ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Архитектурные традиции православной Руси 10.05.2012 г. История архитектуры православной Руси началась со строительства первой каменной православной Десятинной церкви, возведенной в Киеве примерно в 989-996 гг. Крестово-купольный тип являлся основным стилем при строительстве храмов. В то время происходило массовое обращение в христианскую веру. Новая вера пришла из Константинополя, входящего в состав Византийской империи. Таким образом, архитектурный стиль Византии повлиял на архитектурный стиль православной Руси. Существует мнение, что крещение Руси началось после того, как крещение приняла княгиня Киевская Ольга, попав под влияние православной деятельности братьев апостолов Мефодия и Кирилла. Они занимались просвещением славян на юге Руси. Вскоре крещение принял и князь Владимир, отвергнув, предложенные ему для выбора, остальные веры. В 10-ом веке воздвигаются первые храмы в Киеве, Владимире и Новгороде. В 11-ом веке развиваются монастыри с многофункциональной деятельностью, которые, кроме духовной направленности, являлись центром образования. До 13-го века архитектурные традиции были достоянием стиля киевских мастеров на основе византийского. Нередко прибегали к услугам константинопольских мастеров. То есть в основу первых храмов на Руси легли знания и мастерство греков, византийцев и киевлян. Этот период принято называть домонгольским, так как строительство храмов и церквей шло уверенным темпом до нашествия татаро – монголов. Главным памятником Киевской Руси является киевский Софийский собор. Первоначальный вид собора представлялся пятинефным с 13 главами и 5 апсидами. Собор являлся пирамидальным сооружением с цилиндрическими сводами. Строили собор по системе византийских мастеров рядами из камня и плинфы. Начало архитектурных традиций на Руси сформировалось на трёх основах: архитектура Византии, религиозные каноны и местные возможности (традиции). Например, использование строительного материала зависело от его преобладании в том или ином регионе. Это сейчас можно найти любые стройматериалы на разных порталах о строительстве и перевезти в любой регион. А тогда все зависело от того, что добывается в конкретном регионе. Так в Киевской Руси больше использовали кирпич. В Пскове, Новгороде, в Московском княжестве и во Владимиро-Суздальском преобладало наличие белого камня.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/033arhitektu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАУДЕНЦИЙ [в миру Радим; чеш. Radim; польск. Radzim] (960/70 - между 1006 и 1022), первый архиеп. Гнезненский. Внебрачный сын Славника, князя Либице (Вост. Чехия), сводный брат сщмч. Адальберта , еп. Пражского. Судя по указаниям житий Адальберта, Г. в детстве был неразлучен с братом, возможно, обучался в соборной школе в Магдебурге и покинул Прагу, когда Адальберт вступил в конфликт со своей паствой (988). После этого братья отправились в Рим с намерением совершить паломничество в Св. землю. Вместе с Адальбертом вступил в бенедиктинский мон-рь святых Алексия и Бонифация на Авентине (989), где, вероятно, стал священником. В кон. 996 г. Г. вместе со старшим братом прибыл в Польшу ко двору кн. Болеслава I Храброго . Оттуда в 997 г. Г. отправился в Пруссию, где стал свидетелем мученической смерти Адальберта (23 апр. 997). В житиях сщмч. Адальберта говорится, что в земле пруссов Г. было видение, предсказывавшее мученическую смерть святого, и что именно Г. совершил последнее причастие брата. В 997-999 гг., вероятно, снова находился в Риме в связи с процессом канонизации Адальберта и работал предположительно с папой Сильвестром II над составлением «Большого жития» (Vita Maior) мученика. Осенью 999 г. Г. получил место архиепископа создаваемой в то время митрополии в Гнезно, небесным покровителем к-рой стал сщмч. Адальберт. В дипломе герм. имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. Г. назван «archiepiscopus sancti Adalberti martyris» (архиепископ св. мч. Адальберта). Интронизация состоялась в марте 1000 г. в Гнезно в присутствии польск. кн. Болеслава I, герм. имп. Оттона III и папских легатов. В новую митрополию входили еп-ства Колобжега, Кракова и Вроцлава, в 1012 г. к ней было присоединено Познаньское еп-ство. Сведений о деятельности Г. сохранилось не много. В хронике нач. XVI в. «Quaedam memorabilia» содержится сообщение о том, что при Г. в Польшу приехали 6 монахов из старейшего бенедиктинского мон-ря в Бржевнове (Чехия). В хронике Галла Анонима сохранилось сведение, что Г. «неизвестно, по какому поводу, подверг... всю страну отлучению» (Кн. 1. Гл. 19).

