Тот факт, что в Кодексе канонического права 1983 г. перечень прав и обязанностей всех верующих находится в начале главы «О Народе Божием», несомненно представляет собой шаг вперед в сравнении с систематикой Догматической конституции Lumen Gentium. По правде говоря, отцам собора, справедливо озабоченным в первую очередь укреплением статуса мирян, не всегда удается «отделить в доктринальном отношении фигуру верующего, как такового, от трех жизненных статусов» 414 . Порой они накладываются друг на друга. Тем не менее, все пункты этого первого перечня, сформулированного церковным законодателем 1983 г., явным образом опираются на различные соборные документы, а иногда буквально их повторяют. Так, право и обязанность высказывать собственное мнение о том, что касается блага Церкви (кан. 212), сформулировано в LG 37, 1. В том же соборном тексте говорится о праве принимать Слово Божье и таинства от пастырей Церкви (кодифицированном в каноне 213). Право и обязанность участвовать в богослужении по собственному обряду и в соответствии с собственной духовностью (кан. 214) опирается на UR 4, 5 и на LG 4, 1. Свобода собраний и право на свободное создание ассоциаций, гарантированные каноном 215, утверждаются в AA 19, 4. Право и обязанность выдвигать и поддерживать апостольские инициативы устанавливается для мирян в AA 3, 2, а каноном 216 распространяется на всех верующих. Право на христианское воспитание и образование (кан. 217) есть очевидная предпосылка провозглашенной Собором обязанности «судить обо всех вещах и интерпретировать их во всецело христианском духе» (LG 62, 7). Свобода исследований в области теологии, гарантированная каноном 218, признается «законной свободой» в LG 62, 8. Право на свободный выбор жизненного статуса (кан. 219) утверждается Собором в отношении каждого из трех жизненных статусов-призваний: брачного (GS 49, 1), статуса клирика (ОТ 6) и монашествующего (РС 24). Наконец, право христианина на охрану своего доброго имени и частной жизни (кан. 220), а также право законным образом отстаивать все названные права в правомочной церковной инстанции (кан. 221) прямо подразумеваются принципом религиозной свободы, решительно провозглашенным Вторым Ватиканским собором в п. 10 декларации Dignitatis humanae.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

AA, Inland I-D, 4794. [xix] Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 3 (2), д. 144 (личное дело прот. Алексия Крыжко), л. 3, 23; Полчанинов Р. Русский православный приход в Сараево//Православная Русь. 2002. 20. С. 5-7. [xx] Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 3 (2), д. 144, л. 23, 38; Полчанинов Р. Указ. соч. С. 6-7. [xxvi] Архив Института за boehhyjy ucmopujy Cpбuje Београд, ф. Независна Држава Хрватска, кут. 313, папка 1, док. 14-4. [xxix] Шардт-Купчевский М.А. Архиепископ Гермоген Екатеринославский и Новомосковский//Православная Русь. 2002. 6. С. 6-7. [xxx] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 121/1942, 790/1942, 891/1942. [xxxiv] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 136. [xxxvi] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 137-138. [xxxviii] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 105/1942, 106/1942. [xl] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 380/1942. [xliii] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. б/н; В. Указ. соч. С. 194. [xlix] Krišto Ju. Katolicka crkva i Nezavisna Drava Hrvatska 1941-1945. Dokumenti. Knjiga druga. Zagreb, 1998. S. 272; Djuri V. Ustaše i pravoslavlje. Hrvatska pravoslavna crkva. Beograd, 1989; В. Указ. соч. С. 209-220. [l] Церковное обозрение. 1943. 8. С. 4; Das Evangelische Deutschland. 1.08.1943. S. 121; Za Dom (Kroatische Korrespondenz, Zagreb). 2.09.1943. S. 8. [liv] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 137. [lvi] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 1108/1943, 1109/1943; Glas pravoslavlja. 1. Zagreb. 15.04.1944. S. 16. [lix] ВА, R 901/69670. Bl. 15, 20, 40; AA, Inland I-D, 4740, 4781; Paveli A. Указ. соч. S. 97-98; Pozar P. Указ. соч. S. 199.

