Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ [Лат. Palladius] (V в.), св. (пам. зап. 6 июля), епископ-миссионер в Ирландии. Основной источник сведений о П.- сочинения Проспера Аквитанского. В «Хронике» под 429 г. он пишет, что папа Римский св. Келестин I (Целестин) направил в Британию для борьбы с пелагианами свт. Германа Автиссиодурского «по совету» (ad insinuationem) диак. П. ( Prosper. Chron. 1301//MGH. SS. AA. T. 9. P. 472). Под 431 г. помещена запись о том, что П. был рукоположен Келестином I как 1-й епископ для «скоттов, верящих в Христа» (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Ibid. 1307//MGH. SS. AA. T. 9. P. 473). По-видимому, в этих известиях речь идет об одном и том же человеке. Предполагают, что миссии в Британию и Ирландию были связаны между собой и задуманы в контексте борьбы против пелагианства. Согласно эдикту имп. Гонория (30 апр. 418), все, кто открыто проповедовали учение Пелагия, осуждались на изгнание из Римской империи. Однако в Британии к тому времени (примерно с 410) уже не было ни рим. войск, ни гражданских властей, поэтому, вероятно, мн. сторонники пелагианства уехали именно туда. Их прибытие стало следствием обращения брит. противников пелагиан к галльским епископам или в Рим, в ответ на к-рое и была направлена миссия во главе с епископами Германом и св. Лупом , епископом г. Трикассы (ныне Труа). Согласно Житию св. Германа, написанному Констанцием Лугдунским (CPL, N 2105), на созванном святителем Соборе пелагиане тоже были осуждены на изгнание из Британии (Vita Germani [I]/Ed. W. Levison//MGH. SS. Scr. Mer. T. 7. P. 270-271). Вполне вероятно, что многие из них отправились в Ирландию, на к-рую не распространялась власть Рима ( Charles-Edwards. 2000. P. 202-214). Очевидно, назначение П. состоялось по просьбе ирландских христиан (возможно, переданной Герману во время его пребывания в Британии): как отмечал Келестин в одном из писем ( Coelestini.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

Arhiva Predica Preafericitului Patriarh Chiril dup vecernia mare de srbtoarea Naterea Domnului la catedrala „Hristos Mântuitorul” 7 ianuarie 2013 22:47 În seara zilei de 7 ianuarie 2013, de srbtoarea Naterii lui Hristos, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a oficiat vecernia mare la catedrala „Hristos Mântuitorul” la Moscova. Dup terminarea serviciului divin Întâistttorul Biserici Ruse s-a adresat ctre credincioi cu o predic. Înaltpreasfinia Voastr, stpâne mitropolit Iuvenalii! Înaltpreasfiniile i Preasfiniile Voastre! Dragi prini, maici egumene, frai i surori! V salut cordial pe toi i v felicit cu ocazia srbtorii mântuitoare a Naterii lui Hristos. Ai spus adineaori, stpâne, c doar credina în Domnul i Mântuitorul, primit de poporul nostru, a lsat o urm adânc – atât de adânc, încât toate zguduirile, care s-au produs pe întinderile Patriei noastre istorice, toate ispitele i tentaiile nu au fost în stare s dezrdcineze credina. Acelai lucru putem spune i despre întreaga lume, despre civilizaia cretin. Apare întrebarea: dar de ce a fost s fie aa? Rspunsul îl gsim doar în unicitatea acelei vestiri evanghelice, pe care Hristos a adus-o oamenilor. Naterea Domnului i Mântuitorului lumii a fost un moment de cotitur în istoria neamului omenesc. Acei, care încearc s clarifice din punct de vedere sociologic sau prin alte modaliti în ce const aceast cotitur, nu pot explica sau mcar aprecia urmrile acestei cotituri. Ceea ce a adus în lume Mântuitorul, nu este cu putin s vezi, utilizând metodele de studiere, pe care le folosete tiina sau experiena uman, deoarece cotitura s-a produs în profunzimea contiinei oamenilor, în adâncurile vieii duhovniceti. De fapt, prin ce vestirea Mântuitorului se deosebea de cea din Testamentul Vechi? Prin ce se deosebea de alte tradiii religioase, doar toate tradiiile subliniaz prioritatea duhovnicescului asupra materialnicului? i la Mântuitor gsim aceeai chemare, deoarece acei care compar tradiiile religioase, uneori spun c prin nimic deosebit cretinismul nu se deosebete.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2696951...

