Поэтому представление летописцев о разрушении требищ прибывшим в Новгород епископом Иоакимом и сокрушении им идола Перуна является, вероятнее всего, попыткой новгородских книжников середины XII в. реконструировать события конца X в., используя существовавшие к тому времени источники – летописный рассказ о крещении киевлян и сведение перечня Новгородских владык о Иоакиме как первом местном епископе. До учреждения митрополии в Киеве, очевидно, были только «корсунские попы», относившиеся, по всей видимости, к Херсонесской епархии Константинопольского Патриархата. Одним из них, несомненно, был Иоаким. Владимир приставил херсонесских священников к построенной им Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве, о закладке которой говорится под 989 г., а об освящении – под 996 г., назначив их главой Анастаса Корсунянина, вероятнее всего, также священника (который по статусу и должен был возглавлять соборный клирос) . В Константинополе после смерти в 991 г. Патриарха Николая Хрисоверга следующий Патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. (занимал кафедру до 998 г.) , что совпадает с летописной датой. При Патриархе Сисинии, вероятнее всего, и был поставлен 1-й русский митрополит, с участием которого были, в свою очередь, хиротонисаны 1-е русские епископы , в том числе, очевидно, Иоаким . Обращает на себя внимание статья ПВЛ 997 г. Князь Владимир в этом году посетил Новгород: «Володимеру шедшю Новугороду по верховьниевое на Печенегы», т. е. за воинами для борьбы с печенегами, напавшими на Белгород . Не мог ли этот визит также быть связан с учреждением Новгородской епископии, требовавшей участия князя для утверждения авторитета архиерея среди новокрещеного народа (ср. ниже о поставлении епископа Луки)? По-видимому, неслучайно это сообщение следует за известием об освящении Десятинной церкви в Киеве, установлении десятины и советах с епископами . Но если так, то 42 года святительства Иоакима, которые указал составитель перечня епископов конца XI в. , должны были закончиться не в 1030, а в 1038–1039 г., что представляется невероятным, учитывая весь комплекс летописных сообщений. Видимо, в отличие от других сведений начальной части списка (о том, что Иоаким был «Корсунянин», о деятельности его ученика Ефрема и т. д.) это сведение носит искусственный характер, и, по всей видимости, основано на существовавшей к концу XI в. летописной хронологии (989+42=1030, учитывая использование «включающего счета») .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ I (II) († 19.09.997), Патриарх Антиохийский (22.01.978 - сент. 996). По происхождению араб. Будучи в сане епископа Веррии ( Халеба ), участвовал летом 976 г. в подборе кандидатур для замещения Антиохийского престола после кончины в Тарсе Патриарха Феодора (970-976). А. повез список кандидатов, куда было включено и его имя, в К-поль на утверждение имп. Василию II (975-1025). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира. Тайно вернувшись в Сирию, А. от имени василевса вошел в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За услуги, оказанные империи, А. был возведен в сан Патриарха Антиохийского (23 дек. 977; канонически утвержден Синодом через месяц). Впосл. он сблизился с доместиком схол Востока Вардой Фокой, тайно поддержав его планы овладеть имп. престолом. После поражения мятежа Фоки (авг. 987 - весна 989) А., пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее причастность Патриарха к мятежу была раскрыта, и в кон. 989 г. его вызвали в К-поль. 7 лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего Патриархата. В сент. 996 г., после настойчивых уговоров императора, А. согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Умер он через год в переданном в его управление к-польском мон-ре Пикридион. А. был не только мастером политических интриг, но и одаренным писателем. Сохранился текст его послания (дек. 978) к Александрийскому Патриарху Илии (963-1000), к-рый оспаривал каноничность избрания А. на Патриарший престол. Ответ А.- образец публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в области церковного права, истории, философии. Это произведение имело большой резонанс; правосл. араб. хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники. Ист.: Cheikho L. Annales Yahia Ibn Said Antiochensis//CSCO. Arab. Ser. 3. Beryt; P., 1909. T. 7; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечение из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 3-11, 24-26, 33-34; Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. С. 349-351, 358-359. Лит.: Schlumberger G. L " épopée byzantine à la fin du Xe siècle. P., 1896. Vol. 1. P. 410-415; P., 1900. Vol. 2. P. 27-30; Grumel. Chronologie. P. 447; Cheynet J. Cl. Pourvoir et contestation à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 31; Todt K. -P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarhat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 645-654. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63100.html