http://pravenc.ru/text/161747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ в Киеве, первый каменный храм Др. Руси, посвящен одному из Богородичных праздников (см. ниже), возведен в 990/1-996 гг. по повелению равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича на Старокиевской горе, вблизи княжеской резиденции. Домонгольский период Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5.30. Л. 67 об.) Освящение Десятинной церкви в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34. 5.30. Л. 67 об.) Археологические исследования Старокиевской горы выявили, что Д. ц. была воздвигнута на месте обширного могильника (обнаружено ок. 150 погребений), создававшегося на протяжении X в. (в погребениях найдены араб. монеты, отчеканенные в 961-976, овальные сканд. фибулы сер.- 2-й пол. X в., оружие и др.). По мнению археолога К. А. Михайлова, храм был построен на «родовом погребальном участке представителей киевского княжеского дома или членов рода Рюриковичей, умерших до официального принятия христианства в 988 г.», чем объясняется «необычная сохранность большого числа пышных языческих захоронений под фундаментами» Д. ц. ( Михайлов. С. 37, 42). Для строительства Д. ц. кн. Владимир в 989 г. отправил послов в К-поль, к-рые привели в Киев «мастеры от Грек» (ПВЛ. С. 54). Данные источника подтверждаются многочисленными греч. граффити, к-рые были заметны на сохранившейся юго-зап. части Д. ц. еще в сер. XVII в. В плане Д. ц. (42 ´ 34 м) вычленяется композиционное ядро - 3-нефный храм с большим (7 ´ 6,5 м) подкупольным квадратом и нартексом. С 3 сторон сооружение было окружено галереями с множеством дополнительных объемов. После исследований кон. 30-х гг. ХХ в. считалось, что эти пристройки появились при св. кн. Ярославе (Георгии) Владимировиче . Однако в ходе архитектурно-археологических исследований 2005-2006 гг. было установлено, что галереи были возведены на рубеже Х и XI вв., при кн. Владимире Святославиче. Д. ц. располагалась в центре архитектурного ансамбля, включавшего неск. каменных построек, возможно, являлась княжеским дворцовым собором. Разрушение большей части фундаментов храма усложняет реконструкцию его первоначального плана и внешнего вида (в наст. время существует 15 реконструкций Д. ц.). Мн. вопросы объемно-пространственного воссоздания собора (количество глав, место расположения лестниц на хоры и др.) остаются нерешенными.

http://pravenc.ru/text/171768.html

кафедра все еще была вдовствующей. Николай Хрисоверг умер в 991 г., а следующий патриарх, Сисиний, был поставлен только в 996 г. В первоначальном тексте грамоты упоминалось об учреждении Русской епископии при патриархе Фотии (858–867, 877–886) (см.: Гл. 4.1). В 988 г. это имело большое значение, так как в 961 г. император Западной Римской империи Оттон I по просьбе княгини св. Ольги послал на Русь епископа Адальберта. Епископ был вскоре изгнан, 734 но вопросы приоритета в обращении Руси в христианство всегда играли большое значение в отношениях Восточной и Западной церквей. Имя патриарха Николая Хрисоверга, при котором в действительности крестился св. Владимир, впервые появляется в сочинениях 1520-х и 1530-х гг. Это «Похвала» князю Владимиру и «Поучение на память иже во святыхъ... князя Владимира», видимо, основанные на одном и том же особом житии князя. «Поучение» было одним из источников жития св. Владимира из Степенной книги 1560-х гг. 735 (см.: Гл. 3.6). В Степенной автор совместил традиционный взгляд и новые знания. Он написал, что сначала Фотий прислал митрополита Михаила, а после его смерти патриарх «Никола Охрисовергис» отправил на Русь Леона. В Никоновской летописи 1530-х гг., составленной под непосредственным руководством митрополита Московского Даниила, эти сведения никак не отразились. В украинской Густынской летописи XVII в. (см.: Гл. 1.1), составитель которой был знаком с «Церковной историей» Ц. Барония (1587–1607), 736 сказано, что «Никола Хрисоферхъ» прислал к Владимиру в 986 г. проповедовать «Кирилла Философа». Может показаться, что тезису об учреждении митрополии после 995 г. противоречит известие о рукоположении в 989/990 г. Новгородского епископа Иоакима Корсунянина. О нем рассказывается в статье 989 г. из Н1 мл. В перечне новгородских владык, помещенном перед основным