первый взят был за порицание царских повелений о взыскании христиан, вторая предстала на суд добровольно. Чет. Минея от Метафраста. (Latine apud . Surinum 10 oct. et in Actis SS. oct. V. 67). Мес. Вас. Март. Р. В службе канон Феофана. Преп. Феофила исповедника. Родился близ Тивериополя; на 13 году удалился на Селонтийскую гору к св. Стефану, и принял иночество. Родители создали для него особую обитель. При Льве Исавр. страдал в Никее за иконопочитание. Скончался мирно, в 8 веке. Пролог. (Act SS. 2 oct. I. 492). Мес. В. и Март. Р. 2 окт. Св. муч. Феотекна. Именитый воИн.Страдал в Антиохии при Максимиане; после мук – утоплен. Пролог. Преп. Вассиана. СирианИн.В Цареграде устроил обитель и имел до 300 учеников, в числе коих была преп. Матрона (9 ноября). Преставился ок. 450 года. Пролог именует Василианом. (Act SS. oct. 5. p. 79). Мес. В. 11 Св. ап. Филиппа, единого от семи диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Михаил юродивый сольвычегодский. 209. КСо. ( Филим. 3 июля). Михаил Георгиевич, В. Кн. владимирский. 209. († 1176. 20 июня Карамз. III. 27). Мстислав Мстиславич князь в Новгороде (?) в соф. соборе под спудом. 209. КСоф. (известен один князь Мстислав Мстиславич храбрый † 1228 в схиме, но погребен в Киеве. Карамз. 111. примеч. 326). Мстислав Георгиевич. 209 (сын В. Кн. владимирского убит татарами при взятии Владимира в 1238 г. февр. 7. Карамз. 111. 170). Наум , пр. ученик Сергия радонежского. 201. 209 и др. Нектарий , казанский новый чудотворец, ученик св. Гурия Белоз. 16 54. 201. Никанор , см. Исаия. Никифор пр. боровский чудотворец. 209. КСоф. Никифор , ученик св. Тихона медынского (града Калуги). 209. КСоф. Николай , митрополит киевский чудотворец, † 6614. (1106 г.). 209. КСоф. (правил 10 лет). Николай , еп. белоградский, 209, в киев. пещерах † 6600 КСоф. (неизвестен). Никон пр. новгородский чудотворец. 209 и КСоф. ( Филим. 16 нояб.). Никон, Васидий, Тихон , иже в пустыне соколовской близь монастыря воскресенского на реце Истре, братия по плоти. 209. КСоф. Никон и Дионисий пр. отцы, ихже мощи неизвестны где, новгородские святые. 209. КСоф. и др. Никон , патр. московский. Погод. один. Олег , Игоревич (Ингворевич) благов. князь, после плена у татар, скончался в Переяславле рязанском в схиме в 1258. 209. КСоф. (Карамз. IV, примеч. 90). Олег , см. Пересвет. Онуфрий строитель монастыря на Катарме озере в вологд. уезде. 209. КСофФ. ( Филим. 12 июня. По Истор. Росс. Иерар. IV. 358 Онуфрий называется преподобным и мощи его былм в его обители; но когда жил, неизвестно). Павел пр. отец, пострадавший от полского короля за Христа в Вильне. Филин. 3 мая один. Параскева ржевская игумения. Филим. 13 окт. Патрикий священномученик, ключарь соборной церкви, пострадал от татар за церковную утварь в нарицаемой веси Сенег (владимирской губернии) на святе озере у церкви Преображения Господня 6919 г. июля в 3 день (подробнее у Карамз. V. примеч. 211). Пафнутий начальник троицкого монастыря балахонский чудотворец. 209. КСоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Находившихся у власти готов, к-рые исповедовали арианство, святой усердно обращал в правосл. веру. Среди обращенных были гот. военачальники Мандриан и Флавиан, к-рые затем стали отшельниками. Они погибли вместе с К. при взятии города лангобардами (556). Эти сведения были отвергнуты болландистами как недостоверные, а документы признаны подделкой (ActaSS. Oct. T. 2. P. 178). На время составления Жития К., обнаруженного в 1374 г., указывают имеющиеся в нем заимствования из стихотворного Жития св. Гонората на окситанском языке, написанного Раймоном Феро (ок. 1300; см.: Lambert. 