Закрыть itemscope itemtype="" > Истинные религиозные убеждения и материальное состояние пастора Александра Турчинова Фрагмент расследования интернет-группы «КиберБеркут» 16.10.2014 3508 Время на чтение 15 минут Александр Турчинов не скрывает, что является пастором секты, как он сам говорит, баптистов-протестантов. На самом же деле, секта «Движение веры», к которой он принадлежит, была создана скандально известным нигерийцем Сандеем Аделаджа, занесена канонической церковью в список тоталитарных и к протестантизму никакого отношения не имеет. Уполномоченный Берлинско-Брандербургской лютеранской церкви по вопросам сект Томас Гандоу (ФРГ) в своем докладе на Международной конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» заявил: «Учение «Движение веры» - это внеконфессиональное движение. У него свое особое богословие, теология и свое собственное учение, которое не то, что протестантским, его и христианским назвать нельзя. На самом деле это - оккультизм, который лишь прикрывается христианством». Сподвижники Турчинова по Майдану из УНА-УНСО говорят о данной «религии» так: «Секта, в которой Турчинов является пастором, «Движение Веры», уходит корнями в Соединенные Штаты Америки и является деструктивным культом псевдохристианской направленности с оккультным направлением». Турчинов любит число 7. Свою книгу «Пришествие» он издал тиражом в 7 тысяч 770 экземпляров. Его машина AudiQ7 (минимальная цена такого автомобиля - от 000) имеет номер AA 7777 ТО (Турчинов Олександр) Материальное состояние. По словам Турчинова, источниками его дохода являются зарплата народного депутата и гонорары за научные работы. Исполняющий обязанности президента Александр Турчинов живет в новом жилом комплексе клубного типа в Соломенском районе, где на каждом этаже находится по одной квартире. Квадратный метр жилья в этом элитном комплексе стоит вокруг - прогулочные зоны, VIP-cnopmзaл, лифты с деревянной отделкой и зеркалами. Подробнее см. здесь: http://cyber-berkut.org/traitors/0008.php

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/17/...

Biserica îi cintete pe toi mucenicii i mrturisitorii pentru numele lui Hristos La 7 februarie 2021, în duminica a XXXV-a dup Rusalii, de ziua Soborului noilor mucenici i mrturisitori ai Bisericii Ruse, preedintele Departamentului pentru Relaii Externe Bisericeti al Patriarhiei Moscovei, Mitropolitul Ilarion de Volokolamsk, a oficiat Sfânta Liturghie în biserica din Moscova în cinstea icoanei Maicii Domnului „Bucuria tuturor celor necjii” de pe strada Bolshaya Ordynka. Împreun cu arhiereul au slujit clericii bisericii. La ectenia întreit, au fost înlate rugciuni pentru încetarea rspândirii infeciei de coronavirus. Dup ectenia întreit, Înaltpreasfinitul Mitropolit Ilarion a citit rugciunea rânduit pentru vreme de epidemie. În timpul slujbei, au fost înlate rugciuni pentru odihna sufletului printelui protopresbiter Daniel Gubyak, care a plecat la Domnul la 5 februarie 2021. La sfâritul Liturghiei, Înaltpreasfinitul Ilarion a adresat celor prezeni un cuvânt de învtur: „În numele Tatlui, i al Fiului, i al Sfântului Duh! Astzi, dragi prini, frai i surori, ne amintim de noii mucenici i mrturisitori ai Bisericii Ruse, de toi cei care au suferit în anii persecuiei, când sute de clerici i sute de mii de mireni au fost supui represiunii sau execuiilor doar pentru c au mrturisit credina în Hristos ca Dumnezeu i Mântuitor. Amintindu-ne de evenimentele istorice care au fcut posibil acest tip de persecuie, vedem c responsabilitatea pentru crearea unei astfel de situaii era una