Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВАЛ [евр.  ; греч. Ββλος], один из центров цивилизации финикийцев, расположенный на невысоком мысу побережья Средиземного м., менее 40 км севернее Бейрута (Ливан). Возник, видимо, в VI тыс. до Р. Х. как небольшой рыбацкий поселок, стал одним из главных морских портов задолго до возвышения Тира и Сидона . В эпоху Древнего царства (самый ранний этап развития торговли между Г. и Египтом) связан с транспортировкой огромного количества папирусного тростника, отсюда греч. название Г.- Ββλος. Вид на храмовый комплекс Гевала. Фотография. Ок. 1970 г. Вид на храмовый комплекс Гевала. Фотография. Ок. 1970 г. Раскопки показали, что место, где возник Г., заселялось с 5000 г. до Р. Х., а к 3000 г. до Р. Х. относятся уже первые свидетельства торговых связей с районом Кавказа, Кипром, Египтом, Месопотамией и Суданом. В эпоху Древнего царства (ок. 2700-2200 гг. до Р. Х.) Г. продолжал экспортировать в Египет масло, кожу, вино и большие партии дерева. Незадолго до 2100 г. мирное развитие Г. было прервано падением Древнего царства и нашествием аморреев , к-рые разрушили город, но позднее восстановили его. Возникли тесные культурные связи с Зап. Азией, но в политическом отношении Г., возможно, контролировался Египтом эпохи Среднего царства ( Albright. 1964), для к-рого он оставался важным торговым партнером ( Weinstein. 1975). В период упадка Среднего царства (ок. 1800 г. до Р. Х.) Египет потерял большую часть форпостов в Финикии и Сирии, а также Палестину и район Дельты, попавшие в руки гиксосов . Г. превратился в плотно заселенный город, а найденные здесь предметы вооружения говорят о присутствии в нем гиксосов. При XVIII династии египтяне изгнали гиксосов (после 1600 г. до Р. Х.) и установили военный контроль над Г. и Финикией. В амарнский период (ок. 1350 г. до Р. Х.) с ослаблением Египта его крепости в Финикии подверглись нападениям хеттов , о чем можно судить по письмам с просьбами о помощи от правителя Г. Риб-Адди к Аменхотепу IV (EA. 137; ANET. 483-484). При Рамсесе II Египет отчасти вернул контроль над Финикией (ок. 1285 г. до Р. Х.), даровав затем Г. статус независимого города (ок. 1200 г. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/161813.html

1940. P. 13; с мнением М. Барроуза согласны Г. Р. Драйвер и Дж. Ч. Майлз: Driver G. R., Miles J. C. The Assyrian Laws. Oxf., 1935. P. 229). В 43-м параграфе, как и в 30-м, рассматривается ситуация, когда жених умирает до заключения брака, но после вручения его отцом обручального подарка: «Если человек возлил масло на голову дочери человека или принес обручальный подарок, а сын, которому он предназначал жену, умер или пропал, то он может отдать ее, кому пожелает из прочих своих сыновей, от старшего до самого младшего, которому десять лет. Если отец умер и сын, которому он предназначал жену, тоже умер, но у умершего сына остался сын, которому 10 лет, он может взять ее. Но если сыновья умершего сына моложе 10 лет, отец дочери может, если пожелает, отдать свою дочь одному из них либо, если захочет, может вернуть дары, равные тем, что получил. Если сына нет, отец невесты должен вернуть столько же, сколько получил: драгоценные камни и всё прочее несъедобное полностью, но он не должен возвращать съедобное» (The Middle Assyrian Laws//ANET. P. 184). Возможность рассматривать данные тексты из Среднеассирийского кодекса законов в качестве параллели с Втор 25. 5-6 допускается не всеми исследователями. Так, Т. Дж. Мик и Э. Нойфельд (Ibidem; Neufeld. 1944) считают, что в кодексе, в 1-й ст., прослеживаются очень близкие параллели с ветхозаветным постановлением о Л. б., поскольку здесь идет речь о возможности женитьбы братьев покойного (или пропавшего без вести) на его жене при условии, что у нее нет сыновей. Также допускается и брак между невесткой и ее свекром. Исследователи отмечают, что, во-первых, в большинстве случаев говорится о девушке, которая ждет свадьбы в доме своего отца, т. е. о невесте. Если она лишается кандидата в мужья, то ее выдают замуж за его брата или отца. В кн. Второзаконие речь идет не о невесте, а о вдове. Во-вторых, свекор может выдавать невестку лишь в том случае, если у нее после брака нет сыновей, у которых она могла бы жить. В случае отсутствия сыновей ей нужно возвращаться в дом своего отца, однако, поскольку свекор купил ее за обручальный подарок, он может выдать ее за кого захочет.