1886. P. 50-53, 86-87). К легендарным сказаниям принадлежит и подложный акт об обретении мощей К., к-рое якобы состоялось в 1201 г. Согласно этому документу, при разборке примыкавшей к кафедральному собору стены работники обнаружили каменную гробницу, в которой находился деревянный ларец с человеческими останками, на нем была надпись: «Здесь почивает прах блаженных Киприана, Мандриана и Флавиана» (Hic iacent ossa beatorum Cypriani, Mandriani et Flaviani). По указанию еп. Понса Розена (Рансена) мощи святых были перенесены в собор (ActaSS. Oct. T. 2. P. 164; Vienne H. Promenades dans Toulon ancien et moderne: Esquisses historiques. Toulon, 1841. P. 28-29, 204-205). К XVI-XVII вв. относятся более подробные сведения о почитании К., получившем распространение преимущественно в Тулоне и Марселе (ActaSS. Oct. T. 2. P. 164-165). В этот период К. почитался как св. покровитель Тулона; в день его памяти совершалась процессия с его мощами, а также со статуей. По преданию, на одной из городских площадей щека статуи краснела, как якобы воспоминание о пощечине, к-рую нанес епископу некий арианин, разгневанный успешной проповедью К. среди еретиков ( Lambert. 1886. P. 177). По указанию кард. Агостино Тривульцио, апостольского администратора диоцеза Тулон (1524-1535), мощи К. были освидетельствованы, главу святого поместили в серебряный реликварий ( Idem. 1899. P. 83). В 1618 г. использовавшийся в Тулоне оффиций К.

http://pravenc.ru/text/1684734.html

Василий юродивый солвычегодский. 209. КСоф. ( Филим. 3 июля). Василий князь преставился в лето 6726. Мощи под спудом в Соф. соборе. КСоф. (Это Василий сын Мстислава Владимировича, погребенный в новгород. соф. соборе в приделе Богородицерождественском в 1218 году. Опис. Новгор. Архим. Макария 74 стр.). Василий сухий ученик пр. Сергия Радонежского в Лавре его. 209 и др. Василий см. Никон. Васса или Василисса , супруга князя нижегородского Андрея Константиновича (умер 1365 г. выше), в иноках Феодора в Нижнем Новгороде в Зачатском монастыре, его же и созда и ту преставися, потом принесена бысть в соборную церковь и положена на правой стране у западных врат. 209. КСоф. ( Филим. 28 мар. Карамз. V, примеч. 4). Вассиан , пр. печерекий. КСоф. Погод. Вассиан владимирский см. Прохор. Вассиан начальник Преображенского монастыря ва Онеге реце каргоцольский. Филим. 3 сентября один. В начале XIV в. основан сей монастырь. Ист. Росс. Uep. IV, 344 . Слов. истор. о св. Викентий вологодский 19 мар. Св. 1621. Владимир мономах в Киеве, память его мая 19. 209. Владимир Георгиевич, пленен татарами в 1238 г. 209 (Карамз. 170). Всеволод Георгиевич, сын В. Кн. Георгия владимирского, убит татарами при взятии Владимира 7 Февраля 1238. 209. (Карамз. III. 170). Гавриил св. праведный и св. праведная Анастасия , сестра его, града Василева чудотворцы. 209. КСоф. Филим. 26 мая Гавриил князь). Гедеон инок Владычнего серпуховского монастыря. 209. (КСоф. в Калужских святых). Георгий Святославич, убиен в лето 6562, а память его февр. 28. 209. Но это по КСоф. Ярослав Владимирович В. Князь, в крещении Георгий преставися (а не убиен) 28 февр. Георгий , иже пострада со св. Князем Борисом и с ним в чудесех в видении являшеся 2 мая 201. Мин. Четья Успен. собора XII в. Георгий , новгородский юродивый. 209. КСОФ. и др. 3 нояб., по другим 23 апр. Герасим , ученик св. Зосимы соловецкий. 209. Геронтий , митроп. московский, † 1489, 201 и 209 мая 5, Погод. мая 28, Филим. 6 мая. Сконч. 28 мая. Истор. Иерарх. Гермоген , св. патриарх московский 1606–1612 аевр. 17. 201. 209. КСоф. Сконч. 