http://bogoslov.ru/article/2875423

В полемике со схизматиками К. и Киприан Карфагенский нередко прибегали к нападкам на личности оппонентов, изображая их порочными и безнравственными людьми (о риторических приемах Киприана см.: Jacques. 1982). К. обвинял диак. Никострата в том, что он некогда подделал финансовую отчетность и обманул свою «патронессу по плоти» (patronae suae carnali), а затем присвоил средства, переданные римским клирикам для сохранения ( Cypr. Carth. Ep. 50. 1. 2). В письме Фабию Антиохийскому К. упрекал Новациана за «злобность, двоедушие, клятвопреступничество, лживость, его неумение жить с людьми и его волчью дружбу». Во время гонения при имп. Деции Новациан якобы «из трусости и жизнелюбия... отрекся от того, что был пресвитером». По словам К., Новациан получил сан пресвитера только благодаря снисходительности еп. Фабиана, т. к. он принял крещение во время болезни и не был «запечатлен» епископом (см. в ст. Конфирмация ). Упрекая Новациана в коварстве и властолюбии, К. оспаривал его заслуги перед Церковью как богослова и авторитетного руководителя, возглавившего рим. клир после гибели Фабиана. С ядовитой иронией К. называл его «знаменитостью», «блистательным человеком», «толкователем догматов и поборником церковной науки» ( Euseb. Hist. eccl. VI 43). Несмотря на совместные усилия К. и Киприана Карфагенского, Новациан не только сохранил приверженцев среди римских христиан, но и привлек на свою сторону некоторых епископов. Так, впосл. Киприан призывал папу Стефана I (254-257) принять меры против Марциана, еп. Арелата (ныне Арль, Франция), который проявил себя как ригорист и сторонник Новациана ( Cypr. Carth. Ep. 68). В послании К. Фабию Антиохийскому содержатся сведения о составе и численности рим. клира. По словам Римского епископа, под его руководством находились 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 субдиаконов, 42 аколита и 52 экзорциста, чтеца и остиария; на содержании Церкви было более 1,5 тыс. вдов и бедняков ( Euseb. Hist. eccl. VI 43. 11). В более поздней папской историографии создание 7 церковных регионов Рима под управлением диаконов и их помощников, субдиаконов, приписывалось еп. Фабиану (MGH. AA. T. 9. P. 75; LP. T. 1. P. 148). На основании данных, приведенных К., мн. исследователи пытались определить численность рим. христиан в сер. III в. Так, согласно А. фон Гарнаку , в Риме было ок. 30 тыс. христиан ( Harnack A., von. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19062. Bd. 2. S. 211-212). По другим оценкам, количество христиан составляло от 10 до 50 тыс., или от 2 до 10% горожан (считается, что в сер. III в. в Риме жило от 800 тыс. до 1 млн чел.). Однако достоверность таких реконструкций, основанных гл. обр. на количестве христ. вдов и нищих, вызывает сомнения (см.: MacMullen R. The Second Church: Popular Christianity A. D. 200-400. Atlanta, 2009. P. 88, 169-170).

http://pravenc.ru/text/2458665.html

Архив Пн Рекомендации епархиям Русской Православной Церкви по оказанию помощи беженцам из Донбасса 22 февраля 2022 г. 17:07 В случае прибытия в епархии Русской Православной Церкви из Донбасса необходимо оказывать им помощь согласно следующим рекомендациям: 1. Представителю епархии целесообразно войти в региональный штаб по оказанию помощи беженцам, а также непосредственно взаимодействовать с министерствами и ведомствами региона, департаментами и организациями. 2. По возможности, епархии следует создать свой штаб по оказанию помощи беженцам, включающий в себя представителей епархиальных отделов, сестричеств, добровольческих организаций. Возглавить штаб рекомендуется епархиальному Преосвященному. 3. Надлежит назначить священника для духовного окормления пунктов временного размещения беженцев (далее ПВР). 4. Священнику, окормляющему ПВР, надлежит определить круг наиболее нуждающихся из числа беженцев для доставки им адресной гуманитарной помощи. 5. Епархии следует предоставить в ПВР в бесплатное пользование беженцам духовную литературу, обученные волонтеры должны вести миссионерскую работу среди беженцев и обеспечивать досуг их детей. 6. По возможности, епархии следует содействовать в организации бесплатного питания, размещения и трудоустройства беженцев. 7. При наличии свободных мест беженцы могут быть размещаемы в монастырях и церковных приютах, домах для мам, социальных центрах. 8. Епархии рекомендуется поддерживать беженцев, проживающих на частных квартирах, содействовать им в оформлении документов и поиске работы. 9. Целесообразно организовывать епархиальные пункты сбора и распределения гуманитарной помощи, а также адресную помощь беженцам. 10. Особое внимание надлежит уделить привлечению средств, сбору пожертвований, сотрудничеству с благотворителями и общественными организациями в целях помощи беженцам. 11. Для оказания адресной помощи рекомендуется доводить до сведения беженцев информацию о работе круглосуточного федерального телефона церковной социальной помощи 8-800-70-70-222 (звонок бесплатный на территории России). 12. Епархия может напрямую обращаться за помощью в Синодальный отдел по благотворительности. Для разрешения возникающих вопросов, связанных с помощью беженцам, необходимо обращаться к заместителю председателя Синодального отдела по благотворительности иеромонаху Пантелеимону (Алешину), тел. +7-915-102-33-83, aa_aleshin@mail.ru. Под беженцами в этих рекомендациях понимаются как лица, получившие данный статус в соответствии с ФЗ «О беженцах», так и любые другие люди, вынужденные фактически бежать в Россию с территории Донбасса вне зависимости от их правового статуса. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5903157.ht...