http://pravenc.ru/text/2463317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСКАЛОН АСКАЛОН [евр.  ; совр. Ашкелон], г. на юге Израиля (20 км севернее Газы ), на берегу Средиземного м. Упоминается в Библии как филистимский с эпохи завоевания Ханаана (Нав 13. 3; Суд 14. 19), как ханаанский в егип. «текстах проклятий», где указано на его враждебность Египту. В амарнских письмах (поздний бронзовый век) сообщается о поддержке правителем А. Уйдийей войска фараона провиантом 320-326, 370), хотя из письма правителя Иерусалима следует, что одновременно А., Гезер и Лахиш намеревались поставлять припасы хапиру - врагам Египта 287). Египтяне захватили А., рельеф храма в Карнаке изображает штурм войсками Мернептаха «Аскелона, проклятого города, взятого… в минуту слабости» (ANET. 256). На 8-м году правления Рамсеса III (1187 до Р. Х.) была разгромлена коалиция «народов моря», включая города филистимлян A., Ашдод , Екрон , Газу и Геф . Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. Напольная мозаика ц. св. Стефана в Умм-эр-Расас (Иордания). VIII в. После завоевания Ханаана избранным народом А. входил в территорию колена Иуды , однако, завладев холмистой частью, «сыны Израилевы» не смогли изгнать филистимлян с равнин (Нав 13. 3; Суд 1. 18-19). В эпоху Судей А. упомянут в рассказе о Самсоне , убившем в этом городе 30 мужей (Суд 14. 19); Давид называет А. среди филистимских городов, правители к-рых будут рады поражению Израиля при горах Гелвуйских (4 Цар 1. 20); гибель А. предрекал прор. Амос (1. 8). Ассир. источники VIII в. до Р. Х. еще признают А. филистимским вместе с Газой и Екроном, но в 734 г. до Р. Х. Тиглатпаласар III принуждает А. платить подати, а позже захватывает город. Вплоть до сер. VII в. его цари были лояльны по отношению к Ассирии и город служил опорным пунктом для вторжений в Египет. После краха Ассирии филистимские города отказались платить подати вавилонскому царю Навуходоносору , за что А. к зиме 604 г. до Р. Х. был разрушен, его царь и мн. жители уведены в Вавилон. Город вновь достиг расцвета в период персид. господства. В эллинистический период A. овладели Птолемеи, затем Селевкиды; при Маккавеях А. оставался независимым. К 111 г. до Р. Х. его независимость от Селевкидов была подтверждена чеканкой особой серебряной монеты. В рим. период А. - свободный греч. город. Царь Ирод построил здесь бани, источники и колоннады ( Иосиф Фл. Иуд. войн. I 422). В начале Иудейской войны в греч. А. были убиты 2500 евреев (Там же. II 477), но война не нанесла городу экономического ущерба, и в позднерим. эпоху он все еще был известен своим производством сельскохозяйственной продукции ( Strab. Geog. XVI 2. 29).