17 февр. Истор. Иерарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Свв. мучениц Рипсимии и Гаиании, и дружины их. Свв. девы, числом 37, удалившиеся из Римской империи в Армению. Гаиания была настоятельницей сего общества. Пострадали от Тиридата, коего нечистым пожеланиям воспротивилась св. Рипсимия. Чет. Минея в Житии св. Григория, просветителя Армении. Март. Р. Преп. Григория игумена, иже на Пелшме реке, Вологодского чудотворца. Галичанин, из рода бояр Лопотовых, постриженник Ростовского Аврамиева монастыря. Основал обитель на Пелшме в 1426 году; преставился в 1442 г. Монастырь его именуется ныне Лопотовским. Пролог. Имеет службу. Св. Михаила, первого митрополита Киевского. СирИн.Посвящен в митрополита в 988 г., и тогда же прибыл в Киев. По четырехлетнем правлении церковью, преставился в 992 году и погребен в Десятинной церкви. Отсюда мощи его перенесены были в Антониеву пещеру, а в 1730 г. в Великую печерскую церковь , где и ныне почивают. Чет. Минея. Ист. Р. Uep. I стр. 81, ст. изд. Октябрь 1 Покров Пресвятой Богородицы. Празднество сие установлено в память того, что св. Андрей юродивый и ученик его Епифаний видели (909) во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, покрывающую народ Своим омофором. Чет. Минея. (Act SS. 1 oct. Воскр. Чт. 1838. 231). Есть служба. Св. ап. Анании, от 70. Он крестил ап. Павла ( Деян.9:10 и след.). Епископствовал в Дамаске; побиен камением в Елевферополе. Чет. Минея от Метафраста. (Surius 1 oct. Act SS. 25 ian.). Март. Р. 25 янв. Мес. В. В соборе 70 апп. 4 янв. В службе канон Иоанна монаха. Св. преподобномуч. Михаила, игумена обители Зовийской, и с ним 36 преподобномучеников. Пленены и посечены Сарацинами в царствование Константина и Ирины (780–790). Обитель их находилась близ Севастополя Арменского. Пролог. (Act SS. oct. I. p. 307). Преп. Романа , творца кондаков. Из Емесы. Служил сперва при Виритской, потом при Константинопольской церкви клириком. Он творец кондака: «Дева днесь Пресущественного раждает», и многих других. Жил при имп. Анастасии (491–518) и патриархе Евфимии. Чет. Минея. (Act SS. oct. I. p. 56.) Мес. В. Имеет службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Благовестник, принесший слово о Иисусе Христе в Самарию и крестивший евнуха Кандакии. ( Деян.6:5, 8:26 и след. 21:8). Епископствовал в Траллии Асийской. Чет. Минея. (Act SS. iun. I. 618). Март. Р. июня. Мес. Вас. В соборе 70 апп. 4 янв. В службе канон Иосифа. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, брата св. Феодору начертанному. Савваит. С братом своим Феодором послан был патриархом Иерусалимским в Царьград для обличения Льва Армянина. Страдал за иконопочитание, от 817 до 842 года. По прекращении иконоборства сделан Никейским митрополитом. Скончался мирно. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 646. Fabr. XI. 220). Март. Р. 27 дек. Есть служба. Свв. мучениц Зинаиды и Филониллы. Две сестры, сродницы ап. Павла. Жили в вертепе близ Димитриополя и проповедовали Иисуса Христа; за сие язычники ночью побили их камнями. Пролог. (Act SS. oct. V. 502). Мес. Вас. Март. Р. Воспоминание седьмого Вселенского собора. Был в Никее, при имп. Константине и матери его Ирине, при патриархе Тарасии, в 787 году, на иконоборцев. Празднуется в воскресный день. В службе канон Германа младшего. Мес. В. 12 окт. 12 Свв. мучч. Тараха, Прова, и Андроника. Страдали в Тарсе Киликийском от Нумерия Максима анфипата, в царствование Диоклетиана и Максимиана, в 301 году. В Чет. Минее »Страдание от нотариев Судейских, в то самое время, егда святии на нечестивом суде испытуеми бяху, писанное, и послежде от верных многою ценою искупленное, и преписанное«. (Acta Metaphrast apud Surium. ad b. diem. Act SS. oct. V. 566). Март. P. 11 окт. Мес. Bac. В службе канон Иосифа. Пре п . Космы, епископа М аиумского, творца канонов. Иерусалимлянин, совоспитанник пр. Иоанна Дамаскина , и приемный сын его родителей, славился ученостью и благочестием в 8 веке. (Or. Chr. III col. 623. Act SS. oct. VI. 594. Fabr. XI. 173). Имеет службу. Св. мученицы Домники. Пострадала от Лисия в Аназарве, в царствование Диоклетиана, 303 год. Пролог. (Act SS. oct. VI. 19). Мес. В. Св. Мартина еп., милостивого. РимлянИн.