текстом Н1 мл. по Комиссионному списку, сказано, что он был епископом 42 года. В Первой подборке Новгородской Карамзинской летописи смерть владыки датирована 1030 г. Из перечня известно, что какое-то время кафедра оставалась незанятой, а вместо епископа был его ученик Ефрем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пользуясь противоречиями между польскими и чешскими князьями, имп. Феофано и ее советники смогли привлечь Мешко I в качестве союзника. Польск. князь предоставил им военную поддержку во время походов против полабских славян и чехов (985-987). Шестилетний О. лично принимал участие в кампании 986 г. и получил от Мешко I заверения в преданности. Походы на восток были удачны и позволили укрепить герм. влияние в регионе, хотя полностью вернуть под контроль территории, утраченные после слав. выступления 983 г., уже не представлялось возможным. Удалось ослабить и напряженность на зап. рубеже королевства, дав отпор западнофранк. кор. Лотарю III, а затем и его наследнику, Людовику V Ленивому (986-987), пытавшимся захватить Лотарингию. В 987 г. имп. Феофано заключила мир с новым кор. Гуго Капетом (987-996) - родоначальником династии Капетингов и поддержала его в противостоянии с братом Лотаря III - Карлом, герцогом Н. Лотарингии (977-991), обеспечив тем самым сохранение Лотарингии в составе Восточнофранкского королевства. В 989-990 гг. имп. Феофано совершила поездку в Италию, поводом для к-рой стало посещение могилы мужа в рим. базилике св. Петра на годовщину его смерти (7 дек.). О. был оставлен на попечение доверенного лица - калабрийского грека Иоанна Филагата († 1001 или 1002; антипапа Иоанн XVI в 997-998), к-рый при покровительстве императрицы в 988 г. занял архиепископскую кафедру Пьяченцы. С прибытием имп. Феофано в Италию Адельгейда удалилась из Павии в Бургундию. В Италии, вероятно потому, что сын не сопровождал ее, вдова Оттона II уделяла особое внимание своему имп. статусу, причем в 3 сохранившихся правовых документах этого периода ее имя и титул указаны в муж. роде: «Феофан, император август» (Theophanius imperator augustus - Die Regesten. 1956. S. 507-508; см. также: Klein H. H. Theophanu coimperatrix//Der Staat. B., 1993. Bd. 32. S. 219-244). Поход способствовал укреплению влияния О. как государя в этой части владений его отца и деда, подготовил буд. принятие им имп. титула.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Божественная скрипка Полностью сформировалась современная скрипка лишь в 16 веке, и сегодня до нас она дошла лишь с незначительными изменениями. Именно итальянские мастера придали скрипке существующий облик, и они же первыми организовали несколько школ скрипичного производства, и лишь затем, последовав их примеру, мастера в других странах стали образовывать собственные школы. Стиль одежды «в духе традиций» У каждого народа свои традиции, связанные с бытом, культурой, ремесленничеством и одеждой. Через поколение в поколение передаются национальные костюмы, в которых прослеживается история племен и народностей. Особая самобытность свойственна русской национальной одежде, которая красочно рассказывает о традициях, связанных с праздниками, обрядами, повседневной и боевой жизнью древних славян. Антиквариат - для ценителей истории и традиций Русский антиквариат классифицируют по двум большим группам: дореволюционные и советские предметы. Буквально десять лет назад советские изделия еще не представляли особой ценности. Прежде всего, это объясняется тем, что у большинства людей в то время всевозможные значки, плакаты и музыкальные инструменты были в изобилии. Деревянное зодчество в России Одним из тех российских регионов, где в полной мере проявляет себя раннее русское зодчество, является Брянская область. Здесь в некоторых районах до сих сохранились постройки, которые возводились мастерами, что называется, без единого гвоздя. Архитектурные традиции православной Руси История архитектуры православной Руси началась со строительства первой каменной православной Десятинной церкви, возведенной в Киеве примерно в 989-996 гг. Крестово-купольный тип являлся основным стилем при строительстве храмов. Православный храм: Свет и светильники Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