е. в 992 г.; летопись по древнейшему и наиболее авторитетному списку – Лаврентьевскому – помещает это событие под тем же годом;. он говорит, что десятина для десятинной церкви была установлена Владимиром в „девятое лето“ по крещении, т. е. в 996 г.; летопись по всем спискам помещает установление десятины также под 996 г. Только одно указание Иакова не подтверждает 988 г., как год крещения. Он говорит, что Владимир крестилси в „десятое лето“ по убиении Ярополка, случившемся, как сообщает летопись, вскоре после занятия Владимиром Киева“ 238 . Итак, собственно двумя примерами, взятыми из „Похвалы“ Иакова, проф. Соболевский подтверждает, что и этот писатель (по мнению ученого профессора, далеко не древний и не авторитетный) признает 988 год годом Владимирова крещения. Но почему же ученый доктор славянской филологии упустил другие факты из жизни св. князя в христианстве, указанные Иаковом? Последний передает, что Владимир „на другое лето по крещении к порогом ходи, на третье лето Корсунь город взя, на четвертое лето церковь камену святыя Богородици заложи? Пусть о первом из этих событий в летописи не имеется сведений, второе Соболевский признает ошибкой, объясняет невежеством со стороны Иакова, искажением текста первоисточника (справедливо ли это, – увидим несколько ниже), но третье событие – основание десятинной церкви, – об нем находятся сведения и в летописи, почему же оно со стороны ученого профессора обойдено молчанием? В Лаврентьевском списке событие это значится под 989 годом, по Ипатьевскому же списку под 991. Проф. Соболевский признает первый список наиболее авторитетным, 239 след. уверен, что заложение десятинной церкви было в 989 г.; по Иакову, это событие имело место на 4-м году крещения Владимира, следовательно, в котором же году произошло самое крещение св. князя?.. Но допустим, что только одно указание Иакова не подтверждает летописный год крещения св. Владимира, то именно, что св. князь крестился в „десятое лето» по убиении Ярополка. Как же смотрит на этот противоречащий факт проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ МАДИТСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Евфимий Мироточивый, епископ Мадитский Евфимий Мироточивый (+ ок. 989-996), епископ Мадитский , святитель Память 4 мая (Конст. ), 5 мая (Греч. ) Евфимий, сын земледельца Никиты, происходил из селения Епиват во Фракии (ныне Селимпаша, близ Стамбула). Когда в отрочестве он лишился отца, мать отдала его на обучение в один из монастырей Константинополя . Удивляя наставников своими способностями, Евфимий преуспел в науках, но еще более - в добродетелях. Он принял постриг в этом монастыре и после 30 лет строгого подвижничества взял у игумена благословение удалиться в затвор в одно из загородных монастырских владений. Там он провёл четыре года в молчании. О нем узнал Ираклийский митрополит, и по его настоянию Евфимий был рукоположен во иерея , а затем хиротонисан во епископа Мадитского . Святитель Евфимий занимал кафедру в течение 40 лет. Он отличался особой заботой о бедных и милосердием: простил разбойника, отобравшего у него коня, и воров, похитивших зерно из его житницы, отпустил грабителей, обокравших храм, которых местные жители хотели предать казни. Ещё при жизни святой Евфимий прославился чудотворениями: излечил женщину, находившуюся в родильной горячке, исцелил глухонемого и одержимую бесом монахиню. Император Василий II Болгаробойца навестил знаменитого подвижника, и Евфимий предсказал ему победу над Вардой Фокой. Когда святителю исполнилось 80 лет, ему было открыто о грядущей через год кончине. Скончался около 989 - 996 года. Прокажённый, прибывший издалека в надежде получить исцеление от святителя Евфимия, не застал его в живых. В отчаянии он обнял гробницу и стал взывать к святителю как к живому. Когда его помазали маслом от лампады над гробницей святого, он выздоровел. От мощей святителя обильно истекало миро, от которого многие получали исцеление. Кроме того, среди описаний посмертных чудес Евфимия есть рассказы о спасении попавших в шторм и об освобождении греческого воина из болгарского плена.

