В ассир. описании битвы при Каркаре в анналах Салманасара III арам. царь назван по аккад. Адад идри. Мн. исследователи на основании этого полагают, что здесь говорится не о В., а о др. царе, к-рый может быть соотнесен с неназванным по имени арам. царем из 3 Цар 22. 2 - 4 Цар 6. 23. Во 2-й пол. XX в. велись дискуссии относительно исторической идентификации арам. правителя, упомянутого в 3 Цар 20 - 4 Цар 8, тем более что имя Венадад не встречается в ряде стихов из этого повествования. В качестве основной причины указывается расхождение повествований 3 Цар 20. 2-26, где описан конфликт между Израилем и Дамаском во время правления царя Ахава, и 4 Цар 5-8, где речь идет о союзнических отношениях между этими царствами во время правления сыновей Ахава - Охозии и Иорама. Указывают также на противоречия в описании отношений Израиля и Дамаска в Свящ. Писании и во внебиблейских источниках (надписи Салманасара III - ANET. P. 278-279 и на камне Меши - ANET. P. 320-321). Нек-рые исследователи настаивали на том, что здесь был упомянут отец В., но тогда его правление должно было занимать более 40 лет, что маловероятно (W. Albright). Др. в соответствии с традиц. т. зр. (см.: Mazar) считали его преемником Венадада I и называли его Венададом II. Большая часть исследователей утверждают, что В. из 3 Цар 20-22 - 4 Цар 5-8 должен быть отождествлен с Венададом III, сыном Азаила, и что описываемые здесь события были ошибочно отнесены ко временам израильского царя Ахава и его сыновей, а происходили позднее, в правление царей Иохаза и Иоаса (ок. 814-782 гг. до Р. Х.). (подробнее см.: Pitard). С др. стороны, история убийства В. Азаилом и узурпации им власти никак не может быть соотнесена с этой концепцией и с Венададом III (4 Цар 8. 7-15). Т. о., в наст. время этот вопрос решается каждым исследователем в рамках собственных интерпретаций Свящ. истории, единого мнения не существует. Венадад III (ок. 790-770 гг. до Р. Х.), сын одного из самых могущественных правителей Дамаска Азаила (4 Цар 13. 3-7, 22-25). Правление В. характеризовалось упадком политического могущества Дамаска, потерей власти над бывш. вассалом его отца - Израилем (4 Цар 10. 32-33). Израильский царь Иоас возвратил города, захваченные предшественниками В., и во исполнение предсказания прор. Елисея (4 Цар 13. 17-19) разбил армию В. в 3 сражениях (4 Цар 13. 25). Неудачи во внешней политике В. подтверждают также и внебиблейские источники. Надпись Закира, арам. правителя Хамата (VIII в. до Р. Х.), повествует о созданной В. военной коалиции против объединенных земель Хамата и Луаша. Он вместе с войсками сев. территорий Сирии осадил Закира в г. Хазраке, но вынужден был отступить. Надпись ассир. царя Ададнерари III (ок. 810-783) сообщает о его вторжении в Дамаск и получении от В. большой дани. В пророческой лит-ре содержатся предсказания об уничтожении «чертогов Венадада» (Ам 1. 4; Иер 49. 27).