Ряд ученых признают достоверность рассказа т. н. Иоакимовской летописи о насильственном крещении Новгорода киевским воеводой Добрыней и тысяцким равноап. кн. Владимира Святославича Путятой (см.: Татищев В. Н. История Российская. Л., 1962. Т. 1. С. 112-113). По мнению исследователей, сообщение «Иоакимовской летописи» подтверждается археологическими данными, а именно следами большого пожара 989-990 гг. в Неревском конце Новгорода ( Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев: О возможном источнике Иоакимовской летописи//Русский город: Исслед. и мат-лы. М., 1984. Вып. 7. С. 40-56; Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 130-143; Рапов О. М. Рус. Церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 1988. С. 257-274; Мусин. Христианизация. 2002. С. 97; Азбелев С. Н. К изучению Иоакимовской летописи//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 17; Он же. Устная история в памятниках Новгорода и Новгородской земли. СПб., 2007. С. 22-24). По мнению других ученых, «Иоакимовская летопись» - текст очень позднего происхождения (вероятно, подделка под летопись, произведенная в 1-й пол. XVIII в.) и крайне сомнительно, что в ней могли сохраниться столь ранние сведения (см.: Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; К., 2005. С. 196-245; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2018. С. 10-11 и др.). Маловероятно, что к.-л. рус. епархия могла быть основана ранее возникновения Киевской митрополии. В историографии получило признание мнение, что митрополия на Руси появляется не сразу после Крещения, а к кон. X в. (не позднее 997/8 г., ок. 996/7 г.- Poppe A. Pánstwo i kosció na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 25-33; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Древней Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 23-28). В К-поле после смерти в 991 г. патриарха Николая Хрисоверга следующий патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. и занимал кафедру до 998 г.; не исключено, что именно при этом патриархе и был поставлен 1-й рус. митрополит, к-рый возглавил хиротонии рус.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Статья 3. Закрепляла за церковной организацией в лице киевской Десятинной церкви десятую часть поступлений от централизованной феодальной ренты и других доходов. Святая Богородица – Десятинная церковь , освященная в 996 г. Судя по «Повести временных лет», Владимир передал ей десятую часть от княжеского имения и от княжеских городов и положи написав клятву в церкви сей с проклятьем тем, аще кто сего посудить (оспорит). Десятина не всегда составляла одну десятую часть от княжеских доходов, торговых и судебных пошлин, поступающих в церковь . Статья 4. Ограничивала пределы светской юрисдикции, осуществляемой князем, боярами и судьями князя, вводя церковное судопроизводство. Греческий номоканон – сборник правил церковных соборов IV–VII вв., правил епископов и установлений о Церкви византийских императоров, который был основным источником церковного права в Византии и вспомогательным источником на Руси (в XI–XII вв. в виде древнеславянской Кормчей Ефремовской редакции). Статья 5. Княгиня Анна (ум. 1011) – сестра императоров Василия II и Константина VIII, выданная за князя Владимира (989) по договору об условиях военной помощи Василию. Упоминание ее в Уставе отражает, вероятно, соглашение с ней как представительницей византийского императора – номинального главы восточной православной Церкви – о патронате князя над церковной организацией. Митрополичья кафедра создана в Киеве вскоре после принятия христианства, в 995–996 гг.; первые епископии (в Белгороде, Новгороде, Полоцке и др.) возникли в конце X – начале XI вв. Статья 6. Содержала отказ от вмешательства в церковную юрисдикцию потомков князя, имеющих право на наследование его власти. Статья 7. Определяла действие закона на территориях. Законодатель шел не по линии определения границ государства, а перечислял основные категории населенных пунктов, исключая села. Подчеркивалось, что имеются в виду пункты, где живет христианизированное население. Статья 8. Содержащаяся в статье санкция в духовной форме завершала первоначальный текст Устава. Митрополиту предписывалось периодически собирать епископов на собор (сбор) для решения местных административных и дисциплинарных церковных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