http://drevo-info.ru/articles/24482.html

Остатки древнего храма выявляют весьма богатое его оформление дорогими материалами: мрамором, позолотой, мозаикой и прочим убранством. Впоследствии над развалинами древнего храма возникает новый, посвященный святому князю Владимиру 20 . Краткое знакомство с остатками древних храмов в Херсонесе убеждает нас во всеобщности характера христианской архитектуры в первохристианские времена и вместе с тем показывает начавшееся разнообразие их архитектурных планов. Следует особо отметить присутствие при храме баптистериев. Сгущенность церковных зданий на месте древнего городища в Херсонесе говорит о расцвете христианства в раннюю пору его возникновения в этих местах. Здесь на заре христианства окончил свою жизнь в ссылке святой Климент, папа Римский. Его святые мощи, равно как и его ученика Фивы, перенес в Киев князь Владимир после своего крещения, последовавшего в конце 989 г. 21 Свеча православия была возжжена у херсонских святынь при многих небесных знамениях: 25 апреля 989 г. было видимо северное сияние, 27 июля появилась комета, стоявшая двадцать дней и предвозвестившая сильное землетрясение, которое и случилось 25 октября. Что происходит в этот период времени на Руси? 22 Сильный подъем веры, оживленное строительство храмов. В 989 г. закладывается Десятинная церковь , оконченная в 996 г.; после нее происходит строительство ряда храмов и, наконец, закладка Святой Софии Киевской в 1037 г. В киевской храмовой архитектуре уже в X–XI вв. сказалось своеобразие национальных черт, по всей вероятности продиктованных принципами деревянного зодчества. Оно нашло выражение в многокупольном завершении храмов. Греческие мастера, попадая на Русь, должны были поневоле считаться с местными традициями, применяться к народным требованиям. «Поэтому всегда получалось так, что даже те произведения, в создании которых греческие мастера принимали деятельное участие, оказывались мало похожими на то, что они выполняли у себя на родине. Вот почему киевская София имеет так мало общего с византийскими церквями. Ее тринадцатиглавие было, несомненно, навеяно образцами деревянного зодчества, которые в еще большей мере определили внешний облик Десятинной церкви, увенчанной двадцатью пятью куполами» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

Действительно, есть основание думать, что хронология „Похвалы “ отличается от летописной. Для убеждения в этом не будем брать во внимание год крещения Владимира, как спорный, не будем ставить его исходным пунктом для определения времени других событий; возьмем иные факты и проследим промежутки между ними по Иакову и по летописи. По Иакову, Владимир „на четвертое лето (по крещении) церковь камену святыя Богородици заложи, а на пятое лето Переяславль заложи“; очень ясно, что основание Переяславля было на другой год заложения десятинной церкви. По летописи же, десятинная церковь заложена или в 989 г. (сп. Радзивилов. и Академич.; в Лаврент. ошибочно в 982 г.) или в 991 (Ипатьев, сп. и друг.); а Переяславль заложен или в 992 г. (Лаврент. сп.) или в 993 (друг. сп.), следоват. или на пятом, или на четвертом, или на третьем году после закладки церкви св. Богородицы. – По Иакову, десятина дана „в девятое лето“ по крещении Владимира, следов. на