http://pravenc.ru/text/150179.html

325 См. James К. Hoffmeier («The (Israel) Stella of Mernaptah,» COS, 2:40–41.) no поводу перевода надписи на колонне. Хотя между учеными идут серьезные споры о том, как в точности следует понимать заявления и, в особенности, происхождение и характер ссылки на «Израиль». См. напр., Gosta W. Ahlstrom (Who Were the Israelites? [Winona Lake, IN: Eisenbrauns 1986], pp. 37–43), Michael G. Hasel («Israel» in the Merneptah Stee, " BASOR 296 45–61), и Ansor F. Rainey («Israel in Merneptah " s Inscription and Reliefs,»/£751 57–75). 326 Обсуждаемая здесь дата происходит из возможной перестановки, позволяющей вычислить настоящую дату. Картина может совершенно измениться, если появятся открытия, которые приведут к повторному анализу и пересмотру. Часто забываемая аксиома археологии звучит так: «Недостаток свидетельств не означает их отсутствия». 328 William G. Dever, «The Middle Bronze Age: The Zenith of the Urban Canaanite Era,» BA 50 (1987): 174–177. 329 Подробнее о письмах см. у: William L. Moran, ed. and trans., The Amama Letters (Baltimore: The Johns Hopkins University, 1992). Хотя некоторые считают Апиру (Хабиру) из писем Амарны Евреями (Habiru/Hebrews), эта связь очень слабая. В лучшем случае можно считать евреев частью некой большей социальной группы, известной в древнем мире как Апиру. 330 Подходящие обзоры филистимлян см. у H.J. Katzenstein («Philistines, History,» ABD 5:326–328) и у Trade Dothan («Philistines, Archaeology,» ABD, 5:328–333). 333 Albrecht Goetze, «Treaty between Hattusilis and Ramses II,» ANET, ed. by J.B. Pritchard (Princeton: Princeton University, 1969), pp. 201–203; and John A. Wilson, «Treaty between the Hittites and Egypt,» ANET, pp. 199–201. 335 За это предположение, я в долгу перед своим коллегой, преподавателя кафедры истории в Хардинге Дженетом Фортнером (Janet Fortnerof the Department of History at 1 larding). 336 См. напр., Lawrence E. Stager («Forging an Identity: The Emergence of Ancient Israel,» in The Oxford-History of the Biblical World, ed.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

P. 405-407) несчастный человек, «выброшенный из дома своего», уговаривает свою душу убить себя, т. к. окружающие ненавидят его, а он разочарован в людях (ср.: Иов 6. 15-27; 19. 13-19; 30. 1-12). Этот человек ищет смерти, ибо она подобна «выздоровлению больного», «запаху мирра», «очищению неба», «возвращению человека в дом свой» (ср.: Иов 3. 21-22). В конце «Разговора...» упоминается о посмертных воздаянии и о блаженстве, что созвучно с Иов 19. 25-27. Герой «Повести о красноречивом селянине» (ANET. P. 407-410) жалуется вельможе Ренси на землевладельца, к-рый его разорил. Крестьянин обладает удивительным красноречием. Он произносит 9 возвышенных речей (к-рые по приказу фараона тайно записываются), жалуясь как на беззакония того, кто его ограбил, так и на самого Ренси за равнодушие. Когда Ренси посылает слуг, чтобы одарить крестьянина, тот, видимо, в совершенном отчаянии произносит: «Разлив воды для мучимого жаждой, грудное молоко для уст младенца - вот что такое смерть для человека, который просит, чтоб она пришла, но - тщетно: медлит смерть и не приходит!» (ср. также: Иов 3. 21-22). Как и И. к., эти 3 текста написаны прозой, жалобы - в стихах ( Crenshaw. 1992. P. 863). Сохранилось неск. произведений схожего жанра из Месопотамии. Шумер. рассказ «Человек и его бог» (или «Шумерский Иов»; II тыс. до Р. Х.; ANET. P. 589-591) начинается с призыва к прославлению бога. Человек, не называемый по имени, оплакивает свое горе, молит о спасении, но и обвиняет свого божественного хранителя («праведного пастыря») за то, что он покинул его и теперь враг может вредить человеку. Он беседует с божеством как сын с отцом, спрашивая, как долго ему оставаться без защиты. Будучи услышан, герой перестает обвинять бога и вновь славит его, находя причину своих страданий в греховности всех (даже самых праведных) людей, связанной с человеческой природой как таковой. «Никогда у матери не рождался ребенок без греха...» (ср.: Иов 4. 17-21; 9. 2; 15. 14-16; 25. 4-6). Герой произведения «Невинный страдалец» (или «Я буду хвалить Господина премудрости» (ок.