http://pravenc.ru/text/76616.html

Much of the most specifically mystery vocabulary is lacking in earliest Christianity: Metzger, following Nock, lists such terms as tnysts, mystikos, mystagögos, katharmos, katharsia, katharsis, telet, and so on. 10412 What is perhaps more significant is the different perspective on the events described by both kinds of religions. As Metzger points out: 10413 The Mysteries differ from Christianity " s interpretation of history. The speculative myths of the cults lack entirely that reference to the spiritual and moral meaning of history which is inextricably involved in the experiences and triumph of Jesus Christ. 10414 In the apostolic and subapostolic literature, 10415 in all strata of Christian testimony concerning the resurrection of Jesus Christ, «everything is made to turn upon a dated experience with a historical Person,» [citing Nock] whereas nothing in the Mysteries points to any attempt to undergird belief with historical evidence of the god " s resurrection. To notice this is perhaps to notice the different cultural matrixes in which these religions took root; it would be difficult indeed for a cult rooted in Israelite biblical piety to have ignored a heilsgeschichtliche perspective on history. In this perspective, God " s acts might be celebrated annually in cultic ritual, but they were viewed as unique events secured by the testimony of witnesses and grounded in corporate piety. 10416 Nock points out that while many of Paul " s hearers may have understood him in terms of the Mysteries, most of the early Jewish-Christian missionaries, like Paul, had probably had little firsthand exposure to the Mysteries and reflected instead a broader milieu of which the Mysteries were only a part. 10417 2B. Dying-and-Rising Deities? One area of special comparison between the Mysteries and Christianity, especially in early-twentieth-century literature, involves the matter of salvation and of dying and rising gods. The motif of dying and rising gods certainly predates the time of Jesus. Just as fertility fled the earth during Demeter " s search for Persephone in the Eleusinian myth, 10418 so it flees during the absence of the Hittite deity Telepinus (ANET 126–28), the Canaanite Baal (ANET 129–42), 10419 and perhaps the man Aqhat (ANET 149–55). 10420 The same theme appears in the late-second-millennium B.C.E. story of Ishtar " s descent to the netherworld (ANET 108, lines 76–79; cf. reverse, lines 34,38–49). It seems likely that a much older story line or lines stand behind all the regional variations.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Herodian. History. Translated by C. R. Whittaker. 2 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1969. Herodotus. History. Translated by A. D. Godley. 4 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1920–1925. Hesiod, the Homeric Hymns, and Homerica. Translated by Hugh G. Evelyn-White. Rev. ed. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1936. Hippocrates. Translated by W. H. S. Jones, Ε. T. Withington, Wesley D. Smith, and Paul Potter. 8 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1923–1995. History of Joseph. Introduction and translation by G. T. Zervos. OTP 2:467–75. Homer. The Iliad. Translated by Α. T. Murray. 2 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1924. Homer. The Odyssey. Translated by A. T. Murray. 2d ed. Revised by George E. Dimock. 2 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1995. Horace. The Odes and Epodes. Translated by C. E. Bennett. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1914. Horace. Satires, Epistles, and Ars poetica. Translated by H. Rushton Fairclough. LCL. London: Heinemann, 1926. «A Hymn to Amon-Re.» Translated by J. A. Wilson. ANET 365–367. Iamblichus. «A Babylonian Story.» Introduction and translation by Gerald N. Sandy. Pages 783–97 in Collected Ancient Greek Novels. Edited by B. P. Reardon. Berkeley: University of California Press, 1989. Iamblichus. On the Mysteries of the Egyptians, Chaldeans, and Assyrians. Translated by Thomas Taylor. 