шестое по основании самой десятинной церкви; по летописи, десятина установлена в 996 г. (по всем спискам), следов. или на восьмом году по заложении церкви Богородицы (от 989 г.) или на шестом (от 991 г.). Очень ясно, что между событиями, следовавшими по крещении св. Владимира, у Иакова не всегда указываются те самые промежутки времени, которые обозначены в летописи, что, кажется, вполне определенно видно на первом из представленных нами примеров; а следоват. и самые события и их хронологию Иаков располагал несколько иначе, чем летопись, и проверка его показаний вторым источником не имеет за себя оснований. Правда, защитники летописи отыскивают в ней и указывают даты, соответствующие хронологическим данным Иакова, подбирают их для доказательства правильности летописного года крещения св. Владимира; но для этого им приходится обращаться то к одному списку, то к другому, брать из одного списка одну дату, из другого – другую, следов., признавать, что в каждом списке есть кое-что справедливое, но есть и указания неточные, но какие же данные – правильные и неправильные, как узнать их, остается неизвестным, и при всем том защитники летописи не могут указать такого списка ее, в котором, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

В отношении к имуществу существует троякий образ жизни (De voluntar. paupert. ad Magnam (Περ κτημοσνης λγος), с. 13. Μ. 1. с. p. 985 Β: ...τριττ ν τ β γωγ): жизнь высшей нестяжательности (τς κρας κτημοσνης), средней (τς μνης) и жизнь вещественная и многостяжательная (τς νλου κα πολυκτμονος, ibid.). Каждый из сих трёх видов жизни имеет свои особенные свойства (ibid. р. 985 С. κστης τ δωμα). Первый род жизни установлен был Богом в раю для первозданного человека, коему повелено было питаться (ibid. с. 13, р. 985 С.) травою сельною ( Быт. 1:29 ). В силу этой заповеди он удовлетворял позыв (ρεξιν) к еде плодами, какие производила сама природа (ibid. с. 15, p. 989 D., 989 А.), а его душа насыщалась ежедневной беседой с Богом (καϑημεριν μιλ. с. 14, р. 988 В.) и созерцанием (ϑεωρ, с. 15, р. 988 D.). Этому беззаботливому (μερμν) образу жизни подражали святые ветхозаветные (Пророк Илия, ibid. с. 17, р. 992 А.) и новозаветные (апостолы – ο τς νας προϑκης κτμονες, с. 21, p. 996 С.) нестяжатели. Они жили для одной души (с. 29, р. 1005 А.: Ο μν γρ πρτοι γιοι ψυχ μν ζων) и Бога, не имели своей собственности, получая от земли необходимое (χρειϑη), что случалось найти (τυχον ερεναι, с. 18, p. 993), или от Промысла Божия имея готовое пищевое продовольствие (с. 17, р. 992 С. ...χειν τομην τν τς τροφς χορηγαν...); житницей, из которой они почерпали необходимое, когда была нужда в нём, для них была воля Божия (с. 29, р. 1005 А.). Таким образом, к свойствам первого образа жизни относятся: высшая нестяжательность ( κρα κτημοσνη), свобода от многосложных мирских забот (с. 20, р. 996 В: ...κοσμικν πηλλαγμνοι πολυπλκων φροντδων), надежда на Бога, питающего святых во благовремении (с. 15, p. 989 В.), чистота жизни друзей Христовых (с. 19. р. 993 В: φλοι τ καϑαρτητι το βου σποδασαν γενσϑαι Χριστο...), ничем мирским не развлекаемая жизнь (с. 20, p. 992 D.: περσπαστος ζω) и служение Богу (с. 20, р. 996 В.), созерцание. Этот образ жизни считался подвижниками высшим ( περχουσα γωγ, с. 29, р, 1005 А.) сравнительно с другими двумя.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