Сначала воеводствовал и поражал варваров, впоследствии облекся в черные ризы, и семь лет подвизался в иночестве. Преставился мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Стефан обители Спаса на Костроме игумен 14 июля. 51. (На Запрудне?). Стефан на кубенском озере вологод. чудотворец. Филим. 27 апр. (Не Комельский ли 12 июня). Тимофей пр. печерский другой (не игумен). КСоф. Погод. Тимофей пр. на кубенском озере в вологодском уезде, † 7000. 209. КСоф. Тит пр. пустынник, бысть на Волге реце (Юрьевца Поволгского). 209. КСоф. Тихон , см. Никон. Тихон пр. священноинок начальник воскресенского монастыря, иже близ града Карачева, новый чудотворец. КСоф. Погод. Это монастырь в ярославской епархии при с. Кароше от Ростова 30 верст, построенный Тихоном неизвестно, когда. Истор. Росс. Иерар. Трифон , см. Прохор. Трофим юродивый суждальский в лето 7000. 209. (Погод. и положен в церкви Св. Иоанна Предтечи на площади. Память его сент. 9 дня. КСоф. и Филим. 19 сент.). Фауст пр. см. Спиридон. Фив , ученик св. Климента папы римского. Мощи его принесены из Корсуня в Киев вместе с мощами Климента князем Владимиром. 201. Филарет пр. печерский. КСоф. Погод. Филипп 1 митроп. московский, † 1473 апр. 5. 209. КСоф. Христина княгиня, см. Агафия. Ярослав Владимирович в. князь, см. Георгий. Ярослав – Феодор Всеволодович вел. князь владимирский, новый чудотворец нужною смертию в Орде. 516. 51. 201. 209. † умер сентября в 30 день в 1246 году на пути из Орды, погребен во владимирском соборе. Карамз. IV. 22. Примеч. 38. Феодора княжна, см. Агафия. Федор Иоаннович, вел. кн. † 1598 янв. 7. (209. КСоф. 6 янв. и др. Филим. 15 февр.). Феодор пр. кн. в Вологде. 209. (Всеволодович по КСоф.). Феодор , еп. владимирский. 209. КСОФ. (Известны два владимирские на Клязьме: Феодор I рукоположенный в 1276 и скончавшийся 1286. Карамз. IV примеч. 154. 179. 182; и Феодор II в 1483, скончавшийся под стражею. Ист. Росс. Иерарх.). Феодор Георгиевич (Юрьевич) сын князя вяземского, за отказ представить супругу свою Евпраксию Батыю, убиен в 1237 Батыем на реце Воронежи у Николы чудотворца, называемого Зарайского. 209. КСоф. Карамз. III. 167. см. Евпраксия. Феодор ев. еп. русский (ростовский?), новый чудотворец. Св. 1621 окт. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Однажды Л., отправившемуся посетить др. обители, явился ангел и предвозвестил скорую кончину; святой тотчас вернулся в свой мон-рь, чтобы проститься с братией. Он скончался 13 окт. 984 г. (в лат. Житии ошибочно указан 993) и был похоронен св. Саввой (по мнению болландистов, речь идет о настоятеле мон-ря св. Филиппа и 1-м духовном наставнике Л.). В рукописи, датируемой нач. XIV или нач. XV в. (Marc. lat. IX 20 (2947). Fol. 226r - 229r), содержится легендарий Пьетро Кало с др. редакцией сказания о Л. (см.: AnBoll. 1910. Vol. 29. P. 129). В XI в. в Арменто была построена ц. во имя Л., куда положили его мощи. В 1947 г. церковь была разрушена; заново возведена в 1957-1959 гг. Мощи святого хранятся под алтарем церкви. В Карбоне (пров. Потенца) находится приходская ц. во имя Л. В действующем Римском Мартирологе Л. упоминается под 13 окт. как местночтимый святой (MartRom (Vat.). P. 538). Ист.: BHL, N 4978; Caietanus O. Vitae Sanctorum Siculorum. Panormi, 1657. T. 2. P. 96-99; ActaSS. Oct. T. 6. P. 337-342. Лит.: ActaSS. Oct. T. 6. P. 332-336; Costa-Louillet G., da. Saints de Sicile et d " Italie méridionale aux VIIIe, IXe et Xe siècles//Byz. 1960. T. 29/30. P. 142-146; Russo F. Luca//BiblSS. Vol. 8. Col. 187-188; ΘΗΕ. 1966. Τ. 8. Σ. 390; Hester D. P. Monasticism and Spirituality of the Italo-Greeks//Analekta Vlatadon. Thessal., 1992. T. 55. P. 78, 175-177, 180; Acconcia Longo A. Santi monaci italogreci: alle origini del monastero di S. Elia di Carbone//BollGrott. 