Ист.: BHL, N 3468-3481; CPL, N 1038, 2108; ActaSS. Mai. T. 6. P. 119-152; Venantius Fortunatus. Vita Germani/Ed. J. Mabillon//ActaSS. Bened. 19353. Vol. 1. P. 234 sq; Idem//PL. 72. Col. 55-78; 88. Col. 453-478; idem. Miscellanea: Carmina 2, 13; 8, 2//PL. 88. Col. 102-104, 263-264; idem. Vita Albini. 19//PL. 88. Col. 486; idem. Opera/Ed. Br. Krusch//MGH. AA. Bd. 4/2. S. 11-27; Idem//MGH. Scr. Mer. Bd. 7. S. 337-428; Miracula s. Germani/Ed. G. Weitz//MGH. SS. Bd. 15/1. S. 4-16; Aimoinus Sangermanensis. Miracula S. Germani//PL. 126. Col. 1027-1050; Aimoinus Floriacensis. Historia Francorum//PL. 139. Col. 679-704; Rhythmi de Vita et Miraculis S. Germani/Ed. P. de Winterfeld//MGH. Poet. Bd. 4. S. 124-136; Holder-Egger O. Zur Translatio S. Germani//NA. 1893. S. 274-281; Hugo Flaviacensis. Chronicon//PL. 154. Col. 123, 134, 311; Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739; Vita Samsonis. 1, 8//ActaSS. Iul. T. 6. P. 575; Vita Domnuli auctore monacho cenomanense. 3-4, 17-18//ActaSS. Mai. T. 3. P. 607-609; Vita Brioci. 2-3/Ed. F. Plaine//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 165-166; Mansi. T. 9. P. 743-745; Gislemarus. Vita Droctovei. 4-5, 10-11//ActaSS. Mart. T. 2. P. 37-38; Martyrologium Hieronymiamum/Ed. J. De Rossi, L. Duchesne//ActaSS. Nov. T. 2/1. P. 67. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 470-471; Wilmart A. Germain de Paris//DACL. Vol. 6. Col. 1049-1102; Ribadeau Dumas F. Histoire de Saint-Germain-des-Prés, abbaye royale. P., 1958; Jonsson R. Un double office rythmé en l " honneur de S. Germain de Paris//RBen. 1969. Vol. 79. P. 343-367; Cabi é R. Les lettres attribuées à S. Germain de Paris et les origines de la liturgie gallicane//BLE. 1972. Vol. 73. P. 183-192; D é rens J. Les origines de Saint-Germain-des-Prés//J. des savants. 1973. P. 28-60; Amiet R. Le culte liturgique de S. Germain de Paris. P., 2003. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164735.html

2) Un santo in movimento: il Romualdo di Pier Damiani//San Romualdo. Storia, agiografia e spiritualità: Atti del XXIII convegno del Centro di studi Avellaniti, Fonte Avellana 2000. Verona, 2002. P. 97−129; 3) In-troduzione aile lettere 41−67//Pier Damiani. Lettere. Roma, 2002. Vol. 3. P. 7−38. 1445 Богатый архив аббатства, содержащий около 7.500 единиц, находится в Архиве архиепископской курии Сполето. Были изданы самые древние документы, а именно первая серия: Vol. I: Documenti degli anni 1023−1115. Firenze, 1973; Vol. 2: Documenti degli anni 1116−1165. Firenze, 1975. Vol. 3: Document! degli anni 1166−1200. Firenze, 1983; Vol. 4: Documenti degli anni 1201−1214. Firenze, 1976; Vol. 5: Documenti degli anni 1215−1222. Firenze, 1979; Vol. 6: Documenti degli anni 1223−1227. Firenze, 1976; Vol. 7: Documenti degli anni 1228−1231. Firenze, 1974. Аннотированная библиография: AA.W. L’abbazia di Sassovivo a Foligno. Foligno, 1992. P. 155−157. 1446 См. обстоятельную словарную статью: Boesch Gajano S. Domenico di Sora, santo//Dizionario Biografico degli Italiani. 1991. Vol. 40. P. 673−678; а также: Dolbeau F. Le dossier de saint Dominique de Sora, d’Alberic du Mont Cassin a Jacques de Voragine//Mélange de l’Ecole Française de Rome. Moyen Age. 1990. Vol. 102, N 1. P. 7−78; Franklin C.V. The restored «Life and miracles of St. Dominic of Sora» by Alberic of Monte Cassino//Medieval Studies. 