План Десятинной церкви по материалам археологической экспедиции 1937-1939 гг. План Десятинной церкви по материалам археологической экспедиции 1937-1939 гг. Храм был изысканно украшен: стены и своды покрыты фресковой и мозаичной росписью, пол выложен мозаикой и каменными плитами. Мраморные резные плиты предалтарной преграды и ограждений хор, колонны тройных аркад хор, использование местных пород камня - пирофилитового сланца, красного кварцита, известняка - придавали интерьеру собора торжественный вид. Еще в 995/6 г. по повелению князя Д. ц. была поручена Анастасу Корсунянину (являвшемуся, по-видимому, экономом церкви), клир составили священники, пришедшие с кн. Владимиром из Корсуня (Херсонеса); рядом с Д. ц. до посл. трети XI в. на горе был построен двор доместика (ПВЛ. С. 27, 86), что свидетельствует о наличии в соборе хора. В 996 г., после завершения строительства, кн. Владимир вложил в Д. ц. иконы, сосуды, «честные кресты», а также «медяне две капищи и 4 кони медяны, иже и ныне стоять за святою Богородицею, якоже неведуще мнять я мрамаряны суща», вывезенные им после 27 июля 989 г. из Корсуня (Там же. С. 52, 54). После освящения храма кн. Владимир «в тъ день боляром и старцем градским, и убогим раздая именье много» (Там же. С. 55). День освящения Д. ц. праздновался Русской Церковью 12 мая, о чем свидетельствуют записи в древнерус. пергаменных месяцесловах, Прологах и обиходниках ( Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 338). Фрагмент мозаичной кладки пола Десятинной церкви. Кон. X в. (НКПИКЗ) Фрагмент мозаичной кладки пола Десятинной церкви. Кон. X в. (НКПИКЗ) Существует неск. гипотез относительно посвящения храма. Митр. Евгений (Болховитинов) полагал, что Д. ц. была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Данная т. зр. получила поддержку в позднейшей историографии ( Воронин Н. Н. Зодчество Киевской Руси//История рус. искусства. М., 1953. Т. 1. С. 117; Ильин. 1965. С. 266-268; Рапов. 1988. С. 242-244; Кучкин. 1997. С. 178 и др.). Д. ц. называется Успенской в великорус.

http://pravenc.ru/text/171768.html

Активность, напор, известная грубоватость, светская торжественность, репрезентативное начало – все это заведомо чуждо архитектуре Константинополя, пышной, но рафинированной. Параллели этим особенностям русского зодчества можно найти на Западе – среди молодых, неискушенных варварских народов, но, с другой стороны, их можно обнаружить в провинциальной греческой среде, где в меньшей степени культивировалась изощренная и продуманная эстетика византийской столицы, где отношение к образу было более непосредственным. Репрезентация, внешняя зримость и эффектность, декларативность, выпуклая героичность – эти черты роднят русскую архитектуру с западной. В обеих – более активное чувство материи, связанность с предметным миром, обнаженная реалистичность вещного мира, вес, тяжесть. Похожим оказывается и доступно выраженное рациональное начало. Холодноватый греческий интеллект, отстраненность равноощутимы и в рафинированной и спиритуализированной византийской культуре, и в архаичных корах, и в ранних памятниках дорики. Умозрение, созерцательность, строгая дисциплина ума византийцев, впечатление иррациональности, достигаемое продуманными средствами, – все это противоположно не только славянскому, но и западному восприятию. Меньшая структурная четкость, большая рыхлость и расплывчатость форм парадоксально соединяются в русской архитектуре с демонстративностью общей структуры, удостоверенной крупным масштабом. Самая первая постройка великой киевской архитектуры – Десятинная церковь , возведенная князем Владимиром в 989–996 гг., – не сохранилась. Судя по летописным известиям, её возводили греческие мастера (об этом же свидетельствует археология находок), она отличалась большими размерами и роскошью своего убранства. Церковь была разрушена татарами при взятии Киева в 1240 г. и долгое время сохранялась в руинированном состоянии, зафиксированном рисунками XVII–XVIII вв. Однако в начале XIX в., не изучив археологически древнего здания, на её фундаментах возвели новое строение, разрушенное в Великую Отечественную войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010