colectiv. Nu este vorba de o singur persoan sau de un grup mic de oameni, ci de o mulime de oameni care, înelai fiind de idealurile false, le-au permis persecutorilor s vin la putere. Desigur, au fost muli oameni amgii printre acetia, cci li se spunea: „Vom lua banii i averile de la cei bogai i le vom da vou, voi vei primi toate acestea”. i oamenii au fost sedui de astfel de promisiuni. Dar revoluiile nu s-au fcut niciodat în numele oamenilor. Revoluiile au fost fcute de anumite grupuri de oameni care erau interesai s ia puterea i banii în mâinile lor, luându-le pe acestea cu fora de la un alt grup de oameni. Iar aa-numitele mase populare au fost întotdeauna victime ale acestor revoluii. La început au fost victime ale splrii creierului, când li s-a spus: „Bogaii au de toate, iar voi nu avei nimic, bogaii triesc în palate, iar voi v înghesuii în cocioabe. Aadar, haidei s redistribuim bogia, s o lum de la cei bogai i s v-o dm vou”. i oamenii au fost sedui de acestea. Apoi, când cei care i-au sedus au ajuns la putere, desigur, nu au dat nimnui nimic, au luat totul pentru ei, au redistribuit acele lucruri între ei. Iar acele mase populare care i-au adus la putere au devenit ulterior victimele lor.

http://mospat.ru/ro/news/60734/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИЙ [лат. Domnius; хорват. Duje, Дуйе] († 303-305?), сщмч. (пам. зап. 11 апр.), еп. г. Салона (совр. Солин, Хорватия). Самое раннее упоминание о Д. содержится в «Прологе к Викторию» (395), приложенном к пасхалии Виктория Аквитанского (Prologus Paschae ad Vitalem//MGH. AA. T. 9/1. P. 738), где под 7-м консульством имп. Диоклетиана и 6-м Максимиана (299) значится мученичество Д. и Феликса в Салоне. Однако массовое гонение на христиан началось только в 303 г., поэтому ряд исследователей предлагают исправить датировку на 9-е консульство Диоклетиана и 8-е Максимиана Геркулия (304). В этом году пострадал св. Маркеллин , еп. Римский, мученичество к-рого в «Прологе...» также ошибочно отнесено к 299 г. Гибель Д. в годы правления Диоклетиана подтверждается данными археологических раскопок Салоны, проведенных в 1900-1902 гг. Ф. Буличем. При раскопках была обнаружена эпитафия еп. Прима (1-я пол. IV в.), в к-рой епископ назван племянником Д. (nepos Domniones martores). Была найдена также сильно поврежденная эпитафия Д., в к-рой указана дата кончины священномученика - 10 апр. (Depositus Domnius episcopus martyr IIII Idus Apriles). В Сирийском Мартирологе (кон. IV в.) память Д., епископа и мученика, значится под 11 нисана (11 апр.). Под тем же числом память священномученика указана в Мартирологе блж. Иеронима вместе с безымянными воинами, число к-рых в одних рукописях определяется как 3 или 8, в других - 8 тыс. По мнению И. Делеэ , переписчики Мартиролога неверно поняли лат. сокращение mil (milliarium - миля), к-рое они прочли как milites - воины. Это слово относится к заметке о св. Юлии , папе Римском, помещенной под 12 апр. Более точным указанием на число спутников Д. является мозаика VII в. в оратории св. Венанция в рим. Латеранском баптистерии. Священномученик изображен в окружении пресвитера и 4 воинов, рядом с к-рыми надписаны их имена - Астерий, Антиохиан, Гаиан, Павлиниан, Телий. При раскопках в Салоне была обнаружена сильно поврежденная надпись VII в., также содержащая имена мучеников. Вероятно, все спутники Д. были клириками, а изображение их в облике воинов было вызвано ошибкой в Мартирологе блж. Иеронима. В Мартирологе Узуарда (кон. IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) упоминаются Д. и 8 воинов.