1993. Vol. 55. P. 285−385; Martini A. Le fondazioni monastiche di san Domenico di Sora e poteri locali tra fine X e XI secolo//Società e storia. 1999. Vol. 86. P. 693−713. 1447 Cowdrey H.E.J. The Age of Abbot Desiderius. Montecassino, the Papacy, and the Normans in the Eleventh and Early Twelfth Centuries. Oxford, 1983 (на итал. яз.: L’abate Desiderio e lo splendore di Montecassino: Riforma della Chiesa e politica nell ‘Xl secolo. Milano, 1986). См. также: Howe J. Church reform and social change in eleventh-century Italy: Dominic of Sora and his patrons. Philadelphie, 1997. 1448 Sansterre J.M. 1) Recherches sur les heremites du Mont-Cassin et l’érémitisme dans l’agiographie cassinienne//Agiographica. 1995. Vol. 2. P. 57−92;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

32 Morgan E. The Concept of Person in Augustine’s Trinitate//Studia patristica. Vol. XLIII. Louvain, 2006. P. 203. 33 Drobner H. R. Person-Exegese und Christologie bei Augustinus. Leiden, 1986. На Дробнера не раз ссылается и Клаудио Морескини в соответствующих разделах статьи «Персона» (vgl.: Moreschini C. Persona (Prosopon)//Reallexikon fur Antike und Christentum. Teilband 27. Stuttgart, 2016. Col. 318–320). 35 «Ware Eva allein verdammt worden, wenn Adam nicht mit ihr zusammen gesUndigt hatte? Keineswegs, antwortet Augustinus, sondern die beiden ersten Menschen „trugen nicht jeder seine eigene Person“, d.h. hatten nicht getrennte Rollen und Verantwortlichkeiten, sondern sind eine Person, ein Mensch. Und es ist der ganze Mensch, der bestraft wird» (Ibid. S. 122). 36 Aurelius Augustinus, st. De Trinitate. 12.8. Здесь и ниже цитируется по: Augustinus.it. URL: http://www.augustinus.it/latino/index.htm (дата обращения: 10.05.2020). К нашему переводу близок оказывается и английский, например, перевод этого фрагмента (Saint Augustine. On the Holy Trinity. 12.18. Здесь и ниже цитируется по: http://www.augustinus.it/links/inglese/index. htm, дата обращения: 10.05.2020). 39 Подробнее см.: Хондзинский П., прот. Понятие persona в наследии блж. Августина и пер- соналистическая концепция В. И. Несмелова //Вопросы философии. 2018. 7. С. 187–195; ср.: Он же. Критика о. Сергием Булгаковым триадологии блж. Августина//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 11–25. 40 Cp.: Aurelius Augustinus, st. Enchiridion de fide, spe et charitate 11.36; Epistola CXXXVII.3.11; Epistola CLXIX.2.7. 42 Cp: Bavel T. J. van, Bruning B. Die Einheit des ‘Totus Christus’ bei Augustin//AA.VV., Scientia Augustiniana. Studien fiber Augustinus, den Augustinianismus und Augustinerorden, Festschrift A. Zumkeller (Cassiciacum, 30). Wfirzburg, 1975. S. 54; Friedrowicz M. Psalmus vox totius Christi. Studien zu Augustins „Enarrationes in psalmos“. Freiburg; Basel; Wien, 1997. S. 372; Drobner H. R. Op. cit. S. 64; Franz E. Op. cit. S. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Variae», так и в качестве отдельного сочинения; его влияние прослеживается в сочинениях о душе Алкуина, Рабана Мавра , Гинкмара Реймсского и др. 6. «История рода Кассиодоров» (Ordo generis Cassiodororum - CPL, N 909; Usener. 1877. S. 80-81; с эмендациями: MGH. AA. T. 12. P. V-VI; CCSL. 96. P. V-VI; O " Donell. 1979. P. 260-261; Dolbeau. 1982/1983. P. 397-399; Viscido. 