1995/1996. Vol. 49/50. P. 132-138; Caruso St. Sicilia e Calabria nell " agiografia storica italo-greca//Calabria Cristiana: Società religione cultura nel territorio della Diocesi di Oppido Mamertina-Palmi. Soveria Mannelli, 1999. Vol. 1. P. 572-581; idem. «Crucisque signo munitus»: Luca da Démena e l " epopea antisaracena italo-greca//Byz. 2003. T. 73. P. 319-338; Borghese G. Luca di Armento, santo//DBI. 2006. Vol. 66. P. 247-249; Re M. I miracoli nella «Vita» di s. Luca da Demenna//Monachesimo basiliano nei Nebrodi: Atti del Conv. (Torrenova, 29 giugno 2006)/Ed. R. Fachile. Messina, 2008. P. 53-62; Efthymiades St. Les saints d " Italie Méridionale (IXe-XIIe s.)//Byzantine Religious Culture: Studies in honor of A. M. Talbot/Ed. D. Sullivan, E. Fisher, S. Papaioannou. Leiden, 2012. P. 356-357. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНД (ок. 450 - ок. 510), прп. (пам. зап. 1 янв.; в архиеп-стве Безансон и еп-стве Сен-Клод - 4 янв.), настоятель мон-ря Кондадискон

http://pravenc.ru/text/2110784.html

Житие лишено исторической достоверности: в нем практически полностью отсутствуют топонимы (за исключением Месопотамии, Иерусалима, Персии, Индии), время событий не указано. Вопрос М. Р. о преследовании сарацинами христиан, обращенный к монахам в лат. версии Жития, имеет общий характер и не способствует установлению датировки текста. Т. о., реальное существование М. Р. ставится исследователями под сомнение (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564). Почитание Память М. Р. под 19 янв. отмечена в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) вместе с памятью прп. Макария Великого. Позднее в рукописных греч. Синаксарях (Paris. gr. 1582) и Минеях (Basil. A III 16) XIV-XV вв. память святого и краткие заметки о нем были обозначены под 23 окт. Под этим же числом сказание о М. Р. вошло в греч. печатные Минеи (Минея, Венеция, 1592). Рассказ о путешествии к святому 3 монахов, изначально служивший предисловием к сказанию, приводится здесь отдельно. На груз. языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития М. Р., составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской Патриархии и Цагерского краеведческого музея (НЦРГ. А 199. Л. 28-33, XII-XIII вв.; НЦРГ. А 128. Л. 459-471, XIII в.; Hieros. Patr. 36. Fol. 129v-135, XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. georg. 120. Fol. 94-101v, XIV-XV вв.; НЦРГ. Н 972. Л. 468-472 об., XVI в.; НЦРГ. А 691. Л. 198-215, XVII в.; Цагер. 1. Л. 38-44 об., XVIII в.; НЦРГ. А 649. Л. 94 об.- 99, 1785 г.; НЦРГ. S 300. Ч. 2. Л. 235 об.- 239 об., 1779 г.; 3 рукописи XIX в.; Кекелидзе. Этюды. 1945. Т. 2. С. 50-63). В зап. «исторических» Мартирологах IX в. память М. Р. отсутствует. В XVI в. кард. Цезарь Бароний также не внес имя святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноименным персонажем, упоминаемым у Палладия, еп. Еленопольского ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). Р. 264-269). Согласно Палладию, ок. 413 г. Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впосл. ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о М. Р. известно, что он покинул Рим, будучи еще совсем юным (ActaSS. Oct. T. 10. P. 563-564). Почитание у южных славян и на Руси

http://pravenc.ru/text/2561458.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010