http://pravenc.ru/text/178874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКЕДОНИЙ II († 516/7, Гангры, ныне Чанкыры, Турция), свт. (пам. 25 апр.), патриарх К-польский (496 - 11 авг. 511). Во время правления свт. Геннадия I, патриарха К-польского, М. занимал пост скевофилакса (ризничего) патриаршего ведомства Великой ц. На Патриаршество М. был возведен К-польским Собором, который был созван по инициативе византийского имп. Анастасия I (491-518) и низложил предшественника М. патриарха Евфимия I . М. как патриарх устраивал Анастасия, поскольку, взойдя на престол, он подтвердил свою приверженность к «Энотикону» 482 г., что соответствовало общей церковно-политической программе имп. Анастасия ( Theod. Lect. Eccl. hist. II 12, 15; Zach. Rhet. Hist. eccl. VI 7; VII 1, 15; Ioan. Malal. Chron. P. 400. 1-3; Theoph. Chron. P. 140; Georg. Mon. Chron. P. 625-626). Формальная поддержка «Энотикона» позволила М. в первые годы Патриаршества сохранять ровные отношения как со светской властью, так и с Восточными Церквами, однако по той же причине М. не был признан Римской Церковью: папы Анастасий II (496-498) и Симмах (498-514) не вступали с ним в общение. Позднейшая визант. историографическая традиция, стремившаяся подчеркнуть приверженность М. к Православию, сохранила сведения о том, что между 497 и 499 гг. М. созвал в К-поле Собор, который подтвердил законность и правоту постановлений Халкидонского Собора ( Theod. Lect. Eccl. hist. II 17; Vict. Tonun. Chron. AD. 497//MGH. AA. T. 11. P. 192; Theoph. Chron. P. 141; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVI 35//PG. 147. Col. 192; Mansi. Т. 8. Col. 197-200). Тем не менее современные исследователи (см.: RegPatr, N 184-186) считают недостоверными сведения о Соборе, хотя, вероятно, отношение к Халкидону неоднократно становилось темой совещаний архиереев при М. Однако он несомненно принадлежал к церковной партии сторонников Халкидона и в период своего Патриаршества стремился использовать различные возможности, чтобы неофициально выразить свое отношение к этой проблеме.

http://pravenc.ru/text/2561502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание LIBER PONTIFICALIS [Лат.- Книга понтификов, Папская книга], сборник жизнеописаний Римских пап. Основная часть L. P. включает биографии понтификов, живших в I-VI вв.; она регулярно дополнялась до кон. IX в. В XII-XV вв. создавались новые редакции и продолжения L. P., к-рые обычно рассматриваются как особые произведения. Ранняя папская историография Древнейшие перечни Римских епископов, известные по упоминаниям в источниках, были составлены в 80-х гг. II в. С целью продемонстрировать непрерывность апостольского преемства в Риме сщмч. Ириней Лионский перечислил Римских епископов от апостолов Петра и Павла до Елевферия (171/7-185/93) ( Iren. Adv. haer. III 3. 2-3). Примерно тогда же список епископов Рима составил Егесипп ( Euseb. Hist. eccl. IV 22. 2-3; ср.: Tertull. De praescript. haer. 32). Аннотированный перечень предстоятелей Римской Церкви был использован в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (завершена ок. 325), где указаны даты и продолжительность каждого понтификата. Офиц. список понтификов, составленный в Риме, сохранился в редакции сер. IV в. Этот список, Каталог Либерия, содержится в Хронографии 354 г. (Календаре Филокала). В нем перечислены епископы Рима от ап. Петра до Либерия (352-366); указаны длительность каждого понтификата, консульские датировки, имена правящих императоров, иногда также краткие дополнительные сведения (изд.: LP. T. 1. P. 1-9; MGH. AA. T. 9. Vol. 1. P. 73-76; см.: LP. T. 1. P. I-XII; Caspar. 1926; Salzman. 1990. P. 47-49). Вероятно, к V в. относятся перечни Римских епископов, в к-рых обозначена только продолжительность каждого понтификата (LP. T. 1. P. XII-XXV, 13-41). На основании таких списков была создана серия фресковых папских портретов в рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), к-рую обычно датируют V-haч. VI в. (бóльшая часть портретов погибла в пожаре 1823 г.; см.: Duchesne. 1877. P. 34-36; LP. T. 1. P. XXV-XXX; Ladner G. B. I ritratti dei papi nell " antichità e nel medioevo. Vat., 1941. P. 39-51). Первоначальная версия