1992), сочинение, вероятно, представляло собой краткую генеалогию К. и обзор его учено-лит. деятельности; адресовано другу К.- Флавию Руфию Никомаху Кетегу, консулу 504 г., патрикию и магистру оффиций ( Cassiod. Ordo gen. 1-5); сохранился фрагмент. В 1875 г. А. Хольдер обнаружил в б-ке в Карлсруе рукопись X в. из мон-ря Райхенау (Codex Augiensis. N 106. Fol. 53v.- Carlsruhe. Grand-Ducal Grossherzoglichen Bibliothek), содержащую помимо 2-й кн. «Наставлений» фрагмент утраченного сочинения К. под названием «История рода Кассиодоров», к-рый был впервые опубликован Г. Узенером в 1877 г. Во фрагменте упоминаются родственники К., отличившиеся на лит. поприще - Меммий Симмах и Боэций, и их сочинения (8-20), а также перечисляются занимавшиеся К. гос. посты, его почетные звания и нек-рые лит. труды: сб. «Variae» и «История готов» (21-30). Время написания «Истории рода Кассиодоров» остается предметом дискуссий ( Siniscalco. 1996. P. 225); наиболее вероятным представляется 538 год, после написания сб. «Variae» и до трактата «О душе» ( Cappuyns. 1949. Col. 1368; Fridh. 1981. S. 661; Vessey. 2004. P. 13); или 550 год, во время пребывания К. в К-поле ( Momigliano. 1958. P. 266; O " Donnell. 1979. P. 261). По своему жанру это сочинение наиболее близко к известному труду блж. Иеронима Стридонского «De viris illustribus» ( Milazzo. 1993. P. 179). Следующую группу представляют богословские труды: 7. «Изъяснение псалмов» (Expositio psalmorum - CPL, N 900; PL. 70. Col. 9-1056; CCSL. 97-98), главный богословско-экзегетический труд К. и единственное полное толкование Псалтири на лат. языке после «Enarrationes in Psalmos» блж.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Koch u.a., Gegenwдrmig in Wort und Sakrament, Freiburg 1976, сс. 48_83. 70 См. W. Kasper, Wort und Sakrament, в: W. Kasper, Glaube und Geschichte, Mainz 1970, сс. 285_310. 71 " Wom Wort wird das Sakrament mit der Fulle mechtiger Geistigkeit und vom Sakrament wird das Wort mit der Fulle geistlicher Wirksamkeit erfullt« (Слово наполняет Таинство полнотой мощной духовности, а Таинство наполняет Слово полнотой духовной действенности) (G. Sцhngen, Symbol und Wirklichkeit im Kultmysterium, Bonn 1937, с. 18). 72 См. K. Morsdorf, Kirchenrecht III. Theologische Grundlegung, в: Hth G, Vol. II (Munchen 1970), сс. 484_485, здесь: с. 484. 74 См. H. Schlier, Wort. II. Biblisch, в: HthG, Vol. IV (Munchen 1970), сс. 417_439, особенно сс. 436_438. 76 J. Ratzinger, Theologische Prinzipienlehre. Bausteine zur Fondamentaltheologie, Munchen 1982, с. 50. 77 Термин Charisma встречается одиннадцать раз (LG 12,2; 25,3; 30; 50,1; DV 8,2; AA 3,3_4; 30,11; AG 23,1; 28,1; PO 4,2; 9,3), в то время как производное прилагательное Charismaticus – только три раза (LG 4,1; 7,3; AG 4); детальный анализ этих текстов см. в G. Rambaldi, Uso e significato di «Charisma» nel Vaticano II. Analisi e confronto di due passi conciliari sui carismi, в: Gregorianum 66 (1975), сс. 141_162. 78 См. Pneuma und Institution. Skizzen zur Theologie, Vol. IV, Einsiedeln 1974, сс. 129_130 и сс. 229_233. 79 См. E. Corecco, Battesimo, в Digesto delle Discipline pubblicistiche, под редакцией R. Sacco и др., Vol. II (1987), сс. 213_216. 