3d ed. London: Stuart & Watkins, 1968. Iamblichus. On the Pythagorean Way of Life: Text, Translation, and Notes. By John Dillon and Jackson Hershbel1. SBL Texts and Translations 29, Graeco-Roman Religion Series 11. Atlanta: Scholars Press, 1991. Die Inschriften von Ephesos. Edited by Hermann Wankel et a1. 8 vols. Inschriften Griechischer Städte aus Kleinasien 11. Bonn: Rudolf Habelt, 1979–1984. «The Instruction for King Meri-Ka-Re.» Translated by John A. Wilson. ANET 414–418. «Instructions for Palace Personnel to Insure the King " s Purity.» Translated by Albrecht Goetze. ANET 207. «Instructions for Temple Officials.» Translated by Albrecht Goetze. ΑΝΕT 207–10.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1734 Josephus lists numerous local decrees which probably functioned as precedents by which Diaspora Jews sought to defend their status; he also reports the desire of Alexandrian Jews to be equal citizens with the Greeks who dominated the city " s cultural elite; see Rabello, «Condition»; Rajak, «Charter.» 1737 Dodd, Tradition, 120, suggests that it must be pre-70, but the decades shortly after 70 would function just as wel1. The period following 135, after the demise of the Bar Kokhba revolt, witnessed a consolidation of rabbinic antipathy toward inadequately substantiated messianic claims. 1739 Egyptian («The Instruction for King Meri-Ka-Re,» ANET 416; cf. also enthronement oracles, e.g., «The Divine Nomination of Thut-Mose III» and «The Divine Nomination of an Ethiopian King,» ANET 446–48; Wilson, «Prophecy,» 3–16, 10); Ugaritic (Craigie, Ugarit, 35); Mari Moran, «Prophecy,» 17; Craghan, «Mari, " 48, and Paul, «Prophets,» 1160, citing ARM.T 13.23,114); Akkadian («Assyrian Oracles,» ANET 449–50); Assyrian («Babylonian and Assyrian Historical Texts,» ANET274–77,281,286,292); classical Greece (Nilsson, Cults, 123–42). Cf. Ross, «Prophecy,» 17; Hayes, «Oracles,» 81–85. 1741 Collins, Oracles, 4–5 for Mithridates; 9–12 for Persia; 12–19 for Egypt. In general, cf. Aune, Prophecy, 73–77. 1742 Collins, Oracles, 117. Not surprisingly, Tiberius banished all Sibylline oracles considered spurious (Dio Cassius 57.18.5). 1743 This was true not only under Domitian; cf. Tacitus Ann. 14.22; Suetonius Nero 36; MacMullen, Enemies, 133; Kee, Origins, 71. Some philosophers also suffered at Domitian " s hands; cf. lones, Dio Chrysostom, 45; Aulus Gellius 15.11.3–5; Philostratus Vit. Apoll, books 7–8. 1744 Suetonius Dom. 12; Williams, «Domitian»; though cf. Ramsay, Church, 268; Reicke, Era, 286; Josephus Life 429 (Josephus found a patron in the Flavians). The disdain was evidently reciprocated; cf. Sib. Or. 5.39–46 (toward Rome in general, among the early sources, cf., e.g., 4 Ezra 6:9; 11–12; m. " Abot 1:10; 2:3; Sipre Deut. 317.4.2; 320.2.3; Mendels, «Empires»).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

2178 Tiede, Figure, 1. T. Hergesel provides a description of sacred (cultic) and biographical (concerning miracle workers) aretalogies («Aretalogia»; cf. Martins Terra, «Milagres») 2181 E.g., Gundry, «Genre,» 107; Smith, Johannine Christianity, 32, may, however, be correct that the issue is partly semantic. For a somewhat fuller discussion on the divine man hypothesis, now largely discredited, see also Keener, Spirit, 66–67; idem, Matthew, 56; and esp. Blackburn, «ΑΝΔΡΕΣ»; Tiede, Figure; Holladay, Theios Aner; Gallagher, Divine Man; Pilgaard. “Theios aner. " 2182 On this function of aretalogies, see above on the function of signs; cf. Grants, Gods, 38; Stambaugh and Balch, Environment, 43. 2189 Bowersock, Fiction as History, 22 (attributing some of this to the influence of the Jesus tradition, 27,143; but would these have exercised such influence on Romés aristocracy by Nerós reign?). 2190 Aune, Environment, 50. For people marveling after miracles, see, e.g., Philostratus Vit. Apol1. passim. 