996 А.: τοτο γρ ντικρυς βο λγων ξ γνων ναιρεν τν το δμ μαρταν, κα ο δι τς το Θεο χριτος...); только по уничтожению греха подвигами человек становится способным исполнять заповеди Божии: «Не могу исполнить заповеди, ежели прежде не очищусь подвигами» (р. 989 D.). К числу этих подвигов относятся молитва от всего сердца и несомнительная (р. 1024 А.: ...φνσ (Κριος) σε ν τος πονηρος λογισμος, κατοι λοκαρδως κα νενδοιστως εχμενον, καϑς ερηκας); терпение в борьбе с худыми помыслами, имеющими основание в Адамовом грехе: «ибо сколько кто потерпит, будучи борим, столько и прославится» (р. 1024 А.). Это терпение преподобный Марк называет лжеименным (ψευδνυμος πομον), так как Св. Писание не прославляет людей, одержимых лукавыми помыслами (р. 1024 В.). Из обозначенных замечаний пр. Марка видно, что его противники признаками совершенства, достигаемого посредством подвигов, считали освобождение от страстей (р. 989 АВ. ...δι τ οκ οδαμεν τν ρα τς λευϑερας, καϑ βλπουσιν ο γωνιζμενοι) и совершенное обитание Святого Духа в человеке, очистившимся подвигами от Адамова греха (р. 1009 D.: ρτησις. Этот вопрос лучше и полнее изложен в том греческом тексте, с которого сделан русский перевод. М. 1858,стр. 158). 4) Некоторыми выражениями пр. Марк намекает на то, что его собеседники держались мессалианского мнения, что три божественные ипостаси Отца, Сына и Святого Духа сливаются в одну ипостась и что восприявший совершенного Духа может восприять в Нём всю Троицу. На это мнение указывает вопрос, предложенный Марку, и данный им ответ: «Дух (Святой) есть ли Троица»? (p. 1008 D.). «Мы (отвечает пр. Марк) не говорим так, что Он единолично (μονοπροσπως) есть Троица; но поскольку Он не отделим от Отца и Сына, то посему в Нём исповедуем Троицу по божеству Его. Ибо как в Отце есть Сын и Дух, и опять в Сыне Отец и Дух: так и в Духе есть Отец и Сын, – не слиянием трёх ипостасей (ο συγχσει τν τριν ποστσεων), но единением (τ νσει) одного и того же совета и божества» (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

2514 «πς αυτν κενσας μονογενς Υς κα Θες», De Fide Orthodoxa. Lib. I. PG 94. 793 B; «Οκειοται δ τ νθρπινα Λγος», ibidem. Lib. III. 993 D, 985 B; также: 1028 B; PG 96. 636 C. 2515 «ατς Λγος γενμενος τ σαρκ πστασις», ibidem. Lib. III. PG 94. 985 C, 1025 C, 1027 C, 1029 B. 2516 « σρξ το Κυρου… νυπστατν στιν. ν γρ τ ποστσει το Θεο Λγου πστη», Dialectica. PG 94. 616 B C; «ν τ προπαρχοσ το Θεο Λγου ποστσει πστη μψυχος ατο σρξ, κα ατν σχεν πστασιν», ibidem. 668 B; «καθ’ πστασιν μν τ δ σαρκ ταυτιζμενος», Homilia in Sabbatum Sanctum. PG 96. 612 C; также: PG 94. 1441 B, 1008D – 1009 A, 1013 C, 1017 Β, 1088 B, 1097 A, 1109 C D, 1425 D, 1441 D – 1444 A, 1461 B C, 1464 B, 1477 B; PG 95. 120 C D, 124 C, 189 B C; PG 96. 632 B, 704 B, 712 D, 741 A. 2518 «μαν πστασιν σνθετον το Υο το Θεο», De Fide Orthodoxa. Lib. III. PG 94. 993 C; «ατο σαρκ Θες Λγος καθ’ πστασιν νθη», ibidem. Lib. I. 856 A; также: 793 Α, 948 А, 996 B, 997 B, 1000 С, 1001 B, 1005 A C, 1009 A, 1013 B, 1016 C, 1044 B, 1045 А, 1056 B, 1072 A, 1080 C, 1085 A, 1089 D, 1097 B, 1104 A, 1105 B, 1192 Α, 1236 С, 1449 B C, 1456 C, 1472 C, 1476 D; PG 95. 113 B, 120 D, 124 C, 137 A, 189 C, 233 A; PG 96. 