http://pravenc.ru/text/578206.html

Расширение Иудеи при правлении Иосии Падение Ассирии в 630–610 годах до Р.Х. совпадает с усилением позиции Иудеи при правлении царя Иосии (640–609 гг. до Р.Х.). Пока Ассирия боролась с Вавилоном на востоке, Иосия расширял влияние Иудеи дальше Вефиля в Самарию, Галилею и на Прибрежную равнину ( 2Пар. 34:6 ). Но не один Иосия был заинтересован в заполнении вакуума власти, оставленного в Леванте Ассирией. Из Египта пришёл фараон Нехао, чтобы помочь ассирийцам остановить вавилонское вторжение у Кархемиса на Евфрате ( Иер. 46:2 ). Иосия противостал фараону Нехао у Мегиддо, стратегически важного пункта на Международном пути. Он надеялся предотвратить установление египетского господства в местах, недавно оставленных Ассирией. К великой печали Иуды фараон Нехао убил Иосию у Мегиддо ( 2Пар. 35:20–25 ). Но господство Нехао над Обетованной Землёй длилось всего лишь несколько лет. Как и предсказал пророк Иеремия ( Иер. 46 ), войска фараона Нехао были разбиты не только в Кархемисе, но и дома в Египте. Новым хозяином Ближнего Востока стал Навуходоносор из Вавилона. Нововавилонские цари Набопаласар 626–605 гг. до Р.Х. Навуходоносор 605–562 гг. до Р.Х. Евил-Меродах 562–560 гг. до Р.Х. Нериглассар 560–556 гг. до Р.Х. Лабаши- Мардук 556 г. до Р.Х. Набонид 555–539 гг. до Р.Х. Валтасар 539 г. до Р.Х. Завоевание Иудеи Вавилоном В 605 году до Р.Х. в битве у Кархемиса вавилонский царь Навуходоносор нанёс решающий удар по Ассирии и быстро изгнал войска египтян из всего Леванта, включая Израиль. Последние 20 лет существования Иудеи прошли под вопросом: подчиняться Вавилону или нет. Отказ подчиниться влёк за собой быстрое возмездие. Вавилон вторгался в Иудею в 605, 601 и 597 годах, и полностью разрушил её в 586 году до Р.Х. В царских архивах Вавилона, называемых Вавилонскими летописями, сказано, что Навуходоносор осадил Иерусалим, снял Иехонию и поставил вместо него Седекию, ставшего последним царём Иудеи. Навуходоносор также захватил в городе много трофеев и унёс их с собой в Вавилон (ANET 563–64, «Иерусалимская летопись», 597 г. до Р.Х.). В Вавилонских летописях 594–557 годов до Р.Х. есть пробел, поэтому записи в нём о падении Иерусалима в 586 году нет. Археологические раскопки, проводившиеся в слоях сожжённого Иерусалима, и найденные там артефакты подтверждают разрушение и сожжение города вавилонянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