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор [лат. Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator] (между 485 и 490, Скилакий (ныне Скуиллаче, Калабрия, Италия) - ок. 580, там же), рим. философ, богослов и политический деятель. Жизнь Важнейшими источниками сведений о жизни К. являются гл. обр. его письма ( Cassiod. Varia. I 1; I 3; I 4; III 28; IX 24; IX 25 и др.), «Хроника» ( Idem. Chron.) и предисловия к нек-рым сочинениям. Особенную ценность в этом отношении имеет предисловие к соч. «Об орфографии» ( Idem. De orth. Praef.), написанному К. в возрасте 93 лет, где автор суммирует свою лит. деятельность. Важная информация содержится также во фрагменте небольшого сочинения, написанного К. между 527 и 533 гг. ( O " Donnell. 1979. P. 265) и имеющего заголовок «История рода Кассиодоров» ( Cassiod. Ordo generis Cassiodororum//CCSL. 1973. Vol. 96. P. V-VI (далее - Ordo gen.)), где описываются родственные связи К. и перечисляются занимавшиеся им гос. посты, его почетные звания и нек-рые лит. труды. Наконец, в отдельных рукописях сб. «Variae» и «Хроники» также сохранился список должностей и почетных званий К. (см.: Mommsen. 1894. P. IX). Помимо этого имеются весьма скудные и не всегда достоверные сведения о К. его современников и последующих церковных писателей: Иордана ( Iord. Get. Prol. 1//MGH. AA. T. 5/1. P. 53), прп. Беды Достопочтенного ( Beda. De templo Salomonis 16//PL. 91. Col. 775A; Idem. In Esdram et Nehemiam Prophetas allegorica Expositio. II 7//PL. 91. Col. 849C), Павла Диакона ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 25), Алкуина ( Alcuin. Ep. ad Carolum Magnum. Adversus Felicem Urgelitanum. V 9, VI 3//PL. 101. Col. 197A, 202C), Гинкмара Реймсского ( Hincmar. De divers. et mult. anim. rat. 2//PL. 125. Col. 936A), Германа Расслабленного ( Hermannus Contractus. Chronicon//PL. 143. Col. 108A), Сигиберта из Жамблу ( Sigebertus Gemblacensis. Chronicon//PL. 160. Col. 100A; Idem. De scriptoribus ecclesiasticis. 40//PL. 160. Col. 556A-B), Иоганна Тритемия ( Ioannes Trithemius. De viris illustribus Ordinis Sancti Benedicti. II 3//Opera pia et sriritualia. Moguntiae, 1605. P. 30) и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

[Лат. chirothecae, manicae], один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора (в наст. время сохр. только при экстраординарной форме совершения мессы, т. е. при использовании Миссала 1962 г.). П. разных типов использовались в быту как в древности ( Homer. Od. 24. 230; Xen. Cyrop. VIII 8. 17; Plin. Jun. Ep. III 5. 15), так и в средневековье (Vita Filiberti abbatis. 12//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 5. S. 592; Vita Betharii episcopi. 9//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 3. S. 617; Acta S. Maimbodi martyris. 7//ActaSS. Ian. 2. P. 543; Felix. Vita S. Guthlaci. 40; Jonas. Vita Columbani. I 15//MGH. SS. Script. Rer. Germ. Bd. 37. S. 178; Epp. EpSel. Bd. 3. S. 44; Walahfridi Strabi Carmina. 