2191 Drawn from the sampling in Grant, Religions, 56–58. Pausanias 2.27.3 notes that the inscriptions list the names of the healed, their disease and how they were cured. Cf. also records of healings in Horsley, Documents, 2:21–25. 2192 Grant, Gods, 66–67; Aelius Aristides Or. 2.30–36,74–76 (Grant, Religions, 53–55). The practice of incubation was already in vogue probably for at least two millennia before our period; note AQHTA i, «The Tale of Aqhat,» 149–55 in ANET, 150; less relevant; KRTA i, «The Legend of King Keret,» 142–49 in ANET, 143; cf. Gen 15:12 ; 1Sam 3:3–15; 1 Kgs 3:4–15. 2193 Aelius Aristides attests that Asclepius sometimes healed away from the shrine as well (Grant, Gods, 66). On Asclepius in general, cf. Grant, Gods, 60, 66–67; Martin, Religions, 50–52; Case, Origins, 107–8; Ferguson, Backgrounds, 173–77; on other sanctuary-based healing cults, see Ferguson, Backgrounds, 173–77 (Amphiaraus); Asclepius at Cos (Grant, Religions, 4–6); possibly Diana at Philippi (Abrahamsen, «Reliefs,» 119–21). Healing miracles were also attributed to Eleusis (Burkert, Cults, 20) and were associated with Apollo (Horace Carmen saeculare 62–64). A Jewish version delegates authority over illness to Raphael (I En. 40[Sim.]; cf. T Sol 18).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

5 . Египет: Тиргак, царь Куша, 4 Царств 19:8–37 Рабсак вернулся в Шефелу с вестью о том, что Езекия отказался сдаться. Тем временем Сеннахирим отошёл от Лахиса и осадил Ливну. Весть пришла, что большая армия, ведомая Тиргаком, царём Египта и Эфиопии, идёт против него с Прибрежной равнины. Сеннахирим писал, что встретил египетско-эфиопскую атаку на равнине Елтеке (ANET 287). Целью Тиргака было отрезать войска Сеннахирима в Шефеле от базы в порту Иоппии. Сеннахирим писал, что египетско-эфиопская атака была скоординирована с иудеем Езекией. Он также хвастался, что полностью разбил египтян и эфиопов. Поэтому, если вера Езекии в какой-либо мере зависела от помощи египтян, теперь этой помощи не было. По-человечески, он был в отчаянном положении. Сеннахирим писал: Что касается Езекии, иудея, он не подчинился моему игу. Я осадил 46 его сильных городов, крепости и бесчисленное множество сёл вблизи их, и завоевал их... Его же самого я сделал пленником в Иерусалиме, в его царском доме, как птицу в клетке (ANET 288). Эта параллель из светского источника ярко показывает дилемму Езекии. Но ни вера Езекии, ни Бог не подвели его. Сеннахирим насмехался над Святым Израиля. В ту ночь пошёл Ангел Господень и поразил в стане ассирийцев сто восемьдесят пять тысяч. И встал Иуда поутру, и вот всех ассирийцев тела мертвые ( 4Цар. 19:35 , перевод автора). Мы не знаем точно, где это произошло. Скорее всего, ассирийцы всё ещё находились в Шефеле или на Прибрежной равнине, а не на холмах вокруг Иерусалима ( 4Цар. 20:32 ). Из Ис. 10:16–18 можно предположить, что Ангел Господень поразил стан ассирийцев какой-то болезнью. Сеннахирим снял осаду и вернулся в Ниневию, где впоследствии был убит своими сыновьями. Вавилонская империя 626–529 до Рождества Христова Вавилон завоёвывает Ассирию В 626 году до Р.Х. Набопаласар, основатель Нововавилонской империи, захватил город Вавилон. В 612 году до Р.Х. он завоевал Ниневию, столицу Ассирии. Остатки ассирийской армии перегруппировались в районе городов Харрана и Кархемиса, расположенных в северо-западных притоках Евфрата (см. карту), но были разбиты вавилонской армией в 609–605 годах до Р.Х. Во главе победившей в Кархемисе армии стоял наследный принц Вавилона Навуходоносор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