578. Быт 5, 5; 7, 21. 579. Притчи 3, 18 (RFIB, I, p. 354). «Древо истины» упомянуто в титуле божества Нингишзида, что значит «Владыка Древа Истины» (ANET, s. 40, 41, 51, 337, 341). 580. Первое указание на учение о Первородном грехе в христианском смысле мы находим в 3 Ездр 7, 48. Однако несомненно, что рассказ Ягвиста послужил для богословского учения о Грехопадении отправным текстом (см.: J. McKenzie. The Two-Edged Sword, p. 125). 581. На такое понимание факта грехопадения указывает Вл. Соловьев (Соч., т. IV, с. 346). Точка зрения Вестермана ничего не меняет в библейском богословии и только расширяет объем мифа о Грехопадении (см.: С. Westermann. Der Mensch im Urgescheen. — «Kerigma und Dogma», 1967, p. 231). Другой известный библеист Г. фон Рад видит в сказаниях Пролога «типичную модель грехопадения» ( G. v. Rad. Old Testament Theology, v. 1, p. 155). 582. Вл. Соловьев. История теократии (Соч., т. IV, с. 347). К этому примыкает толкование Булгакова, согласно которому до падения не могло быть различия добра и зла, т. к. зло было неведомо ( С. Булгаков. Невеста Агнца. Париж, 1945, с. 164). 583. R. de Vaux в журнале «Revue Biblique», 1949, р. 300. 584. Эта мысль наиболее часто встречается в комментариях Отцов Церкви. См. приложение 8. 585. См., напр., выражения в Быт 24, 50; 31, 24, 29; ср. 2 Цар 13, 22; 14, 17. 586. Напр., Быт 4, 1 (в смысле брачных отношений) и 1 Цар 16, 18 (в смысле «владения мастерством»). Там говорится об искусстве Давида-музыканта. 587. Быт 3, 5. Септуагинта переводит слово «Элогим» в данном случае как «боги». Так и в синодальном переводе. Буквально — это вполне оправданный перевод, хотя логичнее переводить в единственном числе, как это делается в других случаях, когда употребляется слово «Элогим». 588. М. Тареев. Основы христианства, т. III, 1908, с. 161. Несмелов подчеркивает суеверный характер попытки Адама овладеть божественностью при помощи «волшебного растения» Несмелов. Наука о человеке, т. 2, 1906, с. 251). Только С. Булгаков выдвигает в высшей степени спорное мнение относительно сравнительной невинности побуждений человека при падении (см.: С. Булгаков. Агнец Божий. Париж, 1933, с. 172 сл).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАРОДЫ МОРЯ Рамсес III, побеждающий врагов, и бог Амон. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет-Абу близ Луксора. 1200–1168 гг. до Р. Х. Рамсес III, побеждающий врагов, и бог Амон. Рельеф храма Рамсеса III в Мединет-Абу близ Луксора. 1200–1168 гг. до Р. Х. большие этнические группы, которые, согласно егип. источникам, в кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. перемещались по древнему Ближ. Востоку, опустошая города и страны, и в конце концов вторглись в Египет. Изучение данных событий важно для реконструкции исторического контекста процесса образования Др. Израиля (см. в статьях Израиль Древний ). Термин «народы моря» (peuples de la mer) был введен египтологом Э. де Руже в работах 1855 и 1867 гг., а затем популяризирован его последователем Г. Масперо. В егип. текстах иногда подчеркивалось близкое отношение к морю этих этнических групп, при этом использовались различные выражения, напр.: «люди из чужих приморских стран», «народы северных стран, расположенных на островах», «народы, что пришли из своей страны, лежащей на островах посреди моря». Изобретенный египтологами термин «народы моря» служит для объединения всех подобных выражений. Главный исторический источник о Н. м.- надписи и рельефы на стенах мемориального комплекса фараона Рамсеса III (1184-1153 гг. до Р. Х.) в Мединет-Абу (Луксор, Египет). Важнейший исторический нарратив содержится в надписях, относящихся к 8-му году правления фараона. Во внутреннем дворе храма на 2-м пилоне есть следующий текст ( Edgerton, Wilson. 1936. Р. 53 [Pl. 46]; Breasted. 1906. Vol. 4. § 64; ANET, N 262): «Чужие народы вступили в сговор на своих островах. Все страны были вмиг сметены и рассеяны в сраженьях, ни одна страна не устояла перед ними - ни Хатти, ни Коде, ни Киркемиш, ни Арцава, ни Аласия... их лагерь был разбит в одном месте, посреди Амурру. Местные жители были истреблены, а земля стала такой, как будто на ней никогда ничего еще не было. Они шли вперед, на Египет, а перед ними бежал огонь. В их союзе объединились пелесетяне, чеккеры, шекелеши, деньенцы, вешеши. Они захватили страны до самого круга земного».

http://pravenc.ru/text/2564690.html

Восстание И. поддержали представители неимущих слоев населения, недовольные бедственным положением из-за экономической политики царей из дома Амврия. По дороге в столицу к И. примкнул Ионадав, предводитель рехавитов - обособленной и малоимущей социальной группы в древнем Израиле, сумевшей избежать чуждых религиозных влияний. Ионадав помог И. в истреблении потомков Ахава (4 Цар 10. 17) и устранении культа Ваала (4 Цар 10. 22-27). Поддержка рехавитов укрепила позицию И., который чтил традиции истинного богопочитания в Израиле (4 Цар 10. 15-16). Взойдя на престол, И. казнил оставшихся членов дома Ахава, подобно узурпаторам трона в Северном царстве (2 Цар 15. 29; 16. 11). Кровавая расправа И. свидетельствует о том, что он рассматривал членов иудейской и израильской царских семей как возможных претендентов на трон династии Амврия. Став царем, И. боролся с финик. культом, проявив себя ревностным последователем веры в Господа и противником религиозного синкретизма. Он казнил всех пророков Ваала, собрав их в святилище в Самарии, разрушил храм Ваала и устроил там отхожее место (4 Цар 10. 18-27). Но И. не упразднил золотых тельцов, установленных Иеровоамом I в Вефиле и Дане, почитание к-рых осуждалось пророками Илией и Елисеем. Вероятно, поддержкой этих местных святилищ И. стремился воспрепятствовать посещению народом Иерусалима как религ. центра (ср.: 3 Цар 12. 26), по этому поводу в Свящ. Писании было сказано, что «Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца» (4 Цар 10. 31). Уничтожение дома Амврия привело к ослаблению связей Израиля с Иудеей и Финикийским царством, это подтолкнуло арам. царство Дамаск усилить давление на Северное царство. Опасаясь вторжения арам. царя Азаила , И. обратился за помощью к Ассирии. В анналах ассир. царя Салманасара III упоминается о дани, заплаченной И., который именуется «сыном Амврия» (Iaúa mar Humri - ANET. P. 280). Эта ошибка не столько показатель неосведомленности ассирийцев относительно смены династии в Израиле, сколько подтверждение международного значения династии Амврия. В 841 г. до Р. Х. Салманасар выступил против Азаила и осадил его в Дамаске; затем направился на юг к Харрану, разрушая по пути арам. города. В месте Ваал-Рош (на финик. побережье) он собрал дань у И. и правителей Тира и Сидона. Сцена уплаты дани Салманасару представлена на рельефе, именуемом «Черный обелиск», где И. изображен простертым ниц перед ассир. царем. Ассирийская кампания 841-838 гг. до Р. Х. против Азаила не позволила арамеям воспользоваться внутренним беспорядком, охватившим Израильское царство после переворота И. В последующие годы, когда Ассирийская империя пришла в упадок, Азаил вторгся в Северное царство и завладел израильской частью Заиорданья вплоть до Арнона (4 Цар 10. 32-33). Время правления И. и его сына Иохаза стало периодом господства арамеев над Израилем.