7//MGH. AA. Poet. Bd. 2. S. 396; в раннесредневек. источниках для обозначения П. часто применяется протогерм. слово wantuz в латинизированной форме wanti, к-рое перешло в совр. романские языки). Известны П., почитавшиеся как реликвии: напр., в сокровищнице аббатства Сен-Рикье П. мч. Сальвия ( Hariulf. Chron. III 12//Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104)/Ed. F. Lot. P., 1894. P. 123); в Сен-Бертенском аббатстве со времен аббата Симона II (ок. 1180) П. Девы Марии (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Bertin/Ed. B. Guérard. P., 1840. T. 1. P. 359-360); в ц. Сент-Март-де-Тараскон П. еп. Фронтона, в которых, согласно житийной традиции (BHL, N 5508), он чудесным образом вместе с Иисусом Христом совершил погребение прав. Марфы ( [Pseudo]-Raban. Maur. De vita S. Mariae Magdalenae. 49//PL. 112. Col. 1506; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l " apostolat de sainte Marie-Madeleine. P., 1848. T. 2. Col. 341) (о др. П., сохранившихся как реликвии, см.: Beaulieu. 1968). В качестве обязательного элемента монашеской одежды в холодное время года П. упоминаются в источниках с кон. VIII в. (CCM. Vol. 1. P. 171), что было закреплено в постановлениях Ахенского Собора 817 г. (Ibid. P. 436, 462, 547; то же в Статутах аббата Адальхарда для мон-ря Корби - Ibid. P. 371). С эпохи Каролингов П. также были частью облачения светских правителей, в т. ч. во время обряда коронации, а в период высокого и позднего средневековья широко использовались в аристократической культуре в разных контекстах (вассалитет, передача собственности, помолвка, суд, дуэль и проч.) ( Pastoureau. 2013).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

1 Sueton, Nero 16: «afflicti suppliciis Christiani, genus hominum superstitionis novae ac maleficae». Это известие исторических сведений о гонении при Нероне не расширяет. Рамсэй (W. M. Ramsay , The Church in the Roman Empire before a. d. 170, London 1894 (3 ed.), p. 229—232) придает ему важность необычайную. Нерон установил принцип, которым правительство должно было постоянно руководствоваться в делах о христианах, смотреть на них как на секту не только не дозволенную, но и прямо зловредную. Фальшь этого толкования, или по меньшей мере его беспочвенность, выясняется из слов самого Светония, n. 16: [α] Multa sub eo [Nerone] et [aa] animadversa severe et [bb] coercita, [β] nec minus instituta. «Instituta», категория β, начинаются со слов: «adversus falsarios tune primum repertum». Все предшествующее составляет категорию α. На что правительство «обратило серьезное внимание» [аа], Светоний поясняет четырьмя примерами; следующие три «afflicti suppliciis — relegatae» показывают, что некоторых при Нероне действительно «обуздали» [bb]. Но распоряжение: pantomimorum factiones cum ipsis simul relegatae едва ли могло быть чем другим, как только временною полицейскою мерою, единичным случаем coercitio. Рамсэй вынужден и в этом видеть постоянно действующее мероприятие. Но тогда пантомимам в Риме и житья бы не было. 2 Ср. однако суждение Моммсена (Römische Geschichte, Berlin 1886, V, 4): Wer an die sogenannten Quellen dieser Epoche, auch die besseren geht, bemeismerm schwer den Unwillen über das Sagen dessen, was verschwiegen zu werden verdiente und das Verschweigen dessen was nothwendig war zu sagen. 3 Tertull. ad nationes, 1,11 ­­ apologetic. e. 4 Plin. epist. 2, 11, 17. 5 Из annal. 2, 85. 6 Псалом 136, 8. 9. 7 Sueton. Vesp. 5: unus ex nobilibus captivis Iosepus. Arnold, Die neronische Christenverfolgung, Leipzig 1888, 38, полагает, что Tacit, hist, 5, 33 (­ Sueton. Vespas. 4) заимствовано из Ioseph. de bello jud. 6, 5, 4. 8 Существенно важно показал Sueton . Domit. 12: exhaustus operum ас munerum impensis stipendioque — temptavit etc.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4054...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010