548 D, 613 A, 629 C, 632 B, 704 B. 2519 « καθ’ πστασιν νωσις... ν ν δ προσπ γνωριζμενον», «φυσικ διματα σγχυτ τε κα μεττρεπτα ν αυτ», Dialectica. PG 94. 664 A, 665 А B; также: 989 A, 1009 Α Β, 1096 A, 1161 A, 1428 A, 1469 D; PG 95. 129 A, 136 D, 168 C; PG 96. 545 A B. О природном соединении: PG 94. 669 A B. Севериане, согласно св. Дамаскину, смешивали природное и ипостасное единения. De Haeresibus Liber. PG 94. 749 A, 752 C. 2521 «τς θεας φσεως ποστατικ διματα, τ τε τς νθρωπνης φσεως, τς ατς ποστσεως ποστατικ γνεται», De Duabus Voluntatibus. PG 95. 129 D. 2522 « φσις μν ν τ το Χριστο ποστσει», De Fide Orthodoxa. Lib. III. PG 94. 1008 A; « εδοκσας κατ’ δαν πστασιν σαρκωθναι κα νανθρωπσαι», Homilia II in Dormitionem Β. V. Mariae. PG 96. 749 B; также: PG 94. 993 D – 996 A, 1000 A, 1001 A, 1004 B – 1005 A, 1008 C D – 1009 A, 1012 C, 1013 B, 1069 A B, 1184 C, 1461 C; PG 95. 120 A, 125 A; PG 96. 549 A.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

440 De Fide Orthodoxa. Lib. III//PG 94. 993 C: μαν πστασιν σνθετον το Υο το Θεο; Ibid. Lib. I. 856 A: ατο σαρκ Θες Λγος καθ’ πστασιν νθη; см. также: Ibid. 793 Α, 948 А, 996 B, 997 B, 1000 С, 1001 B, 1005 AC, 1009 A, 1013 B, 1016 C, 1044 B, 1045 А, 1056 B, 1072 A, 1080 C, 1085 A, 1089 D, 1097 B, 1104 A, 1105 B, 1192 Α, 1236 С, 1449 BC, 1456 C, 1472 C, 1476 D; PG 95. 113 B, 120 D, 124 C, 137 A, 189 C, 233 A; PG 96. 548 D, 613 A, 629 C, 632 B, 704 B. 441 Dialectica//PG 94. 664 A, 665 АВ: καθ’ πστασιν νωσις... ν ν δ προσπ γνωριζμενον», «φυσικ διματα σγχυτ τε κα μεττρεπτα ν αυτ; см. также: 989 A, 1009 ΑΒ, 1096 A, 1161 A, 1428 A, 1469 D; PG 95. 129 A, 136 D, 168 C; PG 96. 545 AB. О природном соединении см.: PG 94. 669 AB. Севириане, согласно св. Дамаскину, смешивали природное и ипостасное единения, см.: De Haeresibus Liber//PG 94. 749 A, 752 C. 443 De Duabus Voluntatibus//PG 95. 129 D: τς θεας φσεως ποστατικ διματα, τ τε τς νθρωπνης φσεως, τς ατς ποστσεως ποστατικ γνεται. 444 De Fide Orthodoxa. Lib. III//PG 94. 1008 A: φσις μν ν τ το Χριστο ποστσει; Homilia II in Dormitionem Β. V. Mariae//PG 96. 749 B: εδοκσας κατ’ δαν πστασιν σαρκωθναι κα νανθρωπσαι; см. также: PG 94. 993 D 996 A, 1000 A, 1001 A, 1004 B 1005 A, 1008 CD 1009 A, 1012 C, 1013 B, 1069 AB, 1184 C, 1461 C; PG 95. 120 A, 125 A; PG 96. 549 A. 445 De Fide Orthodoxa. Lib. II//PG 94. 948 BC: μα πστασις, κα ες θλων, ν κα τ θελητν; см. также: 1033 B, 1036 CD, 1048 AB; PG 95. 160 Α, 173 A. 447 De Fide Orthodoxa. Lib. III. 1009 В: τς το Χριστο ποστσεως διατατον δωμα γινσκομεν. 448 Dialectica//PG 94. 529 B: Χριστς δ στιν νυπστατος σοφα τε κα λθεια, ν πντες εσν ο θησαυρο τς γνσεως ο πκρυφοι· ς στιν το Θεο κα Πατρς σοφα κα δναμις. 451 De Fide Orthodoxa. Lib. I//PG 94. 825 A: οδ λγομεν τ εδος ξ ποστσεων, λλ’ ν ποστσεσιν; Contra Jacobitas//PG 94. 1465 D: μις φσεως νθρωπος λγεται, λλ’ ς εδος, οχ ς πστασις; см. также: Ibid. 992 B, 997 A, 1001 C, 1013 A, 1016 C; PG 95. 101 A, 120 D 121 A, 129 B, 132 AD. Об этом см., в частности, в статье А. Жирковой, посвященной понятию «ипостась» у св. Дамаскина: Zhyrkova A. Jh. Damascene’s Conception of Individual: Hypostasis versus Person//Studia Patristica. Peeters, 2012. Vol. LII. P. 377–378.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010