3913 E.g., b. Ta c an. 16a; Pesiq. Rab. 44:1. Judaism despised false proselytes (e.g., Jdt 11:23; T. Jos. 4:4–6; Sipre Deut. 356.5.7; b. c Abod. Zar. 3b; Šabb. 33b; Pesiq. Rab. 22:5), later texts explicitly demanding fear of God as the proper motive for authentic conversion (b. Qidd. 62a; Yebam. 24b, 47a; p. Git. 1:4, §2; Qidd. 4:1, §§2–3; Num. Rab. 8:4, 9; cf. Urbach, Sages, 1:387–88 on b. B. Mesïa 72a), though some allowed that proselytes from impure motives might still have some status before God (cf. p. Sanh. 6:7, §2). Some second-century rabbis rejected proselytes who balked at so much as a single obligation of Torah (t. Demai 2:50; cf. Num. Rab. 5:3). Neusner, «Conversion,» 66, argues that political factors may have partially motivated the conversions of Helene and Izates, though their conversions were sincere. 3914 1QS 3.4–9; 4.21; 5.13–14; Bonsirven, Judaism, 116, also cites t. Ta c an. 1:8. See Sanders, Judaism, 230, citing Let. Aris. 305–306; Philo Unchangeable 7–8. Early Christians retained the Jewish and the Baptist " s prerequisite of repentance for valid baptism (against Flusser, Judaism, 53, who thinks Christians weakened it). 3915 Michaels, John, 16, points to the particularly Johannine construction of the language here. 3916 Spell 20, part T-l, in the Egyptian Book of the Dead (trans. Allen, 36); Mover, «Purity,» 130; Blackman, «Purification,» 476; cf. Philo Moses 1.14. 3917 Moyer, «Purity,» 130. 3918 Ibid., 132; cf. the importance of ritual purity in «Instructions for Palace Personnel to Insure the King " s Purity,» trans. Goetze, ANET 207; «Instructions for Temple officials,» 14, trans. Goetze, ANET 209. 3919 The principle also appears in genetically unrelated or distant societies, e.g., postpartum purificatory water rituals among Eskimos, in Fiji, and Uganda (Fallaize, «Purification»); postpartum or postmenstruation rituals among the Nandi and the Ndebele (Mbiti, Religions, 169, 172); prénuptial washings in Batoro (Mbiti, Religions, 182–83), Jewish (Safrai, «Home,» 758) and Greco-Roman (Ferguson, Backgrounds, 54–55; Batey, Imagery, 28) cultures; Hindu water purifications before approaching a deity (Fry et a1., Religions, 61, and, to a lesser extent, in Shinto tradition in Japan [ibid., 154]); possibly related Islamic purifications (Guillaume, Islam, 88); Mandaeans (Drower, Mandaeans, 100–23; cf.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

5. Пророк Михей Родным городом Михея был Морешеф-Геф в Шефеле (или близлежащая Мареша). Михей являлся свидетелем того, как филистимляне совершали набеги в Шефелу во дни царя Ахаза. Но, по словам пророка, это было только начало бед для городов Шефелы. Как и его современник Исаия, он утверждал, что большей угрозой была Ассирия. Михей говорил городам в Шефеле – Лахису, Морешеф-Гефу, Мареше и Одолламу – что их дети будут уведены в плен ( Мих. 1:13–16 ). Как и у Исаии, пророчества Михея были наполнены надеждой: перед неизбежностью суда надежда Михея была на Потомка Давида (ср. Ис. 9:6–7; 11:1–4 ). Из своего дома на холмах Шефелы Михей взирал на Нагорную местность: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле и Которого происхождение изначала, от дней вечных... И будет Он миром. Когда Ассур придёт в нашу землю и вступит в наши чертоги...» ( Мих. 5:2, 5 ). Ассирийская империя (9–7 столетия до Рождества Христова) Древние Ассирийские царства Столицы Ассирии в основном возникали в северной Месопотамии вдоль реки Тигр. Главной из них была Ниневия ( Быт. 10:1 ; Наум. 1:1 ), современный Мосул в Ираке (карта 12–1). История древней Ассирии делится на Старое (2000–1400 гг. до Р.Х.), Среднее (1300–950 гг.) и Новое (935–612 гг.) царства. Во время новоассирийского периода Салманасар III хвалился победой над коалицией арамеев и царя Израиля Ахава (ANET 278–279; 3Цар. 22:1 ; карта 6–3). Битва произошла у Каркара на р. Оронт в современной Сирии. Ассирийская запись от 853 года до Р.Х. считается самым древним упоминанием о царях Израиля или Иуды вне Библии. В 841 году до Р.Х. Салманасар III провёл кампанию против Дамаска, Голана и Галилеи (карта 6–5). Царь Израиля Ииуй из практических соображений стал вассалом Ассирии. На Чёрном обелиске Салманасара упомянуто его имя, и он изображён поклоняющимся и приносящим дань ассирийскому монарху (ANET 280–281). Приблизительно в 806 году до Р.Х. ассирийский царь Адад-нирари III положил конец 40-летнему угнетению Израиля Сирией, напав на Дамаск. Вероятно, один из последующих преемников этого царя принял проповедь Ионы в Ниневии ( Ион. 1:2 ; прибл. 780 г. до Р.Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010