http://pravenc.ru/text/293959.html

78 О надписи Валаама см., например: Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 196–197. 79 См.: БрекДжон, прот. Хиазм в Священном Писании. М.: Общедоступный Православный Университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2006. См.: С. 69–70, примеч. 21–22; Десницкий А. Поэтика библейского параллелизма. М.: ББИ, 2007. Гл. 2: Экскурс: параллелизм на древнем Ближнем Восгоке. 80 См.: Григорьев К.Г. Библейские псалмы и древневавилонские гимны//Православный собеседник. 1911. 3. С. 291–311. 81 См.: Акимов В.В. Проблема происхождения 103 псалма//Труды Минской духовной академии. 5. Жировичи, 2007. С. 114–123. 82 См.: Синило Г.В. Песнь Песней в контексте мировой культуры: В 2 кн. Кн. 1. Поэтика Песни Песней и ее религиозные интерпретации. Минск: Экономпресс, 2012. С. 170–218. 83 О литературе мудрости и ее связи с Библией см.: Акимов В.В. Литература мудрости: Древний Израиль и страны Древнего Ближнего Востока//Труды Минской духовной академии. 7. Жировичи, 2009. С. 133–159; Акимов В.В. Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта. Минск: Ковчег, 2012. 454 с. (Библейский альманах «Скрижали»: Приложение «Монографии по библеистике», 1). В этой же книге на с. 82–88 имеются ссылки на иностранные исследования, посвященные литературе мудрости. Акимов В.В. Библейская Книга Екклезиаста и литература мудрости Древней Месопотамии. Минск: Ковчег, 2013. 296 с. (Библейский альманах «Скрижали»: Приложение «Монографии по библеистике», 2); Синило Г.В. Экклесиаст и его рецепция в мировой культуре. В 2 ч. Ч. 1. Предтечи, поэтика, религиозные интерпретации. Минск: БГУ, 2012. Раздел «Дальний контекст Экклесиаста (литературы Древнего Ближнего Востока)». С. 25–53. 84 См.: Ancient Near Eastem Texts Relating to the Old Testament/Edited by James B. Pritchard. Princeton University Press, 1969. (Сокращенно – ANET). В дополнение к этой антологии см.: Pritchard James В. The Ancient Near East in Pictures Relating to the Old Testament/Edited by James B. Pritchard. Princeton University Press, 1954; The Context of Scripture. Vol. I. Canonical Compositions from the Biblical World. Vol. III. Archival Documents from the Biblical World. Editor William W. Halio. Leiden – Boston: Brill, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСИЯ 19-й царь израильский (VIII в. до Р. Х.). Согласно 4 Цар 15. 30; 17. 1, О., сын Илы, воцарился в Самарии в результате заговора против своего предшественника, царя Факея (  ), который был убит; О. стал последним царем Северного царства. Предполагаемые годы его царствования - 732/1-723/2 гг. до Р. Х. ( Thiele. 1983. P. 163-172; Kolberg. 2010. P. 121-122), 731/30-723/2 ( Na " aman. 1986. P. 72-74), 733/2-724/3 ( Tadmor. 1958. P. 37), 730-721 ( Hayes, Kuan. 1991. P. 179-181), 729-720 ( Goldberg. 1999. P. 374-380), 727-719 ( Tetley. 2002. P. 66-70). О. воцарился в период сиро-палестинской военной кампании 734-732 гг. ассир. царя Тиглатпаласара III (Феглафелласара; 745-727), в ходе к-рой в 732 г. последний захватил значительную часть территории Израильского царства - Галаад, Галилею и Саронскую долину, переселив жителей в Месопотамию (4 Цар 15. 29). Существует т. зр., согласно которой упоминаемый в 4 Цар 15. 30 заговор О. против Факея был поддержан Тиглатпаласаром III, в результате чего было установлено фактическое ассир. доминирование над Израильским царством, а О. стал данником ассир. царя (см., напр.: Hayes, Kuan. 1991. P. 153-156; Tetley. 2002. P. 66-70). В содержащейся в анналах Тиглатпаласара III записи царь сообщал: «Израиль (букв.- «дом Амврия» - B t-H u-um-ri-a; по имени основателя г. Самарии, израильского царя  - И. Т., Ю. С.)… всех его жителей [и] их владение я переместил в Ассирию. Они свергли своего царя Факея ( Pa-qa-h a; вариант - «они убили Факея, их царя»), и я поставил Осию ( A-ú-si- " i) царем над ними. Я получил от них 10 талантов золота, 1000 (?) талантов серебра в качестве [да]ни и доставил ее в Ассирию» (ANET. P. 284a; The Context of Scripture. 2003. Vol. 2. P. 288; ср.: Tetley. 2002. P. 68). Во фрагменте т. н. 9-й надписи Тиглатпаласара III сообщается, что О. (возможно, через послов) доставил дань ассир. царю в г. Саррабану в Юж. Вавилонии ( Tadmor. 1994. P. 188-189).