80 Сравнительное исследование двух понятий – Институции и Конституции – в государственном и в каноническом праве см. L. Gerosa, Carisma e diritto nella Chiesa. Rifflessioni canonistiche sul «carisma originario» dei nuovi movimenti ecclesiali, Milano 1989, сс. 108_179. 81 Тот факт, что конституция Церкви не является застывшей величиной, подтверждается тем, что она гарантируется не верховным судом, а просто содействием Святого Духа, обещанного Христом. См. K. Mцrsdorf, Kirchenverfassung. I. Katholische K., в: LThK, Vol. VI (Freiburg im Br. 1961), coll. 274_277, здесь: coll. 274_275.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 310 г. Максимиан Геркулий, находившийся в отставке в Арелате под формальной защитой К., вновь попытался вернуться к власти и поднял мятеж, объявив о смерти К. Максимиана поддержала лишь незначительная часть гарнизонов Юж. Галлии, но К. был вынужден перебросить на борьбу с ним часть своих сил с рейнской границы. При приближении К. Максимиан бежал из Арелата в Массилию (ныне Марсель). Вскоре жители открыли городские ворота войскам К. Максимиан был захвачен, обвинен в нарушении клятв и оставлен под надзором. В июле 310 г. он покончил жизнь самоубийством, вероятно под давлением К. (XII Panegyrici latini. VI (7).14-20; Lact. De mort. persecut. 29-30, 42; Euseb. Hist. eccl. VIII 13, 17; Idem. Vita Const. I 47; Consularia Constantinopolitana. I//MGH. AA. T. 9. P. 231). Смерть Максимиана стала причиной разрыва между К. и Максенцием, к-рый, несмотря на прежний конфликт с отцом, вскоре после его смерти начал выпуск монет с изображением Максимиана как обожествленного императора. К. первоначально также выражал сожаление о самоубийстве Максимиана, но вскоре распространил сведения о том, что Максимиан уже после его отстранения якобы планировал убийство К. во дворце. Имп. Фавста узнала об этом заговоре, предупредила К., и тот оставил в спальне вместо себя евнуха, которого по ошибке и убил Максимиан. После этого уличенный в преступлении Максимиан был вынужден покончить с собой ( Lact. De mort. persecut. 30). История эта явно недостоверна и похожа на придворный анекдот, но тем не менее использовалась пропагандой К. как оправдание смерти Максимиана и в качестве такового вошла в труд Лактанция. К. также подверг Максимиана damnatio memoriae, приказав уничтожить все изображения и надписи своего умершего тестя. Победа имп. Константина Великого над Максенцием. Гобелен по эскизу П. Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия) Победа имп. Константина Великого над Максенцием. Гобелен по эскизу П. Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия) В апр. 311 г. имп. Галерий издал эдикт о религ. свободе, провозгласив прекращение преследования христиан и их право пользоваться легальным статусом наравне с другими религиями империи. Однако смерть имп. Галерия в мае того же года спровоцировала серию военных столкновений между императорами. Летом Максенций объявил войну К., заявив, что мстит за смерть своего отца. Тем не менее нек-рое время Максенций не вел активных действий, что позволило К. собрать силы, отозвав войска с сев. границ в Юж. Галлию. Зимой 311/2 г. К. заключил союз с Лицинием; состоялась помолвка Лициния и сестры К. Констанции ( Lact. De mort. persecut. 43. 2). В ответ на это Максенций вскоре заключил союз с Максимином Дайей, к-рый правил на Востоке.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010