http://pravenc.ru/text/2581623.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕХОНИЯ Иехония [евр.  ,  - «Господь [Яхве] основал»; греч. Ιεχονας], иудейский царь, правивший в течение 3 месяцев (598-597 гг. до Р. Х.), сын и преемник царя Иоакима . Возможно, основное имя (вар.  ) было дано И. при вступлении на трон, а другое (  или      - 1 Пар 3. 16-17; Иер 27. 20; 29. 2) было получено им при рождении ( Berridge. P. 660). Современник пророков Иезекииля и Иеремии. После смерти отца И. в 18 лет стал царем (4 Цар 24. 8). Его мать Нехушта, дочь Елнафана из Иерусалима, была весьма влиятельна при дворе, об этом свидетельствует неоднократное упоминание о ней в Библии (4 Цар 24. 8, 12, 15; Иер 22. 26). Точные даты правления И. устанавливаются благодаря Вавилонской хронике (впервые опубл. в 1956), согласно к-рой конец его правления приходится на 2-й день месяца адара в 7-й год правления Навуходоносора ( Wiseman D. J. Chronicles of Chaldaean Kings (626-556 B. C.) in the British Museum. L., 1956. P. 73; Grayson A. K. Assyrian and Babylonian Chronicles. Locust Valley (N. Y.), 1975. P. 102). Эта дата соответствует 15/16 марта 597 г. до Р. Х. И. правил 3 месяца и 10 дней (2 Пар 36. 9), поэтому дату его восшествия на престол можно уверенно отнести к 9/10 дек. 598 г. до Р. Х. После того как отец И. умер при осаде Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором, его мать и приближенные решили сдаться в надежде, что вавилоняне отведут войска (4 Цар 24. 12). Осада была снята, однако И. был низвергнут с трона и отправлен вместе с семьей и приближенными в Вавилон (ср. также: Иер 13. 18-19). Вместо И. Навуходоносор возвел на престол дядю И.- Маттафию, получившего впосл. имя Седекия (4 Цар 24. 17). Положение И. и его семьи в плену описано в вавилонских адм. источниках. На неск. клинописных табличках, датируемых временем правления Навуходоносора, сообщается в т. ч. о поставках масла для И. (аккад. Ia-ú-kinu) и его 5 сыновей (ANET. P. 308). Одна из табличек уверенно датируется 13-м годом правления Навуходоносора (т.

http://pravenc.ru/text/293810.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010